Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 050874 из МЭСИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Уфимский филиал

Кафедра "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

ООО"РЕМЭКС" Директор филиала

(наименование организации) _____________ Р.М. Сафуанов

Заместитель директора по финансам "______"____________ 201__ г.

(должность представителя работодателя)

_____________________ А.В. Сидоров

(подпись представителя работодателя)

" 21" _____июня__________2016 г.

М.П.

________Бакирова Р.Р._________

(ФИО автора (авторов) программы)

__Макроэкономическая статистика____

(наименование дисциплины)

Рабочая программа дисциплины

для студентов, обучающихся по направлению (ям) подготовки ________________38.03.01 Экономика________________

(код (ы) и наименование (я) направления (ий) подготовки)

______ "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"__________

(наименование профиля (ей) (для программ бакалавриата), наименование магистерской программы (для программ магистратуры))

Рекомендовано Ученым советом филиала

(протокол №____ от _____________ 201 г.)

Одобрено кафедрой

"Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

(наименование кафедры)

(протокол №14 от 21 июня 2016 г.)

Уфа 2016

Содержание

Стр. 1. Наименование дисциплины 4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, 4

соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной

программы

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 4

4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с 5

выделением объема аудиторных (лекции, семинары) и самостоятельной

работы обучающихся (в семестре, в сессию)

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) 6

дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов

учебных занятий

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы 17

обучающихся по дисциплине

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации 21

обучающихся по дисциплине

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, 27

необходимой для освоения дисциплины

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети 28

"Интернет", необходимых для освоения дисциплины

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 28

11. Перечень информационных технологий, используемых при 29

осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая

перечень необходимого программного обеспечения и информационных

справочных систем

12. Описание материально-технической базы, необходимой для 30

осуществления образовательного процесса по дисциплине

Рабочая программа составлена на основе программы дисциплины "Макроэкономическая статистика" для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 - "Экономика" (программа подготовки бакалавра). Авторы Салин В.Н., Киселёва Н.П., Ларионова Е.И. - М.: Финансовый университет, кафедра

"Статистика", 2015 - 35 с.

1. Наименование дисциплины

В.3.3.3. /В.3.1.3.3. Дисциплина "Макроэкономическая статистика" для заочной формы обучения (на базе СПО/на базе ВПО)

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Для профиля подготовки "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" дисциплина "Макроэкономическая статистика" обеспечивает формирование компетенции:

• иметь навыки применения методов экономического анализа, подготовки и представления аналитических обзоров и обоснований, помогающих сформировать профессиональное суждение при принятии управленческих решений на уровне экономических субъектов (ПКП-3):

знать методологические основы измерения социально- экономических явлений и процессов, современную систему основных макроэкономических показателей социально- экономического потенциала страны и его компонентов (трудового, материально-технического, природно-ресурсного, финансового), включая их методы построения, расчета и анализа;

уметь строить статистические модели экономических процессов на основе системы национальных счетов, анализировать результаты статистических исследований в области макроэкономической статистики и делать аргументированные выводы; владеть методологией сопоставления макроэкономических показателей во времени и в пространстве с целью анализа динамики макроэкономических процессов и выявления места и роли отдельных стран в мировой экономике;

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина "Макроэкономическая статистика" относится к дисциплинам, определяемым выбором профиля вариативной части профессионального цикла для заочной формы обучения (на базе СПО), и дисциплиной по выбору студента вариативной части профессионального цикла для заочной формы обучения (на базе ВО), по направлению подготовки 38.03.01 "Экономика" (уровень бакалавриата) профиля подготовки "Бухгалтерский учет, анализ и аудит".

Знание макроэкономической статистики является необходимым условием успешной профессиональной деятельности экономистов всех направлений. Цель изучения данной дисциплины - обучить составлять и представлять экономические данные в форме, пригодной для целей экономико- статистического анализа, ознакомить студентов с методологией макроэкономического анализа, сформировать у обучающихся исследовательских подходов в области макроэкономической статистики.

Изучение дисциплины "Макроэкономическая статистика" основывается на сумме знаний и умений, приобретенных студентами в ходе освоения дисциплин: "Экономика организации", "Региональная экономика", "Микроэкономика", "Финансы", "Бухгалтерский учет и анализ", "Статистика".

Для освоения дисциплины "Макроэкономическая статистика" студент должен:

- знать основные понятия, категории национального счетоводства, методы построения, расчета и анализа основных макроэкономических показателей, принципы проведения международных сопоставлений;

- уметь применять макроэкономические модели и основные статистические методы исследования при изучении функционирования экономической системы;

- владеть методами оценки и анализа социально-экономических результатов развития экономики, методологическими принципами формирования и организации основных источников макроэкономической информации.

4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с

выделением объема аудиторной и самостоятельной работы обучающихся1 Таблица 1

Вид учебной работы по Всего Семестр 6/4 дисциплине (в з.е. и часах) в часах Общая трудоёмкость дисциплины 1,5 з.е., 54

1,5 з.е., 54

Аудиторные занятия 12/10 12/10 Лекции 8/4 8/4 Практические занятия 4/6 4/6 в т.ч. занятия в интерактивных формах 4/4 4/4 Самостоятельная работа 42/44 42/44 В семестре 42/44 42/44 В сессию - - Вид промежуточной аттестации зачет зачет

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий

5.1. Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет, метод и задачи макроэкономической статистики

Предмет изучения макроэкономической статистики. Ее связь с другими науками. Теоретические и методологические основы макроэкономической статистики. Научные методы исследования, используемые в анализе социальноэкономических явлений. Объект макроэкономической статистики и его особенности.

Основные понятия: внутренняя и национальная экономика, институциональные единицы, виды экономической деятельности и ее границы, сектора экономики, резиденты и нерезиденты, экономическая территория, экономические операции и их виды, потоки (стоимостные и натуральные), активы и пассивы.

Принцип объединения участников экономического процесса в институциональные единицы. Группировка институциональных единиц в институциональные секторы.

Задачи макроэкономической статистики и ее проблемы. Связь задач отечественной макроэкономической статистики с международной методологией учета и статистики, основанной на национальном счетоводстве. Международные стандарты ООН в области национального счетоводства: СНС- 1953, СНС-1968, СНС-1993, СНС-2008.

Органы, занимающиеся вопросами сбора данных и ответственные за регулярное, оперативное и достоверное формирование системы национальных счетов (СНС) в Российской Федерации и за рубежом.

Значение международных статистических и других организаций для развития макроэкономической статистики в России.

Тема 2. Классификации в системе национальных счетов (СНС) и основные

счета

Группировки и классификации, применяемые в макроэкономической статистике. Основные классификации системы национальных счетов: классификация институциональных единиц по секторам экономики; классификация видов экономической деятельности по отраслям экономики; классификация экономических операций; классификация активов и обязательств; классификация основных продуктов (товаров и услуг); классификация индивидуального потребления по целям; классификация налогов и субсидий.

Счета и балансовые таблицы как элементы СНС, принципы их построения. Классификация счетов в СНС. Счета для экономики в целом (консолидированные счета) и для институциональных секторов экономики: счета текущих операций (счет производства, счет образования доходов, счет первичного распределения доходов, счет вторичного распределения доходов, счет перераспределения доходов в натуральной форме, счет использования располагаемого дохода, счет использования скорректированного располагаемого дохода); счета накопления (счет операций с капиталом, финансовый счет, счет других изменений в активах); балансы активов и пассивов. Концептуальная матрица СНС, описывающая общую структуру системы макроэкономических показателей.

Тема 3. Статистика трудового потенциала

Понятие трудового потенциала и факторы его роста. Трудовые ресурсы и экономически активное население - основа трудового потенциала, их состав и методы исчисления.

Рынок труда и связанные с ним категории: спрос, предложение, конъюнктура, напряженность и другие. Рекомендации Международной Организации Труда (МОТ) - как методологическая основа статистики трудовых ресурсов. Основные группировки, применяемые при изучении трудовых ресурсов. Баланс трудовых ресурсов: основные проблемы и возможности совершенствования.

Система показателей воспроизводства и использования трудовых ресурсов. Показатели занятости и безработицы, методологические проблемы их расчета. Занятое население и его структура. Распределение экономически активного населения по статусу занятости. Показатели трудовой миграции населения и проблемы ее учета в условиях рыночной экономики. Методы перспективных расчетов численности трудовых ресурсов.

Оценка напряженности на рынке труда. Оценка структурных изменений на рынке труда. Анализ влияния отдельных факторов на результирующие характеристики рынка труда. Статистические методы учета потерь экономики от трудовых конфликтов. Источники статистической информации о рынке труда.

Тема 4. Статистика материально-технического потенциала и национального богатства

Понятие материально-технического потенциала и его состав. Факторы его роста в рыночной экономике. Национальное богатство как экономическая категория и как составная часть материально-технического потенциала. Состав активов национального богатства и их основные группировки: произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные, финансовые и нефинансовые и др. Стоимостная оценка активов и обязательств.

Состав и структура национального богатства и связанные с ним понятия:

национального имущества, имущества предприятий, организаций, населения, природных ресурсов.

Система показателей статистики национального богатства, их основные группировки и значение в экономическом анализе. Задачи статистики национального богатства.

Методологические проблемы оценки материально-технического потенциала и национального богатства.

Статистика основного капитала и основных фондов страны. Их натуральновещественная классификация и виды оценки. Система показателей воспроизводства и использования основных фондов. Потребление основного капитала и методы его расчета. Показатели амортизации основных фондов. Методы изучения динамики основных фондов и переоценки их в сопоставимые цены.

Система показателей статистики инвестиционной деятельности и капитальных вложений.

Показатели статистики оборотных фондов, резервов и запасов различного назначения. Методы расчета имущества населения.

Понятие и состав природно-ресурсного потенциала и природных ресурсов, как непроизведенных активов национального богатства. Их состав и основные группировки и классификации. Проблемы их стоимостной оценки и пути их решения. Виды нематериальных активов и принципы их оценки.

Тема 5. Статистика финансового потенциала и финансовых ресурсов

Понятие и состав финансового потенциала и задачи статистики по его изучению. Особенности организации статистики финансов. Предмет и задачи статистики финансов.

Данные статистики государственных финансов как источник информации для составления национальных счетов. Показатели СНС как основа построения аналитических показателей, применяемых в статистике финансов. Определения, классификации и система показателей, применяемые в статистике государственных финансов. Сектор государственного управления и его подсекторы. Операции с денежными средствами, осуществляемые органами государственного управления.

Система показателей статистики государственных финансов, государственный бюджет. Система классификаций доходов государственного бюджета в статистике государственных финансов и СНС. Классификации расходов государственного бюджета. Анализ динамики показателей доходов и расходов государственного бюджета. Статистические методы прогнозирования показателей государственного бюджета. Анализ влияния макроэкономических факторов на уровень доходов государственного бюджета и дефицит государственного бюджета с использованием индексного метода. Федеральные и местные бюджеты. Внешний и внутренний долги и методы их определения.

Налоговая статистика и ее роль в характеристике финансовых ресурсов страны. Понятие рынка ценных бумаг. Основные показатели статистики денежного обращения и кредитной сферы. Источники информации о финансовых ресурсах.

Тема 6. Статистика цен и ценообразования на макроуровне

Цена как экономическая категория. Экономические функции цены Ценообразование и макроэкономика. Принципы ценообразования на товары, продукцию и услуги в рыночной экономике. Виды цен на продукцию и услуги. Методы изучения динамики цен. Понятие, показатели и факторы инфляции.

Влияние различных факторов на изменение цен на товары и услуги. Регулирование цен.

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ), базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), индекс стоимости жизни (ИСЖ).

Основные этапы организации статистического наблюдения за потребительскими ценами.

Система показателей статистики цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения.

Проблемы пересчета продукции и услуг в сопоставимые цены при изучении динамики.

Тема 7. Статистика результатов экономической деятельности

Система показателей результатов экономической деятельности на макроуровне по методологии СНС: валовой внутренний продукт (ВВП), валовая прибыль экономики, валовой национальный доход, чистый национальный доход, текущие трансферты, валовой национальный располагаемый доход, чистый национальный располагаемый доход и др.

Роль каждого показателя в характеристике результатов экономической деятельности и методы их расчета. Взаимосвязи между показателями СНС.

Методы расчета ВВП на стадии производства продукции и услуг, распределения и использования доходов. Важнейшие группировки показателей результатов производства продукции и услуг и их значение в экономическом анализе.

Необходимость пересчета показателей СНС в постоянные цены. Основные методы оценки ВВП и его компонентов в постоянных ценах: метод дефлятирования, метод двойного дефлятирования, метод экстраполирования, метод прямой переоценки, метод переоценки по элементам затрат.

Динамические показатели - индексы физического объема и индексы цен. Индекс физического объема ВВП и дефлятор ВВП. Дефлятор ВВП как характеристика среднего изменения цен в экономике. Методы пересчета динамических рядов ВВП в новых постоянных ценах при смене базисного периода. Периодичность смены базисного периода. Применение цепных и базисных индексов. Особенности оценки ВВП в постоянных ценах, исчисленного производственным методом и методом конечного использования.

Тема 8. Международные сопоставления ВВП

Необходимость и основные принципы проведения международных сопоставлений ВВП. История проведения международных сопоставлений. Организация проведения сопоставлений на современном этапе и требования, предъявляемые к их результатам. Понятие паритета покупательной способности (ППС). Корзина товаров-представителей. Аддитивные и неаддитивные методы агрегации результатов. Метод ЭКШ (Э. Элтете, П. Кэвеша, Б. Шульца). Метод Гири-Камиса. Метод Уолша. Метод Джирарди. Метод страна - условная переменная. Увязка групп. Границы сопоставлений. Экстраполяция результатов. Классификация расходов ВВП. Этапы проведения международных сопоставлений валового внутреннего продукта. Базовый подход международных макроэкономических сопоставлений. Основные показатели, рассчитываемые в рамках международных сопоставлений. Оценка показателей международных сопоставлений в период между раундами сопоставлений. Годовые сопоставления.

Тема 9. Статистика внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность, ее основные направления и роль в развитии рыночной экономики. Методология таможенной статистики внешней торговли, ее значение. Экономическая и таможенная территория. Виды импорта и экспорта. Цены, используемые при расчетах экспорта и импорта. Индексы внешней торговли.

Понятие платежного баланса. Структура и стандартные компоненты платежного баланса Российской Федерации. Инвестиционная международная позиция и платежный баланс. Конкурентноспособность производства продукции, товаров и услуг как главное условие развития внешнеэкономической деятельности. Измерение международной конкурентноспособности: понятие, виды. Проблемы ее статистической оценки.

Данные платежного баланса как источника информации для построения счетов "остального мира" в СНС. Связь между платежным балансом и основными макроэкономическими показателями СНС.

Статистическая информация об основных направлениях внешнеэкономических связей. Основные направления анализа внешнеэкономической деятельности и ее результатов.

Тема 10. Статистика уровня и стоимости жизни

Понятие уровня и стоимости жизни и связанных с ним категорий. Система макроэкономических показателей статистики уровня жизни. Прожиточный минимум. Проблема статистической оценки отложенного спроса, реальных доходов, покупательной способности доходов и рубля. Денежные сбережения. Методика расчета показателей уровня жизни и их динамики.

Показатели текущих доходов и расходов населения в СНС: личные доходы, располагаемые личные доходы. Бюджетные обследования домашних хозяйств.

Конечные потребительские расходы домашних хозяйств, органов государственного управления и организаций, обслуживающих домашние хозяйства; общее потребление населением материальных благ и услуг, сбережения населения. Предпринимательские доходы населения и доходы от собственности. Текущие трансферты. Индекс человеческого развития. Методика его определения.

Источники статистической информации. Баланс денежных доходов и расходов населения. Основные направления анализа. Влияние отдельных факторов рыночной экономики на уровень и качество жизни населения. Методика определения этого влияния.

5.2. Учебно-тематический план

Таблица 2

№ Наименование темы (раздела) дисциплины Трудоемкость в часах Формы текущег п/ Всег Аудиторная работа Самост оятель п о Обща я Лекци

и Практичес кие и семинарск ие занятия Занятия в интеракти вных формах о

контроля успеваем ости ная работа 1 Предмет, метод и задачи макроэкономическ ой статистики 4,5/4,5 0,5/0,5 0,5/0,5 4/4 2 Классификации в СНС и основные

счета 6/6 2/2 1/1 1/1 0,5/0,5 4/4 Тестиров ание 3 Статистика трудового потенциала 6/6 2/2 1/1 1/1 0,5/0,5 4/4 Тестиро вание 4 Статистика материально- технического потенциала и национального богатства 4,5/5,5 0,5/

1,5 0,5/0,5 0/1 4/4 Тестиро вание 5 Статистика

финансового

потенциала и

финансовых ресурсов 4/4

4/4 6 Статистика цен и ценообразования на макроуровне 5/5 1/1 1/0 0/1 1/1 4/4 Тестиров ание 7. Статистика результатов экономической деятельности 6/6,5 2/1,

5 1/0,5 1/1 1/1 4/5 Тестиров ание 8. Международные сопоставления

ВВП 5/5 1/0 1/0 4/5 Тестиро вание 9. Статистика внешнеэкономическ ой деятельности 5/5 5/5 10. Статистика уровня и стоимости жизни 7/6,5 2/1,5 1/0,5 1/1 1/1 5/5 Тестиро вание Итого 54/54 12/10 8/4 4/6 100%/66,7% 42/44

2 Через дробь: полная/сокращенная форма обучения

5.3. Содержание практических и семинарских занятий Основные цели и задачи практических занятий:

• практическое освоение теоретического материала;

• выработка навыков составления и представления экономические данных в форме, пригодной для целей экономического-статистического анализа, расчета и анализа показателей;

• формирование навыков применения информации национального счетоводства в практической деятельности, умения формулировать утверждения и аргументировать выводы;

• контроль усвоения пройденного материала;

• контроль выполнения заданий для самостоятельной работы. Занятия проводятся в активной и интерактивной формах с привлечением

всех студентов к обсуждаемым вопросам, выбору оптимальных способов решения практических задач, что способствует профессиональному развитию личности будущего экономиста.

Таблица 3

Наименование темы (раздела) дисциплины Тематика практических или семинарских занятий Формы проведения (технология) Трудоемкость в часах общ. в т.ч. интерак тив Классификации в СНС и основные счета

Основы национального счетоводства. Обсуждение вопросов темы дисциплины, ознакомление студентов с основными понятиями и классификациями СНС, системой статистических показателей,

основными взаимосвязями между наиболее важными агрегатами СНС. Ответы на вопросы, решение тестов и ситуационных задач по теме. Интерактив: групповое обсуждение алгоритма решения задач - 50% от трудоемкости практического занятия Рекомендуемые источники (1,2,3). 1/1 0,5/0,5 Статистика трудового

потенциала

Факторы роста трудового потенциала. Трудовые ресурсы и экономически активное население.

Выполнение практических заданий, направленных на уяснение основных группировок, применяемых при изучении трудовых ресурсов, практических навыков построения баланса трудовых ресурсов, исчисления и анализа показателей воспроизводства и использования трудовых ресурсов. Ответы на вопросы, решение тестов и ситуационных задач по теме. Интерактив: групповое обсуждение алгоритма решения задач - 50% от трудоемкости практического занятия Рекомендуемые источники (2,3). 1/1 0,5/0,5 Статистика материально- технического потенциала и национального богатства Национальное

богатство как

экономическая категория и составная

часть материальнотехнического потенциала. Система показателей Выполнение практических заданий, направленных на уяснение основных группировок, применяемых при изучении трудовых ресурсов, практических навыков построения баланса трудовых ресурсов, исчисления и анализа показателей воспроизводства и использования трудовых ресурсов. 0/1 статистики национального богатства.

Ответы на вопросы, решение тестов и ситуационных задач по теме. Статистика цен и ценообразован ия на макроуровне Виды цен на продукцию и услуги. Методы изучения динамики цен. Происхождение и

направление использования ИПЦ. Аксиоматический и стохастический подходы к индексам.

Выполнение практических заданий, направленных на освоение методов изучения динамики цен. Интерактив: групповое обсуждение алгоритма решения задач - 50% от трудоемкости практического занятия. Рекомендуемые источники (2, 3) 0/1 0/1 Статисти

ка результатов экономической деятельности. Система показателей

результатов

экономической

деятельности на макроуровне по методологии СНС.

Обсуждение вопросов темы дисциплины. Выполнение практических заданий, направленных на изучение взаимосвязи между показателями СНС. Приобретение практических навыков исчисления ВВП и его компонентов. Ответы на вопросы, решение тестов и задач по теме.

Интерактив: групповое обсуждение алгоритма решения задач - 50% от трудоемкости практического занятия

Рекомендуемые источники (2,3) 1/1 1/1 Статистика

уровня и

стоимости

жизни Статистика уровня и

стоимости жизни

Обсуждение вопросов темы

дисциплины. Выполнение практических заданий, направленных на изучение системы макроэкономических показателей уровня жизни, методики определения индекса человеческого развития. Ответы на вопросы, решение тестов и задач по теме

Интерактив: групповое обсуждение алгоритма решения задач - 50% от трудоемкости практического занятия Рекомендуемые источники (1,2,3) 1/1 1/1

Итого 4/6 4/4 .

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы

обучающихся по дисциплине

6.1.Формы внеаудиторной самостоятельной работы

Таблица 4

Наименование разделов, тем, входящих в дисциплину Формы внеаудирорной самостоятельной работы Трудо емкос ть в часах Разделы и темы, отводимые на

самостоятельное освоение обучающихся Тема 1. Предмет, метод и задачи макроэкономической статистики Подготовка к практическому занятию, изучение литературы и нормативных материалов 4/4 Значение международных статистических и других организаций для развития макроэкономической статистики в России Тема 2.

Классификации в СНС и основные счета Подготовка к практическому занятию, выполнение практических заданий по теме, работа с использованием обучающих тестов 4/4 Концептуальная матрица СНС, описывающая общую структуру системы макроэкономических показателей Тема 3. Статистика трудового потенциала Подготовка к практическому занятию, выполнение практических заданий по теме, работа с использованием обучающих тестов 4/4 Баланс трудовых ресурсов: основные проблемы и возможности совершенствования. Статистические методы учета потерь экономики от трудовых конфликтов. Тема 4. Статистика материально технического потенциала и национального богатства Подготовка к практическому занятию, выполнение практических заданий по теме, работа с использованием обучающих тестов 4/4 Задачи статистики национального богатства. Система Показателей статистики инвестиционной деятельности и

Капитальных вложений Тема 5. Статистика финансового потенциала и финансовых ресурсов Подготовка к практическому занятию, выполнение практических заданий по теме, работа с использованием обучающих тестов 4/4 Специфика источников данных налоговой, денежной и банковской

статистики Тема 6. Статистика цен и ценообразования на макроуровне Подготовка к практическому занятию, выполнение практических заданий по теме, работа с использованием обучающих тестов 4/4 Экономические функции цены. Ценообразование и макроэкономика. Влияние различных факторов на изменение цен на товары и услуги 3

Через дробь: полная/сокращенная форма обучения

Тема 7. Статистика результатов экономической деятельности Подготовка к практическому занятию, выполнение

практических заданий по теме, работа с использованием обучающих тестов 4/5 Роль показателей результатов экономической деятельности на макроуровне Тема 8. Международные сопоставления ВВП Подготовка к практическому занятию, выполнение практических заданий по теме, работа с использованием обучающих тестов 4/5 История проведения международных сопоставлений Тема 9. Статистика внешнеэкономической деятельности Подготовка к практическому занятию, выполнение практических заданий по теме, работа с использованием обучающих тестов 5/5 Статистическая информация об основных направлениях внешнеэкономических связей Тема 10. Статистика уровня и стоимости жизни Подготовка к практическому занятию, выполнение практических заданий по теме, работа с использованием обучающих тестов 5/5 Показатели текущих доходов и расходов населения в СНС. Бюджетные обследования домашних хозяйств Итого 42/44

6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

Текущий контроль аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов проводится на основе опросов, оценки работы в аудитории при выполнении практических заданий, письменных контрольных работ в аудитории, компьютерного тестирования (результатов самоподготовки и контрольного тестирования).

Для проведения компьютерного тестирования используются два банка тестовых заданий: для самостоятельной работы студентов при изучении соответствующих тем дисциплины (дома или в университете), находящийся на образовательном портале Финансового университета, и для текущего контроля знаний в компьютерных аудиториях.

Примеры тестовых заданий по дисциплине "Макроэкономическая статистика":

Задание №1

Вложение средств хозяйственной единицей - резидентом в объекты длительного пользования для создания в будущем дохода в результате их использования в производстве является ... .

? валовым накоплением основного капитала

? чистым приобретением ценностей

? приобретением материальных оборотных средств

Задание №2

Статья, отражаемая в финансовом счете:

? валовое сбережение

? чистое кредитование или заимствование

? чистое приобретение ценностей

? доходы от собственности

? капитальные трансферты

Задание №3

Чистый внутренний продукт - налоги на продукты + промежуточное потребление + потребление основного капитала + субсидии на продукты = ...

? валовая добавленная стоимость

? валовой внутренний продукт в рыночных ценах

? выпуск в основных ценах

? валовой национальный располагаемый доход

? валовая прибыль экономики

Задание №4

Налоги на продукты + другие налоги на производство = налоги ... .

? на производство и импорт

? текущие

? капитальные

? на доходы и имущество

Задание №5

Статья раздела "Ресурсы" в счете образования доходов:

? валовой внутренний продукт в рыночных ценах

? выпуск товаров и услуг в основных ценах

? налоги на продукты

? валовая прибыль экономики и смешанные доходы

? валовой располагаемый доход

Задание №6

Статья счета производства:

? выпуск товаров и услуг

? оплата труда наемных работников

? текущие трансферты

? капитальные трансферты

? сальдо валовых первичных доходов

Задание №7

Капитальные трансферты отражаются в счете ... .

? использования располагаемого дохода

? использования скорректированного располагаемого дохода

? операций с капиталом

? вторичного распределения дохода

? производства

Задание №8

Статьи счета вторичного распределения доходов сектора экономики:

? налоги на производство и импорт

? сальдо валовых первичных доходов

? полученные и переданные текущие трансферты

? выпуск товаров и услуг

? оплата труда наемных работников

Задание №9

Статьи раздела "Использование" в счете образования доходов:

? выпуск товаров и услуг

? промежуточное потребление

? валовой внутренний продукт в рыночных ценах

? оплата труда наемных работников

? валовая прибыль и смешанные доходы

Задание №10

Хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами - это ... .

? единица однородного производства

? заведение

? институциональная единица

Аттестация по дисциплине "Макроэкономическая статистика" осуществляется в форме зачета.

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

обучающихся по дисциплине

1. Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины

Перечень компетенций и их структура содержится в разделе 2 "Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы".

2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание

шкал оценивания

ПКП-3: иметь навыки применения методов экономического анализа, подготовки и представления аналитических обзоров и обоснований, помогающих сформировать профессиональное суждение при принятии управленческих решений на уровне экономических субъектов.

Оценка уровня сформированности компетенций

Показатели оценивания Критерии оценивания Шкала оценивания Знать:

методологические основы измерения социально-

экономических явлений и процессов, современную систему статистических показателей, отражающих состояние и развитие экономических и социальных явлений и процессов, методы их Знать методы измерения социальноэкономических явлений и процессов. Уметь осуществлять поиск необходимых данных.

Пороговый уровень- 30 баллов Знать современную систему статистических показателей и уметь применять на практике методы измерения социально-экономических явлений и процессов

Продвинутый уровень -

40баллов построения и анализа; Уметь :осуществлять поиск необходимых данных, применять на практике методы обработки информации, измерения уровня социально- экономических явлений, выявления взаимосвязи и тенденции их развития;

Владеть: навыками

анализа и интерпретации макроэкономических показателей. Знать теоретические и методологические основы измерения социально- экономических явлений и процессов, систему статистических показателей и уметь применять на практике методы обработки информации, измерения уровня, динамики и взаимосвязи социально- экономических явлений и процессов. Владеть навыками анализа и интерпретации макроэкономических показателей

Высокий уровень-

50баллов

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений

В состав каждого билета входят три тапа заданий для оценки знаний, умений и владений при освоении компетенций. Перед условием каждого задания в скобках указаны баллы, которые могут быть начислены при верном его выполнении.

Первый тип заданий нацелен на оценку знаний. В этом разделе билета приводятся тесты по соответствующим темам дисциплины или даются задания, проверяющие знание определений, формул, методологии исчисления показателей, их содержания, основ тех или иных методов статистического исследования.

Примеры:

В состав каждого билета входят три тапа заданий для оценки знаний, умений и владений при освоении компетенций. Перед условием каждого задания в скобках указаны баллы, которые могут быть начислены при верном его выполнении.

Первый тип заданий нацелен на оценку знаний. В этом разделе билета приводятся тесты по соответствующим темам дисциплины или даются задания, проверяющие знание определений, формул, методологии исчисления показателей, их содержания, основ тех или иных методов статистического исследования.

Примеры:

(1) Задание. В каком счете отражаются финансовые услуги?

(2) Задание. Перечислите основные этапы внедрения СНС в российскую практику.

Второй тип заданий позволяет проверить наличие навыков исчисления статистических показателей, применения методов статистического анализа.

(5) Задание. Имеются макроэкономические показатели в РФ за 2004, 2008, 2012 гг. (млрд руб., в текущих ценах)

Показатель 2004 г. 2008 г. 2012 г. Наличные деньги в обращении (вне банков), на начало года 1147,0 3702 5938,6 Безналичные средства (на начало года) 2065,6 9570 Переводные депозиты (на начало года) - - 6918,9 Прочие депозиты в составе М2 (на начало года) - - 11625,7 Денежная база в широком определении (на начало года) 1914,3 5513 8644,1 ВВП (в текущих рыночных ценах) 16779,0 41276,8 62356,9 Примеры:

Определите:

1) денежные агрегаты МО, М2 (денежную массу (национальное определение));

2) денежный мультипликатор (национальное определение);

3) показатели совокупной скорости обращения денег;

4) уровень монетаризации экономики.

Оцените изменение совокупной скорости обращения денег вследствие:

а) изменения скорости обращения наличных денег;

б) изменения состава денежной массы (М2). Сделайте выводы.

Третий раздел билета включает ситуационные задачи или задания для оценки владения современными методами сбора, обработки и анализа статистической информации, навыками обобщения, систематизации и анализа данных о социальноэкономических явлениях и процессах.

(10) Задание.

Показатель Базисны

й Отчетны

й год год Чистые налоги на продукты 3092,1 8265,6 Чистые другие налоги на производство 1156,3 2633,5 Расходы на конечное потребление домашних хозяйств 10652,8 27228,6 Расходы на конечное потребление государственного управления 3645,9 9781,6

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства

139,4 244,7 Промежуточное потребление 18502,9 47761,4 Оплата труда, полученная наемными работникамирезидентами 9439,8 26889,8 Сальдо заработной платы, полученной за границей и выплаченной нерезидентам -34,5 -277,8 Валовое накопление основного капитала 3836,9 11620,4 Изменение запасов материальных оборотных средств 501,8 2024,1 Экспорт товаров и услуг 7607,3 16949,5 Импорт товаров и услуг 4648,3 12165,9 Сальдо доходов от собственности, полученных от "остального мира" и переданных ему -504,6 -1484,4 Сальдо текущих трансфертов, полученных от "остального мира" и переданных ему -29,6 -94,8 Сальдо капитальных трансфертов, полученных от "остального мира" и переданных ему -365,1 -7,5 Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) 1899,2 1821,7

Определите для каждого года:

1) ВВП в рыночных ценах тремя методами;

2) валовой располагаемый доход;

3) валовой национальный доход;

4) валовое сбережение;

5) статистическое расхождение;

6) выпуск товаров и услуг;

7) структуру ВВП по источникам доходов;

8) структуру ВВП по направлениям использования доходов. Проанализируйте структурные сдвиги в составе ВВП.

При подготовке к зачету рекомендуется ответить на следующие вопросы:

1. Предмет изучения макроэкономической статистики. Ее связь с другими науками. Объект макроэкономической статистики и его особенности.

2. Задачи макроэкономической статистики и ее проблемы.

3. Определение СНС и ее особенности на современном этапе.

4. Группировки и классификации, применяемые в макроэкономической статистике.

5. Основные этапы развития СНС. Задачи и принципы организации НС.

6. Внедрение СНС в российскую практику: цели перехода к СНС, основные этапы внедрения, современное состояние и перспективы.

7. СНС как универсальная интегрированная система макроэкономических и финансовых показателей.

8. СНС как инструмент координации отраслевой статистики.

9. Основополагающие концепции, постулаты и классификации СНС.

10. Принципы стоимостной оценки, применяемые в СНС. Основные и рыночные цены. Текущие и сопоставимые цены.

11. Счета СНС. Методы построения счетов.

12. Основные источники статистических данных для составления СНС.

13. Взаимосвязь между статистикой финансов и СНС.

14. Роль финансового счета в СНС.

15. Статистические методы прогнозирования показателей государственного бюджета.

16. Анализ влияния макроэкономических факторов на уровень доходов государственного бюджета и дефицит государственного бюджета с использованием индексного метода.

17. Валовой внутренний продукт (ВВП) - центральный показатель СНС.

18. Методы исчисления ВВП: производственный метод, распределительный метод, метод конечного использования.

19. Основные методы оценки ВВП и его компонентов в постоянных ценах.

20. Показатели СНС как основа построения аналитических показателей, применяемых в статистике финансов.

21. Определения, классификации и система показателей, применяемые в статистике государственных финансов.

22. Понятие собственного капитала и национального богатства в СНС.

23. Классификация активов, входящих в национальное богатство.

24. Методологические проблемы оценки материально-технического потенциала и национального богатства.

25. Методологическая основа статистики трудовых ресурсов. Основные группировки, применяемые при изучении трудовых ресурсов.

26. Статистические методы изучения влияния различных факторов на изменение производительности труда.

27. Система показателей статистики потребительских цен: индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги, базовый индекс потребительских цен и др.

28. Межотраслевой баланс (МОБ): назначение, этапы развития, основные части схемы МОБ по методологии СНС.

29. Платежный баланс: основные понятия, принципы, классификации.

30. Связь между платежным балансом, международной инвестиционной позицией и СНС.

31. Статистический анализ внешней задолженности страны в статике, динамике и с элементами прогноза.

32. Проблемы проведения международных сопоставлений ВВП.

33. Основные показатели, рассчитываемые в рамках международных сопоставлений.

34. Этапы проведения международных сопоставлений ВВП.

35. Анализ результатов международных сопоставлений ВВП России и стран СНГ.

36. Анализ результатов международных сопоставлений ВВП России и зарубежных стран.

37. Система макроэкономических показателей статистики уровня жизни.

38. Теневая экономика: основополагающие концепции, определения, отражение в СНС.

39. Методы оценки теневой и неформальной экономики.

40. Основные направления макроэкономического анализа на региональном уровне.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний,

умений и владений

Соответствующие приказы, распоряжения ректората о контроле уровня освоения дисциплины и сформированности компетенций студентов.

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Нормативно-правовые акты

1. Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации (с изменениями на 23 июля 2013 года): Федеральный закон от 23 июля 2013 г. №251-ФЗ.

а) основная:

2. Статистика: Учебное пособие для студ., обуч. по напр. подготовки "Экономика" и "Менеджмент" / ; Финуниверситет ; под ред. В.Н. Салина; Е.П. Шпаковской - М.:

Кнорус, 2014 - 504 с.

б) дополнительная:

3. Социально-экономическая статистика: учебник для бакалавров / под ред. М.Р.

Ефимовой. - 2-е изд.; перераб и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 591с.

4. Назаров М.Г. Статистика: учебник / коллектив авторов; под ред. М.Г. Назарова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016. - 408 с.

5. Основы международной статистики: Учебник / Под общ. ред. д-ра экон. наук

Ю.Н. Иванова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. -621 с.

6. Основы национального счетоводства (международный стандарт СНС 2008 г.): Учебник /Ю.Н.Иванов - 2 изд., перераб. доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины

1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) http://www.gks.ru

2. Банк России (ЦБ) http://www.cbr.ru

3. Министерство финансов Российской Федерации http://minfin.ru/ru/

4. Межгосударственный статистический комитет СНГ http://www.cisstat.com

5. Справочнно- правовая система КонсультантПлюс http://www.consultant.ru

6. Организация экономического сотрудничества и развития http://oecdru.org/oecd_rf.html

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При освоении дисциплины "Макроэкономическая статистика" студент должен продемонстрировать способность анализировать различные источники информации для проведения экономических расчетов, составлять и представлять статистические данные в форме, пригодной для целей экономико- статистического анализа.

Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, что позволит сформировать у обучающегося экономическое мировоззрение в области статистической методологии макроэкономического анализа, исследовательские подходы в области макроэкономической статистики.

На лекции необходимо приносить соответствующий материал на бумажном носителе, присланный лектором на электронный почтовый адрес группы. Этот материал будет прокомментирован непосредственно на лекции. Перед очередной лекцией необходимо просмотреть материал предыдущих лекций. При затруднении в восприятии материала необходимо обратиться к основным источникам литературы, лектору или преподавателю, ведущему практические занятия. Не оставляйте "белых пятен" в освоении материала.

На практические занятия необходимо приносить с собой практикум "Статистика" и другую рекомендуемую литературу, калькулятор, выполненные дома на бумажном носителе задания.

Практические занятия по дисциплине проводятся в активной и интерактивной формах обучения. Это предполагает, что каждый студент должен быть способен не только изложить основы статистических методов исследования и методику расчета статистических показателей, но и принять активное участие и групповом обсуждении алгоритма решения задач, хода выполнения практического задания. При подготовке к практическим занятиям следует использовать не только лекции, но и рекомендованные литературные источники. Каждую задачу необходимо доводить до окончательного решения. Демонстрировать понимание проведенных расчетов и содержание исчисленных показателей.

Самостоятельная работа включает в себя выполнение заданий, которые ориентированы на более глубокое освоение материала дисциплины "Макроэкономическая статистика". Помимо домашних заданий по каждой теме дисциплины студенты должны выполнить тесты для самоподготовки.

11. Перечень информационных технологий, при осуществлении

образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем

Чтение лекций и проведение семинарских и практических занятий с использованием компьютерных технологий (презентация, интернет и др.):

1. Операционная система Microsoft Windows (XP, 2007).

2. Пакет офисных программ Microsoft Office (2007, 2010).

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционные и практические занятия проводятся в мультимедийных компьютерных классах. Во всех классах компьютеры объединены в локальную сеть с автоматическим выходом в глобальную сеть Интернет. Все персональные компьютеры оснащены лицензионным программным обеспечением.

1 Через дробь: заочная форма обучения на базе СПО/ ВО

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

4

5

Показать полностью… https://vk.com/doc141724383_441288525
293 Кб, 22 января 2017 в 21:05 - Россия, Москва, МЭСИ, 2017 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении