Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 049146 из МГИК (бывш. МГУКИ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный институт культуры" Театрально-режиссерский факультет Кафедра звукорежиссуры ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ Специальность: звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ Специализация: звукорежиссура зрелищных программ Квалификация выпускника: звукорежиссер Форма обучения: очная/заочная Москва 2015 г. Паспорт фонда оценочных средств предмет компетенции 1 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ В результате прохождения курса студент должен обладать следующими компетенциями: * приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11); * способностью и готовностью к результативному сотворчеству с представителями других профессий в коллективе (ПК-9); * к постоянной и систематической творческой работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства (ПК-14). ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ Примерный перечень оценочных средств № Наименование оценочного средства Характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в ФОС 1 Подготовка темы к семинару и докладу Вид самостоятельной работы, позволяющей оценить умение аргументировано, логично, и четко излагать основные положения и выводы, Тематика докладов на семинар 2 Письменные контрольные работы Форма проверки, знаний студентов после завершения изучения темы или раздела (модуля). Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов 3 Рубежный контроль Форма межаттестационной проверки знаний Задания к рубежному контролю 4 экзамен Формы итоговой отчетности студента, определяемые учебным планом, призванные выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. Экзаменационные требования Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Текущий контроль знаний студентов выполняется в контрольных вопросов, предлагаемых студентам в течение семестра несколько раз. Цель такого контроля заключается в анализе текущей успеваемости, выведении контрольной точки при рейтинговой системе, корректировке работы преподавателя. Балльно-рейтинговая структура оценки знаний студента (на один семестр): 1.Посещение лекций и семинаров - 2 балла за одно занятие. 2.Работа на семинаре (выступление с сообщением, самостоятельное изучение и освещение дополнительных вопросов курса) - 5 баллов. 3. Рубежный контроль - 10 баллов. 4.Курсовая работа (или контрольная работа, рефераты) - 20 баллов. 5.Премиальные - 5 баллов. Итого: работа в течение семестра - максимально 70 баллов. Шкала оценок экзамена (зачета) "отлично" - 30 баллов, "хорошо" - 20 баллов, "удовлетворительно" - 15 баллов Итоговое количество складывается из баллов, накопленных в течение семестра, и баллов, полученных на экзамене (зачете). В течение семестра максимальное количество баллов - 70, на экзамене 30. В итоге максимально 100 баллов. Итоговая оценка (ставится в зачетку и в ведомость): 100 - 85 баллов - " отлично" 84-70 баллов - "хорошо" 69-55 баллов - "удовлетворительно" Менее 55 баллов - " неудовлетворительно". Текущий контроль знаний студентов выполняется в виде тестовых и контрольных вопросов, предлагаемых студентам в течение семестра несколько раз. Цель такого контроля заключается в анализе текущей успеваемости, выведении контрольной точки при рейтинговой системе, корректировке работы преподавателя. Студентам предлагается группа вопросов или тестов, на которые даются письменные ответы. Оценочные средства промежуточной аттестации 1. Семинары Вопросы к семинару №1: Ноты и нотное письмо (нотация). Становление современной нотной записи. Буквенные и знаковые обозначения звуков. Современный нотный стан (нотоносец). Нотография. О понятии "ключ" в нотной записи. Разновидности ключей в современной оркестровой партитуре. Общие сведения. Скрипичный и басовый ключ в качестве основополагающих элементов нотной записи. Вопросы к семинару №2: Темпо-ритм. Элементы нотного письма: ключ, звуковысотность, длительность звуков, фактура, комплекс мелодия-гармония; знаки сокращения нотной записи - аббревиатуры, паузы, ферматы. Исполнительские ремарки - штрихи, динамика, характер исполнения, темп, аппликатура, фразировка, программа и т. п. Указание тактового размера. Контекст как совокупность слагаемых определения понятий "художественное исполнение", "мастерство исполнителя", "интерпретаторская воля". Вопросы к семинару №3: Ритм как основополагающий элемент существования музыкального произведения. Определение понятий "ритм", "метр", "размер", "агогика". Методика изучения метро-ритма: пульс, метр, ритмо-блоки (бинарность), длительности нот. Ритмические группировки нотного текста. Восприятие скорости (темпа) музыки. Единица пульсации. Вопросы к семинару №4: Определение понятий "лад" и "тональность". Их выразительные свойства. Значение третьей ступени звукоряда, как одной из определяющих констант лада. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажора. Минорный лад: натуральный, гармонический и мелодический. Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разрешение. Вопросы к семинару №5: Диатоника. Хроматизм. Сущность и отличительные особенности диатонического, хроматического звукорядов. Их ладовые и тональные свойства. Вопросы к семинару №6: Основные виды интервалов: чистые, большие и малые, уменьшенные и увеличенные. Ступеневая структура интервала. Интервалы натурального мажора и натурального минора. Интервалы гармонического мажора, гармонического и мелодического минора. Характерные интервалы. Вопросы к семинару №7: О понятии "аккорд". Терцовый принцип структуры аккордов. Основные виды аккордов: трезвучия, септаккорды, нонаккорды. Трезвучия на ступенях мажора и минора. Обращения трезвучий. Главные трезвучия мажора и минора. Септаккорд. Доминантсептаккорд и его обращения. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений. Вопросы к семинару №8: Основные структурные элементы нотного текста и исполнительских ремарок, их терминологический аппарат: темп, динамика, артикуляция, характер звучания и т. п. Термины градаций темпа: медленные, умеренные и быстрые. Термины динамической шкалы, агогики, артикуляции и характера звучания. Вопросы к семинару №9: К вопросу о понятиях: звук, звуковая система, звукоряд, натуральный звукоряд, созвучие, строй, темперация, консонанс и диссонанс. Обертоны, гармоники, форманты. Натуральный звукоряд. Музыкальная система. Темперированный строй. Диатонические и хроматические полутоны, целые тоны. Вопросы к семинару №:10 Ступени лада. Тоника. Субдоминанта. Доминанта. Трезвучия и септаккорды на ступенях лада. Вопросы к семинару №11: Основополагающие принципы тонального круга Вопросы к семинару №12: Лады народной музыки. Другие лады. Особые виды семиступенных ладов. Пентатоника. Переменные лады. Переменно параллельный лад и мажоро-минор. Другие лады. Родство тональностей. Хроматизм. Альтерация. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы. Вопросы к семинару №13: Определение понятий "созвучие", "строй", "темперация". Энгармонизм звуков. Буквенная система обозначения звуков, ладов и тональностей. Буквенно-цифровая система обозначения различных созвучий (аккордов). Вопросы к семинару №14: Определение консонанса и диссонанса. Различие между устойчивостью и консонансом, консонансом и диссонансом. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению. Разрешение диссонирующих интервалов. Вопросы к семинару №15: Мелодия и ее значение в музыкальном произведении. Мелодия народной музыки. Направления мелодического движения и его диапазон. Проходящие и вспомогательные звуки. Общее понятие о музыкальном синтаксисе: мотив, фигура, фраза, предложение, период. Интонация. Роль цезуры. Общие понятия о музыкальном складе и фактуре. Три основных склада: а) монодийный, б) гомофонно-гармонический, в) полифонический (многоголосный) склад. Основные типы фактурной организации музыкального материала. Вопросы к семинару №16: Функциональная теория. Классическое четырехголосие. Классификация кадансов. Отклонения и модуляции (I степень родства). Основополагающие принципы соединения аккордов Запись аккордов в классической гармонии: основные правила записи и расположения аккордов. Мелодическое положение аккорда. Перемещение и обращение аккордов. Основные "запреты" в гармонии. 2. Доклады Тема доклада по свободному выбору согласно темам курса. Критерии оценки Оценка по 5-ти балльной системе Оценка Характеристики ответа студента Отлично - студент глубоко и всесторонне усвоил проблему; - уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает; - опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; - умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи; - делает выводы и обобщения; - свободно владеет терминологией Хорошо - студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы; - не допускает существенных неточностей; - увязывает усвоенные знания с практической деятельностью; - аргументирует научные положения; - делает выводы и обобщения; - владеет терминологией Удовлетворительно тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы; - допускает несущественные ошибки и неточности; - испытывает затруднения в практическом применении психологических знаний; - слабо аргументирует научные положения; - затрудняется в формулировании выводов и обобщений; - частично владеет терминологией Неудовлетворительно - студент не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать научные положения; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет терминологией Задание к контрольному занятию 2 семестра Создать видеоряд на заданную мелодию 3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделения Построить от заданного тона на фортепиано: 1. Мажорную и минорную параллельные гаммы 2. Мажорную и минорную гаммы одноименные 3. Малые и большие интервалы, а также их обращения 4. Чистые интервалы и их обращения 5. Трезвучия и их обращения 6. Септаккорды V и VII ступеней 7. Характерные интервалы мажора и минора 8. Миксолидийский и лидийский лады 9. Дорийский и фригийский лады 10. Тонические трезвучия квинтового круга тональностей 11. Мажорный хроматический звукоряд 12. Минорный хроматический звукоряд 13. Главные трезвучия лада - тоническое, субдоминантовое и доминантовое 14. Прочитать с листа ритмический рисунок (по предварительному заданию преподавателя) 15. Определить тональность произведения (по предварительному заданию преподавателя) Критерии оценки Оценка по 5-ти балльной системе Критерии Показатели 5 баллов - ответ по заданию аргументированный, логически выстроенный, полный, демонстрирующий знание основного содержания дисциплины и его элементов в соответствии с прослушанным лекционным курсом и с учебной литературой; - демонстрирует полное понимание материала, выводы доказательны, приводит примеры; - свободное владение основными понятиями, законами и теорией, необходимыми для объяснения явлений, закономерностей и т.д.; - демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в вопросе или задании проблематики 4 балла - ответ по заданию полный, - демонстрирует хорошее понимание материала, приводит примеры; - хорошее владение основными понятиями, законами и теорией, необходимыми для объяснения явлений, закономерностей и т.д.; 3 балла - ответ по заданию полный, но с ошибками, которые способен исправить - демонстрирует относительное понимание материала, приводит примеры; - владеет основными понятиями. 2 балла - ответ по заданию не полный - демонстрирует слабое понимание материала - не владеет основными понятиями, путает терминологию 4. Рубежный контроль Вопросы руб. Контроля к тесту в I семестре 1-го курса 1. Общие представления о музыкальных и немузыкальных звуках. 2. Понятия "высота", "громкость", "тембр", "продолжительность" звука. 3. Ноты и нотное письмо (нотация). Становление современной нотной записи. 4. Буквенные и знаковые обозначения звуков. 5. Современный нотный стан (нотоносец). Нотография. 6. О понятии "ключ" в нотной записи. 7. Разновидности ключей в современной оркестровой партитуре. Общие сведения. 8. Скрипичный и басовый ключ в качестве основополагающих элементов нотной записи. 9. Средства музыкальной выразительности Вопросы к тесту руб. Контроля во II семестре 1-го курса 1. Определение понятий "лад" и "тональность". Их выразительные свойства. 2. Значение третьей ступени звукоряда, как одной из определяющих констант лада. 3. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажора. 4. Минорный лад: натуральный, гармонический и мелодический. 5. Устойчивые звуки. Тоника. 6. Неустойчивые звуки. Их разрешение. 7. Определение понятий "ритм", "метр", "размер", "агогика". 8. Темпо-ритм. 9. Элементы нотного письма: ключ, звуковысотность, длительность звуков, фактура, комплекс мелодия-гармония. Вопросы руб. Контроля к тесту в I семестре 2-го курса 1. К вопросу о понятиях: звук, звуковая система, созвучие, строй, темперация, консонанс и диссонанс. 2. Музыкальная система. 3. Темперированный строй. 4. Ступени лада. Тоника. Субдоминанта. Доминанта. 5. Трезвучия и септаккорды на ступенях лада. 6. Основополагающие принципы тонального круга: а) диезные тональности - по квинтам, б) бемольные тональности - по квартам. 7. Лады народной музыки. Пентатоника. 8. Родство тональностей. 9. Хроматизм. Альтерация. 10. Энгармонизм звуков. 11. Буквенная система обозначения звуков, ладов и тональностей. 12. Буквенно-цифровая система обозначения различных созвучий (аккордов). КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2 семестр: Создать видеоряд на заданную мелодию Критерии оценки: - оценка "отлично" выставляется студенту, если он сделал хорошую самостоятельную работу, с собственными выводами и размышлениями материал изложен логично, связно и полно, хорошо ориентируется в информационном пространстве, высокий уровень практического и творческого мышления. - оценка "хорошо" выставляется студенту, если Тема в творческой работе размыта, присутствует материал, мало относящейся к теме, есть замечание по стилю изложения , встречаются фактические неточности. - оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если мало собственных выводов и наблюдений, местами нелогичное, неполное изложение материала, работа малоинтересна, мало интересных фактов. - оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он не раскрыл тему, нет собственных суждений, работа сумбурна, фрагментарна, полное отсутствие навыком практического и творческого мышления Оценочные средства итоговой аттестации Перечень вопросов к экзамену в 1 семестре дневного и заочного отделения 1. Общие представления о музыкальных и немузыкальных звуках. 2. Понятия "высота", "громкость", "тембр", "продолжительность" звука. 3. Ноты и нотное письмо (нотация). Становление современной нотной записи. 4. Буквенные и знаковые обозначения звуков. 5. Современный нотный стан (нотоносец). Нотография. 6. О понятии "ключ" в нотной записи. 7. Разновидности ключей в современной оркестровой партитуре. Общие сведения. 8. Скрипичный и басовый ключ в качестве основополагающих элементов нотной записи. 9. Определение понятий "лад" и "тональность". Их выразительные свойства. 10. Значение третьей ступени звукоряда, как одной из определяющих констант лада. 11. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажора. 12. Минорный лад: натуральный, гармонический и мелодический. 13. Устойчивые звуки. Тоника. 14. Неустойчивые звуки. Их разрешение. 15. Определение понятий "ритм", "метр", "размер", "агогика". 16. Темпо-ритм. 17. Элементы нотного письма: ключ, звуковысотность, длительность звуков, фактура, комплекс мелодия-гармония. 18. Знаки сокращения нотной записи - аббревиатуры, паузы, ферматы. 19. Исполнительские ремарки - штрихи, динамика, характер исполнения, темп, аппликатура, фразировка, программа и т. п. Указание тактового размера. 20. Контекст как совокупность слагаемых определения понятий "художественное исполнение", "мастерство исполнителя", "интерпретаторская воля". Перечень вопросов к экзамену в 3 семестре дневного и заочного отделения 1. Музыкальный звук и его физические характеристики 2. Дать определение понятию "лад" 3. Дать определение понятию "тональность" 4. Родство тональностей 5. Кварто-квинтовый круг тональностей 6. Типы интервалов, структура, обращения 7. Типы аккордов, структура, обращения 8. Тоническая группа аккордов 9. Субдоминантовая группа аккордов 10. Доминантовая группа аккордов 11. Диатонические лады 12. Определение диссонанса и консонанса 13. Метроритм в музыке 14. Музыкальные термины 15. Определение понятий "ритм", "метр", "размер", "агогика". 16. Определение понятий "лад" и "тональность". Их выразительные свойства. 17. Сущность и отличительные особенности диатонического, хроматического звукорядов. Их ладовые и тональные свойства. 18. Основные виды интервалов: чистые, большие и малые, уменьшенные и увеличенные. Ступеневая структура интервала. 19. К вопросу о понятиях: звук, звуковая система, звукоряд, натуральный звукоряд, созвучие, строй, темперация, консонанс и диссонанс. 20. Обертоны, гармоники, форманты. Натуральный звукоряд. 21. Музыкальная система. Темперированный строй. 22. Ступени лада. Тоника. Субдоминанта. Доминанта. Трезвучия и септаккорды на ступенях лада. 23. Названия, обозначения и свойства ступеней мажора. 24. Элементы нотного письма: ключ, звуковысотность, длительность звуков, фактура. 25. Определение понятий "лад" и "тональность". Их выразительные свойства. 26. Кварто-квинтовый круг тональностей . Основополагающие принципы тонального круга. 27. Буквенная система обозначения звуков, ладов и тональностей. Буквенно-цифровая система обозначения различных созвучий (аккордов). 28. Консонанс и диссонанс в музыке. 29. Мелодия и ее значение в музыкальном произведении. 30. Общие понятия о музыкальном складе и фактуре. 31. Общее понятие о музыкальном синтаксисе: мотив, фигура, фраза, предложение, период. Интонация. Роль цезуры. 32. Определение понятий "созвучие", "строй", "темперация". 33. Метроритм в музыке. 34. Определение консонанса и диссонанса. 35. Главные трезвучия лада, их обозначение, строение. 36. Характерные интервалы мажора и минора. 37. Лады народной музыки. 38. Направления мелодического движения и его диапазон. 39. Проходящие и вспомогательные звуки. 40. Особые виды семиступенных ладов. Пентатоника. Критерии оценки знаний на экзамене Оценка "5" на экзамене ставится при правильном, полном и логично построенном ответе, умении оперировать специальными терминами, при использовании в ответе дополнительного материала, умении иллюстрировать теоретические положения практическим материалом, отвечать на дополнительные вопросы экзаменаторов во время проведения экзамена. Оценка "4" на экзамене ставится при правильном, полном и логично построенном ответе, умении оперировать специальными терминами, при использовании в ответе дополнительного материала, умении иллюстрировать теоретические положения практическим материалом и отвечать на дополнительные вопросы экзаменаторов во время проведения экзамена, но в ответах имеются негрубые ошибки или неточности, возможны затруднения в использовании практического материала, делаются не вполне законченные выводы или обобщения. Оценка "3" ставится при схематичном неполном ответе, неумении оперировать специальными терминами или их незнание с одной грубой ошибкой, при неумении приводить примеры практического использования научных знаний, при грубых ошибках в ответах на дополнительные вопросы экзаменаторов во время проведения экзамена. Оценка "2" ставится при ответе на все вопросы с грубыми ошибками, при неумении оперировать специальной терминологией, приводить примеры практического использования научных знаний. Неумение отвечать на дополнительные вопросы экзаменаторов во время проведения экзамена. Автор-составитель: Иванова В.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры звукорежиссуры МГИК

Показать полностью…
122 Кб, 8 октября 2016 в 11:06 - Россия, Москва, МГИК (бывш. МГУКИ), 2016 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении