Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055205 из МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) (до 2015)

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно-исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.

Для объяснения возможности развития психики человека на основе общественного опыта И.П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем.

Первая сигнальная система (лат. signum - знак и греч. systema - соединение) - вид сигнальной системы, как ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условно-рефлекторными реакциями.

Вторая сигнальная система - вид сигнальной системы, которая ориентирована на знаковые, прежде всего словесные, сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей.

Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, то И.П. Павловым было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, а средний как уравновешенный по этому признаку.

Развитие психики в онтогенезе.

Развитие психики в онтогенезе - процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. В настоящее время можно говорить о том, что противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada - tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс: приводящий к изменениям все психологические структуры индивида; проходящий определенные, качественно специфические, стадии, в том числе в форме кризисов; имеющий как сензитивные в отношении внешних воздействий, так и относительно автономные периоды; строящийся целевым образом.

В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.

Периодизация психического развития.

Существует множество периодизаций психического развития (греч. periodos - круговращение) человека в онтогенезе. В разных моделях оказываются задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны.

В учении Ст. Холла (1846-1924) онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма.

На основе эволюционного подхода Ст. Холла А.Л. Гезелл (1880-1961), американский психолог, один из основателей детской психологии, разработал и стандартизовал метод наблюдения за детским поведением, в частности с использованием камеры и полупрозрачного зеркала. Разработал шкалу измерения умственного развития детей раннего возраста, которая вскоре стала очень популярной. Используя эту шкалу, описал возрастные нормы развития ребенка.

В учении Ж. Пиаже (1896-1980) критерием периодизации выступает развитие интеллекта.

В учении З. Фрейда - направленность либидозной энергии.

Ш. Бюлер (1893-1974) в человеческой жизни выделяла четыре основных тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии Я (стремление к внутреннему порядку). При этом в периодизации жизненного пути личности главным мотивом является потребность в самоосуществлении. Именно на основе реализации потребности к самоопределению выделяются фазы жизни: первая фаза (до 16-20 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания, во вторую фазу (до 25-30), когда самоопределение имеет диффузный характер, происходят пробы в различных областях трудовой деятельности и поисках спутника жизни, в третью фазу, когда происходит спецификация самоопределения в конкретных жизненных целях, находится призвание или постоянное дело, четвертая фаза, когда самоопределение прекращается, характеризуется биологическим спадом, в пятую фазу (после 65-70) остается лишь жизнь воспоминаний. Ей принадлежит психологическое объяснение переходного возраста, в котором созревание половой функции рассматривалось как основной процесс, предопределяющий все остальные стороны возрастного развития этой стадии.

У Э. Эриксона индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь типичных стадий. На каждой стадии решается своя задача развития, специфика которой зависит и от ситуации, и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это:

1. Базисное доверие (недоверие).

2. Автономия (чувство зависимости).

3. Инициативность (чувство вины).

4. Производительная предметная деятельность (чувство неполноценности).

5. Идентичность (диффузию идентичности).

6. Интимность и солидарность (изоляция).

7. Творчество (застой).

8. Эго-интеграция (разочарование в жизни).

Зона ближайшего развития.

Л.С. Выготский в рамках своей культурно-исторической психологии ввел понятие "зона ближайшего развития". Это - теоретический конструкт, объясняющий возможности человеческого обучения за счет подтягивания психического развития за обучением. Зона ближайшего развития определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Позже было показано, что помощь взрослого должна быть строго к месту и времени.

Сензитивные периоды развития.

Сензитивные периоды развития (лат. sensus - чувство, ощущение) - возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим, прежде всего, для правильной организации учебных мероприятий.

В культурно-исторической психологии взрослый выступает не только как образец для ребенка, но и как побудитель его активности, что фиксируется в понятии "возрастные кризисы".

Возрастные кризисы (греч. krisis - решение, исход)- нормальный (нормативный) переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.

Дальнейшее развитие культурно-историческая психология нашла в трудах Д.Б. Эльконина, который разработал концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основанную на понятии "ведущая деятельность". Смена типов ведущей деятельности определяет приобретение той или иной личностной позиции.

Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметно-манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений с взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки "Я сам"). В возрасте от 3 до 6-7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления.

Этапы онтогенеза. Возраст.

Возраст - качественно специфическую ступень развития индивида. Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.

Принято выделять следующие возраста:

- (новорожденность) пренатальный период (0-2 мес),

- младенчество (от 2 мес - до 1 года),

- ранний возраст (1-3г),

- дошкольный возраст (от 3 до 6-7),

- младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12),

- подростковый возраст (отрочество) (от 11-12 до 15-17),

- юношеский возраст (от 15-17 до 19-21),

- молодость (от 19-21 до 25-30),

- зрелость (от 25-30 до 55-60),

- старость (от 55-60 и старше).

Пренатальный период.

Пренатальный период (лат. prae - перед + natus - рождение) - стадия внутриутробного развития плода, которое затрагивает и психическое развитие. Последовательно развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика. На последних месяцах беременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функциональной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после момента рождения.

Детство.

Детство - этап онтогенетического развития индивида, который длится от рождения и до появления принципиальной возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют следующие периоды:

- младенческий возраст,

- ранний возраст,

- дошкольный возраст,

- младший школьный возраст.

Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.

Младенческий возраст.

Младенческий возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от рождения ребенка до достижения им годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа:

- новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению с взрослыми;

- первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение с взрослым;

- второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.

Завершение младенчества связано с "кризисом первого года", свидетельствующим о формировании личности ребенка.

Новорожденность.

Новорожденность - возрастной период от рождения до достижения четырех-шести недельного возраста. В этот период происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. В первые же дни жизни фиксируются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение с взрослыми. В конце первого месяца появляется "социальная" улыбка, возникающая в ответ на обращение взрослого.

Этап первого года.

Этап первого полугодия - этап младенчества, который представляет собой период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста. На этом этапе происходит овладение ребенком экспрессивно-мимическими средствами общения, которые проявляются как комплекс оживления. В это время складывается система аффективно-личностных связей с близкими взрослыми, которые необходимы для нормального дальнейшего развития.

Комплекс оживления (лат. complexus - сочетание), описанный Н.М. Щеловановым (1920-е гг.) как показатель онтогенетического развития индивида, которая Различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Кроме выражения эмоций комплекс оживления выступает в функции общения младенца с взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент.

Генезис. Формирование комплекса оживления происходит с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем - улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех или четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в более сложные формы поведения. Нарушение последовательности формирования комплекса оживления может служить индикатором задержки психического развития.

Также развивается познавательная активность, в рамках которой ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями.

Этап второго полугодия - этап младенчества, который представляет собой период жизни ребенка между достижением полугодовалого возраста и кризисом первого года. В это время ведущей является предметно-манипулятивная деятельность, преимущественно для нужд которой осуществляется общение с взрослым, которое становится ситуативно-деловым. В рамках этого ситуативно-делового общения с взрослым ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с предметами.

Если развитие младенца происходит в неадекватных условиях, то это ведет к необратимым личностным последствиям. Данный эффект получил свое отражение в исследованиях Р.А. Спитца (1887-1974) по проблеме госпитализма.

Госпитализм (лат. hospitaliers - гостеприимный) - нарушение психического развития (глубокая психическая и физическая отсталость), обусловленное "дефицитом" общения с взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движениям (раскачивание тела). Представляет собой последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми. Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, "холодных" матерей, которые не уделяют ребенку необходимого внимания. Спитц констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 мес. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требует мать или того, кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция бегства, если к нему кто-то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума, он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение "депрессии зависимости".

Ранний возраст.

Ранний возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:

- формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;

- развивается ситуативно-деловое общение с взрослыми и общение со сверстниками;

- формируются когнитивные процессы;

- происходит овладение пассивной и активной речью;

- становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.

Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с взрослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.

В дальнейшем формируются: учебная деятельность, трудовая деятельность, в которой отрабатываются сложные по своей структуре навыки; продуктивная деятельность, являющейся существенным фактором развития познавательных процессов; и изобразительная деятельность, в которой происходит соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов.

Дошкольный возраст.

Дошкольный возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от 3 до 6-7 лет.

Выделяют три периода:

- младший дошкольный возраст (3-4 года),

- средний дошкольный возраст (4-5 лет),

- старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Дошкольный возраст характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.

Игра. Игра - форма активности животного организма, которая основана на условном моделировании той или иной развернутой деятельности.

Впервые немецкий ученый К. Гроос отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособления инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых.

В подходе К. Бюлера, который строил свою теорию на основе теории игры К. Грооса, акцент в анализе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре, которая заключается в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными эмоциями, которые порождаются самим процессом деятельности и которые были названы им "функциональным удовольствием".

Ф. Бойтендайк объяснял возникновение и развитие детской игры необходимостью реализовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные постепенным созреванием его нервно-психических структур. Среди этих черт отмечались: ненаправленность движений; импульсивность; наличие аффективных связей с окружающими; робость, боязливость и застенчивость.

Д. Мид трактовал игру как модель социального взаимодействия и средство усвоения социальных установок, на основе которых происходит социализация личности.

В рамках психоанализа игра рассматривается как проективная и катартическая активность ребенка, служащая замещению заблокированных потребностей и обеспечивающая достижение удовольствия. В частности, в концепции Э. Эриксона игра трактуется как форма самовыражения ребенка при столкновении с влиянием общества.

В работах Ж. Пиаже игра интерпретируется в контексте развития интеллектуальных операций. Она проходит три стадии: сенсомоторную, имеющую в своей основе упражнения, символическую, основанную на воображении различных ролей, и стадию игры по правилам, которая с появлением социализированных и объективизированных символов - знаков.

В игре принято выделять такие элементы, как: воображаемая ситуация, роль, игровые действия.

Если в младшем дошкольном возрасте в игре воспроизводятся, прежде всего, предметные действия людей, а направленность на партнера или на развитие сюжета минимальны, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться отношения между людьми. Формируется ролевая игра, которая достигает своего максимального расцвета в 4-5 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех правил, которые обусловлены взятой на себя ролью.

Ролевая игра.

Ролевая игра - преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. Роль взрослого, которая берется на себя ребенком, предполагает следование определенным, часто неявным правилам, за счет которых происходит регулирование как выполнения действий с предметами, так и взаимоотношений с другими детьми, которые включены в групповую игру. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой роли, с качеством ее выполнения всеми участниками игры, с реализацией общего сюжета, опыт игры оказывает очень существенное влияние на развитие личности ребенка. В ее контексте происходит формирование важнейших новообразований этого периода детства: овладение знаково-символической функцией, развитие воображения, становление элементов произвольного контроля за поведением.

Дошкольный возраст имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, так как в рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.

Младший школьный возраст.

Младший школьный возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от 6-7 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (I-IV классы) современной школе. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста - возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий.

Подростковый возраст.

Подростковый возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношеского возраста (от 11-12 до 16-17 лет). Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности.

Этому возрасту свойственен так называемый "подростковый эгоцентризм", проанализированный в работах Д. Элкинда. Он проявляется в неспособности отличать временное и постоянное (мелкая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (постоянное ощущение себя в центре внимания других людей), уникальное и универсальное (все чувства воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой "подростковой" общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления.

Юношеский возраст.

Юношеский возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения подросткового возраста до наступления взрослости. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек - 16-20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются специфические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигрывание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессиональный выбор.

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении