Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055196 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

Лекция на тему:

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ,

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

"Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать". Вольтер

"Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей". К. Успенский.

"Кажется, что самый короткий путь: знания учителя - знания ученика. Но это самый длинный путь. А самый короткий: знание учителя - эмоции учителя - эмоции учащихся - знания учащихся.

I. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ.

Мир психических явлений включает не только познавательные, но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более насыщенным, более многообразным и более своеобразным.

Все, с чем мы сталкиваемся в этой жизни, вызывает у нас то или иное отношение, те или иные эмоции и чувства. "Переживание отношений".

Основные эмоциональные состояния человека делятся на:

1. Собственно эмоции

2. Чувства

3. Аффекты.

Эмоции - это непосредственная форма выражения чувств - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений и отношений, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

Эмоции выступают как система сигналов, которая сообщает о потребностной значимости происходящего. Они бывают практически незаметны, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности

Чувства - это одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Чем значимее объект, тем сильнее переживание.

Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства носят исторический характер. Например, проявление чувств в высшем обществе Англии считается неприличным. А в 18 веке во Франции в высшем свете мужчины плакали и падали в обморок и это принималось за особую утонченность.

Чувства - значимый фактор в формировании мотивационной сферы личности, ее социализации, ее направленности. ЧУВСТВА ВСЕГДА СВЯЗАНЫ С СОЗНАНИЕМ.

Если эмоции способны предвосхищать события и ситуации (роль воображения), то ЧУВСТВА НОСЯТ ПРЕДМЕТНЫЙ ХАРАКТЕР (отношение к некоторому объекту). Чувства совершенствуются и развиваются от простейших к более сложным.

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется СТРАСТЬЮ. Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

НАСТРОЕНИЯ - это устойчивые, слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

Настроения имеют следующие отличительные особенности:

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность. Само их название указывает на то, что настроения медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

3. Неясность, "безотчетность" переживаний. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

АФФЕКТЫ - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это как эмоциональная реакция на уже совершенное действие или поступок.

"Закон аффекта" - чем более сильным является стимул (мотив поведения), чем больше вы приложили усилий к реализации, тем меньше итог, тем сильнее аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.

В отличие от аффектов работа эмоций и чувств, связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Отличительными особенностями аффектов являются:

1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.

2. Кратковременное проявление, отличающееся своеобразными особенностями течения эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.

3. Известная безотчетность эмоционального переживания. Она бывает большей или меньшей, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля своими действиями. В состоянии аффекта человек иногда совершенно не сознает, что он делает, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не способен держать себя в руках, он полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо сознает его характер и значение.

4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятии, тесно связанных с переживаемой эмоцией. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

II. ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

1) Сигнальная (сообщение о чем-либо).

2) Мобилизационная (предупреждение, готовность).

3) Приспособительная (подстраивание в сфере общения)

4) Регулятивная (через мимику можно оказывать воздействие).

Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои ОСОБЕННОСТИ:

- носят субъективный характер;

- вызывают удовольствие или неудовольствие;

- отражают взаимодействие со средой;

- имеют разнообразный характер;

- вызывают успокоение или возбуждение.

III. КРИТЕРИИ ЧУВСТВ. ФОРМЫ ПРОТЕКАНИЯ ЧУВСТВ.

1. глубина (сила) протекания,

2. длительность,

3. наличие или отсутствие конкретного объекта,

4. степень выраженности вовне.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН - чувственный фон. Как некая сторона субъективного ощущения и восприятия (смешная история, скучная книга).

ФРУСТРАЦИЯ - (обман, расстройство, разрушение планов). Это отрицательное эмоциональное состояние в результате возникновения непреодолимых препятствий (субъективно так воспринимаемыми). В результате - подавленность, озлобленность, внешняя и внутренняя агрессия.

ИДИОСИНКРАЦИЯ - неосознанное неприятие (сравните: отвращение - осознанное), отношение к типу людей, отдельному человеку. У многих могут провоцировать возникновение болевых ощущений (кожа персика, прикосновение к бархату, запах рыбы, скрип железа).

РАДОСТЬ - "+" ЭС (эмоциональное состояние), связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности, особенно когда это было неопределенно или вероятность невелика.

УДИВЛЕНИЕ - неопределенность по "+" или "-" эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Тормозит все предыдущие эмоции. Может перейти в стресс.

СТРАДАНИЕ - "- " ЭС, связанное с полученной достоверной (или таковой кажущейся) информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, удовлетворение которых до этого момента было более и менее возможным. Форма эмоционального стресса.

ОТВРАЩЕНИЕ - "-" ЭС - осознанное, вызываемое предметами, людьми, обстоятельствами и др., соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принцами Sb. Форма проявления - агрессия (в сочетании с гневом).

ПРЕЗРЕНИЕ - "-" ЭС в межличностных отношениях - несходство взглядов, позиций, чувств Ob c Sb.

ГНЕВ - "-" ЭС в форме аффекта, вызывается внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для Sb потребности.

СТРАХ - "-" ЭС связанное с получением информации об угрозе жизни, благополучию или воображаемой опасности.

СТЫД - "- " ЭС - осознание несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности, не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям об этом.

IV. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ:

КОРА БП, ПОДКОРКА, ГИПОТАЛАМУС, СТВОЛОВАЯ ЧАСТЬ МОЗГА, 2 СС.

Чтобы возникло чувство - необходимо изменение во внешнем мире; внутри связи субъектно-объектных отношениях. Пример с приобретением какой-либо вещи, имеющей различную значимость для разных людей.

Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью. Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться также и в результате внутренних раздражении, возникающих в организме.

КОРА БП, ПОДКОРКА - действует ЗАКОН ИРРАДИАЦИИ, т.е. возбуждение распространяется по принципу кругов на воде после брошенного камня. В подкорке находятся центры систем организма (пищеварительные, сердечно - сосудистые). Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка передается в центральную нервную систему, в подкорковые и корковые отделы мозга. Оттуда импульсы идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма: учащения сокращений сердца при неожиданных раздражителях, перехватывание дыхания, побледнение при страхе, покраснение при смущений.

Аффект торможение коры: (одновременно отрицательная индукция) - при алкогольном или наркотическом опьянении, корковые параличи (патология при хроническом злоупотреблении) поведение становится неуправляемо.

СТВОЛОВАЯ ЧАСТЬ МОЗГА. Большую роль в активизации эмоциональных реакций играет ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирующей наше поведение. (Раздражение, усталость, релаксация).

В 50-е годы физиологами (Олдс, Милнер) - открыты так называемые ЦЕНТРЫ УДОВОЛЬСТВИЯ, ЦЕНТРЫ НЕУДОВОЛЬСТВИЯ - В ГИПОТАЛАМУСЕ И СТВОЛОВОЙ ЧАСТИ МОЗГА.

Центры удовольствия, неудовольствия имеют различное устройство. Центры страдания связаны в ЕДИНУЮ систему (отрицательные эмоции переживаются как нечто сходное).

Центры удовольствия НЕ СВЯЗАНЫ между собой. Удовольствия переживаются различно. (Поэтому трудно снимается зависимость от наркотиков, алкоголя...).

"Заставить человека плакать гораздо легче, чем смеяться. Люди плачут по сходным причинам, а смеются по очень разным".

Мы очень часто испытываем одновременно двойственные (АМБИВАЛЕНТНЫЕ) чувства - по закону иррадиации связь между центрами удовольствия и неудовольствия. (Люблю и ненавижу одновременно).

В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Они приобретают значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

IV. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как:

1. органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность

2. предметные чувства

3. мировоззренческие чувства.

К АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЧУВСТВА связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.

Материальные - чувства, связанные с обладанием определенными предметами искусства, мебели (антиквариат), техники (определенного класса автомобиль) и т.п.

Интеллектуальные - чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Эстетические - это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т. д.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЧУВСТВА или НРАВСТВЕННЫЕ - чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, социальным событиям, его мыслями, идеями, нравственным категориям и ценностям, принципами и традициями.

Все чувства можно разделить на стенические и астенические.

СТЕНИЧЕСКИЕ чувства - это чувства, активизирующие деятельность человека.

АСТЕНИЧЕСКИЕ чувства - это чувства, вызывающие пассивность.

И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.

V. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.

Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.

Функциональные состояния обеспечивают:

а) адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;

6) динамическое рассогласование, при котором различные системы организма не полностью или недостаточно качественно поддерживают его деятельность.

VI. СТРЕСС И ФРУСТРАЦИЯ.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные "факторы риска" при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, и заболевания желудочно-кишечного тракта.

СТРЕСС - (в пер. с англ. - давление, нажим, напряжение, а дистресс - горе, несчастье, недомогание, нужда) - обозначение суммы всех сил (независимо от их природы), действующих против равновесных состояний организма.

Ганс Селье изучавший стресс, ввел понятие "общий адаптационный синдром".

Адаптационный - способствует приобретению состояния привычки и поддерживает это состояние.

Синдром - отдельные проявления координированы и отчасти взаимозависимы.

Факторы, вызывающие эти стереотипные реакции, названы стрессорами, а состояние организма, вызываемое их действием - реакцией стресс. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Стресс по своему характеру является синдромом специфическим, а по происхождению - неспецифическим.

По словам Ганса Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней.

Специфический характер - определяется совокупностью постоянных проявлений. Важнейшие из них: увеличение коркового слоя надпочечников (отсюда - увеличение количества адреналина), возникновение язв желудка, кишечного тракта, инфаркт. Стресс и сердечные инфаркты - проблема современного общества.

Само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т. д.

СТАДИИ СТРЕССА:

1. Тревоги.

2. Сопротивления.

3. Истощения.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие "Фрустрация". Сам термин в переводе с латинского означает - обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как

напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.

Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.

Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания - никаких эмоциональных проявлений.

VII. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СТРЕССА

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция - возбуждается одна из глубинных структур мозга - гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу - гипофиз - выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно

"выскакивает" из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание).

В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек в отличие от первобытного вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь - физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации. Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса - полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом "зато". Суть его - суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения - доказать себе, что "могло быть и хуже". Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем ("а другому - гораздо хуже"), позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу "зелен виноград": подобно лисице из басни сказать себе, что "то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо".

Один из лучших способов успокоения - это общение с близким человеком, когда можно,

во-первых, как говорят, "излить душу", т. е. разрядить очаг возбуждения;

во-вторых, переключиться на интересную тему;

в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

VIII. ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЭМОЦИИ ЖИВОТНЫХ.

ОБЩЕЕ - По общим физиологическим механизмам, по проявлению - во многом наблюдается сходство - чувство голода, радость, страх, злость, особенно у детей и детенышей.

ОТЛИЧИЯ - чувства и эмоции человека контролируются РАЗУМОМ и проявляются по социально-историческим законам.

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ.

1. Изменение деятельности внутренних органов (прилив или отлив крови к лицу).

2. Изменение гуморального характера (изменение химизма крови, обмена веществ).

3. Внешнее выражение (мимика, пантомимика).

4. Изменение в речи человека - так называемая "голосовая мимика" (перестройка синтаксического характера, запинки, заикание, особая гладкость речи, интонационные изменения и т. д.).

Ч. Дарвин в своей знаменитой книге "Выражение эмоций у человека и животных" 1872 г. особую роль отводил мимике и жестам. Он показал, что внешнее выражение чувств по своему происхождению (генетически) связаны с инстинктивным проявлением у животных.

Например, нас что-то разгневало. Человек стискивает кулаки, напрягает мышцы, чуть приседает, краснеет, в голосе появляются басовые или визгливые нотки и т.д. Эти выразительные движения - рудимент инстинктивных действий наших животных предков. Так называемая информация - "иду на вы!" (у обезьяны, напр.).

Уолтер Кеннон (амер. врач-психотерапевт - начало 20 в.) обнаружена зависимость эмоций от выделения из надпочечников - АДРЕНАЛИНА. Если вспрыснуть адреналин - эмоций не будет.

У ЧЕЛОВЕКА ярко выраженная связь I СС и II СС. Система выразительных движений более непосредственна и однозначна при эмоциях I СС, чем сложная интеллектуальная или моральная проблема - II СС. Пример - ощущения и осознание оскорбления своего "Я" в ситуации "Захлопнулась дверь перед носом".

Внешние выразительные движения человека - ЯЗЫК ЧУВСТВ - социально - историческое явление, а не биологическое. Например:

а) Регуляция внешних выразительных движений - ЙОГИ умеют управлять или подавлять ощущения вообще - голод, жара, холод, гнев. Основным компонентом регуляции эмоций и чувств - мотивация, самоконтроль (воля), воспитание.

б) Мимика и пантомимика - у различных народов разнообразна, и даже противоположна: бесстрастность северных народов, и наоборот - у южных народов выразительная мимика и активная жестикуляция. Эмоциональное подкрепление - жесты - да и нет (Болгария).

г) Зависимость от моды - экспрессия - конец 17 - 18 в. среди дворян (мужчины плакали, женщины - падали в обморок).

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении