Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 045838 из МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ)

Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия

Философское мировоззрение

* Рациональное мировосприятие

* Наличие системы доказательств

* Проблемное восприятие мира

* Объяснение мира посредством системы абстрактных понятий

Характеристики философского мировоззрения

* рациональность

* системность

* логичность

* теоретическая оформленность

Роль философии

* ФсФ выступает в качестве теоретической основы мировоззрения

* ФсФ решает проблему познаваемости мира

* ФсФ решает вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей

Базовые философские методы

Методология - система принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической действительности, а так же учение об этой системе

Диалектика - вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий и изменений.

Метафизика - (гр. Meta ta physica - после физики) - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно (ведется поиск абсолютной истины).

Основная функция метода

- внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта

Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности

Основа деятельности:

* сбор фактов

* их постоянное обновление и систематизация

* критический анализ

* синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать

* формулировка в виде законов природы или общества

Научное мировоззрения - отношение к окружающему миру, не противоречит основным принципам научного поиска, опирается на многократно проверенные и подтвержденные истины

Основа - метод (средство, которым знание подвергается проверке)

"Научное мировоззрение содержит истины общеобязательные для всех (в той части, где они не зависят от времени и субъективных точек зрения - совпадают с эмпирической реальностью)" В.И. Вернадский.

Философия науки, ее предмет и задачи

Предмет ф.н. ? общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Одной из важнейших задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Ф.н. развивается вместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки.

Ф.н. как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР.

Как дисциплина, ф.н. испытывает на себе огромное влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок. Однако цель ее - в интегративном анализе и синтетическом подходе к широкому спектру обсуждаемых проблем.

Философа науки интересует научный поиск, "алгоритм открытия", динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности.

Центральная проблема ф.н. - проблемы роста научного знания.

Можно разделить все проблемы ф.н. на три подвида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке. Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и переплетений.

Объект ф.н. составляют:

? формы организации научного знания,

? способы развития науки,

? методы исследовательской деятельности и др.

Функции ф.н.:

1. Философская разработка различных моделей реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свою предметную область.

2. Исследует общие закономерности познания, которые рассматривает как вид деятельности и вид отношений. Это субъективно-объектные отношения; также изучает особенности познания.

3. Философия дает науке общие принципы, нормы и ценности, которые регулируют познавательную деятельность.

4. Методологическая функция. Философия науки предлагает предельно общие методы научных исследований.

5. В рамках философии разрабатываются основания науки, она выполняет логическую функцию, формирует логику исследования.

Предмет. Философия науки пытается ответить на следующие вопросы: что такое научное знание, каковы принципы его организации и функционирования, какие методы использует наука, как развивается знание, чем наука отличается от псевдонауки, каковы формы взаимосвязи научного знания с философией, религиозным сознанием.

Науку можно рассматривать как: 1) наука как специфический тип знания; 2) наука как особый вид деятельности; 3) наука как особый социальный институт.

1) Наука как специфический тип знания

Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной проблемой здесь является выявление тех признаков, которые необходимы для различения научного знания и различных форм вненаучного знания (обыденное знание, искусство, религия, экзистенциальные переживания и т.д.). Критерии научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, теоретическая и/или эмпирическая обоснованность, инструментальная полезность (практическая применимость).

2) Наука как познавательная деятельность

Наука - это когнитивная, познавательная деятельность. Любая деятельность - это целенаправленная, процессуальная, структурированная активность. Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства деятельности. В случае научной деятельности цель - получение нового научного знания, предмет - имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, релевантная подлежащей разрешению научной проблеме, средства - имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации, способствующие решению заявленной проблемы. Известны три основные модели изображения процесса научного познания: 1) эмпиризм; 2) теоретизм; 3) проблематизм.

Согласно эмпиризму, научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о конкретном предмете научного исследования, выдвижение на их основе возможных эмпирических гипотез - обобщений, отбор наиболее доказанной из них на основе ее лучшего соответствия имеющимся фактам.

теоретизм, считающий исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в недрах научного мышления (детерминизм, индетерми­низм, дискретность, непрерывность, определенность, неопределенность, порядок, хаос, инвариантность, изменчивость и т.д.).

проблематизма, наиболее четко сформулированная К. Поппером: наука - это специфический способ решения когнитивных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности. Научная проблема - это существенный эмпирический или теоретический вопрос, формулируемый в имеющемся языке науки, ответ на который требует получения новой, как правило, неочевидной эмпирической и/или теоретической информации.

3) Наука как особый социальный институт

Функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре научно-технической политики общества и государства, а также соответствующей системы законодательных норм. Внутренние ценности науки: универсализм, беспристрастность, отсутствие личной выгоды и т.д.

Одно из важнейших открытий в области исследования науки как социального института: наука не представляет собой какую-то единую, монолитную систему, а представляет собой скорее гранулированную конкурентную среду, состоящую из множества мелких и средних по размеру научных сообществ, интересы которых часто не только не совпадают, но и иногда противоречат друг другу.

Современная наука - это сложная сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений. Все они связаны как между собой, так и с другими мощными подсистемами общества и государства (экономикой, образованием, политикой, культурой и др.).

Философия техники, ее предмет и задачи

Генезис. Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии.

В 1877 г. Эрнст Капп(немец) опубликовал книгу "Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения". В 1898 г. Фред Бон(немец) одну из глав своей книги "О долге и добре" также посвятил "философии техники". В 1898 г. российский инженер Петр Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре "Технический итог XIX века".

Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию.

В 20-е годы XX века американцы создают технологический детерминизм.

Философия техники исследует:

· феномен техники в целом,

· не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом,

· принимает во внимание широкую историческую перспективу.

Как феномен техника выступает не только в виде машин и орудий, но и как технические сооружения и даже техническая среда. К характеристикам техники относятся также знания, используемые в технике, и различные культурные "тексты", в которых обсуждается техника, и техническое поведение людей.

Задачи, которые решает философия техники:

1) осмысление техники, уяснение ее природы и сущности. Была вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной "техногенной цивилизации". Постепенно становится понятным, что кризисы нашей цивилизации - экологический, эсхатологический, антропологический (деградация человека и духовности), кризис культуры и другие - взаимосвязаны. Причем техника и, более широко, техническое отношение ко всему является одним из факторов этого глобального неблагополучия. Именно поэтому нашу цивилизацию все чаще называют "техногенной", имея в виду влияние техники на все ее аспекты и на человека, а также глубинные технические истоки ее развития.

2) это поиск в философии техники путей разрешения кризиса техники, естественно, прежде всего в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов. Эта задача имеет скорее методологическую природу:

Так вот, если философия техники решает указанные здесь две центральные задачи (осмысление природы и сущности техники, а также поиски путей и способов выхода из кризиса, порожденного техникой и техногенной цивилизацией), то ее статус - это скорее не философия, а частная методология, а также междисциплинарные исследования и разработки.

Техника (от греческого технэ - искусство, мастерство, умение) - это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Термин "техника" также означает "способ изготовления чего-либо" - например, техника живописи, техника выращивания картофеля и т.п.

Фред Бон придает понятию "техника" предельно широкое значение. По его словам, к ней относятся "всякая деятельность и, прежде всего, всякая профессиональная деятельность". Бон различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между "техникой" и "не-техникой", поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.

Итак, объектом философии техники являются:

1. технические устройства, артефактовы - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

2. различные виды технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

3. технические знания как феномен культуры - от специализированных рецептурно-технических до научно-технических и системотехнических знаний.

Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний.

Таким образом, философия техники - направление современной философии, призванное исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также их место в человеческой культуре и в обществе, отношение человека и техники, техники и природы, этические, эстетические глобальные и другие проблемы современной техники и технологии.

По лекции:

Предметом философии техники является развитие технического сознания, рефлектирующего этот объект.

Задачи философии техники:

- исследование технического отношения к миру,

- методологические изыскания содержания техники как социально-природного явления, Философия техники не использует методы наблюдения, эксперимент, методы описания и измерения.

- применение логико-эпистемологического анализа техники. Разработка концептуального словоря по философии.

- использование социально - философского анализа техники,

- изучение истории философии техники как науки.

Основные концепции науки и философии техники

Концепции философии науки

Современный, постпозитивистский этап в развитии философии науки связан, как было показано в предыдущем параграфе, с обращением к исторической динамике научного знания и резко возросшим интересом к социокультурным детерминантам познания. Особенно отчетливо эта переориентация философии науки проявилась в 60-х годах ХХ в. на фоне краха логико-методологических программ неопозитивизма. Появляются концепции, претендующие на описание развития научного знания:

• фальсификационизм К.Поппера;

• концепция научных революций Т.Куна;

• концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса;

• эволюционная модель развития научного знания С.Тулмина;

• "анархистская эпистемология" П.Фейерабенда и др.

Рассмотрим эти концепции.

Фальсификационизм К. Поппера

Одним из первых критиков неопозитивизма и, соответственно, представителей постпозитивизма явился Карл Поппер (1902-1994) - английский философ, логик и социолог. Основные сочинения: "Логика научного исследования" (1935), "Предположения и опровержения" (1963), "Объективное знание" (1972), "Логика и рост научного знания" (1983 - это переизданная первая работа плюс некоторые другие). Опубликование в 1959 г. английского варианта его основного методологического произведения "Логика научного исследования" ознаменовало наступление нового, постпозитивистского этапа философии науки. Свою философскую концепцию - теорию роста научного знания, Поппер построил в противовес неопозитивизму, хотя и испытал его влияние. Она получила название критического рационализма, а также - второе название - фальсификационизма. Оба названия взаимосвязаны между собой. Название "критический рационализм" означает возрождение в философии традиций рационализма, однако в отличие от классического рационализма ХVII- ХVIII вв., рационализм Поппера является "тотально критическим", ибо его методом становится рациональная критика, и проявляется она в первую очередь в принципе фальсификации, отсюда второе название его концепции.

В центре внимания критического рационализма К.Поппера находится построение логико-методологической концепции научного знания, разграничение (демаркация) научного знания и ненаучного и определение критериев научности. Решение этой задачи он осуществляет с антипозитивистских позиций. Так, если для позитивизма характерно противопоставление науки и философии ("демаркация между наукой и метафизикой"), то Поппер стремится преодолеть крайности сциентизма и антисциентизма, абсолютное противопоставление научного и философско- мировоззренческого знания, признавая органическую "вплетенность" науки в культуру.

Другой важнейшей идеей Поппера является принцип фаллибилизма (лат. fallibilis - подверженный ошибкам, ненадежный) - признание принципиальной гипотетичности любого научного знания. Если эмпирическая подтверждаемость теории не может быть основанием для установления ее окончательной истинности, то любая научная теория, согласно Попперу, должна рассматриваться как предположение, гипотеза. В таком случае рост научного знания состоит в смене одних гипотез другими и осуществлении их опровержений, в результате чего происходит своеобразное решение научных проблем. Подлинный метод науки - это метод проб и ошибок; а подлинное начало науки - это проблемы и гипотезы: процесс познания начинается не с наблюдений и констатаций фактов, как считали эмпирики-индуктивисты, а с выдвижения догадок, предположений, выдвигающих определенный вариант решения проблемы. Поппер внес большой вклад в философию науки. Прежде всего он изменил ее ориентацию и проблематику. Если неопозитивисты сводили философию науки к логике и методологии, а ее проблематику ограничивали анализом структуры знания и его эмпирического обоснования, то Поппер основной проблемой философии науки сделал проблему развития знания - выдвижения, разработки, проверки и смены научных теорий.

Реализация программы Поппера - создания теории роста научного знания - натолкнулась на серьезные трудности, связанные с абсолютизацией принципа фальсификации, отказом от признания объективной истинности научного знания, конвенционализмом в трактовке оснований знания и отрывом объективного знания от исторически-конкретного познающего субъекта.

Концепция личностного знания М. Полани

Майкл Полани (1891-1976) - английский ученый и философ, один из представителей исторического направления философии науки. Самая известная работа в области философии науки - "Личностное знание". Полани является автором концепции "личностного знания", основная идея которой состоит в преодолении ложного идеала деперсонифицированного научного знания, ошибочно отождествляемого с его объективностью (идеала классической науки). Он против эпистемологии без познающего субъекта (концепции Поппера) и как раз акцентирует внимание на его активности и на культурно-исторической и социальной обусловленности процесса познания. Он вводит в основания науки антропологическую ориентацию и представляет идеал научного знания с учетом его глубоко личностного характера.

Позицию Полани иногда называют "посткритическим рационализмом" (в противовес концепции Поппера). Основные принципы его концепции таковы: 1) науку делают люди, обладающие высоким мастерством; искусству научной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно приобретается лишь в непосредственном общении с учителем, мастером (так наз. "неявное знание"); 2) научные знания имеют "личностный характер" - знания неразрывно связаны с учеными, добывающими их; 3) "личностное знание" науки предполагает интеллектуальную самоотдачу ученого, его страстную заинтересованность в поиске научной истины, внутреннюю веру в науку, в ее ценность.

Концепция научных революций Т. Куна

Томас Кун (1922-1995) - американский историк и философ, один из основателей историко-эволюционистского направления в философии науки. Разработал новую концепцию науки на основе исторического подхода к ее исследованию - концепцию исторической динамики научного знания, выраженную в его знаменитой работе "Структура научных революций" (1962). Концепция Куна сформировалась в полемике с логическим позитивизмом и критическим рационализмом. Ее основная идея заключалась в том, что эпистемологические концепции должны разрабатываться на основе обращения к истории науки.

Кун предложил отказаться от ранее господствовавшего (в неопозитивизме и отчасти критическом рационализме Поппера) образа науки как системы готовых знаний, оформленной по логико- методологическим стандартам и заменить его образом науки как деятельности научных сообществ. Специфика этого образа науки состояла в устранении свойственной неопозитивизму внеисторической логико-методологической характеристики науки и перемещении акцентов на социологические и социально-психологические аспекты научной деятельности. При таком подходе облик науки оказывался зависимым от господствующего в те или иные исторические периоды способа деятельности научного сообщества, названного им парадигмой. Под парадигмой в узком смысле Кун понимает модель (образец) постановки и решения научных проблем, сквозь призму которой ученые видят и объясняют мир, в широком - "дисциплинарную матрицу", совокупность убеждений, ценностей, норм и т.д., которую разделяют члены определенного научного сообщества.

Философский смысл этой модели заключается в критике главной идеи неопозитивистской эпистемологии - убеждения в том, что существуют единственно верные, абсолютные и неизменные критерии научности. Кун объявил эти критерии исторически изменчивыми, относительными: каждая парадигма задает свои стандарты (каноны) научной рациональности. Поэтому демаркационная линия, отделяющая рациональную науку от нерациональных форм познавательной деятельности, устанавливается каждый раз заново с утверждением новой парадигмы.

Работы Куна сыграли важную роль в развитии философии науки, привлекли внимание к истории науки, к деятельности ученых и научных сообществ, стимулировали развитие диалектических представлений о научном познании, акцентировали внимание на социологических и социально-психологических аспектах науковедения. Раскрыв некоторые верные диалектические характеристики развития науки, Кун вместе с тем не смог дать его адекватную картину. Он ошибочно противопоставил элементы относительности и абсолютности, дискретности и непрерывности в развитии научного познания; реалистические моменты и тенденции сочетаются у него с элементами релятивизма, инструментализма, прагматизма.

Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса

Имре Лакатос (1922-1974) - английский философ и историк науки, представитель так называемого методологического фальсификационизма; разработал универсальную концепцию развития науки, основанную на идее конкурирующих научно-исследовательских программ. Основные сочинения: "Доказательства и опровержения", "История науки и ее рациональные реконструкции", "Фальсификация и методология научно- исследовательских программ". Цель своих исследований Лакатос видел в логико-нормативной реконструкции процессов изменения знания и построении логики развития научных теорий на основе тщательного изучения реальной истории науки.

В концепции Лакатоса рост "зрелой" науки трактуется как смена исследовательских программ. Научно-исследовательская программа - это основная единица развития научного знания, представляющая собой последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов. В ее структуру входят:

• "жесткое ядро" - фундаментальные допущения, специфические для данной программы, условно принимаемые за неопровержимые;

• "защитный" (предохранительный) пояс вспомогательных гипотез;

• правила "положительной" и "отрицательной" эвристики.

"Жесткое ядро" представляет собой совокупность фундаментальных принципов, сохраняющихся без изменения во всех теориях данной научной программы. Его сохранность обеспечивается "защитным поясом", состоящим из вспомогательных гипотез. Он защищает "жесткое ядро" от опровержений и может быть модифицирован, частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами. Каждая теория программы (за исключением исходной) возникает как результат добавления вспомогательных гипотез к предыдущей теории. Непрерывность программы обеспечивается особыми нормативными правилами. Правила "положительной" эвристики предписывают, какими путями следовать в ходе дальнейших научных исследований, правила "отрицательной" эвристики говорят, каких путей следует избегать.1

Согласно Лакатосу, в развитии научно-исследовательских программ можно выделить две основные стадии - прогрессивную и регрессивную ("вырожденную"). На прогрессивной стадии "положительная" эвристика активно стимулирует выдвижение новых гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание программы.

Несмотря на ряд бесспорных достижений, Лакатосу не удалось в должной мере отобразить в своей концепции всю сложность реального процесса развития научного познания, реконструировать механизмы формирования исследовательских программ; в ней слишком много схематизма и упрощенности. Его методология применима лишь к отдельным периодам развития науки.

Эволюционная эпистемология С. Тулмина

Стивен Тулмин (1922-1997) - американский философ, представитель эволюционной эпистемологии в постпозитивистской философии науки. В начале 60-х гг. ХХ в. он сформулировал эволюционистскую программу исследования науки, центральной идеей которой явилась идея исторического формирования и функционирования стандартов рациональности, лежащих в основе научных теорий.

Опираясь на идею идентичности биологической эволюции и познавательного процесса, он привносит в философию науки биологизаторские мотивы. Согласно Тулмину, познавательный аппарат человека - это механизм адаптации, развитый в процессе биологической эволюции. Поэтому им используется биологическая терминология: теории называются "популяциями понятий", их сохранение уподобляется процессам "выживаемости" и "мутаций" (инновациям) и т. п. Научная рациональность, а также понимание в науке, по Тулмину, определяется соответствием ее утверждений принятым в научном сообществе стандартам, или "матрицам". То, что не укладывается в "матрицу" понимания, считается аномалией и подлежит устранению в ходе эволюции науки.

Научные теории и традиции, согласно Тулмину, подвержены процессам консервативной сохраняемости ("выживаемости") и инновациям ("мутациям"). "Мутации" сдерживаются факторами критики и самокритики ("естественные и исскуственные отборы"). Поэтому заметные изменения наступают лишь при определенных условиях, когда интеллектуальная "среда" позволяет "выжить" тем теориям, которые больше всего адаптируются к ней. Наиболее важные изменения в науке связаны с заменой фундаментальных научных стандартов ("матриц" понимания). Новое становится реальностью, когда оно принимается коллективно. Механизм эволюции научных теорий предполагает взаимодействие с внутринаучными (интеллектуальными) и вненаучными (социальными, экономическими, политическими и др.) факторами, которые действуют совместно.

"Анархистская эпистемология" П. Фейерабенда

Пол Карл Фейерабенд (1924-1994) - американский философ и методолог науки, получил известность как критик неопозитивизма и критического рационализма; автор "анархистской эпистемологии", часто выступал с "анархистской" критикой современной философии науки.

Фейерабенд утверждает позицию теоретического и методологического плюрализма: существует множество равноправных типов знания, и это обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Концепцию Фейерабенда называют "анархистской эпистемологией", во-первых, из-за отрицания единого универсального метода познания, во-вторых, вследствие убеждения в плюрализме методов: ученые должны руководствоваться принципом "все позволено" ("любые методы хороши", приемлемы). Следование определенному методу и выполнение всех его предписаний, по его мнению, несовместимо с творческой природой познания, с реальной практикой научного исследования. В работе "Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания" (1970) Фейерабенд говорит о принципиальной нерегулируемости познавательного процесса, о неравномерности и хаотичности в развитии научного познания. Он отказывается от понятий истины и объективности знания, подчеркивает относительность критериев рациональности в познании и деятельности.

Случайному, неупорядоченному росту знания, по мнению Фейерабенда, никакая методология не нужна. Научно-познавательный анархизм, считает он, более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на нормы и порядок. Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип "допустимо все". По мнению Фейерабенда, можно выдвигать гипотезы, противоречащие подтвержденным и общепризнанным теориям. Условие совместимости теорий неразумно, поскольку способствует консерватизму. Единообразие подвергает опасности свободное развитие человека1.

В концепции Фейерабенда нашли отражение кризисные моменты в западной философии науки и намечен определенный выход из кризиса, состоящий в расширении предмета и методологического инструментария эпистемологии. Однако чрезмерный релятивизм и познавательный анархизм его концепции не нашли признания в западной философии науки. Западные критики в большинстве своем отмежевались от его идей как несовместимых с академической философией.

Концепции философии техники

Французский социолог Альфред Эспинас (1844-1922) разрабатывает концепцию технологии и праксиологии как философии действия. В книге "Происхождение тех­нологии" (1890) он считает себя последовате­лем философии органопроекции и утверждает, что первоначально органопроекция носила бессозна­тельный характер (её проявления он усматривает в греческих мерах длины: палец, ладонь, пядь, стопа, локоть). Для Эспинаса они имеют божественное происхождение, дар божий: болезни - божья кара, эпидемии - проявление божьего гнева, и поэтому больных лечили религиозными обрядами. Кардинальным образом ситуация меняется лишь благодаря деятельности Гиппократа, когда бо­лезни стали объяснять естественными причинами. Эспинас рассматривает человека как продукт психологиче­ской и социологической проекции, которые его персонифи­цируют. Прикладные искусства не передаются по наследству вместе с особенностями организма. Как продукт опыта и раз­мышления они "прививаются" индивиду "примером и воспи­танием"; тем самым они дают начало науке. Именно этот про­цесс передачи навыков автор называет предметом технологии. Он вводит понятия "праксиология" (от греч. деятельный), которая отражает коллективные проявления воли, продуман­ные и произвольные, самые общие формы действий, и "технология" (от греч. искусство, мастерство, умение и слово, учение), которую он относит к "зрелым искус­ствам", дающим начало науке и "порождающим технологию". В технологии Эспинас видит три существенных особенности, которые следует рассматривать с трёх точек зрения:

1) предполагается производить аналитическое описание явления с учетом конкретных условий его существования (времени, ме­ста, социума);

2) закономерности, условия, причины, предшествовавшие явлению, следует изучать с динамической точки зрения;

3) необходимо применять комбинацию статических и динамических точек зрения, дающих возмож­ность изучать явление во времени: его рождение, апогей и упа­док, которые составляют ритм его существования.

Совокупность этих трех измерений и образует общую технологию.

Американский экономист норвежского происхождения, основоположник и теоретик институционализма Торстейн Веблен (1857-1929) является сторонником технократического преобразования общества с учётом влияния культурных тра­диций социальных институтов. Анализируя природу институционализма (от лат. наставление, понятие восходит к институциям - учебникам римских юристов, дающих системный обзор дей­ствующих правовых норм) он при­ходит к выводу об отставании взглядов людей от изменений в области технологий и производства. В книге "Теория праздного класса" (1899) для преодоления социального "паразитизма" он предлагает произвести технократическую революцию с установлением власти научно-технической интеллигенции (технократии), не допуская, однако, к власти рабочего класса и пред­лагает собственный сценарий этой технократической револю­ции. По его мнению, мощная забастовка инженеров приведёт к параличу старого порядка и вынудит "праздный класс" доб­ровольно отказаться от своей монополии на власть в пользу научно-технической интеллигенции. В "техноструктуре", куда входят инженеры, ученые, менеджеры, акционеры, автор ви­дел движущую силу такой технократической революции, це­лью которой является изъятие собственности от собственника и передача ее в руки технократии.

Американский социолог и политолог Даниел Белл (р. 1919) является автором концепции постиндустриального общества. В книге "Грядущее постиндустриальное общество" он предложил историческую периодизацию обществ: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Постиндустриальный этап начинается в XXI веке. Этот этап связан главным образом с компьютерными технологиями, телекоммуникацией. В его основе лежат четыре инновационных технологических про­цесса:

1) переход от механических, электрических, электромеханических систем к электронным, привел к неве­роятному росту скорости передачи информации;

2) миниатюризация, т.е. значительно изменение ве­личины, "сжатие" конструктивных элементов, проводящих электрические импульсы;

3) дигитализация, т.е. дискретная передача информации посред­ством цифровых кодов;

4) современное программное обеспечение, которое позволяет быстро и одновременно решать раз­личные задачи без знания какого-либо специального языка.

Основным вопросом перехода к постиндустриальному обществу Белл считает успешную реализацию следующих четырех равновеликих факторов:

1) экономическая активность;2) равенство социального и гражданского общества;3) обес­печение надежного политического контроля;4) обеспечение административного контроля.

Д. Белл определяет пять основных проблем постиндустриального общества:

1) слияние телефонных и компьютерных систем связи;

2) замена бумаги (в том числе и ценных бумаг) электронными средствами связи и дистанционным копированием документов;

3) расширение телевизионной службы через кабельные системы, замена транспорта телекоммуникациями с исполь­зованием видеофильмов и систем внутреннего телевидения;

4) реорганизация хранения информации и систем ее за­проса на базе компьютеров и интерактивной информацион­ной сети (Интернет);

5) расширение системы образования на базе компьютер­ного обучения; использование спутниковой связи для обра­зования жителей сельских местностей; использование видео­дисков для домашнего образования.

Он считает информацию средством достижения власти и свободы, что предполагает необходи­мость государственного регулирования рынка информации, т.е. возрастание роли государственной власти и возможность национального планирования. В структуре национального пла­нирования он выделяет такие варианты:

а) координация в области информации (потребности в рабочей силе, капиталов­ложениях, помещениях, компьютерной службе и пр.);

б) моделирование; в) индикативное планирование (стимулировать или замедлить методом кредитной политики).

Белл оптимистически оценивает перспективу мирового развития на путях перехода от "национального общества" к становлению "международного общества" в виде "организо­ванного международного порядка", "пространственно-вре­менной целостности, обусловленной глобальностью коммуникаций".

Американский социолог и футуролог Элвин Тоф­флер (р. 1928) становится одним из авторов концепции "сверхиндустриальной цивилизации". Его основные работы: "Шок будущего" (1970); "Столкновение с будущим" (1972); "Доклад об экоспазме" (1975); "Третья волна" (1980); "Сдвиг власти" (1990). Он утверждает, что человечество переходит к новой технологической революции, пройдя три волны:

1) аграрная цивилизация, которая сменила культуру охотников и собирателейи продолжалась в течение около 10 тыс. лет;

2) индустриальная цивилизация, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования, корпоративизмом, переходом к индустриально-заводской форме организации социума, приведшей к обществу массового по­требления и массовизации культуры;

3) сверхиндустриальная цивилизация (постиндустриальное общество) - результат интеллектуальной революции, где наблюдается огромное разнообразиесубкультури стилей жизни, и которая характери­зующется преодолением дегуманизированных форм труда, фор­мированием нового типа труда и соответственно нового типа рабочего.

Автором концепции техники как производства избыточного становится испанский публицист, общественный деятель и философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Его перу принадлежит книга "Раз­мышления о технике" (1933). Анализируя технику, он указывал на двойственность человека:

1) он отличен от природы,

2) посредством техники он с ней сливается.

Он предлагает периодизацию истории техники на основе взаимоотношений челове­ка к человеку и человека к технике, выделяя три этапа:

1) техника случая - это исторически первая форма су­ществования техники, присущая первобытному обществу и характерная для доисторического человека, которая Она отличается простотой и скудостью исполнения и крайней ограниченно­стью технических действий;

2) техника ремесла - это техника Древней Греции, доимператорского Рима, европейского Средневековья, когда существенно расширяется набор технических действий, усвоение которых требует специальной выучки, а занятие тех­нической деятельностью становится профессией и передает­ся по наследству;

3) техника человека, т.е. машинная техника с техническими устройствами (она берёт своё начало со второй половины XVIII в., когда был изобретен механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта (1743), которая существенно меняет отношения между челове­ком и орудием, где "работает" машина, а человек её обслуживает, становясь придатком машины.

Показать полностью… https://vk.com/doc22691495_450824649
836 Кб, 17 сентября 2017 в 22:33 - Россия, Москва, МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ), 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении