Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055166 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

"Московский педагогический государственный университет"

(МПГУ)

Институт истории и политики

Исторический факультет

Кафедра методики преподавания истории

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

по дисциплине "Информационные технологии в образовании" / "ИКТ в исторической науке и образовании

2016-2017 учебный год, 1 семестр

Направления 44.03.05 - Педагогическое образование

(профили "История и Обществознание", "История и Право", "История и Иностранный язык")

44.03.01 - История (профиль "Историческая политология")

Очная форма обучения

Разработчик:

кандидат педагогических наук,

доцент Несмелова М.Л.

Оценочные средства утверждены кафедрой методики преподавания истории МПГУ

(протокол № 1 от 29 августа 2016 г.).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Задание № 1. Характеристика информационной образовательной среды. 2-4 балла.

Цель: выявить особенности организации поиска информации в сети Интернет.

Форма представления результатов работы: документ MS Word (требования к оформлению - стандартные, учитываются при выставлении баллов за выполненное задание).

На примере изучения понятия "информационная образовательная среда" сформулировать требования к организации поиска информации в сети Интернет для учебных целей в средней школе.

Изучите сайты сети Интернет и выполните следующие задания:

1. Дайте определение понятия "информационная образовательная среда". Определите, каковы цели создания информационной образовательной среды.

2. Выделите принципы, на которых основано функционирование этой системы.

3. Охарактеризуйте информационную образовательную среду как систему (выделите ее элементы и их взаимосвязи). Представьте результат в виде структурной схемы.

4. Разработайте задание для учащихся старших классов по поиску информации (например, определений исторических понятий) в Интернете. При этом обратите внимание на следующие вопросы:

* Нашли ли вы в Интернете определение понятия "единая информационная образовательная среда" в готовом виде? Как сформулировать задание для учащихся, если нет готовой информации (определения), либо существует множество ее источников и различные подходы к определению понятия?

* Необходимо ли отбирать и предлагать учащимся заранее названия нескольких сайтов, которые в наибольшей степени подходят для выполнения поставленного задания (обратите внимание на количество и качество поисковых ссылок, представленных в выбранном вами поисковике)?

Задание № 2. Анализ Интернет - сайта образовательного назначения. 2-4 балла.

Цель: выявить дидактические функции сайта образовательного назначения.

Форма представления результатов работы: Презентация MS Power Point.

Найдите с помощью одной из поисковых систем сайт Интернета образовательного назначения, который может быть полезен участникам образовательного процесса в средней школе, и проанализируйте его по плану.

1. Выпишите название сайта (портала) и его Интернет-адрес (сделайте скриншот его главной страницы).

2. Определите, кому из участников образовательного процесса (администрации учебных заведений, учителям, учащимся или их родителям) он адресован?

3. Опишите структуру сайта: выясните, какие рубрики присутствуют и какую полезную информацию для участников образовательного процесса содержат.

4. Установите, какие дидактические функции несет в себе изучаемый сайт. Приведите примеры, подтверждающие каждую функцию.

5. Выпишите другие полезные для учителя истории сайты, на которые вы обнаружили гиперссылки.

6. Составьте краткий конспект (резюме) одной из публикаций, заинтересовавшей вас, как будущего учителя истории.

Примерный перечень сайтов:

1. www.edu.ru - "Российское образование". www.school.edu.ru - "Российский общеобразовательный портал".

2. www.humanities.edu.ru - "Социально-гуманитарное и политологическое образование".

3. http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

4. http://fcior.edu.ru - федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

5. http://www.fipi.ru - сайт Федерального института педагогических измерений.

6. http://his.1september.ru - электронная версия газеты "История".

7. http://bibliotekar.ru - Библиотекарь.Ру.

8. http://www.pedlib.ru - педагогическая библиотека.

9. http://pedsovet.alledu.ru - виртуальное методическое объединение учителей "Всероссийский августовский педсовет".

10. http://museum.npstoik.ru - портал "Музей, школа, Интернет".

11. www.it-n.ru - Сеть творческих учителей.

12. www/alleng.ru/edu/hist.htm - образовательные ресурсы Интернета по истории школьникам и студентам.

13. http://decemb.hobby.ru - Проект "Виртуальный музей декабристов".

14. www.moscowmap.ru/histor_map.shtml - Интерактивная карта Российской империи.

15. http://www.internet-school.ru - первая в России лицензированная и аккредитованная Интернет-школа.

16. http://www.eidos.ru - центр дистанционного образования "Эйдос".

Задание № 3. Изучение образовательных сервисов сети Интернет. 2-4 балла.

Цель: выявить сервисы сети Интернет, которые можно использовать в профессиональной деятельности учителя истории (обществознания).

Форма представления результатов работы: аннотация электронного образовательного ресурса.

Найдите в Интернете сайты, содержащие полезные для учителя истории сервисы (инструменты) и изучите их возможности для преподавания истории (обществознания) по следующим позициям:

1) для организации каких видов учебной деятельности подходит данный сервис;

2) для изучения какого материала (фактического и/или теоретического) можно использовать данный сервис;

3) на каких этапах урока или внеурочной деятельности данный сервис может быть использован;

4) реализации каких требований ФГОС содействует использование данного сервиса.

Составьте на основе проведенного анализа аннотацию к данному сервису. Объем аннотации - 2-3 абзаца, но не более 0,5 стр. А4.

Задание № 4. Экспертиза электронного издания учебного назначения по истории. 2-4 балла.

Цель: выявить потенциальные возможности электронного издания учебного назначения по истории для организации процесса обучения в школе.

Форма представления результатов работы: аналитическая записка (требования к оформлению - стандартные, учитываются при выставлении баллов за выполненное задание).

Проведите комплексную экспертизу одного из электронных учебных изданий по истории для учащихся средней школы по приведенной ниже схеме. Схема составлена на основе подходов к комплексной экспертизе электронных образовательных продуктов в Федеральном экспертном совете по учебным электронным изданиям Минобрнауки РФ1.

1. Основные сведения об электронном издании (название издания; издатель; год издания; возраст учащихся; назначение издания).

2. Техническая экспертиза (работоспособность электронного издания на программно-технических комплексах):

- установка/удаление продукта в системе (требуемая память, корректность автоматической установки стандартного программного обеспечения, возможность деинсталляции и пр.);

- работоспособность всех заявленных функций;

- качество программной реализации (поведение при запуске параллельных приложений, скорость отклика на запросы и пр.).

3. Содержательная экспертиза (полнота содержания в предметной области, педагогические качества электронного издания):

- объем материала и степень разработки темы (соответствие ФГОС (ГОС), актуальность, новизна, оригинальность и пр.);

- содержание в целом (фактографическая, идеографическая, прагматическая содержательность, фоновое культурное знание, формирование целостной картины и пр.);

- педагогическая оценка (соответствие интересам преподавателя, обучаемого, организация материала и пр.);

- методическая состоятельность продукта (оценка используемых методик, системы контроля, соответствие принципам вариативности и пр.).

4. Экспертиза дизайн - эргономики (эффективно ли данное издание в электронном исполнении? Нужно ли было делать электронное издание или проще и лучше было бы выпустить книгу? Основное по существу этой экспертизы - искусство разработчиков, их умение использовать новые педагогические инструменты компьютерных технологий обучения - интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность в тех или иных сочетаниях. Оценка уровня реализации этих возможностей является главной задачей дизайн - эргономической экспертизы):

- уровень интерактивности (использование устройств взаимодействия пользователя с компьютером; встроенные интерактивные анимации, удобство навигации и т.д.);

- наличие мультимедиа компонентов (полнота использования и гармония средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа компонентов, уровень моделирующих программ и пр.);

- возможности моделинга (моделирование реальной среды, имитационное моделирование и т.д.);

- интеграция интерактивности с мультимедиа и моделингом;

- коммуникативность (техническая и методическая поддержка пользователя, реализация обновления, возможности подключения внешних программ и ресурсов Интернет и т.п.)

- производительность (эффективность навигации, оглавление, глоссарий, базы данных, возможности поисковой системы, возможности обращения к справке и др.);

- эргономичность, комфортность для пользователя (интуитивная ясность, дружественность, удобство навигации, оптимальность управляющих элементов, простота использования и пр.).

Уровни интерактивности электронных учебных изданий и ресурсов

Уровень Общая характеристика Конкретные проявления Простой (пассивный) Минимальные действия пользователя. В основе лежит привычная модель книги, правда хорошо иллюстрированной. Основную смысловую нагрузку несет текст, иллюстрации, как и в книге, его поясняют.

- управление презентацией - запуск, остановка, возвращение к предыдущему фрагменту;

- реализация классического принципа меню: в качестве ответа на запрос представляется соответствующий элемент содержания - фрагмент текста, фотография, видеосюжет и т.д.;

- аудиовизуальные элементы содержания представляют собой иллюстрации - неинтерактивные, неизменяемые объекты, не обладающие свойствами отклика на действия пользователя;

- навигация по тексту линейная, аналогичная перемещению по разделам книги с использованием оглавления. Ограниченный Учащийся реагирует на отдельные учебные запросы программы. Предоставляется возможность составления из простейших элементов типа "запрос-реакция" цепочек, а затем более сложных структур типа "деревьев", в том числе - многомерных. Массив текста трудно представить двумерным, многие фрагменты не вписываются в единую линейку, обращения к ним не детерминированы. - нелинейная навигация - траектория передвижения пользователя от фрагмента к фрагменту может быть сколько угодно сложной: в каждой точке ветвления определяется ряд условий, из которых пользователь выбирает нужное и, в результате, получает фрагмент содержания, отвечающий выбранным условиям и параметрам;

- используются все возможности гипертекста - от расшифровки понятий до перехода по ключевым словам и словосочетаниям в тексты, имеющие косвенное отношение к рассматриваемому предмету;

- тестирование: выбор одного или нескольких элементов из предложенного списка. Полный Не только пользователь, но и компьютер может анализировать условия перехода от одного фрагмента содержания к другому. Компьютер накладывает собственные "соображения" на траекторию движения по содержанию. - выдача подсказок пользователю: простые подсказки по навигации, или более сложные по выбору пути решения конкретной задачи;

- принятие решения компьютером по результатам входного тестирования учащегося: определяется начальный уровень знаний, и соответственно выбираются информационные материалы, уровень сложности предлагаемых для решения задач и т.д.;

- распознавание речи;

- применение имитационного моделирования. "Реальный масштаб времени" или "исследование моделей" Переход от изучения символьных описаний предмета (в основе которых лежит текст) к исследованию его модели в виртуальной реальности.

Обращение к образам на экране компьютера представляет собой простейшую имитацию действий в реальной действительности, направленных на познание сущности предметов и явлений. Крайне существенными являются последствия выбора определенного объекта на экране. Пользователю выдается детерминированная информация по выбранному объекту. - создание так называемых "активных" графических зон на экране компьютера (объединение потенциала мультимедиа и моделинга);

- замена текста на звукоряд (речь), в том числе - иллюстрированный динамическим визуальным рядом (видеофильм);

- манипулирование на экране объектами, их исследование. Недетерминированное исследование моделей Вариативный подход к получению знаний, позволяющий пользователю заняться собственной исследовательской деятельностью. С точки зрения пользователя - это достаточно адекватная модель реальности, глубина изучения которой во многом зависит от собственной активности. - визуальные объекты и представляемые процессы активизированы: объекты можно перемещать, декомпозировать или совмещать, составляя новые комбинации;

- в процессы можно вмешиваться, наблюдая ответные реакции. Задание № 5. Реферативный обзор конспектов уроков истории с применением информационных технологий 2-4 балла.

Цель: выявление современного состояния проблемы использования ИКТ на уроках истории, достоинств и недостатков школьных уроков истории с применением информационно-коммуникационных технологий.

Форма представления результатов работы: аналитическая записка (требования к оформлению - стандартные, учитываются при выставлении баллов за выполненное задание) и выступление с электронной презентацией.

Реферативный обзор - это краткое изложение основного содержания нескольких текстовых материалов (монографий, статей, диссертаций, авторефератов и т.п.) по определенной теме. В отличие от обычного реферата основное содержание реферируемой литературы не интегрируется в единый текст, а располагается отдельными блоками. Поэтому реферативный обзор в большей степени ориентирован на изучение авторских подходов, трактовок, интерпретаций заявленной темы, а не на описание определенной темы.

Для составления реферативного обзора необходимо в профессиональных периодических печатных (например, журналы "Преподавание истории в школе", "Преподавание истории и обществознания в школе" и т.п.) или электронных изданиях (например, сайт "Я иду на урок истории и обществознания" //http://his.1september.ru/urok/) отобрать пять методических разработок уроков истории в школе с применением информационных технологий.

Структура реферативного обзора состоит из титульного листа, введения, основной части, заключения и списка литературы. Во введении необходимо кратко охарактеризовать значимость общей темы реферируемых материалов для современного образования, определить основные направления их анализа. В основной части последовательно располагаются блоки, каждый из которых посвящен одному из реферируемых текстов.

Содержательная структура каждого блока предполагает следующие элементы:

* определение класса, в котором предлагается проведение описываемого урока и ответ на вопрос, соответствуют ли предложенные формы использования ИКТ возрастным особенностям учащихся;

* описание конфигурации ИКТ, которая должна быть использована на уроке;

* оценку целесообразности и эффективности применения ИКТ для изучения предложенного содержания;

* выделение достоинств и недостатков организации каждого урока с точки зрения применения информационных и коммуникационных технологий;

Объем каждого из пяти блоков основной части реферативного обзора - примерно 0,5-0,7 стр. (12-м шрифтом с одинарным интервалом).

В заключении дается краткая сравнительная характеристика изученных материалов с точки зрения их проблематики и специфики авторских подходов.

Задание № 6. Решение профессиональных задач учителя средствами программы MS Excel. 2-4 баллов.

Цель: изучить возможности программы Excel для решения организационно-управленческих задач в деятельности учителя.

Форма представления: таблица и диаграмма в программе Excel.

Составьте в Excel таблицу, аналогичную следующему образцу:

Результаты обучения истории

Учитель Иванов Иван Иванович

Четверть 2

предмет Класс кол-во уч-ся Оценки успеваемость качество СОУ "5" "4" "3" "2" История 6а 25 14 11 0 0 История 6б 23 18 5 0 0 история 6в 25 14 11 0 0 История 7а 20 3 9 8 0 История 7б 27 5 19 3 0 История 7в 23 2 14 7 0 История 8а 29 5 15 9 0 История 8б 29 6 17 6 0 История 8в 25 2 17 6 0 История 9а 25 8 6 11 0 История 9б 21 5 11 5 0 История 9в 29 11 16 2 0

Для удобства работы с таблицей закрепите области, которые будут неподвижными при пролистывании таблицы (1 столбец по вертикали и 1-2 строки по горизонтали). Для этого выберите функцию "Закрепление областей".

Дополните таблицу следующими показателями (использовать формулы):

а) успеваемость в % (количество "5"+количество "4"+ количество "3"/ количество учащихся и *100);

б) качество обучения в % (количество "5"+количество "4"/ количество учащихся и *100);

в) СОУ (количество "5"*1 +количество "4"* 0,64 + количество "3"*0,32/ количество учащихся и *100);

Установите изменение цвета ячеек при определенных значениях, например СОУ ниже 70%. Для этого используйте функцию "Условное форматирование".

Составьте диаграмму по одному из трех названных показателей (на выбор студента).

Отсортируйте данные в таблице по убыванию по одному из трех названных показателей (на выбор студента).

Задание № 7. Создание познавательного задания по истории на основе видеофрагмента. 2-4 балла.

Цель: разработать познавательное задание для обеспечения урока истории (обществознания) или самостоятельной работы учащегося по теме школьного курса истории (обществознания).

Форма представления результатов работы: видеофрагмент, обработанный в программе Move Maker (или любой аналогичной программе) и текст аннотации.

Использование на уроке истории видеофрагментов позволяет учителю реконструировать исторические события и создавать их образы. В тоже время видеоматериалы являются содержательной основой для организации познавательной деятельности учащихся.

Выберите художественный (документальный) фильм по одной из тем школьного курса истории и с помощью видеоредактора (например, Move Maker) вырежьте из него необходимый для урока фрагмент (длительность не более 5-7 мин). В видеоредакторе также создайте: титульный слайд с названием фильма, ФИО режиссера и годом выпуска; слайд с познавательным заданием к предлагаемому фрагменту.

В аннотации указывается класс и курс, в котором данный фрагмент может быть использован, тема урока и даются пояснения по организации работы на основе познавательного задания.

Задание № 8. Объяснение учебного исторического материала с использованием электронной презентации PowerPoint. 4-8 баллов.

Цель: изучить возможности программы PowerPoint для обеспечения наиболее эффективного представления и объяснения учебного исторического материала в средней школе.

Форма представления: Сценарий в программе Word и слайды в презентации PowerPoint (при выставлении баллов за выполненное задание учитываются: требования к оформлению текста и презентации; содержательная полнота представления исторического понятия; разнообразие и целесообразность использованных информационных объектов; публичное представление).

В практике преподавания истории различным категориям слушателей (учащимся средних школ; студентам вузов, слушателям в рамках популярных лекций или культурно-просветительских программ и т.п.) очень важным является способ подачи материала. ИКТ создают условия и возможности для наиболее эффективной подачи исторического материала с использованием различных информационных объектов (мультимедиа).

Учебный кейс: Вам предстоит объяснить учащимся средней школы одно из исторических понятий, явлений или процессов (можно использовать и свое явление):

1. Восточный вопрос

2. Абсолютная монархия

3. Опричнина

4. Военный коммунизм

5. Полюдье

6. Суд присяжных

7. Демократия

8. Промышленная революция

9. Политическая (феодальная раздробленность)

10. Монголо-татарское (золотоордынское) иго

11. Разделение властей

12. Постиндустриальное общество

13. Глобализация 14. Научная революция XVII в.

15. Тоталитарное государство

16. Гражданское общество

17. Холокост

18. Холодная война

19. "Великая депрессия"

20. Глобальные проблемы современности

21. Колониализм

22. Государство всеобщего благосостояния

23. Индустриальное общество

24. Сословно-представительная монархия

25. Перестройка

26. НЭП Разработайте сценарий (алгоритм), по которому вы организуете работу на уроке и сопроводите его соответствующей презентацией.

При подготовке сценария и презентации обратите внимание на следующие аспекты работы с историческим понятием:

1. Формирование понятий может происходить индуктивным (от частного к общему) и дедуктивным (от общего к частному) путями. В первом случае вы отталкиваетесь от исторических примеров и подводите к пониманию теоретического понятия, а во втором - наоборот, сначала вводите понятие, а потом иллюстрируете примерами. Примеры желательно брать как из истории России, так и из всеобщей истории, хорошо бы показать применение понятия в разные исторические эпохи и в современном мире.

2. При работе с историческим понятием необходимо дать толкование самого термина (объяснить его происхождение, однокоренные слова и т.п.)

3. Определение любого понятия формируется по определенным законам логики.

Структура определения понятия с точки зрения логики

Определение понятия (дефиниция) - это операция, состоящая в раскрытии содержания понятия, т. е. нахождении существенно-общих признаков определенного класса предметов, мыслимого в данном понятии.

Наиболее применимым в логике является родовидовое (через ближайший род и видовое отличие) определение. В таком определении для определяемого понятия подыскивают сначала ближайшее родовое понятие, т. е. такое, объем которого включает в себя объем определяемого. Затем уточняются видовые, специфические характеристики определяемого понятия. Например, в определении "Часы - это устройство для определения временных интервалов различных процессов" часы - это определяемое понятие, устройство - ближайшее родовое понятие, а "для определения временных интервалов различных процессов" - специфическая видовая характеристика.

Правила определения понятий:

1. Определение должно включать существенные признаки класса предметов. Так, если определить понятие стол как "предмет мебели, предназначенный для работы с книгой", то признак "предназначенный для работы с книгой" не будет удовлетворять требованию существенности, а значит, определяемое понятие не будет распространяться на обеденные, чертежные, журнальные, операционные и прочие столы.

2. Определение должно быть соразмерным. Это означает, что определяющее понятие должно быть равно по объему определяемому. Нарушение этого правила ведет либо к уменьшению, либо к увеличению объема определяющего понятия. Например: "Студент - человек, изучающий логику". В данном определении определяющее понятие явно меньше определяемого; в определении "Студент - человек, обучающийся чему-то" - определяющее понятие больше определяемого по объему (и, следовательно, меньше по содержанию).

3. Определение не должно делать круг (допускать замыкание на самом себе). То есть содержание определяющего понятия не должно быть простым повторением содержания определяемого. Так, не удовлетворяют сформулированному требованию определения типа: "Больной - человек, который чем-то болен", "Писатель - человек, который что-то пишет" и т. п. Такие определения называют тавтологией (от древнегреческого tauto - то же самое и logos - слово).

4. Определение не должно быть отрицательным. Это говорит о том, что определяющее понятие должно указывать на то, чем является определяемое, но не на то, чем оно не является. Встречаются варианты как прямого отрицательного определения: "Человек - не зверь", так и косвенного: "Материалисты - постоянные оппоненты идеалистов, отвергающие основы их учения".

5. Определение должно быть ясным, отчетливым и не допускать двусмысленности. В соответствии с этим правилом логика не принимает метафорические определения: "Лев - царь зверей", "Человек - венец создания", "Я - раб, я - царь; я - червь, я - бог".

(Огородников В.П. Логика. Краткий курс.)

Задание № 9. Разработка информационных объектов и познавательных заданий по истории. 5-10 баллов.

Задание включает конструирование различных информационных объектов.

А) Создание электронной анимированной схемы в программе Power Point. 1-2 балла.

Цель: выявить потенциальные возможности программы Power Point для создания анимированных цифровых графических объектов (таблиц, схем, диаграмм, графиков и т.д.).

Форма представления результатов работы: слайд в Power Point.

В практике учителя истории работа с графическими объектами, например со схемами, таблицами, графиками и т.п., занимает важное место. Многие сложные исторические объекты и процессы учащимся легче представить и запомнить в графическом виде, ведь графические объекты отражают не только элементы исторического содержания, но и взаимосвязи между ними. Поэтому учитель часто вынужден вычерчивать такие объекты на доске с помощью мела, причем, как правило, элементы графического объекта и их взаимосвязи он размещает на доске постепенно, по ходу изложения учебного материала. Облегчить работу учителя позволяет программа Power Point, в которой можно реализовать эффекты анимации и смоделировать необходимый ему процесс появления графического объекта на экране компьютера (или на большом экране с помощью мультимедийного проектора).

Процесс создания анимированного графического объекта мы изучим на примере анимированной схемы. Аналогичные действия необходимы для создания других графических объектов.

1. Разработайте или возьмите из любого методического пособия для учителя истории логическую (иллюстрирует какой-либо исторический процесс, причинно-следственные связи исторических событий и т.п.) или структурную (отражает структуру и взаимосвязи исторических объектов: реформ, органов управления, общественного движения и т.п.) схему.

2. Создайте ее в электронном виде одним из способов:

* в программе Word с помощью панели инструментов "Рисование", а затем откройте новый документ в программе Power Point и копируйте туда схему с помощью буфера обмена (не забудьте поместить на слайд ее название);

* в программе Power Point, в этом случае вы будете рисовать ее в одном из слайдов с помощью такой же панели инструментов "Рисование", как и в Word.

Элементы схемы (как и фон слайда) могут иметь цветную заливку и границы (правая кнопка мыши: "формат автофигуры" ? "цвета и линии"), что должно быть оправдано методическим замыслом урока.

3. Продумайте, в какой последовательности должны появляться на экране элементы схемы и стрелки, отражающие их взаимосвязь.

4. Выделите элемент схемы, которой должен появиться на экране первым, "щелкнув" по нему мышью. Затем "щелкните" правой кнопкой мыши и выберите в появившемся меню "Настройка анимации". Справа на экране вашего компьютера появится панель настройки анимации. Выберите "Добавить эффект", в открывшемся перечне - "Вход", а затем - "Вылет" (эффекты можно выбирать в зависимости от назначения схемы, но следует помнить, что чересчур сложные эффекты отвлекают учащихся от процесса обучения). После этого на панели настройки анимации появятся характеристики выбранного вами эффекта:

* начало (лучше всегда оставлять "по щелчку", т.к. на уроке трудно предугадать точное время на объяснение каждого элемента схемы);

* направление (элемент схемы может появляться с разных сторон, в зависимости от методического замысла учителя);

* скорость (очень быстрое или очень медленное появление объекта может вызвать неудобство для восприятия учащихся, поэтому лучше выбирать средние величины);

* порядок (отражает последовательность заданных вами эффектов анимации, может быть изменен простым перетаскиванием мышью).

5. Примените описанный алгоритм последовательно ко всем элементам схемы в соответствии с выбранной вами последовательностью. Анимированная схема готова.

6. К одному элементу схемы могут быть применены несколько эффектов, например, на уже полностью появившейся на экране схеме можно выделить необходимый элемент, чтобы акцентировать на нем внимание учащихся. Он программируется после того, как созданы анимации всех элементов схемы ("Настройка анимации" ? "Добавить эффект" ? "Выделение" ? ...).

Б) Создание анимированной исторической карты. 1-2 балла.

Цель: выявить потенциальные возможности программы Power Point для создания исторических карт с эффектами анимации и научиться создавать анимированные карты.

Форма представления результатов работы: слайд в PowerPoint.

Программа Power Point позволяет учителю создавать исторические карты с достаточно большим набором анимированных объектов. К таким объектам относятся: стрелки военных походов, границы государств, линии фронтов, условные знаки и значки мест сражений, заводов и фабрик, архитектурных памятников, плывущих кораблей, присоединяемые территории и т.п. Карта, освобожденная от лишней информации и анимированная в соответствии с логикой изложения учебного материала, является более эффективным средством обучения, вызывает интерес учащихся.

В программе Power Point создайте историческую карту, работа с которой требует использования эффектов анимации.

1. Отсканируйте с хорошим разрешением (или найдите в Интернете) историческую карту. Для этого удобны контурные карты, лишенные большого объема информации, которую можно будет дополнить по необходимости. Но подойдут и карты из атласа. Вставьте полученный графический файл в качестве основы будущей карты в слайд презентации: "Вставка" > "Рисунок" > "Из файла" или "Добавить рисунок" на панели рисования. Если карту предполагается разворачивать на весь слайд, имеет смысл вставить рисунок в качестве фона: "Формат" > "Фон" > "Способы заливки". Далее в новом окне "Рисунок" (закладка вверху) > "Рисунок" (кнопка в середине) и в открывшемся окне выбрать подготовленное изображение.

2. Анимированные карты могут содержать разнообразные анимированные элементы. Создайте и вставьте те из них, которые необходимы для вашей карты.

А) Стрелки. Они используются для показа направления движения войск во время военного похода или битвы, направлений торговых путей, перемещения товаров, движения экспедиций. Стрелки есть в наборе "Автофигуры > Фигурные стрелки" на панели рисования. Можно также создать стрелку необходимой конфигурации: "Автофигуры" > "Линии" > "Рисованная кривая". И далее мышью выписать нужную траекторию. Потом выделить получившуюся кривую, выбрать нужный тип стрелки. Стрелке можно добавить толщины, изменить ее цвет. Можно также использовать меню "Полилиния" ("Автофигуры" > "Линии"), или нарисовать стрелку в программе Paint. Чтобы "оживить" стрелки, необходимо выделить объект для анимации и настроить соответствующую анимацию: "Показ слайдов" > "Настройка анимации" > "Добавить эффект" > "Вход". Чаще всего используют "Появление", потому что его легко настроить в нужном направлении. Например, если нужно, чтобы стрелка появлялась слева направо, то в окне "направление" указываем "слева". Также можно настроить и условие, по которому будет происходить действие: по щелчку, либо по времени, а также скорость анимации. Можно автоматизировать процесс, "привязав" анимацию последующих объектов к первому и установив временные промежутки (закладка "Время"). В меню "Настройка анимации" есть еще одна полезная функция "Выделение". Там можно поменять цвет объекта, выделить еще каким-нибудь образом. Если выбрать команду "Мерцание", можно привлечь внимание к объекту (настройка амплитуды и длительности мерцания в меню "Параметры эффектов", закладка "Время"). Для того чтобы после выполнения своей функции стрелка не заслоняла карту, можно выбрать команду "Прозрачность". Но это, если она еще будет нужна. Если же она явно "мешает" (скажем, противная сторона успешно отразила нашествие и перешла в контрнаступление, и теперь нужны стрелки другого цвета и в другом направлении, но на этом же месте) используйте команды "Настройка анимации" > "Добавить эффект" > "Выход". После этого снова рисуйте стрелки и анимируйте их. Порядок анимации объектов отображается в окне "Настройка анимации". Иногда необходима одновременная анимация объектов (например, "замкнулись" "клещи" под Сталинградом), для чего выделите две (или больше) стрелки и в окне настроек выберете опцию "Запускать вместе с предыдущим".

Б) Линии фронтов, границы и т.п. Эти объекты анимируются также как и стрелки. Линии поводятся с помощью команды "Ломаная кривая" в меню "Линии" панели рисования, задается цвет и толщина, можно превратить сплошную линию в штриховую, анимировать ее, чтобы она сама появлялась сверху, снизу или сбоку, или просто возникала.

В) Выделение территории государства, его частей присоединенных или оккупированных территорий, территорий, на которых велись военные действия, проходили восстания, и т.п. Для этого выберете "Рисованную кривую", и аккуратно обведите мышью нужную вам территорию, замыкая кривую. Затем в меню цвета линии выберете "Нет линий", в меню окраски получившейся автофигуры выберете цвет, затем "Формат" > "Автофигура" > "Цвета и линии" > "Прозрачность" и выставьте "ползунком" требуемый процент прозрачности, анимируйте "Вход" > "Выцветание". В этом случае прозрачность позволит видеть территорию со всеми городами, реками, дорогами и т.д.

Г) Использование автофигур для схематического обозначения объектов на карте. Предлагаемый набор автофигур на панели рисования можно с успехом использовать для насыщения карты объектами. Например "ромбами" можно обозначить танки, прямоугольниками или выносками со стрелкой - войска и т.п.

Д) Подписи и надписи на карте. Иногда надо выделить названия городов, стран, рек, морей и т.п. Их при желании также можно анимировать рассмотренными выше способами.

Е) Специальные значки: кораблики, пушки, конные воины и т.п. Они сделают карту интересной, яркой, привлекательной, зрелищной.

Вы можете найти нужные значки в Интернете или сканировать и обработать в графическом редакторе Photoshop или Paint. При этом может возникнуть проблема - как сделать отсканированный рисунок как бы "вырезанным". Для этого открываете его в Paint, и "вырезаете" по контуру, затем копируете, а затем вставляете в презентацию. Он будет на белом поле. Щелчком правой кнопки вызываете контекстное меню и выбираете "Отобразить панель настройки изображения", на которой выбираете кнопку "Установить прозрачный цвет". Щелкнув по ней, получаете в руки инструмент, которым щелкаете по тому цвету на вставленном рисунке, который нужно сделать прозрачным. Объект готов. Такие объекты могут перемещаться по карте (кораблики плыть, пушки стрелять, войска передвигаться и т.п.). Для этого в меню "Настройка анимации" выбираете "Добавить эффект" - Пути перемещения", рисуете мышью траекторию будущего перемещения объекта по слайду, и задаете время перемещения (в окне "Порядок" щелкаете по объекту, далее "Время - Скорость", и заменяете один из предлагаемых вариантов "быстро-медленно" на собственный, выразив желаемое в секундах).

3. Если создаваемая карта предполагает много действий на одной территории, при создании на макете слайда может получиться неразбериха. Эту проблему можно решить дублированием слайда, на котором сохраняется ситуация на момент завершения предыдущего. Эту операцию можно повторять многократно. Важная проблема - компоновать следует аккуратно, иначе переход слайдов становится заметным (автофигуры и стрелки "дергаются", поскольку расположены немного не там, где лежали на предыдущем слайде).

В) Создание тестовых заданий по истории. 2-4 балла.

Цель: научиться создавать трениговые тестовые задания различных типов и видов по истории.

Форма представления результатов работы: слайды в презентации PowerPoint.

Программа PowerPoint позволяет создавать тестовые задания для фронтальной или индивидуальной работы учащихся, например, на этапе первичного закрепления и обобщения изученного учебного материала или при повторении. Эти задания будут носить тренинговый характер, т.к. в PowerPoint отсутствуют развитые средства реализации интерактивного диалога с пользователем, которые позволили бы размещать на слайде флажки, радиокнопки и поля ввода произвольного текста и реализовывать анализ введенной учащимися информации. Программа не рассчитана на автоматическую проверку правильности выполнения заданий и выставление оценочных баллов.

С помощью инструментов PowerPoint могут быть созданы задания следующих типов: с выбором одного правильного ответа; с выбором нескольких правильных ответов; на соответствие; на установление правильной последовательности; на группировку исторических объектов; с открытым ответом краткой формы (вписывание слова, даты, выделение объектов на карте и т.п.)

Для создания первых двух типов заданий необходимо уметь осуществлять операцию "Вставка" ? "Гиперссылка", которая позволяет переходить с одного слайда презентации на другой и возвращаться обратно.

Следующие четыре типа заданий основаны на использовании эффектов анимации.

Выберите тему одного из уроков истории и создайте тест из шести заданий, включив в него все названные типы. Используйте инструкции по созданию заданий, приведенные ниже.

I. Создайте задание с выбором одного варианта ответа. Для этого выполните следующую последовательность действий.

1. В программе PowerPoint создайте новый файл.

2. На первом слайде разместите тестовое задание и варианты ответов, один из которых будет правильным, а остальные - неправильные. Оформите слайд (создайте соответствующий фон, используйте крупный шрифт, можете поместить иллюстрацию, связанную с содержанием задания).

Например: Крещение Руси произошло в: а) 882 г.

б) 945 г.

в) 980 г.

г) 988 г.

3. На втором слайде поместите сообщение о том, что выбранный учениками вариант ответа является верным. Для повышения интереса и расширения знаний учащихся, здесь также можно поместить иллюстрацию, соответствующую содержанию задания и/или интересную дополнительную информацию небольшого объема. Это будет своего рода "учебный приз". На слайде также необходимо разместить значок, кнопку ("Вставка" ? "Автофигуры" ? "Управляющие кнопки") или надпись "назад", которые будут использованы для возврата на слайд с заданием.

4. На третьем слайде поместите сообщение о том, что выбранный учениками вариант ответа является неверным. Здесь также можно разместить информацию (или иллюстрацию) - подсказку, либо указание о том, на какой странице учебника можно посмотреть правильный ответ. На этом слайде также необходимо разместить значок, кнопку или надпись "назад", которые будут использованы для возврата на слайд с заданием.

5. Вернитесь к редактированию первого слайда. Выделите мышкой строку с правильным ответом (в нашем случае это строка "г) 988 г."). Через меню "Вставка" выберите команду "Гиперссылка". В открывшемся окне слева выберите "Связать с" ? "Местом в документе". В окне справа появится структура вашей презентации (напомним, она состоит из трех слайдов). Выберите в заголовках слайдов "слайд 2" и нажмите "ОК". Выделенная вами строка изменила цвет и приобрела подчеркивание, значит, гиперссылка создана. Посмотреть, как она работает можно только в режиме "Показ слайдов" (в режиме редактирования она не работает).

6. Теперь перейдите к редактированию второго слайда и используйте созданный вами значок или надпись "назад" для создания гиперссылки возврата на первый слайд (проделайте операции, описанные в п.5, только теперь выберите в заголовках слайдов "слайд 1"). Если вы вставляли управляющую кнопку, то вы уже проделали эту операцию.

7. Аналогично сделайте гиперссылки со строк слайда 1, содержащих неправильные варианты ответа, но теперь все гиперссылки будут на слайд 3. Не забудьте также сделать возвратную гиперссылку со слайда 3 на слайд 1. Ваше тестовое задание с выбором одного правильного ответа готово.

II. Задание с выбором нескольких правильных вариантов ответа создается аналогично, однако здесь вам придется сделать столько слайдов с сообщениями о правильном ответе, сколько вы запланировали в задании. Каждый слайд должен быть содержательно оформлен в соответствии с выбранным правильным ответом.

III. Задание на соответствие формируется на основе эффектов анимации. Такие задания целесообразно составлять на основе иллюстративного ряда. Это могут быть соответствия между: изображениями памятников архитектуры и названиями стилей; картинами и фамилиями художников; историческими картами и описанием процессов (стран, событий и т.п.) на них отраженных; портретами исторических деятелей и их фамилиями; видами вооружений и эпохами, в которые они использовались и т.д.

Для составления такого задания выполните следующую последовательность действий.

1. Подберите в Интернете или отсканируйте необходимые вам изображения.

2. Создайте новый слайд в программе PowerPoint. Разместите в нем подготовленные изображения в ряд по вертикали или по горизонтали.

3. Параллельно созданному изобразительному ряду разместите ряд с надписями, расположенными в произвольном порядке. Соедините верные пары яркими, хорошо заметными стрелками или линиями (используйте, например, "Фигурные стрелки" в меню "Автофигуры").

4. Выделите мышкой стрелку или линию, ведущую от первого изображения. Нажмите правую кнопку мыши и выберите команду "Настройка анимации". Справа на экране появится панель настройки анимации. Выберите "добавить эффект" ? "вход" ? ... (один из эффектов, например "проявление с увеличением" или "выезжание"). Начало действия всегда оставляйте по щелчку.

5. Затем последовательно проделайте аналогичные операции с остальными стрелками. Выбирайте один и тот же эффект, т.к. разнообразие может отвлекать учащихся от учебного процесса. Ваше тестовое задание на соответствие готово.

IV. Задание на установление правильной последовательности исторических событий также лучше формировать на основе иллюстративного ряда. Если необходимо, можно давать подписи к иллюстрациям. Вы можете создать задания на:

- установление хронологии событий и процессов (войн, проведения реформ, присоединения земель и т.д.);

- историческую последовательность сменявших друг друга эпох, архитектурных стилей;

- установление последовательности правления князей, королей, императоров и т.п.

Для составления такого задания выполните следующую последовательность действий.

1. Подберите в Интернете или отсканируйте необходимые вам изображения (или изображения с названиями).

2. Создайте новый слайд в программе Power Point. Зрительно разделите пространство слайда на три горизонтальных строки.

3. В первой строке поместите нумерацию ваших объектов (1,2,3,4) или годы (десятилетия, века) событий.

4. В нижней строке разместите подготовленные изображения в произвольном порядке.

5. Выделите мышкой изображение, соответствующее первой позиции в вашей последовательности. Нажмите правую кнопку мыши и выберите команду "Настройка анимации". Справа на экране появится панель настройки анимации. Выберите "добавить эффект" ? "пути перемещения" ? "нарисовать пользовательский путь" ? "линия" и нарисуйте линию к первой позиции в верхней строке. Начало действия всегда оставляйте по щелчку.

6. Затем последовательно проделайте аналогичные операции с остальными изображениями. Выбирайте один и тот же эффект, т.к. разнообразие может отвлекать учащихся от учебного процесса. Ваше тестовое задание на установление правильной последовательности исторических событий готово.

V. Задание на группировку исторических объектов технически решается аналогично заданию на установление правильной последовательности, только в этом случае вверху экрана будут названия групп объектов (не более трех, т.к. иначе трудно будет размещать объекты). Иллюстрации (объекты) размещаются внизу или по периметру слайда. Эта технология подходит и для оформления игровых заданий. Например: "Загрузите трюм торгового корабля, отправляющегося из Архангельска в Англию в XVII в." В этом случае вам надо разместить на слайде рисунок средневекового корабля с очищенным от лишних линий и изображений корпусом (это можно сделать в программе Paint с помощью "ластика") и изображения разнообразных товаров, которые могли или не могли быть вывезены из России в XVII в. Для товаров, которые должны быть "загружены в трюм" надо "добавить эффект" ? "пути перемещения" ? "нарисовать пользовательский путь" на корпус корабля. Остальные товары остаются неподвижными, или исчезают ("Настройка анимации" ? "Добавить эффект" ? "Выход" ? "Исчезновение"). Ваше тестовое задание на группировку исторических объектов готово.

VI. Задание с открытым ответом краткой формы предполагает вставку имени исторического деятеля, термина, географического названия, даты, появление значков объектов на карте, элементов схемы и т.п. При создании таких заданий важно помнить, что вставлять можно только конкретные, не допускающие разночтений исторические имена, даты или термины, но не характеристики, неоднозначные оценки и т.п. Создание таких заданий также основано на использовании эффектов анимации. Здесь важно знать, что возникающий в последствии по щелчку мыши элемент (слово или значок) должен представлять собой самостоятельный объект. Надпись должна быть размещена в отдельной рамке "Надпись" (панель инструментов "Рисование"). Текст с пропусками можно сформировать из таких надписей, размещенных последовательно:

Если убрать рамки ("Формат надписи" ? "Цвета и линии" ? "Нет линий"), то прямоугольники исчезнут (можно сохранить линии и даже сделать заливку цветом тех надписей, которые должны быть вставлены в ходе выполнения задания). Затем для объектов, предназначенных для пропуска (в нашем случае, например, "988" и "Владимир") последовательно добавьте эффекты "Вход" ? "Возникновение". Теперь в режиме показа слайдов на экране вначале будет представлен текст с пропусками, а затем, после обсуждения с учащимися по вашему щелчку будут появляться правильные ответы. Так же можно оформить карты, на которых будут появляться заложенные в вашем задании географические объекты. Ваше тестовое задание с открытым ответом краткой формы готово.

Г) Создание кроссворда по истории. 1-2 балла.

Цель: изучить возможности программы PowerPoint для создания игровых заданий по истории в форме кроссворда и научиться его конструировать.

Форма представления: слайд в презентации PowerPoint.

Кроссворды могут быть использованы на уроке истории для организации повторения и обобщения учебного материала, работы по закреплению понятий и терминов, имен исторических деятелей.

Программа PowerPoint не позволяет вводить в слайд буквы или слова с клавиатуры во время его демонстрации. Но с помощью эффектов анимации можно постепенно заполнять клетки кроссворда словами. Так можно проверить правильность догадки ученика. Ограничением в работе является тот факт, что слова в сетке кроссворда будут появляться в той последовательности, которую вы зададите при проектировании эффектов анимации.

Для создания кроссворда необходимо выполнить следующие действия.

1. Создайте сетку кроссворда в редакторе Excel или сразу на слайде в PowerPoint. Можете использовать цветную заливку для клеток кроссворда (в Excel: выделить необходимые клетки, затем выбрать в меню "Формат" ? "Ячейки" ? "Вид"; в PowerPoint: выделить необходимые клетки, затем нажать правую кнопку мыши и выбрать "Формат автофигуры" ? "Цвета и линии"). Если создаете кроссворд в Excel (что значительно легче), сразу вставляйте номера слов.

2. Разместите кроссворд на слайде так, чтобы могли уместиться и вопросы. Вопросы кроссворда могут быть оформлены и в виде изображений.

3. На сетку кроссворда накладываете буквы с помощью инструмента "Надпись" на панели "Рисование". Заливка надписи должна совпадать с заливкой клеток кроссворда, а рамка надписи не должна иметь линий ("Формат автофигуры" ? "Цвета и линии").

4. Выделите одновременно буквы первого слова (во время выделения держите нажатой клавишу "Ctrl"), затем нажмите правую кнопку мыши и выберите "Настройка анимации" ? "Добавить эффект" ? "Вход" ? "Появление". Настройте скорость (лучше ставить средние значения) и направление эффекта "появление" (оно совпадает с правилами чтения: либо сверху, либо слева). Теперь по щелчку мыши в соответствующих клетках появится первое слово.

Проделайте такие же операции с другими словами. У вас получился анимированный кроссворд, в котором слова появляются по очереди в заданном вами порядке.

Задание № 10. Анализ электронных конструкторов баз тестовых заданий. 2-4 балла.

Цель: познакомиться с возможностями проектирования и использования электронных баз тестовых заданий по истории.

Форма представления результатов работы: схема.

Найдите в сети Интернет описание одного из конструкторов тестов и составьте схему, отражающую его возможности для создания базы тестовых заданий и проведения тестирования по истории. Необходимо учесть следующие позиции: виды тестовых заданий, которые можно создавать в базе; организационные возможности тестирования (установка времени, выборка вопросов и т.п.); процедура оценивания и формы оценивания; возможности получения аналитических данных по итогам тестирования.

ЗАДАНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Аннотированный список электронных изданий и ресурсов по теме школьного курса истории

Цель: формировать навыки поисковой деятельности в распределенном ресурсе сети Интернет и создания комплекса информации по обеспечению преподавания школьных курсов истории.

Описание задания:

Составьте аннотированный список электронных изданий на CD (DVD) и ресурсов сети Интернет по ЛЮБОЙ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЕ школьного курса истории 5-11 классов.

В аннотацию к каждому изданию или ресурсу должны входить: название, выходные данные или адрес в Интернете, краткое описание возможностей для изучения именно выбранной вами темы, преимущества и недостатки.

Распределите найденные издания и ресурсы по трем группам:

а) исторические, содержащие дополнительную информацию (контент) для учителя по теме (тексты сочинений историков, документы, иллюстрации и т.д.);

б) методические, содержащие рекомендации учителям по преподаванию данной темы в школе (презентации, конспекты уроков, ЭОР, проекты и т.д.);

в) издания и ресурсы, которые могут быть использованы учащимися (организация тестирования, проектная деятельность, материалы для дополнительного изучения и т.д.).

В перечне должно быть не менее 16 источников. Обязательно использовать хотя бы один ресурс по выбранной теме с сайтов:

* http://school-collection.edu.ru/

* http://fcior.edu.ru/

Критерии оценивания: Максимальное количество баллов - 8.

При оценивании аннотированного списка учитываются следующие позиции: полнота (количество изданий и ресурсов) перечня, позволяющего раскрыть тему (2 балла); авторский характер аннотаций (3 балла); использование современных и значимых изданий и ресурсов (2 балла); оформление текста аннотаций в соответствии с библиографическими требованиями (1 балл).

Тест по проблематике дисциплины

Тест проводится по итогам изучения 1-3 тем дисциплины и проверяет знание теоретического учебного материала.

Количество заданий в тесте - 29.

Время выполнения - 45 мин.

Задания 1 и 2 типа (закрытые) оцениваются в 1 балл, 3-4 типа (открытые) в соответствии с количеством информации, которую необходимо изложить испытуемому.

Примеры тестовых заданий:

1. Телекоммуникация - это:

а) это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией;

б) передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств;

в) комплекс необходимых технических средств и соответствующих программ (программное обеспечение) связанных друг с другом;

г) методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

2. Осин А.В. выделил следующие педагогические инструменты ИКТ (возможно несколько вариантов ответа):

а) коммуникативность; б) интерактив;

в) информационность; г) телекоммуникация;

д) моделинг; е) мультимедиа;

ж) поисковые услуги; з) производительность.

3. Информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми "информационными единицами", хранящимися в ее памяти и вызывать их на экран монитора "нажатием кнопки" - _______________________ система.

4. Составьте ТРИ предложения, описывающие типовую конфигурацию ИКТ и особенности организации "диагональной схемы урока".

ЗАЧЕТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ

Зачетное собеседование (10-20 баллов) является обязательным в случае, если студент пропустил более 50% практических занятий.

Вопросы для зачетного собеседования

1. Информатизация общества как социальный процесс и его влияние на сферу образования.

2. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Существенные признаки ИКТ.

3. Цели и задачи внедрения ИКТ в учебный процесс.

4. Положительные и отрицательные аспекты внедрения ИКТ в учебный процесс.

5. Новые педагогические инструменты информационных технологий.

6. Информационная образовательная среда.

7. Современные подходы к классификации ИКТ в образовании. Основные классификации и их характеристика.

8. Ресурсы Интернет и их возможности для реализации школьного процесса обучения истории.

9. Дистанционное обучение.

10. Электронные материалы учебного назначения по истории и инструментальные средства их разработки.

11. Оценка дидактической целесообразности и эффективности применения ИКТ в обучении истории. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению истории в средней школе.

12. Урок с использованием информационных и коммуникационных технологий (компьютерный урок), его особенности. Подготовка учителя истории к уроку с использованием ИКТ.

13. Использование ИКТ на уроке истории: организация и проведение лекционного занятия.

14. Использование ИКТ на уроке истории: организация и проведение лабораторно-практического занятия.

15. Использование ИКТ на уроке истории: организация и проведение игрового занятия.

16. Использование ИКТ на уроке истории: организация и проведение виртуальной экскурсии и заочного путешествия.

17. Возможности ИКТ для организации активной познавательной деятельности учащихся. Познавательные задания по истории на основе ИКТ.

18. Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения в обучении истории.

19. Роль ИКТ в проектной деятельности учащихся по истории.

20. Преимущества и недостатки компьютерного тестирования как средства проверки результатов обучения.

21. Базы тестовых заданий по истории для учащихся в Интернете и на CD. Использование электронных баз тестовых заданий для подготовки учащихся к ЕГЭ по истории.

22. Инструментальные средства разработки тестов.

ЗАДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ РЕЙТИНГ-ПЛАНА.

1. Глоссарий "ИКТ в образовании" 1-4 балла.

Составить тематический глоссарий - словарь понятий по дисциплине с толкованием, комментариями и примерами. К каждой словарной статье прилагается ссылка на источник информации.

2. Аналитическая записка "Положительные и отрицательные последствия использования ИКТ в историческом образовании" 1-6 баллов.

Проанализировать имеющиеся полиграфические издания и электронные публикации по проблеме и составить аналитическую записку. Объем записки - не менее 8 страниц, включая список изученной литературы. По тексту размещаются ссылки.

3. Конспект урока истории с использованием электронного издания или ресурса учебного назначения. 1-6 баллов.

Цель: подготовиться к проведению урока истории с использованием материалов одного из электронных изданий или ресурсов учебного назначения.

Форма представления результатов работы: конспект урока.

Используя одно из электронных изданий (их перечень см. в учебном пособии: Несмелова М.Л. Информационные технологии в историческом образовании. М. 2012) или ресурсов (например, на сайте //http://fcior.edu.ru/) учебного назначения по истории для средней школы, разработайте конспект урока по следующему плану.

1. Тема урока.

2. Класс и уровень обучения.

3. Типовая конфигурация ИКТ для проведения данного урока.

4. План урока.

5. Этап урока, на котором будут использованы ИКТ и обоснование целесообразности их использования по сравнению с традиционными средствами обучения.

6. Описание деятельности учителя и учащихся на этом этапе.

7. Прогнозируемые результаты использования электронного издания учебного назначения по истории для образования и развития учащихся.

4. Изучение электронного (цифрового) инструмента учебной деятельности 1-6 баллов.

Цель: определить возможности одного из цифровых инструментов учебной деятельности для преподавания истории в средней школе.

Форма представления результатов работы: аналитическая записка.

В сети Интернет опубликованы созданные специально для системы образования инструменты учебной деятельности, позволяющие конструировать учебные объекты по истории. Их можно скачать и использовать в учебном процессе бесплатно на сайте http://school-collection.edu.ru .

Выберите один из цифровых инструментов учебной деятельности, проанализируйте его описание и саму программу, разработайте на его основе задания для учащихся по истории.

1. Изучите технические характеристики программы: как она устанавливается, каких требует характеристик компьютера, оперативной памяти и т.п. Насколько удобен и прост в использовании интерфейс?

2. Определите, для создания каких исторических объектов предназначен данный инструмент.

3. При изучении каких исторических курсов, тем этот инструмент может быть использован? Есть ли ограничения по возрасту?

4. На основе данного цифрового инструмента разработайте несколько познавательных заданий для учащихся.

5. Комплект учебных заданий на основе одного из электронных (цифровых) инструментов учебной деятельности 1-12 баллов.

На сайте http://school-collection.edu.ru изучите инструменты учебной деятельности: "ОСЗ Хронолайнер 1.0"; "Живая Родословная"; Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями. На основе одного из них составьте комплект учебных заданий для школьников по одному из курсов истории (5-11 класс).

Должно быть составлено не менее 6 заданий (2 балла за каждое).

6. Сравнительный анализ учебных электронных изданий по школьным курсам истории 1-8 баллов.

Цель: познакомиться с имеющимися электронными учебными изданиями по истории.

Форма представления результатов работы - сравнительная таблица с выводом о функциональности дисков в учебном процессе.

1. Составьте перечень имеющихся на сегодняшний день учебных электронных изданий по одному из школьных курсов истории (5-11 класс).

2. Изучите аннотации, отзывы или сами диски и составьте сравнительную таблицу, отразив в ней: объем содержания курса; виды учебной деятельности, которые обеспечивает каждый диск, уровень его интерактивности.

7. Составление комплекта информационных объектов по одной из тем школьного курса истории 1- 8 баллов.

Выберите одну из тем школьного курса истории (5-11 класс) и разработайте к ней в программе PowerPoint разнообразные информационные объекты, которые могут быть использованы на уроках.

Перечень возможных цифровых объектов:

* подборка статичных изображений (портреты, исторические картины, архитектурные сооружения, предметы быта и т.д.); каждая подборка включает не менее 5 объектов;

* динамичные изображения - видеофрагменты, видеоэкскурсии;

* анимации (динамичные иллюстрации) - анимированные карты и схемы, графики и диаграммы;

* звук - записи лекций, фонограммы речей исторических деятелей, музыкальные произведения.

Должно быть разработано и подобрано не менее 8 разнообразных объектов (каждый объект - 1 балл).

При создании презентации необходимо помнить следующее:

1. Использование программы Power Point не самоцель! Главная задача состоит в том, чтобы создать методически и содержательно грамотную работу, пригодную для использования на уроке истории или самостоятельной работы учащихся.

2. Главная цель использования ИКТ (и в том числе презентаций) в преподавании истории - повысить эффективность обучения и способствовать лучшему усвоению исторического материала учениками. Отбирайте материалы в презентацию исходя из этого! Подумайте, например, насколько оправданным будет использование больших текстовых фрагментов, которые ученики должны будут прочесть с экрана. Помещайте в презентацию те объекты, которые действительно недоступны для показа детям с помощью других средств обучения (произведения искусства и другие изображения, карты, которые не всегда есть в кабинетах истории, анимированные таблицы и схемы, которые будут появляться на экране по мере вашего объяснения или беседы с учащимися и т.п.).

3. Все используемые вами спецэффекты, заложенные в Power Point, должны быть оправданы с точки зрения эффективности процесса обучения. Чересчур не увлекайтесь ими!

8. Аннотированный список "Современные технические устройства реализации информационных технологий в образовании" 1-6 баллов.

На основе анализа специальной литературы и сайтов сети Интернет составить аннотированный список (название, назначение, возможности и преимущества) современных технических устройств (проекторов, интерактивных досок, ноутбуков и учебных устройств, сетевых классов и т.п.) для реализации информационных технологий в образовании.

В перечне должно быть не менее 24 устройств (0,25 балла за каждое).

9. Эссе. Роль ИКТ в собственной педагогической деятельности 1-6 баллов.

Если вы работаете в школе и используете ИКТ в собственной педагогической деятельности, напишите эссе.

Эссе - это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу Как правило, эссе предлагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Объем эссе - 1-2 страницы.

10. Учебные графические материалы по теме "Роль ИКТ в проектной деятельности учащихся по истории" 1- 10 баллов.

Изучите последовательность и содержание этапов проектной деятельности школьников по истории и роль на каждом из них ИКТ. Составьте графики, схемы и таблицы, помогающие школьнику осуществлять проектную деятельность на каждом этапе (т.е. представьте ему как можно более наглядно этот процесс).

Должно быть составлено не менее 5 сложных графических объектов (2 балла за каждое).

11. Сравнительный анализ электронных конструкторов для создания тестов 1-8 баллов.

Найдите в сети Интернет описания различных конструкторов тестов и составьте сравнительную таблицу по следующим позициям: виды тестовых заданий, которые можно создавать в базе; организационные возможности тестирования (установка времени, выборка вопросов и т.п.); процедура оценивания и формы оценивания; возможности получения аналитических данных по итогам тестирования.

Сделайте вывод о наиболее эффективной программе для системы образования.

Должно быть проанализировано не менее 8 программ (1 балл за каждую).

12. Учебный проект "Виртуальная учебная экскурсия" с презентацией в программе www.prezi.com". 1- 8 баллов.

Цель: выявить возможности информационных и коммуникационных технологий для создания и проведения виртуальных экскурсий в образовательной и культурно-просветительской деятельности.

Форма представления результатов работы: презентация в программе www.prezi.com и текст экскурсии.

Разработка виртуальной экскурсии (заочного путешествия) средствами программы www.prezi.com. (инструкции на русском языке можно посмотреть: http://mainprezi.blogspot.com/2009/07/prezi.html; http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php/%D0%9E%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_Prezi.com; http://www.openclass.ru/dig-resource/105356.

Подготовьте материалы для проведения виртуальной экскурсии (заочного путешествия) на уроке или во внеурочное время. Для того выберите тему экскурсии, которую будете разрабатывать в соответствии с учебными программами школьных курсов истории 5-11 классов. Соотнесите ее с возрастными особенностями учащихся или целевыми установками аудитории, на которую она рассчитана.

В презентации разместите: название экскурсии (путешествия), ФИО авторов, интерактивную карту (план) с обозначенными на ней экскурсионными объектами. При наведении мыши на объекты (или при заданном маршруте) они увеличиваются. В презентации на каждом объекте должна быть подпись. Другой текст на слайды не размещается. Можно предусмотреть использование не только статичных объектов (иллюстраций), но и аудио и видео объектов. Минимальное количество объектов - 11.

К презентации прилагается текст экскурсии (путешествия), который должен полностью соответствовать структуре и содержанию презентации, т.е. к каждому объекту должен относиться какой-то фрагмент текста. Текст печатается в программе Word.

1 Подробнее см: Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М. 2004. с.112-116; 263-286.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении