Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055157 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

29. Древнерусская историческая тема в творчестве А.К. Толстого.

Алексей Константинович Толстой глубоко интересовался древнерусской историей. В творчестве А.К. Толстого теме древнерусской истории посвящены драматургические произведения: историческая драматическая трилогия А.К. Толстого - "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870), лирические произведения - баллады: "Песнь о походе Владимира на Корсунь", "Песня о Гаральде и Ярославне", "Илья Муромец", "Василий Шибанов", "Змей Тугарин", "Боривой", "Три побоища", "Садко" и др., эпические: роман "Князь Серебряный".

Драматическая трилогия "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис"

В 1860-1870-е годы появляется историческая драматическая трилогия А.К. Толстого - "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). В трилогии А.К. Толстого представлены трагические события русской истории рубежа XVI-XVII веков - трех эпох царствования трех русских монархов, столь различных по своим убеждениям, личным характерам. Эти эпохи были ступенями, приведшими Россию к страшной духовной, политической катастрофе, к эпохе Смутного времени. Причины, породившие трагические события, характеры участников данных событий, соотношение политической деятельности и нравственности, психология самовластья становятся объектом изображения А.К. Толстого. Первая часть трилогии "Смерть Иоанна Грозного" рисует несколько последних дней жизни Ивана IV, в которые очевидным становится тот гибельный путь, по которому шло управляемое Грозным русское государство. Гордыня, самовластье правителя и неизбежность Божьего возмездия - ведущая тема трагедии А.К. Толстого. Идея единодержавия, Божественного происхождения царской власти становятся, с позиции А.К. Толстого, возможной причиной неподсудности монарха, освобождения царя от нравственной ответственности. Во второй части трилогии, трагедии "Царь Федор Иоаннович", изображается оживление, начинающееся в стране после смерти Грозного. "Жизнь, со всеми ее сторонами, светлыми и темными, снова заявляет свои права". Психологический облик Федора Иоанновича не менее сложен, чем царя Ивана, эпоха нового царствования также полна трагизма. Добрый, благой царь не может управлять государством. Безволие, неумение мыслить государственными категориями в очередной раз приводят страну к кризису. Изображая Федора, А.К. Толстой показал, что в нем "как бы два человека, из коих один слаб, ограничен, иногда даже смешон; другой же, напротив, велик своим смирением и почтенен своей нравственной высотой". Если Грозный не мог подняться до человечности, то Федору не удается мыслить как государственному человеку - он отдает свою власть в руки Бориса Годунова. Последнее произведение цикла "Царь Борис" логически завершает трилогию А.К. Толстого. Образ Бориса Годунова является одним из центральных во всех трех пьесах. Ему отведено значительное место в "Смерти Иоанна Грозного", в которой Годунов представлен как умный, дальновидный царедворец. В "Царе Федоре Иоанновиче" он нарисован как лицо реально управляющее Русью. В последней пьесе перед драматургом стояла сложная задача - создать трагедию, в которой характер Бориса был бы логически продолжен и в то же время представлен с новой художественной силой: была бы раскрыта трагическая сущность характера правителя, который сам себя определил на царский престол и постепенно превратился из царя, пекущегося о благе государства, в нового деспота и корыстного славолюбца.

Роман "Князь Серебряный"

Роман "Князь Серебряный" представляет бесспорный интерес как заметная веха в становлении некоторых художественных принципов жанра исторической беллетристики в русской литературе.

Действие "Князя Серебряного" происходит за девятнадцать лет до смерти Ивана Грозного. Царь еще могуч, он уверенно чувствует себя на троне, он окружен раболепствующими придворными. Ничто, казалось бы, не предвещает краха, но автор убежден, что зло не может существовать вечно, что оно в самом себе содержит зародыш саморазрушения. И во всей тональности романа ощущается идея обреченности, неизбежности краха того зла, которое олицетворяет царь. Толстой судит Ивана Грозного не с исторической, а с этической позиции - и приговор может быть лишь один

В "Князе Серебряном" автор ставит проблему происхождения тирании, ее политических и нравственных последствий. Он живо ощущает гнетущую атмосферу всеобщей подавленности, неуверенности и безгласия перед тиранией, царившую в эпоху Грозного. С высоким гражданским пафосом провозглашает он несовместимость человеческого достоинства с деспотизмом.

Древнерусская история в лирике А.К. Толстого

В балладах "Песня о Гаральде и Ярославне" (1869), "Три побоища" (1869), "Песня о походе Владимира на Корсунь" (1869), "Боривой" (1870), "Роман Галицкий" (1870) Толстой создает цельный характер героя-воина, показывает прямоту и благородство отношений. Совершенно иной предстает в его изображении Русь времен Ивана Грозного. Объединение вокруг единого центра Толстой воспринимал как причину упадка русской духовности. В балладах "Илья Муромец", "Змей Тугарин" изображены канонические образы трех известных русских богатырей: Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича. В ранних балладах ("Василий Шибанов", "Князь Михайло Репнин" (1840-е гг.), "Старицкий воевода" Толстой обращается к трагическим моментам русской истории, прежде всего к эпохе Ивана Грозного. Поздние баллады ("Боривой", "Змей Тугарин", "Гакон Слепой", "Три побоища", "Канут" , "Роман Галицкий", "Песня о походе Владимира на Корсунь" и др.) более разнообразны с точки зрения и темы, и формы. В них звучат разные интонации: патетические, торжественные и иронические, юмористические. Один из центральных конфликтов в этих балладах - противостояние двух ветвей христианства. Нравственная сила героев заключена в верности православию. В балладе "Песня о походе Владимира на Корсунь" Толстой описывает поход князя Владимира на Корсунь (Херсонес), который предшествовал его крещению и последующему принятию христианства на Руси. Таким образом главными темами баллад Толстого становятся тема православия Руси и изображение героев-воинов.

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении