Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 049141 из МГИК (бывш. МГУКИ)

Московский Государственный Институт Культуры

Хореографический факультет

Кафедра классического танца

Доклад на тему:

"Жизнь и творчество

Майи Михайловны Плисецкой"

Педагог: Перлина Е.В.

Подготовила студентка 2 курса:

Козьмина Ксения

Майя Плисецкая выдающаяся танцовщица второй половины XX века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием. Она была представительницей театральной династии Мессерер - Плисецких.

Родилась в Москве 20 ноября 1925г в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Мессерер. Ее родной дядя был артист балета, балетмейстер, народный артист СССР Асаф Мессерер, братьями - балетмейстеры Александр и Азарий Плисецкие, кузеном - театральный художник Борис Мессерер.

Ее отец - генеральный консул на Шпицбергене, руководящий работник "Арктикугля", был репрессирован и расстрелян. Мать была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном. Затем была выслана в Казахстан, в Чимкент; в Москву вернуться ей удалось лишь в 1941-м году, за два месяца до начала войны. Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра. Они сумели добиться смягчения участи своей сестры Рахили: в 1941 году ей удалось вернуться в Москву.

В июне 1934 года Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище (педагоги Елизавета Гердт, Мария Леонтьева, Евгения Долинская), которое окончила в 1943 году. Еще в 1942 году Плисецкая станцевала миниатюру Михаила Фокина "Умирающий лебедь" на музыку Камиля Сен-Санса, которая прославила ее на весь мир.

В апреле 1943 года она была принята в труппу Большого театра, где встретила Агриппину Ваганову, которую позднее Плисецкая называла лучшим своим педагогом. В Большом Плисецкая числилась в составе кордебалета, однако вскоре стало понятно, что она вправе претендовать на право называться ведущей балериной театра. Уже тогда начал проявляться присущий ей редкий талант трагедийной

балетной актрисы. В 1945 году Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени в "Золушке" Сергея Прокофьева. Позднее в ее репертуаре появились другие ведущие партии. В 1947 года она впервые танцевала Одетту и Одилию в "Лебедином озере" Петра Ильича Чайковского, в 1948 году исполнила роль Заремы в "Бахчисарайском фонтане". Участвовала Плисецкая и в постановках балетов "Раймонда" Александра Глазунова, "Жизель" Адольфа Шарля Адана, "Спящая красавица" Чайковского, "Дон Кихот" Людвига Минкуса , "Конек-Горбунок" Родиона Щедрина, а также в трех осуществленных на сцене Большого театра постановках балета "Спартак" Арама Хачатуряна (в 1958 и в 1971 годах Плисецкая исполняла партию Эгины, в 1962-м - Фригии).

Между тем ее творческая судьба складывалась не всегда гладко: в 1956 году, когда основная часть балетной труппы отправилась в Англию на первые в истории Большого театра зарубежные гастроли, Плисецкую не выпустили из страны. Оставшись в Москве, балерина много и успешно выступала - никто бы и не поверил, что ее не взяли на гастроли из-за болезни. Вызывающий успех балерины был расценен как акт гражданского неповиновения и ее самой, и ее публики. После этого Плисецкая на шесть лет она стала "невыездной", а ее саму пытались даже обвинить в шпионаже. Однако на карьеру великой балерины это в итоге не повлияло, в 1959 году Плисецкой было присвоено звание народной артистки СССР.

В 1960-е годы Плисецкая официально считалась прима-балериной Большого театра. Однако она, не желая останавливаться на достигнутом, хотела танцевать не только классику, но и нечто более современное. В апреле 1967 года была впервые показана "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре Большого театра и навсегда вошла в историю мировой хореографии.

В 1972 году в Большом театре состоялась премьера балета Щедрина "Анна Каренина", где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. В 1980 году Плисецкая как хореограф поставила на сцене Большого

театра балет Щедрина "Чайка".

В 1983 году Плисецкая получила предложение стать художественным руководителем балета Римской оперы. За те полтора года, пока она занимала этот пост, Плисецкая показала на сцене Римской оперы свою "Айседору", организовала возобновление "Федры" и нескольких других балетов. В 1984 году в Оперном театре в Термах Каракаллы (Рим) она осуществила постановку "Раймонды" для открытой сцены.

В 1985 году Плисецкая была удостоена звания Героя Социалистического труда. В 1987-1990 годах Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу "Театро лирико насиональ", для которой возобновила балет "Тщетная предосторожность" Петера Гертеля (балетмейстер - Александр Горский) и ввела в репертуар "Кармен-сюиту". Плисецкая начала тесно сотрудничать с оперной певицей Монсеррат Кабалье, по инициативе которой приняла участие в постановке оперы-балета Джакомо Пуччини "Вилиса", показанной на фестивале искусств в Переладе. В прессе упоминался еще один их совместный проект: Кабалье спела "Умирающего лебедя", а Плисецкая - впервые под запись человеческого голоса - исполнила эту танцевальную миниатюру. В 1988 году Плисецкая выступала в заглавной партии поставленного специально для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро балете "Мария Стюарт" Эмилио де Диего.

Последний свой спектакль в Большом театре - "Даму с собачкой" - Плисецкая танцевала 4 января 1990 года. Разногласия с театральным руководством, в том числе - с главным балетмейстером, художественным руководителем балета Юрием Григоровичем привели к тому, что она ушла из Большого театра. "Майе Михайловне просто нечего делать в Москве... Ее просто здесь лишили работы и даже пенсиона", - рассказывал Щедрин в одном из интервью 1991 года.

В 1990-е годы Плисецкая продолжила сотрудничество с выдающимися хореографами мира, в частности с "Марсельским балетом" Ролана Пети и "Балетом XX века" Мориса Бежара. В 1992

году в театре "Эспас Пьер Карден" состоялась премьера балета "Безумная из Шайо" на музыку Щедрина, где Плисецкая исполнила главную партию.

В 1994 году Плисецкая организовала конкурс артистов балета, который носил ее имя - Международный балетный конкурс "Майя". Она же была председателем жюри и сама формировала его состав.

В 1995 году Плисецкая была избрана почетным президентом труппы "Имперский Русский Балет", созданной по ее инициативе.

Плисецкая много снималась в кино и на телевидении. Она имеет множество наград различных государств. Творчеству Плисецкой посвящены книга "Майя Плисецкая" Натальи Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием. В 1994 году была издана написанная балериной книга мемуаров "Я, Майя Плисецкая...", которая выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков. В 2007 году Плисецкая представила свою новую автобиографическую книгу - "Тринадцать лет спустя".

Критики много писали о природных данных и технике Плисецкой. Отмечались ее большой шаг, высокий прыжок, великолепные вращениям, мощный артистический темперамент и необыкновенная восприимчивость к музыке.

В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете №4626.

Плисецкая замужем за композитором Родионом Щедриным с октября 1958 года. В октябре 2008 года супруги отметили 50-летие совместной жизни. Свое творчество композитор посвящал супруге, и она, в свою очередь, подчеркивала: "Вся моя жизнь в нем и ради него". В 1991 году Плисецкая и Щедрин перебрались в Германию, в Мюнхен. Впоследствии в прессе писали, что они "живут на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве".

2 мая 2015 года Майи Плисецкой не стало. Она умерла в Германии от сердечного приступа.

Показать полностью…
22 Кб, 26 октября 2016 в 22:26 - Россия, Москва, МГИК (бывш. МГУКИ), 2016 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении