Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 050731 из РГУТиС (бывш. МГУС)

Введение

Актуальность данной темы обусловлена недостаточной

Правовая семья - одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Сам термин правовая семья был введён в научный оборот немецким учёным Готфридом Лейбницем опубликовавшем в 1667 году на латинском языке свой труд Nova Methodus Discendae Docendaeque Iurisprudentiae (новые методы изучения и преподавания юриспруденции). Именно в данной работе, используя родственно-генетический подход Лейбниц и выдвинул идею о возможном объединении права ряда стран в своеобразные семьи, подчёркивая единый исток и сходство развития. Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:

романо-германская правовая семья,

англосаксонская правовая семья,

религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),

социалистическая правовая семья,

традиционная правовая семья,

некоторые другие правовые семьи.

Семья социалистического права

Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.На процесс формирования системы права значительное влияние оказывает принадлежность государства к определенному виду правовой семьи.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявших "социалистический лагерь", существенное влияние оказала первая правовая система, считавшаяся социалистической, - Советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба, Северная Корея) разновидностями социалистического права. Социалистическая правовая система была создана первоначально в России в результате Октябрьской революции 1917 г., а после второй мировой войны в ряде государств Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, провозгласивших социалистический путь развития. В СССР новое право возникло практически без восприятия юридических принципов и норм как бывшей царской России и Временного правительства, так и западных стран. В большинстве же других государств ряд положений старого законодательства, в основном кодексы, были восприняты новой властью и с определенными модификациями долгое время являлись действующим источником права

Социалистическая правовая семья составляет правовую семью, выделенную по идеологическому признаку. При значительном сходстве с континентальным правом правовые системы социализма имеют существенные особенности, обусловленные явно выраженным классовым характером. Единственным или основным источником социалистического права является вначале революционное творчество исполнителей, а позже нормативно-правовые акты, выражающие волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партией.

Для социалистической правовой системы характерны такие признаки, как:

1. господство социалистической и в первую очередь государственной собственности, отрицание частной собственности;

2. законодательно признается роль коммунистической партии во всех сферах жизни;

3. частное право уступает господствующее место праву публичному;

4. право широко закрепляет и охраняет на социальные права граждан: право на труд, отдых, социальные льготы, образование, медицинское обслуживание и т. д.;

5. в источниках права официально закрепляется и провозглашается принцип равенства всех граждан перед законом и судом, однако эти принципы касаются только класса стоящего у власти - пролетариата и не распространяются на буржуазию и др.;

6. в теории исключается возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права, ей отводится лишь роль строгого толкователя права.

Многие социально-экономические права человека, общепризнанные мировым сообществом сегодня, были сформированы после 40-х годов под влиянием стран социалистической правовой системы. Это такие неотъемлемые и привычно звучащие сегодня права, как гарантированное право на труд и отдых, право на досуг, защиту материнства и детства, право на образование и здравоохранение, участие в культурной жизни общества и т. п.

Происхождение социалистической правовой системы.

Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 ?. Причины ее формирования обусловлены не особенностями юридического сознания народа, правовой доктрины, источников и структуры права, а марксистско-ленинской идеологией, ее принципами политического устройства общества. Отсюда главные отличия возникшей в начале XX в. правовой системы от традиционных правовых семей лежат в сфере содержания правовых норм.

В Советской России и других странах социалистической правовой системы получили правовое воплощение следующие идеи? централизованного управления экономикой, хозяйственными отношениями, что повлекло за собой использование императивных норм, плановых регуляторов, детальной регламентации гражданских договоров, правового положения имущества и полномочий субъектов; обобществления собственности, создания государственной, ??общенародной?? собственности как основы экономики; национализации предприятий, банков, хозяйственного имущества, а в некоторых странах-земли, других объектов недвижимости; регулирования меры труда и потребления и, как следствие, создания социально-правовых институтов нормирования трудовой деятельности и распределения социальных бла?.

Вмешательство государства во все сферы жизни общества привело к постепенному отмиранию частного права и доминированию публично-правовых институтов. Идеологическим обоснованием данного процесса стал тезис В. Ленина о том, что Советское государство не признает ничего частного. Многие институты гражданского права, в т.ч. институт собственности, приобрели публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных договоров заключались и реализовались на административно-плановой основе.

В уголовном и административном праве приоритетно защищалась государственная собственность, действовали запреты на занятие частной предпринимательской деятельностью, валютными операциями, коммерческим посредничеством и т.д., предусматривались серьезные санкции за антисоветскую агитацию и пропаганду, распространение сведений, порочащих социалистический строй, преследовались действия, противоречащие коммунистической нравственности.

Упрощались процедурные формы, ограничивались права обвиняемых и подсудимых на защиту. Результатом же стали формирование обвинительного уклона, идеологизация судебного производства, отказ от использования суда присяжных.

В то же время социалистической правовой системе присущи определенные достижения. К их числу можно отнести: глубокую теоретическую и практическую проработку вопросов пользования, владения, распоряжения государственным имуществом (включая право хозяйственного ведения, оперативного управления); внедрение в мировую юридическую практику институтов планово-правового регулирования экономических отношений, гражданско-правового института поставки, нормативно-правовых форм защиты наемных работников, обеспечения гарантированного права на труд, бесплатного образования и др.

Сегодня к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба (до 1990 гг. - Монголия, Венгрия, Болгария, Румыния, Чехословакия, Польша, Албания, страны бывшего СССР и др.)

Под системой обычного (традиционного) права принято понимать существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм (множественность), неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, ??????е продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. Сегодня лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.

Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. ????? ???????, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур? законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

Социалистическая правовая система

Она была создана первоначально в России в результате революции 1917 г., а после Второй мировой войны - в ряде государств Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, провозгласивших социалистический путь развития. В СССР новое право возникло практически без восприятия юридических принципов и норм как бывшей царской России и Временного правительства, так и западных стран. В большинстве же других государств ряд положений старого законодательства, в основном кодексы, были восприняты новой властью и с определенными модификациями долгое время являлись действующими источниками права.

Основой для построения социалистического права служило русское дореволюционное право, вобравшее в себя черты византийского, римского, канонического права и подвергшееся сильному влиянию западноевропейских правовых традиций нового времени. Социалистическое право создало ряд новых правовых институтов. В сфере государственного строительства была создана так называемая республика советского типа, основывавшаяся на отсутствии разделения властей и тезисе о привлечении трудящихся к управлению государством. В СССР и большинстве других социалистических стран конституционно закреплялась однопартийная система. В сфере хозяйственной жизни центральной категорией социалистического права была социалистическая ("общенародная") собственность, выступавшая в государственной и кооперативной форме. За покушение на нее была установлена более строгая ответственность, чем за покушение на личную, "непроизводительную" собственность. Важной тенденцией было также появление концепции хозяйственного права, которое должно было регулировать хозяйственный оборот административными методами. Следуя установке В.И. Ленина, что для советского законодателя "не существует ничего частного", социалистическое право закрепляло глубокое вмешательство государства в сферу гражданских, семейных и трудовых отношений. Гражданское право с конца 1920-х гг. предельно ограничивало имущественные права граждан и почти полностью лишало их возможности получать доходы в несоциалистическом секторе хозяйствования. Частнопредпринимательская деятельность квалифицировалась как серьезное уголовное преступление. Семейное право основывалось на императивном методе регулирования. Имущественные отношения между супругами полностью выводились из сферы гражданского правового регулирования. Трудовое право также основывалось на почти исключительно императивном методе регулирования, отдавая безусловный приоритет интересам работника. Социалистическое уголовное право всегда отличалось суровостью, доходившей в периоды массовых репрессий до самой изуверской жестокости. Для советского уголовного права 1918 - начала 1950-х гг. было характерно отрицание фундаментальных принципов, выработанных западной цивилизацией. Однако и в социалистической правовой системе имелись определенные положительные черты. Так, важным достижением социалистического права было усиленное развитие права социального обеспечения, во многом предвосхитившее аналогичные процессы в западных правовых системах. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демократических реформ в СССР начинается быстрая трансформация социалистического права, отход его от прежних жестких принципов. Уже в 1986 г. разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 г. рядом советских ученых обосновывается идея "социалистического правового государства"; в 1990г. признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность, разделение властей. В течение 1991-1996 гг. на территории бывшего СССР, в Восточной Европе, Монголии происходит интенсивный демонтаж всего здания социалистической правовой системы и переход к общим принцииам континентальной системы права. При этом в праве большинства постсоциалистических государств продолжают сохраняться многие институты и традиции социалистического права. В настоящее время социалистическое право в своем чистом виде сохраняется только в Северной Корее. На Кубе предпринимаются отдельные попытки допустить частную инициативу в хозяйственной сфере, не отказываясь от общих принципов социалистической экономики. В Китае с 1979 г. и (в значительно меньшей степени) во Вьетнаме с 1986 г. при сохранении социалистической правовой системы допускается предпринимательская деятельность.

По внешним признакам социалистическая правовая система имела определенное сходство с романо-германской системой. Она достаточно широко использовала известную юридическую терминологию, юридические конструкции, правила законодательной техники, в какой-то степени и деление права на отрасли. Как и другие системы континентального права, она основывалась на верховенстве закона, кодификации основных сфер правового регулирования.

Социалистическая правовая система базировалась на таких принципах регулирования, как слом старых правовых институтов, основывающихся на защите и охране частной собственности, многопартийности, разделении властей. Ее нормы устанавливали господство социалистической и в первую очередь государственной собственности, законодательно признавали руководящую роль коммунистической партии во всех сферах жизни. Законы лицемерно провозглашали полновластие народа, свободу деятельности общественных объединений, широкие права и свободы граждан, однако на практике отсутствовали действенные механизмы, материальные и юридические гарантии их реального осуществления.

Ныне в большинстве государств, поставивших в свое время перед собой цель строительства социализма и коммунизма, правовые системы находятся в стадии коренной реконструкции и принципиального обновления. Существенные демократические преобразования политической системы, повышение роли представительных органов, их влияния на жизнь общества, усиление заботы о правах и свободах личности, их материальной гарантированности, а кроме того и внедрение новых рыночных отношений, обеспечение и охрана всех форм собственности - все эти прогрессивные меры находят закрепление в новых законах, которые интенсивно разрабатываются и принимаются в Российской Федерации, других странах СНГ, а также в ряде восточноевропейских и азиатских государств. Складывается новое законодательство, в корне отличное от того, которое действовало ранее. Бурные темпы законодательной деятельности характерны для каждой из этих стран.

Процесс становления нового права займет довольно длительный исторический период, по окончании которого можно будет сделать выводы о чертах и особенностях новых правовых систем государств социально-демократической ориентации.

Правовая система Китая

Китай - одна из немногих стран, не отвергнувших в настоящий момент лозунга социалистического выбора, что накладывает определенный отпечаток на его законодательство.

Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает, что оно необходимо для тех, кто не заботится о морали, для преступников, наконец, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Сами же китайцы спокойно обходятся без права. Обычно они не интересуются содержанием законов, не обращаются в суд и регулируют свои отношения на основе соглашения и гармонии. Законы, по их мнению, ненормальное средство решения конфликтов. Они лишь предлагают образцы поведения и предостерегают потенциальных нарушителей. Как и в Японии, в Китае считается идеальным, чтобы законы вообще не применялись, а судебные решения не выносились. Традиционно стремление китайцев обходить суды и решать споры внесудебными методами.

Но постепенно идеи о значении закона, кодификации пробивали себе дорогу, особенно с начала XX в. После революции 1911 г. были организованы интенсивные кодификационные работы. Гражданский кодекс, включающий и гражданское, и торговое право, вступил в силу в 1929-1931 гг., гражданский процессуальный кодекс - в 1932 г., земельный - в 1930 г. На процесс кодификации оказали значительное влияние европейские кодексы, что давало многим исследователям повод отнести китайское право с определенными оговорками к континентальной правовой семье.

Современная правовая система КНР развивается в русле общей концепции построения в стране социализма с "китайской спецификой". Первый этап развития нового китайского права (1949-1957) - это его становление. Принятые временные конституционные акты определили правовые основы государства. Но, как отмечается в литературе, в этот период в Китае отсутствовала целостная правовая система, что определялось низкой правовой культурой общества, а также засильем военно-командных методов руководства. Второй этап (1957-1976) - период "культурной революции". Он характеризуется углублением правового нигилизма, игнорированием закона в регулировании жизни общества. Значительно снизилась роль, а затем и прекратилась деятельность представительных органов, произошел отказ от соблюдения законности. В период "культурной революции", по существу, были разрушены начавшие складываться правовые основы государства. Третий этап (с конца 1970-х гг.) связан со значительным оживлением законодательной деятельности. Большим событием стало принятие в 1982 г. Конституции. После смерти Мао изданы Избирательный закон, Органический закон о судах, законы о совместных предприятиях, об иностранных инвестициях, о браке. Вступили в силу уголовный и уголовно-процессуальный кодексы.

В настоящее время в Китае активно проводится хозяйственная реформа: возрождается многоукладная экономика, повышается самостоятельность предприятий, широко привлекается иностранный капитал. Очевидно, что проводимая реформа требует крупных законодательных работ. За последние годы приняты Общие положения гражданского права, гражданско-процессуальный кодекс, закон о предприятиях, основанных на капитале иностранных фирм, закон о хозяйственном договоре, серия актов о совместных предприятиях и т.д. Обновлено уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Современное право КНР - сложное явление, органически включающее в себя систему глубоко укоренившихся в сознании народа традиционных представлений о должном поведении, а также поддерживаемых силой государственного принуждения законодательных и иных обязательных для исполнения нормативно-правовых актов.

Социалистическая правовая семья.

Для социалистической правовой семьи характерным признаком является существенный элемент социалистической идеологии. Образцом для образования правовых систем этой семьи послужила советская система права. Каковы были ее особенности? Правовая система была чрезвычайно идеологизирована; право декларировало и формально закрепляло власть народа, социальное равенство и справедливость. Роль государства в такой системе - всеобъемлюща. На практике в государствах социалистической правовой семьи утверждается монополизм одной партии, избирательная система и процесс принятия законов начинают обслуживать интересы партийно-государственного аппарата. Жизненно важные вопросы зачастую регулируются не законами, а подзаконными актами, инструкциями, иногда полусекретными или секретными.

Социалистическое право не воспринимало идеи естественных прав человека; к классу богатых, например, оно допускало применение самых жестких и несправедливых мер. Законность, когда требовала ситуация, подменялась целесообразностью, что вело к системному и сознательному нарушению государством, представителями государства правовых норм.

Все право целиком в социалистическом обществе по преимуществу является публичным; даже многие институты гражданского права, например институт собственности, приобрели публично-правовой характер. Это и понятно: ведь преобладающая часть собственности - это государственная собственность, которой отдается приоритет.

Разделение властей не признавалось. Все ветви власти по существу находились в услужении исполнительной власти. Соответственно, не было независимого парламента, независимого суда. Конституционный суд отсутствовал; не было практики контроля за конституционностью законов. Права, которые декларировались конституцией, часто превращались в фикцию.

В настоящее время большинство правовых систем, некогда входивших в социалистическую правовую семью, в результате определенных преобразований вошли в правовую семью романо-германского права.

Обращает на себя внимание, однако, что во многих европейских странах социалистические и социал-демократические партии в результате выборов расширяют свое присутствие в парламентах; бывает, что лидеры таких партий становятся главами государств. Через парламенты проводятся законы о расширении государственного присутствия в экономике, усилении социального характера государства. При этом активно используется исторический опыт и социальная практика СССР, прочих социалистических государств.

Социалистическая правовая система.

Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. Причины ее формирования обусловлены не особенностями юридического сознания народа, правовой доктрины, источников и структуры права, а марксистско-ленинской идеологией, ее принципами политического устройства общества. Главные отличия социалистической правовой системы от традиционных правовых семей лежат в сфере содержания правовых норм, которые воплотили идеи централизованного управления экономикой, преимущественного использования императивных норм, плановых регуляторов, детальной регламентации всех сфер общественной жизни, обобществления собственности, создания государственной, "общенародной" собственности как основы экономики. Национализации предприятий, банков, земли, наконец, жесткого регулирования меры труда и потребления привело к созданию социально-правовых институтов нормирования трудовой деятельности и распределения социальных благ.

Единственным источником социалистического права сначала являлось революционное творчество правоприменителей, а позже - нормативные правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партией. Нормативные правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные полусекретные приказы, инструкции и т.д.), фактически выражали волю и интересы партийно-государственного аппарата.

Господствовало узконормативное понимание права. Частное право уступило место праву публичному. Для советской правовой системы оставались чужой идея господства права, основным ее принципом было "господство закона" Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой карательных органов. Многие институты гражданского права, в том числе институт право собственности, приобрели публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных договоров заключались и реализовывались на административно-плановой основе. В уголовном и административном праве приоритетно защищалась государственная собственность, действовали запреты на занятие частной предпринимательской деятельностью, валютными операциями, коммерческим посредничеством и т.д., предусматривались серьезные санкции за антисоветскую агитацию и пропаганду, распространение сведений, порочащих социалистический строй. Преследовались действия, противоречащие коммунистической нравственности. Упрощались процедурные реформы, ограничивались права обвиняемых и подсудимых на защиту. Результатом же стали формирование обвинительного уклона, идеологизация судебного производства, отказ от использования суда присяжных. В настоящее время можно констатировать существенные изменения в правовых системах государств, относившихся к социалистической правовой семье. Они провозгласили движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Набирает силу плюрализм в экономике, политике и идеологии, т.е. существенно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни. Это позволяет прогнозировать сближение их правовых систем на новом качественном уровне, при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также восприятия некоторых достоинств прецедентного права, присущих системе "общего права".

Семья социалистического права

Социалистическая правовая семья (или социалистические пра­вовые системы) составляет или, точнее, во многом составляла в про­шлом третью правовую семью, выделенную в основном по идеоло­гическому признаку. Правовые системы стран, входящих в "соци­алистический лагерь", ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, созданная усилиями европей­ских и советских ученых и восходящая к римскому праву.

При значительном сходстве с континентальным правом пра­вовые системы социализма имели существенные особенности, обу­словленные явно выраженным классовым характером. Единствен­ным или основным источником социалистического права явля­лось вначале революционное творчество исполнителей, а позже - нормативно-правовые акты, в отношении которых декларирова­лось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего боль­шинства населения, а затем - всего народа, руководимого ком­мунистической партией. Само совершение социалистической ре­волюции связывалось с целями построения настоящего социализ­ма, но при условии мировой социалистической революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся нормативно-право­вые акты, большую часть которых составляли подзаконные (сек­ретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.), фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы пар­тийно-государственного аппарата.

Господствовало узконормативное понимание права. Частное право уступало господствующее место праву публичному. Для со­ветской правовой системы оставались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласова­нии интересов частных лиц и общества. Право носило императив­ный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной влас­тью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность для судебной прак­тики выступать в роли создателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права. Эта принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась и отсутствием в стране судебной касты, которая претендовала бы на то, чтобы стать независимой от государственной власти, если не соперничающей с ней. Несмот­ря на конституционный принцип независимости судей и подчи­нения их только закону, суд оставался инструментом в руках пра­вящего класса (группы), обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы. Судебная власть не пыталась контро­лировать законодательную и исполнительную ветви власти. В СССР было трудно найти что-либо подобное контролю за кон­ституционностью законов.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Ла­тинской Америки, составлявшие "социалистический лагерь", су­щественное влияние оказала первая правовая система, считав­шаяся социалистической, - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и явля­ются (Китай, Куба, Северная Корея) разновидностями социалис­тического права.

В настоящее время можно констатировать существенные изме­нения в правовой системе России и других государств, относивших­ся к социалистической правовой семье. Россия провозгласила дви­жение по пути формирования правового демократического социального государства, общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы на новом качественном уровне, при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также вос­приятие некоторых достоинств прецедентного права, присущих системе "общего права". Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личнос­ти, защите общества от произвола властей, взаимной ответствен­ности государства и личности. Идет судебная реформа. Набирает силу плюрализм в экономике, политике и идеологии, т.е. сущест­венно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.

Социалистическое право

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО - самостоятельная правовая система России (СССР) после Октябрьской революции 1917 г.; после Второй мировой войны была воспринята другими странами, избравшими социалистический путь развития. Хотя С.п. несет на себе многие черты континентальной системы права (см. Романо-германское право), включая сходные процессуальные начала и правовую методологию, оно отличается от других правовых систем господством государственной собственности на средства производства, особой системой политического устройства с доминированием коммунистической партии,отрицанием разницы между публичным правом и частным правом, а также концепцией права как силы, способствующей построению коммунистического общества.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО - самостоятельная система права, развивавшаяся в России (СССР) после Октябрьской революции и воспринятая после второй мировой войны другими коммунистическими государствами. Хотя С.п. включает в себе многие черты континентальной правовой системы в том числе сходные процессуальные начала и правовую методологию, но отличается от других правовых систем господством государственной собственности на средства производства, Политическим господством коммунистической партии. отрицанием различий между публичным и частным правом и подчеркиванием концепции права как силы, способствующей построению коммунистического общества. Правовая система СССР была принципиальной моделью, которой следовали Монголия, Китай, страны Восточной Европы. Куба, Северная Корея, Вьетнам. Основой для построения С.п. служило русское дореволюционное право, вобравшее в себя черты византийского, римского, канонического права и подвергшееся сильному влиянию западноевропейских правовых традиций нового времени. С.п. создало ряд новых правовых институтов. В сфере государственного строительства была создана так называемая республика советского типа, основывавшаяся на отсутствии разделения властей и тезисе о привлечении трудящихся к управлению государством. В СССР и большинстве других социалистических стран конституционно закреплялась однопартийная система. В сфере хозяйственной жизни центральной категорией С.п. была социалистическая ("общенародная") собственность, выступавшая в государственной и кооперативной форме. За покушение на нее была установлена более строгая ответственность, чем за покушение на личную, "непроизводительную" собственность. Важной тенденцией было также появление концепции хозяйственного права, которое должно было регулировать хозяйственный оборот административными методами. Следуя установке В.И. Ленина, что для советского законодателя "не существует ничего частного", С.п. закрепляло глубокое вмешательство государства в сферу гражданских, семейных и трудовых отношений. Гражданское право с конца 1920-х гг. предельно ограничивало имущественные права граждан и почти полностью лишало их возможности получать доходы в несоциалистическом секторе хозяйствования. Частнопредпринимательская деятельность квалифицировалась как серьезное уголовное преступление. Семейное право основывалось на императивном методе регулирования. Имущественные отношения между супругами полностью выводились из сферы гражданского правового регулирования. Трудовое право также основывалось на почти исключительно императивном методе регулирования, отдавая безусловный приоритет интересам работника. Социалистическое уголовное право всегда отличалось суровостью, доходившей в периоды массовых репрессий до самой изуверской жестокости. Для советского уголовного права 1918 - начала 1950-х гг. было характерно отрицание фундаментальных принципов, выработанных западной цивилизацией. Однако и в социалистической правовой системе имелись определенные положительные черты. Так, важным достижением С.п. было усиленное развитие права социального обеспечения, во мно- гом предвосхитившее аналогичные процессы в западных правовых системах. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демократических реформ в СССР начинается быстрая трансформация С.п., отход его от прежних жестких принципов. Уже в 1986 г. разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 г. рядом советских ученых обосновывается идея "социалистического правового государства"; в 1990г.признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность. разделение властей. В течение 1991-1996 гг. на территории бывшего СССР. в Восточной Европе. Монголии происходит интенсивный демонтаж всего здания социалистической правовой системы и переход к общим принцииам континентальной системы права. При этом в праве большинства постсоциалистических государств продолжают сохраняться многие институты и традиции С.п. В настоящее время С.п. в своем чистом виде сохраняется только в Северной Корее. На Кубе предпринимаются отдельные попытки допустить частную инициативу в хозяйственной сфере, не отказываясь от общих принципов социалистической экономики. В Китае с 1979 г. и (в значительно меньшей степени) во Вьетнаме с 1986 г. при сохранении социалистической правовой системы допускается предпринимательская деятельность. Додонов В.Н.

Социалистическое Право

Правовая система СССР была принципиальной моделью, которой следовали Монголия, Китай, страны Восточной Европы. Куба, Северная Корея, Вьетнам. Основой для построения С.п. служило русское дореволюционное право, вобравшее в себя черты византийского, римского, канонического права и подвергшееся сильному влиянию западноевропейских правовых традиций нового времени. С.п. создало ряд новых правовых институтов. В сфере государственного строительства была создана так называемая республика советского типа, основывавшаяся на отсутствии разделения властей и тезисе о привлечении трудящихся к управлению государством. В СССР и большинстве других социалистических стран конституционно закреплялась однопартийная система. В сфере хозяйственной жизни центральной категорией С.п. была социалистическая ("общенародная") собственность, выступавшая в государственной и кооперативной форме. За покушение на нее была установлена более строгая ответственность, чем за покушение на личную, "непроизводительную" собственность. Важной тенденцией было также появление концепции хозяйственного права, которое должно было регулировать хозяйственный оборот административными методами. Следуя установке В.И. Ленина, что для советского законодателя "не существует ничего частного", С.п. закрепляло глубокое вмешательство государства в сферу гражданских, семейных и трудовых отношений. Гражданское право с конца 1920-х гг. предельно ограничивало имущественные права граждан и почти полностью лишало их возможности получать доходы в несоциалистическом секторе хозяйствования. Частнопредпринимательская деятельность квалифицировалась как серьезное уголовное преступление. Семейное право основывалось на императивном методе регулирования. Имущественные отношения между супругами полностью выводились из сферы гражданского правового регулирования. Трудовое право также основывалось на почти исключительно императивном методе регулирования, отдавая безусловный приоритет интересам работника. Социалистическое уголовное право всегда отличалось суровостью, доходившей в периоды массовых репрессий до самой изуверской жестокости. Для советского уголовного права 1918 - начала 1950-х гг. было характерно отрицание фундаментальных принципов, выработанных западной цивилизацией. Однако и в социалистической правовой системе имелись определенные положительные черты. Так, важным достижением С.п. было усиленное развитие права социального обеспечения, во мно- гом предвосхитившее аналогичные процессы в западных правовых системах. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демократических реформ в СССР начинается быстрая трансформация С.п., отход его от прежних жестких принципов. Уже в 1986 г. разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 г. рядом советских ученых обосновывается идея "социалистического правового государства"; в 1990г.признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность. разделение властей. В течение 1991-1996 гг. на территории бывшего СССР. в Восточной Европе. Монголии происходит интенсивный демонтаж всего здания социалистической правовой системы и переход к общим принцииам континентальной системы права. При этом в праве большинства постсоциалистических государств продолжают сохраняться многие институты и традиции С.п. В настоящее время С.п. в своем чистом виде сохраняется только в Северной Корее. На Кубе предпринимаются отдельные попытки допустить частную инициативу в хозяйственной сфере, не отказываясь от общих принципов социалистической экономики. В Китае с 1979 г. и (в значительно меньшей степени) во Вьетнаме с 1986 г. при сохранении социалистической правовой системы допускается предпринимательская деятельность.

Социалистическое Право

Социалистическое Право самостоятельная система права, развивавшаяся в России (СССР) после Октябрьской революции и воспринятая после второй мировой войны другими коммунистическими государствами. Хотя С.п. включает в себе многие черты континентальной правовой системы в том числе сходные процессуальные начала и правовую методологию, но отличается от других правовых систем господством государственной собственности на средства производства, Политическим господством коммунистической партии. отрицанием различий между публичным и частным правом и подчеркиванием концепции права как силы, способствующей построению коммунистического общества. Правовая система СССР была принципиальной моделью, которой следовали Монголия, Китай, страны Восточной Европы. Куба, Северная Корея, Вьетнам. Основой для построения С.п. служило русское дореволюционное право, вобравшее в себя черты византийского, римского, канонического права и подвергшееся сильному влиянию западноевропейских правовых традиций нового времени. С.п. создало ряд новых правовых институтов. В сфере государственного строительства была создана так называемая республика советского типа, основывавшаяся на отсутствии разделения властей и тезисе о привлечении трудящихся к управлению государством. В СССР и большинстве других социалистических стран конституционно закреплялась однопартийная система. В сфере хозяйственной жизни центральной категорией С.п. была социалистическая ("общенародная") собственность, выступавшая в государственной и кооперативной форме. За покушение на нее была установлена более строгая ответственность, чем за покушение на личную, "непроизводительную" собственность. Важной тенденцией было также появление концепции хозяйственного права, которое должно было регулировать хозяйственный оборот административными методами. Следуя установке В.И. Ленина, что для советского законодателя "не существует ничего частного", С.п. закрепляло глубокое вмешательство государства в сферу гражданских, семейных и трудовых отношений. Гражданское право с конца 1920-х гг. предельно ограничивало имущественные права граждан и почти полностью лишало их возможности получать доходы в несоциалистическом секторе хозяйствования. Частнопредпринимательская деятельность квалифицировалась как серьезное уголовное преступление. Семейное право основывалось на императивном методе регулирования. Имущественные отношения между супругами полностью выводились из сферы гражданского правового регулирования. Трудовое право также основывалось на почти исключительно императивном методе регулирования, отдавая безусловный приоритет интересам работника. Социалистическое уголовное право всегда отличалось суровостью, доходившей в периоды массовых репрессий до самой изуверской жестокости. Для советского уголовного права 1918 - начала 1950-х гг. было характерно отрицание фундаментальных принципов, выработанных западной цивилизацией. Однако и в социалистической правовой системе имелись определенные положительные черты. Так, важным достижением С.п. было усиленное развитие права социального обеспечения, во мно- гом предвосхитившее аналогичные процессы в западных правовых системах. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демократических реформ в СССР начинается быстрая трансформация С.п., отход его от прежних жестких принципов. Уже в 1986 г. разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 г. рядом советских ученых обосновывается идея "социалистического правового государства"; в 1990г.признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность. разделение властей. В течение 1991-1996 гг. на территории бывшего СССР. в Восточной Европе. Монголии происходит интенсивный демонтаж всего здания социалистической правовой системы и переход к общим принцииам континентальной системы права. При этом в праве большинства постсоциалистических государств продолжают сохраняться многие институты и традиции С.п. В настоящее время С.п. в своем чистом виде сохраняется только в Северной Корее. На Кубе предпринимаются отдельные попытки допустить частную инициативу в хозяйственной сфере, не отказываясь от общих принципов социалистической экономики. В Китае с 1979 г. и (в значительно меньшей степени) во Вьетнаме с 1986 г. при сохранении социалистической правовой системы допускается предпринимательская деятельность.

Список литературы:

1. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. Под ред. Сухарева А. Я. Норма. 2003. http://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 1996.

3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности = Les grands systemes de droit contemporains / Пер. с фр. В. А. Туманова. - М.: Международные отношения, 2009. - 456 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7133-1340-1.

4. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) / Под ред. В.А. Туманова. - М.: Юристъ, 2003. - 448 с. - ISBN 5-7975-0334-4.

5. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. - М.: Статут, 2010-2011. - Т. 1 и Т.2. - ISBN 978-5-8354-0653-1.

6. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. - М.: НОРМА, 1996. - 432 с. - ISBN 5-89123-042-9.

7. Мелехин А.В. Теория государства и права, М 2009

8. Додонов В.Н. Энциклопедия юриста 2005

9. Социалистическое право см. в ст. Право. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978

Показать полностью… https://vk.com/doc204897995_437152957
22 Кб, 21 декабря 2015 в 23:36 - Россия, Москва, РГУТиС (бывш. МГУС), 2015 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении