Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 045946 из МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕФЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

РЕФЕРАТ

По дисциплине "Экология"

на тему: "Понятие об экологии. Учение акад. В.И.Вернадского"

Выполнил:

Апеков Адам Арсенович

ИИЭСМ 2-24

Проверила:

Крапильская Н.М

Москва,2016-2017

Содержание:

1. Понятие об экологии

2. Задачи экологии как науки

3. Экология человека

4. Понятие о биоценозе

5. Понятие о биогеоценозе

6. Понятие биосферы

7. Учение В.И . Вернадского

8. Заключение

9. Список используемой литературы

Введение

Все, что нас окружает, человек получает от природы. Природа дала нам жизнь и все необходимое для дальнейшего существования. Это наш дом. Но, к сожалению, не всегда отношения человека и природы оставались взаимными. Человек не стремился возместить то, что взял и не ценил, что имел. В конечном счете, человечество получило массу экологических проблем. Все они глобальные и требуют усилия всего человечества для разрешения и предотвращения последствий.

Многообразны не только сами экологические проблемы, но и причины их наступления. Но всех их объединяет человеческий фактор.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе, настойчиво требуют скорейшей перестройки мышления общества и каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы, пренебрежение законами динамики и устойчивости природных систем. Формирование отношения к окружающей среде и природе, как ее части не может дальше происходить стихийно, поскольку это приводит к безответственному отношению к окружающей среде обитания. На сегодняшний день у многомиллионного населения России в целом, преобладает потребительский подход к природе. Еще низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, поверхностные знания об объектах природы и принципах их охраны, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности.

Значительный вклад в развитие экологии как науки внес отечественный учёный естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель конца XIX века и первой половины XX века - Вернадский Владимир Иванович.

Его вкладом в экологию было изучение жизненной оболочки Земли - биосферы.

Он говорил: Биосфера - это среда нашей жизни, это та природа, которая нас окружает, о котором мы говорим в разговорном языке. Человек - прежде всего - своим дыханием, проявлением своих функций, неразрывно связан с этой "природой", хотя бы он жил в городе или в уединенном домике

В этой работе мы рассмотрим основные аспекты науки экология, влияние её на человека и жизненную сферу общества в целом.

1. Понятие об экологии

В начале XX в. сформировалась новая биологическая наука -экология. В переводе с греческого - это "наука о местообитании".

Экология - это наука о взаимоотношениях организмов, сообществ между собой и с окружающей средой.

Представления о наличии взаимосвязи живых существ между собой и со средой их обитания существовали в биологии уже давно. В зоологических и ботанических работах издавна помимо описания строения животных и растений рассказывалось об условиях их существования.

Сам термин "экология" был введен в науку в 1866 г. видным немецким биологом Э. Геккелем. Однако лишь в XX в., преимущественно во второй его половине, чисто экологические исследования получили огромный размах. И это, конечно, не случайно.

Развитие человеческого общества в конце II тысячелетия характеризуется интенсивным ростом численности населения, а следовательно, и возрастанием потребностей человечества в пище и сырье. В условиях научно-технического прогресса воздействия людей на природу приобрели поистине планетарный характер. Огромные пространства на Земле подверглись коренным преобразованиям в результате хозяйственной деятельности человека. Это выразилось и в истощении природных ресурсов, и в разрушении природных комплексов, и в загрязнении внешней среды.

Человек вступил в острый конфликт с природой, углубление которого грозит глобальной экологической катастрофой. В результате могут погибнуть многие виды организмов, и в первую очередь сам человек. Чтобы предотвратить это, нам необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с окружающим миром. Существование и развитие человеческого общества должно строиться на глубоком понимании законов существования и развития живой природы, природных комплексов и систем.

Научной основой для решения вышеназванных проблем послужит именно экология. Сегодня она стремительно накапливает данные и оказывает все усиливающееся влияние на естествознание, науку в целом, а также на все сферы деятельности человека - сельское хозяйство, промышленность, экономику и политику, образование, здравоохранение и культуру. Только на базе экологических знаний могут быть построены эффективная система охраны природы и рациональное природопользование.

2. Задачи экологии как науки

1) изучение взаимоотношений организмов и их популяций с окружающей средой;

2) исследование действия среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов;

3) установление зависимости между средой и численностью популяции;

4) исследование взаимоотношений между популяциями разных видов;

5) изучение борьбы за существование и направления естественного отбора в популяции.

6) разработать теории и методы оценивания устойчивости экологических систем на всех уровнях;

7) исследовать механизмы регуляции численности популяций и биотического разнообразия, роли биоты (флоры и фауны) как регулятора устойчивости биосферы;

8) изучать и создавать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;

9) оценивать состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;

10) разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;

11) формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.

3. Экология человека

Экология человека - комплексная наука, изучающая закономерности взаимоотношений человека с окружающей средой, вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствование физических и психических возможностей человека.

Среда обитания человека по сравнению со средой обитания других живых существ - очень сложное переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных факторов, причем этот набор в разных местах резко различается.

У человека имеется 3 среды обитания: 1) природная; 2) социальная; 3) техногенная.

Критерий качества среды обитания человека - состояние его здоровья.

В отличие от всех других существ человек имеет двойственный характер с точки зрения экологии: с одной стороны, человек является объектом различных факторов среды (солнечный свет, другие существа), с другой - человек сам является экологическим (антропогенным) фактором. Каждый организм живет в окружении множества других организмов, вступает с ними в самые разнообразные отношения как с отрицательными, так и положительными для себя последствиями и в конечном счете не может существовать без этого живого окружения. Связь с другими организмами - необходимое условие питания и размножения, возможность защиты, смягчения неблагоприятных условий среды, а с другой стороны - это опасность ущерба и часто даже непосредственная угроза существования индивидуума. Всю сумму воздействий, которые оказывают друг на друга живые существа, объединяют названием биотические факторы среды.

Непосредственное живое окружение организма составляет его биоценотическую среду. Представители каждого вида способны существовать лишь в таком живом окружении, где связи с другими организмами обеспечивают им нормальные условия жизни. Иными словами, многообразные живые организмы встречаются на Земле не в любом сочетании, а образуют определенные сожительства, или сообщества, в которые входят виды, приспособленные к совместному обитанию.

4. Понятие о биоценозе

Группировки совместно обитающих и взаимно связанных организмов называют биоценозами (от лат. биос - жизнь, ценоз - общий). Приспособленность членов биоценоза к совместной жизни выражается в определенном сходстве требований к важнейшим абиотическим условиям среды и закономерных отношениях друг с другом.

Масштабы биоценотических группировок организмов очень различны, от сообществ подушек лишайников на стволах деревьев или разлагающегося пня до населения целых ландшафтов: лесов, степей, пустынь и т. п.

Термин "биоценоз" в современной экологической литературе чаще употребляют применительно к населению территориальных участков, которые на суше выделяют по относительно однородной растительности (обычно по границам растительных ассоциаций), например биоценоз ельника-кисличника, биоценоз суходольного луга, сосняка-беломошника, биоценоз ковыльной степи, пшеничного поля и т. д. При этом имеется в виду вся совокупность живых существ - растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию на данной территории. В водной среде различают биоценозы, соответствующие экологическим подразделениям частей водоемов, например биоценозы прибрежных галечных, песчаных или илистых грунтов, абиссальных глубин, пелагические биоценозы крупных круговоротов водных масс и т. п.

По отношению к более мелким сообществам (населению стволов или листвы деревьев, моховых кочек на болотах, нор, .муравейников, разлагающихся пней и т. д.) применяют разнообразные термины: "микросообщества", "биоценотические группировки, "биоценотические комплексы" и др.

Принципиальной разницы между биоценотическими группировками разных масштабов нет. Более мелкие сообщества входят составной, хотя и относительно автономной частью в более крупные, а те, в свою очередь, являются частями сообществ еще больших масштабов. Так, все живое население моховых и лишайниковых подушек на стволе дерева - это часть более крупного сообщества организмов, связанного с данным деревом и включающего его подкоровых и наствольных обитателей, население кроны, ризосферы и т. п. В свою очередь, эта группировка - лишь одна из составных частей лесного биоценоза. Последний входит в болеэ сложные комплексы, образующие в конечном счете весь живой покров Земли. Таким образом, организация жизни на биоценогическом уровне иерархична. С увеличением масштабов сообществ усиливается их сложность и доля непрямых, косвенных связей между видами.

Естественные объединения живых существ имеют собственные законы сложения, функционирования и развития, т. е. представляют собой природные системы. Важнейшими особенностями систем, относящихся к надорганизменному уровню организации жизни, по классификации немецкого эколога В. Тишлера, являются следующие:

1. Сообщества всегда возникают, складываются из готовых частей (представителей различных видов или целых комплексов видов), имеющихся в окружающей среде. Этим способ их возникновения отличается от формирования отдельного организма, особи, которое происходит путем постепенного дифференцирования зачатков.

2. Части сообщества заменяемы. Один вид (или комплекс видов) может занять место другого со сходными экологическими требованиями без ущерба для всей системы. Части же (органы) любого организма уникальны.

3. Если в целостном организме поддерживается постоянная координация, согласованность деятельности его органов, клеток и тканей, то надорганизменная система существует в основном за счет уравновешивания противоположно направленных сил. Интересы многих видов в биоценозе прямо противоположны. Например, хищники - антагонисты своих жертв, но тем не менее они существуют вместе, в рамках единого сообщества.

4. Сообщества основаны на количественной регуляции численности одних1 видов другими.

5. Предельные размеры организма ограничены его внутренней наследственной программой. Размеры надорганизменных систем определяются внешними причинами. Так, биоценоз сосняка-беломошника может занимать небольшой участок среди болот, а может простираться на значительное расстояние на территории е относительно однородными абиотическими условиями.

Сообщества часто имеют расплывчатые границы, иногда неуловимо переходя одно в другое. Тем не менее они вполне объективно, реально существуют в природе. Та часть экологии, которая изучает закономерности сложения сообществ и совместной жизни в них живых организмов, получила название синэкология или биоценология.

Тот участок абиотической среды, которую занимает биоценоз, называют биотопом, т. е., иначе, битоп - место обитания биоценоза (от лат. биос- жизнь, топос - место).

4. Понятие о биогеоценозе

Био - жизнь, гео - земля, ценоз - сообщества.биогеоценоз - совокупность

Биогеоценоз - это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, растительности, животного мира и мира микроорганизмов, почвы и гидрологических условий), имеющая свою особую специфику взаимодействия этих слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществами и энергией между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутреннее противоречивое единство, находящееся в постоянном движении, развитии. (короче - обитающие на суше). Биогеоценоз состоит из : экотопа (биотопа) и биоценоза.

1) экотоп - среда обитания. Совокупность на определенной территории абиотических факторов (факторы неживой природы.

2) биоценоз - совокупность всех живых существ, населяющих более или менее однороднй участок суши или водоема, харак-ся определенными отношениями между организмами и приспособлен к условиям окр среды. Несмотря на то что

каждый биоценоз может состоять из 1000 видов растений и животных, большинтсво их играют незначительную роль и лишь несколько являются основными регулирующими функциями:

1) размер

2) Численность

3) Образ жизни представителей

6. Понятие биосферы

Биосфера (греч. bios - жизнь, sphaira - шар, сфера) - сложная наружная оболочка Земли, населенная организмами, составляющими в совокупности живое вещество планеты. Это одна из важнейших геосфер Земли, являющаяся основным компонентом природной среды, окружающей человека.

Термин биосфера ввел австрийский геолог Д. Зюсс ?в 1875 году. Он понимал под биосферой тонкую пленку жизни на земной поверхности. Роль и значение биосферы для развития жизни на нашей планете оказались настолько велики, что уже в начале XX века возникло новое фундаментальное научное направление естествознания - учение о биосфере, основоположником которого стал великий русский ученый В.И. Вернадский. Именно он разработал современные представления о биосфере и определил биосферу как "область существования живого вещества".

Земля и окружающая ее среда сформировались в результате закономерного развития всей Солнечной системы. Около 4,7 млрд. лет назад из рассеянного в протосолнечной системе газопылевого вещества образовалась планета Земля. Как и другие планеты, Земля является открытой системой, получающей энергию от Солнца. Солнечная энергия достигает земной поверхности в виде электромагнитного излучения. Солнечное тепло - одно из главных слагаемых климата Земли, основа для развития многих геологических процессов. В то же время, огромный тепловой поток исходит из глубин Земли.

По новым данным, масса Земли составляет 6х1021 т, объем - 1,083х1012 км3, площадь поверхности - 510,2 млн км2. Размеры, а следовательно, и все природные ресурсы нашей планеты ограничены.

Строение оболочек Земли, их структура, зональность, динамика.

Земля имеет неоднородное строение и состоит из концентрических оболочек (геосфер), - внутренних и внешних. К внутренним относится ядро, мантия, а к внешним - литосфера (земная кора), гидросфера, атмосфера и сложная оболочка земли - биосфера.

Классическое определение земных оболочек дал В.И. Вернадский: "... Более или менее правильные концентрические слои, охватывающие всю планету, меняющиеся с глубиной, в вертикальном разрезе планеты и отличающиеся друг от друга характерными для каждой, только ей свойственными особыми физическими, химическими и биологическими свойствами".

Литосфера греч. "литос" - камень) - каменная оболочка Земли, включающая земную кору мощностью (толщиной) от 6 км. (под океанами) до 80 км. под горными системами (рис. 6.1., стр. 151). Земная кора сложена горными породами. Доля различных горных пород в земной коре неодинакова. Более 70% приходится на базальты, граниты и другие магматические породы. Около 17% - на преобразованные давлением и высокой температурой породы и лишь чуть более 12% - на осадочные породы - глины и глинистые сланцы, пески и песчаники, карбонатные породы и др. (табл. 6.1., стр. 151).

Земная кора состоит из огромных, плотно прилегающих друг к другу блоков (литосферные плиты), которые как бы "плавают" по поверхности мантии, медленно перемещаясь вместе с ней.

Поверхность литосферы отличается значительными неравномерностями, которые и определяют рельеф Земли. Наиболее крупными формами рельефа являются океанические впадины (обширные понижения, заплоненные водой) и возвышающиеся массивы суши (континенты или материки) - Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.

Земная кора - важнейший ресурс для человечества. Она содержит горючие полезные ископаемые (уголь, торф, нефть, газ, горючие сланцы), рудные (железо, алюминий, медь, олово и др.) и нерудные (фосфориты, апатиты и др.) полезные ископаемые, естественные строительные материалы (известняки, пески, гравий и др.).

Гидросфера (греч. "гидрор" - вода) - водная оболочка Земли. Её подразделяют на поверхностную и подземную.

Поверхностная гидросфера - водная оболочка поверхностной части Земли. В ее состав входят воды океанов, морей, озер, рек, водохранилищ, болот, ледников, снежных покровов и др. Все эти воды постоянно или временно находятся на земной поверхности и носят название поверхностных. Поверхностная гидросфера не образует сплошного слоя, и прерывисто покрывает Землю на 70,8%.

Подземная гидросфера - включает воды, находящиеся в верхней части земной коры. Их называют подземными. Сверху подземная гидросфера ограничена поверхностью земли, нижнюю ее границу проследить не удается, т.к. гидросфера очень глубоко проникает в толщу земной коры.

По отношению к объему земного шара общий объем гидросферы не превышает 0,13%. Основную часть гидросферы занимает Мировой океан (табл. 6.2., стр. 152). Глубина океана, в среднем, составляет 4 км., а отдельные впадины до 11 км.. На долю подземных вод приходится 23, 4 млн км3, или 1,69% от общего объема гидросферы, остальное - воды озер, рек, водохранилищ, болот, ледников, снежных покровов и др.

Более 98% всех водных ресурсов Земли составляют соленые воды океанов, морей и др. Общий объем пресных вод на Земле равен 28, 25 млн км3, или около 2% общего объема гидросферы. Основная часть пресных вод сосредоточена в ледниках, воды которых используются очень мало. На долю остальной части пресных вод, используемых для водоснабжения, приходится 4,2 млн км3 воды, или всего лишь 0,3% объема гидросферы.

Гидросфера играет огромную роль в формировании природной среды нашей планеты, воздействует на атмосферные процессы (нагревание и охлаждение воздушных масс, насыщение их влагой и т.д.).

Атмосфера (греч. "атмос" - пар) - газовая оболочка Земли, состоящая из смеси различных газов, водяных паров, пыли и т.д. океан (табл. 6.2., по Н. Реймерсу, 1990 стр. 153). Общая масса атмосферы - 5,15 х1015 т. Она простирается над поверхностью литосферы и гидросферы и не имеет резкой верхней границы (до высоты 1000 км.), постепенно переходя в космическое пространство.

Нижний слой атмосферы (до высоты 8-10 км. в полярных, 10-12 км. в умеренных и 16-18 км. в тропических широтах) называют тропосферой (от слова "тропос" - поворот). Её роль особенно велика в формировании природной среды Земли. В тропосфере происходят глобальные вертикальные и горизонтальные перемещения воздушных масс, во многом определяющие круговорот воды, теплообмен, трансграничный перенос пылевых частиц и загрязнений.

Над тропосферой простирается стратосфера, область холодного, разреженного воздуха толщиной приблизительно 20 км. В стратосфере, на высоте 20-30 км. расположен "озоновый слой", отражающий губительные для жизни космические излучения и ультрафиолетовые излучения Солнца. Сквозь стратосферу непрерывно падает метеоритная пыль, в нее выбрасывается вулканическая пыль, а в прошлом и продукты ядерных взрывов в атмосфере.

Выше стратосферы расположена мезосфера и ионосфера (термосфера) - слой разреженного газа из ионизированных молекул и атомов и, наконец, экзосфера (внешняя оболочка).

Атмосферные процессы тесно связаны с процессами, происходящими в литосфере и водной оболочке, показателем чего являются атмосферные явления.

К атмосферным явлениям относят: осадки, облака, туман, грозу,, гололед, пыльную (песчаную) бурю, шквал, метель, изморозь, росу, иней, обледенение, полярное сияние и др.

Практически все поверхностные (экзогенные) геологические процессы, обусловленные взаимодействием атмосферы, литосферы и гидросферы происходят, как правило в биосфере.

Биосфера - внешняя оболочка Земли, в которую входят часть атмосферы до высоты 25-30 км (до озонового слоя), практически вся гидросфера и верхняя часть литосферы (до глубины 3 км). Особенностью этих частей является то что они населены живыми организмами, составляющими живое вещество планеты. Крайних пределов биосферы достигают лишь низшие организмы - бактерии и представители царства вирусов. Биосфера состоит из абиотической части (воздуха, воды, горных пород) и биотической или биоты. Взаимодействие этих частей обусловило формирование почв и осадочных пород, которые по В.И. Вернадскому несут на себе следы деятельности древних биосфер, существовавших в прошлые геологические эпохи.

Необходимыми условиями существования биосферы являются наличие воды в жидком состоянии и лучистой энергии Солнца.

Ноосфера ("ноо" - разум, "сфера разума") - новая геологическая оболочка Земли, главный определяющий фактор ее развития. Это понятие было введено франц. математиком и философом Э. Леруа в 1927г., развито в работах П. Тейярда де Шардена и обосновано в работах В.И. Вернадского в 1944 году.

Ноосфера рассматривается как высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением в ней цивилизованного общества. В.И. Вернадский развил представление о ноосфере, как о качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. В.И. Вернадский писал: "Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупной геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше". При этом он так же отмечает, что человек неразрывно связан с биосферой, уйти от нее он не сможет, его существование есть ее функция, которую он несет с собой всюду, неизбежно изменяя ее.

7. Учение В.И . Вернадского

Учение В.И. Вернадского о биосфере - целостное фундаментальное учение, органично связанное с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующее собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем. Оно основано на следующих принципах.

1. Принцип целостности биосферы.

"Можно говорить о всей жизни, о всем живом веществе как о едином целом в механизме биосферы" (Вернадский В.И. Биосфера.). Строение Земли, по Вернадскому, есть согласованный механизм. "Твари Земли являются созданием сложного космического процесса, необходимой и закономерной частью стройного космического механизма".

Узкие пределы существования жизни подтверждаются физическими постоянными, уровнями радиации и т. п. Как будто кто-то создал такую среду, чтобы жизнь стала возможна. Какие условия и константы имеются в виду?

Гравитационная постоянная или константа всемирного тяготения, определяет разметы звезд, температуру и давление в них, влияющие на ход реакции. Если она будет чуть меньше, звезды станут не достаточно горячими для протекания в них термоядерного синтеза; если чуть больше, звезды превзойдут "критическую массу" и обратятся в черные дыры.

Константа сильного взаимодействия определяет ядерный заряд в звездах. Если ее изменить, цепочки ядерных реакций не дойдут до азота и углерода.

Постоянная электромагнитного взаимодействия определяет конфигурацию электронных оболочек и прочность химических связей; ее изменение делает Вселенную мертвой.

Это находится в соответствии с антропным принципом, по которому при создании моделей развития мира следует учитывать реальность существования человека.

Экология также показала, что живой мир - единая система, сцементированная множеством цепочек питания и иных взаимозависимостей. Если даже небольшая часть ее погибнет, разрушится и все остальное.

2. Принцип гармонии биосферы и её организованности.

В биосфере всё учитывается и всё приспосабливается с той же точностью, с той же механичностью и с тем же подчинением мере и гармонии, какую мы видим в стройных движениях небесных светил и начинаем видеть в системах атомов вещества и атомов энергии.

3. Роль живого в эволюции Земли.

На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом... Все минералы верхних частей земной коры - свободные алюмокремниевые кислоты (глины), карбонаты (известняки и доломиты), гидраты окиси Fe и Al (бурые железняки и бокситы) и многие сотни других - непрерывно создаются в ней только под влиянием жизни. Лик Земли фактически сформирован жизнью.

4. Космическая роль биосферы в трансформации энергии.

Вернадский подчёркивал важное значение энергии и называл живые организмы механизмами превращения энергии. Можно рассматривать всю эту часть живой природы как дальнейшее развитие одного и того же процесса превращения солнечной световой энергии в действенную энергию Земли.

5. Принцип давления жизни.

Космическая энергия вызывает давление жизни, которое достигается размножением. Размножение организмов уменьшается по мере увеличения их количества. Размеры популяции возрастают до тех пор, пока среда может выдерживать их дальнейшее увеличение, после чего достигается равновесие. Численность колеблется вблизи равновесного уровня.

6. Принцип растекания жизни.

Растекание жизни есть проявление её геохимической энергии. Живое вещество, подобно газу, растекается по земной поверхности в соответствии с правилом инерции. Мелкие организмы размножаются гораздо быстрее, чем крупные. Скорость передачи жизни зависит от плотности живого вещества.

7. Принцип автотрофности.

Автотрофными называют организмы, которые берут все нужные им для жизни химические элементы из окружающей их косной материи и не требуют для построения своего тела готовых соединений другого организма. Поле существования этих зелёных автотрофных организмов определяется областью проникновения солнечных лучей.

8. Принцип поля жизни.

Жизнь целиком определяется полем устойчивости зелёной растительности, а пределы жизни - физико-химическими свойствами соединений, строящих организм, их неразрушимостью в определённых условиях среды. Максимальное поле жизни определяется крайними пределами выживания организмов. Верхний предел жизни обуславливается лучистой энергией, присутствие которой исключает жизнь и от которой предохраняет озоновый щит. Нижний предел связан с достижением высокой температуры. Интервал в 433 градуса (от минус 252 до плюс 180 градусов по шкале Цельсия) является предельным тепловым полем.

9. Принцип постоянства жизни.

Биосфера в основных своих чертах представляет один и тот же химический аппарат с самых древних геологических периодов. Жизнь оставалась в течение геологического времени постоянной, менялась только её форма. Само живое существо не является случайным созданием.

10. Принцип всюдности жизни.

В биосфере существует всюдность жизни. Жизнь постепенно, медленно приспосабливаясь, захватила биосферу, и захват этот не закончился. Поле устойчивости жизни есть результат приспособленности в ходе времени.

11. Принцип нахождения живых элементов.

Формы нахождения живых элементов: а) горные породы и минералы; б) магмы; в) рассеянные элементы; г) живое вещество. Закон бережливости в использовании живым веществом простых химических тел: раз вошедший элемент проходит длинный ряд состояний, и организм вводит в себя только необходимое количество элементов.

12. Принцип постоянства количества живого вещества в биосфере.

Живое вещество является посредником между Солнцем и Землёй и, стало быть, либо его количество должно быть постоянным, либо должны меняться его энергетические характеристики в зависимости от внешних энергетических характеристик.

13. Принцип устойчивого равновесия.

Всякая система достигает устойчивого равновесия, когда её свободная энергия равняется или приближается к нулю, то есть когда вся возможная в условиях системы работа произведена.

По В. И. Вернадскому вещество биосферы состоит из 7 взаимодействующих, геологически закономерных частей:

1. Живое вещество. Представляет собой совокупность всех живых организмов, населяющих планету Земля, выраженную в их элементарном химическом составе, биомассе, энергии. Общая масса живого вещества биосферы оценивается приблизительно в 1012 т. и распределено оно неравномерно. В гидросфере содержание живого вещества максимально на мелководьях (до 200 м.), минимально - в глубинных акваториях, на суше наиболее значительна биомасса тропических лесов; масса растений намного превышает массу животных.

2. Биогенное вещество - вещество, созданное живым веществом планеты (созданное жизнью).; оно возникло в результате разложения остатков организмов, но еще не полностью минерализовано (уголь, нефть, битумы, известняки и др.). Горючие ископаемые являются мощным источником энергии.

3. Косное вещество - неживое вещество, образованное процессами, в которых живое вещество не принимало участия, например, изверженные и глубинные горные породы.

4. Биокосное вещество - структура из живого и косного вещества, которая создается одновременно косными процессами и живыми организмами, например, кора выветривания, почвы и природные воды.

5. Радиоактивное вещество - вещество, в состав которого входят элементы, ядра атомов которых нестабильны: уран, радий, радон и др.

6. Рассеянные атомы - химические элементы, концентрация которых в земной коре низка и которые присутствуют как примеси в минералах и рудах, например, галлий Ga, рубидий Rb, таллий Tl и другие).

7. Вещество космического происхождения - метеориты, метеоритная пыль, все вещество космического происхождения, которое скорее всего абиогенно.

Сущность учения В.И. Вернадского заключена в признании исключительной роли "живого вещества", преобразующего облик планеты. По словам Вернадского, "на земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом". Именно живые организмы улавливают и преобразуют лучистую энергию Солнца и создают бесконечное разнообразие нашего мира.

Вторым важнейшим аспектом учения Вернадского является разработанное им представление об организованности биосферы, которая проявляется в согласованном взаимодействии живого и неживого, взаимной приспособляемости организма и среды. "Организм имеет дело со средой, к которой он не только приспособлен, но которая приспособлена к нему", 1930г.

Вернадский обосновал важнейшие представления о формах представления вещества, путях биогенной миграции атомов, т.е. путях миграции атомов химических элементов при участии живого вещества, накоплении химических элементов, о движущих факторах развития биосферы и др.

Важнейшей частью учения о биосфере Вернадского являются представления о ее возникновении и развитии.

Венцом творчества Вернадского стало учение о ноосфере, т.е. сфере разума.В целом учение Вернадского о биосфере заложило основы современных представлений о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы. В настоящее время оно служит естественно-научной основой рационального природопользования и охраны окружающей среды.

9.Заключение

Учение В.И. Вернадского о биосфере явилось закономерным результатом предшествующего развития всего теоретического естествознания к 20-40 гг. 20 века. Для самого Вернадского обращение к проблеме биосферы, законов взаимоотношения и связи живого и неживого вещества было подготовлено долгими годами упорных научно-теоретических поисков.

Учение произвело переворот во взглядах на глобальные природные явления, в том числе геологические процессы, причины явлений, их эволюцию. До трудов Вернадского эти процессы, прежде всего, связывали с действием физико-химических сил, объединяемых термином "выветривание". В.И. Вернадский показал первостепенную преобразующую роль живых организмов и обуславливаемых ими механизмов образования и разрушения геологических структур, круговорота веществ, изменения твердой (литосферы), водной (гидросферы) и воздушной (атмосферы) оболочек Земли. Живое вещество, по словам Вернадского, выполняет космическую функцию, связывает Землю с космосом; трансформируя солнечную энергию, выполняет гигантскую химическую работу.

Итак, материалистическое учение В.И. Вернадского о биосфере заложило основы современных научных и философских представлений о планетарном и космическом значении жизни, о взаимодействии живой и неживой природы.

Интернет источник

1. ecology-education.ru

2. побиологии.рф

Показать полностью… https://vk.com/doc232039693_441270988
113 Кб, 25 января 2017 в 10:52 - Россия, Москва, МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ), 2017 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении