Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055203 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

ТАБЛИЦА "ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ"

ППП, определение

(по лекциям) Функции (назначение процесса) Виды, формы, операции Механизмы (физиологические основы) Свойства, особенности,

др. характеристики. Приемы

развития Ощущение - простейший, психический процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств, предметов и явлений непосредственно воздействие на органы чувств(познание мира) Первоначальное получение информации о мире; отражение материального мира; продукт деятельности мыслящего мозга. Дистантные (на расстоянии) и контактные (непосредственные). Зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, двигательные, положение тела в пространстве, координация, вибрационные, болевые, температурные и органические. периферический отдел, называемый рецептором, проводящие нервные пути (афферентный отдел - передает возбуждение в центральный отдел), ядро анализатора - корковые отделы анализатора. Минимальный (нижний) порог ощущений; максимальный (верхний) порог ощущений, диапазон ощущений; порог различения;

Особенности: адаптация, сенсибилизация, контраст, синестезия.

Обязательным условием развития ощущений человека является его активная и разнообразная практическая деятельность. Повышение чувствительности в том анализаторе, к которому предъявляют требования данная профессия;

б) повышение чувствительности в тех анализаторах, благодаря которым осуществляется компенсация сенсорных дефектов. Восприятие - отражение в сознании человека непосредственно воздействия на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении (накопление представления) Познание мира (получение информации о мире + чувственное познание). Обеспеченное выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех его свойств в целостном образе. 1. По целям выделяют;

- преднамеренное восприятие

- непреднамеренное восприятие

2. По преобладанию анализатора разделяют

зрительные, слуховые, осязательные и другие виды восприятий.

3. По форме существования материи выделяют:

- восприятие времени

- восприятие пространства

- восприятие движения Комплексная деятельность системы анализаторов КГМ - сопоставление различных видов поступающих ощущений. 1. Предметность

2. Апперцепция

3. Константность

4. Осмысленность.

5. Избирательность

6. Целостность.

7. Структурность.

*Информация, поступающая в сознание человека на основе восприятия объективного мира, далее фиксируется памятью.* Для тренировки зрительных восприятий нужно подбирать разнообразные задания: кратковременное наблюдение, узнавание, выбор предметов и запоминание их; длительное наблюдение предметов и действий и продолжительное напряжение внимания.

2) Ознакомление с особенностями объекта, которые могут быть познаны только с их помощью - особенности поверхности и т.д.

Внимание - это основа успешности любой деятельности, т.е. насколько внимательно человек человек воспринимает просьбу, задание, таким и будет результат.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте, деятельности, явлении или переживании

Имеющем для личности ситуативную или постоянную значимость. При одновременном отключении от всего остального - отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов;

- сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель;

- активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов. 1. Непроизвольное внимание (пассивное, вынужденное)

2. Произвольное внимание (активное, волевое)

3. Послепроизвольное внимание

Критерии возникновения: волевое усилие, цель, интерес (опосредованный/непосредственный) Совместная деятельность КГМ и подкорки (функция фильтра и генератора)

Лобные доли - максимальная сосредоточенность ППП.

Ф.о. бывают: неспецифические (ретикулярная формация и уровни бодрствования коры) + специфические (ориентировочный рефлекс и оптимальный очаг *доминанта) с одновременной отрицательной индукцией). 1. Концентрация

2. Объем

3. Переключаемость

4. Устойчивость

5. Распределение

6. Отвлекаемость

7. Избирательность

8. Рассеянность (Особенность): психологическая и физиологическая. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Главная задача: научиться воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого: Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объём, распределение, концентрация, устойчивость, отключение и переключение. Память - это сложный ППП, включающий в себя запечатление, сохранение и воспроизведение.

Память - это основа личности. - запечатление;

- сохранение;

- узнавание и воспроизведение;

- забывание По характеру психической активности разделяют:

- Двигательную память

- Эмоциональную

- Образную

- Словесно-логическую

По характеру цели деятельности разделяют:

произвольную память и непроизвольную память.

По продолжительности сохранение информации выделяют:

- Мгновенную память

- Кратковременную память

- Долговременную память

- Оперативную память

Функции на нейронном уровне - установление связей между различными нейронами КГМ, соответствующая поступающей в память информацией; временные связи в ГКМ; торможение или распад нейронных связей в КГМ. 1. Объем памяти

2. Длительность памяти

3. Быстрота

4. Точность.

*Парадокс памяти: Лёгкий материал запоминается хуже, чем лёгкий. Для совершенствования памяти важную роль играет: внимание и мышление. Так же необходимо с помощью различных упражнений развивать зрительную и двигательную память( без неё, например, невозможно научится водить машину или выучить танец)

Мышление - высший ППП, обобщенное, опосредованное, целенаправленное отражение объективной реальности с помощью речи.

Управление всеми ППП.

Высшая форма отражательной деятельности, - Установление всеобщих взаимосвязей.

- Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.

- Обобщение свойств однородной группы явлений и др. 1. По степени развернутости разделяют:

- Дискурсивное мышление

- Интуитивное

2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют:

- Творческое мышление

- Репродуктивное мышление

3. По характеру решаемых задач разделяют:

- Теоретическое мышление

- Практическое мышление

4. В зависимости от содержания решаемых задач выделяют:

- Предметно-действенное

- Наглядно-образное мышление- Словесно-логическое мышление.

Формы: понятие, суждение и умозаключение.

Способы: индукция и дедукция Единство мышления и речи (слово - материальная оболочка мысли).

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий.

Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений). 1. Анализ

2. Синтез

3. Обобщение

4. Сравнение

5. Абстрагирование

6. Систематизация-классификация

7. Понимание.

Качества мышления (ума).

- Широта - Конкретность

- Глубина

- Самостоятельность

- Критичность

- Гибкость

- Последовательность

- Быстрота.

- Лаконичность.

Особенности:

носит опосредствованный характер;

всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;

исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;

в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

связано с практической деятельностью человека. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности.

Формирование мышления: доказательство ответа, вопросы на осмысление, проблемные ситуации, самоконтроль действий и т.д. Речь - особый ППП, который является символичным отражением мира( форма деятельности). Это исторически сложившийся в процессе материальной преобразованной деятельности людей форма общения, опосредованная языком. - Обозначения

- Выражения

- Воздействия

- Сообщения 1.Пассивная (слушаю, читаю); 2.Активная (говорю, пишу);

3. Внутренняя;

4. Внешняя:

- письменная, - устная: диалог и монолог.

5. Эгоцентрическая. Второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.

Один центров (слуховой центр Вернике) обеспечивает понимание воспринимаемых слов.

Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов.

Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение

Свойства: информативность, понятность, выразительность, воздейственность.

Особенность: содержание, последовательность.

Развитие речи и навыков общения происходит в деятельности, а двигательной силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности. Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами определения речевого развития.

Воображение - высший психический процесс создания нового образа, предмета, ситуации путём переработки имеющихся у человека представлений (свойственно только человеку) 1. представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;

2. регулирования эмоциональных отношений;

3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

4. формирование внутреннего плана человека;

5. планирование и программирование деятельности человека. 1. Активное: мечта, фантазии, пассивное - грезы,

сновидения

Галлюцинации - больное воображение.

2. Воссоздающее и творческое Связь между нейронами КГМ; Актуализация нервных связей, их перегруппировка и объединение в новые системы и комбинации; Большую роль играет гипоталамно-лимбическая система + связь с функциями организма. Формы синтеза представлений в процессах воображения:

- агглютинация;

- заострение;

- схематизация;

- типизация;

- гиперболизация.

Особенность воображения в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу представлении, которыми они оперируют чаще всего.

Воображение тесно связано со всеми особенностями личности: с интересами человека, его способностями и знаниями, навыками и привычками, обусловливающими процесс воображения.

Научиться находить противоречия в объектах или системах.

Научиться применять приемы фантазирования.

Научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве.

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении