Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 049109 из МГИК (бывш. МГУКИ)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Города Москвы детский сад № 1289

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая д/с №1259

Т.Н.Светлова

"__" __________ 2016 г.

Рабочая программа по хореографии.

"Танцевальная радуга"

(возраст детей от 3 до 7 лет)

Составитель: педагог дополнительного образования - хореограф Крей Д.О.

На 2016-2017 учебный год

Москва 2016

Пояснительная записка.

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.

Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор хореографического направления. Данная программа строится на обширном изучении русского народного танца, наиболее понятного и доступного детям дошкольникам.

Программа "Танцевальная радуга" ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.

Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.

Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное "Я" как составную часть орудия "общества", посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.

Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.

Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.

В основу данной программы положен богатейший опыт великих мастеров танца, теоретиков, педагогов - практиков - А.Я.Ваганова, Т.А.Устиновой, Т.С.Ткаченко и др.

Программа "Танцевальная радуга" рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий детей с 3 до 7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий: средняя группа - 20 мин., старшая группа - 30 мин. Диагностика проводится 3 раза в год: вводная (ноябрь), промежуточная (февраль), итоговая (апрель).

Цель - приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.

Задачи:

1. обучающая - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного и детского - бального танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;

2. развивающая - развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству;

3. воспитывающая -воспитание эстетически - нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в пар.

Содержание программы.

1. Вводное занятие.

На данном занятии дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки? Как овладевают этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении трех учебных лет.

2. Партерная гимнастика.

Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле "модерн". Что такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять? П.э.- это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.

Для этих занятий необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно заниматься на полу.

3. Упражнения на ориентировку в пространстве.

Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.), научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.

4.Упражнения для разминки.

Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе "Танцевальная радуга".

5. Народный танец.

В данном разделе дети будут знакомиться с элементами народного танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, познакомятся с танцевальными перестроениями. Каждый учебные год внесет свои изменения в процесс освоения материала. С каждым годом он будет более насыщенный и сложный. После освоения комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбинациями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды. Занятия народным танцем позволят детям познакомиться с основами актерского мастерства, помогут, развить в них более раскрепощенную личность. А из народных комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды построенными на данных движениях.

6. Классический танец.

Классический танец - основа всей хореографии. Он поможет детям познать свое тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или иной танцевальный элемент. На занятиях классическим танцем, дети познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими движениями (battemen tendu, demi plie и др.), познакомятся с квадратом А.Я.Вагановой. С каждым учебным годом к более простым танцевальным движениям будут добавляться более сложные. В финале ознакомления детей с данным разделом им предлагается разучить танцевальные этюды.

7. Бальный танец.

В раздел "бальный танец" включены такие танцевальные элементы как: подскоки, par польки, par вальса, полонеза. Дети научаться держать корпус и руки согласно тому времени, к которому относятся исполняемые танцевальные движения, постараются перенять манеру исполнения танцев того времени. Во время занятий бальным танцем большое внимание будет уделяться работе в паре, что имеет большое значение для данного вида искусства. На этих занятиях могут быть использованы различные атрибуты, например: веера, шелковые платочки, шляпы и др. Также как и после знакомства с предыдущими разделами детям предлагается изучить и исполнить этюды "Полька", "Вальс", "Чарльстон".

Тематический план.

Младшая группа.

(занятия проводятся 2 раза в неделю)

№ п/п Тематическое планирование. 1. Вводное занятие. 2. Партерная гимнастика:

- упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

- упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

- упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

- упражнения для исправления осанки;

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. 3. Упражнения на ориентировку в пространстве:

- игра "Найди свое место";

- простейшие построения: линия колонка;

- простейшие перестроения: круг;

- сужение круга, расширение круга;

- интервал;

- различие правой, левой руки, ноги, плеча;

- повороты вправо, влево;

- пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7);

- движение по линии танца, против линии танца. 4. Упражнения для разминки:

- повороты головы направо, налево;

- наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, "Уточка";

- наклоны корпуса назад, вперед, в сторону;

- движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами "Паровозик", "Незнайка";

- повороты плеч, выводя правое или левое плечо вперед;

- повороты плеч с одновременным полуприседанием;

-движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в стороны, руки вверх;

- "Качели" (плавный перекат с полупальцев на пятки);

- чередование шагов на полупальцах и пяточках;

- прыжки поочередно на правой и левой ноге;

- простой бег (ноги забрасываются назад);

- "Цапельки" (шаги с высоким подниманием бедра);

- "Лошадки" (бег с высоким подниманием бедра);

- "Ножницы" (легкий бег с поочередным выносом прямых ног вперед);

- прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой рук и без;

- бег на месте и с продвижением вперед и назад. 5. Классический танец.

1. Постановка корпуса.

2.Положения и движения рук:

- подготовительная позиция;

- позиции рук (1,2,3);

- постановка кисти;

- отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца;

- раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению;

3. Положения и движения ног:

- позиции ног (выворотные 1,2,3);

- demiplie (по 1 позиции);

- relleve ( по 6 позиции);

- sotte ( по 6 позиции);

- легкий бег на полупальцах;

- танцевальный шаг;

- танцевальный шаг по парам ( руки в основной позиции);

- перенос корпуса с одной ноги на другую (через battemen tendu);

- реверанс для девочек, поклон для мальчиков.

4. Танцевальные комбинации. 6. Народный танец.

1. Положения и движения рук:

- подготовка к началу движения (ладошка на талии);

- хлопки в ладоши;

- взмахи платочком (дев.), взмах кистью (мал.);

- положение "полочка" (руки перед грудью);

- положение "лодочка".

2. Положения и движения ног:

- позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая, прямая);

-простой бытовой шаг;

- " Пружинка"-маленькое тройное приседание ( по 6 позиции);

- "Пружинка" с одновременным поворотом корпуса;

- battemen tendu вперед, в сторону на носок, с переводом на каблук в русском характере;

- battemen tenduвперед на носок, с переводом на каблук в русском характере и одновременным приседанием;

- притоп простой, двойной, тройной;

- ритмическое сочетание хлопков в ладоши с притопами;

- простой приставной шаг на всей стопе и на полупальцах по 1 прямой позиции;

- простой приставной шаг с притопом;

-поднимание и опускание ноги согнутой в колене, вперед (с фиксацией и без);

- приставной шаг с приседанием;

- приставной шаг с приседанием и одновременной работой рук (положение рук "полочка", наклон по ходу движения);

- приседание на двух ногах с поворотом корпуса и выносом ноги на каблук в сторону поворота;

- приставной шаг с приседанием и выносом ноги в сторону на каблук (против хода движения);

- приставные шаги по парам , лицом друг к другу (положение рук "лодочка");

- "елочка";

- "ковырялочка";

- поклон в русском характере (без рук).

3. Танцевальные комбинации. 7. Танцевальные этюды, танцы:

- сюжетный танец "Калинка". 8. Подготовка к итоговому контрольному занятию. 9. Итоговое контрольное занятие. 10. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного возраста.

Средняя группа.

(занятия проводятся 2 раза в неделю)

№ п/п Тематическое планирование. 1. Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. 2. Классический танец :

1. Упражнения на ориентировку в пространстве:

- положение прямо (анфас), полуоборот, профиль;

- свободное размещение по залу, пары, тройки;

- квадрат А.Я.Вагановой.

2. Положения и движения рук:

- перевод рук из одного положения в другое.

3. Положения и движения ног:

- позиции ног (выворотные);

- шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад;

- танцевальный шаг назад в медленном темпе;

- шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на полупальцах (вперед, назад).

- relleve по 1,2,3 позициям (муз. раз. 1/2 ,1/4, 1/8);

- demi-plie по 1,2,3 поз.;

- demi-plie c с одновременной работой рук;

- сочетание полуприседания и подъема на полупальцы;

- sotte по 1,2,6 поз.;

- sotte в повороте (по точкам зала).

4. Танцевальные комбинации. 3. Народный танец :

1. Положения и движения рук:

- положение на поясе - кулачком;

- смена ладошки на кулачок;

- переводы рук из одного положения в другое (в характере рус. танца);

- хлопки в ладоши - двойные, тройные;

- руки перед грудью - "полочка";

- "приглашение".

2. Положение рук в паре:

- "лодочка" (поворот по руку);

- "под ручки" (лицом вперед);

- "под ручки" (лицом друг к другу);

- сзади за талию ( по парам, по тройкам).

3. Движения ног:

- шаг с каблука в народном характере;

- простой шаг с притопом;

- простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта);

- простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременным открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию);

- battemen tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной поз., в сочетании с demi plie;

- battemen tendu вперед, в сторону на носок с переводом на каблук по 1 свободной поз., в сочетании с притопом;

- притоп простой, двойной, тройной;

- простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу;

- простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад;

-простой дробный ход (с работой рук и без);

- танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга);

- простой бытовой шаг по парам под ручку вперед , назад;

- простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под руку противоположными руками;

- танцевальный шаг по парам, тройками (положение рук сзади за талию);

- прыжки с поджатыми ногами;

- "шаркающий шаг";

- "елочка";

- "гармошка";

- поклон на месте с руками;

- поклон с продвижением вперед и отходом назад;

- боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции;

- "ковырялочка" с двойным и тройным притопом;

- "припадание" вперед и назад по 1 прямой позиции.

(мальчики)

- подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции);

- подскоки на двух ногах ( 1 прямая, свободная позиция).

(девочки)

- простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию ( вверху, между 2 и 3 позициями)

- маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью "полочка";

- бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью "полочка";

4. Упражнения на ориентировку в пространстве:

- диагональ;

- простейшие перестроения: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре;

- "звездочка";

- "корзиночка";

- "ручеек";

- "змейка".

5. Танцевальные комбинации. 4. Бальный танец:

1. Постановка корпуса, головы, рук и ног.

1. Движения ног:

- шаги: бытовой, танцевальный;

- поклон и реверанс;

- боковой подъемный шаг (par releve);

- " боковой галоп" простой, с притопом (по кругу, по линиям);

- "пике" (одинарный, двойной) в прыжке;

- легкий бег на носках по кругу по парам лицом и спиной вперед.

2. Движения в паре:

- (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика;

- " боковой галоп" вправо, влево;

- легкое покачивание лицом друг к другу в правую сторону.

3. Положения рук в паре:

- основная позиция;

- "корзиночка".

4. Танцевальные комбинации.

5. Этюды:

- сюжетный танец "Мотылек";

- "Кадриль";

- "Вальс". 5. Танцевальные этюды, танцы:

- сюжетный танец "Калинка". 6. Подготовка к итоговому контрольному занятию. 7. Итоговое контрольное занятие. 8. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного возраста.

Подготовительная группа.

(занятия 2 раза в неделю)

№ п/п Тематическое планирование. 1. Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. 2. Классический танец:

1. Движения рук:

- port de bras.

2. Движения ног:

- demi plie; -battement tendu;

- passe; - relleve.

3. Танцевальные комбинации.

3. Народный танец :

1. Положения и движения рук:

- положение рук из одного положения в другое;

- скользящий хлопок в ладоши, "тарелочки";

- скользящий хлопок по бедру, по голени (мальчики);

- взмахи платочком (девочки).

2. Движения ног:

- поклон в русском характере;

- кадрильный шаг с каблука;

- шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу);

- пружинящий шаг;

- хороводный шаг;

- хороводный шаг с остановкой ноги сзади;

- хороводный шаг с выносом ноги вперед на носок;

-переменный ход вперёд, назад;

- "ковырялочка" (с притопом, с приседанием, с открыванием рук);

- "ковырялочка" с подскоком;

- боковое "припадание" по 3-й позиции;

- "припадание" в повороте;

-перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции на месте и с продвижением в сторону;

- поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или ребро каблука (на месте или с отходом назад);

- подготовка к "верёвочке";

- "верёвочка";

- прыжок с поджатыми;

(девочки):

- вращение на полупальцах;

(мальчики):

- присядка "мячик" (руки на поясе - кулачком, руки перед грудью "палочка");

- присядка по 6-й позиции с выносом ноги вперед на всю стопу;

- присядка по 1-й свободной позиции с выносом ноги на носок или каблук;

- скользящий хлопок по бедру, по голени;

- одинарные удары по внешней и внутренней стороне голени с продвижением вперед и назад;

- "гусиный шаг".

3. Движения в паре:

- соскок на две ноги лицом друг к другу;

- пружинящий шаг под ручку (в повороте).

4. Упражнения на ориентировку в пространстве:

- "воротца";

- "карусель".

5. Танцевальные комбинации. 4. Бальный танец:

1. Положение и движение ног:

Полька: -par польки (по одному, по парам);

- par польки в сочетании с подскоками;

- "пике" с одинарным и двойным ударом о пол (с продвижением назад);

- прыжок из 6-й во 2-ю позицию на одну ногу;

- подскоки в повороте (по одному и по парам).

Вальс:

- par вальса (по одному и по парам)

- parbalance (на месте, с продвижением вперед, назад).

Полонез: - par полонеза;

- parполонеза в парах по кругу.

2. Движения в паре:

- легкий бег на полупальцах по парам лицом и спиной вперёд с поворотом через середину;

- легкий бег на полупальцах по парам по кругу (девочка исполняет поворот под рукой на сильную долю такта).

3. Танцевальные комбинации.

4. Этюды: - "Русская плясовая";

- "Полька".

5. Танцевальные этюды, танцы:

- сюжетный танец "Калинка". 6. Подготовка к итоговому контрольному занятию. 7. Итоговое контрольное занятие. 8. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного возраста.

Способы проверки знаний,

умений и навыков воспитанников

1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей - октябрь.

2. Открытый урок для родителей - ноябрь.

3. Открытый урок для родителей - февраль.

4. Открытый урок для родителей - май.

Список литературы:

1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. - СПб., 1996.

2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.

3. Гусев Г.П. Этюды. - М., 2004.

4. Звездочкин В.А. Классический танец. - Ростов н/Д., 2003.

5. Богданов Г. Урок русского народного танца. М., 1995.

6. Устинова Т. Беречь красоту русского народного танца. - М., 1959.

7. Ткаченко Т. Народный танец. - М., 1975.

8. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. - М., 2003.

2

Показать полностью…
46 Кб, 18 января 2017 в 19:34 - Россия, Москва, МГИК (бывш. МГУКИ), 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении