Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055742 из МПСУ (бывш. МПСИ)

Литература:

1. Андреева Богомолова Петровская Зарубежная соц психология 20 столетия: Теоретические подходы.

2. Белинская Тихомандрицкая Социальная психология личности.

3. Шамионов Психология социального поведения личности.(интеренет)

4. Дэвид Маерс Социальная психология.

5. Шиерев Современная соц психология.

6. Зимбарде , Ляйпе Социальное влияние.

19.01.2016 Понятие поводение и понятие социалное поведение.

Поведение- это обективно фиксированные реакции. Так опр поведение в бихевиоризме.

В отеч психологии поведение как понятие не оч популярно,чаще исп деятельность. Общим в деятельности и поведении явл активность.

Социальное поведение- это субъектная активность личности в отношении социума и самой себя.

Соц поведение- особая форма сущ активности человека в общетве обусл фактом вкл личности в соц группы.

Особенности соц поведения:

1. Процесс усвоения норм которые регулируют соц поведение.

2. Наличие способности управлять соц поведением.

3. Наоичие собственного отноения к социальному поведению.

4. Соотнесение собст поведения с поведением др людей, а так же с ситуацией.

Концепции соц поведения:

1. Теории инстинктов соц поведения Макдугал. (Соддана на рубеже 19 20 столетий. Ключевой вопрос: Вопрос о движ силах соц поведения?) Согласно его теории причины соц поведения явл инстинкты.

Инстинкты по Макдуглу- наследственная предрасположенность,способность воспринимать объекты,обращять на них внимание испытывать возбуждение и осуществлять действие.

Инстинктивные реакции по его словам могут возникать когда возникает предстваление об объекте. Инстинктивные действия могут усложняться и меняться. Тоесть он говорит что в отн соц поведения инстинктивные действия не обязательно запрограмированны,он допускает возможность их видоизменения.

Одновременно он говорит,могут проявляться несколько инстинктам. Макдугл говорит что инстинкты могут группироваться относительно нескольких обектов.

Он считал чтоповедение относится только к одушевленным объектам. Вповедении всегда учавствует весь организм а не отдельный орган. Поведение не может повторяться полностью,всегда есть изменение.

Мо мнению Макдугала регуляция соц повдеения начинается с подрожания.

Какие инстанции контролируют соц поведение:

1. Эгоизм 2. Одобрение/не одобрение значимых людей

3. Общественная мораль и нормы

4. Чувство собственного достоинства

Мертон. Модель стуктуры научного теоретического занния науки. Для социальных наук.

Общая теория>теория среднего ранга( узкие теории)>уровень гепозит эмпирических исследований( предположения формулир на основе теории общего уровня)

2. Психоанализ. Массовая психология и анализ человеческого Я.РАбОТА ФРЕЙДА. Анализируя поведение в группе он исп прием аналогии, те переносит действия психологич механизмов семьи на любую соц группу и общество в целом. Ключевыми поонятиями групповой динамики Фрейда становптнятие идентификации и понядие десексуализированного либидо. По его мнению именно эти механизмы связ людей в группе. Первичная группа это совокупность людей кторые принемают лидера за идеал. Следовательно идентифицируются с ним, и след идентифицир друг с другом.

В группе выдел 2 линии связи:

1. Связь первого порядка- отншение рядовых членов гуппы к лидеру.

2. Связь второго порядка- отношение между рядовыми членами группы.

Лидер- это человек/ идея у которого нет эмоцианальных привязанностей никкому.

20.01.2016

Фрейд говорит что идентификация с лидером не обязательно однозначно(амбивалентно). Идеи Фрейда касающиеся соц поведения получили развитие в более поздних психоаналитических концепциях созданых в 40-50 годах 20в:

1. Концепция Шутца:" Трехмерная теория межличностного поведения".

В этой концепции расм концепции социального поведения индивида. В основе лежит тезис Фрейда о том что соц жизнь взрослого человека фатально предопределяется его детством. Шутц говрит что каждый от рождения имеет 3 базовые межличн потребности: 1. Потребность включения. Это потрребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношение с другими людьми,или это потребность быть вкл в группу. 2. Потребность в контроле. Это потребность человека контролировать свою жизнь и одновременно это потребность быть объектом заботы контроля со стороны других. 3. Потребность в любви. Это потребность устанавливать близкие отношения с окружающими. Еси ребенок в семье сталкивается с тем что потребнсть не реализуется,то он адаптируется и эта адаптация переходит во взрослое состояние. В межличностных отнощениях взрослый начинает воспроизводить опыт своего детства.

Потребность включения предполает наличие контактов с ребенком и если в родительск семье ребенок насыщен контактами то это збс, ели имеет место проивоположн ситуация,такая ситуация будет способствовать формированию у ребенка тревоги и это состояние будет создавать опр защиты: недостаточно социальное поведение-по внешним проявлениям очень похоже наинтроверсию,причина этого в том что такой человек не уверен что окружающие считает что он недостоин их внимания и для тго что бы не получать этому подтверждения оон не конактрует с ними.

Сверхсоциальное поведение- навязчивый стиль общения, очень шумный,требует внимания от окружающих. Это оо тогочто человек ге уверен в своейинтересности и ему нужно постоянное подтверждерие тому что он нужен кому то.

Если у человека в родительской семье портребность вкл удовл целиком то человк норм.

Потребность в контроле. Плохо и когда родители все контролируют, и плохо когда родители ничего не контролируют. Необходимо золотая середина.

Отказывающееся поведение- это отказ от ответственности и влати, даже если решения которые надо принять касаются его лично. Любая власть предполагает ответственность,поэтому такому человеку будте сложно находится на руководящих постах.

Автократическое поведение. Характериз стремлением доминировать над окружающими принимать решение не только за себя но и за др,для такоготчеловека крайне сложной явл позиция почененного.

Демократич повдеение формируется если родители не косячили в воспитании. Те такойчеловек будучи уверенном в себе понимает что принятие или выполнение решений не вопрос его безопасности а вопрос того кто более компетентен.

Потребность в любви. В родительской семье ребенок может оказаться в ситуации родительской не любви. Такое эмоц отчуждение не благоприятная ситуация. Варианты повдения при таком случае: 1. Недостаточное личностное повеение. Такой челоек избегает близких отношений он может быть поверхностным дружественным,но при этом он всегда старается сохранять эмоцианальную истанцию. Причина в том что такой человек не уверен в томчто если он кого то подпустит близко он не разачерует и его не будут любить. 2. Сверхличностное поведение. Такой человек очень хочет любви и он в любых контактах требудет чередчур сильной эмоцианальной отдати типо. Тоесть человек не понимает что отношения могут быть не близкими и при этом нормальные. 3. Личностное поведение. Такой чедовек адекватен,изберателен комфортно себя чувствует и в близких и в дистантных отношениях.

Межличностная совестимость по Шутцу:

Межличн совеместимость- если 2 чела могут вместе рабоать в гормонии тоони явл совместимыми. Основа совместимости по Шутцу это соотнесение поведения этих людей в каждой из 3 сфер межличностных потребностей.

Типы совместимости:

1. Совместимость осн на взаимном обмене. Этот тип совместимости будет выражен в теж случаях когда сумма выражаемогл и желаемого поведения человека будет равна сумме того же самого у др человека.

2. Рецепрокная совместимость. Зависит от степени в которой выражение любви контроля включенияс сторпы 1 человека согласуется с желаниями другого.

2. Концепция Байона.

Он приоел к выводу о том что группа предстваляет собой макро вариант индивида. Те группа имеет теже зарактеристики что и отдельно взятая личность. Речь идет о характеристиках мативационной сферы в первую очередь, те у группы есть потребности мотивы цели эмоции. Онализируя групповую жизнь Байон предположил что можно выделить 2 уровня групповой жизни: 1. Ситуация когда группа решает какую либо задачу. Н аэтом уровне группа дейстуъвует абсолютно осознанно рационально,действия подчиняется групповой цели. 2. Уровень неосозноваемых вкладов членов группы благодаря которым формируется групповая субкультура. Байон отмечает чо эти 2 ровня могут находится в конфликте друг с другом.

3. Концепця Бенниса и Шепорда.

Эти чуваки одни из пеонеров трененговой работы. Т-группа группа в которой люди хотели улучшить качество отношения с окружающими например. В основе Т групп лежит групповая дискуссия. Группа строистя по принципу здесь и теперь. Кажды й участник должен свободно сообщать о том что он думает и каждый долден одекватно понимать свое место в групппе. В Т группе обязательно наличие ведущего. Тренер должен отслеживать психологич атмосферу в группе. В Т группе должна быть хорошо отлаженная система обратной связи,отказ участников от привычных,повеседневных способов поведения.

Ведущий когда группа нач ает свою работу данимает позицию не дерективную, ет он не предлогает никакого плана действий. Сначала решаея вопрос о власти, лидера можт быть 2. Когда выбрали лидера решается вопрос о характере отношений. Еси лидер авторитарный то втгруппе будут приняты дистанцированные нормы, если лидер демократический то больше удут допускаться бликие отношен я. И в завершении это оцегка группой каждого участника.

26.01.2016

Необихевиористский подход к пониманию соц поведения.

Необих предполаг перенос принципов класич бихевиоризма на социальные объекты.

Принципы необих:

1. Натурализма. Это игнорирование специфики поведения человека.

2. Психологического гидонизма. Это значит что осн мативационной силой явл стремление к удоволюствию и стремлению к избеганию неудовольствия.

Предметом расм в необих явл поведение. И осн проблема которая изуч это проблема научения.

В бихевиоризме:

S>R Стимул- внешне наблюдаемый объект.

Реакция- внешне наблюдаемая реакция.

В необих:

. r. s

S>V>R V- когнетивный процесс который опосредет дейтсвие стимула на вознопр реакции.

r- внутр стимул.

s следует внутр стимул.

Подкрепление- любой фактор приводящий к изменениям в наблюдаемом поведении.

Подкрепление бывает положительное и отрицательное.

Наказание -блокирует поведение

Отрицательное подкрепление- формирует поведение.

Драйв(drive)- побуждение/сила внутри организма которая активизирует поведение в направлении подкрепления.

Необих теории среднего уровня:

1. Теория агрессии и подражания.

Одни из первых наработок в этой области принадлежат американцам Миллеру и Долларду. В конце 30 годов 20 ъв формулир гепотизу ФРУСТАРЦИИ - АГРЕССИИ. Гепотиза: Наличие агрессивного поведения всегда предполаг сущ.фрустрации и наоборот, сущ фрустрации ведет к некоторой форме агрессии. Фрустрация это то что блокирует достижение желаемой цели. Агрессия- в необех это поведение цель которого разрушить или же сместить фрустрирующий блок/фактор.

Подражание по миллеру и долларду- повторение поведения другого человека.

Подражание нужно разделять с тождественным поведением(2 индивидуъа ведут оденаково себя, не как подражая, а просто в ответ на один и тот де стимул)

Парнозависимое поведение- поведение в диаде,когда более опытный член иаы явл стимулом для менее опытного.

Копирующее поведение- те случаи когда модель тренирует другого(наблюдателя) съапр.секци борьбы и тп.

По мнению Миллера и Долларда подражание имеет место в тех случваях если индивид вознаграждается за подражание и не вознаграждается когда не подражает. Т.о Миллер и доллард говорит что подражание по сути явл объектом научения. При рассмотрении прблемы подражания они выходят на проблему социального научения. Когда они опис как этот процесс происх, первоначально сущ побуждение подражать. Сигналом к началу этого процессса становится поведение др человека. Те человек набл поведение и оно вознагр либо невознагр,т.о фоомир система ценностей сигналов.

В ответ на сигнал воникает внутр реакция оценки и поиска данного типа поведения в системе ценностей. По миллеру идолларду научение без вознаграждения не происходит.

2. Социобихевиористский подход.

После миллера идолларда проблема подажания агрессии была затронута в работе Бандуры.

Бандура говорил что подкрепление не тот фактор который вызыввет научение. По мысли андуры новые реакции вырадатываются через простое наблюдение за наблюдением модели, при этом совсем не обязательно подкреплять реакцию модели как и реакцию наблюдателя. Подкрепление может лиш активизировать то поведение которое уже было преобретено.

Бандура говорит что вообще сущесвование человека осн на 3 регуляторных системах:

1. Придшествующие стимулы. Это повдеение др людей кторое мы наблюдаем.

2. Обратная связь которая поступает от реакции. Здесь речь идет о подкреплении.

Наблбаемое подкрепление по силе оналогично собственному подкреплению.

3. Когнетивные процессы. Это моделируемые действия которые преобриьаются в символической форме, конструирутся из наблюдаемых примеров. Так де в символич форме осущ проверка этих действий и в результате проверки получвтся символическое решение. Когнетивная регуляция подчиняется контролю стимула и подкрепления.

3. Теории диодического ваимодейтствия. 50-60г 20в

В основе этой теории лежит доктрина "экономического" человека. Это начит что челлевеческое поведение расм как функция его платежа. Этт значит что объем и вид поведения человека зависит от объема и вида вознагражденийчеловека и наказаний которое это повдение приносит.

Теории в этой группе:

1. Теория соц обмена Хоменса.

Он считает что 2 человека находятся в ситуации постоянног взаимного обмена. Они обмениваются вознагразждениями и издержками. Те партнеры по взаимод всегда нах в этом процессе, этот обмен и есть суть простейшего соц поведения. Он говорит что сущ особые действия которые призваны явл вознаграждениеми или издержками. Эти особые действия он называет сантименты- действия выр чувства,установки по отн к др людям.

Семинары: на среду.

Основные понятия псизологии соц поведения.

1. Понятие поведения и его различные трактовки

2. Поведение и деятельность. Сходства и различия

3. Понятие социального поведения. Определение и примеры.

4. Социальное повение животных.

5. Теория инстинктов соц поведения Магдугала. Специфика инстинктивных реакций. Понятие социального поведения. Структура инстинктов соц поведения.

Механизмы по хомансу:

2. Принцип распределенной справедливости.

Каждый участник обмена ожидает пропорциональности междуполучаемым выигрышем и понесенными издержками. Каждый человека надеится на справедливый обмен. Справедливый обмен- представление о спарведливости обмена человек формирут инливидуально,основываясь на прошлом опыте. В результате этого опыта у каждого человека формируется норма обмена- это своего рода нулевая точка/граница ниже которой результаты обмена будут воспр как несправедливые, выше тоже не справедливыет. По хомансу в силу тог что норма обмена у каждого разная, след для одного вознаграждения не справедливость а для другого вещение. О нарушении нормы обмена свидетельствует эмоц реакция и если человек сталкивается с недостатком вознаграждний,то может испытать гнев. Если человек избыток вознаграждений воспр негативно то может испытывать чувство вины.

2. Теория взаимодействия исходов Тибо и Келли.

Они расм межличностное отношение утв что межличн отношение это взаимодействие. И они считают что анализируя межличн отношения нужно всега расм диаду, тк это самая простая социальная ситуация. Взаимодействие по их мнению между партнерами будет продолжаться в том случае если для каждого участника вознаграждения будут превышать потери.

Тибо и Келли гворят что участники взаимодействия зависят друг от друга в достижении вознаграждения,те участники диады имеют возможности взаимоного контрля который опосредован способностью влиять на исходы другого. От чего завист исходы взаимодейсвий:

1. Индивидуальные потребности и способности участников взаимодействия.

2. Сходство и различие партнеров в их установках и ценностях. Если лдипохоы то у них больше шансов без усилий вознаградить своего партнера.

3. Ситуация в которой разворачивается взаимодействие.

4. Расстояние между поартнерами в диаде. Чем больше расстаяние между партнерами,тем меньше у них возможности позтивных исходов.

5. Комбинация последовательностей поведения членов диады. Те издержки которые вызывает интерференция(наложение) поведения членов диады будут пропорциональны кофликту который пораждается не совместимой ситуацией.

Тио иКелли ввели 2 онятия:

1. Уровень сравения- это средняя величина положит исходов которые человек имел в своих предшествующих отноениях с людьми, те исход будет благоприятным если он выше уровня сравнения и чем выше тем благоприятнее. Они говорят что уровень сравнения меняется от ситуации и человека.

2. Уровень сравнения альтернатив- это такой показатель на основании которого человек будет решать вопрос оставать ему в том взаимодействии или же выходить из него. Уровень стравнения альтернатив эт наилучший исход который челоевк может получить в свете наилучшей возможной для негт альтернативы.

Типбо и Келли предлагают исп метадический прием который наз матрица исходов.

В клетках метрицы содерж все возможые исходы. В матрице представлены все возможные линии поведения партнеров. С течением времени ценности издержек и вознагражений метяются. Участники не знают матрици до начала их взаимод.

Тибо и келли изуч власть,зависимость и контроль.

Способность контролир исходы партнера, это вознаграждения и издержки. С помощью матриц исходов тибти келли расм разные типы контроля одного партнера над другим:

1. Фатальны контроль.

2. Взаимный фатальный контроль.

А фатально контрооиру Б когда Б контролир А

3. Повденческий окнтроль. Каждый участник не может полностью контролир исходы другого,но возможность влиять имееться.

4. Взаимный поведенческий контроль.

02.02.2016 Когнитивистский подход.

Социальное поведение объясняется через обращение к познавательным процессам человека. Когнитивисты говорят что впечатления человека об окр действителтности орагнизованны и предствляют собой связанные интерпритации. Результатом этих интерпритаций станов идеи,ожидание,соц установки которые в конечном счете и влияют на соц поведение. Те утв идея о том что само по себе поведение изучать бесмысленно,изучать нужно те когнетивные образования которыеопр поведение.

Когнетивная структура/когнетивная органиация- это любая форма взаимод между когнетивными жлементами,которая имеет мотивационные,аффективные,поведенческие или когнетивные следствия.

Когниция/конетивный элемент- это любые знания,мнения,убеждения, коорые есть у человека и которые отн к нему самому или к окрего миру. По сути когниция это содержания нашего сознания. Когнетивные элементы не находятся в хаосе,они структурированны.

Теории когнетивного соответствия.

В основе этих теорий лежит понятие рационалного/логического человека. Когнетивная структура человека по словам когнетивистов пе может быть не сбалансированной. Есл возникает не сбалансир когнетивной структуры,то это обязательно будет приводить к псиологич дискомфорту, а психологич дискомфорт стремится изменить когнетивную структуру для того что бы она вновь стала сбалансированной.

1. Теория структурного баланса Хайдера.

Он считал что однаиз оснпотребностей человека это развитие упорядоченного взгляда на мир. В соотств с этой потребность люди создают собст наивную/житейскую психологию. Расм эту житейскую психологию Хайдер говорит что она треб изучения тк большенство людей опираются на нее в своем поведении действиях. И когда Хайдер анализ утверждения житейской психологии он понял что в основе лежит идея баланса. Например:"нам нравится то что нравится нашим друзьям".

Баланс по Хайдеру это такая ситуация в которой воспринимаемые объекты сущ без стресса. Те нет никакого давления по изменению когнетивной структуры. Нет никаких эмоц проявлений дискомфорта которые свидетельст о дисбалансе. Дисбаланс это ощущ недовольства,напряжения.

Ситуации баланса и дисбаланса Хайдер предл расм с исп модели когнетивного поля воспринимаюего субъекта(модель POX)

Р- воспринимающий субъект,те тот человек в сознании которого оимеет место баланс илли дисбаланс.

О-другой воспринимающий субъект,те это др человек который известен Р.

Х-некий объект который воспр и Р и О. В кач такого объекта могут выступать разные объекты:предмет,идея,группа,3 человек,предмет культуры и тп.

Эти 3 объекта и обозн когнетивное поле субъекта.

Ситуации баланса и ситуации дисбаланса.

Хайдер гворить что в сбалансир структуре позитивные отношения явл транзитивными(переносятся).

2. Негативные отношения не транзитивны,те не переносятся.

По егословам расм ситуациибаланса и дисбаланса удобно на примере отношений оценки,те это отношение которые можно приъедставить дихатомиями нарвитсяненравится люблюнелюблю.

-нравится

Дисбаланс примеры:

Вывод: Если когнетивная структруа сбалонсир то либо все 3 отношения явл позитивными,лио 1 отношение позитивно а 2 негативно. Если речь идет о дисбалансе 2 отношения должны быть позитивными и 1 негативно, лиьо все 3 отношения негативны. Т.о. если мы знаем 2 отношения из 3 то у насесть возможность прогноза.

Вызывает вопросы то что Хайдер не учитывает степень отношений,степень позитивности или негативности.

2. Теория когнетивного диссонанса. Фестигера.

Когнетивные диссонанс по его концепции это тоде самое что и дисбаланс.

Н расм что есть диссонанас. Х и У находятся в диссонантных отношениях если при ихизолированном рассмотрении отрицание одного следует из другого. Не Х следует из У. Рмер: допустим У это человек- должник, а Х это преобретение дорогой машины. Человек У пробр дорогую машину и возн диссонанс потому ичто из У следует диссонанс.

Источники возникновения диссонанса:

1. Логическая непоследовательность. Ребенок черный,а мать белая.

2. Несоответсвие когнетивных элементов культурным образцам. Пример: на званном ужине человек садясь за стол начинает есть из торелки руками.

3. Несоответсвие конкретного когнетивного элемента более широкой системе предствалений. Чловек никогда не опаздывал супер тветственный, а тут резко опаздывает.

4. Несоответсвие прошлому опыту. Студент готовоится к экзаменам и по его опыту должна быть тройка и на экзамене при ответе получает 5.

Три последние ситуации основаны не на логическом противоречии.

Способы выхода из ситуации диссонанса:

1. Изменение поведения.

2. Изменения знания.

3. Осторожное отношение к новой информации.

Фистенгер расм вопрос о неявном диссонансе- он возникает когда одно и тоже понятие опр разными людьми по разному.

Исследвание Аронсон и Карлсмит.

Интерекционистские модели.

Ключевое понятие это интеракция(перевод. Социальное взаимодействие) Представителем это напр кажется обязательным анализ интеракции.

В данном напр расм след проблемы:

1. Ролевое поведение. Рассмотр этого вопроса расм в ролевых теориях. Первоначально понятие роль вводится Дж.Мидом,но чекого опр не дает,проводя аналогию с теотральной сферой. Мид говорит о принятии роли другого. Прин роли др по миду это умение посм на себя со стороны.

Социальная роль по Линтону это динамический аспект статуса,те выполнение обязанностей связ с опр статусом это и есть исполнение соотств роли.

Соц роль по Дойчу и Краусу,они считают что формулир опр не адо,а нады выд опр аспекты соц ролей:

1. Роль это сущ в обществе система ожданий относительно поведения человека занимающего опр положение во взаимод с др.

2. Роль это сиатема специфич ожианий по отн к себе человека который занимает опр положение,те это его представление о своей модели поведения.

3. Роль это открытое наблдаемое поведение человека,который занимает опр положение.

Поучается что роль опр всегда через статус и при этом статус это не всегда объективная категория, это может быть набор ожиданий человека.

Классификации ролей:

1. Сарбин. Он говорит о 2 типах ролей:1. Формальные роли отн к макро структуре. Это более общие и четкие представления о правах и оязанностях носителя роли. 2. Не формальные относящиеся к микроструктуре. Характери менее четкими предствалениями.

2. ТИБО И КЕЛЛИ. Они предлаг разд роли на:1. Предписанные это роли которые внешне заданы и их наличие не зависит от усилий человека. (Дочь,сын,брат,сестра) 2. Достигнутые это роли которые достигнуты благодаря усилиям человека.(студент,мать,отец)

3. ЛИНТОН. говорил что человек явл одновременно носителем разных ролей и поэтому неудивительно что сущ роли активные(роль которую человек активно выполняет) и латентные(роли которые у человека есть,но в данный момент они не актуальны).

Основные характеристики соц роли: по Парсонсу

1. Масштаб роли опртдиапазонов в которой она реализ.

2. Способ получения роли. Это степень запракграмированности той или иной роли.

3. Уровень эмоцианальности, имеется ввиду эмоц вкл человека в исполнение роли.

4. Формализация роли,те это степень официальности отношений в роли.

5. Мативация принятия роли человеком.

Ролевые конфоикты это ситуация когда человек оказ не в сост выполнить ролевые требования. Ролевые конфликты:

1. Межролевой конфликт. Это ситуация когда человек должен одновременны выполять несколько ролей чьи требования конфиктуют друг с другом. Вслед этого модет возн ролевая напряженность. Что бы ее спять нужно уменьшить колво ролей. Выбор осущь по значимости роли для человека,санкции которые послед за невыполнение той или иной роли,тип личности(есть люди склонные оприентир на маральные ценности и есть люди оприентирна прагматические ценности).

2. Внутриролевой конфликт это ситуация когда в отношении одной и той же роли имеют место разые ожидания у разных групп.

3. Конфликт личностноролевой. Такой конфл возн когда система ценностей человека не соотств социальной роли. Гоффман содал концепцию СОЦИАЛЬПАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В ней он провел аналогию между реал жизнью и театром, изуч тенологию соц поведения и считая что соц поведение это всегда ролевое поведение. В резте набл он пишел к выводу о том что челове явл носителем разных ролей которые не связ другс другом и е связ с особенностями личности,они просто заданны извне. Он считает что главная потребность чела это произвести впечатление на партнера и для того что ьы добиться желаемого человек способен коректироватт повеления всоотст с ожиданиями партнера. Впечатл склад наоснове внешности,повдения(слова и дела. По гоффману это самое значимое). Ролевая партия- систем и требований относительно какой то роли. Авансцена- то место где люди взаиодействуют. Кулисы- деятельность которая имеет отношение к роли но не видна широкой аудитории.

Вывод Гоффмана: Процессоц взаимодействия это приспособление человека к ситуации и одновременно это самомоскровка. Нельзя доверять внешним формам поведения и успешное выполение роли означает получение внешней выгоды. Главная задача это создать у аулитории впечатление что о правильно все делает.

2. Референтные группы.

Референтпая группа выступ вкчестве стандарта при оценке себя и окружающих. Именно эти группы возн как источники формирования атитюдов.

Террмин реф группу введен Хайманом в 40е годы и первоночальнот опр эту группу как группу с которой челвек сравнивает себя для опр собст статуса.

Совр определение дано Ньюкомом. Он предложил разделять еферентные группы на :

1. Позитивные. Это группы чьи гормы и ценности принимаются человнком

2. Негативные вызывают у чеовка стремление выступить против них.

Шериф и Мэртон. Шериф предложил выд:

1. Референтные группы

2. Актуальные группы членства.

Мэртон высказал идею о том что в кач реф групп могут выступать не только внешние группы, но и идеальные группы. Ббольшие группы так же могут выступатт в кач референтных или нет. По его мнению есть несколтко референтных групп. Зница в том что сила их воздействя на человека различна.

В50е гоы Келли выд функции референтной группы:

1. Нормативная функция. Референтная группа устанавливает опр стандарты поведения.

2. Сравнительнооценочная. Рефер группа явл эталоном с помощью которого человек оценивает себя и других. Эти 2 функции могут вып одной и тойже группой.

Еще однафункция выд Шибутани:

3. Побудительная функция реф группы. Реф группа побуждает человека стать ее членом.

Выполнение нормативной функии говорит о том что человеку важно как к нему отн группа.Факторы обуславливающие выбор в кач нормативной не собст группу членства а какую то внешнюю группу:

1. Если группа членства не обеспечивает своим членам достаточный престиж.

2. Опр степенью изолированности человека в своей группе.

3. Чем выше степень соц мобильности чела,тем больше возможности изменить свою групповую пренадлежность,свой статус.

4. Выбор внешней группы может зависеть от личностных характеристик.

В наст ремя пш мимо термина реф группа исп понятие реф категория. Ркф категоия это более широкое понятие,тк подразумевает не только группы но и индивидов. Свойства референтности может быть присуще и людям.

Внутренние детерминанты соц поведения в трактовке интеракционизма.

Внутр детерм расм с позици структуры личности.

I- это импульсивное активное личностное начало,которое несет в себе творческий потенциал личности и в силу импульсивности iвлиет на поведение человека.

Me- то каким человека должны видеть окружающие,me это нормативное я,те то каким человек должен быть. Этот компанент стурктуры личности направляет я в сооств с соц нормами для того что бы в итоге имело место успешное взаомодействие.

Self-это мовокупность i и me это их взаимодействие. В результате личность становится активной способной коректировать себя и импульсы от i продуктивно коректир в соотств с соцнормами.

Регуляции соц поведения.

Классификации регуляторов:

1. По уровням.

Выд урове6ь регуляци больших групп(обычаи,традиции)

Регуляторы дейст в малых группах(соц нормы)

Уровеньсамой личности(ценгостные ориентации,соц установки)¦-)

2. Внешние регуляторы/социальные регуляторы. Это соц нормы,обычаи традиции и нравы.

3. Внутренние/психологические регуляторы. Это атитюды и системы ценностей.

Социальные нормы как регулятор соц поведеня.

Соц нопмы предписывают репертуар поведения личности. Блягодаря чемусоц нормы стабилизируют отношения в обществе,что бы происх передача соц опыта,что бы обеспеч деятельность различных соц институтов,что бы были созданы условия для успеного взаимод людей,те практич соц нормы увяз треб общества и опр повеление личности.

Дивеантное поведение.

Формы его:

1. Оно может проявл себя как инновация(ситуация когда ел согласен с целями,но отрицает законные способы достивения целей)

2. Ритуализм. Отрицание целей,но согласе с законными срдствами.

3. Ретриотизм/бегство от действительности. Человек отвергает и цели и средства и уходит типо от реальности в различного рода зависимости или бродяжнечество.

4. Бунт. Предпологает отрицаниецелей и средств законных, но в отличии от пред флормы происходит замена предлогаемых целей и средств на другие.

Причины девиантного поведения:

1. Девиации возн во время общкственных кризисов.

2. Девиация это следствие гаучения человека в процессе общения с носителями.

3. Результат конфликта между нормами разных групп.

Система ценностей.

Ценности это идеиальные цели общества,соц групп или личности. Ценности дают направление действиям. И явл эталонами оценки желаемого и действителтного.

Социальные ценности это некие общественные идеалы,которые выработаны общественным сознанием и усваиваются в процессе социализации. Интериоризованные соц ценности становятсялчностными ценнтстями.

Ценностные ориентации это система фиксированных утсановок,которые характериз изберательным отношением личности к ценностям.

Ценности личности отн к смысловой сфере. А ценностные ориентации ближе к мотивационной сфере. Именно ценностные ориентации опр цели,осн принципы жизни человка. Выступают критериями выбора из альтернативных способов действия. Ценностные ориентации отображают идеал. Ценностные ориентации всегда осознаются человеком,имеет эмоцианальную окраску и явл устойчивой.

В психологии изучение ценностных ориентацию личности представлены в концепциях Рокича,он выд ценности:

1. Терминальные ценности это убеждения в том что есть некие цели к которым надо стремиться. Эти ценности вл более устойчивы чем инструменталные.

2. Инструментальные ценности это убеждения чтоткакой то образ дейтсвия явл предпочтительым в любых ситуациях.

Характеристики ценностей по Рокичу.

Он говорит что ценностные ориентации интериариз из культуры. Общее количество ценностных ориент ограничено(у Рокича 18 терминальных и инструмент ценностей), те это значит что у всех лбдей имеются одни и теже ценностные ориент,но эти ценност ориент у каждого выстроены в свою иерархию.

По мим Рокича проблема ценностей предст в работах Щварца и Билски:"Теория универсальногосодержания и структура ценностей". Они говорят что ценнсти это предствление о целях которые служат осн принципами жизни человека,те ценности выступ как критерии покоторым человек строит свое отношения к миру и к себе. Важными признаками ценнстей как они считают явл то что :1ценности выэодят за рамки конкретных ситуаций,те рег повденеие в очень разны ситуац жизни чела. 2. Упр выбором поведения и оценкой. Так же они говорят о том что ценности упорядоч по значимсти. И они меют отноение к желательпым конечным состояниям ии поведениям.

Далее Шварц и билске обр к прироце ценностей. Они говорят что все ценнсти ввиде целей напр на удовл 3 потребностей:

1. Потребности индивида как биологич организмов.

2. Потребности в координировании соц взаимодействия.

3. Потребности свыз с выживанием и благосост соц групп.

Эти потребности удовл при реализ 10 мативоц типов,которые обр опр личностными ценностями:

1. Саморегуляция. Оосн цель этого типа это независимые мысли и действия.

2. Стимулирование. Осн цель жто новизна и состязание в жизни. Это неодхозимо для того что ды поддерживать оптимальную активность. .

3. Гедонизм. Цель этого типа это удовольствие чувсвенной стороной жизни(удовольствие от удовл биологич потребностей) БЛЯ ОНА ГОВОРИТ КАК СОВА ИЗ ВИННИПУХА

4. Достижение. Осн цель личный успех через соц одобрение.

5. Власть. Цель ь этоо достижение соц статусапрестижа,господства и тп

6. Безопасность. Цель это стабильность,гармония.

7. Конформность. У этого типа мотивац цель это ограничение действий которые причиняжт вред другим которые напр на наруш соц норм.

8. Традиция. Осн мотивац цель это уважение и поддреажние обычаев принятие идей которые сущ в опр культуре.

9. ЗАботливость. Цель это поддержание благополучия людей с которыми у человека есть личные отношения.

10. Универсализм. Цель это сремление к пониманию,терпимостив отн всех людей и природы в целом.

Мотивац типо могут нах в отн совместимости и противоречия. Те есь опр линамика.

Шварц и Бтлски пытаются классифицир ценноси. Предлаб выд ценноси выр интересы индивида(власть,достижение,гедонизм,саморегуляция,стимулирование) и ценности выр интреесы шруппы(традиции конформность и заботливость) ценности универсализма и безопасности выр и ценности индивда и ценнсти группы.

Шварц на осн этого всего создал методику для изуч личн ценнстей.

Социальные установки/атитюды. Принято считать что ценности влияют на соц повдеение опосредованносоц установками или атитудами.

Соц утсановка/атитюд это опр диспозиция личности в соотств с которой напр его мыслей чувств и возможных действий организованны с учетом соц объекта.

Пе исслед атитюдов отн к 1918г,понятие атитюдов впервые было исп Томасом и Знанецкий.

В 30 г дано пор атитюда по Олпарту: Атитюд это состояние психонервной готовности,которая сложилась на осн опыта и ока направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций с которыми он связан.

Тогда же предпинимались попытки создать шкалы по атитюдам. И напр шкала Лайкерта. В 40-50 годы изуч структура атитюда. Превоночально структура атитюда вкл 3 компонена по Смиту:

1. Когнетивный это знания об объекте.

2. Аффективный те отн к объекту.

3. Повденческий/конативный.

4. Так же сейчас тут выд ПОВДЕНЧЕСКИЕ ИНТЕНЦИИ,те намериния.

50-60г 20в. На этом этапе изуч прожлема изменения аттитюдов,причем изуч возможности изуч атитюдов происх на базе убеждающих коммуникаций.

Смысловая установка это выражение личностного смысла ввиде готовности к опр деятельности.

Направленность личности фигурир у Божович. Это внутр позицияя личнтсти по отн к соц миру.

По Мясищеву отнтшение это екя предрасположенность оснна соц опыте или личностном опыте. Важен объект,те отношение не может быть без адресным онотпредполаг объект.

Функции атитюдов:

1. Инструментальная функция те атитюд напр чела к тем объектам котрые служа достижению цели.

2. Эго защитная. Она закл в том что атитюд защищает чела от получения неприятнлй инфы о себе и каких то значимых людях.

3. Выражение ценностей. Закл в том что атитюд дает возможность челу выразить то чтот для негт значимо и соотств образом организ свое поведение.

4. Организация знаний. Аттитюд помогает упорядочить и осмыслить дейсивительность,те тем самым человек избегает неопределенности.

Формирование аттитюдов.

Бихеворальный подход говорит что аттитюды явл медиаторами(промеж переменых) фрмир в процессе научения. Механизмамии выступают 1. положит подкрепления и 2. наблюдейние. 3. Подрожание. 4. Ассоциации.

Мотивационный подход утв что аттитюды формир через оценку всех ЗА и ПРОТИВ если этот аттитюд будет вопл в жизнь.

Когнитивистский подход стоит на позиции когнетивного соответсвия стремелению к балансу не противоречию. И аттитюд расм как когнетивная структура котрая преобразуе информацтю для достижение баланса.

Генетический подход утв чтоесть геентически обусл атитюды. Влияние через темперамент и тп. Сторонники этого подхода Олсон,Эрвей и др.

Проблма изменения аттитюдов.

Ельские экспериментыпровод врусле бихевиорал подхода. Изуч убеждающая коммуникация. Убежд сообщ расм как стимул, а из енение соц установки рецпиента это реакция.

Промежуточными явл:

1. Убеждение реципиента- изм его взглядов мнений.

2. Психологич опосредующие процессы(внимание,понимание сообщения реципиентом),те этифакторы влияют на изм аттитюдов.

Нми для изм аттитюда явл: 1. Кнал подачи сообщ. 2. Модальность. 3. Характеристики коммуникатора, его групп принадлежность и соц роль. 4. Намериния коммуникатора. 5. Характеристики самого сообщения.(аргументированное,не аргументированное,стилистика сообщения,рекомендуемое мнение. Те изменение аттитюда изм стимулом.

Когнитивистский подход.

Осн внимание удел внутрпроцесаамм. Ввод понятие латитюд- это континуум мнений человека относительно какого либо объекта.

Если мы хотим изменить аттитюд то необходимо что бу убежд сообщение попадало в латитюд принятия. Латитюд отвержения это все что не приемлемо. Латитюд принятия все что приемлемо.

Вероятностная модель обработки инормации.

Тут говорится что сущ 2 пути изм аттитюда:

1. Центральный-человек чательно расм получ информацию и оцен все за и против.

2. Переферийный путь- человек ассоциирует объект с положит или отриц признаками. И на основе этого делает вывод о достоинствахи недосттатка аттитда. Этот аттитю иззм ненадолго.

Отчего зависитт выбор способа оработки инфы:

1. Заинтерисованность чела в проблеме.

2. Степень осведомленности человека.

3. Когнитивные способности чела.

4. Хараткеистиви сообщ которые призваны изм аттитюд.

Изенение аттитюда происх под влиянием стремления чела к болансу консонансу и тп.

Вляние аттитюдоа на повдение.

Еслимы знаем аттитюд мы можем прогназировать поведедение.

Семинар:

Психоаналитичтрактовка механизмов соц поведения.

1. Фрейд о механизмах соц поведения вгрупе. Основные процессы связ людей в группе.

2. Группа как субъект соц поведения. Разьяснение концепыии баена и бениса и шепорда

3. Меанизмы лежащие в основесоциального повеения ичности. Концепция шутца.

Семинар:

Необихеворидм о механизмах соц поведения:

1. Социальное поведение как результат соц научения. Различные подходы к аналиу процесса социального научения. Подходы Миллера Толларда и Бандуры.

2. Диадическое взаимодействие как обмен. Объяснительные модели. Концепции хоманс и тебо и келли.

3. Обяснительные модели агрессивного поведения. Примеры исследований. Бандура и тп.

4. Классификации соц повдедения.(шамионов соц поведние личности.)

5. Структура соц поведения. (

Семинар4

Регуляция социального поведения в когнитивизме

1. Основные принципы и объяснительные модели соц повеления в когнитивизме. Обязат Хайдер и Ньюком

2. Возможности прогнозирования социатного поведения. Концепция Осгуда и Танненбаума

3. Когнетивный диссонанс. Вклад Фестенгера в изуч проблемы когнетивной регуляции соц поведения.

Семинар5

Проблема социального поведения в интеракционизме.

1. Пониятия интеракции. Факторы влияющие на социалное взаимодействие.

2. Социальные роли. В контексте проблемы соц поведения.

3. Референтные группы их исследование в контексте проблемы соц поведения.

Виды соц повдения:

1. Ролевое и ретуальное повдение.

2. Альтруистическое поведение.

3. Матипулятивное поведение

4. Доминантное и подчиненное повдеение

5. Агерссивное поведение.

6. Рискованное повдение.

7. Социальная успешность и поведение.

8. Самопризентация личности. Шамионов

Показать полностью… https://vk.com/doc68900398_437397436
216 Кб, 4 апреля 2016 в 21:50 - Россия, Москва, МПСУ (бывш. МПСИ), 2016 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении