Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 049127 из МГИК (бывш. МГУКИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ "

Факультет социально-культурной деятельности

РЕФЕРАТ

по дисциплине

Методология и методы социального исследования

"Социально-культурные проблемы современного общества"

Выполнили студенты:

3 курса группы 03301з

Адоньева Александра Олеговна

Михайлюк Марк Александрович

Преподаватель:

Доцент кафедры социально-культурной деятельности

Кандидат педагогических наук

Герасимова И.А.

Москва

2016 Содержание

Введение..........................................................................................3-5

§1 Проект программы социологического исследования

"Приобщения детей к народной культуре"..............................................6-7

§2 Методы, лежащие во главе исследования.............................................8-10

§3 Экспериментальный план исследования проблемы

"Приобщения детей к народной культуре".............................................11-14

§4 Примеры подобных исследований....................................................15

§5 Программа по борьбе с проблемой

"Приобщения детей к народной культуре"............................................16

Заключение....................................................................................17-19

Список литературы...........................................................................20-21

Введение

На данном временном этапе, по мнению большинства исследователей, культура переживает кризисно-критическое состояние. С одной стороны, современная культура испытывает на себе влияние формирующихся сегодня социально-политических и социально-экономических процессов в обществе. С другой стороны, культура сама по себе оказывает заметное влияние на них. Подобное положение рассматривается в современной науке как "переходный тип культуры", когда культурная ситуация выходит за границы прежнего качественного состояния, но еще не достигла нового типа и другого системного уровня. На сегодняшний день ученые выделяют несколько наиболее очевидные проблемы культуры в современной России, одной из которых является - Размывание духовной самобытности российской культуры, что приводит к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно жителей города) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

Я предлагаю остановить внимание на данной проблеме и рассмотреть ее не на примере сформировавшегося поколения, а обратиться к тем, кому еще только предстоит познать историю, традиции и культуру своей страны и своего народа.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Народная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо для детей, так как ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса.

Сам народная культура - предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Потребность в познании быта, культуры и жизни нашего народа порождает проблему приобщения детей к народной культуре. Дело в том, что современная школьная образовательная программа не предусматривает достаточного объема знаний из области народной культуры для полноценного формирования понятия у детей о том, что такое народная культура.

Возникает противоречие, с оной стороны подрастающее поколение нуждается в получении и усвоении знаний о народном творчестве, культуре и быте, для того, чтобы стать полноценными гражданами своей страны, а с другой стороны для этого не предпринимаются действия. Мы не встретим в списке уроков такой предмет, как народное творчество или народная культура. Следовательно, необходим поиск решения данной проблемы посредством социологического исследования, по результатам которого можно будет дать оценку имеющимся знаниям у школьников о народной культуре и предположить возможные действия для изменения создавшейся ситуации.

Актуальность проблемы приобщения детей к народной культуре обусловлена следующими факторами:

- формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями;

- изучение фольклора является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;

- формирование художественного вкуса через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов;

- формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывается желание заниматься подобной деятельностью;

- развитие двигательной активности детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми;

- развития у детей правильного звукопроизношения, связной речи через знакомство с речевыми жанрами народного творчества

- развитие логического мышления посредством пословиц, поговорок, загадок.

Таким образом, для решения проблемы приобщения детей к народной культуре мы разработаем план социологического исследования для детей младшего школьного возраста, а так же рассмотрим возможные варианты решения данной проблемы, так как мы должны быть уверены в том, что будущие поколения будут знать историю своей культуры, историю своих предков, историю своего народа.

§1 Проект программы социологического исследования

приобщения детей к народной культуре

Аппарат исследования:

Объект - младшие школьники;

Предмет - народная культура;

Цель исследования - На основании разработанного плана исследования предложить программу по продуктивному приобщению детей к народной культуре.

Задачи:

- Выявить уровень знаний у младших школьников в области народной культуры;

- Проанализировать полученные данные и сравнить их с вторичными показателями после проведения игровой программы на тему народной культуры;

- Предложить варианты решения проблемы приобщения детей к народной культуре;

Операционализация понятий:

- Младшие школьники - это дети в возрасте 6-11-лет, обучающиеся в 1 - 4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

- Народная культура - это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.

- Игра - это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессе. Игра - это одна из наиболее эффективных форм организации досуговой деятельности, оказывающая на ребенка определенное просветительское и воспитательное влияние.

Гипотеза: Посредством использования игровых форм можно приобщать детей к народной культуре и воздействовать на их развитие и становление личности.

Выборка:

Учреждение - Общеобразовательная школа

Количество участников - 120 человек (1, 2, 3 классы).

Методы исследования:

- Интервьюирование

- Социальный эксперимент

- Наблюдение

- Психолого-педагогическая беседа с учителями школы

§2 Методы, лежащие во главе исследования

Для данного исследования мы можем выделить два ключевых метода исследования, которые будут наиболее эффективны. Это метод интервьюирования и метод социального эксперимента. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Метод интервьюирования

Интервью - это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

Интервью - специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора информации "королевским". Он недоступен естественным наукам, ибо "скалы не разговаривают".

Преимущества метода интервью перед письменным опросом заключается в следующем:

При интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

Этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;

Опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

Данный метод позволит вступить в прямой контакт с объектом исследования, а именно, младшими школьниками. Учитывая психо-физические особенности данного возраста, можно утверждать, что интервьюирование будет более эффективно, нежели анкетирование. Живое общение для детей младшего школьного возраста намного интереснее, чем заполнять анкету.

Метод социального эксперимента

Эксперимент - метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно (в реальном эксперименте) эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям. Эксперимент как исследовательско-преобразовательная деятельность является формой практики, и его результаты применимы в качестве критерия истины.

Организация и проведение социологического эксперимента включают в себя несколько этапов:

Первый этап - теоретический. На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования.

Второй этап - методический - представляет собой разработку программы проведения эксперимента. Важнейшими компонентами этой программы являются: построение методик исследования, определение его процедур, формулирования плана создания экспериментальной ситуации.

Третий этап - реализация программы эксперимента. В процессе его осуществления создается намеченная программой экспериментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые в нее исследователями независимые переменные (экспериментальные факторы).

Четвертый этап - осуществление анализа и оценки результатов, полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов показывают, достигнута ли намечаемая цель исследования, подтвердилась ли исследовательская гипотеза.

Можно отметить, что данный метод достаточно объемен и сложен по своему, но в данном исследовании его применение позволит нам сразу дать оценку эффективности дальнейших действий по работе с проблемой приобщения детей к народной культуре.

§3 Экспериментальный план исследования проблемы

приобщения детей к народной культуре

I этап исследования

Сбор первичной информации методом интервьюирования младших школьников для оценки их уровня знаний в сфере народной культуры.

Учитывая особенности возраста младших школьников, отметим, что вопросы для интервью должны быть просты и понятны, а так же носить игровой характер. Это позволит найти быстрый контакт с объектом интервью.

Предлагается развить вопросы на разные блоки, где каждый блок - это отдельный сегмент народной культуры.

Вопросы для интервьюирования:

Блок на знание народных сказок:

1. Какую песенку пел Колобок?

2. Что пела коза своим козлятам?

3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5. Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

6. Что говорила в это время лиса?

7. Что спрашивали звери в сказке "Теремок" прежде чем войти туда?

8. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Блок на знание Русской кухни

1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)

2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины)

3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень)

4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке)

Так же могут быть блоки на темы: быт русского народа, русские народные праздники, русские былины, музыкальные инструменты русского народа.

На основании полученных ответов мы получим процентное соотношение количества проинтервьюированных школьников и правильных ответов.

Фиксируем данные.

II этап исследования

Подготовка и проведение игровой программы для младших школьников на тему изучения народной культуры.

Данная программа проводится отдельно в каждом классе с 1 по 4.

Продолжительность 30 минут.

Цель игровой программы:

познавательно-развлекательная программа, где младшие школьники знакомятся с народными музыкальными инструментами, изучают движения из русских-народных танцев, познаю предметы быта русского народа.

Программа адаптируется, с помощью упрощения заданий, под любой возраст от 6 до 11 лет.

В задачу ведущего игровой программы входит не только проведение программы, но так же подробное объяснение и донесение до участников информации о том, какие предметы и для чего используются или использовались нашими предками.

Что включает в себя данная программа:

- Викторину на знание народных сказок;

- Эстафета с использованием предметов быта русского народа (пример: бег в лаптях);

- Шумовой оркестр (игра на народных музыкальных инструментах: бубны, трещотки и.т.д.);

- Танцевальный марафон (движения из русских-народных танцев).

III этап исследования

После проведения игровой программы, направленной на изучение народной культуры, проводится повторное интервьюирование младших школьников.

Интервьюирование повторяет себя в точности как в первом этапе исследования (см. 1 этап)

Основная цель повторно интервьюирования - это получение результатов вторичной информации. Необходимо узнать, путем сравнения данных первого и второго интервьюирования, насколько эффективен, оказался второй этап данного исследования (игровая программа, где дети усвоили знания по народной культуре).

Мы можем предположить, что эксперимент исследования примет положительный вектор и предположить возможные пути решения проблемы приобщения детей к народной культуре.

§4 Примеры подобных исследований

Данная тема активно исследуется кандидатами и докторами педагогических наук. В их работах встречаются исследования, схожие с темой приобщения детей к народной культуре.

Более подробно можно ознакомиться со следующими научными трудами:

1. Автор: Гаранина Наталия Константиновна

Тема диссертации: Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства.

Москва 2010

2. Автор научной работы: Лукьяненко Вера Николаевна

Тема диссертации: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности (На материале сказок)

Ростов на Дону 2003

3. Автор научной работы: Бабынина Татьяна Федоровна

Тема диссертации: Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой.

Так же много социологических исследований проводят педагоги общеобразовательных школ и педагоги дошкольного образования.

§5 Предложение по работе над проблемой приобщения детей

к народной культуре

На основании экспериментального проекта исследования мы предположили его вероятный положительный исход. Исходя из этого, мы рассмотри предложения по работе над проблемой приобщения детей к народной культуре.

Для повышения интереса у детей к народной культуре предлагается:

1. Проведение детских игровых программ в школах с акцентом на народную культуру.

Мы уже рассмотрели пример такой программы во втором этапе нашего исследования. Такие программы эффективны тем, что детям дается возможность усвоить знания в игровой форме.

2. Организация выставочной экспозиции в школе на тему народной культуры с использованием предметов быта, игрушек, музыкальных инструментов русского народа.

Данный прием можно так же использовать в интерьере класса. Это способствует работе зрительной памяти детей.

3. Организация и проведение конкурсов для школьников с целью привлечения большего внимания к изучению народной культуры.

4. Включить тему народной культуры в школьные уроки (ИЗО, труд, музыка).

Данные предложения по работе над проблемой приобщения детей к народной культуре реально осуществимы и эффективны. С помощью преподнесения информации детям не в привычной словесной форме, а с использованием определенных зрительных, игровых, художественных приемов, мы можем предположить, что это даст положительные результаты.

Заключение

В данной работе была выявлена и рассмотрена проблема приобщения детей к народной культуре, посредством возникшего противоречия необходимости приобщения детей к народной культуре и отсутствия данной позиции в системе школьного образования.

Мы обосновали актуальность приобщения детей к народной культуре рядом факторов положительного влияния изучения народной культуры на развитие детей и формирование их как личностей:

- формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями;

- формирование художественного вкуса через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов;

- формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывается желание заниматься подобной деятельностью;

- развития у детей правильного звукопроизношения, связной речи через знакомство с речевыми жанрами народного творчества

- развитие логического мышления посредством пословиц, поговорок, загадок.

Так же был разработан экспериментальный исследовательский план социологического исследования данной проблемы, где были определены объект - младшие школьники, предмет - народная культура, и цель исследования - на основании разработанного плана исследования предложить программу по продуктивному приобщению детей к народной культуре.

В данной работе были поставлены следующие задачи исследования: выявить уровень знаний у младших школьников в области народной культуры; проанализировать полученные данные и сравнить их с вторичными показателями после проведения игровой программы на тему народной культуры; предложить варианты решения проблемы приобщения детей к народной культуре.

Были даны определения ключевым понятиям исследования - младшие школьники, народная культура, игра/игровая программа, а так же выявили гипотезу о том, что посредством использования игровых форм можно приобщать детей к народной культуре и воздействовать на их развитие и становление личности.

Для выборки социологического исследования была выбрана общеобразовательная школа и младшие школьники 1, 2, 3 классы в количестве 120 человек.

Для данного исследования были выбраны следующие методы:

> Интервьюирование,

> Социальный эксперимент,

> Наблюдение,

> Психолого-педагогическая беседа с учителями школы.

Ключевыми методами исследования были определены интервьюирование и социальный эксперимент как наиболее подходящие и эффективные в данном исследовании.

Для решения проблемы приобщения детей к национальной культуре был разработан и обоснован экспериментальный план исследования, в котором были представлены и проанализированы все этапы, а именно:

- Сбор первичной информации методом интервьюирования младших школьников для оценки их уровня знаний в сфере народной культуры.

- Подготовка и проведение игровой программы для младших школьников на тему изучения народной культуры.

- Сбор вторичной информации методом интервьюирования младших школьников для оценки их уровня знаний в сфере народной культуры в целях сравнения двух показателей интервью № 1 и № 2.

На основании данного плана было сформировано предложение по работе над проблемой приобщения детей к народной культуре. Сюда вошли следующие предложения:

1. Проведение детских игровых программ в школах с акцентом на народную культуру.

Мы уже рассмотрели пример такой программы во втором этапе нашего исследования. Такие программы эффективны тем, что детям дается возможность усвоить знания в игровой форме.

2. Организация выставочной экспозиции в школе на тему народной культуры с использованием предметов быта, игрушек, музыкальных инструментов русского народа.

Данный прием можно так же использовать в интерьере класса. Это способствует работе зрительной памяти детей.

3. Организация и проведение конкурсов для школьников с целью привлечения большего внимания к изучению народной культуры.

4. Включить тему народной культуры в школьные уроки (ИЗО, труд, музыка).

Базовый процесс "вращивания" детей в народную культуру в младшем школьном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает школьнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Список литературы:

1. Арутюнов, В.В. Методы оценки результатов научных исследований : учеб. пособие для студ. ун-тов и вузов культуры и искусств и др. учеб. заведений / В. В. Арутюнов ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. -М. : МГУКИ, 2004

2. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей : монография / М.И. Болотова. - М. : Компания Спутник+, 2005. - 52 с.

3. Герасимова И.А. Влияние инновационных образовательных технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи (научная статья) Печатная // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIII Международной научно-практической конференции 29-30 июня 2013г.Науч.-инф.изд. центр "Институт стратегических исследований".-Москва: Изд-во "Спецкнига", 2013.-С. 57-59.;

4. Жарков А.Д., Жаркова А.А. Игра как выразительное средство. Научно-методическое пособие. - М.: Кейп Паблишерс, 2010. - 72 с.

5. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. -М. : МГУКИ

6. Лужинская, Т.Н. Методика научного исследования : метод. пособие по спецкурсу / Т. Н. Лужинская ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. -М. : МГУКИ, 2010

7. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга. Учебное пособие 2-е изд. МГУКИ 2010. - 307 С.

8. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности [Текст] : учебник / Н. Н. Ярошенко ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. [Изд. 2-е, испр. и доп.]. -М. : МГУКИ, 2013.

9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. Для вузов/В.А. Ядов; Ин-т Социологии РАН. - М.:Добросвет, 2000. - 595.

10. http://portal.mgik.org Б2.Б9 Методолог и метод науч исследования программа.pdf

11. http://www.litdic.ru/literatura/

12. http://mkrf.ru/

13. http://www.dissercat.com/

2

Показать полностью…
44 Кб, 21 ноября 2016 в 1:03 - Россия, Москва, МГИК (бывш. МГУКИ), 2016 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении