Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 049147 из МГИК (бывш. МГУКИ)

Глава 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ С ПОМОЩЬЮ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СУБКУЛЬТУРЫ ХИП-ХОП

2.1. Влияние занятий по брейк-дансу на развитие личностных качеств на начальном этапе обучения

Мы предполагаем, что наиболее важными функциями молодежной танцевальной субкультуры являются функции самовыражения, творческой реализации и адаптационная функция.

Далее мы рассмотрим, что конкретно способствует развитию личностных качеств у танцоров в процессе их деятельности на примере школы брейк-данса "Волнорез".

Школа "Волнорез" специализируется исключительно на уличном стиле танца брейк-данс. Преподаватели школы наиболее авторитетные би-бои России, участники легендарных команд, победители и судьи многих чемпионатов. Благодаря стабильно хорошей работе в течение многих лет, школа выпускает танцоров со своим уникальным стилем, способных успешно участвовать в российских и международных соревнованиях.

Занятия проходят два раза в неделю по полтора часа. Есть разделение по возрасту: группа от семи до двенадцати лет и от двенадцати и старше.

Брейк-данс включает в себя топ-рок, футворк, фриз, паурмув.

Топ-рок - верхний уровень танца, состоит из быстрых шагов, небольших прыжков, вращений.

Футворк - работа ног, танец внизу, опора чаще всего идет на стопы и ладони.

Фриз - остановка в танце в какой-либо позе.

Паурмув - комплекс силовых движений, подразумевающий вращение на голове, на одной руке и так далее.

Принято, что профессиональный би-бой обязан уметь в своем танце сочетать все составляющие брейк-данса.

Путь ученика в школе начинается с изучения простых основ брейк-данса. За первые два месяца обучения ученик овладевает техникой базовых шагов топ-рока (cross step, salsa step, indian step), футворка (sixstep, babylove, cc's) и умением держать баланс на фризах (baby freeze, chair freeze,turtle freeze). Элементы паурмува начинают пробовать исполнять в конце первого года обучения.

Уже на первых занятиях преподаватели стараются привить желание работать самостоятельно. Так, после общего объяснения нового элемента отводится время на его отработку. Это задание предоставляет возможность преподавателю подойти к каждому и указать на индивидуальную ошибку. У большинства учеников элементы брейк-данса получаются далеко не с первого раза. Каждую тренировку ученики бросают вызов сами себе. Путем повторений, проб и ошибок, в конце концов, элемент поддается освоению, но для стабильности и красоты его исполнения необходимы тренировочные джемы. Таким образом, занятия способствуют развитию силы воли, настойчивости, трудолюбия.

На третий месяц обучения в программу занятий вводится десятиминутный джем. Джем (круг) - одна из исторических форм общественного творческого самовыражения в хип-хоп культуре. На джеме каждый исполнитель показывает свое мастерство с целью самопрезентации, а так же для поддержания дружеской атмосферы веселья. Во время этого действа танцоры встают в круг и по очереди демонстрируют свой стиль, при этом все друг друга поддерживают, либо аплодисментами в такт музыки, либо одобряющими возгласами.

Мы рассматриваем учебный джем на начальном этапе обучения, на котором стоит задача иная: избавиться от страха публичного выступления, побороть неуверенность в себе и попробовать исполнить новые движения, изученные на уроке. Поскольку круг подразумевает под собой небольшое пространство, то движения, выходящих в центр не должны быть громоздкими или неуклюжими. Так постепенно нарабатывается эстетика исполнения элементов.

Особую важность в танце имеет контроль пространства. Необходимо, чтобы ученики с первых учебных джемов, выходя в круг, старались охватить весь его периметр, перемещаясь из стороны в сторону. Этой теме преподаватель школы может посвятить несколько занятий, показав на примере базовых шагов брейк-данса, как можно легко и быстро перемещаться в разных направлениях в кругу. Так же существует понятие "ворваться" в круг, что означает стремительное движение вперед в его центр. Такими движениями могут быть: кувырок вперед, проезд на колене, амплитудный шаг топ-рока, элемент акробатики и так далее, в зависимости от уровня подготовки. Эти навыки способствуют развитию умения преподносить себя в танце грамотно и уверенно.

На занятиях в группах новичков часто можно наблюдать картину "простаивания" круга, так как многие не решаются сделать шаг вперед, но с каждым месяцем смельчаков, желающих выйти в круг, становится больше. Преподаватели всячески подбадривают своих воспитанников, иногда прибегают к "тактике" выталкивания самых нерешительных в круг. А в конце джема демонстрируют свое мастерство в кругу, тем самым вдохновляя учеников на дальнейшее развитие.

Помимо изучения отдельных элементов танца ученики разучивают комбинации движений. Они могут быть представлены в виде коротких или длинных связок. Так, например, короткие связки могут быть использованы в качестве соединения между верхним уровнем танца - топ-роком и нижнем уровнем - футворком. На примере длинных связок преподаватель может показать различные варианты комбинирования движений футворка, тем самым, выстроить логическую цепочку последовательности движений для ученика. Одной из главных основ составления комбинаций, а в дальнейшем и зрелищной импровизации в стиле брейк-данс является динамика.

Динамика - это состояние движения, ход развития, изменения какого-либо явления. В брейк-дансе динамика обозначает слитность и непрерывность движения в танце. В процессе танца динамика движений ни в коем случае не должна теряться, а наоборот нарастать. В дальнейшем, при составлении собственных связок ученики не должны забывать об этом. Так, при наработке навыка сочинять танцевальные выходы ученики развивают логическое мышление.

На этом этапе у учеников начинает формироваться собственный стиль. Все начинается с выбора удобных и комфортных движений согласно своей конституции тела, так как нет необходимости использовать полный набор движений. Гораздо важнее с помощью базовых основ брейк-данса суметь создать свой танец.

Следующий этап обучения заключается в поиске ученика новых, свежих идей для развития своего танца. Есть несколько основных принципов усовершенствования движений. Разберем их на примере футворка, элемента Sixstep (шесть шагов):

1. Использование одной руки в момент исполнения шести шагов. Можно использовать только внешнюю руку, то есть ту, с которой начинается движение или только внутреннюю, с которой движение продолжается.

2. Выполнение шести шагов без рук. Смотрится как приседание и вставание по ходу движения футворка.

3. Добавление в футворк поворота корпуса на сорок пять градусов на третьем шаге, при этом за весь элемент ноги уже проходят не полный круг, а три четверти круга.

4. Вместо второго шага сделать оборот на триста шестьдесят градусов и далее через прыжок перейти к следующей позиции.

5. Исполнение футворка со сменой уровней. Средний уровень: вместо ладоней во время движения ставятся локти. Нижний уровень: преобразование шести шагов в элемент "flow", основной опорой в данной вариации будут лопатки.

Все эти принципы применимы абсолютно ко всем футворкам. Помимо этого раздела брейк-данса би-бои, как правило, стараются усовершенствовать движения топ-рока , придумать оригинальные фризы , и усложнить паурмув.

Если учитывать большое количество базовых элементов брейк-данса, их вариаций, ставших уже классикой, то путем добавления новых, свежих идей, изменения небольших частей элемента можно создать свой неповторимый, уникальный стиль танца. Здесь играет роль не только физическая подготовка, силовые данные ученика, но также и его творческие способности.

Для того чтобы создать что-то новое, мало выучить все базовые элементы. Преподаватели всегда советуют ученикам ездить на все чемпионаты, соревнования по брейк-дансу, пока в качестве зрителя, больше смотреть видео с иностранными би-боями, чтобы вдохновляться и ориентироваться на мастеров.

Существуют правило использования чужих идей, новаторств, иначе фишек в брейк-дансе. Любой танцор имеет право освоить чужую фишку, но при этом развить движение дальше, то есть его видоизменить. И уже на джеме, либо баттле продемонстрировать его, как собственный уникальный элемент. То есть движения надо наполнять своим смыслом, тогда ваш танец будет более интересным и новаторским.

Преподаватели школы устраивают джемы с заданиями на развитие творческих идей. Например: ученики по очереди выходят в круг и исполняют топ-рок и любой сход (go down) на нижний уровень танца, при этом нельзя повторяться. И так проходит несколько кругов, примерно на пятом круге у учеников заканчивается запас движений, в этот момент приходится включать сообразительность и на ходу изобретать новые сходы вниз. По окончании задания у каждого ученика появляются новые оригинальные переходы, способные разнообразить их танцевальный выход.

Еще одно из творческих заданий на джеме: коллективное сочинение танцевальной комбинации. Первый выходит в центр придумывает начало, второй обязан повторить начало и продолжить по-своему, не теряя динамики движения, третий повторяет соединение предыдущих учеников и предлагает свою идею по дальнейшему развитию связки и так далее. В конечном итоге получается полноценная комбинация.

Эти задания способствуют развитию собственных идей в танце, которые воплощаются в содержании и форме творчества не потому, что они лучше других, а просто, потому что выражают индивидуальность творческой личности.

Через полгода обучения преподаватель включает в программу занятия учебный баттл". "Баттл" (битва) - танцевальное сражение между участниками для выявления сильнейшего из них. Баттл во многом похож на спортивные состязания, где участники соревнуются по определенным, установленным правилам, а авторитетные судьи выносят решение о победителе. Однако, существует иная разновидность баттлов, где судьями являются сами зрители, в том числе и участники баттла, а решение о победителе принимает ведущий мероприятия, исходя из реакции аудитории. В баттле, как и в любом соревновании, конкуренции одна из ключевых составляющих. Однако не стоит расценивать конкуренцию как вражду. Соперник является непримиримым только на протяжении баттла, а в жизни он товарищ, объединенный общей культурой и общим направлением творчества.

Прежде чем проводить баттл, преподаватель должен объяснить основные правила его проведения. Главное правило: проявить уважение к сопернику. Если нет уважения, нет и хип-хопа. Задача в баттле показать свое танцевальное мастерство, то есть выиграть танцем. Во время битвы нельзя касаться соперника. Так же существует набор жестов, часто показываемых би-боями на баттлах и особый этикет по их использованию. Один из самых популярных жестов является " bite"( байт), что означает в переводе с английского укус, укусить. В брейк-дансе этот жест означает, что соперник раскусил оппонента в заимствовании оригинальных движений других танцоров, так окружающие могли сразу уличить такого танцора в плагиате. Еще один не менее популярный жест - "повтор", то есть в одном баттле танцор исполняет два или более раз одну и ту же фишку, в споре между участниками это означало повторение аргумента дважды. Следующий жест - хлопок ладонью об пол, изначально обозначал аплодисменты, знак уважения к сопернику, на данный момент используется при падении с элемента оппонента.

Некоторые танцоры пользуются жестами некорректно. Это может быть обусловлено тем, что сам танцор не совсем до конца понимает, что конкретно они обозначают. Либо это может быть сделано намеренно, дабы спровоцировать своего соперника: заставить его злиться, обидеть или просто зацепить, надеясь, что из-за этого он начнет ошибаться в своем выходе (танце). Такое поведение нарушает танцевальный этикет. Порой клеветникам устраивают дополнительные танцевальные разборки после баттла за периметром круга, с целью проучить.

У учеников должно сложиться правильное понимание баттла. Би-бои когда наблюдают за танцевальными выходами других, должны быть честны сами с собой и если выход действительно нравится, то необходимо донести это до танцора, либо аплодисментами, либо подойти после битвы и лично высказать свое восхищение. Ведь каждое слово заряжает танцора и помогает двигаться вперед и тем самым развивать общую культуру.

Участие в соревнованиях, джемах, соблюдение этикета поведения у танцоров развивает чувство такта, порядочность, честность, дружелюбие.

После проведения первого учебного баттла на занятии можно выделить основной недочет в выходах большинства учеников. Многие на баттле при исполнении футворка смотрят вниз, а взгляд во время танца должен быть обращен на соперника. Это нормальное явление для ученика, проще сосредоточиться на движениях, не поднимая головы. Но с этим нужно бороться, так как не умение вести диалог глазами в баттле, производит впечатление не уверенного в своем стиле танцора, готового признать свое поражение.

Для исправления этого недочета преподаватель предлагает ученикам выполнить следующее упражнение: встать в начальную позицию футворка, зафиксировать взгляд в зеркале в определенной точке, не отрывая взгляда попробовать исполнить футворк (сикстеп). Далее сделать футворк с вращением , при этом после поворота сразу вернуть взгляд в начальную точку. Еще один усложненный вариант: выбрать четыре точки в разных углах и начать делать футворк с продвижением вперед к этой точке, затем к другой и так далее.

Брейк-данс - танец основанный на свежих идеях, свежем подходе, свежем исполнении. Поэтому стоит меняться в манере исполнения, чтобы быть всегда интересным для зрителей. Самый верный способ - быть самим собой в данную минуту. Если сегодня настроение отличное, значит и танец должен быть солнечным. Если плохое, значит, в свой выход стоит добавить нотки агрессии.

Кроме того стоит отталкиваться от музыки. Музыка задает определенный темп и настроение, дает пластике ритмическую основу. Если раньше брейк-данс оценивался по сложности исполнения и оригинальности, то теперь в критерий оценки входит и музыкальность. Именно в единстве музыки и танца заключается сила воздействия на эмоциональное восприятие зрителя.

Постепенно ученики становятся достаточно компетентными, чтобы тренироваться самостоятельно. В школе "Волнорез" есть возможность посещения занятий со своим планом тренировки, так как залы довольно большие. В одной части занимаются новички, в другой уже продвинутые ученики отрабатывают свои уникальные элементы и иногда обращаются к преподавателю за советом, с целью понять, как им развиваться дальше.

Таким образом, обучение танцу брейк-данс оказывается напрямую связанным как с передачей личного опыта, так и с созданием особой атмосферы, в которой сочетается стремление к творческой самореализации, как ученика, так и педагога. В результате длительной работы они становятся коллегами, близкими друзьями и учителями друг для друга.

2.2. Совершенствование личностных качеств и социализация в процессе профессиональной танцевальной деятельности

В этом разделе мы рассмотрим дальнейшее совершенствование продвинутого ученика, в качестве состоявшегося би-боя, на примере его деятельности.

Как только ученик достигает высокого уровня танца, у него возникает желание ездить на соревнования не только в качестве зрителя, но и быть частью всеобщей тусовки би-боев, показать свое мастерство, проявить себя на баттле и получить одобрение признанных мастеров танца.

Ошибка многих танцоров, приезжающих впервые на чемпионат - долгое ожидание своего выхода на отборе участников. Не стоит концентрироваться только на моменте выхода на сцену. Важно растанцеваться перед баттлом, прочувствовать атмосферу, получить удовольствие от происходящего. Для этого существуют круги - джемы, которые образуются обычно спонтанно. Би-бои, таким образом, разминаются, общаются, знакомятся с соперниками, с их слабыми и сильными сторонами. И на отборе би-бой чувствует себя увереннее, так как уже знает чего ожидать от соперников.

Для участия в соревнованиях необходимо прохождение регистрации, для этого в список участников нужно внести свое имя. В обществе танцоров уличных стилей принято иметь прозвище, псевдоним. Обычно прозвище дается за определенные качества человека, так же прозвище может быть вариацией его настоящего имени или имени персонажа, актера кино. Таким образом, каждый может выступить в роли кого-то еще, в другом социальном и общественном статусе, обретая известность у широкой публики.

Баттлы проводятся как в личном первенстве, так и в командном. Crew (команда) - обозначение команды или объединения нескольких человек, практикующих брейк-данс вместе. Команда или "крю" перекликается отчасти с темой "боевого братства" и в связи с этим, между членами группы бытует обращение "брат" или "сестра". Хип-хоп, как художественное течение существует именно посредством таких команд.

Баттл можно представить в виде диалога между танцорами. Каждый рассказывают свою историю в танце, делится своими идеями, находками. При этом один задает тему, сделав яркий выход, насыщенный своими фишками, второй ему отвечает в том же ключе, то есть показывает свой набор уникальных движений. Баттл проходит наиболее зрелищно, когда у соперников есть фишки, основанные на одних и тех же базовых элементах. Так каждому есть чем ответить и чем удивить.

В хип-хопе также есть понятие "хип-хоп игры", которая предполагает осуществление той или иной художественной практики по определенным правилам, что часто соответствует пониманию детской игры. В такой трактовке баттла происходит проигрывание "серьезных" ситуаций в "несерьезной" атмосфере. Таким образом, понятие игры в хип-хопе соотносится с детским проигрыванием социальных ролей взрослых людей, что служит одним из механизмов социализации.

Не стоит забывать, что за этим стоит огромная работа, проделанная в зале на тренировках, которая способствует постепенному формированию стиля. Но стиль состоит не только из манеры исполнения, подачи, собственных фишек, а так же внешнего вида и стиля одежды, которые являются важным инструментом взаимодействия в брейк-дансе. От одежды зависит внутреннее состояние и самочувствие танцора, его внешний вид определяет его внутренний заряд.

Невозможно за короткий срок овладеть мастерством танца брейк-данс и до конца прочувствовать собственный стиль. Для этого нужно пройти путь от ученика до заслуженного би-боя, поучаствовать в большом количестве национальных и мировых чемпионатов, баттлов, джемов, тусовок, познать успех и поражение. Кстати, именно проигрыш на баттле способствует духовному росту человека. Само же понятие "мастерство" понимается, как полноценное профессиональное художественное творчество, в котором практически нет предела совершенству. Мастерство сочетает в себе значение духовного пути, внутреннего развития личности и физической практики, нацеленной на внешнее преобразование мира.

На фестивали по брейк-дансу би-бои отправляются не только за участием в ярких танцевальных битвах, но и общением. Именно на фестивалях происходит обмен опытом, что ведет к повышению мастерства и сплочению коллективов. Брейк-данс пропагандирует позитивное восприятие мира, раскрепощение в танце, а так же открытость и легкость в общении. Существует целая коммуникативная сеть би-боев по всему миру. Этому способствуют не только фестивали, но и интернет сети. Большинство танцоров поддерживают общение онлайн, выкладывают видео со своих тренировок и творческие танцевальные видео работы в социальные сети или на популярные сайты такие, как "youtube.com", чтобы получить оценку своих заграничных коллег. Такое общение помогает танцорам легко взаимодействовать, приглашать друг друга на соревнования в качестве судей, а это и способ заработать денег и получить заряд энергии на дальнейшее развитие.

Помимо этого би-бои очень гостеприимно относятся к своим друзьям. Если танцор собирается на фестиваль заграницу, он может не беспокоиться о своем проживании. Поэтому танцоры могут позволить себе часто путешествовать по миру, с возможностью заявить о себе за пределами родины, при этом повысить свой профессионализм, расширить кругозор, а так же успеть отдохнуть, наслаждаясь видами европейских городов и красивых мест стран других континентов.

Кроме того, объединяясь в группы, танцоры отправляются в путешествие с целью заработать деньги на улицах. Приезжая в другой город, на одной из центральных площадей они устраивают показательные выступления, каждый, кто сумеет оценить шоу по достоинству, может опустить денежку в шляпу, положенную специально для этой цели. Такой стиль жизни несет в себе важную социальную функцию - пропаганду свободы и развития.

Коммуникативная сеть танцоров работает не только в качестве обмена информации, связанной с профессиональной деятельностью. Бывают экстренные ситуации, в которых би-бои готовы прийти на помощь и поддержать друг друга. Не раз происходило, когда танцорам требовалась финансовая помощь из-за серьезных проблем со здоровьем, в связи с несчастным случаем. Организовывались благотворительные джемы на улицах для сбора средств на лечение во многих городах мира. Так же би-бои оказывали моральную поддержку. Они понимают, что реальная помощь будет осуществлена только путем всеобщего усилия и желания сделать доброе дело.

Многие би-бои признаются, что брейк-данс изменил их жизнь навсегда, сделал ее более насыщенной, интересной. Помог найти себя, раскрыть творческие способности, обрести настоящих друзей. Так, например, ученик школы брейк-данса "Волнорез", ставший уже профессиональным танцором Рома Рой (представитель команды "Московский Бит") в своем интервью рассказывал о своих первых шагах в "Волнорезе": "Во всех секциях куда я ходил, учась еще в школе, как правило подростки осмеивали недостатки, слабости других ребят. А если твое поведение отличается от всех остальных, то это вызывает недовольство со стороны преподавателей, это рождает страх и неуверенность в себе, желание несильно выделяться из общей массы. А в "Волнорезе" все иначе, очень дружелюбная атмосфера и в первую очередь учат выражать себя, это очень важно, особенно для тех людей, которые, как я, были скромными, застенчивыми. Раньше я постоянно заморачивался над тем, что обо мне подумают другие, был очень зажат. Когда я начал заниматься брейк-дансом, пробовать выражать свои идеи танцем, движениями, что намного сложнее, чем выражать свои мысли словами, мне стало проще выражать себя в жизни. "Волнорез" - то место, где вас учат бороться со своими страхами. Когда ты преодолеваешь страх выйти в круг, ты на все остальные страхи начинаешь смотреть, как на ерунду" [31].

Один из известных американских би-боев Midus (представитель команды Style Elements Crew/ Originality Stands Alone) в своем интервью сказал, что очень благодарен культуре хип-хоп, за то, что она ему дает. "Не могу говорить за всех, но она мою жизнь изменила. Она сделала меня более открытым и восприимчивым. Эта культура отрицает и отвращает людей от многого плохого, что есть в обществе. Я благодарен, что являюсь частью этого движения, которое, например, дало мне возможность быть сейчас здесь - в Москве. Общаться с вами и всеми людьми. Творить и это бесценно! И я желаю танцорам не обращать внимания на всякие споры и недоразумения. Мыслите более глобально и думайте о том к чему стремитесь. Не забывайте о том, что вы индивидуальны. У нас у всех разные отпечатки, тело, характер, история. Так раскройте это через танец" [32].

2.3. Методика преподавания импровизации в стиле танца

хип-хоп

Импровизация - это высшая форма танца. Это реальная возможность выразить себя в танцевальном движении очень честно, откровенно и точно. Это возможность заглянуть в себя, открыть свой творческий потенциал. Осознание этого открывает шанс к самопознанию, к обретению еще большей личностной целостности. Импровизация совмещает в себе прекрасное владение телом, раскрепощенность, развитое чувство музыки и ритма, артистизм, богатое воображение и яркую фантазию. Именно владение искусством импровизации делает из танцора настоящего артиста.

Во всех направлениях танцевальной практики культуры хип-хоп широко используется понятие "импровизация". Основное отличие уличных стилей танца от других видов, это изучение импровизации на более ранних этапах развития техники танца. Изначально танцоры в своих выходах на джемах и баттлах используют связки и заготовленные комбинации. В дальнейшем, набравшись опыта, танцоры перестают бояться публичного выступления, приобретают уверенность в себе и следующим этапом их развития становится импровизация.

На примере занятий в студии "В ритме хип-хопа" спортивно-досугового центра "Щукинец" мы разберем методику преподавания развития импровизации танца. В студии занимаются подростки от десяти до четырнадцати лет. Занятия проходят два раза в неделю по часу.

Важно отметить, что уроки по импровизации допустимы, когда ученики уже владеют основными элементами танца хип-хоп, то есть они знакомы с понятием "кач", умеют исполнять несколько разных видов кача, владеют базовыми шагами танца и элементарными изоляциями различных центров, освоили простой раздел партера, имеют представление об основной форме танца - джеме (круге).

Занятие начинается с пятнадцати минутной разминки. Необходимо разогреть основные группы мышц и подготовить суставы к работе.

Далее перед зеркалом исполнить все виды кача и изученные базовые шаги, а так же попробовать перемещаться на них вперед, назад, влево, вправо для того, чтобы прочувствовать свое тело в движении.

После приступаем к основной части занятия. Основной формой для выполнения заданий по импровизации на протяжении всего урока будет круг. Иногда мы будем возвращаться к шахматному порядку и исполнению упражнений лицом к зеркалу. Начинать будем с простых упражнений и постепенно увеличивать их сложность.

Первое задание: выбрать любые три разновидности кача (например: вперед, назад, в сторону), выйти в круг и прокачать основной ровный бит музыки (размер 4/4) с помощью этих видов кача. При идеальном исполнении задания переход от одного вида кача к другому должен осуществляться логично и естественно. Задание помогает танцору во время своей импровизации быть всегда в музыке и не вылетать из нее.

Второе задание: Выбрать три базовых движения хип-хопа, обязательно из раздела "old school" и на них попробовать выстроить свой выход в круг под основной ровный бит музыки. Для начала преподавателю лучше дать конкретные движения, одинаковые для всех, а уже на следующий круг разрешить использовать наиболее комфортные шаги для каждого ученика. Упражнение помогает танцору определиться с выбором шагов для основ своей импровизации на начальном этапе, а так же пополнить свой запас движений новыми, пока еще некомфортными движениями для выхода в круг.

Третье задание: исполнить выход, используя только одну часть тела. Это может быть только голова, руки, ноги, таз, плечи и так далее. Задание помогает увеличить вариативность направлений движения разных частей тела во время импровизации.

Четвертое задание: Выходы учеников должны быть выполнены в одной танцевальной манере. Первый вариант: в своем выходе нужно передать ощущение плавности, текучести. Второй вариант: ощущение тяжести, жесткости. В этих заданиях можно использовать актерские приемы, так в первом случае представить себя водой, изящно переливающимся ручейком или бурлящим океаном. Здесь будет уместно исполнение техники волн по телу. Во втором случае представить себя твердым камнем. Можно воспользоваться техникой "stomp". Упражнение поможет разнообразить манеру исполнения танца и сделать его более зрелищным.

Пятое задание: в выходе осуществлять смену уровней. Начать с выполнения всего выхода в партере, можно при этом использовать элементы брейк-данса. А затем пробовать в танце чередовать разные уровни исполнения. Использование этого метода позволяет ученикам овладеть всем пространством и увеличить амплитуду танца.

Шестое задание: сделать выход в круг, состоящий из четких поз. Танцор должен представить, что каждую секунду его фотографируют. Поэтому принимаемые позы должны иметь четкие красивые линии. Задание помогает выстроить ученикам отчетливый рисунок танца и избавиться неэстетических движений.

Седьмое задание: в выходе осуществлять смену темпа исполнения движения. Можно замедлять и ускорять движения танца. Здесь уместна техника "slow motion". Это еще один способ разнообразить свой танец.

Восьмое задание: Представить одну из частей тела (самый простой вариант - кисть) в качестве цветного карандаша и попробовать им порисовать во время танца. Необязательно рисовать картину, можно просто вести одну непрерывную линию или написать свое имя, фразу. Это задание можно выполнять в парах, разыгрывая диалог с помощью нарисованных посланий в танце. Задание открывает новые творческие перспективы по созданию собственных уникальных движений, заставляет охватывать больше пространства и помогает увеличить амплитуду движений.

Перед тем, как выполнять задания в кругу, можно пробовать исполнять их перед зеркалом в шахматном порядке. Чтобы ученики были подготовлены к джему, и боязнь выхода в круг не препятствовала грамотному выполнению задания.

Так же все задания можно выполнять как под ровный бит музыки, так и задавать ученикам определенный ритмический рисунок исполнения. Например, акценты на первые две сильные доли и на третью сильную, слабую и четвертую сильную. Перед тем, как протанцевать новый ритм, стоит его прохлопать в ладоши или простучать ногой.

Кроме разных ритмических рисунков для развития импровизации можно пользоваться музыкальной мелодией, пробовать танцевать под разные инструменты, звучащие в ней. А если это песня, то импровизировать можно уже не только под ритм, но и под вокал исполнителя. Это дает возможность обыграть различными движениями смысл слов песни, что придает танцу сюжетность.

Необязательно за один урок давать все задания. Каждому из них стоит отвести достаточное количество времени и повторений для его усвоения.

В конце занятия проходит джем в свободной форме, чтобы преподаватель мог оценить, кто насколько усвоил и сумел воспользоваться материалом, который был дан в начале занятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе мы рассмотрели историю развития субкультуры хип-хоп в США и России.

Выяснили, что возникновение субкультуры в США связано с отсутствием каких-либо мер, двигавших афроамериканскую молодежь к участию в общественной жизни, новое поколение 60-70-х само создавало себе ту культурную среду, где оно могло бы в полной мере реализовать свои социальные и психофизиологические потребности в самовыражении.

Развитие российского хип-хопа тесно связано с общей политической, экономической и социо-культурной ситуацией в России, в особенности с процессом "перестройки". Крайне нестабильная социально-экономическая обстановка способствовала поиску новых форм творческой самореализации. Протестный потенциал хип-хопа зарождался именно на этой почве, как способ творческого осмысления негативных проявлений реальности. Таким образом, в России произошло наложение аутентичных художественных практик хип-хопа на совокупность русских художественных традиций, что породило собой новую молодежную художественную форму самовыражения.

В этой же главе мы разобрали основную идею, заложенную в субкультуре хип-хоп. Его идеология представлена в виде связующего звена между четырьмя художественными практиками субкультуры хип-хоп, получившего название ее пятого элемента - "знания". Именно "знание" презентовало хип-хоп в качестве культуры. Понятие знание в хип-хоп культуре является ключом к развитию.

В мировоззрении хип-хопа заложены главные этические и этетические ценности, которые должны разделять все истинные члены этого сообщества. Это - добро, любовь, красота и свобода. Хотя стоит заметить, что такая философия является вершиной духовного развития личности только внутри данного сообщества.

Изучив историю танцевальной составляющей хип-хоп культуры, мы выделили брейк-данс и хип-хоп, как основные направления данной художественной практики.

Помимо этого, в теоретической части работы мы выявили на основе теории личностных качеств их природу и факторы, влияющие на их развитие. Отметили, что личностные качества берут свое начало во врожденных характеристиках индивида. Но их формирование и развитие происходит на протяжении всей жизни человека.

Таким образом, мы подошли к практической части работы.

Во второй главе с помощью метода наблюдения, на примере обучения в школе брейк-данса "Волнорез", мы рассмотрели путь ученика от азов до настоящего профессионала и проследили влияние танцевальной деятельности на развитие личностных качеств.

Проанализировав все этапы обучения танцу брейк-данс и дальнейшее повышение мастерства с помощью соревнований, фестивалей, коммуникативной сети би-боев мы пришли к выводу, что развитие молодежи в таких группировках стремительно движется вперед. Молодые люди развивают свою выносливость, волю, твердость, приобретают жизненный опыт, учатся общаться и адаптироваться в обществе. Так же танцевальная практика хип-хоп культуры способствует социализацию молодежи, так как человек лучше приспосабливается к разным условиям (например, условия соревнований, баттлов), раскрепощается на публике, развивает свои навыки общения. Она позволяет демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде. В отличие от официальных механизмов социализации и инкультурации, которые в целом настроены на определенную ломку личных предпочтений и замену их институциональными, например, поступая в учебную организацию, молодой человек вынужден следовать тем правилам и тому стилю поведения, которые зачастую конфликтуют с его собственными предпочтениями. Хип-хоп выгодно отличается, так как творческое образование в нем сосуществует с философской составляющей, направленной именно на развитие собственных творческих умений, через понимание и критическое осмысление действительности.

В результате танцевальная культура предоставляет широкое пространство для самореализации. Создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. Каждый танцор видит других представителей данной культуры как личностей и индивидуальностей.

Вывод: деятельность молодежи в танцевальной практике культуры хип-хоп подразумевает постоянное развитие и движение вперед, то есть стремление к самосовершенствованию. Поэтому можно смело утверждать, что культура хип-хоп помогает человеку бороться со своими комплексами, чувством собственной неполноценности, а значит, оказывает положительное влияние на развитие его личностных качеств.

Показать полностью…
42 Кб, 5 октября 2016 в 17:51 - Россия, Москва, МГИК (бывш. МГУКИ), 2016 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении