Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 055182 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

МЕТОДИКА И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Ушинский. К.Д. "Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, надо во всех отношениях его изучить".

Краткая история возрастной психологии.

В течение столетий здравый смысл пасовал перед проблемой развития. Ребенка рассматривали как маленького взрослого. Живопись. Отсюда - количественное различие. (а не качеств.).

Зарубежные ученые: Ян Коменский, Джон Локк - проблемы детской психики в связи с воспитанием и обучением, Жан Жак Руссо - французский ученый-педагог, сторонник теории о ведущей роли воспитания в формировании человека, Пестолоцци - одним из первых собирался построить весь процесс обучения на психологической основе. Особая роль - К.Д. Ушинского - родоначальника педагогической науки России, особое внимание уделялось в его работах развитию психики в различные возрастные периоды. Вильям Штерн - проблемы развития восприятия, речи, умственных процессов, Карл и Шарлотта Бюлер- австронемецкие психологи - проблемы зоопсихологии, развития сознания и др.

Выход психологии в отдельную науку - первое 10-летие 20 века. Россия - 1906. - 1-й съезд (педагогической психологии, экспериментальной педагогике). Первоначально - популярное изложение общих психол. знаний для учителя, беседа с учителями о психологии, т.е. не было своего предмета исследования, лишь позже главными проблемами здесь стали уже чисто теоретические проблемы.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

План 1. Определение "метода", "методики" (методология")

2. Оценка места, роли метода (и конкретных методик) в изучении психики.

3. Требования к методам.

4. Оценка методов психологии: "+" или "-".

1) МЕТОД - (с греч. - путь исследования, теория, учение) - способ достижения к-л цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

В философии метод - способ построения и обоснования системы филос. знания.

Встречаются различные т. зрения (дисс. конф.) - метод удачный, поэтому полученные результаты интересны; метод неудачный, поэтому ...

Сам метод - ни хорош, ни плох, - только инструмент. Его оценка зависит от теоретич., методол. воззрений исследователя.

Примеры: изучение темперамента и характера, способностей и знаний, вним., память. Но мышление - соц. обусловлено.

2 подхода: 1) адаптация метода - обязательное условие и все будет хорошо,

2) невозможность использования - либо частично (опросники)

- др. культура, др. соц. условия - идеология, мировоззрение.

МЕТОДИКА психологических исследований - совокупность методов, применяемых в данном исследовании и определяемых соответствующей им методикой.

Методика исследования всегда отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками нашей психологии специфические черты должна носить и ее методика.

Психика, сознание изучается нами в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики.

1. Отечественная психология утверждает единство, но не тожество психического и физического, значит психологическое исследование, в некоторых случаях включает физиологический анализ психологических (психофизических) процессов.

2. Методика психологического исследования, психологического познания человека, отправляясь от его деятельности и ее продуктам, должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека.

3. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей. Для этого необходимо не оперирование одними лишь статистическими средними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что действительность конкретна и лишь ее конкретным анализом можно раскрыть реальные зависимости.

4. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития психики является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследования.

5. Надо изучать ребенка, обучая его. Таким образом, в самой методике, в "практике" исследования закладывается единство, связь между теорией и практикой, между научным познанием психических явлений и реальным практическим воздействием на них.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ - основные пути и приемы познания псих. явлений и их закономерностей. Методы психол. науки должны иметь цель применения и методический прием, позволяющие проникать в сущность изучаемого психического явления. (Е.В.Шорохова: Кр. психол. словарь. Хрестом. под ред. К. К. Платонова.)

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ - система взглядов о принципах, способах, методах и средствах познания объекта психологии, система представлений о логике психологических исследований.

Основы методов исследования

I. Методологическая основа. (Законы философии).

* - единство и борьба противоположностей;

* - противоречия - как источник развития;

* - переход количества в качество - в виде скачков, растянутых во времени - новообразования возрастов.

II. Общепсихологические принципы.

* - принцип детерминизма (обусловленности)

* - принцип развития психики в д-ти

* - принцип единства сознания и д-ти.

III. Принципы возрастной и педагогической психологии.

* - неравномерность психич. развития (сензитивные периоды)

* - интеграция психики (целостность)

* - пластичность и возможность компенсаций

IV. Требования к методам:

- методы должны быть многообразными, адаптированными

- обязательно учитываем возраст испытуемых при выборе метода

- профессионализм исследователя

- соблюдать этику исследования (не всегда сообщаем результаты - социометрия)

- метод должен быть направлен на изучение задач исследования - адекватен им и гипотезе исследования (что, для чего, зачем?)

Классификация методов

С помощью методов исследования, мы изучаем не просто внешние проявления психики, а саму психику по ее внешним проявлениям.

Все многообразие методов, используемых в психологии, можно свести в четыре группы.

1. Эмпирические методы - сбора информации о психических особенностях, как отдельного человека, так и социальной группы.

2. Методы обработки полученной информации, в том числе и с использованием методов математической статистики и электронно-вычислительной техники.

3. Теоретические методы - анализа и интерпретации результатов исследований и получения нового знания о психических особенностях изучаемого человека или социальной группы,

4. Методы практического характера, к числу которых относят:

а) методы оказания различных форм психической помощи;

б) методы социально-психологического научения (тренинги групповые и индивидуального обучения, методики регуляции психических состояний и т. п.).

Наибольший практический смысл в деятельности специалиста имеют методы первой группы - сбора психологической информации.

Эта группа подразделяется на:

I. ОСНОВНЫЕ - наблюдение и самонаблюдение (интроспекция, рефлексия);

- эксперимент.

II. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

1) методы опроса - письменные: анкета, опросники; - устные: беседа, интервью,

2) тест;

3) Метод экспертных оценок (рейтинг);

4) анализ результатов деятельности (учащихся: тетради, рефераты, рисунки, лепка, конструирование и др.);

5) методы исследования группы:

- социометрия,

- референтометрия.

6) ассоциативный эксперимент

7) близнецовый метод;

8) биографический.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. НАБЛЮДЕНИЕ И САМОНАБЛЮДЕНИЕ.

Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция (посредством которого мы раскрываем содержание наших психических явлений), и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение (посредством которого мы познаем явления объективной действительности, в них отражающиеся).

Традиционная, интроспективная психология считала самонаблюдение, или интроспекцию, единственным или, во всяком случае, основным методом психологии. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир.

Объективная, поведенческая психология вовсе отвергла самонаблюдение и признала единственным методом психологии "объективное" наблюдение внешнего "поведения". Это была лишь изнанка той дуалистической, картезианской позиции, которая метафизически рассекла мир на две друг для друга внешние сферы - духовную и материальную.

Мы исходим из единства внешнего и внутреннего. Поэтому для нас по-новому решается вопрос, как о самонаблюдении, так и о наблюдении. На основе единства психического и физического, внутреннего и внешнего, к которому приходит наше решение психофизической проблемы, раскрывается единство самонаблюдения и внешнего, так называемого "объективного", наблюдения. Посредством самонаблюдения мы раскрываем содержание наших психических процессов и состояний.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ, или интроспекция, т.е. наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Самонаблюдение - предполагает способность к рефлексии.

Рефлексия - (с лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

НАБЛЮДЕНИЕ - предполагает опосредованное познание индивидуальных особенностей психики через изучение поведения, когда по объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику и т.д.) психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических явлений (восприятие, характер и т.д.).

Испытуемые НЕ ЗНАЮТ, что проводится наблюдение.

ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ:

* сплошное (все в поведении);

* выборочное (например, за игрой);

* периодическое (на разных этапах жизни);

* длительное (лонгитюдное);

* скрытое (латентное);

* включенное - невключенное.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ:

1) в естественных условиях, привычных для испытуемого;

2) исходить из принципа целостности человеческой личности (например, невозможность анализа волевых качеств, без учета мотивации - единство мотивационной и динамической стороны воли);

3) в группе и как члена группы (ибо личность социальна);

4) в различных условиях (возможна маскировка приспособление);

5) использование ситуации "поступок наедине" - вне социального контроля;

6) недопустимы предвзятость и субъективизм - т. е. опора только на интуицию.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

* привычные естественные условия (испытуемый не знает - естественное поведение);

* испытуемый исследуется как целостная личность, каждый факт, поступок, действие не изолированно, а в совокупности с др.;

* в процессе взаимоотношения с членами группы;

* прослеживается связь между поведением испытуемого и действиями исследователя (ученик-учитель, ребенок-родитель).

НЕДОСТАТКИ:

* очень трудоемкий;

* пассивный;

* невозможно повторить;

* требует большой психологической культуры исследования, умение увидеть существенное (мотив);

* факты в описательной форме, ограничено применение статистических методов обработки - трудно выявить закономерность.

В процессе наблюдения важно соблюдать планомерность, систематичность. Фиксировать результаты наблюдения в дневнике наблюдений - зарисовки, схемы, примечания, одним словом все факты. Это - тренировка наблюдательности, как интеллектуального качества личности, и как профессионально значимого качества личности учителя.

НАБЛЮДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ.

1. Вначале обращается внимание на то, как человек вошел в комнату (смело, скованно, развязно или как-то иначе), какая у него мимика, выражение лица и т.д.

2. Отмечаются особенности позы: сидя, положения рук, их движения, отношение данного лица к окружающей обстановке (напр., разглядывает ее или смотрит на собеседника).

3. Далее, легко ли наблюдаемый человек вступает в беседу, охотно ли и подробно отвечает на вопросы, приходится ли повторять вопросы для получения ответов. Обращается внимание на грамматические и стилистические особенности построения речи; адекватность ответов; наличие обмолвок, недоговорок, запинания, заикания...

4. Выясняется, нет ли уклонений от ответов, каковы интонационный строй фраз, богатство лексики, особенности эмоциональных реакций, психических состояний и т. д.

Естественные условия, привычные для исследуемого.

испытуемый не должен знать об исследовании.

Наблюдаем за испытуемым в разных ситуациях

Наблюдение нельзя повторить

2. ЭКСПЕРИМЕНТ

2. ЭКСПЕРИМЕНТ - (от лат. exsperimentum - проба, опыт) - исследование индивидуально-психологических особенностей личности в различных условиях.

ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА:

1. естественный;

2. лабораторный;

3. констатирующий (или итоговый);

4. формирующий (или преобразующий).

ЕСТЕСТВЕННЫЙ - при этом виде эксперимента воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность испытуемого находится (изучается) в ее естественном протекании (примеры: запоминание текста под музыку, в тишине, в шумной обстановке и т.д.).

Положительное: 1- наиболее оптимальные условия для работы;

2 - испытуемый не знает об исследовании;

Отрицательное: - невозможность повторения.

ЛАБОРАТОРНЫЙ - проводится в специально созданных условиях, со специальным оборудованием. Испытуемый знает, что проводится эксперимент, но испытуемый не должен знать, что именно изучается.

Положительное:

* возможность повторения;

* активное вмешательство (корректировка);

* точность результатов (возможна статистическая обработка);

Отрицательное:

* искусственные условия сковывают или возбуждают испытуемого - "научное вредительство".

КОНСТАТИРУЮЩИЙ (итоговый) - используется на начальном или завершающем этапе исследования. Это продольные и поперечные срезы (пример - внимание на уроках в 10-х классах, внимание на первом уроке во всех классах).

ФОРМИРУЮЩИЙ (преобразующий) - метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Метод позволят через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику психического становления личности.

Начало формы

Конец формы

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ.

1. МЕТОДЫ ОПРОСА: устные - беседа, интервью.

письменные - анкетирование, опросники.

БЕСЕДА - получение информации на основе вербальной коммуникации (устная речь) об индивидуально-психологических особенностях личности.

ИНТЕРВЬЮ - (с лат. - встреча) - способ получения социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации (с помощью устного опроса).

Общее беседы и интервью - устные, сбор информации, диалог, экспромт и заранее подготовлены, одна или несколько тем, вопросы или тема могут быть сообщены заранее.

Отличия - план у беседы, более свободная форма (от вопросов можно отходить и снова возвращаться); интервью - более строгая структура, необходимо придерживаться намеченных вопросов.

АНКЕТА - (с фр. - список вопросов) - средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации (письменная речь).

Должна быть создана атмосфера доверия, доброжелательности, искренности. Обстановка максимальной естественности, непринужденности, тактичности. Может быть использована скрытая камера.

При анкетировании следует учесть два основных закона:

1) Закон уравнивания испытуемых (образование, возраст, профессия, стаж работы ...).

2) Закон больших чисел, согласно которому анкетирование, охватывающее большое количество лиц, содержит более достоверные данные, чем когда оно охватывает несколько человек.

Анкетирование в основном рассчитано на получение количественных показателей, которые характеризуют качество явления. Основной недостаток анкет в том, что их заполняют отдельные лица. За подлинное групповое мышление выдается лишь статистическое среднее суждение отдельных лиц. Оно не отражает полностью мышление группы: целое не есть сумма частей, его составляющих.

Анкетирование можно проводить фронтально - в группе, классе, кружке. Анкета раздается всем членам. Исследователь называет вопрос, ответ на который сначала обсуждается всеми. Принятое большинством суждение заносится в анкету самим исследователем. Кроме того, каждый участник записывает в своем экземпляре личное мнение - или не совпадающее с мнением всех, или дополняющее, уточняющее. Можно использовать диктофон или магнитофон. Тогда получаются данные о процессе формирования группового мнения.

Но должно быть создана атмосфера максимального взаимного доверия и уважения исследователя и группы.

ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ВОПРОСОВ В МЕТОДАХ ОПРОСА1.

1. Закрытый вопрос: "Пойдешь завтра в кино?" - нет, да, не знаю, т.е. это короткий, однозначный ответ, не требующий разъяснения. Если таких вопросов большинство, то у собеседника возникает ощущение формальности и равнодушия к его мнению.

2. Открытый вопрос - начинается со слов "почему, как вы думаете, зачем, что делать..."- "Как вы бы решили проблему высшего образования, если бы были министром образования". Здесь уже не может быть однозначного ответа. Этот вопрос показывает истинную заинтересованность собеседника в вашем мнении.

3. Прямой вопрос. Это может быть неожиданно, но тем и интересно, т.к. человек обычно в растерянности говорит правду. "Тебе нравится изучать психологию?"

4. Косвенный вопрос - помогает скрыть прямую цель: "Как бы вы расположили по значимости изучаемые предметы в ВУЗе".

5. Взаимопроверящие - при различной формулировке смыл вопроса остается:

Хотелось бы изменить Вашу жизнь?

- Если бы могли начать жизнь заново, Вы что-нибудь изменили?

- Что самого важного в Вашей жизни?

6. Вопросы должны быть корректными (если очень хочется о чем-то спросить, используйте косвенные вопросы):

* нежелательно спрашивать о личной жизни (если это не близкий человек), т.к. это может расстроить человека и контакт не получиться;

* о доходах и финансовом состоянии;

* о профессиональных секретах;

o нельзя давить, если человек уходит от ответа (даже если Вы используете взаимопроверяющий вопрос). Значит это "табу" в разговоре.

2. ТЕСТИРОВАНИЕ. (самостоятельный метод)!

ТЕСТ - (с англ. - проверка, одномоментная проба, испытание) - система стандартизированных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенных психологических качества (свойств) личности. Тест - кратковременное, стандартизированное задание, выполнение которого после количественной и качественной обработки и оценки может служить показателем степени совершенства изучаемого психологического феномена.

ВИДЫ - тесты интеллекта, личностные, проективные (несуществующее животное), креактивные (для изучения и оценки способностей) и т. д.

Этот метод в системе методов занимает ОСОБОЕ МЕСТО: тест служит средством прогноза, т.е. выявляет перспективу развития.

Диагностическая ценность теста зависит от того, как он оформлен, сконструирован, обоснован, проверен (случайность выборки, репрезентативность, надежность, валидность).

Оценка метода.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ:

а)- равнение на норму, определение нормативов развития детей (психодиагностика выявления доступности учебного материала, для разработки программ);

б) определение различия между умственно отсталыми детьми (нет перспективы) и детьми с задержкой психического развития (есть перспектива). Внешне часто одинаково дети: и те и другие не успевают по программе, не усваивают материал;

в) возможность повтора, вариативность (в разное время, в разных условиях);

г) большой количественный материал, использование статистики;

д) не требует сложного оборудования и специальной подготовки;

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ:

а) данные на момент проведения (не полная информация + множество не учитываемых факторов: настроение, физическое состояние, мотивацию др.).

3. МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК (РЕЙТИНГ) - (с англ. - оценка, порядок, классификация) - термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация социально-психологических объектов по степени выраженности для них тех или иных свойств (это экспертные оценки). Например, степень адекватности СО (самооценки) и ОЦ (оценки), престижность профессии, статус личности в группе.

Обработка данных: из оценок разных экспертов выбираются характеристики, наиболее часто упоминающиеся. Крайние показатели не учитываются.

Положительное:

а) большой количественный материал;

б) возможна статистическая обработка;

в) можно повторять и уточнять данные.

ОТРИЦЕЛЬНОЕ:

а) - качественная обработка затруднена. Трудно установить корреляцию полученных ответов с объективным положением и поведением испытуемого;

б) индекс правдивости искажен, из-за субъективности ответов.

4. АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ (РЕЗУЛЬТАТОВ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи (рисунки, дневниковые записи, сочинения, особенно на свободную тему, рефераты, контрольные, экзамены и др.), архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется.

5. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУППЫ:

Социометрия - (с лат. - общество, измеряю) - социально-психологический метод, применяемый для оценки межличностных и эмоциональных отношений в группе, для выявления мест (статуса), которое занимает личность в группе ("кого выбирают").

Референтометрия - выявление отношения значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц (за что выбирают).

http://psyfactor.org/moreno.htm

6. ПРИНЦИП АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

Ассоциативный эксперимент (англ. association experiment) - термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности, который был предложен в самом нач. XX в. К. Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгеймером и Д. Кляйном. Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируются тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и "аффективных комплексах" испытуемого, его установках и т. п.

Цель - выявить можно то, что человек тщательно скрывает или не осознает (напр., криминальная психология).

7. БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД - метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека. Предложен Ф.Гальтоном в 1875 г.

Близнецовый метод - исследование близнецов в различных социальных условиях для выявления влияние среды на развитие личности и психики.http://www.psychologos.ru/articles/view/bliznecovyy_metod

8. БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ в психологии (ново - жизнеописание от жизнь, пишу) - способы исследования, Диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути Личности. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические Методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1) - численность методик (много по числу) - еще не обеспечивает достоверности полученных результатов. Они должны быть адаптированы и соответствовать возрасту и целям исследования.

2) - статистические методы обработки должны опираться на теорию. Сам по себе коэффициент корреляции еще ни о чем не говорит (напр., как связаны цвет волос и этажность)

3) - не стремиться за "развлекательными": много новых методик ("тесты") - оригинальные, необычные, "что-нибудь этакое" - не всегда имеют научную ценность

4) - изучение методов ПСХ исследвания на лабораторно-практических занятия по психологии способствуют:

а) закреплению студентами знаний, полученных при изучении теоретического курса психологии.

б) формированию навыков и умений практической работы "психолога-исследователя".

в) овладение конкретными методиками современной психологической науки.

5) - какими методиками ужнонобучать будущего учителя - наиболее элементарным

6) - какими должны быть методики?

а) методики должны достаточно полно раскрывать наиболее важные аспекты особенности личности.

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении