Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 055689 из МПСУ (бывш. МПСИ)

Кумачёва С. Матвеева С.

Объяснительная лекция

1. Вводная часть.

Название темы. Организация умственной деятельности школьника на уроке.

Формулировка задач: донести до студентов основную информацию по теме; стимулировать студентов, заинтересовать их более глубоким изучением темы.

Литература.

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982.

2. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе/ Д.Н. Богоявлевский, Н.А. Менчинская. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

3. Кабанова-Меллер, Е.Н. Психология формирования знаний и навыков школьников / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

4. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1966.

5. Менчинская, И.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы/ И.А. Менчинская // Сов. Педагогика. - 1968. - № 6.

6. Психологические проблемы учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, - М.: Сов. Россия, 1977.

2. Основная часть.

Изложение материала.

Активность школьников на уроке не всегда бывает высокой, несмотря на усилия педагогов. Таким образом, основной задачей учителя является активировать деятельность ученика на уроке, а так же развить его инициативу и самостоятельность.

Они стали безразличны к оценкам, меньше проявляют инициативы и самостоятельности в овладении знаниями.

Вопрос аудитории: Как вы считаете, как лучше всего активизировать деятельность и инициативу учеников на уроке?

За последнее время в школе существенно обновлены методы обучения, направленные на оптимизацию процесса усвоения. Шире стали использоваться виды самостоятельных, творческих работ. Разрабатываются и применяются дидактические материалы разной степени сложности. Усложнились критерии школьных оценок.

Многое в решении данного вопроса зависит от опыта и мастерства учителя, от его желания и умения активизировать мысль учащихся на уроке. Учитель должен быть практико-ориентированн, чтобы он смог не только рассказать материал, но и углубиться в суть того или иного вопроса.

Пример: На уроке химии учитель должен не только рассказывать химические реакции, но так же он должен суметь рассказать о, например, жевательной резинке, которую так любят дети, из чего она состоит, почему она тянется, почему она имеет различные вкусы.

( Тянется она потому, что в её состав входит каучук, который так же служит основой резины.

Красивая глазурь на самой жевачке так же служит покрытием для корабельных мачт ледоходов ) .

Учитель должен не просто сообщать, повторять знания, а средствами этих знаний побуждать школьников к их самостоятельному познанию.

Излагая знания учитель работает с классом в целом. Предлагая различные проблемные ситуации, активизируя тем самым мышление детей. Перед учителем стоит трудная задача - работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности.

Чтобы ученик активно работал на уроке, он должен быть подготовлен к принятию и решению проблемы.

В классе учащиеся должны работать коллективно. Каждый ученик в ходе усвоения заданного образца не просто следует ему, а трансформирует его с учётом своего учебного опыта.

Таким образом, способ учебной работы отражает реальный механизм взаимодействия обучения и психического развития.

Вопрос к аудитории: Попытайтесь перечислить, какие психические свойства личности развиваются у учеников, при совместной работе с учителем или с одноклассниками, если это коллективная работа? (наблюдательность, сообразительность, инициативность, гибкость ума).

Обучение должно опираться на соответствующий уровень сформированности познавательных процессов у каждого ученика и обеспечивать переход на новый, более высокий уровень их развития.

Пример: Когда ученик делает в словарном диктанте 10 ошибок, учитель вынужден поставить ему 2 балла, на следующий раз он в этом словарном диктанте сделает уже не 10 ошибок, а 8. Учитель должен поставить ему 2 балла, но правильней будет, поставит ему 3 балла, что бы поощрить его за старания, и в следующий раз в таком же словарном диктанте он сделает уже куда меньше ошибок и получит свою твёрдую, заслуженную 3 или 4. Это побуждает ученика к дальнейшему старанию. Если же каждый раз ставить ему 2, у него отпадает желание стараться, не зависимо от того, сколько ошибок он сделал, ему всё равно ставят 2.

Умственная активность школьников внешне проявляется в поведении. В этом возрасте дети с готовностью отвечают на вопросы учителя, они открыты для его педагогических воздействий. На уроке они стремятся к тому, чтобы их обязательно спросили, положительно оценили. Главное для них - заслужить одобрение учителя. Они всецело доверяют его авторитету, во всём ему подражают, следуют его советам и рекомендациям. На уроке они дружно и активно работают по указанию учителя. В этом возрасте дети психологически готовы к овладению знаниями, у них наблюдается большой познавательный интересе. Среди мотивов, определяющих их положительное отношение к учёбе, они выделяют такие, как "хочу много знать", "научиться решать трудные задачи", "читать увлекательные книги", "делать полезные вещи", "открывать новое".

Одна уже в начальных классах учителя замечают, как некотоыре дети постепенно етряют интерес к учёбе. Это сказывается в понижении их активности на уроке, в снижении успеваемости, в общем отношении к учебным обязанностям. Особеннно это становится заметно при переходе из начальных в средние классы, где резко возрастают сложность и объём знаний. Падение успеваемости, ослабление интереса к учёбе особенно характерно дял 5-6 классов, где происходит сложная перестройка умственной активности школьников. Если в начальных классах она находилась под непосредственным управлением учителя, который задвал образцы, оценивал и тд., то в средних классах умственная активность школьников становится самоактивной. Это связано с переходом на самостоятельные формы работы.

Подростковый возраст, как известно, называют переходным. Это возраст становления самосознания, критического отношения к себе и другим, анализ своих и чужих достоинст и недостатков. Вместе с тем это период накопления и преобразования большого объёма научной информации. Это период разнообразных, но ещё не сложившихся, не ставших устойчивыми интересов, увлечений.

В стршем школьном возрасте умственная активность перестаёт носить характер чисто внешний, поведенческий. Подростки и юноши могут длительно и напряжённо работать в классе, при этом никак не проявля себя, но отсутствие внешней активности не означает, что её нет вообще. Напряжённая умственная работа требует особой сосредоточенности. Поэтому не стоит спешить на уроке с высказываниями о том, что тот или иной ученик "не работает". Нужно создавать в классе соответствующую атмосферу дял проявления умственной активности, самостоятельности.

Чтобы добиться уственной активности на уроке, учителю надо всякий раз не только ясно представлять его цели и задачи, но и моделировать ту умственную деятельность учащихся, которая необходима для реализации этих целей.

Анализ прошлого опыта (в виде примера) :

В Росси существует определённая система обучения в школах, в ВУЗах, которая подразумевает наличие уже готового плана дисциплин, которые учащиеся тех или иных учебных заведений обязаны прослушать, хотят они того или нет, нужна ли им та или иная дисциплина, или нет.

В германии существует другая система обучения как в школах, садах, так и в высших учебных заведениях. Детям предоставляется план необходимого материала на весь учебный процесс. Далее учащиеся из предложенного выбирают необходимые им дисциплины и необходимое количество часов.

Так, например, в Германии в дошкольном учреждении детям предлагают три вида разноцветных ящиков, в которых содержатся задания. В первом ящике самые простые задания, во втором ящике задания средней сложности, а в третьем сложные задания. Учащиеся знают, что за весь год каждый из них должен освоить весь предложенный им материал, но как именно каждый будет осваивать этот материал, решает каждый сам. Можно выполнять только сложные задания, а потом переходить к средним и более простым, а можно наоборот, начать с самых простых, что бы понять принцип и далее выполнять уже более сложные и совсем сложные задания.

Таким образом, учащиеся с самого детства приучаются к самостоятельности, в собственной инициативе. Они сами интересуются своим процессом обучения, процессом получения знаний. В будущем они станут более ответственными людьми.

Наша же, Российская программа обучения воспитывает в учащихся чувство обязанности других им. Что порождает эгоистичное отношение.

Перспективы развития.

Нередко имеющиеся знания (прошлый опыт) определяют аткой ракурс рассмотрения проблемы, который является привычным, шаблонным. Чтобы найти новое решение, надо отвлечься от прошлого опыта, рассмотреть задачу под ругим углом зрения. Возможность перевода задачи в новую плоскость анализа и есть акт мышления.

Чтобы раскрыть школьникам технологию "думания", надо давать им сведения о природе мышления, которые должны сообщаться наряду с предметным содержанием знаний.

Рооведение таких уроков, особенно в старших классах, требует, конечно, от учителя соответствующей подготовки, знаний не только своего предмета, но и психологии мышления, природы творчества, без чего формирование умственной активности учащихся невозможно.

Усвоение знаний как внутрення трансформация заданного содержания рассматривается в психологии как своеобразное открытие учеником нового для себя знания. Как всякое открытие оно сопровождается пробами и ошибками, поисками и находками. Нет и быть не может "безошибочного" мышления. Однако необходимо различать ошибки идущие от недостатка знаний, и ошибки, отражающие поиск путей, средств, методов решения.

3. Заключение.

Основные выводы (тезисно), вопросы.

Надо больше предоставлять самостоятельности самим ученикам, идти на своеобразное творческое сотрудничество с ними в процессе выполнения учебных заданий, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению.

При этом учите становится участником коллективной работы, а каждый ученик - её полноправным членом. Право на ошибку тут имеет каждый. Учитель, как человек более опытный, работает вместе со всеми; он не подавляет инициативу учеников, прислушивается к их предложениям. Это рождает не авторитарность, а подлинный авторитет. В процессе такой работы у школьников возникает не просто желание ответить, получить хорошую отметку, но и потребовать аргументировано, обоснованно изложить своё мнение.

Таким образом, умственная активность всегда предполагает, "пристрастное" отношение ученика к усваиваемым знаниям. Если знания задаются только в виде образцов, а воспроизведение их считается основным результатом усвоения, то тем самым снимается необходимость в их самостоятельном добывании. Оно не прошло через сложную умственную деятельность ученика, не стало его подлинным внутренним достоянием.

2

Показать полностью… https://vk.com/doc36729379_82260110
26 Кб, 30 апреля 2012 в 14:43 - Россия, Москва, МПСУ (бывш. МПСИ), 2012 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении