Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 055158 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

Три силы, которых должен искать каждый преподаватель в своем учебном предмете.

1) Он должен сообщать им истинные познания, касающиеся природы и человека.

2) Развивать их.

3) Приучать к труду.

Материал, передача и восприятие его и разумная работа над ним - вот те три силы, которые должны соединять в преподавании, чтобы дать ему педагогическое и воспитательное значение. Разъединять их или выделять одну из них, значит не понимать настоящей цели преподавания и не достигать того, чего необходимо достигнуть. Есть такие преподаватели, которые заботятся о кол-ве знаний. Про их учеников можно сказать, что они выучили предмет, но не развивались в этом предмете правильно. Они лишь учили на память, считая это занятие утомительным трудом. Есть другие преподаватели, которые на первый план ставят развитие и основывают его на интересности преподаваемых знаний. Беседы между учеником и таким преподавателям проходят чрезвычайно интересно, есть живая связь между наставником и учениками, но нельзя допускать облегчения труда.

Главная сущность урока литературы должна заключатся в беседе с учеником о прочитанном сочинении, в основательном его разборе и в домашних письменных работах над ним. Для нас важно не само содержание, а работа ученика над ним и над теми вопросами, которые связываются с разбором поэтического произведения.

Какие же познания, спросят нас будут сообщать литературные произведения и как оценить достоинства этих произведений? Разумеется, эстетические и народные произведения литературы должны дать предпочтение перед всеми прочими уже потому, что они развивают эстетическое чувство. Каждое истинно-эстетическое произведение отражает в себе жизнь, действительно с которою связывается много нравственных, общественных и др. вопросов. Основательный разбор содержания с указанием идеальной и действительной стороны дает возможность сделать и правильную эстетическую оценку относительно формы.

В чём должно состоять критическое изучение? Обстоятельно обсуждение с учениками прочитанное сочинение, найти в нем ответы на многие вопросы, которые из него вытекают, указать на достоинства и доказать их, равным образом заметить недостатки, если они встречаются, и опять доказать. Такие разборы передадут ученику несколько критических приемов, которые не позволяют ему судить о сочинении вкривь и вкось, а приучат вникать и убедят, что нельзя судить сочинение без доказательств. Приучать собирать признаки и строго обсуждать их, значит приучать к строгому мышлению и к осторожному суду. По нашему мнению, критики нечего бояться при изучении лит произведения; она часто бывает, неизбежна, вызываемая самими учениками, и всегда полезна, потому, что не допускает голословных определений. Начинать чтение и разборы удобнее с произведений близких к нашей современности, т. к. в них изображается обстановка жизни, более или менее знакомая ученикам. Молодому воображению следует прежде передать образы прекрасные, идеалы положительные, разъяснить, в чем состоит поэтическая красота их, научить чувствовать ее и тогда смело переходить к сатирическим произведениям. Сатира, также как и древнерусская литература требуют много исторических разъяснений, поэтому их не следует давать, когда ученики еще не ознакомились с русской историей.

Система в чтении. Сообразно со степенью развития учеников и такими вопросами, как отношение чел к внешнему миру, развитие характера под влиянием разных впечатлений и обстановки жизни, какие цели ставит писатель, как добивается их и т.д. учитель будет выбирать сами произведения. Таким образом, учитель постоянно поддерживает интерес беседы, а ученики ставят для себя всё новые вопросы о человеческой жизни. Здесь уместен метод сравнения одного характера у разных писателей.

Значение теории. Уже давно под теорией прозы ученикам рассказывают о науке, об истории, по маленьким отрывкам из разных историков, начиная с Геродота, и таким образом излагать развитие всей европейской историографии - древней и новой. Но странно давать детям теорию науки и истории, когда они не изучили ни одного ист сочинения или научного труда.

Историческое изучение литературы. Лучше выбирать один исторический рассказ и сравнить его с эпическим повествованием, чтобы объяснить сущность истории и эпоса, чем классифицировать их в разные рубрики под именем проза и поэзия.

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении