Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055201 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

Тема "ВОЛЯ".

I. ВОЛЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ.

Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

"Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков" (В. И. Селиванов).

Но "большая воля - это не только пожелать и добиться, но умение заставить себя отказаться от чего - то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ". (А. С. Макаренко)

Особенностями воли (волевых действий) являются:

1. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ. Специфическая черта воли - способность целенаправленного планомерного воздействия на окружающую действительность и себя самого. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.

2. СВЯЗЬ С МЫШЛЕНИЕМ. Сознательная постановка целей, планирование своих действий, преодоление препятствий на пути к их достижению. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

3. СВЯЗЬ С ДВИЖЕНИЯМИ. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Воля и психические процессы.

Воля - регулирующая сторона сознания, одна из его структурных единиц.

Мышление -целенаправленный, произвольный (наличие цели).

Внимание, память - установка, воображение (произвольность) - (наличие цели).

Воля и характер.

Слабоволие и слабохарактерность - тождественные понятия.

Воля, будучи тесно связана со всеми психическими процессами, организует психическую деятельность человека, направляет его действия.

II. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛИ.

Работы Сеченова - Павлова. Произвольные движения имеют условно - рефлекторный характер.

Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения. Мозг непрерывно получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные немедленно включаются в уже выработанную программу действия. Если действия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких изменений в течение действия не вносится. Если же поступают сведения, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изменяется либо практическая деятельность, либо предварительная программа.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий. Существующий в коре очаг оптимальной возбудимости требует постоянного повышенного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресурсами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей.

Волевая деятельность связана с определенной уравновешенностью процессов возбуждения-торможения.

Ослабление процесса возбуждения понижает волевую активность человека, приводит к апатии (меланхолии).

Ослабление процесса торможения понижает возможности саморегулирования, сдержанности (холерик) - аффективность в поведении.

В теменной части коры больших полушарий расположена область, управляющая двигательной активностью человека. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызвать в ней аналогичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым механизмом двигательной реакции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга - предпосылка сознательных движений и действий человека.

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - целая система различных участков коры. Работы Бернштейна, Орбели, Анохина, Лурия.

Нарушения при травме:

* человек не ощущает собственного движения;

* не чувствует разницу, когда берет в руки карандаш или иголку;

* ориентировка в пространстве (справа - слева).

* более сложное (разрушение условного рефлекса) - у машинистки, музыканта.

* нарушение почерка - двигательные персеверации (циклические повторения, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия).

ОСОБАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ЛОБНЫМ ДОЛЯМ.

Таким образом - ФО - различные участки коры больших полушарий, условно-рефлекторная дуга, лобные доли.

III. Теории воли.

Воля, как и вся психика, является функцией мозга, обусловлена закономерностями ВНД; строго детерминирована.

Существуют теории воли - из философии: индетерминизм, механический детерминизм, собственно детерминизм. Это философская концепция по вопросу о месте и роли причинности человеческого поведения - свобода воли.

а) ИНДЕТЕРМИНИЗМ - в природе и обществе нет объективных закономерностей, человек может произвольно изменять действительность. Воля как бы первична, не сводима ни к чему другому, она есть начало и конечный принцип существующего.

Теория "свободы воли" - уходит корнями в древнее учение о душе.

Немецкий философ Шопенгауэр (1788 - 1860) в своем труде "Мир как воля и представление" писал: "Сущность мира - это воля: все существующее представляет собой продукт воли". Он сторонник врожденности воли.

Отсюда исходит бредовая идея "сверхчеловека" Ницше - лежала в основе идеологии фашизма.

б) МЕХАНИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (безответственность поведения) - отрицает всякую свободу воли. Фатальная причинная обусловленность всякого поступка, действия человека (фатом - судьба, рок; фатальный - навсегда заданный, предопределенный роком, судьбой).

В историческом плане механический детерминизм был учением прогрессивным, т. к. направлен против идеализма.

Но - приходит к признанию первопричины: бога, высшего существа.

Корни этой теории - древняя мифология - представление о господстве рока над людьми, вера в свою судьбу, суеверия, предрассудки.

17 - 18 в. - развитие механики. Идеал для всякой научной схемы - наличие некого часового механизма. Но если есть часы, необходим и часовщик (первопричина, высшее существо, бог).

Человек - как безвольная игрушка природы (бога), однажды заведенная и не способная изменить предначертанный ход событий.

Сторонники данной теории утверждали, что НИКАКОЙ СВОБОДОЙ ВОЛИ человек не обладает, а значит он не отвечает за свое поведение ( безответственность поведения.

в) СОБСТВЕННО ДЕТЕРМИНИЗМ. Теория Маркса - Энгельса - Ленина. Положения диалектического материализма о свободе и необходимости, о детерминированности воли и, вместе с тем, ее свободе.

Свобода воли - по Энгельсу - это "не что иное как способность принимать решения со знанием дела, как основанное на познании необходимости господства над нами самими и над внешней природой", воля является необходимым продуктом исторического развития.

УРОВНИ СВОБОДЫ:

1) Свобода "от". 2) Свобода "для". 3) Свобода "во имя".

1) Свобода "от" - примитивное, упрощенное понимание свободы от всевозможных обязанностей, деятельности и т.п. Таким образом человек делает все, что ему хочется, не взирая на социальные и общечеловеческие законы и правила.

2) Свобода "для" - общения, самосовершенствования, творчества.

3) Свобода "во имя" - блага всего человечества, высших идеалов: мир на земле, ликвидация голода, защита детей и стариков, защита животного мира.

Но рассмотрим само понятие свобода.

1) СВОБОДА - ЭТО НАЛИЧИЕ ВЫБОРА.

Многие боятся свободы, те, кто привыкли жить в условиях несвободы.

2) СВОБОДА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

За свободу платим ответственностью. Свободный выбор - ответ за последствия.

Но в реальности у многих существует и СТРАХ СВОБОДЫ. В условиях свободы нужны соответствующие психологические качества.

ЖИТЬ В УСЛОВИЯХ СВОБОДЫ - умение вести дискуссию (а не спорить), т.е. УМЕНИЕ УБЕДИТЬ. Как только человек ощущает себя бессильным (доказать, убедить ...) - он становится агрессивным.

Неумение сделать выбор - топтание на месте - приводит к неврозу.

СТИМУЛ ЛИЧНОЙ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ - если не я, то кто же.

Чувство ЗАВИСТИ - тоже несвобода от своих меркантильных желаний и интересов. Здесь срабатывает "закон бумеранга" - желая плохого другому - человек "съедает" собственное здоровье.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.

Волевая деятельность человека полностью детерминирована. Но - принцип детерминизма не означает признания неизбежности любого действия, любого поступка. ("Так получилось" - классическое выражение).

Личность действует по принципу не свобода "ОТ", а свобода "ДЛЯ", "ВО ИМЯ".

СВОБОДА - ОСОЗНАННАЯ "НЕОБХОДИМОСТЬ". СВОБОДЕН тот, кто поступает на основании всестороннего учета обстановки, под влиянием нравственных мотивов поведения, но ОТВЕТСТВЕНЕН за свои поступки.

IV. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО АКТА.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы - СТРУКТУРА:

1) Побуждение к действию, осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности и борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия) и выбор (может быть на протяжении всего волевого акта). Проблема выбора - чисто человеческая проблема. Существует притча о "Буридановом осле", который умер с голоду между двумя охапками сена, так как не в состоянии сделать выбор.

4) принятие одной из возможностей в качестве решения;

5) осуществление принятого решения и преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы. Характерная черта - ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ (может быть на протяжении всего волевого акта).

ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ - особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Важнейшее в волевом акте - не только динамическая, но и содержательная. (мотивационная) сторона - "ради чего".

VI. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.

Они подразделяются на три группы:

ПЕРВАЯ - качества определяют поведение Личности - сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка.

ВТОРАЯ - решительность, самообладание, смелость, уверенность в себе. Эти качества Л развиваются в онтогенезе.

ТРЕТЬЯ - качества, связанные с морально-ценностными ориентациями Личности - самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, инициативность, деловитость. Эти качества обычно формируются к подростковому возрасту.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ

"Для выработки сильной воли первое и основное правило - доводить раз начатое дело до конца". С. А. Рубинштейн.

Развитие воли происходит в нескольких направлениях:

1. в психических процессах - преобразование непроизвольных в произвольные;

2. обретение человеком контроля над своим поведением;

3. выработка волевых качеств личности.

И еще одно - человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение длительного времени.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

1) трудных ситуаций трудного мира";

2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ:

1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется),

2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ - КАК РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ.

Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:

1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;

2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;

3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.

4) ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

5) доведение начатого дела до конца (в соответствии с поставленной целью). Не создавать привычки бросать незавершенным то, за что взялся. Нет более верного средства дезорганизовать волю, как допускать ряд срывов, раз за разом не довести начатое дело до конца.

6) Обогащение мотивационной и нравственной сфер, ценностных ориентаций

Ребенка.

7) Игры - с правилами, конструктивные, настольные...

8) Повышение общего интеллектуального уровня (связь с психикой).

Препятствия к развитию воли.

1) Изнеженность, нетребовательность расслабляют волю, избавляют от необходимости делать какие-либо усилия. (Ибо все формируется в деятельности).

2) Перегрузка непосильными заданиями, которые обычно не выполняются, и не этой основе создается привычка бросать начатое дело незавершенным.

V. ОСЛАБЛЕНИЕ ВОЛИ.

1. Житейская нерешительность. Гоголь "Женитьба". Пример.

Нерешительность - это еще не патология, но ослабление - в пределах нормы.

2. Внушаемость.

Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию и может совершить поступки, не согласующиеся с его взглядами.

Начальная стадия внушаемости - подражание.

На определенном этапе развития ребенка - механизм социализации. Дети - склонность к внушению. (Пример - подуть на ушибленное место.)

3. Упрямство - извращенное стремление к самостоятельности.

4. Негативизм.

5. Абумия - безволие, патологическая форма ослабления воли

4

3

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении