Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
ppt

Студенческий документ № 055740 из МПСУ (бывш. МПСИ)

Лекция 5

Индивидуально-приспособительная деятельность животных

• В ранний постнатальный и ювенильный периоды онтогенеза происходит не только проявление врожденных основ поведения, но и активное формирование индивидуальных приспособительных реакций за счет разных форм научения, а также когнитивных процессов.

• Научение - это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта. (Thorpe, 1963)

Виды научения:

• Облигатное - обязательное. Биологическая предрасположенность к усвоению определенных, специфических для данного вида факторов среды. Находится под генетическим контролем. Приурочено к определенным периодам онтогенеза.

• Факультативное - индивидуальное приспособление данной особи к конкретным факторам ее среды обитания. Происходит на протяжении всей жизни.

На факультативном научении основаны:

• формирование и отработка навыков отыскания определенной пищи;

• избегание опасных участков местности;

• запоминание удобных троп, мест водопоя, участков, богатых пищей и т.п.;

• запоминание членов своего сообщества;

• усвоение особенностей поведения хищников и/или жертв;

• и многое другое.

• Некоторые модели для исследования способности к факультативному научению:

- "слюнные" условные рефлексы, т.е. выделение слюны уже в момент попадания в комнату, где в процессе опытов собаку кормили;

- отыскание выхода из лабиринта;

- избегание болевого раздражения;

- клевание кнопки или нажатие на педаль при действии определенных стимулов;

- выбор стимула, соответствующего образцу.

• Подробно о классификации и механизмах факультативного научения в курсе :

"Физиология высшей нервной деятельности"

Классификация форм факультативного научения - основы индивидуально-приспособительной деятельности

1. - неассоциативное обучение,

2. - ассоциативное обучение,

3.- подражание

4. - когнитивные процессы

по Manning, Dawkins (1992), Дьюсбери (1981), Thomas (1996), Pearce (1998).

(см. Зорина, Полетаева, 2001, гл. 3)

Классификация форм индивидуально-приспособительной деятельности

1. - неассоциативное научение

Привыкание - наиболее примитивная форма научения

Классификация форм индивидуально-приспособительной деятельности

2. - ассоциативное научение - образование временной связи между двумя стимулами, один из которых (условный) изначально был для животного безразличен (нейтрален), а другой (безусловный) служит вознаграждением или наказанием.

- классические условные рефлексы;

- инструментальные условные рефлексы.

• Фундаментальное значение открытия И.П.Павлова (условные рефлексы) заключается в том, что такой вид психической активности как ассоциативное обучение стал предметом экспериментальных физиологических исследований, тогда как до этого психологи изучали его только на основе интроспективных заключений.

Б. Ф.Скиннер - в 50-е гг. ХХ в. создал автоматизированные установки для изучения инструментальных условных рефлексов у крыс и голубей - "камера Скиннера"

Камера Скиннера для выработки инструмен-тальных условных рефлексов у голубей

• Разные варианты выработки инструментальных УР в эксперименте воспроизводят разные способы ассоциативного научения в повседневной жизни животного.

Методика свободного оперантного поведения

• видоизменение поведения животного в результате последовательного подкрепления "правильных" действий (игра "тепло, горячо"), называется методом последовательного приближения или формированием поведения (shaping). Основа дрессировки цирковых и служебных животных.

В опытах Скиннера голуби:

• "играли" в пинг-понг;

• крысы могли подтянуть к себе с помощью бечевки бильярдный шар, взять его в передние лапы и засунуть в трубку, расположенную на 5 см выше пола клетки.

• Сложные цепи двигательных УР - основа многих форм приспособительного поведения. Они дополняют его врожденную основу - ФКД, которые обеспечивают только необходимый для всего вида минимум.

• Навыки - автоматизированные двигательные условные рефлексы.

• Операция - система движений, связанных с выполнением конкретного действия и направленных на достижение его цели.

• Разные варианты выработки инструментальных УР в эксперименте воспроизводят разные способы ассоциативного научения в повседневной жизни животного.

Методика свободного оперантного поведения

• видоизменение поведения животного в результате последовательного подкрепления "правильных" действий (игра "холодно, тепло, горячо"), называется методом последовательного приближения или формированием поведения (shaping). Основа дрессировки цирковых и служебных животных.

В опытах Скиннера голуби:

• "играли" в пинг-понг;

• крысы могли подтянуть к себе с помощью бечевки бильярдный шар, взять его в передние лапы и засунуть в трубку, расположенную на 5 см выше пола клетки.

• Можно заставлять животное совершить какое-то действие и тут же подкрепить эту реакцию пищей:

Пример - выработка команды "голос" у собаки.

• К.Прайер "Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей"

• Механизм последовательного приближения - основа спонтанного научения животных в естественных условиях

• Домашние животные, наблюдая за поведением хозяев, могут формировать достаточно сложные реакции

Примеры:

Феномен "Умного Ганса" попугай;

Китти;

выключение компьютера - сигнал скорой прогулки для собак.

Классификация форм индивидуально-приспособительной деятельности

1. - неассоциативное обучение,

2. - ассоциативное обучение,

3. - подражание,

4. - когнитивные процессы

по Manning, Dawkins (1992), Дьюсбери (1981), Thomas (1996), Pearce (1998).

(см. Зорина, Полетаева, 2001, гл. 3)

Подражание - самостоятельное копирование действий, воспринятых у других особей.

Шимпанзе подражают действиям человека

У животных подражание лежит в основе "культурной преемственности". Оно способствует распространению и закреплению в группе или в популяции навыков, приобретенных отдельными особями.

Подражание - одна из форм социального научения или научения наблюдением (observational learning).

Роль подражания в создании особенностей пищевого поведения как "культурной традиции", характерной для некоторых популяций животных в природе

• "ужение" термитов и разбивание орехов у шимпанзе;

• мытье бататов у японских макаков;

• Использование горячих источников;

• разбивание раковин у каланов;

• изготовление орудий у новокаледонских ворон;

"Ужение" термитов у шимпанзе

В Гомбе- Стрим

• Одни популяции шимпанзе разбивают пальмовые орехи камнями,

• другие - деревянными "молотками",

• третьи не едят орехов вообще

Гудолл, 1992.

Cамостоятельное освоение деревянного "молотка"

Примеры орудийной деятельности как "культурной традиции", характерной для некоторых популяций животных в природе

• "ужение" термитов и разбивание орехов у шимпанзе;

• мытье бататов у японских макаков;

• Использование горячих источников;

• разбивание раковин у каланов;

• изготовление орудий у новокаледонских ворон;

Японские макаки - "мойщики картофеля"

• 16-месячная самка Имо в 1950 г. впервые помыла картофель, прежде чем съесть.

Ей подражали только молодые животные.

В настоящее время картофель моют все обезьяны поголовно.

Купание японских макаков в термальных источниках - также результат подражания действиям первой "купальщицы"

• "Социальное облегчение" (social facilitation)

Расклевывание фольги на молочных бутылках синицами в городах Великобритании.

(50-е гг. ХХ в.)

Подражание родителям - один из путей формирования традиций

Классификация форм индивидуально-приспособительной деятельности

1. - неассоциативное обучение,

2. - ассоциативное обучение,

3. - подражание,

4. - когнитивные процессы

по Manning, Dawkins (1992), Дьюсбери (1981), Thomas (1996), Pearce (1998).

(см. Зорина, Полетаева, 2001, гл. 3)

• Когнитивные процессы (в отличие от ассоциативных) основаны на образовании внутренних представлений, или психических образов, которые хранятся в памяти и извлекаются в соответствующий момент для обеспечения необходимых решений и операций.

Термины (синонимы), употребляемые в когнитивной науке

• Представления (репрезентации)

• Психические образы

• И.С.Бериташвили - психонервные образы, психонервные представления.

• Е.Н.Соколов - нервная модель стимула.

• Л.А.Фирсов, Т.А.Натишвили - образная память.

Метод оценки образной памяти - отсроченные реакции

Метод оценки образной памяти (наличия представлений) - отсроченные реакции

У.Хантер (1913)

У шимпанзе - не просто ожидание пищи, а образ конкретной приманки.

Тест на отсроченную реакцию

Образная память (декларативная) и

условно-рефлекторная (процедурная, ассоциативная) имеют тонкие функциональные отличия.

От особенностей их взаимодействия зависят различия в организации поведения высших и низших обезьян Фирсов, 1987

• Episodic memory -

• Так наз. Эпизодическая память (неудачный перевод) - запоминание конкретных эпизодов.

Классификация когнитивных процессов. (Manning, Dawkins, 1992), Д.Дьюсбери (1981), Р.Томас (1996) и Дж.Пирс (Pearce, 1998)

* Когнитивное научение:

латентное;

• выбор по образцу;

• обучение, основанное на представлениях о: пространстве;

порядке стимулов;

времени;

числе. * элементарное мышление.

Модели для изучения когнитивных процессов:

Обучение в лабиринтах (фильм!!!)

Запоминание и отыскание птицами кладовок

Радиальный лабиринт для изучения пространственного обучения и памяти

ГИГАНТСКИЙ РАДИАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ

• It consists of a central part of 250 cm diameter, and has arms of 650 cm length, 170 cm height and 80 cm width

The subjects were birds of different species:

• 9 domestic chickens (Gallus domesticus)

• 6 domestic guinea fowls (Numida meleagris)

• 8 domestic geese (Anser domesticus)

All birds were 2.5-3 months old

Hooded crows in the giant radial maze

Модели для изучения когнитивных процессов:

Обучение в лабиринтах (фильм!!!)

Запоминание и отыскание птицами кладовок:

4 вида соек и 2 вида кедровок - облигатное запасание корма, точное запоминание мест кладовок и их отыскание спустя недели и месяцы.

Изучена роль гиппокампа в запоминании местоположения кладовок.

Лабораторная установка для изучения пространственной памяти у видов врановых, запасающих пищу на зиму

Классификация когнитивных процессов. (Manning, Dawkins, 1992), Д.Дьюсбери (1981), Р.Томас (1996) и Дж.Пирс (Pearce, 1998)

* обучение;

латентное;

• выбор по образцу;

• обучение, основанное на представлениях о: пространстве;

порядке стимулов;

времени;

числе. * Элементарное мышление

Элементарное мышление животных как биологическая предпосылка мышления человека

Литература:

З.А. Зорина, И.И. Полетаева "Зоопсихология: элементарное мышление животных". М.: Аспект Пресс.2001,2003.

http://www.ethology.ru/library/?id=

Зорина З.А., Смирнова А.А. О чем рассказали "говорящие обезьяны". М.: ЯСК. 2006.

Крушинский Л.В. Биологические основы

рассудочной деятельности. М., 1986? 2009/

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М. 2001.

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М.: Academia. 2004.

• На протяжении всего ХХ века одной из наиболее актуальных научных проблем было изучение биологических корней поведения и психики человека, прежде всего предпосылок и предыстории человеческого мышления и сознания

Сейчас, в начале ХХI века, эта проблема своей актуальности не только не утратила, но оказывается в фокусе внимания когнитивной науки, превращается в одну из горячих точек.

конец

• Сама по себе гипотеза о том, что у животных есть хотя бы какие-то элементы мышления как способности экстренно решать новые задачи на основе обобщенного и опосредованного отражения действительности делила научное сообщество на две полярные части - противников и сторонников .

• "Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи - мозга...

• Мышление... не может быть полностью объяснено деятельностью физиологического аппарата. Оно имеет общественную природу и по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по своим результатам.

• Мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью, характерной для человеческого общества..."

• Соотношение этих частей постепенно менялось от господства первых к преобладанию последних.

• Это оказалось возможным благодаря целому веку экспериментальных исследований, которые показали, что у животных ряда таксономических групп действительно существуют зачатки мышления.

• Эти данные отражены в многочисленных последних монографиях.

• Некоторые термины и определения

Ч.Дарвин,

Н.Н.Ладыгина-Котс,

А.Р.Лурия,

А.В.Брушлинский,

Л.В.Крушинский,

С.Л.Рубинштейн,

W.Kohler, O.Koehler,

R.W.Byrne,

D.Rumbaugh,

и мн. др.

• Мышление - это "процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории, составляющие внутреннюю картину его мира" (Данилова, 2004).

• Мышление - отыскание и открытие существенно нового, решение новых задач в неожиданно возникших ситуациях.

• (Ладыгина-Котс, В.Келер, Брушлинский, Лурия, Крушинский, Byrne, Rumbaugh, Данилова и др.)

Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения - привычного (т.е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного"

(Лурия, 1973).

Элементарная рассудочная деятельность - это способность животных улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программы поведения в новых ситуациях" (Крушинский, 1986, С. 27)

...При рассмотрении высших когнитивных функций животных "...следует отбрасывать все обычно взаимно перемеши-ваемые понятия, такие как ум, разум, рассудок, и заменять их термином "мышление", подразумевая под этим последним только логическое, самостоятельное мышление, сопровождающееся процессами абстрагирования, образованием понятий, суждений, умозаключений"

Ладыгина-Котс, 1925.

• "О наличии интеллекта может свидетельствовать установление животным лишь новых адаптивных связей в новой ситуации".

Ладыгина-Котс, 1963

Классификация форм поведения по Л. В. Крушинскому

Поведение, которое строится по наследственно обусловленной программе и не требует для своего развития специального обучения или тренировки - "врожденные" действия, характерные для всех особей данного вида - "ИНСТИНКТ"

• Поведение, которое формируется ПОСТЕПЕННО, по мере накопления индивидуального опыта - для приспособления особи к конкретным условиям ее индивидуальной среды. Это ПРИВЫКАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ во всех его многообразных формах;

• Поведение в новой для животного ситуации на основе ЭКСТРЕННОГО принятия решения, за счет чего оно проявляется при ПЕРВОЙ ЖЕ встрече с новыми стимулами без предварительного обучения и при отсутствии соответствующей наследственной программы - это МЫШЛЕНИЕ, или РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, или РАЗУМ животных.

g • Важнейшие категории поведения (условно): "ИНСТИНКТ", "ОБУЧЕНИЕ" "РАЗУМ".

Они обеспечивают разные способы приспособления к условиям среды и вносят разный вклад в адаптивность поведения.

Индивидуально "приобретенное" приспособление животного к условиям среды может осуществляться двояко:

• обучение дает возможность постепенно приспособиться к систематически и многократно действующим факторам среды обитания;

• мышление (рассудочная деятельность) позволяет животному ответить экстренной и адекватной реакцией на непредвиденные изменения привычных условий при первом же их появлении.

Как и любая классификация, любые деления поведенческих актов достаточно условны.

!!! РЕАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНОГО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СЛОЖНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ НАЗВАННЫХ КАТЕГОРИЙ.

Основные направления экспериментальных исследований мышления животных:

• 1. способны ли они к решению новых задач в экстренно возникших ситуациях, для выхода из которых у них нет "готового решения";

• 2. способны ли животные к обобщению, абстрагированию и усвоению символов.

При изучении зачатков мышления у животных мы пытаемся ответить на два вопроса:

1. На каких этапах филогенеза возникли наиболее простые зачатки мышления и насколько широко они представлены у современных животных?

- сравнительные исследования, с применением большого набора тестов. ( Harlow, 1959; Крушинский, 1986)

2. Каковы высшие формы мышления, доступные животным, и какова степень их сходства с мышлением человека?

- изучение поведения и психики высших позвоночных с помощью наиболее сложных методик, включая обучение языкам-посредникам.

Н.Н.Ладыгина-Котс

- элементарное мышление животных

Л.В.Крушинский

- элементарная рассудочная деятельность

Мышление - отыскание и открытие существенно нового, решение новых задач в неожиданно возникших ситуациях.

Брушлинский, 2003, Крушинский, 1986,

Ладыгина-Котс, 1963.

• "...эксперименты, при помощи которых мы испытывали животных, ставили последних перед вполне актуальной данной ситуацией, в которой также и решение могло быть тотчас же актуально выполнено".

- (Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян" 1930. С. 226).

Мыслительные операции

• Анализ

• Синтез

• Сравнение

• Абстрагирование

• Обобщение

Формы мышления:

Понятие

Суждение

Умозаключение

Виды мышления:

• Наглядно-действенное

• Образное

• Отвлеченное

Способы мышления:

Индукция

Дедукция

• Несмотря на всю сложность этой стороны психики человека, у животных обнаружены разные проявления мышления, которые можно перечислить следующим образом (в зависимости от использованных экспериментальных подходов).

Экспериментальные подходы к изучению высших когнитивных функций животных (виды тестов)

I. Задачи, решение которых возможно на основе:

- экстренного улавливания их структуры (инсайт).

- экстренной реорганизации независимых элементов прошлого опыта.

I I. Задачи, выявляющие способность к

операциям обобщения и абстрагирования:

на допонятийном уровне;

на уровне довербальных понятий;

- тесты, выявившие способность к символизации

- на выявление общего алгоритма в серии однотипных задач (установка на обучение

I I I. Операции логического вывода:

IY. Тесты на самоузнавание, "thеory of mind", "social cognition".

Примеры из фильма "Разум животных":

• Подтягивание приманки воронами;

• Расклевывание грачами добычи на дороге с сильным движением транспорта;

• Решение задач дельфином.

Показать полностью… https://vk.com/doc194135197_344519947
14 Мб, 26 ноября 2014 в 22:25 - Россия, Москва, МПСУ (бывш. МПСИ), 2014 г., ppt
Рекомендуемые документы в приложении