Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 045919 из МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра общей химии

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ

ПО КУРСУ ХИМИИ

НА УЧЕБНЫЙ 20___/20___ ГОД

Студент________________________________________________

Фамилия Имя Отчество

Институт_______________

Группа___________

МОСКВА

УДК 691:54(076.5)

ББК 38.300.64я73

Х46 Составители:

Е.М. Мясоедов, Т.Г. Бельцова, А.А. Корытин

Под редакцией кандидата технических наук, доцента Ю.В. Устиновой

Х46 Химия : журнал лабораторных работ / Мин-во образования и науки Росс. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т., каф. общей химии ; сост. Е.М. Мясоедов, Т.Г. Бельцова, А.А. Корытин / под ред. Ю.В. Устиновой ; Москва : МГСУ. -

Сетевое электронное издание. - Систем. требования: 1,3 ГГц и выше ; RAM 256

Мб ; необх. на винчестере

985 Мб ; Windows XP SP2, 7, 8.

К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, изучившие правила техники безопасности и расписавшиеся в регистрационном листе.

Темы лабораторных работ и номера выполняемых опытов определяются направлением и профилем подготовки студента и указываются преподавателем. Работы нумеруются в порядке их выполнения.

Результаты, полученные в процессе выполнения лабораторной работы, записываются в журнал в виде уравнений реакций. Также в журнал записываются наблюдения при выполнении опытов и выводы, обобщающие результаты проведенных экспериментов.

Пропущенные лабораторные работы независимо от причины должны быть выполнены студентом в присутствии преподавателя в согласованные сроки, но до начала зачетно- экзаменационной сессии.

Выполненная лабораторная работа подписывается преподавателем в день ее выполнения в графе "работа выполнена".

После полного и правильного оформления студентом лабораторной работы и контрольного тестирования по теме работы преподаватель расписывается в графе "работа защищена".

Для студентов 1 курса всех институтов МГСУ. В журнале представлены лабораторные работы по курсу химии

УДК 691:54(076.5) ББК 38.300.64я73

Издание публикуется в авторской редакции

Объем информации

[1,88 Мб] Систем. требования: 1,3 ГГц и выше ; RAM 256 Мб ; необх. на винчестере 985 Мб ; Windows XP SP2, 7, 8.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный строительный университет". Издательство МИСИ - МГСУ.

Тел. (495) 287-49-14, вн. 13-71, (499) 188-29-75, (499) 183-97-95, e-mail: ric@mgsu.ru, rio@mgsu.ru

(c) ФГБОУ ВПО "МГСУ", 2014

Лабораторная работа № __

ПОЛУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ НЕКОТОРЫХ

НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Опыт 1. Получение нерастворимого в воде основания.

В пробирку налейте раствор сульфата магния MgSO4 объёмом 2-3 мл (примерно 2-3 см по высоте пробирки), затем прилейте раствор гидроксида натрия NаОН равного объёма.

Отметьте цвет осадка (_____________________) и напишите уравнение реакции образования нерастворимого в воде гидроксида магния.

MgSO4 + NаОН ?_______________________

Содержимое пробирки энергично встряхните и примерно половину его отлейте в другую чистую пробирку. Затем к одной части прибавьте раствор щёлочи NаОН приблизительно равного объёма, а к другой - хлороводородную (соляную) кислоту HCl объёмом 2-3 мл.

Отметьте свои наблюдения и напишите уравнения протекающих реакций:

(_____________________________________________________________________)

Mg(OH)2 + NaOH ?____________________

Mg(OH)2 + HCl ?______________________________

Вывод.________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Опыт 2. Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств.

В пробирку налейте раствор сульфата хрома (III) Cr2(SO4)3. объёмом 2-3 мл. Затем к раствору соли прилейте чуть-чуть раствора гидроксида натрия NаОН. Если образующийся осадок сразу растворится, добавьте в пробирку ещё немного раствора соли.

Отметьте цвет осадка (______________________) и напишите уравнение реакции образования нерастворимого амфотерного гидроксида.

Cr2(SO4)3 + NаОН ?_______________________

Содержимое пробирки энергично встряхните и примерно половину его перенесите в другую чистую пробирку. Затем к одной части добавьте раствор щёлочи NаОН , а к другой - хлороводородную (соляную) кислоту HCl до растворения осадков.

Отметьте свои наблюдения и напишите уравнения протекающих реакций: (______________________________________________________________________).

Cr(OH)3 + NaOH ? ___________________

Cr(OH)3 + HCl ?______________________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Опыт 3. Получение кислой соли.

В пробирку налейте раствор гидроксида кальция Са(ОН)2 объёмом 4-5 мл и пропускайте через этот раствор углекислый газ из аппарата Киппа до полного исчезновения появляющегося первоначально помутнения раствора (из-за образую-

щегося нерастворимого карбоната кальция и его дальнейшего превращения в растворимый гидрокарбонат кальция).

Аппарат Киппа - лабораторный прибор для получения газообразных веществ. Для получения углекислого газа в него помещают известняк (основным компонентом которого является карбонат кальция) и соляную кислоту.

СаСО3 +HCl?CaCl2+H2CO3

Н2СО3 ? CO2? + H2O

Аппарат Киппа

Напишите уравнения протекающих реакций.

Са(ОН)2 + СО2 ? __________________

СаСО3 + Н2О + СО2 ? _______________

(H2CO3)

Вывод:_________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Ответьте на дополнительные вопросы к опыту.

I. Какие кислоты образуют кислые соли?

________________________________________________________________________

II. Напишите уравнения реакций получения 1) гидрофосфата кальция

CaHPO4 и 2) дигидрофосфата кальция Ca(H2PO4)2 -

а) исходя из гидроксида кальция Са(ОН)2 и ортофосфорной кислоты H3РO4 :

1) __________________ + ______________ ? _____________ + ______________

2) __________________ + ______________ ? _____________ + ______________

б) исходя из фосфата кальция Са3(РO4)2 и ортофосфорной кислоты H3РO4:

1) __________________ + ______________ ? _____________ + ______________

2) __________________ + ______________ ? _____________ + ______________

III. Составьте структурные формулы кислых солей:

гидрофосфат кальция дигидрофосфат кальция

Опыт 4. Получение основной соли.

В две пробирки налейте раствор сульфата меди (II) СuSO4 объёмом по 3-4 мл. В первую пробирку прилейте по стенке 1-2 капли (не более) раствора гидроксида натрия NaOH и содержимое пробирки энергично встряхните.

Напишите уравнение происходящей реакции образования основной соли и отметьте цвет осадка (_______________________).

CuSO4 + NaOH ? ________________________________

Во вторую пробирку прилейте раствор гидроксида натрия примерно равного объёма, энергично встряхните и запишите уравнение происходящей реакции образования основания. Отметьте цвет осадка (_______________________).

CuSO4 + NaOH ? ______________________________

Пробирки с полученными осадками нагрейте на водяной бане. Напишите уравнение происходящей реакции и отметьте изменения при нагревании (______________________________________________________________________).

______________________ ? _______________________

______________________ ? ________________________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Ответьте на дополнительные вопросы к опыту.

I. Какие основания образуют основные соли?

________________________________________________________________________

II. Напишите уравнения реакций получения 1) хлорида гидроксожелеза (III) и

2) хлорида дигидроксожелеза (III) -

а) исходя из гидроксида железа (III) Fe(OH)3 и соляной кислоты HCl:

1) __________________ + ______________ ? _____________ + ______________

2) __________________ + ______________ ? _____________ + ______________

б) исходя из хлорида железа (III) FeCl3 и гидроксида натрия NaOH:

1) __________________ + ______________ ? _____________ + ______________

2) __________________ + ______________ ? _____________ + ______________

III. Составьте структурные формулы основных солей.

хлорид гидроксожелеза (III) хлорид дигидроксожелеза (III)

Фамилия И.О. студента Подпись студента Дата Подпись преподавателя Работа выполнена Работа защищена

Лабораторная работа № __

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ

РЕАКЦИИ ОТ КОНЦЕНТРАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ.

ИЗУЧЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

Опыт 1. Исследование зависимости скорости реакции от концентрации одного из взаимодействующих веществ.

Для точного отмеривания объёмов жидкостей (с использованием градуированных бюреток) надо сначала отметить начальный уровень раствора в бюретке с точностью до 0,1 мл, затем отлить в пробирку раствор до установления уровня, превышающего начальный на необходимый объём.

Реакция выражается уравнением:

Na2S2О3 + H2SО4 ? S? + Na2SО4 + SО2? + Н2О

Образующаяся свободная тонкодисперсная сера, нерастворимая в воде, появляется не сразу, а спустя несколько минут в зависимости от концентрации реагентов и температуры растворов. Выделение серы проявляется сначала в виде едва заметного помутнения, которое затем постепенно усиливается.

Цель опыта - определить время (?), прошедшее от момента смешивания растворов до момента появления едва заметного помутнения, по которому можно судить о скорости реакции v a? ????

В три пробирки налейте из бюреток раствор тиосульфата натрия и дистиллированную воду в соответствии с данными, указанными в таблице с точностью до ? 0,1 мл. Это позволяет получить растворы Na2S2O3 с различными концентрациями.

Затем в три чистые пробирки налейте из бюретки раствор серной кислоты объёмом по 2,0 мл в каждую.

Добавьте содержимое одной из пробирок с кислотой в первый из растворов с тиосульфатом натрия, после чего сразу же встряхните смесь и отметьте время в момент смешивания растворов (с точностью до секунды). Проделайте то же со вторым и третьим растворами тиосульфата натрия. Время в момент смешивания растворов запишите в таблицу.

Наблюдайте за растворами в пробирках, отметьте время в момент появления едва заметного помутнения раствора в каждой из них (с точностью до секунды). Рассчитайте время, условную и относительную скорость реакции в каждом из случаев.

п.п Объём раствора

Na2S2О3

мл Объём воды

мл Объём раст-

вора Н2SО4

мл Время в момент смешивания

растворов Время в момент

появления

помутнения Время реакции

? с Условная скорость

реакции

1 vу ?

? с-1 Относительная скорость реакции vу

vотн ? vу (min)

1 2,0 + 4,0 2,0

2 4,0 + 2,0 2,0

3 6,0 + 0 2,0 (vу (min) - наименьшее из полученных значений условной скорости)

Напишите уравнение закона действующих масс для данной реакции -

а) в общем виде: v ? _____________________

б) для конкретных условий опыта (постоянство концентрации H2SО4): v ? _____________________

По результатам опыта постройте график зависимости относительной скорости реакции от концентрации тиосульфата натрия. Для этого на абсциссе отложите число миллилитров раствора тиосульфата натрия, характеризуя этим его концентрацию (уже сделано), на ординате - величину относительной скорости в выбранном Вами масштабе.

vотн

0 2 4 6 CNaSO2 2 3

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Опыт 3. Исследование подвижности положения химического равновесия при изменении концентрации вещества.

В пробирке смешайте из капельниц растворы хлорида железа (III) FеСl3 и роданида калия KSCN (по 2-3 капли каждого раствора). К полученному окрашенному раствору прилейте дистиллированной воды примерно на три четверти объёма пробирки и тщательно перемешайте.

В системе устанавливается равновесие, соответствующее уравнению:

FеСl3 + 3KSCN ? Fe(SCN)3 + 3KCl

Одним из продуктов указанной обратимой реакции является роданид железа (III) Fe(SCN)3 кроваво-красного цвета.

Содержимое пробирки разделите приблизительно поровну на четыре части.

К первой добавьте 2-3 капли раствора FеСl3 , ко второй - 2-3 капли раствора

KSCN, к третьей - немного кристаллического хлорида калия KCl и встряхните для растворения. Сравните изменения в окраске содержимого каждой пробирки с окраской раствора в оставшейся пробирке. Запишите свои наблюдения в таблицу.

№ пробирки Добавляемое вещество Наблюдения Направление смещения по-

ложения равновесия Изменения концентраций веществ в системе (увеличение - ?, уменьшение - ?)

1 FеСl3 KSCN -

Fe(SCN)3 - KCl -

2 KSCN FеСl3 -

Fe(SCN)3 - KCl -

3 KCl FеСl3 - KSCN - Fe(SCN)3 -

Запишите математическое выражение константы равновесия данной реакции.

Kр ?

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Фамилия И.О. студента Подпись студента Дата Подпись преподавателя Работа выполнена Работа защищена

Лабораторная работа № __

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ В РАСТВОРАХ ЭЛЕКТРОЛИТОВ

Опыт 1. Наблюдение окраски индикаторов в различных средах.

В три пробирки налейте дистиллированную воду (примерно по 1/4 объёма) и добавьте в каждую по 2-3 капли раствора фенолфталеина. Затем в первую пробирку прилейте немного хлороводородной кислоты HCl, а во вторую - немного раствора щёлочи NaOH. Отметьте цвет индикатора в каждой из трёх пробирок и запишите результаты наблюдений в таблицу. Проделайте аналогичные испытания для метилоранжа и универсального индикатора.

Запишите уравнения диссоциации электролитов:

H2O ? _________________

NaOH ? _________________

HCl ? _________________

По таблице цветов универсального индикатора определите величину водородного показателя рН в разных средах и запишите результаты в таблицу.

Среда Цвет индикатора Водородный показатель pH лакмус фенолфталеин метилоранж универсальный индикатор Нейтральная [H+] = [OH-] Фиолетовый Кислая [H+] ? [OH-] Розовый Щелочная

[H+] ? [OH-] Синий

Опыт 2. Исследование подвижности положения химического равновесия при диссоциации слабого электролита.

В пробирку налейте раствор гидроксида аммония NH4OH объёмом 2-3 мл и добавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Полученный раствор ____________________ цвета перемешайте и примерно половину его отлейте в другую пробирку.

В одну из пробирок прибавьте немного сухого хлорида аммония и встряхните до полного растворения. Сравните окраску содержимого пробирок.

Напишите уравнения диссоциации гидроксида аммония и хлорида аммония.

NH4OH ? __________________

NH4Cl ? __________________

Объясните смещение положения химического равновесия диссоциации гидроксида аммония при добавлении хлорида аммония.

Напишите выражение константы диссоциации гидроксида аммония.

Kд ?

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Опыт 3. Исследование направления реакций в растворах электролитов.

а) В одной пробирке смешайте растворы нитрата свинца (II) Pb(NO3)2 и хромата калия K2CrO4 объёмом по 2-3 мл. Напишите уравнение происходящей реакции в трёх формах и отметьте цвет осадка (_______________________).

Молекулярное уравнение:

Pb(NO3)2 + K2CrO4 ? ______________________

Полное ионное уравнение:

_______________________________ ? _____________________________

Краткое ионное уравнение:

_______________ ? _______________

б) В другую пробирку налейте раствор сульфата алюминия Al2(SO4)3 объёмом 3-4 мл и добавьте к нему немного раствора гидроксида натрия NaOH до образования осадка (если образовавшийся осадок сразу растворится, то добавьте немного раствора сульфата алюминия). Укажите цвет осадка (__________________). Запишите уравнение реакции образования амфотерного гидроксида алюминия.

Al2(SO4)3 + NaOH ? ______________________

Напишите уравнения диссоциации молекул амфотерного гидроксида алюминия Al(OH)3 = H3AlO3 по основному и кислотному механизмам:

Al(OH)3 ??????... __________________

H3AlO3 ??????... __________________

Перемешайте, встряхивая, содержимое пробирки и перенесите примерно половину его в другую пробирку. В первую добавьте раствор HСl, во вторую - раствор NаОН до растворения осадков.

Напишите уравнения реакций взаимодействия амфотерного гидроксида алюминия с кислотой и щёлочью в трёх формах:

молекулярное уравнение реакции

Al(OH)3 + HCl ? ______________________

полное ионное уравнение

____________________________ ? __________________________ краткое ионное уравнение

___________________ ? __________________

молекулярное уравнение реакции

H3AlO3 + __NaOH ? ______________________

полное ионное уравнение

__________________________ ? _________________________ краткое ионное уравнение

__________________ ? _________________

Сделайте вывод о направлении протекания реакций в растворах электролитов и о диссоциации амфотерных электролитов в кислой и щелочной средах.

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Ответьте на дополнительные вопросы к этой работе.

1. Дайте определение кислот, оснований и солей согласно теории электролитической диссоциации. Приведите по два примера кислот и оснований, являющихся сильными и слабыми электролитами.

Кислоты_______________________________________________________________

Сильные______________________________Слабые_____________________________

Основания______________________________________________________________

Сильные______________________________Слабые_____________________________

Все растворимые соли - сильные электролиты

2. В структурных формулах NaOH, H2SO4 и NaHСO3 укажите цифрами связи, по которым электролитическая диссоциация проходит полностью (1), частично (2), отсутствует (3).

NaOH H2SO4 NaHСO3

3. Сравните в виде отношения концентрации (моль/л) ионов водорода в водных растворах HCl и CH3COOH при условии, что молярная концентрация и температура растворов одинаковы, но степень диссоциации хлороводорода составляет 92% , а уксусной кислоты - 1,4%.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4. Рассчитайте молярную концентрацию (моль/л):

а) HCl в растворе с рН 3

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

б) NaOН в растворе с рН 12

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Фамилия И.О. студента Подпись студента Дата Подпись преподавателя Работа выполнена Работа защищена

Лабораторная работа № __

ИССЛЕДОВАНИЕ ГИДРОЛИЗА СОЛЕЙ

Опыт 1. Изучение подвижности положения химического равновесия гидролиза соли при изменении температуры.

Налейте в пробирку раствор ацетата натрия NaСН3СОО на 1/4 объёма и добавьте каплю раствора фенолфталеина. Отметьте окраску индикатора (____________________). Напишите уравнение гидролиза ацетата натрия в трёх формах:

NaСН3СОО + Н2О ? ________________________

___________________________ ? ________________________________

___________________ ? ____________________

Нагрейте пробирку на водяной бане. Как изменяется окраска индикатора? Почему? Охладите пробирку водопроводной водой. Что происходит с окраской раствора? Как влияет изменение температуры на положение равновесия гидролиза? Что происходит со степенью гидролиза при нагревании? Запишите ответы на вопросы и вывод.

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Опыт 2. Исследование гидролиза сульфата алюминия.

В пробирку налейте раствор сульфата алюминия Al2(SO4)3 примерно на 1/4 объёма. Затем в пробирку с раствором соли добавьте три капли индикатора метилоранжа. Отметьте окраску индикатора и укажите характер среды в растворе. _______________________________________________________________________ Напишите уравнение гидролиза соли по первой ступени в трёх формах. Сделайте вывод.

Al2(SO4)3 + Н2О ? ________________________

____________________________ ? _________________________________

___________________ ? ___________________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Опыт 3. Исследование взаимного усиления гидролиза солей.

В одну пробирку налейте раствор хлорида железа (III) FeCl3 (на 1/4 объёма), в другую - раствор карбоната натрия Na2CO3 примерно равного объёма. Напишите уравнения гидролиза солей в трёх формах по первой ступени.

FeCl3 + Н2О ? ________________________

________________________ ? ______________________________

___________________ ? __________________

Na2СO3 + Н2О ? ________________________

____________________________ ? ____________________________

___________________ ? _________________

Перелейте содержимое одной пробирки в другую. После смешивания раство-

ров солей ионы Н+ (из раствора _______) реагируют с ионами ОН- (из раствора ________), образуя слабый электролит воду: Н+ + ОН- ? Н2О.

Концентрации ионов - продуктов гидролиза уменьшаются, и равновесие гидролиза смещается вправо - гидролиз усиливается, становятся заметными последующие стадии гидролиза:

FeOHCl2 + Н2О ? _______________________

_____________________________ ? _____________________________

___________________ ? ___________________

Fe(OH)2Cl + Н2О ? ________________________

____________________________ ? ______________________________

___________________ ? ___________________

Заметьте: Fe(OH)3 (раствор) ? Fe(OH)3 (тв.фаза)?

NaHCO3 + Н2О ? _______________________

___________________________ ? ________________________________

___________________ ? __________________

Заметьте: H2CO3 ? H2O + CO2 (раствор), CO2 (раствор) ? CO2 (газ)?

Запишите наблюдения ______________________________________________

и составьте суммарное уравнение произошедшего в опыте.

FeCl3 + Na2СO3 + Н2О ? _____________________________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Фамилия И.О. студента Подпись студента Дата Подпись преподавателя Работа выполнена Работа защищена

Лабораторная работа № __

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ.

ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ КОЛЛОИДНЫХ РАСТВОРОВ

Опыт 1. Получение суспензии мела в воде.

Налейте в пробирку дистиллированную воду (на 1/4 объёма) и прибавьте в неё немного порошка мела. Пробирку несколько раз энергично встряхните для равномерного распределения частиц мела по всему объёму жидкости. Поставьте пробирку в штатив и наблюдайте за изменениями в полученной суспензии.

Какие системы называют суспензиями? Что является в данной суспензии дисперсионной средой, а что - дисперсной фазой? От чего зависит устойчивость суспензии? Запишите ответы на вопросы и вывод.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Опыт 2. Исследование зависимости скорости коагуляции золя гидроксида железа (III) от величины заряда иона-коагулянта.

Коллоидный раствор (золь) гидроксида железа (III) Fe(ОН)3 уже получен полным гидролизом хлорида железа (III) - FeCl3 в кипящей воде. При кипячении образующийся хлороводород удаляется из системы c парами воды, благодаря чему положение равновесия смещается вправо, гидролиз усиливается и идёт до конца: FеCl3 + 3Н2О ? Fe(OH)3 + 3HCl?

Учитывая, что стабилизатором является хлорид железа (III), составьте формулy мицеллы предварительно полученного золя гидроксида железа (III).

Формула мицеллы золя гидроксида железа (III):

(________)m ? n___ ? p____ ? _________

ядро адсорбционный диффузионный слой слой

n??p

гранула м и ц е л л а

Какой по знаку заряд имеют гранулы исследуемого золя? Какие ионы будут вызывать разрушение золя, его коагуляцию - положительные или отрицательные? ________________________________________________________________________

Налейте в три пробирки предварительно полученный золь гидроксида железа (III) примерно на 1/4 объёма в каждую.

В первую пробирку из капельницы добавьте 3 - 4 капли раствора NаС1,

NaCl ? Cl- + Na+,

во вторую 3 - 4 капли раствора Na2SO4,

Na2SO4 ? SO42- + 2Na+, а в третью добавьте 3 - 4 капли раствора Nа3РО4

Na3PO4 ? PO43- + 3Na+

Наблюдайте за происходящими в пробирках явлениями в течение нескольких минут. Какой из электролитов быстрее всего вызывает коагуляцию и чем это можно объяснить?

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Вывод:_________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________ Опыт 3. Получение гидрогеля кремниевой кислоты.

Налейте в пробирку специально приготовленный раствор силиката натрия примерно на 1/4 объёма, затем прибавьте разбавленную хлороводородную (соляную) кислоту (1-2 мл) и энергично перемешайте.

Напишите уравнение реакции в трёх формах и формулу мицеллы образующегося геля, учитывая избыток силиката натрия.

Na2SiO3 (изб) + НCl ? _____________ + ________

_______________________________ ? _____________________________

__________________ ? __________________

Формула мицеллы геля кремниевой кислоты:

___________________________________________________

Объясните схему процесса гелеобразования за счёт образования межмолекулярных и молекулярных связей. Какой по знаку заряд имеют гранулы коллоидных частиц полученного геля?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Фамилия И.О. студента Подпись студента Дата Подпись преподавателя Работа выполнена Работа защищена Лабораторная работа № __

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖЁСТКОСТИ ВОДОПРОВОДНОЙ

ВОДЫ. РЕАГЕНТНОЕ УМЯГЧЕНИЕ ОБРАЗЦОВ ВОДЫ

Опыт 1. Определение карбонатной (временной) жёсткости водопроводной воды титрованием хлороводородной (соляной) кислотой.

Титрование - постепенное добавление (по каплям) раствора реагента контролируемого объёма к анализируемому раствору заданного объёма.

Отмерьте мерным цилиндром (стаканом) порцию водопроводной воды объёмом 100 мл, перелейте её в чистую коническую колбу, добавьте 3 - 4 капли индикатора (метилоранж). Запишите начальный уровень соляной кислоты в бюретке (цена деления - 0,1 мл) и титруйте воду в колбе до точки эквивалентности, т.е. до момента изменения лимонно-жёлтой окраски раствора в оранжевую. При добавлении избытка кислоты окраска раствора станет розовой. В таком случае опыт следует переделать.

Запишите уровень соляной кислоты в бюретке после окончания титрования. По разности уровней определите объём соляной кислоты, израсходованной при титровании.

Вычислите величину карбонатной жёсткости (мэкв/л) воды по формуле:

К VHCl ?СHCl 3 ,

Ж ? ? 10 VH O2

где ЖК - карбонатная (временная) жёсткость воды (мэкв/л),

VHCl - объём раствора HCl, израсходованного для титрования (мл),

СHCl - концентрация HСl в растворе (0,1 экв/л),

VH O2 - объём водопроводной воды, взятой для титрования (мл).

Повторите титрование три раза, запишите полученные результаты в таблицу.

№ пробы VHO2 мл Уровень раствора

HCl до начала титрования Уровень раствора

HCl по окончании титрования VHCl мл Ж iК

мэкв/л 1 100 2 100 3 100

Напишите уравнение реакции при титровании в трёх формах.

Mе(НСО3)2 + 2НСl ? MeCl2 + 2CO2? + 2H2O ( Ме - Ca, Mg, Fe, Mn )

_____________________________ ? ____________________________

______________ ? _____________

Рассчитайте среднее значение карбонатной жёсткости воды по результатам опыта:

( )1 ( )2 ( )3 ЖК ? ЖК ? ЖК ? ЖК ? = ________ мэкв/л.

3 3

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Опыт 2. Определение общей жёсткости водопроводной воды трилонометрическим методом.

Метод основан на использовании реактива, название которого трилон-Б (это органический комплексообразователь - динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты - образует прочные комплексные соединения с ионами жёсткости):

CH2COONa

N

H2С CH2COOH

H2С CH2COOH

N

CH2COONa

Отмерьте в коническую колбу исследуемую водопроводную воду объёмом 50 мл, добавьте дистиллированную воду равного объёма, туда же из бюретки прилейте раствор буферной смеси объёмом 5,0 мл. Прибавьте чуть-чуть порошкообразного индикатора (хромоген чёрный) и круговыми движениями перемешайте содержимое колбы до растворения индикатора и появления светло- фиолетовой окраски раствора. Запишите начальный уровень раствора трилона-Б в бюретке с точностью до 0,1 мл. Медленно по каплям титруйте воду в колбе при постоянном перемешивании до момента изменения окраски раствора в сине- голубую. Запишите уровень раствора трилона в бюретке после титрования. По разности определите объём раствора, израсходованного для титрования.

Вычислите величину общей жёсткости (мэкв/л) воды по формуле:

О VТ ?СТ 3,

Ж ? ? 10 VH O2

где ЖО - общая жёсткость воды (мэкв/л),

VТ - объём раствора трилона, израсходованного для титрования (мл),

СТ - концентрация трилона в растворе (0,02 экв/л),

VH O2 - объём водопроводной воды, взятой для титрования (мл).

Повторите титрование три раза, запишите полученные результаты в таблицу.

№ пробы VHO2

мл Уровень раствора

трилона до

начала титрования Уровень раствора

трилона по окончании титрования VT

мл i

ЖО мэкв/л 1 50 2 50 3 50

Рассчитайте среднее значение общей жёсткости воды по результатам опыта.

Ж( )О1 ? Ж( )О2 ? Ж( )О3

ЖО ? ? = ________ мэкв/л.

3 3 Соответственно, некарбонатная (постоянная) жёсткость воды:

ЖН = ЖО - ЖК = _______ - ________ = _______ мэкв/л

Напишите уравнение реакции взаимодействия трилона-Б с катионом жёсткости Ме2+ (Ме - Ca, Mg, Fe, Mn).

CH2COONa

N

H2С CH2COOH

+ Ме2+ ? + 2Н+ H2С CH2COOH

N

CH2COONa

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Опыт 3. Некоторые реагентные (химические) методы умягчения воды.

Налейте в пробирку водный раствор сульфата магния объёмом около 2 мл, добавьте раствор Са(ОН)2 равного объёма. Что происходит? Напишите уравнение реакции в трёх формах.

MgSО4 + Са(OH)2 ? ____________________________

_______________________________ ? ________________________________

________________ ? _________________

Изменится ли (и как) общая жёсткость воды с учётом диссоциации Са(ОН)2? -

а) при недостатке Са(ОН)2 ___________________________

б) при эквивалентном количестве Са(ОН)2 ____________________________

в) при избытке Са(ОН)2 ____________________________

Профильтруйте содержимое пробирки и к фильтрату добавьте раствор карбоната натрия. Что происходит?

________________________________________________________________________ Напишите уравнение реакции в трёх формах.

CaSО4 + Nа2CO3 ? ____________________________

_______________________________ ? ________________________________

________________ ? _________________

При избытке Са(ОН)2 также происходит реакция:

Ca(ОН)2 + Nа2CO3 ? ____________________________

_______________________________ ? ________________________________

________________ ? _________________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Фамилия И.О. студента Подпись студента Дата Подпись преподавателя Работа выполнена Работа защищена

Лабораторная работа № __

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАКЦИЙ ОКИСЛЕНИЯ-ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Опыт 1. Окислительные свойства перманганата калия в различных средах.

Налейте в три пробирки раствор перманганата калия объёмом по 1-2 мл в каждую. Затем в первую добавьте раствор серной кислоты (2-3 мл), во вторую - ничего, а в третью - раствор гидроксида натрия объёмом примерно 2-3 мл.

Во все три пробирки прилейте раствор сульфита натрия до появления видимых изменений в окраске растворов. Отметьте эти изменения. Расставьте коэффициенты в уравнениях происходящих реакций методами электронного и/или электронно-ионного баланса, укажите окислитель (ок-ль), восстановитель (в-ль), процессы окисления (ок-ние) и восстановления (в-ние).

В кислой среде Наблюдения_______________________________

Метод электронного баланса

__KMnО4 + __Na2SO3 + __H2SO4 ? __MnSO4 + __ Na2SO4 + __ K 2SO4 + __H2O

_________ _________

___ _____ - __e ???? _____ __________________

+

___ _____ + __e ???? _____ __________________

_______________ ????? e _______________

Метод электронно-ионного баланса

__KMnО4 + __Na2SO3 + __H2SO4 ? __MnSO4 + __ Na2SO4 + __ K 2SO4 + __H2O

Ионно-молекулярное уравнение

________________________________ ? ____________________________________

___ ___________ - __e ???? __________ __________________

+ ___ ___________ + __e ???? __________ __________________

______________________________ ????? e ______________________________ В нейтральной среде Наблюдения_______________________________

Метод электронного баланса

__KMnО4 + __Na2SO3 + __H2O ? __MnO2 + __Na2SO4 + __KOH

_________ _________

___ _____ - __e ???? _____ __________________

+

___ _____ + __e ???? _____ __________________

_______________ ????? e _______________

Метод электронно-ионного баланса

__KMnО4 + __Na2SO3 + __H2O ? __MnO2 + __Na2SO4 + __KOH

Ионно-молекулярное уравнение

________________________________ ? ____________________________________

___ ___________ - __e ???? __________ __________________

+ ___ ___________ + __e ???? __________ __________________

______________________________ ????? e ______________________________

В щелочной среде Наблюдения_______________________________

Метод электронного баланса

__KMnО4 + __Na2SO3 + __NaOH ? __Na2MnO4 + __K2SO4 + __H2O

_________ _________

___ _____ - __e ???? _____ __________________

+

___ _____ + __e ???? _____ __________________

_______________ ????? e _______________

Метод электронно-ионного баланса

__KMnО4 + __Na2SO3 + __NaOH ? __Na2MnO4 + __K2SO4 + __H2O Ионно-молекулярное уравнение

________________________________ ? ____________________________________

___ ___________ - __e ???? __________ __________________

+ ___ ___________ + __e ???? __________ __________________

______________________________ ????? e ______________________________

Образующийся в щелочной среде манганат Na2MnО4, окрашивающий раствор в зелёный цвет, быстро разлагается (диспропорционирует) на нерастворимый бурого цвета MnO2 и NaMnO4:

Наблюдения_______________________________

__Na2MnО4 + __H2O ? __NaMnO4 + __MnO2 +__NaOH

________________

Метод электронного баланса

___ _____ - __e ???? _____ __________________

+

___ _____ + __e ???? _____ __________________

_______________ ????? e _______________

Метод электронно-ионного баланса

__Na2MnО4 + __H2O ? __NaMnO4 + __MnO2 +__NaOH

Ионно-молекулярное уравнение

________________________________ ? ____________________________________

___ ___________ - __e ???? __________ __________________

+ ___ ___________ + __e ???? __________ __________________

______________________________ ????? e ______________________________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Опыт 2. Окисление гидроксида железа (II) на воздухе.

Прилейте к раствору сульфата железа (II) объёмом 2-3 мл раствор гидроксида натрия равного объёма. Отметьте цвет образующегося осадка, напишите уравнение реакции.

FeSO4 + __NaOH ? ____________________

Полученный осадок отфильтруйте на бумажном фильтре и наблюдайте изменение цвета осадка на фильтре вследствие окисления влажного гидроксида железа (II) кислородом воздуха в гидроксид железа (III).

Расставьте коэффициенты в уравнении происходящей реакции методом электронного баланса, укажите окислитель (ок-ль), восстановитель (в-ль), процессы окисления (ок-ние) и восстановления (в-ние).

__Fe(OH)2 + __O2 + __H2O ? __Fe(OH)3

Наблюдения_______________________________

___ _____ - __e ???? _____ __________________

+

___ _____ + __e ???? _____ __________________

_______________ ????? e _______________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Фамилия И.О. студента Подпись студента Дата Подпись преподавателя Работа выполнена Работа защищена Лабораторная работа № __

ИССЛЕДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МЕТАЛЛОВ

Опыт 1. Взаимодействие металлов с солями других металлов в водном растворе.

Поместите в пробирку железный гвоздь, предварительно очищенный от следов ржавчины, и прилейте водный раствор сульфата меди (II) объёмом 2-3 мл. Через 5-10 минут слейте раствор и рассмотрите поверхность гвоздя. Отметьте изме-

нения. Fe + CuSO4 ? _______________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Опыт 2. Взаимодействие металлов с некоторыми кислотами различной концентрации.

В вытяжном шкафу налейте в две пробирки концентрированную азотную кислоту объёмом 1-2 мл в каждую. В одну из пробирок опустите гранулу цинка, в другую - обрезок медной проволоки. Что наблюдается?

Запишите уравнения реакций при взаимодействии цинка и меди с концентрированной азотной кислотой. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель (ок-ль), восстановитель (в-ль), процессы окисления (ок-ние) и восстановления (в-ние).

Zn + HNO3 (к) ? _____________________________

Наблюдения_______________________________

___ _____ - __e ???? _____ __________________

+

___ _____ + __e ???? _____ __________________

_______________ ????? e _______________

Cu + HNO3 (к) ? _____________________________

Наблюдения_______________________________

___ _____ - __e ???? _____ __________________

+

___ _____ + __e ???? _____ __________________

_______________ ????? e _______________

Не выполняя практически, запишите уравнения реакций взаимодействия концентрированной серной кислоты с цинком и медью. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель (ок-ль), восстановитель (в-ль), процессы окисления (ок-ние) и восстановления (в-ние).

Zn + H2SO4 (к) ? ZnSO4 + H2S? + H2O

_____ - __e ???? _____ ___

+

_____ + __e ???? _____ ___

_______________ ????? e _______________

Cu + H2SO4 (к) ? CuSO4 + SO2? + H2O

_____ - __e ???? _____ ___

+

_____ + __e ???? _____ ___

_______________ ????? e _______________

Поместите в одну пробирку небольшой образец алюминия, в другую - образец меди. Добавьте в каждую пробирку разбавленную серную кислоту объёмом 1-2 мл. В какой пробирке идёт реакция? Запишите уравнение происходящий реакции, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель (ок-ль), восстановитель (в-ль), процессы окисления (ок-ние) и восстановления (в-ние).

Al + H2SO4 (р) ? _____________________

___ _____ - __e ???? _____ __________________

+

___ _____ + __e ???? _____ __________________

_______________ ????? e _______________

Cu + H2SO4 (р) ? _____________________

Не выполняя практически, запишите уравнения реакций взаимодействия разбавленной азотной кислоты с цинком и медью. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель (ок-ль), восстановитель (в-ль), процессы окисления (ок-ние) и восстановления (в-ние).

Zn + HNO3(p) ? Zn(NO3)2 + N2O? + H2O

_____ - __e ???? _____ ___

+

_____ + __e ???? _____ ___

_______________ ????? e _______________

Cu + HNO3(p) ? Cu(NO3)2 + NO? + H2O

_____ - __e ???? _____ ___

+

_____ + __e ???? _____ ___

_______________ ????? e _______________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Опыт 3. Взаимодействие алюминия с водным раствором щёлочи.

Поместите в две пробирки образцы алюминия и прилейте в одну из них воду, а в другую - водный раствор гидроксида натрия объёмом 1-2 мл. Что наблюдается в каждой пробирке? Запишите уравнения происходящих реакций. Расставьте коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, укажите окислитель (ок-ль), восстановитель (в-ль), процессы окисления (ок-ние) и восстановления (в-ние).

Обратите внимание, что сначала происходит растворение защитной оксидной плёнки на поверхности металлического алюминия в присутствии NaOH (Al2O3 - амфотерный оксид): NaOH + Al2O3 ? _______________________

Лишённый защитной плёнки активный алюминий реагирует с водой:

Al + H2O ? _____________________ (1)

_____ - __e ???? _____ ___

+

_____ + __e ???? _____ ___

_______________ ????? e _______________

Образующийся амфотерный гидроксид алюминия Al(OH)3 = H3AlO3 тотчас взаимодействует со щёлочью, образуя растворимую соль:

NaOH + H3AlO3 ? _______________________ (2)

Суммируем (1) и (2):

Al + NaOH ????H O2 ___________________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Фамилия И.О. студента Подпись студента Дата Подпись преподавателя Работа выполнена Работа защищена Лабораторная работа № __

ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ

Опыт 1. Влияние образования микрогальванических элементов на скорость окисления цинка в кислой среде.

Налейте в две пробирки раствор уксусной кислоты объёмом 2-3 мл в каждую и опустите в них по одной грануле цинка. Затем в одну из пробирок добавьте немного раствора сульфата меди (II). Обратите внимание на изменение интенсивности выделения пузырьков водорода в этой пробирке.

Напишите уравнения реакций, протекающих в каждой пробирке, расставьте коэффициенты. Нарисуйте схему одного из микрогальванических элементов, возникающих в пробирке при добавлении раствора сульфата меди (II). Напишите уравнения анодной и катодной реакций. После окончания опыта промойте цинковые гранулы и положите их в фарфоровую чашку.

В обеих пробирках происходит реакция:

Zn + CH3COOH ? _______________________

Во второй пробирке дополнительно происходит реакция:

Zn + CuSO4 ? ____________________

Схема микрогальванического элемента

анод___ ____ - __e ??? _____

катод___ ____ + __e ??? _____

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________ Опыт 2. Коррозия железа при неравномерной аэрации в нейтральной среде (демонстрационный опыт).

Демонстрируется стаканчик с гелем, загущённым агар-агаром, в который наполовину погружён железный гвоздь. Гель содержит гексацианоферрат железа (III) K3[Fe(CN)6] - реактив на ион Fe2+. В гель добавили несколько капель

фенолфталеина для обнаружения ионов ОН-.

Анодные участки, где железо окисляется и переходит в состояние Fe2+, обнаруживаются по синему цвету образующегося комплекса:

3Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- ? Fe3[Fe(CN)6]2

турнбулева синь

Области, окрасившиеся в розовый цвет, соответствуют катодным участкам, где происходит восстановление кислорода (процесс кислородной деполяризации) с образованием ионов OH-, что обнаруживается по малиновой окраске фенолфталеина.

Отметьте увиденное на картинке, укажите расположение анодных и катодных участков, запишите уравнения электродных процессов.

анод _______ - __e ??? _____

катод __________ + __e ??? _____

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Опыт 3. Моделирование коррозии железа в различных электролитах.

Налейте в три пробирки примерно на 1/4 объёма дистиллированной воды. Затем добавьте в первую пробирку щепотку поваренной соли NaCl, во вторую пробирку немного раствора серной кислоты, в третью - немного раствора гидроксида натрия. Во все пробирки добавьте по 2 капли раствора K3[Fe(CN)6]. Перемешайте содержимое и аккуратно опустите в каждую пробирку по гвоздю, предварительно очищенному наждачной бумагой. Отметьте наблюдаемые изменения содержимого в пробирках. Заполните таблицу. О скорости коррозии железа можно судить по окраске раствора (чем больше ионов Fe2+ образуется в результате окисления железа, тем большей интенсивности будет синяя окраска раствора). Сравнительную скорость коррозии обозначьте цифрами от 1 до 3 (наименьшая скорость - 1, наибольшая - 3).

№ Ионы и молекулы, находящиеся в рас-

творе рН раствора Окраска раствора Сравнительная скорость коррозии 1 Na+, Cl-, Н2О, О2 7 2 Н+, SO42-, Н2О, О2 2 3 Na+, ОН-, Н2О, О2 12

Составьте уравнения реакций на анодных и катодных участках при электрохимической коррозии железа, протекающей в каждой пробирке. После опыта гвозди промойте и сложите в фарфоровую чашку.

Раствор 1

анод Fe ____ - __e ??? _____

катод Fe3C ________ + __e ??? _____

Раствор 2

анод Fe ____ - __e ??? _____

катод Fe3C ________ + __e ??? _____

Раствор 3

анод Fe ____ - __e ??? _____

катод Fe3C ________ + __e ??? _____ Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Опыт 4. Коррозия лужёного и оцинкованного железа.

Налейте в две пробирки дистиллированную воду на 1/4 объёма, в каждую добавьте раствор уксусной кислоты объёмом 1-2 мл и по 2-3 капли раствора K3[Fe(CN)6]. В первую пробирку опустите обрезок белой жести (железо, покрытое слоем олова, - лужёное), в другую - обрезок оцинкованного железа. Наблюдайте, какие изменения произошли с образцами белой жести и оцинкованного железа. Отметьте окраску растворов. Использованные образцы металлов промойте и сложите в фарфоровую чашку. Составьте схемы микрогальванических элементов, учитывая, что процесс коррозии происходит в кислой среде. Напишите уравнения анодных и катодных реакций. Сравните коррозионную стойкость двух исследованных образцов.

Лужёное железо Оцинкованное железо

Схема гальванического элемента Схема гальванического элемента

анод___ ____ - __e ? _____ анод___ ____ - __e ? _____

катод___ ____ + __e ? _____ катод___ ____ + __e ? _____

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Фамилия И.О. студента Подпись студента Дата Подпись преподавателя Работа выполнена Работа защищена Лабораторная работа № __

ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЯЖУЩИХ

МАТЕРИАЛОВ

Опыт 1. Получение кристаллов двуводного гипса.

Налейте в пробирку специально приготовленный раствор серной кислоты объёмом 3-4 мл и прилейте к нему раствор хлорида кальция объёмом 1-2 мл.

Наблюдайте образование кристаллов малорастворимого двуводного сульфата кальция (двуводного гипса) CaSO4?2H2O по уравнению:

H2SO4 + CaCl2 + 2H2O ? CaSO4?2H2O + 2HCl

Вывод._________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Опыт 2. Твердение строительного гипса.

На часовое стекло насыпьте немного порошка строительного гипса. Прилейте немного воды и перемешайте так, чтобы получилась тестообразная масса. Из теста скатайте шарик и оставьте его на стекле. Через некоторое время оцените прочность образовавшегося камня. Напишите уравнение реакции гидратации.

CaSO4?0,5H2O + Н2О ? ____________________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Опыт 3. Получение водной вытяжки портландцемента и определение её ионного состава.

Насыпьте в пробирку немного порошка портландцемента (на 0,5 см от дна). Налейте дистиллированную воду почти до верха пробирки и энергично взболтайте до получения однородной суспензии. Содержимое пробирки отфильтруйте на воронке с бумажным фильтром. Прозрачный фильтрат разделите на две порции. К содержимому одной порции прилейте раствор карбоната натрия, к содержимому другой - каплю фенолфталеина.

В состав портландцемента входят четыре основных минерала:

трёхкальциевый силикат (алит) 3CaO?SiO2 (C3S) двухкальциевый силикат (белит) 2CaO?SiO2 (C2S) трёхкальциевый алюминат 3CaO?Al2O3 (C3A) четырёхкальциевый алюмоферрит 4CaO?Al2O3?Fe2O3 (C4AF)

При взаимодействии с водой каждого из минералов происходят реакции:

____________________ + H2O ? _________________________________

____________________ + H2O ? _________________________________

____________________ + H2O ? _________________________________

____________________ + H2O ? _________________________________

При взаимодействии алита с водой образуется сильное основание - гидроксид кальция, молекулы которого практически необратимо диссоциируют в водном растворе по уравнению:

Ca(OH)2 ? Ca2+ + 2OH-

Ионы Ca2+ можно обнаружить в фильтрате добавлением к нему водного раствора карбоната натрия.

Са(ОН)2 + Na2CO3 ? ___________________

Ионы ОН- придают раствору щелочной характер, фенолфталеин окрашивается в ________________ цвет.

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________ Опыт 4. Частичное растворение и разрушение портландцемента с помощью кислоты. (опыт выполняется в вытяжном шкафу).

Насыпьте в пробирку порошок портландцемента и прилейте на треть объёма пробирки раствор хлороводородной (соляной) кислоты. Через 3-5 минут содержимое пробирки отфильтруйте на воронке с бумажным фильтром. Фильтрат разделите на две части. К одной из них добавьте оксалат аммония (NH4)2C2O4 (для обнаружения ионов кальция), к другой добавьте роданид калия КSCN (для обнаружения ионов железа Fe3+).

При взаимодействии с соляной кислотой каждого из минералов портландцемента происходят реакции:

____________________ + HCl ? _________________________________

____________________ + HCl ? _________________________________

____________________ + HCl ? _________________________________

____________________ + HCl ? _________________________________

Растворимые продукты разрушения цемента в водном растворе находятся в виде ионов:

CaCl2 ? ______ + _____

AlCl3 ? ______ + ______

FeCl3 ? ______ + ______

Ионы кальция Ca2+, перешедшие в раствор, можно обнаружить оксалатом аммония (NH4)2C2O4. При этом ионы C2O42- связывают ионы Ca2+ в нерастворимый в воде оксалат кальция:

Сa2+ + C2O42- ? CaC2O4 ,

Молекулярное уравнение:

CaCl2 + (NH4)2C2O4 ? ___________ + ________

Ионы железа Fe3+, перешедшие в раствор, можно обнаружить роданидом калия KSCN. При этом ионы SCN- реагируют с ионами Fe3+ с образованием родани-

да железа (III), имеющего характерную кроваво-красную окраску. Fe3+ + SCN- ? Fe(SCN)3

Молекулярное уравнение:

FeCl3 + __KSCN ? ___________ + ________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Фамилия И.О. студента Подпись студента Дата Подпись преподавателя Работа выполнена Работа защищена

Лабораторная работа № __

ПОЛУЧЕНИЕ ПОЛИМЕРОВ МЕТОДАМИ ЦЕПНОЙ И СТУПЕНЧАТОЙ

ПОЛИМЕРИЗАЦИИ

Опыт 1. Полимеризация в блоке.

Поместите жидкий стирол объёмом примерно 5 мл в чистую пробирку, добавьте две гранулы перекиси бензоила, перемешайте. Нагревайте содержимое на водяной бане 15 - 20 минут. Наблюдайте постепенное загустевание и отверждение содержимого пробирки.

При нагревании перекись бензоила разлагается на свободные радикалы:

С6Н5СОО-ООСС6Н5 ???T 2С6Н5СОО?

С6Н5СОО? ???T С6Н5? + CO2

Обозначим условно радикал С6Н5? cимволом R?

Механизм радикальной полимеризации -

- cтадия инициирования цепи

? R? + CH2 CH ??? R C H2 CH

C6H5 C6H5 - стадия роста цепи

? R CH2 CH + CH2 C H ? _________________________

C6H5 C6H5

_________________________________________ + CH2 CH ? ...?

C6H5 ?______________________________________________________________

- стадия обрыва цепи

_____________________________ + ____________________________ ?

?______________________________________________________________

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Опыт 2. Получение полиамида на границе раздела двух фаз.

Налейте в пробирку водный раствор гексаметилендиамина (1-2 мл), содержащий карбонат натрия для удаления выделяющегося хлороводорода. Затем осторожно по стенке, чтобы не перемешивалось, прилить раствор хлорангидрида адипиновой кислоты в бензоле. На границе раздела двух несмешивающихся жидкостей сразу образуется плёнка полимера, которую надо поддеть стеклянной палочкой и вытягивать из пробирки с такой скоростью, чтобы образовалась по возможности ровная по толщине нить или плёнка. Образовавшийся полимер промойте несколько раз водой и просушите на воздухе. Напишите уравнение реакции образования полиамида.

HHO O H N(CH2)6N H + Cl C(CH2)4C Cl ????? HCl

????? HCl ___________________________________

______________________________ + ______________________________ ????? HCl

????? HCl ___________________________________________________ ????? HCl ????? HCl ______________________________________________________________...

Вывод._________________________________________________________________

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Фамилия И.О. студента Подпись студента Дата Подпись преподавателя Работа выполнена Работа защищена

Названия распространённых кислот и кислотных остатков

Кислота

Название кислоты Кислотный остаток Название кислотного остатка НAlO2 Метаалюминиевая AlO2- Метаалюминат Н3АlO3 Ортоалюминиевая АlO33- Ортоалюминат Н3ВО3 Ортоборная (борная) 3

ВО3 - Ортоборат Н2В4О7 Четырёхборная 2

В4О7 - Тетраборат НСООН Муравьиная НСОО- Формиат СН3СООН Уксусная СН3СОО- Ацетат HCN Циановодородная CN- Цианид Н2СО3 Угольная 2

СО3 - Карбонат Н2С2О4 Щавелевая 2

С2О4 - Оксалат HF Фтороводородная (плавиковая) F- Фторид НС1 Хлороводородная (соляная) С1- Хлорид НВг Бромоводородная Вг- Бромид HI Йодоводородная I- Иодид НС1О Хлорноватистая С1О- Гипохлорит НClO2 Хлористая ClO2- Хлорит НClO3 Хлорноватая ClO3- Хлорат НС1O4 Хлорная С1O4- Перхлорат НCгО2 Метахромистая CгО2- Метахромит H2CrO4 Хромовая CrO42- Хромат H2Cr2O7 Двухромовая Cr2O72- Дихромат НMnO4 Марганцовая MnO4- Перманганат Н2МnО4 Mарганцовистая МnО42- Манганат НNО2 Азотистая NО2- Нитрит НNО3 Азотная NО3- Нитрат НРО3 Метафосфорная РО3- Метафосфат H4P2O7 Пирофосфорная P2O74- Пирофосфат Н3РO4 Ортофосфорная (фосфорная) РO43- Ортофосфат (фосфат) Н2S Сероводородная S2- Сульфид НSCN Родановодородная SCN- Роданид Н2SO3 Сернистая SO32- Сульфит Н2SO4 Серная SO42- Сульфат Н2S2О3 Тиосерная S2О32- Тиосульфат Н2SiO3 Кремниевая SiO32- Силикат

2 3

Показать полностью… https://vk.com/doc-127770323_442998387
2 Мб, 14 марта 2017 в 17:38 - Россия, Москва, МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ), 2017 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении