Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 050783 из РГУТиС (бывш. МГУС)

Лезгины

История В IV веке до нашей эры многочисленные племена, говорившие на языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков, объединились в союз 26 племён, образовав в Восточном Кавказе государство Кавказская Албания, просуществовавшее до VIII века н. э. Под воздействием внешних завоевателей Кавказская Албания распадается на ряд областей - Лакз, Ширван и др.

В начале XVIII века в Восточном Закавказье начинаются антииранские восстания лезгин и других народов Дагестана и Азербайджана. Под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721-1728 гг.) на обширной территории Ширвана создается лезгинское государство-ханство со столицей в Шемахе, которое было признано Россией и Османской империей[57][58].

В первой половине XVIII века на некоторое время Персия сумела восстановить свою власть на всём пространстве Восточного Закавказья. После смерти Надир-шаха, созданное им государство распадается на ряд мелких ханств. Основная часть лезгин объединялась в "вольные общества" (магалы) (Ахты-пара, Курах, Алты-пара, Кюре, Докуз-пара); азербайджанские лезгины входили в Кубинское ханство, а дагестанские лезгины - в Дербентское ханство. В 1812 году основная часть дагестанских лезгин вошла в состав образованного в Южном Дагестане под российским протекторатом Кюринское ханство, преобразованного в 1864 году в Кюринский округ, остальные - в Самурский округ; основная часть азербайджанских лезгин - в Кубинский уезд Бакинской губернии.

В 1930 году шейхом Магомед Эфенди Штульским было организовано восстание против советской власти, которое было подавлено через несколько месяцев[59]. В XX веке предпринимались попытки создания республики Лезгистан (независимой, либо как автономия)[60].

Традиционные занятия

Основу хозяйства современных лезгинов составляют земледелие, садоводство и животноводство. Часть лезгин занята в промышленности. В XX в. выросла национальная интеллигенция, развиваются национальная художественная литература, театральное искусство.

БРАК И СЕМЬЯ

Брак заключается преимущественно по шариату. Этапы бракосочетания - сватовство, сговор, обручение, пребывание в "другом доме". Локализация патрилокальная. Последовательность приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в семейную (общую комнату), первый выход за водой к роднику, возвращение домой, снятие избегательных запретов.

В воспитании детей наибольшее внимание уделялось приучению к будущим занятиям: воин и хозяйкамать.

В традиционной материальной культуре лезгин много общедагестанского.

ПОСЕЛЕНИЯ

Поселения представлены тремя основными видами: 1) селение - "хуьр", крупные территориальнородственные поселения (один квартал - один тухум); 2) хутор "казмаляры", хозяйственные базы - однодворки с жилыми функциями; 3) отселок - разросшиеся хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями (малодворные). Поселения в горах максимально приспособлены к рельефу, очень экономны на занимаемую площадь, недоступны, ориентированы на солнце (юг запад), имеют территориальную планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактноулочковую, скученный тип расселения.

В равнинной части селения разбросанные или с широкими улицами с большими дворами, окруженными изгородью. Преобладают поселения уличной планировки.

ЖИЛИЩЕ Традиционное жилище - каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах - двух и многоэтажное, на равнине - одно или двухэтажное. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры. В современное время выросли благоустроенные спланированные поселки с современными домами. Многие старые селения приобретают современный вид, изменяется их структура, планировка, увеличивается удельный вес новых зданий, в том числе общественных. В домах выросло значение балконов, галерей (например, балконы с кронштейнами, особенно в Кусарском районе Азербайджанской республики). Земляной и каменный пол сменился деревянным, плоская крыша - стропильной кровлей, в планировке жилища получает развитие многофункциональность (кунацкая, столовая, спальня, детская, кабинет, кухня и т. д.). В убранстве возрастает значение современной мебели, предметов быта и обихода.

ОДЕЖДА

Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин - рубахаплатье, цветные шаровары, бешмет, чухта, головные платки. Из украшений - мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца и т. д. На ногах мужчины и женщины носили башмаки - сыромятную обувь типа поршней и шерстяные носки с цветным орнаментом. Традиционный костюм ныне вышел из употребления. В горной части сохранились некоторые элементы национального костюма: папаха, овчинная шуба, бурка, сыромятная обувь, платки (шерстяные, шелковые, особенно кировобадские), шерстяные узорчатые носки. В большей степени сохранились комплексы ритуальной одежды (похороны, свадьба). Традиционные украшения редки.

ПИЩА Основные повседневные блюда - хинкал (галушки), бозбаш, различные слоеные пироги и вареники с разнообразной начинкой (мясо, творог, зелень, требуха, яйца, тыква, картофель, птица, курага, каша и др.), молочные супы, праздничные - плов, голубцы, джигиртма (куриная), бастурма, шашлык. Хлеб преимущественно пресный. Сказалось влияние азербайджанской кухни. В основе современной пищи - традиционные блюда. Однако появилось и много новых блюд, напитков и кулинарных изделий русских, украинцев, азербайджанцев, грузин, армян и других народов Дагестана. Сохраняются традиционные культурные блюда, которые готовят во время религиозных праздников, похорон и т. п.

Танец "Лезгинка"

Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательный танец "Лезгинки". Испокон веков через Кавказ проходили торговые пути, объединявшие Европу с восточными странами.

Побывавшие здесь европейские путешественники обратили внимание на красивый и ранее нигде не видимый танец, который танцевали местные народы, именуемые "лезгинами".

Что же такое "лезгинка"? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми - быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгин является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь.

Музыка "лезгинки", с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в "Руслане и Людмиле", Рубинштейн в "Демоне" поместили бурную, полную стихийной силы и страсти "лезгинку". Композиция осталась популярной по сей день - очень часто к ней обращаются и современные исполнители.

Черкесы

Черке?сы (самоназвание: адыгэ) - одна из народностей адыгов, живущая в Карачаево-Черкесии (Россия). Численность 60,8 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии - 50,2 тыс. человек. С древнейших времен черкесы называют себя "адыгэ", так же как и кабардинцы, адыгейцы. Проживают в 17 аулах Карачаево-Черкесской республики. Живут также в странах Ближнего Востока, куда были выселены во второй половине XIX века (см. Кавказское мухаджирство). Там под названием "черкесы" объединяются все адыги, абхазы, а иногда и другие народы Северного Кавказа, переселившиеся туда после присоединения Северного Кавказа к России.

БЫТ ЧЕРКЕСОВ (АДЫГОВ)

Основное занятие черкесов (адыгов) - отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот... до принятия ислама разводили также свиней), садоводство, виноградарство. Особое место занимало разведение лошадей.

Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т. п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело.

Черкесы были объединены в независимые сельские общины "лъэпкъ", имевшие органы самоуправления из выходцев родовых групп (в основном - из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы (члены которых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100 человек, преобладала до XVIII века. Семейные общины частично начали возрождаться в конце XIX века. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма.

Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется 2-й половиной XIX века. В XIX - начале XX вв. было основано 12 аулов, в 20-х годах XX века - 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.

ОДЕЖДА ЧЕРКЕСОВ (АДЫГОВ)

Традиционный мужской костюм - черкеска (цей) однобортный кафтан с открытой грудью, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. С обеих сторон груди нашивались газырницы для патронов. Черкеска строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом - белого или красного цвета у князей (пщи), коричневого у дворян (уорк) и серый или чёрный у крестьян. Бешмет по покрою напоминал черкеску но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, шился как правило из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны с широким шагом к низу сужались. Папаха шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась. Также у черкесов имели большое распространение в быту войлочные шляпы. Башлык шили из тонкого домашнего сукна или покупного материала, украшался басонными изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета но бытовали и тёмных оттенков. Бурка - длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Наборный пояс. Обувь - чувяки шились из сафьяна красного света как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили из сыромятной кожи или из войлока. Ноговицы - из тонкой кожи или сафьяна, украшенные галунами с подвязками под коленом с серебряными пряжками. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал - рукоять и ножны богато украшались серебром как и рукоять шашки, но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом.

Женская одежда была разнообразна и богата украшена. Она различалась в сословных вариациях. В костюм женщины входило платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви. Платье - длинное, распашное с открытой грудью, рукава узкие или широкие до кисти или короткие до локтя. Праздничные платья шили из дорогих, покупных тканей: шёлк, бархат, тафта... Цветовая гамма женской одежды была также сдержанна, редко использовали синий, зелёный и яркие пёстрые тона, предпочтение было белым, красным, чёрным, коричневым оттенкам. Края платья и швы закрывались и обшивались галуном и тесьмой из золотых и серебряных ниток, края подола, рукава украшали золотым шитьём. Зимой носили бархатные или из плотного шёлка платья, простёганные на вате или шерсти, редко ворот и подол с рукавами такого платья обшивался мехом. К рукавам крепились нарукавные подвески в виде длинных лопастей, которые богато украшались вышивкой золотом. Кафтанчик - чуть выше колена в длину, он напоминал по покрою платье, только имел закрытую грудь с плотным рядом серебряных застёжек и со стоячим воротом. Шили кафтанчик из плотных материалов: шёлк, бархат... и так же украшался золотым шитьём. Часто кафтанчик носили без платья, в виде верхней одежды. Девушкам в период созревания надевали кожаный корсет, который стягивал грудь и стан девушки, носила его девушка до замужества, до брачной ночи... Поверх платья или кафтанчика надевали пояс плотно обтягивающий талию, с массивной серебряной пряжкой, украшенной камнями. Ближе к 19 в. пряжки стали делать более тонкими и изящными, чаще это были работы приезжих мастеров, в начале 20 в. получили распространение новые пояса, полностью сделанные из серебра в виде скрепленных звеньев с фигурными пряжками, бытовали такие пояса вплоть до 30-х годов 20 в. Рубаха - (джанэ) была с узкими рукавами до кисти, длинной до пят, девушки из состоятельных семей шили её из дорогих, однотонных, тонких материалов: красного, белого, жёлтого цветов. Рукава таких рубах шили длинными, закрывающими кисти девушки. Головные уборы женщин были весьма разнообразны: платки, шали, шапочки, подвязки и подвески для волос... Молодые девушки из знатных семей до рождения первого ребёнка носили шапочки на твёрдой, кожаной основе украшенные по околышу галунами или вышивкой с округлой или конусообразной верхушкой, центр которой венчал серебряный шарик, полумесяц или фигура птички. По верх шапочки накидывалась легкая шелковая шаль или накосное украшение которое тонким шнуром крепилось к верхушке шапочки и в виде двух длинных лент спускалось вниз, сзади каждой ленты были шнурки под которые протягивали косы, такие накосники украшали золотым шитьём и басонными изделиями. К шапочке так же крепились височные подвески в виде басонных изделий или из серебра весьма крупных размеров, но изящных и легких по форме. Обувь - как и мужская шилась из кожи или делали из тонкого войлока. Богатые девушки носили красные, сафьяновые чувяки, украшенные вышивкой и тесьмой, на праздничные выходы поверх чувяк надевали высокие деревянные ходули в виде скамеечек, обтянутые бархатом и украшенные серебром. Из украшений девушки носили кольца, серебряные подвески которые крепились на груди, вдоль выреза платья в виде вытянутых миндалин, цепочки с подвесками, кулонами. Бусы и браслеты были не очень популярны у черкешенок.

ПИЩА ЧЕРКЕСОВ (АДЫГОВ)

В летнее время года в пищу употребляются в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекали также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Баранину и говядину подают к столу варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью. После варёного мяса подавали бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовили махсыма - национальный слабоалкогольный напиток. По праздникам делали халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), пекли пышки, пирожки и пироги.

ФОЛЬКЛОР ЧЕРКЕСОВ (АДЫГОВ)

В фольклоре черкесов (адыгов) центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты - Нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джегуакlуэ). Распространены песни-плачи, трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты - шыкlэпщынэ(скрипка), бжъэми (свирель), пхъэцlыч (трещотка), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII века получила распространение гармоника.

Черкесы имели свой морально-этический и философский кодекс "Адыгэ Хабзэ", сформировавшийся под воздействием древней религиозной системы черкесов и доведенный до совершенства многовековым опытом человеческого общежития.

ЧЕРКЕСЫ (АДЫГИ) И РЕЛИГИЯ

Древняя религия черкесов (адыгов) представляет собой систему поклонения Великому Тха (Тхьэ, Тхьэшхуэ). Тхьэ не вмешивается в повседневную жизнь человека. Он - творец Законов Вселенной, давший человеку возможность их познания, что приближает человека к Богу. Для проведения обрядов богослужения (Тхьэлъэlу) нельзя пользоваться рукотворными сооружениями (lэрыщlэ). Поэтому обряды проводились в особых местах, чаще всего рощах - Тхьэлъэlупlэ, Тхьэщlагъ мэз, возле большого дерева, чаще всего дуба, отмечаемого специальным символом в виде буквы "Т", изготовленым чаще всего из дерева. Каждая местность имела свое место проведения обряда. Существовали также молельные места, единые для всего ущелья, этнической группы, региона. В Черкесии не было специальной касты священнослужителей - жрецов, роль которых исполняли старшие в роду, общине, селении. В жертву приносилось жертвенное животное, перед закланием на голову которого наливалось немного вина или максымы (легкоалкогольный напиток, получаемый брожением злаков с добавлением мёда). Тут же на месте готовилось угощение из мяса жертвенного животного, а также из принесенных продуктов. Перед принятием пищи, руководитель обряда в белой бурке обращался к Тха с соответствующей молитвой. После принятия пищи исполнялся сакральный танец "Удж", в котором мужчины и женщины, держа друг друга под локоть, совершают торжественное движение по кругу в правую сторону. Своим строгим ритмом и песнопением, обращенным к Тха, Удж приводит участников в состояние духовной возвышенности, являясь разновидностью коллективной медитации.

В черкесском пантеоне известны также боги: плодородия - Тхагаледж; охоты - Мазытха; пчеловодства - Мелисса; крупного рогатого скота - Ахын (Ахун); мелкого рогатого скота - Амыш; верховой езды - Зекотх; врачевания и кузнечного ремесла - Тлепш. Почитались Духи моря - Хыгуаше; Кодес, удерживающий в своих берегах Чёрное море, Дух рек - Псыхогуаше и т.д.... Черкесы преклонялись перед стихией молнии - Шибле (Шыблэ).

Одним из основных элементов черкесской (адыгской) религиозной системы является вера в существование душ (духов) предков, которые имеют возможность видеть и оценивать дела их потомков. Души предков нуждаются в поминовении, в силу чего устраивают поминальные тризны (хьэдэlус), практикуется жертвоприношение или приготовление поминальной пищи (жьэрымэ), раздача её для поминовения душ умерших. Задачами земного существования человека является сохранение чести (напэ), сострадание к нуждающимся (гущlэгъу), безвозмездное оказание помощи (псапэ). Это, наряду с доблестью, отвагой воина, позволяет душе человека после смерти присоединиться к душам предков с чистой совестью (напэ хужькlэ). Отсутствует понятие загробных страданий или наслаждений.

С VI века в Черкесию проникает христианство. Резиденция Епископа Зихии и Абазгии (Черкесии и Абхазии) находилась в Никопсисе, идентифицируемым с местностью Некепсухо (совр. Новомихайловское) на черноморском побережье. Местность Лесного кургана близ Нальчика также указывается, как место расположения христианских епископов (шехник). Во времена существования на черноморском побережье Черкесии генузских (итальянских) торговых городков определенное распространение получает католичество. Христианство оставило свой след в названии дней недели, некоторых обрядах. В Черкесии существовала многочисленная прослойка христианских священнослужителей (шоген, кардан - поп, дьяк).

Проникновение ислама в Черкесию началось усилиями Крымских ханов. Однако в условиях пермаментной войны с Крымским ханством пропаганда ислама не могла быть успешной. Принятие ислама черкесами связано с их военным противостоянием христианскому государству - Российской империи в русско-черкесской войне 1763-1864 гг. Можно считать, что черкесы Кабарды приняли Ислам с 1807 года, когда были приняты поправки к древнему черкесскому (адыгскому) праву. Но шариатский суд в Кабарде все еще выносил свои постановления, в основном руководствуясь обычаями. В политическом устройстве власть, до введения российской системы судопроизводства, сосредоточилась в руках мусульманского духовенства.

Деятельность посланников Шамиля - шейха Мансура и Магомет Амина по распространению ислама в Западной Черкесии вызвала религиозные стычки на ее территории во второй половине XIX века и не возымела особого успеха.

Религиозное сознание черкесов (адыгов) и в настоящее время во многом синкретично, несмотря на то, что большая часть верующих считает себя мусульманами-суннитами.

Показать полностью… https://vk.com/doc12648880_72073528
31 Кб, 5 апреля 2012 в 18:22 - Россия, Москва, РГУТиС (бывш. МГУС), 2012 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении