Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 050694 из РГУТиС (бывш. МГУС)

Основы туризма

1. Основные понятия и классификация туризма

Значение туризма в жизни общества

Роль, место и значение туризма в жизни культуры и общества определяются его основными функциями:

1) удовлетворением потребностей в самоактуализации;

2) познавательной, через данную деятельность открываются возможности для активного приобретения новых знаний о культуре;

3) коммуникативной, связанной с расширением и укреплением границ общения;

4) социализацией и инкультурацией личности, связанной с возможностью усвоения социальных и культурных норм;

5) мотивационной, то есть данная деятельность способна сформировать в сознании человека определенные идеалы и образцы поведения, и даже стиль жизни.

Организационные основы туризма

Сфера туризма как социально-экономическое явление позволяет сочетать в себе рыночные аспекты развития отрасли и социально ориентированные задачи общественного развития. Поэтому в современных социально-экономических условиях туризм превратился в важнейший сектор мирового хозяйства. Для многих стран мира туризм является одной из ведущих и наиболее прибыльных отраслей экономики. Туризм по признанию ведущих отечественных и зарубежных ученых представляет собой сложное социально-культурное, экономическое и психологическое явление, имеющее разнообразные трактовки и определения.

Основные понятия туристской индустрии и классификации

Базовыми критериями для определения "туризма" являются следующие:

* Изменение места: перемещение в место, находящееся за пределами ежедневной среды обитания.

* Пребывание в другом месте: место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания (12 и более месяцев).

* Оплата деятельности в посещаемом месте: целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте или трудовой деятельностью (оплатой труда).

В зависимости от критерия, по которому оценивается путешествие, можно выделить множество классификаций.

Рекреационный туризм

* медицинский туризм

* оздоровительный туризм

* познавательный (экскурсионный) туризм

* спортивный туризм

* экстремальный туризм

* по цели путешествия

* по ландшафтному и географическому признаку

* по способу передвижения: активный, транспортный туризм.

Деловой туризм

Другие классификации

* по способу экипировки

* по организационной форме

* по возрастно-социальному признаку

* по активности во время отпуска

* по другим признакам.

Понятие туристского продукта, его разработка и потребительские свойства

В большинстве случаев туристский продукт - это результат усилий многих предприятий. Как известно, туристский продукт - это любая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны. На практике действует понятие основных и дополнительных услуг. Однако с точки зрения потребительских свойств, каких-либо существенных различий между ними нет. Так, включенные в комплексное обслуживание экскурсии считаются основными услугами, но если их турист приобретает самостоятельно в месте пребывания, то они уже становятся дополнительными.

При разработке туристского продукта необходимо иметь ясный ответ на вопрос: что же будет покупать турист? Ведь он оплачивает не гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомство с неизвестным, уют, внимание, и располагающую обстановку. Поэтому создание туристского продукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных сторон для туристов. Именно они являются ориентирами при разработке и реализации туристского продукта. Выделяют несколько основных потребительских свойств туристского продукта:

* обоснованность, т.е. предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и сопутствующими условиями, основанными на потребностях туриста;

* надежность - соответствие реального содержания продукта рекламе, достоверность информации;

* эффективность - достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших затратах с его стороны;

* целостность - завершенность продукта, его способность полностью удовлетворить туристскую потребность;

* ясность - потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу;

* простота в эксплуатации;

* гибкость - способность продукта и системы обслуживания приспособиться к другому типу потребителя и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала;

* полезность - способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдых и познание), удовлетворять те или иные потребности туриста.

Индустрия туризма

Индустрия туризма - это система производственных, транспортных, торговых, сервисных предприятий и средств размещения, предназначенная для удовлетворения спроса на туристические товары и услуги.

Услуги туристской индустрии, их значение в формировании туристского продукта

Туристские услуги - услуги туроператоров и турагентов, транспорта, предприятий гостеприимства, питания, индустрии досуга, а также услуги особого рода (лечение, обучение и пр.). В качестве работ, сопровождающих процесс потребления туристских услуг, выступают услуги финансовой и банковской сферы, информационных систем, страхования и пр.

Значение туризма для потребителя заключается в том, что туризм - это совокупность разных услуг, связей и явлений, которые сопровождают человека во время путешествия. Благодаря им турист испытывает радость, удовольствие, узнает о жизни других регионов, культуре, истории, традициях, приобретает новых друзей.

2. Международный туризм

Международный рынок туризма

Рынок туризма как система взаимосвязей объединяет большое количество производителей турпродукции с имеющимися и потенциальными покупателями, которые могут или хотят купить туристическую продукцию.

Туристический рынок - совокупность организационно-экономических отношений по поводу организации и купли-продажи туристических услуг. Этот рынок, как и любой другой, связывает вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков). Но от обычных товарных рынков туристический рынок отличается тем, что на нем товар не продвигается от продавцов к покупателям. Наоборот, покупатели сами перемещаются к месту назначения, чтобы получить зарезервированные услуги.

Рынок - это сфера обмена. Предметом обмена на туристическом рынке являются туристические услуги, которые предоставляют разные предприятия туристической индустрии (гостиницы, рестораны, перевозчики, заведения досуга, организаторы и др.).

Туристический рынок характеризуется многостепенность отношений: между конечным потребителем и производителем туристических услуг есть посредники - туристические агентства, туроператоры, поставщики и исполнители услуг размещения, перевозки, питания.

Характеристика международного туристского рынка

Популярными стали поездки в национальные парки, заповедники, на сафари, лыжные курорты. Возросла популярность всемирно известных достопримечательностей как результат повышения интереса к мировой культуре. Новые технологии в электронике, спутниковой связи и космическом машиностроении оказывают значительное влияние на рост рынка туризма. Ожидается рост популярности образовательных туров. Спортивные мероприятия способствуют повышению интереса к путешествию. Частота проведения соревнований по различным видам спорта будет увеличиваться, что повысит спрос на туристские поездки.

Для оценки перспектив роста туристских потоков принято использовать следующие показатели: низкий, ниже среднего, средний, высокий и выше среднего.

Международные организации туристской индустрии, мероприятия

Туристские организации можно классифицировать по следующим признакам:

* национально-территориальному: международные, региональные и национальные организации. Их деятельность имеет всемирный, региональный и национальный характер;

* общественно-государственному: правительственные, общественные, частные;

* по виду деятельности: регулирующие, поставщики, рыночные агенты, разработчики, консультанты, проектные организации, обучающие организации, издатели, профессиональные ассоциации, торговые и потребительские организации;

* по сфере деятельности: транспортные (авиационные, автобусные, железнодорожные, автомобильные и круизные), туристские агенты, туроператоры, локальные профсоюзы.

Всемирная туристская организация - ВТО (World Tourism Organization - WTO).

В основном деятельность ВТО концентрируется на информативном продвижении туризма, расширении его значимости и преимуществ, опасностей, а также создании новой материально-технической базы. Организация пытается упорядочить действия различных наций в туризме путем разработки и введения определенных принципов в области международного туризма. ВТО является основным представителем туризма в ООН и действует как самый авторитетный орган в мировом туризме. Кроме того, ВТО разрабатывает международные документы (акты) и следит за их исполнением, а также и за реализацией уже существующих правил, поощряя разрешение международных туристских разногласий.

Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - IATA).

Установление тарифов - одна из важнейших составляющих работы IATA. Необходимость согласования тарифов среди всех авиакомпаний - членов IATA - это одновременно и политика, и практика, т. к. все тарифы международных авиакомпаний контролируются правительствами стран - владельцев авиакомпаний. Каждая страна - хозяйка своего пространства, она может запретить или разрешить вторгнуться на свою территорию и поставить те условия, которые данную страну устраивают.

Компании и корпорации

Компания - это фирма, во главе которой в момент её создания несколько лиц - "Учредителей".

Корпорация - множество фирм под единым управлением. Как правило, имеет замкнутый цикл производства продукции, начинающийся от добычи сырья и выработки энергии и заканчивающийся продажей в собственных магазинах, базах, вплоть до обслуживания в собственных сервисных центрах или продвижение рекламным агентством.

Агентско-операторская деятельность на международном рынке туризма

Весь цикл функционирования туристского предприятия можно условно разделить на четыре важных направления:

1) маркетинговые исследования рынка, включающие изучение спроса потребителей;

2) разработка туристского продукта, состоящая из планирования туристских программ и их апробации;

3) финансовые расчеты, состоящие из ценообразования, учетной и отчетной политики, налогообложения и др.;

4) развитие туристской фирмы, в том числе внедрение новых продуктов, направлений, диверсификация и интеграция.

Все эти направления нацелены на выполнение главных функций туристского предприятия - качественное обслуживание туристов, обретение постоянной клиентуры и обеспечение себе тем самым устойчивой финансовой и конкурентной позиции на рынке туристских услуг, а также на воспроизводство и развитие. Эта работа ведется постоянно и является непрерывным циклом деятельности туристского предприятия. А поскольку основным продуктом туристской фирмы является тур, то можно сказать, что работа туристского предприятия - это непрерывный цикл производственной и перспективной деятельности по созданию качественного туристского продукта - тура.

Показать полностью… https://vk.com/doc17078607_397289185
27 Кб, 5 июня 2015 в 13:30 - Россия, Москва, РГУТиС (бывш. МГУС), 2015 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении