Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 055183 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

Возрастная психология и психология развития

Как научная дисциплина

ВП - акцент на возрастных особенностях психики;

ПР - изучает сам процесс психического развития;

ВП и ПР изучает :

>динамику развития человеческой психики,

> качественное изменение ППП и качеств личности во времени.

> объектом ВПиПР

1. являются не сами психические явления, а их развитие или

возрастная изменчивость.

2. изменения, которые происходят в психике и поведении человека

при переходе из одного возраста в другой.

Виды изменений

•Количественные

1 •Качественные

•Эволюционные

2 •Революционные

3 • Ситуационные

Количественные -

Увеличение:

• размера тела;

• увеличиваются словарный запас,

• объем памяти;

• овладение разными навыками...

Качественные -

Усложнение:

•движения тела;

•грамматической структуры речи;

•видов речи (устная - письменная);

•в ППП - от непроизвольного к произвольному ...

Эволюционные - накапливаются

изменения постепенно,

проходят медленно, плавно...

Революционные -

• изменения более глубокие,

• происходят быстро

(скачкообразно),

• появляются на рубеже периодов.

Ситуационные

неустойчивы, обратимы и

нуждаются в закреплении.

Связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка.

Понятие "Возраст" -

качественно своеобразный период

физического, психологического и поведенческого развития,

характеризующийся присущими только ему особенностями.

Понятие возраста -

Это основа для установления возрастных норм

в интеллектуальном и

личностном развитии детей.

Возрастной период

-это цикл (этап) развития со своей!

структурой и динамикой.

Возраст - это

качественно своеобразный период физического, психического и

поведенческого развития, характеризующийся

присущими только ему особенностями.

Виды возрастов

В психологии следующие представления о возрасте: физический

психологический .

Физический возраст -

это время жизни человека в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения.

Физический делится:

1. Хронологический - продолжительность жизни человека

(по паспорту);

2. Биологический - биологические показатели организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3. Психологический - уровень развития психики:

а) умственный возраст - IQ .

б) социальная зрелость - SQ .

в) эмоциональная зрелость:

уравновешенность, личностная зрелость.

"Психологический возраст"

(Л. С. Bыгoтcкuй) ­ это

-качественно своеобразный период ? развития, характеризуется появлением новообразования,

которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Возраст проявляется

* в ППП: восприятии, памяти, мышлении, речи;

* особенностях личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения.

История развития

ВП оформилась как самостоятельная область знания

к концу XIX в.

В начале ВП

изучала только детскую

психологию,

(от рождения до 7 лет), ограничивая своё развитие.

ВП раскрывает:

психологическое содержание этапов онтогенеза,

> изучает

возрастную динамику ППП и личностных особенностей.

Структура ВП

изучение закономерностей этапов ? развития и

формирования личности на протяжении онтогенеза: от рождения до старости.

Разделы ВП

1. Психология детства.

2. Школьный период.

3. Юность.

4. Зрелость.

5. Геронтопсихология.

Для ВП важны дифференциально-

психологические различия:

к которым относятся

половозрастные и

типологические свойства индивида.

Значение ВП

1. Академическое - развитие теоретической и методологической базы.

2. Практическое - реализация прикладных направлений

педагогики, социальной психологии, психологии личности.

Задачи ВП:

1) Научное обоснование возрастных норм различных психо-физиол-х функций;

2) определение эталонов зрелости индивида, личности;

3) выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды.

Важнейшая практическая задача

1. Создание методической базы:

* для контроля за ходом, содержанием и условиями

психического развития ребенка,

2. организация:

* оптимальных форм детской деятельности и общения,

* психологической помощи в периоды возрастных кризисов.

Функции ВП -

описания,

объяснения, прогноза, коррекции.

Связь с разделами психологии:

• Общей (основа)

• Психологией личности

• Социальной

• Педагогической

С другими науками

* философией,

* физиологией, ? педагогикой.

Методы ВП 1. Возрастные срезы. (поперечные).

2. Лонгитюдные исследования.

(продольные). 3. Формирующий

(преобразующий) эксперимент.

Специфические методы ВП

1. Возрастные (поперечные)

срезы: Сравнение разных выборок по хронологическому возрасту.

2. Лонгитюдные (продольные)

исследования, - изменение психологических свойств в одной и той же выборке на протяжении длительного периода.

Методы Психологии Самостоятельно!!! распечатка + учебники.

(см. почтовый ящик).

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении