Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055164 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

"Московский педагогический государственный университет" (МПГУ)

Институт истории и политики

Исторический факультет

Кафедра Новейшей отечественной истории

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине "Источниковедение новейшей отечественной истории"

2016-2017 учебный год, 4 курс, 7 семестр

Направление 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: История

очная форма обучения

Задание рубежного контроля № 1

(от 5 до 15 баллов)

Подготовка аннотированных списков литературы по теме "Теоретические основы источниковедения".

Аннотирование - это передача содержания материала исследования в краткой, лаконичной форме. Аннотацию можно предлагать по тем исследованиям, которые включены в список рекомендуемой литературы, но в качестве дополнительных, где можно обойтись без подробного конспектирования данной статьи. При оценке аннотации обращается внимание на то, что она должна в сжатой форме передавать основное содержание статьи и возможность ее применения в научно-исследовательской работе.

Для каждой монографии (статьи, сборника) указывается:

1. Сведения об авторе

1.1 Профессия

Автор монографии - ...

Монография известного отечественного исследователя...

Автор, доктор исторических наук, профессор...

1.2 Ученая степень, звание

Академик...посвятил свою монографию

Статья доцента кафедры ...посвящена...

1.3. гражданство

Автор, известный французский историк...

Книга видного американского социолога... посвящается...

Труды..., родившегося в России и эмигрировавшего в США,...заложили основу нового научного направления ...

2. Форма (жанр) аннотируемого документа + предмет рассмотрения или тема документа

Издание (монография, статья, учебник, практикум, словарь, руководство и т.п.) посвящено (представляет собой, содержит, дает представление и т.п.)...

Сборник включает статьи, посвященные...

В справочнике нашли освещение вопросы...

3. Время исследования

Хронологические рамки исследования -...

Анализируемая работа содержит сведения о...за период...

4. Место исследования (краткая ретроспектива возникновения идеи, теории, гипотезы)

5. Характер подачи материала

6.Причины переиздания и отличительные особенности данного издания

Третье издание...включает новые разделы по...

7. Характеристика справочного аппарата издания

Издание снабжено...(вступительной статьей академика..., предметным и именным указателями...)

В состав справочного аппарата монографии вошли...

Статья (монография) сопровождается списком литературы, включающим... названий.

8. Читательский адрес и целевое назначение

Книга, статья адресуется (рассчитана, предназначена для..., представляет интерес для, может быть использована, будет полезна, может быть рекомендована...)

Критерии оценки

1. От 1 до 2 балов ставится за оформление

2. От 1 до 3 балов ставится за объём и представительность списка

3. От 1 до 3 балов ставится за полноту и точность библиографической информации

4. От 1 до 5 балов ставится за раскрытие содержания аннотированных работ

5. От 1 до 2 балов ставится за сформулированные замечания, вопросы и собственные оценки издания

Примерный перечень тем:

1) Предмет и задачи источниковедения.

2) Современное состояние источниковедения отечественной истории новейшего времени.

3) Теоретико-методологические проблемы источниковедения.

4) Понятие исторического источника.

5) Историк и источник: проблемы взаимодействия

6) Исторический источник и исторический факт.

7) Основные этапы становления источниковедения.

8) Особенность исторических источников ХХ - XXI вв.

9) Типы и виды классификации исторических источников по новейшей отечественной истории, их характеристика в современном источниковедении.

10) Структура, методы и приёмы источниковедческого анализа.

Разработчики: Кандидат исторических наук, доцент Марченкова Н.П., Доктор исторических наук, проф. Д.О. Чураков

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры... (протокол № ... от ... 2016 г.).

Заведующий кафедрой ... А.Б. Ананченко

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

"Московский педагогический государственный университет" (МПГУ)

Институт истории и политики

Исторический факультет

Кафедра Новейшей отечественной истории

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине "Источниковедение новейшей отечественной истории"

2016-2017 учебный год, 4 курс, 7 семестр

Направление 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: История

очная форма обучения

Задание рубежного контроля № 2

(от 10 до 15 баллов)

Конспектирование и критика документальных публикаций и мемуаров по теме: "Прикладное источниковедение".

Конспектирование документов (документальных изданий) является одной из главных форм самостоятельной работы студентов. С одной стороны, внимательное ознакомление с источниками позволяет студенту глубже усваивает фактический и теоретический материал курса. С другой стороны, эта форма работы позволяет ему понять специфику, структуру и методику научного исследования, что, безусловно, окажет впоследствии помощь в написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Алгоритм работы по конспектированию источника (сборника документов) следующий:

- Конспект документа (издания) должен быть оформлен в отдельной тетради.

- Вначале указываются автор (составитель) и точные выходные данные источника (книги), его объём.

- Для отдельного документа необходимо давать источниковедческую критику

- Для сборника документов нужно, кроме того, давать его библиографическое описание (сведения о составителях, название, издательство, год, количество страниц, количество источников, если это возможно) и приводить структуру. Структура конспекта сборника должна соответствовать структуре книги.

- Следует делать выписки конспективного характера, а не переписывать документ (издание).

- Наиболее важные формулировки и выводы должны быть выписаны дословно с указанием страниц.

- Неясные или сложные для восприятия современного человека факты, положения, фрагменты документа требуют комментариев.

- Ключевые положения документа и его суть требуют оценки.

1. От 1 до 2 балов ставится за оформление

2. От 1 до 2 балов ставится за полноту и точность библиографической информации

3. От 1 до 2 балов ставится за полноту и точность внешней критики источника

4. От 1 до 5 балов ставится за раскрытие содержания документа (сборника)

5. От 1 до 2 балов ставится за понимание эпохи, породившей документ и умение связать содержание документа с породившем его временем

6. От 1 до 2 балов ставится за сформулированные замечания, вопросы и собственные оценки

Примерный перечень изданий для анализа:

Бухарин Н. И. Избранные произведения. Политиздат. М., 1988.

Валентинов Н. Наследники Ленина. М. 1991.

Войтинский В. 1917-й. Год побед и поражений. М., 1999.

Воронин Ю. Свинцом по России. М. 1995.

Врангель П. Н. Воспоминания. Кн. 1-2. М., 1992.

Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (25-26 октября 1917 г.). Сборник документов и материалов. М., 1997.

Георгий Жуков: Воспоминания и размышления. В 2-х томах. М., 2013 (и пр. издания)

Деникин. А. И. Очерки русской смуты. Т. 1. Крушение власти и армии. Февраль 1917-сентябрь 1917. М. 1991.

Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932. М. 1989.

Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. М., 1990

Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. М. 1993.

Красная книга ВЧК. В 2-х Т. М. 1989.

Кронштадт 1921. Документы о событиях в Кронштадте весной 1921 г. М., 1997.

Меньшевики в большевистской России. 1918-1924. / Меньшевики в 1918 году. М., 1999.

НЭП. Взгляд со стороны. М. 1991.

Паттен Ф. Ленин из Эмиграции в Россию. М. 1990.

Раскольников Ф. Ф. Кронштадт и Питер в 1917 году. М., 1990.

Суханов Н. Н. Записки о революции. в 3-х Т. М.1991-1992.

Хальвег В. Возвращение Ленина в Россию в 1917 году. М. 1990.

Шляпников А. Канун семнадцатого года. Семнадцатый год. М. 1992.

Разработчики: Кандидат исторических наук, доцент Марченкова Н.П., Доктор исторических наук, проф. Д.О. Чураков

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры... (протокол № ... от ... 2016 г.).

Заведующий кафедрой ... А.Б. Ананченко

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

"Московский педагогический государственный университет" (МПГУ)

Институт истории и политики

Исторический факультет

Кафедра Новейшей отечественной истории

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине "Источниковедение новейшей отечественной истории"

2016-2017 учебный год, 4 курс, 7 семестр

Направление 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: История

очная форма обучения

Задание дополнительной части рейтинг-плана № 1

(от 1 до 15 баллов)

Подготовка рецензий на научные издания по проблемному направлению

"Теория и методология источниковедения новейшей отечественной истории"

Научная рецензия представляет собой критический разбор научной работы, в котором содержатся её объективный и разносторонний анализ, а так же оценка, которая содержит ясную позицию самого рецензента по поводу рецензируемого труда. Рецензированию подлежат как опубликованные, так и не опубликованные научные работы, вопрос о публикации которых решается с учёт позиции рецензента. Объективность рецензии обеспечивается качеством содержащихся в ней доказательств. Автор рецензии должен чётко пояснить своё отношение к предмету рецензирования при помощи цитат из цитируемого труда, разбором стиля, достоверности, убедительности выводов и т.д.

В рецензии не допускаются:

* подменять анализ и интерпретации произведения пересказом;

* отсутствие аргументации;

* фамильярное отношение к рецензируемому произведению и его автору;

* неясность позиции рецензента;

* перегруженность рецензии второстепенными деталями;

* неграмотное или формальное использование научных терминов.

Рецензии могут быть:

1) Развёрнутыми аннотациями, в которой раскрывается содержательная сторона научной работы и объективность позиции его автора;

2) Критической статьёй (с возможным полемическим подтекстом), в которой выбранное для анализа работа становится поводом для обсуждения актуальных общественных или научных вопросов;

3) Эссе, в котором автор рецензии делится своими личными мыслями и переживаниями, вызванными работам над избранным научным трудом. В этом случае истолкование содержащихся в рецензируемом труде фактов и выводов может уходить на второй план;

4) Обзором (обозрением), который содержит анализ нескольких произведений, объединённых по принципу авторства, проблематики, методологии или другому общему для всех рецензируемых произведений признаку.

Существует несколько уровней рецензий

1) Рецензия одной научной работы вне связи с творчеством писателя или деятельностью научной школы - даёт возможность оценить значимость конкретного труда, выявить его достоинства и недостатки;

2) Рецензия научной работы в контексте творчества писателя - позволяет выявить развитие научных взглядов и профессионального мастерства конкретного историка;

3) Рецензия научной работы в контексте деятельности научной школы или состояния историографического процесса в определённую историческую эпоху - позволяет увидеть оригинальность историка, его вклад в становление исторической.

Критерии оценки

1. От 1 до 3 балов ставится за оформление

2. От 1 до 6 балов ставится за раскрытие содержания книги и концепции автора (составителей)

3. От 1 до 6 балов ставится за сформулированные замечания, вопросы и собственные оценки издания

Научная рецензия должна содержать следующие аспекты:

1. Библиографическое описание произведения (автор, тематика, название, год выпуска)

2. Краткий (в одном-двух абзацах) пересказ его содержания;

3. Непосредственный отклик на произведение (отзыв-впечатление);

4. Критический разбор или комплексный анализ текста:

* - смысл названия;

* актуальность и правильность выбранной темы;

* удачность обзора литературы;

* использование системы доказательств;

* полнота раскрытия проблемы;

* результаты анализа экономической целесообразности, если необходимы;

* наличие чётких выводов;

* использование научного аппарата;

* качество оформления работы;

* недостатки, имеющиеся в работе;

* возможности допуска работы к защите (или предоставлении иного права).

5. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:

* основная мысль рецензии;

* актуальность тематики произведения.

* вывод о месте рецензируемой работы в историографическом процессе.

Перечень монографий, рекомендуемых для подготовки рецензий

1. Блок М. Апология истории и Ремесло историка. Пер. с фр. М., 1986.

2. Козлов В.П. Обманутая, но торжествующая Клио. Подлоги письменных источников по российской истории в ХХ веке. М., 2001.

3. Кабанов В.В. Между правдой и ложью (Отечественные мемуары ХХ века). М., 2004.

4. Алтунян А.Г. Анализ политических текстов. М., 2006.

5. Кобрин В.Б. Кому ты опасен историк. М., 1992.

6. Кузьмин А.Г. Мародеры на дорогах истории. М., 2006.

7. Миллер В.И. Осторожно, история! М., 2002.

8. Профессионализм историка и идеологическая конъюнктура. Проблемы источниковедения советской истории / Отв. ред. А.К. Соколов. М., 1994.

9. Рикер Поль. История и истина. СПб, 2002.

10. Февр Люсьен. Бои за историю. Пер. с фр. М., 1991.

11. Бердинских В.А. Ремесло историка в России. М., 2009.

12. Медушевская О.М. Теория исторического познания. СПб, 2010.

13. Петровская И.Ф. За научное изучение истории России: О методах и приемах исторических исследований. СПб, 2009.

14. Ненашев М.Ф. Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985 - 2009). М., 2010.

15. Технотронные документы - информационная база источниковедения и архивоведения: Сб. научных статей. М., 2011.

16. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже ХХ - ХХI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011.

Разработчики: Кандидат исторических наук, доцент Марченкова Н.П., Доктор исторических наук, проф. Д.О. Чураков

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры... (протокол № ... от ... 2016 г.).

Заведующий кафедрой ... А.Б. Ананченко

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

"Московский педагогический государственный университет" (МПГУ)

Институт истории и политики

Исторический факультет

Кафедра Новейшей отечественной истории

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине "Источниковедение новейшей отечественной истории"

2016-2017 учебный год, 4 курс, 7 семестр

Направление 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: История

очная форма обучения

Задание дополнительной части рейтинг-плана № 2

(от 1 до 15 баллов)

Подготовка контент-анализа исторических источников

Контент-анализ представляет собой качественно-количественный метод анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отражённых в этих документах. Осуществляется путём перевода в количественные качественных составляющих документа. Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. Этот метод используют когда требуется высокая степень точности и объективности.

В обучающем (упрощённом) варианте контент-анализ содержит этапы:

* Выбор источников для обследования

* Постановка задач контент-анализа (на основе содержания гипотез исследования)

* Определение единиц анализа (в практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, социальная ситуация, сообщение в целом и др.; сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа)

* Выбор количественных и качественных характеристик текста

* Разработка таблиц сбора данных на каждую категорию анализа

* Сбор информации

* Обработка результатов

* Интерпретация результатов исследования, подведение итогов

Критерии оценки

1. От 1 до 2 балов ставится за оформление

2. От 1 до 2 балов ставится за актуальность и точность постановки задач контент-анализа

3. От 1 до 2 балов ставится за грамотность и полноту выбора количественных и качественных характеристик исследования

4. От 1 до 2 балов ставится за таблицы сбора данных

5. От 1 до 4 балов ставится за уровень интерпретации результатов исследования

6. От 1 до 3 балов ставится за новизну и самостоятельность в освещении темы

Перечень заданий

1. Провести контент-анализ опубликованных текстов посланий Президента Федеральному собранию РФ в 2001 - 2006 гг.

2. Контент-анализ общественно-политической тематики наиболее популярных современных газет ("МК", "Московский комсомолец", "Новая газета" и пр.).

3. Сравнить две модели взаимоотношения власти и прессы по следующим источникам: 1) Ленин В.И. Как обеспечить успех Учредительного собрания (о свободе печати) // ПСС. Т. 34. М., 1969. С. 208 - 213 и 2) Наказ "Вестнику Временного Правительства", утвержд. 23 мая 1917 г. Опубл. в сб.: Русская журналистика в документах: история надзора. М., 2003. С. 248 - 251.

4. Сравнительный анализ программных документов двух советских партий - большевиков и левых эсеров (октябрь 1917 - июль 1918 гг.).

5. Провести сравнительный анализ программных документов двух современных политических партий (по выбору).

6. Сравнительный анализ Конституций СССР 1977 и РФ 1993 гг. как разных моделей политического развития страны.

7. Провести контент-анализ российских и украинских публицистических сайтов в Интернете по вопросу воссоединения Крыма и Севастополя с Российской Федерацией.

Разработчики: Кандидат исторических наук, доцент Марченкова Н.П., Доктор исторических наук, проф. Д.О. Чураков

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры... (протокол № ... от ... 2016 г.).

Заведующий кафедрой ... А.Б. Ананченко

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

"Московский педагогический государственный университет" (МПГУ)

Институт истории и политики

Исторический факультет

Кафедра Новейшей отечественной истории

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине "Источниковедение новейшей отечественной истории"

2016-2017 учебный год, 4 курс, 7 семестр

Направление 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: История

очная форма обучения

Задание дополнительной части рейтинг-плана № 3

(от 1 до 15 баллов)

Подготовка реферата

- Реферат представляет собой творческое самостоятельное исследование на базе одного или нескольких исследований по избранной проблематике. Рефераты могут являться сконцентрированном изложением содержания научной работы, исторического источника и т.п.

- Реферат должен иметь объём от 7 до 12 страниц текста.

- Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные.

Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста.

Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.

- Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.

- В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.

- Реферат не предполагает зачитывания на практических либо семинарских занятиях, сдаётся исключительно в письменной форме.

Содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок.

Реферат следует иметь следующую композицию:

1. Введение. Во вступлении обосновывается выбор темы, приводятся исходные данные реферируемой работы (название, когда, кем и где опубликован), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание и др.), раскрывается проблематика выбранной темы;

2. Основная часть. Содержание реферируемого издания (основные факты, аргументы, выводы)

3. Заключение. Делается резюме по проблеме, заявленной в реферате. Формулируется собственное отношение к реферируемой работе.

Критерии оценки

1. От 1 до 2 бал ставится за оформление рефератов

2. От 1 до 4 балов ставится за широту привлекаемых источников и литературы

3. От 1 до 5 балов ставится за раскрытие темы

4. От 1 до 4 балов ставится за новизну и самостоятельность в освещении темы

Перечень тем рефератов по проблемам "Теория и методология источниковедения".

1. Источники русского зарубежья об уроках 1917 года и гражданской войны в России.

2. Источники русской истории в работах П. Милюкова, Г. Вернадского, В. Мельгунова (по выбору).

3. Источниковедение в научном творчестве профессора И.Д. Ковальченко.

4. А.С. Лаппо-Данилевский и развитие источниковедения в России

5. Исторический источник и исторический факт: проблемы теории и практики.

6. Мемуары русского зарубежья.

7. Советская историческая периодика.

8. Слухи как исторический источник.

9. Письма трудящихся в газеты как источник социокультурной информации.

10. Устная история современной России.

11. Публицистика советской эпохи как исторический источник.

12. Периодика эпохи перестройки и гласности (на примере ж. "Огонек" 1985-91гг.)

13. Военные мемуары ХХв. как исторический источник.

14. Анекдоты брежневской эпохи как отражение политического процесса в СССР.

15. Документалистика постсоветского периода, ее особенности.

16. Проблема фальсификаций исторических источников по отечественной истории ХХ в.

17. Дневники Великой Отечественной войны: проблемы поиска и анализа.

18. Политическая карикатура Гражданской и Великой Отечественной войн (сравнит. анализ).

19. Документы политических партий и общественных организаций начала XXI в. как важнейший источник политического процесса в России новейшего времени.

20. Особенности кинофотодокументов советской эпохи.

Разработчики: Кандидат исторических наук, доцент Марченкова Н.П., Доктор исторических наук, проф. Д.О. Чураков

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры... (протокол № ... от ... 2016 г.).

Заведующий кафедрой ... А.Б. Ананченко

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

"Московский педагогический государственный университет" (МПГУ)

Институт истории и политики

Исторический факультет

Кафедра Новейшей отечественной истории

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по дисциплине "Источниковедение новейшей отечественной истории"

2016-2017 учебный год, 4 курс, 7 семестр

Направление 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: История

очная форма обучения

Задание дополнительной части рейтинг-плана № 4

(от 10 до 20 баллов)

Экзамен представляет собой устный отчёт об усвоении учащимся содержания изучаемой дисциплины и формируемых ею компетенций.

Критерии оценки

1. 20 балов ставится за безукоризненный и исчерпывающий ответ. В нём должно быть проявлено отличное знание предмета, владеть общенаучными понятиями, уметь анализировать исторические факты, самостоятельно мыслить и делать аргументированные выводы. Отметка предполагает знание дополнительной литературы и источников. Неточности и ошибки не допускаются

2. От 18 до 19 балов ставится за полный и глубокий ответ, обнаруживающий отличное знание предмета и умение делать выводы. Допускаются 1-2 неточности в знании отдельных фактов, персоналий или дат.

3. От 16 до 17 балов ставится за хорошее знание и понимание предмета, умение использовать свои мысли последовательно и грамотно. Ответ может быть недостаточно аргументирован, допускаются 1-2 неточности и 1-2 фактические ошибки.

4. От 14 до 15 балов ставится ответ, обнаруживающий достаточное знание и понимание основного материала. Возможны отдельные затруднения в формулировке выводов и незначительные отклонения от логики рассуждений. допускаются 2-3 неточности и не более трёх фактических ошибок.

5. От 12 до 13 балов ставится за ответ, в котором в основном правитель но изложен материал, но выводы по нему сделаны неполно. Ответ схематичен, имеются ошибки в изложении материала, анализ и выводы подменяются пересказом. Допускается несколько неточностей и 4-5 фактических ошибок.

6. От 10 до 11 балов ставится за ответ, удовлетворительно раскрывающий содержание вопросов, но частично, а выводы и обобщения неполны. Допускается не более 4-5 фактических ошибок и несколько неточностей в изложении материала.

7. Ниже 10 балов оценивается неудовлетворительный ответ, в котором показано незнание материала, неумение анализировать и обобщать, содержится большое количество неточностей и ошибок. Оценкой ниже 10 балов оценивается отказ от ответа. Оценка ниже 10 балов означает, что экзамен не сдан. В этом случае в табель выставляется 0 балов, причём студент лишается права компенсировать балы за счёт других типов работы и отправляется на переэкзаменовку.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Предмет и задачи источниковедения новейшей отечественной истории.

2. Важнейшие теоретико-методологические проблемы источниковедения новейшей отечественной истории на современном этапе.

3. Исторический источник как носитель социальной информации. Исторический источник и исторический факт.

4. Основные этапы становления источниковедения.

5. Критика позитивизма (Г, Риккерт, Б. Кроче) и ее значение для источниковедения новейшей отечественной истории.

6. Проблемы методологии исторического исследования в трудах российского ученого А.С. Лаппо-Данилевского и их значение для источниковедения новейшей отечественной истории.

7. Базовые категории марксистской методологии исторического познания и их использование в источниковедении новейшей отечественной истории.

8. Исторические исследования школы Анналов (М. Блок, Л. Февр) и их значение для источниковедения новейшей отечественной истории.

9. Типы и виды классификаций исторических источников новейшей отечественной истории.

10. Законодательные источники новейшей отечественной истории и особенности их изучения.

11. Понятие "документ" в источниковедении новейшей отечественной истории, его разновидности и особенности изучения.

12. Документы политических партий ХХ - XXI вв., их специфика, видовое разнообразие, критический анализ.

13. Делопроизводственные документы и особенности их изучения.

14. Статистические источники новейшей отечественной истории: общая характеристика, типология, особенности изучения и использования.

15. Методы изучения периодической печати новейшей отечественной истории.

16. Особенности изучения отечественной публицистики новейшего времени, ее разновидность, критический анализ.

17. Методология изучения исторических источников личного происхождения (мемуары, дневники, письма и др.) в новейшей отечественной истории.

18. Особенности кинофотофонодокументов (КФФД), их функции и значения для изучения новейшей отечественной истории.

19. Классификационные характеристики кинофотофонодокументов (КФФД) новейшего времени и методы их использования в современной отечественной истории.

20. Роль и значение Интернета в источниковедении новейшей отечественной истории. Основное содержание и предел использования электронных баз данных.

21. Проблемы источниковедческого анализа, внутренней и внешней критики источников новейшей отечественной истории.

22. Проблемы секретности и достоверности в изучении дипломатических, судебно-следственных и военных источников новейшего времени.

23. Художественные произведения и устное народное творчество как "документы эпохи" (народный фольклор, слухи и т.п.), их значение и особенности изучения.

24. Особенности и типология источников по истории современной России 90-х гг. ХХ века - начала XXI в.

25. Роль и значение устных источников (опросы, интервью, устные воспоминания и т.п.) в изучении отечественной истории ХХ - XXI вв.

26. Сравнительный анализ советской и постсоветской периодической печати: общая характеристика, разновидности, особенности изучения.

27. Основные направления и проблематика современных публикаций сборников архивных материалов конца ХХ - начала XXI вв. и их значение в источниковедении новейшей отечественной истории.

28. Военные мемуары как исторический источник новейшего времени, особенности изучения, критический анализ, значение.

29. Фонодокументы как исторический источник: отличительные признаки и специфика изучения.

30. Своеобразие и значение современной кинопублицистики в изучении новейшей отечественной истории (степень достоверности и идеологизации).

Разработчики: Кандидат исторических наук, доцент Марченкова Н.П., Доктор исторических наук, проф. Д.О. Чураков

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры... (протокол № ... от ... 2016 г.).

Заведующий кафедрой ... А.Б. Ананченко

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении