Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 049162 из МГИК (бывш. МГУКИ)

История нотации

Старший преподаватель

Мятиева Наталья Атаевна

Нотация (от лат. notatio - записывание, обозначение) - система

условных обозначений, принятая в какой-либо области знаний или деятельности.

Нотация включает множество символов используемых для

представления понятий и их

взаимоотношений, составляющее

алфавит нотации, а также правила их применения.

Области знания, где

• Математикаприменяются нотации

• Информатика

• Химия • Физика

• Шахматы и шашки

• Хореография

• Музыка

Шахматная и шашечная нотации

Хореографическая нотация

Примеры штрихкода: а) нотация Code128;

б) PDF-417; в) DataMatrix; г) QRCode.

НОТА?ЦИ9ЦИЯ - способ записи музыки с помощью особых графических знаков

(латинское notatio - обозначение, записывание).

Невменная нотация

Крюковая нотация

Справочная литература

• Герцман Е. Тайны истории древней музыки. М., 2004.

• Ефимова Н.

Раннехристианское пение в Западной Европе

Нотация древней Греции

• Сохранилось около 20 памятников музыкальной письменности

• Носила теоретический характер

• Нотацию использовали для обозначения звукорядов (тетрахорд, гексахорд)

• Пифагор и его концепция "музыки сфер"

Нотационная традиция раннего

Средневековья

• Григорианский хорал (от имени Папы Григория I Великого).

• Основной жанр - монодия. Идея единомыслия, подражание ангелогласному пению.

• Нотация - невменная.

• Невма - др.-греч.?????? ("пневмо" - дыхание).

• Октоих (Осмогласие) 8 модусов.

• Формульная система (иниций, медиация, тенор, финалис)

• Обучение от учителя ученику

Реформа Гвидо Аретинского

• Задал курс развития нотации на 1000 лет.

• Метод сольмизации

• Гвидонова рука

Гвидонов метод сольмизации

Сольмизация - артикулирование специальными слогами различных элементов (звуковысотных, ритмических) музыкальной речи. В узком смысле - система нотации, включающая 6-ступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов и слоговыми обозначениями ступеней (ут, ре, ми,

Гимн св.Иоанну

Ut gueant laxis resonare fibrus mira gestorum famuli tuorum solve polluti labii rearum sancte Iohannes

• Чтобы открытыми устами

• Смогли воспеть рабы

• Твоих деяний чудеса,

• Вину с порочных губ ты отпусти, • Святой наш Иоанн.

• Утробою отверстой чтобы

• Ревнители твои сумели

• Миру возгласить деяний чудеса,

• Фальшь совлеки с их губ, • Солгать дабы не смели,

• "Гвидонова рука"

• Перед линейкой выставлялась буква или окрашивалась цветом этой буквы (до - желтый, ля - красный)

Органум

• ОРГАНУМ (лат. organum от греч. organon, "инструмент", "орудие"). Одна из самых ранних полифонических форм.

• Старейший вид органума, параллельный, состоял из двух голосов - основного, содержавшего мелодию григорианского

песнопения (vox principalis) и дополнительного, в котором та же мелодия звучала на кварту или квинту выше или ниже (vox organalis). Позже к ним

Нотная реформа Франко

Кельнского

• Немецкий теоретик XIII в.

• Разработчик мензуральной нотации

• Фиксация не только звуковысотности, но и относительной продолжительности звуков.

• Фиксация ритма и метра

• Его учение действовало 3 столетия

Мензуры/фигуры мензурального пения

• В 13 в. для обозначения длительностей использовались знаки (в порядке убывания длительности):

• максима или дуплекс лонга (самая большая или двойная длинная),

• лонга (длинная),

• бревис (короткая),

• семибревис (полукороткая).

• Контекстуальная нотация - временное значение простых фигур зависит от их окружения

• Лигатура - соединение простых фигур, упорядоченное посредством соответствующих штилей

Ars nova и Филипп де Витри XIVв.

• Мотет - вокальное произведение, в котором мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с двумя другими мелодическими линиями (дуплум и триплум).

В 13 в. мотеты были, как правило, многотекстовыми, т.е. в разных партиях звучали разные тексты, как церковные, так и светские, случалось даже - на разных языках.

Булла папы Иоанна XXII

• Выступал против произвола композиторов

• Видел в этом угрозу благочестия

• Параллельный органум (нота против ноты) больше годится для богослужения

• Ars vetus vs Ars nova

• Изоритмия (нем. Isorhythmie) - техника композиции в многоголосной музыке XIV - XV веков, выражающаяся в остинатном проведении ритма, независимого от звуковысотной линии.

Показать полностью…
928 Кб, 13 сентября 2016 в 15:13 - Россия, Москва, МГИК (бывш. МГУКИ), 2016 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении