Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 055692 из МПСУ (бывш. МПСИ)

Понятие коммуникативной компетентности обозначает - определённое качество личности, позволяющее человеку быть хорошо осведомлённым в каких-либо вопросах. Одни авторы (Петровская, Муравьёва) рассматриваю коммуникативную компетентность как отдельную характеристику личность, другие авторы - как широкое понятие. (Куницына) Так же некоторые авторы (Емельянов) рассматривают коммуникативную компетентность как индивидуальные качества и определённые состояния сознания.

В настоящее время существует два подхода: теоретический и практический.

1. Теоретический - рассматривает само понятие коммуникативной компетентности, процессы, условия и факторы, определяющие её изменение. Разрабатывает модели и концепции. А так же определённую роль и место в эффективном взаимодействии различных сфер.

2. Практический - акцентирует внимание на процессах развития и совершенствования. Разрабатываются методы развития коммуникативных умений. (Захарова, Петровская) Так же разрабатываются программы повышения коммуникативной компетенции (Николаева, Горюнова, Гаврилова).

Коммуникативная компетенция по Л. А. Петровской.

Л.А. Петровская считает, что это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном кругу ситуаций межличностного взаимодействия.

Она предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции от отстранённой до близкой.

Коммуникативная компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров по общению.

1. Коммуникативном

Способность давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться.

2. Интерактивном

Способность программировать процесс общения, в том числе выбор стиля общения, текста выступления, позиции и дистанции в общении.

3. Перцептивном.

Способность осуществлять социально-психологическое управление вниманием партнёра по общению, стимулировать их к активности.

Коммуникативная компетентность, по мнению Л.А.Петровской, имеет двоякий смысл - это и эмпатическое свойство (сопереживание), и знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными средствами общения. Перцептивная компетентность означает степень соответствия сформировавшихся картин мира, стереотипов, образов научным картинам мира. Компетентность в области взаимодействия сводится к знаниям о природе социальных влияний.

Социально-психологическая компетентность делится на два вида: житейская и профессиональная.

Житейская социально-психологическая компетентность - результат социализации, т.е. адаптации к конкретным условиям. Быть на высоте в вопросах общения, познания заставляет жизнь. Социально-психологическая компетентность в нормальном обществе выгодна, потому так ценятся улыбка, вежливая манера обращения, культура общения

Профессиональная социально-психологическая компетентность складывается из научных картин мира и знаний в области общения.

Социально-психологическая компетентность определяется следующими факторами:

* Индивидуальными особенностями (при этом большую роль играет тип личности, в частности, является ли она интро- или экстравертной, аутичной или неаутичной, а также ее интеллект);

* Психическими состояниями (астеническое и стеническое) и типичными настроениями;

* Эффективностью социализации (например, нарушение социализации приводит к возникновению эмоциональной глухоты, комплексов, агрессивности);

* Влиянием культурных различий;

* Специальной социально-психологической подготовкой.

2

Показать полностью… https://vk.com/doc36729379_133808888
20 Кб, 4 ноября 2012 в 15:29 - Россия, Москва, МПСУ (бывш. МПСИ), 2012 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении