Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 055181 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

Понятие о возрасте

Категория возраста в психологической науке

Возрастная психология - это область знаний, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах.

Возраст - одна из фундаментальных и сложных категорий в возрастной психологии. Возраст - это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (количество прожитых лет ) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие). Если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим показателями, принятыми для данного возраста. т.е. каким должен быть человек, что и как делать, чтобы его можно было отнести к тому или иному возрасту: например, "ребенок", "взрослый", "взрослеющий". В возрастной психологии существуют статистические данные о поведении и психических особенностях, которые позволяют говорить о соответствии (или несоответствии) психического развития конкретного человека своему хронологическому возрасту

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости (биология располагает статистическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают - то больше.

Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

2. Основные понятия возраста

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД - определенный отрезок времени, имеющий свою динамику и характеристику. Это не столько биологическая, сколько социальная категория, определяется:

* новыми потребностями и деятельностью,

* характерными противоречиями,

* характерными психологическими новообразованиями (на выходе) каждого периода (на входе - новое). Каждый возрастной период подготавливается предыдущим, возникает на его основе и служит основой для следующего периода.

Возрастная характеристика определяет:

* изменение положения ребенка в семье и школе (социуме);

* изменение форм обучения и воспитания;

* новые формы его деятельности;

* некоторые особенности созревания организма.

Возрастные особенности - характерные общие особенности, направление развития. В пределах возраста - большие индивидуальные развития, как следствие:

а) индивидуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспитания.

б) физиологических различий (в частности, типологические св-ва ВНД).

Задачи обучения и воспитания - формировать и развивать у ребенка психические особенности, св-ва и качества которые:

1) характеризуют высший уровень развития на данном возрастном этапе;

2) подготавливают закономерный переход к следующей возрастной стадии, более высокому уровню психического развития.

2. ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВВД) (Л. С. Выготский) - называется такой вид деятельности, который на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, подростка в его психических процессах и свойствах личности, а не тот вид, которым чаще занимается ребенок (хотя часто это совпадает) - (игра, учение, труд, общение.

3. НОВООБРАЗОВАНИЕ (НО) (Л. С. Выготский) - ("Нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста). Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

4. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ (ССР) - особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

5. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Это период, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее оптимальными (благоприятными).

Причины сензитивности:

1) Закономерности органического созревания мозга.

2) некоторые психические процессы и св-ва могут сформироваться лишь на основе уже сформировавшихся др. Психических процессов и св-в (напр. математическое мышление - на основе абстрактного мышления).

3) жизненный опыт

Примеры сензитивных периодов.

* для речи и обучению иностр. яз.- от 1 до 3 (5) лет;

* для воспитания (основы характера и личности) - от 1 до 6 лет

* двигательные навыки (лазание, прыгание) - 5 - 9 лет.

* Математическое (абстрактное) мышление - 15-20 лет.

6. ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (ЗБР) - (Л.С.Выготский) - это ориентировка на ближайшие возможности ребенка (потенциальный уровень) или то, что ребенок может делать с помощью взрослого в настоящее время. Есть еще актуальный уровень - то, что ребенок делает самостоятельно.

7. Понятие об АКСЕЛЕРАЦИИ (лат. ускорение) - наблюдающееся, особенно в последние годы, это - прогрессирующее ускорение физических, психологических (особенно умственных), но не социального развития детей и школ. (Примеры).

Причины акселерации:

1) биологическая - влияние малых доз ионизирующих излучений и радиоволн; применение в с/х и медицине биологически активных веществ, стимуляторов роста и развития; повышение в рационе человека удельного веса животно-белковой пищи; 2) социальная - нарастание темпа жизни, что повышает жизненный тонус; влияние огромного потока информации - по каналам средств массовой коммуникации.

8. Понятие жизненного цикла предполагает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы ("возрасты жизни" или "времена жизни", подобные временам года) представляют собой постоянный круговорот.

9. Жизненный путь - это процесс развития от младенчества до старости и смерти, результат взаимодействия между личными и социальными событиями.

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении