Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 050807 из МЭСИ

Предисловие.

Список эмоций так же, как список слов живого человеческого языка - постоянно меняется и постоянно обогащается. Окончательного перечня эмоций нет ни в психологии, ни в физиологии. При желании можно насчитать более пятисот различных эмоциональных состояний - это составные конструкции из элементарных, далее неразложимых эмоций. Как и многие другие психические явления, эмоции изучены и понимаются разными авторами по-разному.

В гештальт-терапии считается, что элементарных эмоций всего пять:

1. MAD - злость, агрессия, отвращение.

2. SAD - грусть, печаль, страдание.

3. GLAD - радость.

4. SCARED - страх

5. SEXY - удовольствие, нега, нежность.

Иногда в этот список добавляют волнение (возбуждение) и обиду.

По К.Изарду выделяют 11 базовых эмоций:

1. Радость;

2. Удивление;

3. Печаль;

4. Гнев;

5. Отвращение;

6. Презрение;

7. Горе-страдание;

8. Стыд;

9. Интерес-волнение;

10. Вина; 11. Страх.

Классификация базовых эмоций по Макдауэллу:

1. Гнев;

2. Отвращение;

3. Эйфория;

4. Страх; 5. Подчинение;

6. Чуткость;

7. Удивление;

...И т.д.-и т.п.... Поэтому нижеприведённое повествование нельзя считать ни точным, ни общепринятым; (и представленная "сборная солянка", лишь переваренная автором версия:))

Цель: формирование практических навыков при работе с эмоциями человека, т.е., распознавать их по внешним признакам, понимать внутренние субъективные переживания человека при выражении определенной эмоции.

Методическое обеспечение: литература из библиотеки, источники в интернете.

Задание 1: Пользуясь любым учебником во вкладке "библиотека", либо найдите следующий источник в интернете: Изард К.Э. "Психология эмоций", либо в вашей личной библиотеке, составьте сводную таблицу эмоций.

Название эмоции Первый компонент: Физиологический Второй и Третий: Субъективное переживание и выражение эмоции Четвертый:

компонент - когнитивный 1. Эмоции - это сложный психический механизм реагирования, возникший в ходе эволюции, чтобы помочь организму приспособиться к среде.

2. Качества или "измерения"

* удовольствие или неудовольствие;

* возбуждение или успокоение;

* напряжение или разрешение (освобождение от напряжения).

3. Эмоциональная память - свойство и способность эмоции долгое время храниться в памяти. Эмоции обладают свойством заразительности.

4. Эмоция проявляется в форме:

* выразительных движений;

* эмоциональных действий;

* высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;

* определенного отношения к окружающему.

5. Функции:

* сигнальная;

* регулирующая;

* защитно-мобилизационная;

* оценочная.

6. Роль в жизнедеятельности человека:

* коммуникативная;

* познавательная;

* дезорганизующая. физиологический компонент опосредует и поддерживает эмоциональную реакцию.

О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

По внешнему выражению чувств судят об испытываемой эмоции. НО! определение эмоций только по внешней экспрессии не всегда является достоверным.

субъективное переживание эмоций - непосредственно чувственная репрезентация эмоциональных явлений и само по себе не может служить раскрытию психологического содержания эмоциональной реакции.

к эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность - экспрессивность. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида.

Эмоциональные качества определяют психический облик индивида - образуют эмоциональный тип личности. Различаются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).

учитывает значение событий для личного благополучия человека:

идёт оценка мотивационной релевантности события (связано ли оно с личными мотивами) и его мотивационной конгруэнтности (соответствует ли личным целям).

эмоциональный тон выполняет функцию информирования организма о том, как удовлетворяются его текущие потребности по критерию "приятно - неприятно".

Происходит выбор соответствующей стратегии, а также объяснение того, кто ответственный за возникновение данной эмоции сам субъект или другие люди.

Название эмоции 1 компонент: Физиологический 2 и 3: Субъективное переживание и выражение эмоции 4: компонент -когнитивный Радость - происходит усиление кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее. - сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладони), "+" Печаль - торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Вызывает ощущение холода и озноба. В легких приводит к оттоку крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. - Фрейд считал, что основная функция печали состоит в том, чтобы "забрать" психическую энергию от утраченного объекта. "+""-" Гнев - сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук. Тело становится, как натянутая струна, зуб и кулаки сжаты. Контроль над разумом отсутствует. - стремление разрушить (уничтожить) то, что эту эмоцию вызывает, ( или кто или что попадется под горячую руку) "-""+" Удивление - выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. - адекватная реакция на отклонение от нормы. Если вы испытываете удивление, то это лишь переключение вашего внимания. Удивление длится недолго. "+" Отвращение - играет важную роль в функции самосохранения... - если вас от чего-то тошнит - избавьтесь от этого (!). Отторжение, исключение. "-""+" Страх - сопровождается физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. - сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. "-""+" Горе-страдание - затруднения дыхания, спазмы в горле, учащенное дыхание, сердцебиение и тд. - ощущение объективной или субъективной потери значимого объекта. Настойчивое нежелание это отпустить. Утрата естественных моделей поведения, отгороженность от окружающих. Горе - это не состояние, это процесс. "-" Интерес-волнение - Заинтересованный человек интенсивно всматривается, прислушивается. - способствует интеллектуальной, эстетической и др. видам творческой деятельности. "+" Стыд - Человек отводит глаза, опускает голову, сутулится. Поведение становится суетливым и нервозным. - связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно: какой-либо поступок или качество субъекта. "-" Вина -виноватое выражение лица и согбенные плечи. - Виноватые прячутся, врут и оправдываются.

- Чувство вины - естественно и в целом социально полезно. Готовность признать свою вину - показатель ответственности. "-""+" Презрение - взгляд, оценивающий сверху вниз и снизу вверх, с одновременно недовольным выражением лица. - эмоция, чаще характерна для людей с негативным мировосприятием. Отрицательно окрашена и связана с чувством превосходства.

- Утверждающая отсутствие (у человека или предмета презрения) какой-бы то ни было величины или значения. Ты - не такой как я. На такое смотреть не хочется, - это недостойно моего внимания. "-""-" Удовольствие - контролируемые определённым участком головного мозга тактильные ощущения, создающие положительный эмоциональный фон - Стоики считали удовольствие страстью, вызывающей зависимость и привычку... И были правы: повтор и зависимость. )) Но в малых дозах чертовски полезно для здоровья! "+"

Задание 2: Определите, какая эмоция изображена на фотографии, аргументируйте свой ответ, и напишите функции этой эмоции.

Гнев и злость - это чувства сильного возмущения и негодования. Это крайняя форма раздражения. И эти чувства часто относят к негативным, но они выполняют защитную функцию. Благодаря им, человек понимает, что что-то не так в ситуации, и даже понимает, что именно не так. Эти эмоции появляются тогда, когда поступает сигнал о нарушении личных границ и ситуация выходит из-под контроля. А почти каждый человек хочет контролировать ситуацию - так он чувствует себя спокойнее. Но не всегда это удается. И вот когда это не удается, тогда появляется гнев - охранная система бьет тревогу, запускает химические процессы в организме, тело готовится к борьбе или к бегству, так или иначе - мы злимся. При этом мимика и пластика гневного человека, настроенного агрессивно выглядит как на картинке: брови опущены и сведены, между бровями вертикальные складки. Верхние веки напряжены, нижние веки напряжены и приподняты. Рот закрыт, губы сжаты. Челюсть подана вперед, движения резкие, с целью захватить пространство. Голос, обычно, повышенный или наоборот показательно тихий. И внутренний текст: это - несправедливо! (ну или как-то так)

Гнев - это бодрость с отрицательным знаком. Это одно из немногих чувств, которое берет энергию из воздуха и создает цели. В общем - это хорошая топливная эмоция. Если научиться им управлять то гнев может стать инструментом самопознания и улучшения взаимодействия с другими людьми. Сразу несколько исследований показали, что злость (гнев) повышает креативность, однако этот положительный эффект длится недолго, потому что злость по своей природе нас быстро истощает. И действовать нужно быстро.

Каждый может разозлиться - это легко. Но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно - это дано не каждому".

(c)Аристотель

Цель: формирование практического навыка в диагностирование типов темперамента личности.

Методическое обеспечение: литература из библиотеки, источники в интернете.

Задание 3: Пользуясь учебником во вкладке "библиотека" "Сборник психологических тестов" Е.Е. Миронова; либо любым другим источником в интернете, либо в вашей личной библиотеке, продиагностируйте Ваш тип темперамента, напишите интерпретацию, и дайте рекомендации с учетом темперамента на подходящий для Вас вид деятельности.

1. "Сборник психологических тестов" Е.Е. Миронова Тест "Формула темперамента" (А.Белов)

Результат:

сангвинический темперамент = 37,9% холерический темперамент = 27,6% флегматический темперамент = 24,1% меланхолический темперамент = 10,3%.

Ярко выражены качества Сангвиник. Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Также ярко выражены качества Холерик Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением и эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Качества темперамента Флегматик выражены средне. Флегматик - медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

2. Опросник для изучения темперамента (Я.Стреляу)

Результат:

Уровень процессов возбуждения: 62. (Норма от 25 до 49, 62 - выше среднего) Высокие баллы - сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; Низкие баллы - слабая и запоздалая реакция на возбуждение.

Уровень процессов торможения: 64. (Норма от 21 до 43, 64 - выше среднего) Высокие баллы - сильные нервные процессы со стороны торможения. Низкие баллы - слабость процессов торможения.

Уровень подвижности нервных процессов: 64. (Норма от 24 до 48, 58 - выше среднего) Высокие баллы - легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; Низкие баллы - характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности.

Уравновешенность по силе: 0.97 (Чем ближе к единице значение этого показателя, тем более высокой является уравновешенность.)

3. Тест на тип личности по Майерс-Бриггс (MBTI) (ссылка)

Многие западные компании требуют прохождения теста Майерс-Бриггс при трудоустройстве.

Результат:

Вдохновитель, консультант, советчик, гуманист (INFJ: интроверт, интуит, этик, рационал) - "Тонко чувствует характер отношений между людьми, придает большое значение доверию, не прощает измен. Умеет выявлять скрытые способности других, наделён талантом воспитателя. Увлекается самообразованием, люди часто обращаются к нему за советом. Очень раним, тяжело переносит агрессию и недостаток любви. Их движущая сила - интуиция, направленная внутрь, - поставляет им неиссякаемый поток идей и возможностей. И чем большую роль играет в INFJ интроверсия, тем более текучей, податливой и открытой им кажется жизнь. Но внешний мир изменяет направление этого потока вдохновенной творческой активности: они чувствуют призвание служить людям и осуществляют это весьма организованно и упорядоченно".

4. Тест Роршаха (ссылка)

Результат:

* Содержание:

o возможности взаимопонимания = 40%

o отношений с другими людьми = 30%

o трудности в сфере межличностных отношений = 10%

o подавление эмоций и удержание чувств "при себе" = 20%

o показатель интраверсивной тенденции = 70%.

* Форма: o синтетический способ мышления = 70%

o показатель 'дробности' внимания = 30%

o недостаток образности мышления = 0%

o контроль над эмоциональностью = 100%

o импульсивность и отсутствие контроля =0%

Результат:

Я - обладатель крепкой и устойчивой психики, умею управлять собой. Стараюсь придерживаться объективности в разрешении жизненных проблем. Больше полагаюсь на рациональные размышления, нежели на чувственные порывы. Мне присуще стремление к саморазвитию. Ясно осознаю и принимаю свой внутренний мир, свои потребности и желания - это признак зрелой личности. Способна сочувствовать и сопереживать. Стремлюсь делать что-то необычное и оригинальное, комбинирую идеи и решения. Не люблю резкие изменения в образе жизни, сначала предпочитаю всё взвесить, а уж после ввязываться в авантюры. Не хватает некоторой спонтанности в принятии решений.

По результатам тестов рекомендация, на подходящий для меня вид деятельности:

Изучи теорию науки Психология и продолжай честно заниматься своим делом. (я - консультант - таролог - расстановщик). Приложив max усердия и старания, а так же при некоторой доле везения я, в скором времени надеюсь, к своим званиям и регалиям прибавить гордое имя "психолог".:)

_______________________________________________________________________________________________

И, так как я объявила себя тарологом, то надо, наверное, рассмотреть результаты тестов с профессиональной точки зрения :).

По вышеперечисленным характеристикам мой тип личности в Таро можно обозначить Арканом Сила.

Из двух путей развития человека, описанных в значении этого Аркана, я внутренне и по факту принадлежу к Пути Правой Руки, раскрытому в колоде Артура Эдварда Уэйта. Что подразумевает мягкую силу.

Аркан Сила - это закрытая карта. В значении карты нет понятия самоуверенности в обычной трактовке этого слова. Речь идёт о внутренних процессах: интенсивных внутренних переживаниях, при которых нет стремления к внешнему общению. Карта указывает на сильного человека, не нуждающегося в посторонней помощи. Отсюда вытекает вывод об одиночестве. Люди этого Аркана согласны на контакт лишь до тех пор, пока он не создаёт для них напряжения, пока общение проходит на периферии личного пространства. Очень неплохой вариант для рабочих отношений. На работу не влияет эмоциональный фактор, человек сосредоточен на своих обязанностях. Ну, как-то так.

_______________________________________________________________________________________________

P.S. Недавно я проходила один тест. И он так же показал синтетический способ моего мышления.

(ссылка на анимированное изображение)

Иллюзия восприятия.

Картинка "вращающая девушка" - это тест на то, какое из полушарий у вас активно в данный момент.

Как проверить? Посмотрите на картинку. В какую сторону вращается девушка?

Девушка вращается по часовой стрелке - у Вас в данный момент более активно левое полушарие мозга (логика, анализ, критика).

Если девушка вращается против часовой стрелки, то сейчас более активно правое полушарие мозга (эмоции, интуиция, творчество).

Если Вам удастся активизировать другое полушарие мозга, то девушка поменяет направление вращения.

Практическое задание №3. Мосалева Т.А.

Показать полностью… https://vk.com/doc101546460_450608317
266 Кб, 17 сентября 2017 в 8:57 - Россия, Москва, МЭСИ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении