Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 055192 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

"Мудр тот, кто знает не многое,

а нужное." (с греч.)

Память - основа нашей личности

"Не обладая памятью, мы были бы халифами на час...

... не смогли бы пользоваться знаниями, умениями, навыками и опытом

предшественников".

С.Л. Рубинштейн

Память - сложный ППП:

включает

запечатление (запись),

сохранение (+ переработка) и последующее

воспроизведение прошлого опыта.

1. Психологическая:

Предметы и явления действительности запечатлеваются

а в связи с друг другом.

==>==> ассоциациями.

Физиологическая основа запоминания: образование

временных связей в КГМ.

2. Психофизиологическая:

...прошлый опыт "записывается" в мозгу процессом возбуждения.

Ассоциации (И.Павлов и М.Сеченов) - временная связь, как результат одновременного или

последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

3. Нейронная - Пенфилд-

(англ. психолог и нейрофизиолог) гипотеза о нейронной природе памяти:

Долговременная Кратковременная Постоянная Временная структурная структура этих

нейронная цепь. цепей.

Опыт Пенфилда:

Вживляются электроды в поверхность мозга -

активизируется зона =>

возникают энграммы памяти -

"вспышки прошлого" (как бы прокручивается фильм).

4. Биохимическая:

При долговременном запоминании: образование новых белковых

веществ (нейропептидов и др. в-в). Важная роль (РНК) рибонуклеиновой кислоты и олигопептидов в осуществлении функции запоминания.

Опыт Хидена

а) расчленение РНК (до нужного

состояния) у обученных

(ламинарии, мыши);

б) извлечение нужного участка с информацией РНК из мозга обученных и ПЕРЕСАДКА в мозг необученных.

Асимметрия мозга

Асимметрия мозга

Левое: логика

• Математика;

• Языки;

• Логика;

• Анализ; • Письмо;

Другие аналогичные Правое: образы

• Воображение.

• Восприятие цвета.

• Музыка.

• Чувство ритма.

• Мечтания.

Другие аналогичные.

Асимметрия памяти

Левое: Правое:

• вербально-знаковая • образы, информация: • ориентация в

• запоминание слов, пространстве,

• чтение, • звуковысотный

слух • счет. (музыкальный).

Виды памяти - 3 группы:

По характеру психической активности

По характеру целей деятельности

По продолжительности во времени

1. По характеру психической активности:

Двигательная: Эмоциональная: все движения - чувства,

пишем, ходим, ездим переживания, ... основа навыков эмоции .

Образная: Словеснозрительная, логическая: слуховая, осязание,

обоняние, вкусовая. Речь: мысли, фразы,

тексты... (II СС)

2. По времени удержания •Кратковременная

1 • (очень короткий период).

•Долговременная

2 (длительный период)

•Оперативная

3 (актуальные действия и операции).

3. По характеру целей деятельности:

Непроизвольное

(непреднамеренное) - первоначальная форма

запоминания, т.е. запоминание

без заранее поставленной цели, без использования спецприемов.

3. По характеру целей деятельности:

Произвольное

(преднамеренное) -

Ставиться цель и используются специальные приемы запоминания -> мнемотехника.

Произвольное - 2 вида:

Непосредственное

восприятие органами чувств

Опосредованное

через ассоциации.

Схема взаимодействия ВП

Процессы памяти

1. Запоминание

(запечатление)

1.Непроизвольное

(непреднамереное) В начале изучение новой сложной темы - эффективнее.

Условие эффективности НПЗ:

> Интерес

(непосредственный);

>Личная значимость;

> Деятельность (практика).

Это основа любого запоминания.

2. Произвольное:

механическое

(не осмысленное)

2 вида запоминания

Логическое (осмысленное).

Механическое:

Запоминаем то, что не должно

видоизменяться: цифры, даты, формулы, законы...

Логическое.

1. Главные (условия):

• Интерес

(опосредованный),

• Личностная значимость, • Деятельность (практика).

Непроизвольное

•Интерес (непосредственный);

•Значимость (личная); •Деятельность (практика).

Произвольное

•Интерес (опосредованный);

•Значимость (личная);

•Деятельность (практика).

2. Условия логического запоминания:

Понимание смысла (сути), логическая группировка:

• целое часть; • составление плана.

2.1. Этапы смыслового запоминания

Понимание смысла прочитанного, анализ отдельных мыслей.

Выявление наиболее существенных мыслей и обобщение.

3. Обязательные условия:

Произвольное внимание.

Установка - навсегда, а не

на отчетность (контрольная, экзамен).

Разнообразие способов заучивания и восприятия.

Опора на апперцепцию

(прошлый опыт).

Эмоциональная значимость

(в определенных пределах).

Учитывать кривую работоспособности мозга

Распределение повторения во времени:

Эффект "начала и конца".

Эффект "Незаконченного действия".

Чередование материала

(по сложности, интересу).

Активное воспроизведение

(пересказ самому себе или другому).

Повторение после заучивания через 2 - 3 дня (надолго-навсегда).

Парадокс памяти

Легкий материал запоминается хуже, чем трудный.

Влияние мышления.

2. Процесс сохранения

(переработка и забывание).

Виды сохранения:

Динамическое:

проявляется в оперативной памяти.

Материал изменяется мало.

Статическое:

в долговременной , обязательна переработка и реконструкция.

Забывание закономерно!

Основная часть материала (55%) забывается!!!

Без повторения - в первые 3-4 дня!!!

Закономерности забывания: уменьшение объема, ошибки,

невозможность вспомнить и воспроизвести

Невозможность узнать (распад н.связей).

Виды забывания:

Длительное и временное Норма и патология Временное, в норме - снимается через приемы припоминания.

Физиологическая основа забывания -

торможение

или распад НС в КГМ.

Виды торможения (норма):

Ретроактивное (назад)вытеснение предыдущего

Проактивное - наоборот.

Предыдущее тормозит запоминание последующего.

Охранительное торможение:

Условия: Эмоциональное перевозбуждение,

переутомление, стресс =>

заторможенность, сонливость.

Патология: амнезия

Антеро- •запоминания невозможность на градная будущее.

Ретро- •забывание прошлых градная событий.

Прогрес- • распад НС до полной потери:

сирующая старческий возраст.

Борьба с забыванием:

Планирование деятельности

("порядок освобождает мысль")

Повторение - мать учения.

Познавательный интерес, включение в деятельность.

3.Воспроизведение.

Виды воспроизведения

1. Собственно

воспроизведение (актив. пр.) показатель усвоения.

2. Узнавание (пассивный пр.)

При повторном восприятии.

3. Припоминание:

(активный пр.)

а) составление плана,

б) вызывание в образов объектов

в) установка, уверенность, эмоции: положительные и отрицательные..

4. Реминисценция -

("проявление", всплывание)

5. Воспоминания -

образы нашего прошлого,

локализированные во времени и пространстве .

Как сохранить материал в памяти:

1) установка "запомнить " - четкая постановка задачи.

2) интерес к материалу, мотивация запоминания.

3) осмысленность материала,

Для припоминания:

1. Не нервничать: это снижает успешность припоминания.

2. Осознание задачи (что вспоминаем).

3. Приемы припоминания.

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении