Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 050852 из МЭСИ

Содержание:

Введение

Глава 1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

1.1 Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

1.2 Психологические особенности детей Младшего школьного возраста

Глава 2 Воспитание скоростно-силовых качеств в баскетболе у детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие скорости

1.2 Понятие силы

1.3 Воспитание всего этого дерьма

Задачи курсовой работы:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Определить сущность понятий "подготовка спортсмена", "скоростно-силовая подготовка" и её проявления.

3. Раскрыть средства и методы скоростно-силовой подготовки баскетболистов.

Структура курсовой работы включает в себя введение, три параграфа, заключение, список литературы.

Введение.

Актуальность проблемы: актуальной задачей физического воспитания, является поиск эффективных средств совершенствования, развития двигательной сферы детей младшего школьного фозраста на основе формирования у них потребности в движениях. Младший школьный возраст-это период, когда ребенок усиленно растет и развивается, период формирования человеческой личности, когда закладывается основа здоровья. Неоспорим тот факт, что хорошее здоровье, приобретенное в дошкольный и школьный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свое значение в последующие годы жизни. Факты из медицинской практики говорят о том, что дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития. Так как одной из важнейших задач общеобразовательной школы является воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями, то решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить не только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников. Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации, и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры. Баскетбол-популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников. Баскетбол состоит из естественных движений, и специфических двигательных действий без мяча таких как остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д., а также с мячом: ловля, передача, ведение, броски. Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. Наряду с выносливостью, отличной координацией и ловкостью ребенок улучшает зрение и логическое мышление, а также учится решать нестандартные задачи. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды. Взаимосвязь между. навыками техники игры и физическими качествами широко используется в отечественной системе воспитания и образования. Для гармоничного физического развития дошкольников и младших школьников проводят подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола, а также двусторонние матчи по мини-баскетболу. Школьники имеют возможность заниматься баскетболом на уроках физической культуры и в спортивных секциях.

Для занятий баскетболом, младший школьный возраст считается оптимальным, поскольку детский организм становится более крепким и подготовленным для серьезных нагрузок, улучшается координация, да и умственное развитие ребенка достигает необходимой отметки.

Цель: Задачи:

1. Дать характеристику физических качеств быстроты, ловкости.

2. Выявить методы воспитания скоростно-силовых качеств посредством занятий баскетбольных занятий

Объект исследования: дети младшего школьного возраста

Предмет исследования: воспитательный образовательный процесс в СОШ и ДЮСШ

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы.

Глава 1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

1.1 Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Возраст 6-10 лет относится к периодам первого и второго детства. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6-7 годам соотношение головы и туловища становятся такими же, как у взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные. Следует обращать внимание на индивидуальные физиологические особенности организма спортсмена. Дети 6-10 лет имеют свои анатомо-физиологические особенности. В возрасте 6-10 лет , за год ребенок может вырасти на 20-40 см. Каждый возрастной этап характеризуется, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные и половые различия в этих показателях. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков. Развитие опорно-двигательной системы. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы. Позвоночный столб ребенка шести-десяти лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому учитель физической культуры должен следить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выносу пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей . В развитии мышц выделяют несколько "ключевых" этапов. Один из них - это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц. Основой двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов (проприоцептивные рефлексы - рефлексы, получаемые с мышц и сухожилий; вестибулярные рефлексы - реакции вестибулярного аппарата (органа чувств, расположенного во внутреннем ухе человека) на изменения положения головы и туловища в пространстве), а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом школьникам по-прежнему легче даются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но они способны выполнять и короткие упражнения, в которых требуется опора на одну ногу. Органы дыхания. Размеры и строение дыхательных путей ребенка младшего школьного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности количество заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%). Жизненная емкость легких у ребенка шести-десяти лет в среднем 1100-1200 см, но она зависит от многих факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 л' воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2-7 раз, а при беге - еще больше. Исследования по определению общей выносливости у школьников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для школьников в течение года может быть увеличен с 0,6- 0,8 до 1,2-1,6 км. Прыгать через скакалку дети могут в течение 5-10 минут. У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от шести до десяти лет "возрастом двигательной расточительности". В задачи педагога входит контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности; предупреждать случаи гипердинамии и активизировать тех, кто предпочитает "сидячие" игры. Сердечно-сосудистая система. К шести годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести годам составляет 92- 95 ударов в минуту. Обмен веществ и энергии. Особенность обмена веществ у детей младшего школьного возраста состоит в том, что значительная доля образующейся энергии (больше, чем у взрослых) идет на процессы роста, развития организма, т. е. на пластические процессы. Следовательно, во время спортивной деятельности расход энергии связан не только с необходимостью восполнить ее источники, но и с процессами роста, развития. Обмен белков. У детей потребность в белках выше, чем у взрослых. Чем младше ребенок и чем интенсивнее у него процессы роста, тем потребность в белках больше. Детям 6-10 лет на 1 кг массы тела требуется 3,5-4 г белка. Важно не только количество, но и качество потребляемых белков. Полноценность белков определяется наличием в них аминокислот, необходимых для синтеза. Большое значение имеет поступление в достаточном количестве незаменимых аминокислот. Недостаток белка замедляет развитие ребенка. У детей, занимающихся спортом, особенно при значительном увеличении мышечной массы, потребность в белках повышена в 1,5-2 раза. Обмен жиров. Жиры и жироподобные вещества играют существенную роль в процессах роста. Они важны для морфологического и функционального созревания нервной системы. Жиры необходимы для образования клеточных мембран. Потребность в жирах с возрастом изменяется. Суточная норма жиров на 1 кг веса тела составляет: в 7-10 лет - 2,5-3 г. При избыточном потреблении жиры могут откладываться в запас. Особенно много их депонируется в организме при недостаточной двигательной активности. Избыток жиров нарушает обмен веществ, расстраивает пищеварение, отрицательно влияет на физическое развитие. У детей обмен жиров носит неустойчивый характер. Обмен углеводов. Для детей характерна высокая интенсивность углеводного обмена. Это связано с тем, что углеводы у них выполняют не только роль основных источников энергий, но и важную пластическую функцию, обеспечивая формирование оболочек клеток, а также соединительной ткани. За сутки дети должны получать с пищей: в возрасте 6-10 лет - 280-300 г. Регуляция углеводного обмена у детей менее совершенна, чем у взрослых. Это проявляется в более медленной мобилизации углеводных ресурсов, а также в меньшей способности сохранять необходимую интенсивность углеводного обмена при работе. Особенно это характерно для длительных, монотонных упражнений. Эмоционально насыщенные занятия, использование разнообразных (преимущественно игровых) упражнений способствуют сохранению нормального уровня сахара в крови . Развитие высшей нервной деятельности характеризуется ускоренным формированием ряда морфо-физиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др. Так, дети младшего школьного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием "одежда" подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны выделять признаки, объединяющие разные группы, например, могут осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что все они сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность усвоения школьниками систематизированных знаний. На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условное и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают "как надо" И воздерживаются от недозволенного. Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения)сила, уравновешенность и подвижность - также совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порой медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др. У детей 7-10 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (на время частично измененной) обстановки при проведении подвижных игр, режимных мероприятий и т.д. 1.2.Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Общеизвестно, что к младшему школьному возрасту принято относить возрастной период детей от 6 до 11 лет. Основным видом деятельности у детей в этом возрасте становится учебная деятельность. Начинается период с процесса адаптации к школе, которая продолжается 5-6 недель, а начинается примерно со второй недели обучения ребенка в 1 классе. У младших школьников доминирует мышление, которое перестает быть наглядно-образным и становится словесно-логическим. Ребенок использует операции, но, как правило, пока это еще операции конкретные. Благодаря процессу обучения у младших школьников начинают формироваться первоначальные научные понятия. Развивается теоретическое мышление, которое способствует тому, что теперь ребенок обретает способность выполнять задания, ориентируясь не только на внешние признаки предметов, но и на внутренние свойства и отношения. Восприятие становится синтезирующим. Дети учатся устанавливать связи между элементами воспринимаемого, однако в начальный период восприятие может быть еще недостаточно дифференцируемым, поэтому дети могут путать похожие по внешнему виду буквы и цифры. Психология школьника 6-10 лет имеет целый ряд особенностей. У малыша в этом возрасте гармонизируются отношения со взрослыми, и он очень нуждается в родительской любви и нежности. Этот возраст - время формирования способности привязываться и любить другого человека. С ровесникам ребенок умеет налаживать отношения, понимает разницу между лидером и подчиненными в своем детском кругу, способен играть по установленным правилам. Взрослый воспринимается им как учитель и наставник. В этот период активно развиваются способности к практическому мышлению и творчеству. Кроха начинает понимать музыку, поет и танцует. Внимание и память постепенно теряют черты непроизвольности, что проявляется и в действиямалыша, начинается становление собственной воли. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то в школе начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Память. В младшем школьном возрасте у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Развитие мышления. В младшем школьном возрасте более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Развитие воображения. В данном возрасте идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении с средним звеном. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. В сфере развития речи к концу младшего школьного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы и т.д. Для деятельности ребенка 6 - 10 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу младшего школьного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 - 10 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в коллективе сверстников. У детей возраста 6 - 10 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального "я" и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 - 10 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива "я должен", "я смогу" постепенно начинает преобладать над мотивом "я хочу". Ребенок 6 - 10 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы. Осознание своего "я" и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу данного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к моменту перехода в школу уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции - "позиции школьника", что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 - 10 летнего возраста. Социально-личностное развитие. Поведение ребёнка начинает регулироваться представлениями о том, что хорошо и что плохо. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. Дети начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Обучение в раннем возрасте угрожает перетренированностью и остановкой роста при интенсивных нагрузках, таким образом, позже ребенок не приобретет всестороннего физического развития и не сможет овладеть базовыми приемами, умениями и навыками. Не столь важно, когда начинать, куда важнее - как начинать и как учить. Если рассматривать раннюю специализацию, как изолированный процесс, то такое обучение не вызывает негативных реакций. Но если в дидактическом плане, то дети 6-10 лет переживают три важных психических свойствах: воображение, способность к подражанию, склонность к борьбе. Следует учесть, что вплоть до этого возраста занятия физической культурой и спортом должны восприниматься, как игра и не более. Всякое стремление к острому соперничеству следует систематически подавлять. В связи с неординарностью физиологического развития каждому ребенку нужен индивидуальный план обучения. Наряду с практическими занятиями, следует проводить и теоретические, т.к. по ходу приобретения двигательных умений и навыков, необходимо чтобы основы теории этих движений отложились в голове и могли в дальнейшем применяться для оценки того или иного нового движения или целой ситуации, причем не обязательно в спорте. На первоначальном этапе, обучение должно носить характер игры. Ребенок 6-10 лет не всегда понимает, что от него хотят, быстро устает. И неудивительно, если он заявит: "Я ничего не буду делать!" В этом возрасте активный урок должен длиться не более получаса. Ребенок будет нормально заниматься, пока ему интересно, до первых признаков утомления. Здесь не должно быть теоретических объяснений, скучных упражнений, которые дети часто выполняют, испытывая страх. Преподаватель должен предложить конкретное задание и создать обстановку, которая естественно наталкивает ученика на правильное выполнение элемента. При обучении самых маленьких, движения необходимо лишь показывать. Малыш, не задумываясь, будет их копировать. Само собой разумеется, обучающий должен ясно представлять и уметь это делать. Дети занимаются лучше и эффективнее, когда они не беспокоятся о том, как происходит учебный или игровой процесс. И для этой задачи подходит природное воображение ребенка и предложение ему изобразить какое-либо животное. Глава 2 Воспитание скоростно-силовых качеств в баскетболе у детей младшего школьного возраста. 2.1 понятие скоростно-силовых качеств. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при передаче обычного баскетбольного мяча или медбола). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента. К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу - являющейся важной разновидностью скоростно-силовых способностей. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.). Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила -это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила-способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения. Скоростно-силовые качества, проявляются при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе. Преодолевающая работа появляется при уменьшении своей длины мышц, например, отжимания от пола с широкой или узкой постановкой рук. Уступающая работа, появляется при удлинении мышечных волокон, например приседание или выпады. Скоростно-силовые качества зависят: 1. От состояния нервно-мышечного аппарата; 2. От абсолютной силы мышц; 3. От способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения. Структура скоростно-силовых качеств: 1.Абсолютная сила; 2.Стартовая сила - способность мышц к быстрому развития рабочего усилия в начальный момент напряжения; 3.Ускоряющая сила - способность мышц к быстрому наращиванию рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения; 4.Абсолютная быстрота сокращения мышц. В школьном возрасте, особенно от 8-9 до 13-14 лет, усиленно прогрессируют под влиянием естественных факторов развития все проявления скоростных способностей. К ним примыкают и скоростно-силовые способности, характеризующиеся концентрированной реализацией максимальных мышечных усилий в кратчайшее время. Благоприятным для их развития является период от 6-9 до 15-16 лет. Как собственно скоростные, так и скоростно-силовые способности могут проявляться и успешно развиваться лишь в условиях конкретной двигательной деятельности, в процессе выполнения определенных движений, двигательных действий. Главным признаком соответствующих упражнений является направленность на достижение высоких скоростей перемещения тела или его частей в пространстве. Любые проявления быстроты связаны с техникой движений, зависят от нее и, следовательно, обусловливаются координационными способностями. Поэтому скоростные способности должны развиваться в единстве с формированием и совершенствованием двигательных умений. В технически совершенных двигательных действиях скоростные способности проявляются разносторонне и эффективно. Существенно то, что с увеличением скорости движений затрудняется контроль за ними, особенно в младшем школьном возрасте. Если движения недостаточно упрочены, снижается и даже теряется их техническая полноценность. В связи с этим обязательным является соблюдение методического требования-чередовать скоростные упражнения с отдыхом или совсем прекращать их в данном занятии при снижении достигнутой максимальной скорости, а также при не устранённых в срочном порядке нарушениях техники. В работе с детьми соблюдение этого требования значительно усложняется из-за привлекательности и эмоциональности скоростных действий, а также из-за индивидуальных различий в скоростных возможностях. Особое внимание следует уделять разъяснению доступной пониманию занимающихся мотивации дозировки, а также своевременному переключению их энергии на решение других учебно-воспитательных задач. Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей требует настойчивого, многократного повторения концентрированных физических напряжений. Необходимы и волевые усилия для сосредоточения внимания, мобилизации в нужный момент скоростных возможностей или же для поддержания скорости до конца упражнения. Поэтому развитие скоростных способностей важно сочетать с воспитанием таких волевых качеств, как целеустремленность, настойчивость, упорство и др. Этот процесс должен пронизываться еще и интеллектуальными усилиями, связанными с ориентировочными действиями и принятием целесообразных решений при совершенствовании быстроты сложной двигательной реакции, с самоконтролем, осмысливанием чувственных восприятий и сознательным управлением движениями при максимальных напряжениях. Параллельно, начиная с младшего школьного возраста, формируются необходимые знания и соответствующие умения. В противном случае, скоростные действия детей окажутся неосознанными, механическими и, следовательно, малоэффективными, не будет обеспечена общая культура двигательной деятельности в экстремальных условиях. Развитие скоростных способностей полезно связывать с обучением управлению скоростными параметрами движения в зависимости от задач и условий двигательной деятельности. Максимальные скорости далеко не всегда необходимы и целесообразны. Нередко успешность двигательных действий лимитируется умением гибко пользоваться непредельными, оптимальными для данных условий скоростями реакции, циклических движений и передвижения. Обучение этому, связанное с координационным распределением двигательных действий, по некоторым соображениям, правильно совмещать со специальным развитием максимальных скоростных возможностей. Таким образом достигается обратный результат-развитие скоростных усилий. Переключение с максимальных скоростей на сниженные может послужить и активному отдыху. Наконец, что особенно важно, проявление максимальных скоростных усилий в условиях сложной ситуационной двигательной деятельности (например, в играх) не только немыслимо без таких сочетаний, но и приобретает практическую прикладную ценность. Эти упражнения соответствуют интересам и двигательным потребностям детей, стимулируют их эмоционально-волевые проявления и приучают к мобилизации максимальных мышечных усилий в нужный момент. В целостной системе развития физических качеств подготовительные и узкоспециальные скоростные упражнения должны систематически подводить такого рода ситуационным упражнениям. Последние же способствуют комплексному развитию физических способностей. Следует особо подчеркнуть, что рассмотренные элементы структуры, будучи врожденной принадлежностью нервно-мышечного аппарата человека, используются им при реализации скоростно-силовых качеств в неодинаковой мере. Это зависит от внешних условий. Общая тенденция состоит в следующем: чем меньше сопротивление движению и чем оно короче, тем большую роль играют абсолютная быстрота движений и стартовая сила и наоборот. При проявлении скоростно-силовых качеств сила и быстрота не достигают своих абсолютных величин. Например, спортсмены производят борьбу за мяч под кольцом, при этом они проявляют 80% силовых качеств и 20% скоростных от абсолютных величин. При ведении мяча 20% силовых и 80% скоростных. При проявлений скоростно-силовых качеств ведущее место занимает градиент силы (прирост силы в единицу времени). Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считают прыжковые упражнения. 2.2 Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств на занятиях баскетболом В данном параграфе мы рассмотрим средства с помощь которых воспитывается скоростно-силовая подготовка баскетболистов. Т.к. баскетбол-это, весьма контактный вид спорта, то примерно 70% движений баскетболиста являются скоростно-силовыми. А это требует от баскетболистов специальной подготовки. У игроков должна быть особенность проявления силовых качеств в минимальный промежуток времени. Иными словами-взрывная сила. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых пасах, борьбе на щите, и в контратаках. От природы сильных людей совсем немного. Сильными не рождаются, а становятся, выполняя упражнения для развития силы. Специфика силовой подготовки баскетболистов заключается в том, что первым делом нужно создать базу, своего рода фундамент для развития силы. А после этого ее постоянно накапливать. Абсолютной силой называют предельную силу баскетболиста во время выполнения движений, не учитывая его веса. Относительной силой называют силу в соотношении с весом спортсмена. Как правило, игроки высокого роста предрасположены к деформациям и искривлениям позвоночника. Именно поэтому им следует укрепить брюшные мышцы и создать мышечный корсет, для поддержания позвоночного столба. Методы физического воспитания подразумевают под собой способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются только две группы методов: это специфические и общепедагогические. К специфическим методам физического воспитания относятся: 1) методы строго регламентированного упражнения; 2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме); 3) соревновательный метод, то есть использование физических упражнений в соревновательной форме. С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы включают в себя: 1) словесные метод; 2) наглядные метод. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания. Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Все эти методы обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) контролировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений. Основным средством воспитания скоростно-силовой подготовки являются физические упражнения. Ниже рассмотрены упражнения для развития взрывной силы, которые необходимы любому баскетболисту, да и другим спортсменам. Выполняя все эти упражнения у занимающегося увеличиться взрывная сила, а как результат- улучшаться результаты в спорте. 1. Толчки ногами медбола из сидячего и лежачего положений; 2. Передачи медбола из-за головы, от плеча, крюком, снизу, сбоку, одной и двумя руками; 3. Передача медбола в парах ногами; 4. Передача медбола в максимально быстром темпе между двумя игроками, стоящими друг к другу спиной; 5. Толкания медбола руками; 6. Постановка игроков в круг по 3-6 человек, передачи медбола из рук в руки на максимально высокой скорости 7. Выталкивания из круга боком, грудью и спиной, не помогая руками; 8. Выпрыгивания из полуприсяда максимально вверх, на максимальной скорости, с последующим добавлением в виде отягощения в руках медбола; 9. Отжимания от пола, с последующим добавлением хлопка в воздухе. Настоящий спортсмен должен быть хорошо развит со всех сторон, у него должны быть сильные ноги, руки, туловище, но и, конечно же, плечевой пояс. Но чаще всего случается так, что какая-то часть тела развита недостаточно, именно поэтому существует большое количество упражнений устраняющих эту проблему. Ниже представлены упражнения, направленные преимущественно на развитие силы мышц плечевого пояса спортсмена: 1. Поднимание рук через стороны вверх, а затем обратно вниз при сопротивлении партнера; 2. Отталкивания от пола с хлопком рук перед грудью или отжимания с хлопками; 3. Отжимания с различной постановкой рук и ног; 4. Отжимания с сопротивлением партнера; 5. В упоре лежа, партнер держит ноги тренирующегося за голеностопные суставы, ученик, выполняющий упражнение, перемещается вперед-назад поочередной перестановкой рук, в последующем с одновременной перестановкой рук; 6. Броски набивных мячей разного веса, из разных положений и на различные расстояния; 7. Работа с резиновыми жгутами, амортизаторами, резиной, закрепленными в различных точках шведской стенки, обычной стены или пола, акцентируя нагрузку на отдельные группы мышц. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее мгновенно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является взрывная сила, т.е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время. Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок вверх, в длину и специальную прыгучесть-способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т.е. сочетание разбега и прыжка. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющее скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета. . Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление к примеру, напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр. В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы, то в зоне больших и внешних сопротивлений, это приводит и к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости приведет к возрастанию скоростных и силовых возможностей лишь в зоне малых внешних сопротивлений и практически не сказывается на росте скорости движений, если внешнее сопротивление достаточно велико. И только при одновременном повышении максимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений. Добиться существенного повышения уровня максимальной скорости чрезвычайно тяжело: но задача повышения силовых возможностей разрешима. Поэтому для повышения уровня скорости необходимо использовать силовые упражнения. Их эффективность здесь тем значительнее, чем большее сопротивление приходиться преодолевать во время движений. Например, показатели прыжка в высоту с места непосредственно зависят от относительной силы ног. Именно этот показатель является одним из основных при наборе-отборе детей в группы начальной подготовки, также как и тест, прыжок в длину с места в секцию баскетбола. Как уже было сказано, показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях. Например, при подборе мяча под кольцом. Если игрок обладает высокой прыгучестью и умеет грамотно расположиться у кольца во время борьбы под щитом, то можно сказать с уверенностью, что он сделает подбор и овладеет мячом. Подбор мяча осуществляется как на своем щите, так и на кольце противника. Также прыгучесть необходима при выполнении бросков по кольцу, поскольку все опытные игроки делают это в прыжке. Броски по кольцу могут выполняться как с места-при вертикальном отталкивании толчком двух ног, так и в движении-отталкивание может быть двумя ногами, но в большинстве случаев одной ногой, в зависимости от игровой ситуации. Чем выше игрок отталкивается при выполнении броска по кольцу, тем сложнее против него выполнять игровые действия в защите. Еще скоростно-силовые качества применяются в игре при накрывании мяча во время выполнения броска по кольцу. Здесь баскетболист должен уметь высоко выпрыгивать, чтобы выполнить этот технический прием. Большинство прыжков в игре проходит на фоне усталости. Порой баскетболисту приходится делать подряд несколько прыжков в условиях сопротивления. Все это предъявляет большие требования к прыгучести игроков. Рассмотрим упражнения, которые позволяют развить силу мышц ног. Значимость силы ног и высоты прыжка в спорте очень велика. Особенно, это касается таких видов спорта, как баскетбол, волейбол гандбол и др. В общем, всех видов спорта, в которых очень часто приходится прыгать, бегать, совершать ускорения и т.д. Именно поэтому, спортсменам данных видов спорта просто необходимо иметь сильные и мощные ноги, но чтобы сила ног стала большой, простых тренировок недостаточно, вот почему необходимо выполнять специальные упражнения, приведенные ниже. 1. Приседания на двух ногах, с последующим переходом на 1 ногу; 2. Прыжки в полном приседе и полуприседе; 3. Прыжки со скакалкой на различную высоту и с различной скоростью выполнения; 4. Прыжки с поворотом на 180 и 360 градусов; 5. Прыжки на двух ногах, с касанием предметов, подвешенных на оптимальной высоте; 6. Прыжки с запрыгиванием на тумбу; 7. Прыжки на матах; 8. Прыжки с отягощением (вес не превышает 5 килограмм); 9. Прыжки с места или разбега с касанием предметов, подвешенных на оптимальной высоте; 10. Многократные прыжки на обеих и на одной ногах на дальность; 11. Серийные прыжки с преодолением препятствий. Выполняя, данные упражнения любой баскетболист сможет значительно увеличить высоту своего прыжка, и тем самым улучшить свои успехи в спорте. Главное выполнять данные упражнения и не забрасывать их, только тогда можно достичь положительного результата. Для выполнения прыжка необходимо обладать высокоразвитой ловкостью, которая особенно необходима фазе полета и опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх: баскетбол, волейбол, гандбол и др. Таким образом, можно сделать вывод о том, что скоростно-силовые качества, т.е. прыгучесть-это важное качество для игры в баскетбол Заключение Баскетбол - это игра с нестандартными движениями и динамической силовой работой переменной мощности. Современный баскетбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовки спортсменов. За время игры в баскетболист пробегает около четырех километров, делает свыше 150 ускорений на расстояние от 5 до 20 метров, выполняет около 100 прыжков в условиях активного противодействия соперников и все это при постоянной смене направления, частых остановок и поворотах. Частота сердечно-сосудистых сокращений достигает 180-200 ударов в минуту, а потеря веса 2-5 кг за игру. Физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических способностей и возможностей органов и систем организма спортсмена, высокий уровень развития которых обеспечивает благоприятные условия для успешного овладения навыками игры и эффективной соревновательной деятельности. Игровая деятельность в баскетболе представляет собой целостное воспроизведение игровых приемов, технико-тактических действий, физических и психических компонентов подготовленности участников в условиях постоянно изменяющихся игровых ситуаций. Для баскетбола характерны высокий динамизм в развитии ситуаций, постоянное чередование оборонительных и наступательных фаз игры, непрерывное переключение игроков от одних двигательных действий к другим, многообразие способов их выполнения, вариативность скорости и направлений перемещений, определяющее значение зрительного анализатора в оценке изменяющихся условий и выборе адекватных ответных действий, комплексное задействование практически всех групп мышц и функциональных систем организма, преобладание скоростно-силового режима мышечной работы, синхронность в деятельности верхних и нижних конечностей и др.

Показать полностью… https://vk.com/doc178895431_444771685
54 Кб, 21 апреля 2017 в 20:14 - Россия, Москва, МЭСИ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении