Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 049164 из МГИК (бывш. МГУКИ)

Разминка для освобождения от мышечных зажимов

Все упражнения разминки делаются легко, энергично и свободно, без излишнего напряжения. Они должны снимать усталость и напряжение, а не добавлять их.

• Плавными вращательными движениями размять, разогреть руки, плечи, шею.

• Свободные вращательные движения головой "сонная голова".

Голова как бы перекатывается под собственной тяжестью.

• Вращение рук в плечевых суставах (вперёд-назад), в локтевом и луче-запястном суставах.

• Подняли плечи к ушам - бросили. Одели плечами воображаемый пиджак - скинули.

• Упражнение "пирамидка": из положения стоя наклониться вперёд (упали), затем от копчика начинаем собирать свой позвоночник, как пирамидку, поднимаемся, выстраивая позвоночник. Повторить несколько раз.

ДИКЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ

Артикуляционная гимнастика:

Для развития и тренировки органов речи (губы, зубы, щеки, язык, мягкое и твердое нёбо, нижняя челюсть) необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Она поможет выработать гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи. Полезно также делать артикуляционную гимнастику при речевой усталости. Она снимает излишнее напряжение с мышц, расслабляет их.

• язык: почистить языком десна (в одну и другую стороны), "уколы" языком в щёки, языком- "кисточкой" красим нёбо, вытягиваем язык "жало - лопата", пощёлкать языком (как скачет лошадка) - энергичный, подвижный язык помогает чистоте формирования звуков.

• губы: губы вытянуть"трубочкой" и вращать по кругу в обе стороны, позвать уточек "ути - ути...", губы вытянуть трубочкой и захватывать ими воздух - "рыбка", пошлепать расслабленными губами "пя-пя..." и собрать их на "п-б..." (губы напряженные), натягивать губы на зубы - энергичные, хорошо смыкающиеся губы дают речи четкость и легкость.

• щёки: надуваем щеки, внутри рта "покатать воздушные шарики"; затем сбросить напряжение со щек и губ - "тпру..." (лошадка отфыркивается) - разминаем щеки, так как вялые, они делают звучание дряблым.

• глотку открыть: сказать "ма", "мама" без звука (про себя), а также звук "ха" на половине выдоха. Нёбо поднято, положение рта как при звуке "О" (ощущение сливы во рту) - эти упражнения открывают глотку и делают звучание более глубокое и громкое.

• челюсть: взять себя двумя руками за нижнюю челюсть и открыть её несколько раз не резко, без мышечных усилий, только при помощи рук - это упражнение снимает напряжение с подчелюстных мышц.

Дикционные упражнения:

? Пропеть нараспев: И - Э - А - О - У - Ы

• Гласные звуки дают речи мелодику. Пропеть нараспев: И - Е - Я - Ё - Ю - И - упражнения на гласные и йотированные звуки дадут вам верную постановку рта на гласных звуках.

• Так же полезно делать это упражнение и про себя с закрытым ртом - это называется внутриглоточной артикуляцией, разминает внутриглоточные мышцы, делая речевой аппарат более гибким.

• Далее идут упражнения на пары согласных, которые отрабатываются с движениями рук на слогах, словах и скороговорках. Согласные звуки придают речи четкость, выразительность, помогают формировать слова.

• При произношении согласных звуков требуется напряжение какой-либо одной части речевого аппарата.

• При тренировке согласных звуков следует обратить внимание на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках.

Б - П Л - М - Н

В - Ф Ж - Ш Р , Х, Ц

Д - Т Ч - Щ Г - К З - С

Б - П : паппи- пупу..., бабби - буббу..., паппи - бибабби...- совместить смыкание губ на П и Б со сжатием подушечек пальчиков. "Был бы бык, а мясо будет", "Купи кипу пик, пик кипу купи".

В - Ф : звуку "В" препятствуют сомкнутые верхняя губа и нижние зубы, "Ф" как бы продувается. Добавляем движение рук - отбить волейбольный мячик кистью руки. На звук "в" руки идут вверх, на звук "ф" - вниз.

Вавви (вверх )- фаффи (вниз)

Фти-вди, фтэ-вдэ, фта-вда, фто-вдо, фту-вду, фты-вды - руками заворачиваем вентиль крана.

"Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит".

Д - Т: тока - така, дока - дака - ударять кулаком одной руки в ладонь другой руки.

Бот - та - та - та - та,

Вот - та - та - та - та,

Гот - та - та - та - та - (т.д. по алфавиту согласных)

руками имитируем бросок мяча.

Тки - ткэ - тка - тко - тку - ткы - вворачивать шуруп в

стену. "Из-под топота копыт пыль по полю летит", "Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветвях" - произносить с сильно сжатыми челюстями, а затем свободно, расслабив челюсть.

Г - К: бокка-какекки; вокка-какекки; дока-какекки (и далее по алфавиту согласных звуков) - имитировать игру в теннис.

"Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!"

Л - М - Н: если есть носовой призвук в звучании или не достаточно развит лицевой резонатор - нужно зажать нос пальцами и произносить текст, делая фонационный выдох ртом (работает лицевой резонатор).

Ли-лил, лэ-лэл, ла-лал, ло-лол, лу-лул, лы-лыл - добавить движение кистями рук - как бы вкручиваем лампочку в люстру.

Лми - лмэ - лма - лмо - лму - лмы....

Млни - млнэ - млна - млно - млну - млны...

Ни - нэ - на - но - ну - ны -...

"На мели мы лениво налима ловили, И меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня".

Р : порычать твёрдым звуком "р-р-р", руками как бы крутим большой руль. Порычать мягким звуком "рь-рь-рь", руками как бы поворачиваем ключ зажигания автомобиля, заводим мотор.

Три - трэ - тра - тро - тру - тры....

Ндри - ндрэ - ндра - ндро - ндру - ндры...

Рлни - рлнэ - рлна - рлно - рлну - рлны...

Мрлни - мрлнэ - мрлна - мрлно - млрну - млрны...

"Три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали". "Рододендроны из дендрарии". "Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии". "Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак, сунул грека руку в реку - рак за руку грека цап!"

Ж - Ш: эти звуки всегда жёсткие! Движения кистями рук, как бы месим тесто.

Шаши - жужу, шаши - жужу .....

Шри - шрэ - шра - шро -шру - шры ...

Жри - жрэ - жра - жро - жру - жры ...

"Шакал шагал, шакал скакал". "У ежа ежата, у ужа - ужата".

Ч: произносится всегда мягко! Движения кистями рук, как бы поднимаемся по канату.

"Чака - чока ..."

"В Чите течёт речка Читинка", "Тётя чуть чего, Тютчева читает".

Щ: звук всегда взрывной! Движение кисти руки имитирует заточку ножа.

"Щачи - щёчи, щачи - щёчи..."

"Щетинка у чушки, чешуя у щучки".

С: если есть "присвистывание" при произнесении - нужно подуть негромким звуком "с" в какую-нибудь трубочку, чтобы был негромкий свист, и воздушную струю направить на выдохе вперёд, а не в бока. Язык при звуке "С" лежит внизу и упирается кончиком в нижние зубы.

"У осы не усы, не усищи, а усики",

"Петербуржские сумерки снежные".

Х: легкий, воздушный звук, произносить слог "ха" на половине выдоха.

"Хохлатые хохотушки хохотали хохотом : ха - ха - ха...."

На уроках иногда требуется легкая речь, в быстром темпе, четкость которой должна быть предельной. Для этой цели во время дикционной разминки рекомендуется использовать скороговорки, которые помогают добиться четкости речи при любом темпе. Не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки. Сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова. Постепенно наращивайте темп.

Так же механическое, монотонное зазубривание скороговорок не позволяет добиться выразительности речи, ее интонационной гибкости. Старайтесь, произнося скороговорки, ставить разные исполнительские задачи (внутренние речевые установки), опираясь на различные смыслы фразы. Например: я хочу похвастаться, я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать и т. д. В зависимости от речевой установки ваша интонация будет изменяться. Такие упражнения тренируют интонационную гибкость речи. Для таких целей можно воспользоваться скороговорными рассказами предложенными учебником по сценической речи (под редакцией И.П.Козляниновой)

• Из-под Костромы, из-под Костромщины везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.

• Два дровосека , два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не поколоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. О пустяках спорить - дело упустить.

• Я ему по секрету, а он всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника. Так вот скажет друг дружке, а дружка - подружке, а подружка - борову, а боров - всему городу - язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду: один раз соврешь - в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, а плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор. Говорят, не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож!

• Тронулась от околицы тройка с колокольцами. У калитки - маргаритки, подползли к ним три улитки. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. Хвастал храбрый краб три дня: "Краба нет храбрей меня!". Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича; говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича. Шли три Назара, встали у базара да заговорили про Прокопа, про Прокопчиху и про маленьких Прокопиных Прокопенят.

• Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку изпод простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом посидел, по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

• Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышкоколоколнышко! Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да и не слишком длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят.

• Сказка-быль ли, не быль, да и не вранье. Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец - всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая.

ДЫХАТЕЛЬНО - ГОЛОСОВОЙ КОМПЛЕКС

"В дыхании есть два блага, без сомненья:

То воздух полнит грудь, то выдох дарит облегченье, Что там - стеснённое, здесь свежесть и свободу обретает, Да, жизнь чудесное смешенье представляет.

Будь благодарен Богу, если он тебя теснит,

И благодарен будь, коль вновь освободит".

Гёте Дыхание это энергия голоса. Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы всего речевого аппарата и правильного дыхания в частности.

Правильно организованное дыхание играет в речи огромную роль. Отсутствие правильного фонационного (т.е. обслуживающего речь) дыхания приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу. Правильное, то есть диафрагмально-смешанное дыхание, то, при котором участвуют все легкие целиком и межреберные мышцы, а не только верхушки легких. При поверхностном дыхании воздух берется как бы "в плечи" и его зачастую не хватает на целую фразу. Неравномерно расходуемый воздух не дает возможности до конца договорить фразу, приводит к нелогичным паузам и заставляет "выдавливать" из себя слова. Существует неразрывная связь между дыханием и голосом. Правильно поставленный голос - очень важное качество устной речи, особенно речи учителя, которому большое количество времени приходится говорить. Для того чтобы избежать голосовых проблем (атонии связок, узлов и воспаления связок) и сохранить голос здоровым, важно воспитать, поставить голос, развить и укрепить все голосовые данные, отпущенные человеку природой - объем, силу, звучность, выразительность и гибкость голоса.

Дыхательную зону рече-голосового аппарата называют энергетической зоной. В нее входят легкие, бронхи, трахея и мышцы, обслуживающие работу этих органов при вдохе-выдохе - межреберные мышцы, мышцы диафрагмы и мышцы брюшного пресса.

Дыхательные упражнения дают здоровье не только голосу, но и всему организму в целом. Выполняя предложенные упражнения следует помнить, что помещение должно быть проветренным, а воздух свежим. 15-20 минут в день дыхательно-голосовых упражнений дадут эффект уже через 3-4 месяца, а здоровья на многие годы.

Занимаясь голосом, необходимо:

1.Не переутомлять голосовой аппарат.

2.В обычной речи не кричать.

3.Не откашливаться, если "першит" в горле.

4.Не употреблять очень горячих и очень холодных напитков.

5.При малейшем недомогании обращаться к врачу.

Полученные при выполнении упражнений навыки правильного дыхания и голосообразования должны все время закрепляться в бытовой речи - дома и на работе.

Упражнения на голосовую опору и распределение дыхания:

Многие дыхательные упражнения, рекомендованные для постановки дыхания, взяты из йоги. Можно воспользоваться дыхательной гимнастикой по системе Стрельниковой, описанной ее учеником и последователем Щетининым. Книги по дыханию из йоги и дыхательная система Стрельниковой широко представлены в продаже, и мы не включаем данные упражнения в этот сборник.

Сначала все дыхательные упражнения выполняются в статике, с минимальными движениями тела. Здесь важна регулировка ритма дыхания. Нужно следить за правильностью работы дыхательных мышц. Затем дыхательные упражнения выполняются уже в динамике с добавлением активных телесных движений. Их цель - закрепить навыки диафрагмальносмешанного дыхания, в т. ч. навыки распределения дыхания.

• Сделать активный короткий вдох носом, а затем длинный фиксированный (через напряженные губы) выдох на счёт 5 - 10 - 15 (про себя, для внутриглоточной артикуляции);

• можно делать выдох со звуком "ф - с...";

• это же упражнение можно делать с наклоном корпуса вперед и со звучанием, а в качестве текста можно брать тот же счет, звуки или скороговорки и стихи с преобладанием сонорных звуков (Например: "Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала");

• Вдыхать воздух, как бы чувствуя запах гари, сирени, горного воздуха; ? Сделать активный вдох, обе ладони лежат на солнечном сплетении и при вдохе выталкиваются вперед (этого не произойдт, если дыхание будет набрано "в плечи"), со звуком "П-ф-п-ф-п-ф..."

• Сделать глубокий вдох "в рёбра", ладонями поддерживаем нижние ребра, немного сжимая их. Активно произносим звук "БДГ-БДГ" стараясь оттолкнуть руки межреберными мышцами, которые активно сокращаются при произнесении звуков. Звук должен прорываться через напряженно сжатые губы;

• Сделать гглубокий вдох "в позвоночник", ладони на пояснице около позвоночника. Активно произносим звук "ПТК-ПТК" стараясь оттолкнуть руки межреберными мышцами, которые активно сокращаются при произнесении звуков. Звук должен прорываться через напряженно сжатые губы;

• Одновременно с глубоким вдохом руки поднять вперёд (на уровень плеч) или над головой. Затем, распределяя выдох, приседаем, произнося ряд гласных - И - Э - А - О - У - Ы, текст скороговорки или текст любого стихотворения, желательно с большим количеством гласных. Нужно уметь распределить дыхание на часть текста приседая, потом можно добрать дыхание и поднимаясь произносить оставшийся текст. Добиться того, чтобы гласные действительно зазвучали и полно и длинно. Упражнения с приседанием развивают голосовую опору, снимают напряжение с окологлоточных и шейных мышц, благодаря оттоку крови от них и перенося напряжение на ноги.

• Выбрать стихотворение со строкой среднего размера, например: "Люблю грозу в начале мая" - произнести на одном выдохе первую строку, потом добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д. При выполнении этого упражнения следить за точным распределением выдыхаемого воздуха на определенный объем произносимого текста. Дыхания должно хватать на весь объем текста. Важно помнить, что не следует произносить текст, если не хватает дыхания. Это не эффективно и даже вредно для голоса.

Предложенные упражнения помогают активной работе мышц вдохавыдыха (диафрагмы и межреберных мышц), которые считаются опорой голоса. Чем более активны и разработаны эти мышцы, тем более ровный поставленный на опору голос, и тем меньше нагрузка на голосовые связки. Это очень важно для сохранности голоса в работе учителя. Хорошо развитая голосовая опора позволяет сохранить голос молодым и красивым и избежать голосовой утомляемости. В представленных упражнениях есть одна хитрость - чем активнее артикуляция и особенно губы - тем активнее работают опорные мышцы, а это, в свою очередь, дает более опертый звук.

Комплекс упражнений на развитие резонаторов

Очень важно для звучности и объема голоса научиться ощущать работу резонаторов. Резонаторы являются усилителями звука. К резонаторам относятся: нёбо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобная пазуха. При низком звучании голоса ощущается вибрация в полости грудной клетки. В случае неправильного пользования голосом получается искусственное звучание, как например "горловой" оттенок, что является результатом неверного посыла звука в резонаторы. Причиной такого явления может также быть зажатость глотки. Неправильное использование голоса может проявиться и в его "заниженности", то есть человек говорит "ниже" чем это соответствует природе его голосовых данных. Тогда голос получается сдавленным, лишенным звучности. Это чаще свойственно мужской речи. У женщин часто проявляется голосовая "завышенность". Голос звучит на высоких нотах, визгливо. Привычка говорить не "своим" голосом приводит к быстрой утомляемости. Для устранения таких явлений нужно включать в работу все резонаторы, использовать нижнее дыхание (мы об этом уже говорили в дыхательном блоке), и снимать излишнее напряжение с окологлоточных мышц и с голосовых связок. Для того, чтобы развить работу резонаторов, необходимо проделывать предложенные упражнения.

Резонаторный массаж:

• Сделать глубокий вдох, затем легко постучать собственными кулачками по груди со звуком "М", до появления внутреннего отклика и звукового резонанса;

• Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по нижней губе со звуком "З" до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;

• Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по верхней губе со звуком "В" до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;

• Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по крыльям носа и области гайморовых пазух со звуком "но-но-но..." до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;

• Подушечками пальцев обеих рук мягко и ритмично постукивать по точке между бровями и области лобных пазух со звуком "МИ-МИ..." до появления лёгкой вибрации и звукового резонанса;

• Сосредоточиться на точке между бровями, посылать туда столб воздуха, произнося несколько раз звуки "МНГМОМ" - нараспев и как бы подбрасывая это слово вверх;

• Ладошками легко постукивать по плечам со звуком "Д" до появления звукового резонатора;

• Ребром ладони постучать себя по области ребер и спине со звуком "Ж" до появления звукового резонанса;

• Ладонями мягко помассировать область живота и бедер со звуком

"Шо-шо-шо..." до появления звукового резонанса;

• Наклоняя корпус вперед произносить скороговорки и стихи с большим количеством сонорных звуков (Л-М-Н-Р) "На мели мы лениво налима ловили, И меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили

И в туманы лимана манили меня".

Техническая сторона речи является частью общей культуры речи, без которой не сложится полный образ языково развитой личности, к чему, думаю стремиться каждый учитель

Показать полностью…
117 Кб, 13 сентября 2016 в 15:13 - Россия, Москва, МГИК (бывш. МГУКИ), 2016 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении