Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055195 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ "РЕЧЬ"

I. ПОНЯТИЕ О РЕЧИ. СВОЙСТВА РЕЧИ.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.

РЕЧЬ - исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей ФОРМА общения, опосредованная языком.

ЯЗЫК - исторически сложившееся в процессе развития человеческого общества СРЕДСТВО общения между людьми.

И ЯЗЫК И РЕЧЬ - ПРОДУКТ ИСТОРИИ НАРОДОВ.

Язык и речь - существуют и функционируют совместно. Речь не существует вне языка. Пример - мертвые языки - латынь, древнегреческий.

РЕЧЬ - это деятельность общения посредством языка, речь - это язык в действии, форма существования сознания для другого, служащая средством общения с ним.

Таким образом, речь - особая и наиболее совершенная форма деятельности - общения, свойственная только человеку.

Но чтобы две стороны поняли друг друга (говорящий и слушающий), должна быть общая система средств и правил передачи мысли. Таким средством и системой является тот или иной национальный язык.

ЯЗЫК - строго нормализованная система знаков, система средств общения, включающая слова с их значениями, и синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. А речь - его применение в процессе общения для передачи мысли и чувства. В языке нет мыслей - это набор разных средств для выражения мысли.

РЕЧЬ - ОСОБЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, который является символическим отражением мира (если язык - средство общения, передачи опыта, то речь - сама деятельность общения, передачи опыта). Ребенок через речевое общение ПРИСВАИВАЕТ (по Леонтьеву) как нечто готовое, общественный опыт.

Речевые символы (фонемы - звуки, морфемы - корень, суффиксы и др.) немногочисленны. Но у нас беспредельная возможность их комбинирования. Это позволяет кодировать большое число предметов и явлений мира.

Развитие и формирование речи происходило постепенно. ПО этапам - СИНПРАКТИЧЕСКАЯ речь - единственный, конкретный смысл слова, далее постепенно развивалась ПОЛИСЕМАНТИЧЕСКАЯ речь многозначность смысла слова. Сначала устная, потом письменная. Особое место занимает письменная речь. Ее корни кроются в наскальных рисунках, которые передавали информацию в виде знаков, схем, символов. В настоящее время это кириллица, иероглифы, арабская вязь.

СВОЙСТВА РЕЧИ.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности (количество выраженных мыслей) ее автора к сообщению.

ПОНЯТНОСТЬ речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей - с другой.

ВЫ РАЗИТЕЛЬНОСТЬ речи - эмоциональная насыщенность: правильная интонация, яркая, активная или наоборот; предполагает учет обстановки выступления, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

ВОЗДЕЙСТВЕННОСТЬ речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

II. ФУНКЦИИ РЕЧИ.

1. СИГНИФИКАТИВНАЯ (обозначения и сообщения). С этим связана обобщающая роль слова. Содержание - ЧТО СКАЗАТЬ. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образам, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

2. КОММУНИКАТИВНАЯ (выражения) - эмоционально-выразительная. КАК СКАЗАТЬ, т.е. передачи информации или общения, выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Значение в речи - интонация, ритм, паузы, акцент, междометия внутренний эмоциональный контекст. "А ларчик просто открывался", "Казнить нельзя помиловать". Например, "нет" - существует 160 интонаций для произношения. Попробуйте произнести фразу "Вы поедете на бал" максимально разными интонациями.

3. ОБОБЩЕНИЯ (обозначения) связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

4. ВОЗДЕЙСТВИЯ (регулирующая, планирующая) - заключается в способности человека посредством речи побуждать человека к действию.

III. ФУНКЦИИ СЛОВА.

1. Язык животных отличается от языка человека, т.к. животные выражает в звуках лишь аффективное состояние, но ни когда не обозначает предмет. Эта основная функция слова называется СИГНИФИКАТИВНАЯ.

2. СЛОВО, являясь средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Эта функция называется ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА. Оно строится в процессе исторического развития, независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

3. Процесс выбора из множества значений (существенного значения или значения, адекватного данной практической ситуации, называется СМЫСЛОМ СЛОВА. Переносный смысл слова (стоимость человека, дурная голова, железная рука). Есть личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл - это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями становится достоянием последующих поколений.

Выполняя вторую функцию - средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника - прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности (3) связана, прежде всего, с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

IV. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ

Работа комплекса внешних и внутренних органов (артикуляционный аппарат) и центров речи в КБП головного мозга.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ - системы, которые продуцируют звук: губы, зубы, язык, небо, а также связки и легкие.

Произнесение звуков речи связано с восприятием внутренними органами слуха и анализом этих звуков ЦЕНТРАМИ РЕЧИ в КБП головного мозга (глухие - не слышат, у них свой язык).

Внутренне ухо - Кортиев орган - проекция в височных долях - извилины Гемлера (при повреждении - не различают глухие и звонкие, низкие и высокие, но речь понимают).

Рядом - слуховой центр Вернике (при повреждении - правильно дифференцируются звуки, но речь (смысл) не понимается.

В лобных долях - центр Брока. Центр произнесения звуков речи (при повреждении - афазии - утрачивается возможность произносить осмысленные слова). Афазия - полная или частичная утрата способности речи; нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга. Левое полушарие отвечает за речь. Перекрещивание путей воздействия при кровоизлиянии в левое полушарие парализуется правая сторона и нарушается речь. Существует 7 форм афазии. Например:

1. Сенсорная афазия - нарушение фонематического слуха (не различают звуковой состав слов) - трудности понимания устной речи, письма под диктовку.

2. Моторная афазия - афферентная - нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими от расстройства различных артикуляционных движений.

НЕМОТА - отсутствие речи - бывает первичная и вторичная.

I. ПЕРВИЧНАЯ (повреждение в центрах речи)

* Безречевые дети - поражение ЦНС при микроцефалии,). Полная умственная неполноценность.

* При нормальном слухе - Мутизм (от лат. немой) - нарушение речевого общения вследствие психические травмы. Абсолютный и выборочный (на ситуацию, лицо конкретное ребенок теряет речь, например, после смерти матери).

* Алалия (слухонемота) - недоразвитие или отсутствие речи при нормальном слухе и первично сохранных умственных данных но восстановить можно. (Пример: немота Саньки из романа В. Каверина "Два капитана").

II. ВТОРИЧНАЯ (центры речи - норма, повреждение - в центре слуха).

* Глухонемота (вторично, т.к. отсутствие слуха и вследствие этого - отсутствие речи). У глухонемых нет нарушений ни в периферических, ни в центральных отделах речевого аппарата. Роль наследственности!!! Если во время не заметить, что ребенок слышит и не учить его, то можно получить умственно неполноценных. При низкой культуре развития общества это явление весьма распространенное.

Существует специальные виды речи глухих - дактильная и звуковая - обучение перед зеркалом - чтение по губам.

ДАКТИЛЬНАЯ (дактиль - палец) - двигательная, жестовая речь - мимико-жестикулярная. Она более бедная, чем словесная (отсутствует звуковая, интонационно-эмоциональная сторона), поэтому дополняется мимикой и пантомимикой.

Дактильной речью овладеть может любой человек со слухом (чтобы их не понимали другие, на расстоянии - если нет возможности говорить иначе, при особых видах деятельности - разведка).

Самая сложная ситуация со СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМИ детьми. Могут ли они обучаться и развиваться. Да, могут, существует специальная методика - О. Скороходова, М. Келлер - Студенты МГУ - она построена на основе ощущения и восприятия вибрации связок.

Недостаток общения до 3 лет приводит к задержке психического умственного развития - ГОСПИТАЛИЗМУ.

V. ВИДЫ РЕЧИ.

Активная Пассивная

(говорю, пишу) (слушаю, читаю)

Внешняя Внутренняя

диалог

(письменная и устная)

монолог

Виды речи разделяются по нескольким классификациям:

I. АКТИВНУЮ-ПАССИВНУЮ - по участию органов артикуляции. Активная - конструируемая каждый раз заново (реактивная - цепочка динамических речевых стереотипов).

II. ВНЕШНЮЮ и ВНУТРЕННЮЮ.

ВНЕШНЯЯ - произносится вслух или пишется, предназначена для других. Внешняя включает устную и письменную речь.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - это особый вид речевой деятельности, предназначена для себя и произносится про себя (внутри). Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Характеризуется в отличие от внешней - отрывочностью, фрагментарностью, отрывочностью, сокращенностью, одним словом особым синтаксисом, с одной стороны. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Внутренняя речь не служит целям общения, не должна быть понятна другим людям. Она свернутая, сокращенная, максимально интериоризирована. В форме внутреннего диалога с самим собой. Поток сознания в чистом виде: опускается то, что само собой разумеется.

Если бы можно было ее зафиксировать, то мы увидели бы символы, обрывки слов, междометия, знаки препинания и т.п. Например, фраза "температура раствора должна быть 10? плюс - минус один градус" выглядела бы так - t? р-ра дб 10? ± 1?. Слово доллар - §, номер - № и т.д.

Внешняя и внутренняя речь - имеют одни физиологические механизмы. Нередко работа периферических органов становится ощутима (движение губ, языка, вибрация связок и т. д., особенно когда мы испытываем затруднение, мысленно эмоционально включены в ситуацию - (произнесение вслух отдельных слов, фраз, при усталости). Часто это проявляется у пожилых людей и особенно у детей.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Существует особый вид речи у детей - ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ - направлена не на партнера по общению, а на себя - как бы руководство собственными действиями вслух. Это промежуточный этап интериоризации речи. При переходе во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. Как писал Выготский Л.С. - на убывание эгоцентрической речи следует смотреть, как на усиливающуюся абстракцию мысли (что свойственно внутренней речи) от звуковой стороны.

Сеченов писал: "Когда ребенок думает, он в то же время говорит. У детей до 5 лет душа выражается словами в разговоре шепотом, или по крайней мере движение языка и губ.

III. УСТНАЯ речь разделяется на диалогическую и монологическую. В устной речи больше спонтанности и оценка используемых речевых средств сведены к минимуму. В письменной речи значительное место занимает сознательный выбор, строгое грамматическое построение, тогда как в устной речи допускаются значительные отклонения.

Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монолог - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь - связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, - неразрывно связанное с первым, грамматически правильное построение предложений - логическая речь.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Особое место занимает художественная речь.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - наиболее развернутое речевое высказывание - это длительная и сложная умственная работа по переводу смысла в значение.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

3

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении