Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 055189 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

Психология мышления

Автор доцент кафедры психологии МПГУ Корнева Л.В.

Мышление - высший! ППП:

1. Управляет всеми ППП.

2. Аналитико-синтезирующая деятельность.

2. Связан с речью (2-я СС).

Мышление - это обобщенное,

опосредованное,

целенаправленное отражение мира,

осуществляемое с помощью речи.

1. Обобщенное - переработанный опыт предыдущих поколений.

"Всякое слово уже обобщает."

2. Опосредованное -

через какие-либо СРЕДСТВА: приборы, книги,

источники знания, речь...

Целенаправленное !!! цель = осознание, воля.

Всегда! произвольный процесс.

Роль мышления, значение: всегда! направлено на решение задач с

помощью анализа и синтеза.

Мышление - вершина познания:

"От живого созерцания,

к абстрактному

мышлению..."

Мышление - социальнообусловленно!

Уровень развития общества напрямую связан с уровнем мышления!!!

А.Н. Леонтьев:

"Мышление - не существует вне общества, вне языка,

вне накопленных знаний и

выработанных им способов мыслительной д-ти...

А.Н. Леонтьев:

...Отдельный человек становится Sb мышления лишь овладев языком, понятиями, логикой..."

Физиологические основы.

Единство мышления и речи.

Слово - (материальная оболочка мысли) -

есть обобщенное отражение действительности.

Три компонента ФО:

Под контролем II cc

Рефлекторная дуга

На основе I cc

(ощущение, восприятие)

Уровни мышления.

Генезис мышления.

Наглядно - действенное

• До 3-х лет

Наглядно-образное

•До 7 (10) лет

Словесно-логическое Мыслительные операции:

• анализ, синтез,

• сравнение,

• абстрагирование, • обобщение,

• понимание.

Анализ и синтез:

1. Разделение/Объединение.

2. Основа процесса формирования понятий.

3.Начальный и конечный этапы научного исследования.

Сравнение:

1.Сходство - различия м/у определёнными предметами и явлениями.

2. Показатель качества знаний.

Особенность сравнения

Легче найти различное в сходных объектах, чем сходное в отличном.

Абстрагирование

(от латинского abstractio - отвлечение)

отвлечение от

конкретных свойств-

предметов или от

конкретных отношений между ними.

Обобщение (генерализация)

(после сравнения) выделение общих и существенных признаков в ряде предметов,

переход на более высокую ступень абстракции.

Разновидность обобщения: Классификация

(систематизация) - частная форма обобщения:

группировка по определённым признакам.

Патология мышления -

Обобщение по несущественным признакам -

Авто, телега, ложка - больной кладет вместе.

Жук, лопата - и то, и другое роет землю.

Лопата, лошадь - начинается с буквы "л".

Понимание:

(показатель усвоения), проникновение в суть,

в смысл чего-нибудь. Итог понимания - это логическое определение. В результате возникает понятие.

Виды понимания Истинное Иллюзорное

По привычке субъективное

авторитарное

Мышление как процесс

решения задач.

Мотивация мышления - Познавательная потребность, удивление.

Герцен А.И.: "Надо иметь много ума, чтобы что-то не понять, чтобы задуматься".

--> Детские "почему."

Мыслительная задача!? Задачу порождает проблемная ситуация, формулировка целей,

поиск способов решения - появляющаяся неопределенность.

Проблемная ситуация -

• Состояние интеллектуального затруднения: новое,

неожиданное, неопределенное.

•Ситуация в которой возникает познавательная мотивация.

•Противоречие - между прежними знаниями и новыми фактами.

Структура Математическая Мыслительная задачи (память) (мышление)

Данные, Всегда четкая Не все или условие формулировка отсутствуют -

неопределённость

Алгоритм Готовые Нет готовых:

решения формулы ситуативны и

(алгоритмы) индивидуальны

Результат, Можно Не предсказуем, итог подсмотреть можно только

предполагать

Формы мышления:

•понятия,

• суждения, • умозаключения.

1. Понятия - высшая форма мышления.

Отражение общих и существенных свойств в

предметах и явлениях.

П - взаимодействие 1 и 2 сс. Мышление - понятия, выраженные в словах.

•I cc - чувственный опыт (вкус лимона).

•II сс - обозначение словом или словосочетанием.

2. Суждения

установление простейших

связей м-у познаваемыми явлениями =>

высказывания,

рассуждения.

3. Умозаключение - из нескольких или одного суждения выводится новое: (вывод)

(индукция: частное общее: дедукция).

Формирование понятий вариация не только существенных,

но и несущественных признаков.

Ответьте письменно на вопрос:

Что такое самолет?

Что такое самолет?

Самолёт - летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в

атмосфере с помощью двигателей и неподвижных, как правило, крыльев.

Театр - что это?

Три определения (понятия).

Театр - что это?

• Театр (от греч. theatron - место для зрелищ; зрелище), род искусства.

• Как и др. искусства, Т. - форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры.

• Театр - это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф...

1. Формируются, уточняются, изменяются в процессе

исторического развития (антропогенез).

2. Усваиваются понятия в процессе

индивидуального

развития (онтогенез)

в готовом виде!!!!!

Формирование мышления:

1. Вопросы на осмысление.

2. Доказательность ответа.

3. Усложнение задания.

4. Проблемные ситуации.

5. Самоконтроль действий.

Гимнастика мышления:

> проблемная информация;

> логические задачи;

> познавательная мотивация,

> любознательность, >?интерес к жизни...

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении