Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 045923 из МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ)

Емельянов С.В., студент 4 курса ИЭУИС

Научный руководитель -

Слепкова Т.И., ассистент каф. ОСУН МГСУ

ФГБОУ ВПО "Московский государственный

строительный университет"

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОДРЯДЧИКА

При реализации инвестиционного проекта в строительстве роли и обязанности всех участников процесса, как правило, четко разграничены. Их функции, выполняемые последовательно, взаимно дополняют друг друга. Необходимость такого разделения выверена и подтверждена десятилетиями строительной деятельности.

Две ведущие должности участников строительного процесса - это инвестор и застройщик. Они определяют общую цель проекта, подбирают подходящего заказчика, который является центральным звеном. Тот, в свою очередь, уже выбирает следующих участников - проектировщика и подрядчика. Проектировщик разрабатывает общие архитектурные и объемно-планировочные идеи заказчика и согласовывает их со всеми заинтересованными сторонами. Реализует данный замысел подрядчик или генподрядчик. А обеспечить стройку всеми нужными материалами и оборудованием - задача поставщиков. Так выглядит традиционная схема взаимодействия всех участников процесса строительства, причём каждый из них - самостоятельное юридическое лицо.

Главными действующими лицами являются заказчик и генподрядчик - они организуют и контролируют строительство в целом. В наше время зачастую отсутствуют ярко выраженные границы между участниками процесса. Нередко можно наблюдать совмещение функций инвестора и застройщика, заказчика и генподрядчика. Но при традиционной организации строительства, как правило, функции непосредственного производства берет на себя подрядчик либо генподрядчик. При этом чаще всего подрядчику экономически выгодно возложить частично или полностью выполнение обязанностей по выполнению объема работ на третьих лиц.

В данной статье рассмотрим функции генерального подрядчика и на основании этого разработаем современные методы повышения эффективности работы.

Изучив СП 48.13330.2011 Организация строительства и положение генерального подрядчика в строительстве, можно выделить основные функции:

1. Выбор субподрядчиков для выполнения отдельных видов строительных работ (далее - работ) по согласованию с заказчиком или самостоятельно. Генеральный подрядчик вправе организовать торги в установленном порядке или осуществить выбор субподрядчика путем непосредственных переговоров с ним.

2. Заключение договоров субподряда с субподрядчиками в установленном порядке.

3. Координация работы всех субподрядчиков, участвующих в строительстве объекта.

4. Передача субподрядчикам согласованной, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, документов на геодезическую разбивочную основу и разрешений на выполнение специальных работ, если требуется согласие соответствующих организаций (взрывные работы, прокладка кабеля и другие) в части относящейся к видам выполняемых ими работ, в сроки, установленные договором субподряда, когда эти функции являются предметом договора.

5. Составление с участием субподрядчиков и утверждение по согласованию с ними: - графиков производства работ; - графиков поставки строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования.

6. Осуществление контроля и надзора за соответствием объемов, стоимости и качества, выполняемых субподрядчиками работ, проекту, строительным нормам, стандартам и договору субподряда. При этом генеральный подрядчик имеет право в любое время проверить ход и качество работ и используемых субподрядчиком материалов, изделий, конструкций и оборудования, не вмешиваясь в его оперативно-хозяйственную деятельность. В случае систематического нарушения ими требований проекта, строительных норм и стандартов генеральный подрядчик имеет право приостановить производство работ до устранения всех выявленных недостатков.

7. Обеспечение строительной готовности объекта, конструкций и отдельных видов работ, которые необходимы для производственной деятельности субподрядчиков, являющихся предметом договора субподряда, передача по акту фронта работ, позволяющее им беспрепятственно выполнять работы, возложенные на них договором строительного подряда.

8. Принятие от субподрядчика законченных видов работ и оплата их в порядке, установленном договором субподряда.

9. Определение обязанностей субподрядчика по поставке строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, необходимых для производства выполняемых им работ.

10. Организация презентации квартир-эталонов, материалов, изделий, конструкций, видов работ, сантехнического и электротехнического оборудования при строительстве жилых и общественных зданий.

11. Оказание субподрядчикам услуг, определенных по соглашению между ними и зафиксированных в договоре субподряда, в частности: - предоставление временных зданий и сооружений; - обеспечение работников субподрядных предприятий культурно-бытовым обслуживанием наряду со своим персоналом; - обеспечение в соответствии с проектом организации строительства электроэнергией, водой, паром, газом и другими ресурсами, необходимыми для выполнения субподрядных работ; - пожарно-сторожевая охрана строительной площадки; - предоставление возможности использования грузоподъемных и транспортных средств; - обеспечение сохранности, завезенных субподрядчиками на строительную площадку материалов, изделий, конструкций, оборудования, строительных машин и другого имущества, а также сданных субподрядчиками законченных строительных работ до сдачи объекта заказчику; - обеспечение безопасных условий работы на строящемся объекте и принятие мер общего характера по технике безопасности и пожарной безопасности (устройство ограждений, защитных козырьков и сеток, ограждение люков и отверстий и другие); - другие услуги, предусмотренные в дополнительных условиях договора субподряда.

12. Выполнение иных функций, предусмотренных нормативно-техническими документами и договором субподряда.

Таким образом, предлагаю три шага повышения эффективности работы генерального подрядчика:

Шаг №1: Подход к организации контроля качества строительства,

Шаг №2: Использование новейших технологий для строительно- монтажных работ,

Шаг №3: Стратегический менеджмент.

И прежде, чем представить первые шаги на пути повышения эффективности, предлагаю ознакомиться с тем, что уже сделано со стороны государства для улучшения жизни генерального подрядчика.

Что сделано?

Объединение административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ) объявляет об изменении порядка оформления ордеров на производство земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве. С 01 августа 2015 года вступают в силу постановления правительства МОСКВЫ №299-ПП, №284-ПП и №283-ПП от 19.05.2015, содержащие ряд фундаментально новых положений.

Во-первых, указанные нормативные правовые акты конкретизируют виды и целевое назначение работ, которые генподрядчик может проводить при наличии ордера ОАТИ. Четко определено, что ордер выдается на три вида работ: производство земляных работ, установку временных ограждений и размещение временных объектов. Документами определены 17 целей, для реализации которых генподрядчик может получить ордер ОАТИ (примеры: прокладка инженерных сетей, инженерно-геологические изыскания и др.).

Во-вторых, новые правовые акты значительно упрощают оформление ордера. Число документов, подаваемых заявителем, сократилось с 30-ти до 8-ми (для всех видов ордеров). Еще 10 документов ОАТИ получает самостоятельно по системе межведомственного взаимодействия. Число согласований уменьшилось с 8-ми до 2-х: в случае занятия строительными работами проезжей части и (или) тротуаров необходимо согласование Департамента транспорта, а в случае ведения земляных работ с заглублением более 0,5 м - согласование ГУП "Мосгоргеотрест".

Отдельную сложность ранее представляла процедура закрытия ордера. После завершения работ и восстановления благоустройства застройщик должен был собрать 14 различных документов. Сегодня предоставление 11 из них полностью отменено. Закрытие ордера возможно на основании одной только заявки и в некоторых случаях при выполнении 2 условий:

- сдачи исполнительной документации в ГУП "Мосгоргеотрест" (в случае прокладки коммуникаций и строительства подземных частей зданий и сооружений), отчета о результатах инженерных изысканий (в случае их проведения);

- восстановления постоянной схемы движения транспорта и пешеходов в случае ведения работ с занятием проезжей части).

И даже информацию о выполнении этих условий ОАТИ будет получать самостоятельно по системе межведомственного взаимодействия.

Третье нововведение связано с внешним видом строительных площадок и прилегающих к ним территорий. С 1 августа 2015 года устанавливаются единые требования к строительным ограждениям, временным объектам, освещению стройплощадки, дорожным знакам и указателям при проведении работ на проезжей части. При оформлении ордера застройщику будет предложено выбрать проект ограждения из альбома типовых решений - таким образом, в городе вводится единообразное оформление строительных площадок.

Что возможно предложить?

Шаг №1: Подход к организации контроля качества строительства.

Обеспечить правильность процесса контроля можно только при жесткой регламентации и формализации контроля качества строительных работ и услуг, их документарного оформления.

Организация строительного контроля генерального подрядчика представлена на схеме (см. рис. 1).

Контроль качества продукции и услуг в строительстве является составной частью системы управления рисками. Эффективность процесса напрямую зависит от результативности, своевременности, качества, профессионализма и компетентности проведения персоналом всех составляющих подпроцессов, обеспечение персонала необходимыми ресурсами. Кроме того, с учетом специфики работы службы контроля качества (СКК) генерального подрядчика, эффективность ее деятельности напрямую зависит от административной независимости от производственного блока внутри компании. Такая независимость может быть обеспечена только путем подчинения службы первому лицу компании или его заместителю, который не курирует производственный блок.

Эффективность функционирования службы контроля качества невозможна при отсутствии в компании политики обеспечения качества, нивелирующей отрицательное влияние организационных факторов. Положительным фактором деятельности СКК является сертификация системы менеджмента качества компании в одной из систем сертификации ISO 9000.

Следует только учитывать, что целью работы компании в сфере контроля качества работ является функционирование системы менеджмента, обеспечивающее реализацию политики в области качества компании, а не ее сертификация. СКК генерального подрядчика должна иметь подразделение в центральном офисе, а также представителей, при необходимости - отделы, службы, во всех территориальных подразделениях. Генеральный подрядчик обязан закрепить локальными нормативными актами ответственных за строительным контролем на каждом объекте. Количество сотрудников изменяется в зависимости от объемов строительно-монтажных работ (СМР), а также структуры объекта. Руководитель и специалисты СКК должны соответствовать требованиям, установленным законодательством: быть аттестованными, иметь квалификационные удостоверения, опыт работы по обеспечению качества строительстве не менее 5 лет и соответствовать другим необходимым требованиям в зависимости от видов выполняемых работ. Функции и полномочия СКК должны подтверждаться локальными нормативными актами генподрядчика, регламентирующими его деятельность. В деятельность СКК генподрядчика заложено противоречие: она должна контролировать работы, выполняемые сотрудниками своей компании, и одновременно контролировать работы, выполняемые субподрядчиками, предъявляя в обоих случаях одинаковые требования к качеству выполняемых работ Один из методов снятия этого противоречия - организация системы инспекционного контроля. Рассмотрим описание инспекционного контроля (инспекционных проверок) генподрядчика. Целью инспекционного контроля (инспекционной проверки) является контроль генподрядчика за деятельностью своих территориальных подразделений, выполняющих работы собственными силами, и субподрядчиков по обеспечению качества выполнения работ и деятельности служб контроля качества. Периодичность инспекционного контроля (инспекционной проверки) определяется локальными нормативными актами генподрядной организации, но не реже одного раза в полугодие. Генеральный подрядчик может проводить внеплановые инспекционные проверки.

Система оценки деятельности подрядчиков, которая иллюстрируется приведенной схемой (рис. 3). С целью оценки качества работы генподрядчик готовит исходные данные и представляет материалы заказчику для определения оценки его деятельности в соответствии с "Критериями оценки подрядных организаций, осуществляющих производство строительных работ на объектах капитального строительства". Периодичность представления данных для объектов с нормативным сроком строительства по проекту организации строительства (ПОС) составляет:

- менее года - в середине строительства;

- год и более - 1 раз в полугодие.

Генподрядчик после окончания строительства готовит исходные данные для обобщения и заполнения заказчиком "Анкеты удовлетворенности потребителя".

Качество работ оценивается по объекту строительства в рамках договора. Оценки, полученные по результатам технического аудита, в обязательном порядке учитываются при оформлении "Анкеты удовлетворенности потребителя". В случае работы генподрядчика на нескольких объектах заказчика, оценка в целом выводится как среднее арифметическое значение показателей оценочных баллов по каждому договору.

Оценка деятельности генподрядчика осуществляется более чем по 140 показателям, из которых 30 связаны с экологическими требованиями.

В случае оценки "неудовлетворительно" заказчик вправе направить претензию генподрядчику либо обратиться в суд в соответствии с условиями договора. Оценка качества работы субподрядчиков осуществляется на основе специально разработанных критериев. Указанные критерии должны являться обязательным приложением к договору подряда между генподрядчиком и субподрядчиком. Оценка качества выполняемых субподрядчиками работ производится в соответствии с критериями оценки по балльной системе. Качество выполняемых субподрядчиком работ оценивается ежемесячно и признается "удовлетворительным" или "неудовлетворительным" в зависимости от полученной суммы оценочных баллов. Оценки деятельности субподрядчиков необходимо детализировать в зависимости от вида объектов, линейной части трубопроводов или наземных сооружений и выполняемых работ минимум по 6 показателям, в том числе в соответствии с "Рекомендациями по определению показателя качества (уровня брака) сварочных работ подрядных организаций, выполняющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт. Отдельной главой описана система оценки удовлетворенности заказчика работой подрядчиков. Генподрядчик обеспечивает планирование и проведение постоянного повышения качества СМР в целях более полного удовлетворения текущих и будущих потребностей потребителя (заказчика).Мониторинг удовлетворенности заказчика проводится по определенным критериям для выяснения восприятия деятельности организации ("Анкета удовлетворенности потребителя"). Документирование и представление результатов анализа (выход процесса) производится по результатам года и по завершению выполнения договора. На основании результатов анализа удовлетворенности заказчика определяются приоритеты для улучшения деятельности организации, в том числе в области контроля качества СМР. Генподрядчик определяет среднюю оценку удовлетворенности заказчиков по результатам опроса всех организаций, с которыми он работал в течение отчетного периода по каждому договору. Общее заключение заказчика о работе генподрядчика, с указанием целесообразности продолжения дальнейшего сотрудничества с указанной организацией, определяется по специально установленным критериям. В случае, если генподрядчик одновременно выполнял работы по нескольким договорам у одного заказчика, расчет удовлетворенности заказчика производится как среднеарифметическое результатов оценки по указанным договорам. Генподрядчик обязан предъявлять Общее заключение заказчика о его работе с указанием целесообразности продолжения дальнейшего сотрудничества в документации при участии в торгах. Это позволит объективно оценить претендентов по объективным критериям оценки деятельности, что среди прочих имеет четкую антикоррупционную направленность.

Выводы:

1. Создание интегрированной системы управления качеством генподрядчика - один из главных этапов минимизации рисков строительства и эксплуатации построенных объектов.

2. Необходимо отметить, что был применен новый "интегральный метод" описания процессов организации работ по контролю качества. Интегральный метод описания позволил показать взаимодействие исполнителей и участников процесса в ходе выполнения операций контроля качества с привязкой их по времени исполнения и документарному оформлению. Таким образом удалось обеспечить:

а) описание ответственности участников процесса контроля качества: начиная с "верхнего уровня руководства" (ответственные) компании до непосредственных участников (исполнители), требования к ним и их компетенции;

б) описание конкретных операций, процессов и подпроцессов по контролю качества, которые необходимо осуществить персоналу;

в) описание документарного оформления результатов контроля во взаимосвязи с конечным результатом -оформлением исполнительной документации и промежуточными результатами как материала для анализа и разработки предупреждающих действий по недопущению несоответствий результатов деятельности требованиям проекта и научно-технической документации;

г) описание временных рамок (сроков) исполнения операций;

д) наглядность изложения сложной системы взаимодействия, доступной и для руководителей строительных организаций, и для "линейных" работников.

3. Постоянный мониторинг деятельности субподрядчиков, в соответствии с критериями оценки их деятельности, позволяет минимизировать риски отклонений и обеспечить выполнение требований проектной и нормативно-технической документации в пределах, определенных требованиями заказчика.

4. Оценка удовлетворенности потребителя (заказчика) строительной продукции и услуг - эффективный рычаг воздействия на генерального подрядчика.

Шаг №2: Активное развитие технологий современного строительства преследует целый комплекс инновационных целей и задач-ресурсная экономия, экологичность, долговечность, адаптивность и т.д. Особенно актуально максимальное повышение скорости введения объектов в рамках жилищного строительства, в частности: малоэтажного жилья "которое, по мнению В.В. Путина является для правительства перспективной и приоритетной формой. Удовлетворение потребностей рынка и создание необходимого стартового импульса для массового строительства данной категории проектов затруднительно без значительного ускорения темпов возведения жилья. Рассмотрим базовые составляющие инновационного развития, адаптированного для достижения максимального быстродействия в строительстве:

1) Процесс строительства-в традиционном значении (возведения зданий, строительно-монтажные работы) заменяется комплексным процессом;

2) До 100% исходных компонентов (в том числе больших размеров) производятся на конвейерном производстве, значительно совершенствуя аспекты стандартизации, контроля качества, контроля материал потоков.

3) Инновационная методика позволяет отказаться от целой группы строительных специальностей, которые теряют свою актуальность и необходимость, и технологическую конкурентоспособность позволив приблизиться к унификации строительных кадров, уменьшению воздействия негативного человеческого фактора на качество строительства и упростить весь функционал процесса.

4) Происходит трансформация принципов обращения и применения строительных материалов.

По сути данное направление инновационного развития позволит полностью перевернуть представления о современном процессе строительства, наполнить его новым более совершенным содержанием и разрешить целый спектр сопутствующих проблем.

Бурное развитие технологий в конце 20 и начале 21 века не могло не затронуть строительную отрасль. Основным источником инновационного развития были и остаются строительные материалы, усовершенствование которых делает невозможное вполне обыденным.

Так, новые технологии в строительстве позволяют уже сегодня возводить огромные пролеты мостов и крупные перекрытия без центральных опор -каких-то 20 лет назад такие сооружения могли бы считаться чудом инженерной мысли.

Шаг №3: Определить наиболее эффективные пути строительной организации можно с помощью стратегического менеджмента. Стратегия организации - это стратегия поведения, выбранная организацией по отношению к внешней среде, согласно которой организация стремится сохранить свою независимость и максимально изолировать себя от воздействия других организаций и институтов. При применении нескольких подходов одновременно возможно достижение эффекта синергии, что позволит повысить эффективность организации на рынке, тем самым укрепив ее позиции на рынке.

Таким образом, уже известны 3 шага повышения эффективности генерального подрядчика:

№1: Подход к организации контроля качества строительства,

№2: Использование новейших технологий для строительно- монтажных работ,

№3: Стратегический менеджмент.

Я надеюсь, что при их рассмотрении, для достижения эффективности в работе, генеральному подрядчику представиться возможность построить "Восьмое чудо света" в кратчайшие сроки и тем самым удивить весь мир.

Библиографический список

1. Лекция 4. Инновации в строительстве.

URL: http://icstv.ru/downloads/distance/stroiteli/BS-6/Лекция4.Инновации в строительстве.pdf (дата обращения: 26.02.2017).

2. Объединение административно-технических инспекций города Москвы URL: http://oati.mos.ru/presscenter/news/detail/1980443.html (дата обращения: 26.02.2017).

3. Генеральный подрядчик. URL: https://utmagazine.ru/posts/9521-generalnyy-podryadchik (Дата обращения: 26.02.2017).

4. СП 48.13330.2011 Организация строительства

5. Лекция 1.1. Строительные процессы и работы

Показать полностью… https://vk.com/doc196808290_442985875
242 Кб, 12 марта 2017 в 18:48 - Россия, Москва, МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ), 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении