Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055757 из МПСУ (бывш. МПСИ)

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические аспекты формирования молодежной политики местными органами власти 6

1.1. Организационно-правовые возможности проведения молодежной политики местными органами власти 6

1.2. Общественно-политические особенности формирования молодежной политики местных органов власти в в современных условиях 8

2. Практические аспекты проведения молодежной политики местными органами власти 11

2.1. Программно-стратегический подход к проведению молодежной политики местными органами власти (на примере Саратовской области) 11

2.2. Формы участия молодежи в деятельности органов местного самоуправления (на примере Ставропольсского края) 16

3. Направления совершенствования осуществления молодежной политики органами местного самоуправления 19

3.1. Формирование условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного становления молодежи 19

3.2. Необходимость Молодежной доктрины РФ для формирования и осуществления стратегических целей общегосударственной молодежной политики 38

Заключение 43

Список использованной литературы 46

Введение

Актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что сегодня стало очевидным - молодежные проблемы - это не только проблемы самой молодежи, но и проблемы государства и общества в целом. Поэтому молодежь должна рассматриваться как "стратегическая ценность российского общества"1. Через успешное решение проблем социализации молодого поколения Россия сегодня может выйти на новый уровень развития и социального прогресса.

Знаменательно, что Президент России Д.А. Медведев на состоявшемся 17 июля 2009 г. заседании Государственного совета РФ с повесткой дня "О молодежной политике в Российской Федерации" обратил внимание на то, что: "Молодежная политика - это не только отношения между государством и молодежью. В эффективной реализации этой политики должны быть заинтересованы и общественные структуры, и бизнес"2. Утвержденная Правительством РФ Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. рассматривает молодежную политику как "самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе партнерства и активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями"3.

Содержание и смысл молодежной политики "во многом предопределяются политическим строем и политическими программами государства"4. Молодежная политика - это совокупность социальной и экономической политики, реализующейся во всех сферах и областях жизнедеятельности молодого человека. Следовательно, это сфера образования, здравоохранения, труда и производства, культуры, спорта, управления делами государства, производства и т.д., причем в их совокупности.

Государство в одиночку не только не справится с задачами социального развития молодежи, но и ставя себя выше гражданского общества и не доверяя ему, может исказить смысл и назначение молодежной политики (МП). На современном этапе должно иметь место социальное партнерство молодежи, государства и гражданского общества в решении проблем молодых людей. Под ним понимается общественно-государственная модель работы с молодежью, которая предусматривает ответственное и эффективное взаимодействие всех государственных и общественных сил, активно участвующих в процессе социализации молодого поколения на всех уровнях: федеральном, региональном, местном, отраслевом, локальном.

Социальное партнерство предполагает формирование как государственной молодежной политики, так и общественной (негосударственной) молодежной политики. Особое место отводится муниципальной молодежной политике, которая носит "пограничный" характер, являясь, с одной стороны, продолжением государственной МП, а с другой - представляет собой относительно самостоятельный процесс решения проблем молодежи в различных областях жизнедеятельности, по сути относящийся к общественной МП, со своим механизмом реализации на уровне конкретного местного сообщества.

Благодаря механизму социального партнерства в решение проблем молодежи могут быть вовлечены все участники работы с ней, в том числе и молодые люди и их объединения. Основой механизма социального партнерства должен стать своеобразный коллективный договор всех заинтересованных сил государства и гражданского общества, который способен заложить концептуальные основы работы с молодежью, определить ее ценностные ориентиры, выразить общие цели, основные принципы и направления. Такой договор может быть выражен в форме общенациональной Молодежной доктрины Российской Федерации и принятого на ее основе общего плана действий по решению задач МП на всех уровнях.

Рассмотрение феномена молодежи как самостоятельной группы предполагает "анализ различных научных подходов: социологического, психологического, физиологического, демографического и других - и непосредственно связано с особенностями эпохи, соотношением поколений, а также самоощущением молодых людей"5. Особенности жизненного стиля, социальные ценности, предпочтения, господствующие в обществе идеи во многом зависят от исторических изменений, и молодежь, более чем другие возрастные категории, детерминирована социальными влияниями.

Целью настоящего исследования является выявление форм и методов совершенствования муниципальной системы в сфере молодежной политики.

Задачи исследования:

выявить роль государства в формировании молодежной политики;

рассмотреть деятельность органов местного самоуправления, бизнес-

сообществ, политических партий, религиозных организаций в решении

проблем молодежи;

раскрыть формирование Молодежной доктрины;

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1.

Теоретические аспекты формирования молодежной политики местными органами власти

1.1. Организационно-правовые возможности проведения молодежной политики местными органами власти

Значимость муниципальных образований в современной России состоит прежде всего в том, что "они осуществляют управление на определенной территории, обеспечивают правопорядок и законность"6. От умения муниципальных органов власти управлять не только имуществом, находящимся в муниципальной собственности, но и людьми, проживающими на данной территории, зависит судьба демократических преобразований, перспективы становления и развития подлинно гражданского общества. Масштабы деятельности этого важного политического звена впечатляющи. Согласно Конституции РФ муниципальные органы обеспечивают управление в 1 868 районах, 1095 городах, 322 юродских районах и округах, 1963 поселках городскою типа. На сегодняшний день в стране создано 24 352 муниципальных образования, в каждом из которых избраны депутаты представительных органов местного самоуправления и главы муниципальных образований7.

Если в целом местное самоуправление в последние годы стало строиться на современной правовой базе и приобрело вполне реальные очертания в политической системе общества, то включение молодежи в эту сферу деятельности пока еще остается хотя и перспективной, но далекой от решения задачей. Тем не менее в ряде регионов нашей страны и за рубежом накоплен позитивный опыт, нуждающийся в пристальном изучении и распространении. Так, Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований определяет основные направления решения молодежных проблем. Среди них организация досуга и объединение в ассоциации, трудоустройство и борьба с безработицей, политика в области жилья и градостроительства, здравоохранения и информации8. В структуре управления предусмотрены институты для участия молодежи в жизни муниципальных и региональных образований. Среди них институт "молодежного депутата", руководство проектами и консультационный орган. Институт "молодежного депутата" призван обеспечить молодежи представительство в структурах муниципалитетов и региональных образований. В течение установленного срока полномочий молодежный депутат помогает муниципальным органам власти, занимающимися вопросами молодежи, координирует принятие решений по делам молодежи и следит за выполнением задач молодежной политики. Структура руководства проектами берет на себя ответственность но завершению молодежных проектов, вовлекает молодежь в их реализацию. Консультативный орган дает возможность участия молодежи в разработке конкретных программ в интересах молодежи.

В современной России местное самоуправление получило свои очертания первоначально в Законе 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нем устанавливалась новая форма отношений между центром и регионами. На место прежней схемы "приказ - подчинение" пришли отношения правовой зависимости9. Российское законодательство середины 90-х годов определило признаки, присущие территориальному местному самоуправлению, среди которых особая значимость отводилась самоорганизации граждан по месту жительства, общественному управлению, проявлению населением собственных инициатив10. В этом плане закон приблизил Россию к западным образцам самоуправления. Однако значимость молодежного ресурса в российском местном самоуправлении не была обозначена, хотя доля молодых людей в возрасте от 1 4 до 29 лет в 1 995 г. была достаточно внушительной - 32,7 млн человек и имела тенденцию роста: 1997 г. - 33,4 млн человек, 1 999 г. - 34,7 млн, 2000 г.- 35,6 млн, 2002 г. - 36 млн человек11.

Не является исключением в этом плане и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"12. Г лавная политическая составляющая закона направлена на урегулирование отношений центра с регионами. Особое внимание уделено правовому решению проблем местного самоуправления.

Что же касается роли молодежи в становлении новой модели самоуправления России - она не получила своего отражения в современном законодательстве. Не осознана эта проблема и в научном сообществе. Так, неудачи реформ местного самоуправления объясняются социальными причинами, среди которых превалирует неготовность российских граждан к самоорганизации и низкая значимость ценностей самоуправления в массовом сознании13.

1.2. Общественно-политические особенности формирования молодежной политики местных органов власти в в современных условиях

Изменение потребностей и снижение уровня жизни населения, а также его резкая дифференциация по уровню доходов; падение морали и нравственности, переоценка ценностей, особенно у молодежи; люмпенизация и маргинализация части граждан, необеспеченность жильем и недоступность его для многих; дискредитация власти, в том числе противозаконными действиями ее представителей - все это сегодня является "основными социальными факторами роста преступности в России"14.

В сложном взаимодействии обстоятельств и процессов, порождающих преступность, существенную роль играют негативные компоненты семейных отношений. Сплетаясь определенным образом между собой, а также с иными криминогенными детерминантами, они "обусловливают совершение преступлений"15.

Предупреждение преступности, осуществляемое в семейной сфере, состоит прежде всего в обеспечении законопослушного поведения граждан путем воздействия на коренящиеся в семье причины и условия различных видов преступного поведения. Однако профилактирование семейной сферы охватывает также механизм нейтрализации внесемейных социальных явлений, в зависимости от которых находится институт семьи.

Только путем решения стратегических задач, которые позволят совершенствовать Российское государство, повысить уровень социально-экономической активности и уровень жизни населения, можно добиться реальных результатов в данной сфере. Базовым условием достижения стратегических перспектив является современная молодежная политика. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1993 г. "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" под молодежью понимаются лица в возрасте от 14 до 30 лет. Часть молодых людей в данном возрасте еще интегрирована в родительские семьи, другая - более зрелая - создает свои. Молодежь - самая активная во всех отношениях часть населения страны, это ее будущее.

При этом социокультурный сдвиг, который в настоящее время переживает Россия, привел к тому, что большое число молодых людей оказались в ситуации ценностного вакуума, отсутствия привлекательных жизненных ориентиров. Неготовность и неспособность молодых людей к самоопределению и самостоятельному построению индивидуальных жизненных планов привела к увеличению проявлений пассивности, асоциального и криминального поведения в среде молодежи. Изменения, связанные с переходом на рыночные отношения, охватывают широкий спектр интересов, ценностей и психологических состояний молодых людей.

К сожалению, сегодня для значительной части российской молодежи характерны эгоцентрическое стремление к получению максимума удовольствий, цинизм и подчеркнутый прагматизм, равнодушие ко всему окружающему и политическая апатия, размывание критериев морали и нравственности, рост проявлений экстремизма и других форм противоправного поведения. Молодежь становится невосприимчивой к педагогическому воздействию, к социальным ценностям и проблемам общества. Среди части молодежи распространены представления о возможностях и перспективности легкого и быстрого обогащения за счет государства и других людей, о преимуществах, которые дает агрессивное поведение и применение силы.

Немаловажную роль в развитии таких негативных тенденций сыграли прежде всего процессы общесоциального уровня, такие, как дезорганизация досуга, неудовлетворительная работа по повышению образовательного, культурного и профессионального уровня. И обязанность по выправлению сложившейся ситуации лежит в первую очередь на государстве.

Сегодня, на наш взгляд, нет четкой и скоординированной государственной молодежной политики. Вышеупомянутое постановление Правительства РФ, закрепляющее основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, принятое в 1993 г., уже морально устарело и реально не действует.

2.

Практические аспекты проведения молодежной политики местными органами власти

2.1. Программно-стратегический подход к проведению моложенной политики местными органами власти (на примере Саратовской области)

Несмотря на то что Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. не регламентирует институциализации и форм деятельности молодых людей как особого структурного компонента населения, в ряде муниципальных образований складывается особая система взаимодействия молодежи и органов местного самоуправления. Наиболее устоявшимися формами взаимодействия являются: программно-стратегическая, правовая, социальная и воспитательная.

Программно-стратегическое направление является приоритетом в деятельности муниципальных образований области. Оно включает в себя решение задач региональной молодежной политики, предоставление субсидий местным бюджетам из областного центра в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, разработку программ для молодежи. Важным стимулом в развитии этого направления являются областные целевые программы. В настоящее время разработана программа "Молодежь Саратовской области (2009-2011 гг.)". В ней предусматривается внедрение эффективных форм стимулирования органов местного самоуправления в реализации региональной молодежной политики. Программный подход в реализации местного самоуправления, выражающий конкретные интересы молодежи в исследуемом регионе, начал осуществляться в основном с 1998 г., но наиболее развитым становится с начала XXI в.

Мощный толчок в развитии нормативной базы муниципальных образований дал Приказ Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Саратовской области от 1 октября 1998 г. № 201-1/в16. На основании данного приказа были введены в действие утвержденные Распоряжением № 42 Комитета Российской Федерации по делам молодежи разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников региональных и муниципальных бюджетных учреждений и организаций, органов по делам молодежи Саратовской области и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям бюджетных учреждений и организаций, органов по делам молодежи. Было также утверждено Положение об аттестации специалистов региональных и муниципальных бюджетных учреждений и органов по делам молодежи области. Квалификация специалистов, работающих с молодежью, стала определяться аттестационной комиссией по трем квалификационным категориям: вторая, первая и высшая.

Были разработаны требования к специалистам по работе с молодежью. В частности, важнейшими должностными обязанностями такого специалиста признано было считать: координацию работы молодежных объединений, анализ состояния организации досуга молодежи, планирование работы на контролируемой территории, организацию защиты прав подростков, молодежи, молодых семей, умение выступать с лекциями по молодежной политике.

Примечательно, что уровень требований к специалистам по работе с молодежью в значительной степени соответствует современным правовым и политическим реалиям. Так, в ходе аттестации специалист должен продемонстрировать знание постановлений, распоряжений, приказов, других руководящих и нормативных документов органов управления по делам молодежи, Конвенции о правах ребенка, основ возрастной и специальной педагогики и психологии, гражданского законодательства, законодательства о труде и охране труда Российской Федерации, иметь представление об отечественном и зарубежном опыте практической работы с молодежью.

Позитивную роль в развитии участия молодых людей в политической жизни общества играют общественные советы молодежи, созданные в целом ряде районных муниципальных образований области. В них молодежь приобщается к практике политико-управленческой работы, учится принимать решения, определять приоритеты, разрабатывать планы и осуществлять их.

Активизации молодежи в муниципальных образованиях Саратовской области способствует наличие соответствующих органов по работе с молодежью. Это: комитеты по молодежной политике, физической культуре и спорту, управление по молодежной политике, физической культуре и спорту, сектора по делам молодежи, отделы и просто специалисты17. Такие органы в 2007 г. входили в структуры администраций 13 муниципальных районов, в других муниципалитетах созданы комитеты или отделы по делам молодежи, совмещенные с другими структурными подразделениями социальной сферы. К сожалению, в 6 муниципальных образованиях области до сих пор нет ни структур, ни специалистов по работе с молодежью18.

Молодые люди, делающие самостоятельные шаги в жизни и нуждающиеся в поддержке и защите, зачастую не охватываются общественными организациями, предоставлены сами себе. А ведь именно контингент с 18 до 24 лет принято считать наиболее плодотворным в приобретении навыков политической деятельности. Именно эта часть молодых людей отвечает одновременно двум условиям - их представители ассоциируют себя с молодежью и, что особенно важно, имеют представления о политической системе, способны влиять на процесс принятия решений19.

Особое внимание в перспективе должно быть уделено работающей молодежи. Эта часть молодых людей оказалась слабо вовлеченной в общественно-политическую жизнь. Недостаточно используются возможности этого контингента в защите прав и интересов молодых в труде, образовании, социальной сфере.

Социальная форма взаимодействия органов местного самоуправления и молодежи осуществлялась в основном по трем направлениям: помощь в трудоустройстве, поддержка талантливой молодежи, и социальные выплаты нуждающимся молодым людям.

Учитывая то, что каждый третий безработный - это молодой человек, чаще выпускник профтехучилища, муниципальные органы нашли весьма перспективную форму трудоустройства и закрепления молодежи на производстве. Была разработана программа "Молодежная практика", на основании которой заключены договоры с 304 предприятиям и организациями, в том числе со 160 государственными и муниципальными20. Преимущество в трудоустройстве, как правило, отводилось выпускникам профессионально-технических училищ. Большинство участников программы оказались трудоустроенными. Более того, 254 выпускника (45,4%) остались на постоянной работе на тех предприятиях, где проходили практику21.

Вместе с тем практика показывает, что в муниципальных образованиях наметился поворот к институализации молодежного участия в местном самоуправлении и рассмотрению молодежного социума как потенциального кадрового резерва. Наиболее рельефно эта тенденция просматривается в Балаковском муниципальном образовании. Одним из важнейших принципов деятельности здесь принято считать привлечение молодых людей через молодежные и детские объединения к участию в формировании и реализации политики в интересах молодежи. А приоритетными функциями органов местного самоуправления в сфере молодежной политики признаны: создание, реорганизация местных органов управления по делам молодежи; разработка и осуществление местных молодежных программ; утверждение расходов на молодежные программы в местном бюджете; установление налоговых льгот для молодежных и детских общественных объединений; представление в аренду помещений и иных объектов муниципальной собственности для организации работы с молодежью22.

Начиная с 2000 г. органы местного самоуправления Саратовской области стали уделять больше внимания конкретной и целенаправленной поддержке молодежных организаций, привлекая к этому бизнесменов, которые в немалой степени способствуют развитию предпринимательской инициативы молодых граждан, создают условия для формирования резерва кадров. Для развития предпринимательства молодых людей разрабатывается система льгот и стимулов, поручительства и гарантий, проводятся конкурсы на лучший бизнес-план в области малого предпринимательства, организуются научно-практические семинары, оказывается финансовая помощь молодежным предприятиям по производству товаров и услуг для населения на конкурсной основе.

На заседании Высшего экономического совета при Губернаторе Саратовской области достаточно часто рассматривались вопросы эффективности молодежных организаций, которые при своей многочисленности охватывают лишь 5% молодых людей23. В этой связи была поставлена весьма перспективная задача - не только сформировать когорту молодых лидеров с активной жизненной позицией, но и научить их оказывать влияние на молодежную среду. Предстоит еще немало поработать над совершенствованием самого механизма взаимодействия молодежных организаций с региональной властью.

Нынешний этап модернизации страны постоянно диктует необходимость повышения уровня управляемости, обеспечения стабильности общества. В этом плане местное самоуправление, вовлекая в свое русло молодежь, практически решает текущие проблемы ротации местной элиты, формирования отвечающего требованиям модернизации кадрового корпуса. Вместе с тем отсутствие каналов ротации молодых управленцев в федеральную элиту в значительной степени сдерживает процесс демократического преобразования общества.

Усилению влияния молодежи на муниципальном уровне должна способствовать агитационно-пропагандистская работа с совершеннолетней молодежью. Такой вывод обусловлен прежде всего тем, что в силу молодости не всегда осознается значимость обретения политического опыта, прежде всего там, где приходится жить, учиться, трудиться. На необходимость усиления разъяснительной работы с молодежью указывает и личный опыт автора по проведению молодежных дискуссий. Среди участников дискуссий, а это наиболее активные молодые люди в муниципальных образованиях области, 59,3% положительно ответили на вопрос: "Собираетесь ли Вы принимать участие в выборах органов местного самоуправления?" Но 40,7% респондентов ответили отрицательно24.

Таким образом, перспективы модернизации России в значительной мере зависят от степени открытости федеральной управленческой элиты для региональных лидеров новой, молодежной формации. Современная ситуация с рекрутированием элит такова, что вызвала критику со стороны Президента РФ Д.А. Медведева, призвавшего пересматривать кадровую политику, отказаться от приема на работу по знакомству и из соображений личной преданности25. Переход к новой системе подбора кадров неизбежно повысит значимость органов самоуправления и их умения работать с таким ресурсом, как молодежь.

2.2. Формы участия молодежи в деятельности органов местного самоуправления (на примере Ставропольсского края)

Ставропольский край является самым низкодоходным (доходы ниже ПМ имеют 24,6% населения) среди краев и областей Южного федерального округа, а среднедушевые доходы жителей составляют немногим более 65% от среднероссийского показателя26, что не может не сказываться на рынке труда. По прогнозам, спрос на трудовые ресурсы возникнет в ближайшей перспективе (на 70-72%), прежде всего в связи с замещением работников, увольняемых вследствие текучести кадров, и заменой выбывающих по возрасту (29,1 тыс.). На вновь создаваемые рабочие местах потребуется около 2,1 тыс. человек6.

Спрос на молодых специалистов из числа выпускников высших и средних специальных учебных заведений края ежегодно сокращается и в ближайшей перспективе уменьшится на 9-13%. Несмотря на это, большинство учебных заведений из года в год увеличивают прием студентов на дневные и заочные отделения. Это относится прежде всего к экономическим и юридическим специальностям.

Представляется необходимым уже в самое ближайшее время разработать комплекс мер по предупреждению и смягчению молодежной безработицы.

В ситуации, когда молодежь составляет более четверти населения страны, сложно переоценить значение ее адекватного вовлечения в решение непростых задач, стоящих перед нашим государством, в том числе в политический процесс.

Актуальна эта проблема и для Ставропольского края, который так же, как и ряд других регионов, начал решать ее, в частности, путем создания институтов молодежного парламентаризма при органах государственной власти и местного самоуправления.

Как справедливо отмечается А.Н. Чертковым и Н.В.Артамоновой, термин "молодежный парламентаризм" в известной мере условен, а само явление - многоаспектно27.

Так, в Рекомендациях по развитию молодежного парламентаризма Министерства образования и науки РФ молодежный парламентаризм определен как система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы28.

В Ставропольском крае решения о создании общественных молодежных палат или аналогичных органов были приняты, например, в городах Лермонтове, Ессентуках и Ставрополе29.

В связи с этим представляется обоснованным затронуть и такой вопрос.

Необходимо установить во всех субъектах Федерации единый возраст по избранию в представительные органы муниципальной власти, муниципальных образований. Любой гражданин, который достиг 18-летнего возраста, должен иметь право, должен получить возможность быть избранным в этот муниципальный орган. А когда получается так, что в одном субъекте Федерации это 18 лет, где-то это 21 год... это в известной мере ограничение прав молодежи, потому что у нас единая страна... все-таки желательно, чтобы правила, касающиеся возможности быть избранным в муниципальные органы, были унифицированы.

Между тем, например, в соответствии с положениями о молодежных палатах при Государственной Думе Ставропольского края и Совете города Ессентуки возраст членов таких палат установлен в пределах от 18 до 30 лет. Если же все 18-летние граждане России получат возможность быть избранными в представительные органы муниципальных образований, то возникает вопрос: почему минимальный возраст члена молодежной палаты столь высок и составляет 18 лет?

Видимо, более правильным представляется подход к решению этой задачи, используемый, например, в Ставрополе (16 лет) или даже в Лермонтове Ставропольского края (14 лет).

3.

Направления совершенствования осуществления молодежной политики органами местного самоуправления

3.1. Формирование условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного становления молодежи

В условиях становления гражданского общества и правового государства гражданское воспитание является центральным звеном всей воспитательной работы с молодежью. Однако "анализ содержания программ по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи и реализации мероприятий в этой сфере показывает недостаточность, а порой и ограниченность подходов к формированию гражданственности у молодого поколения"30. В ряде случаев происходят ошибки в понимании задач патриотического воспитания. Формирование чувства любви к Родине подменяется мероприятиями военно-патриотической тематики. Тем самым снижается значимость политической и морально-психологической мотивации патриотического поведения.

В целях исправления этой ситуации Департамент по делам молодежи Министерства образования и науки стал уделять особое внимание обучению специалистов органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации, занимающихся проблемами патриотического воспитания, руководителей патриотических объединений, государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений, проведению конкурсов проектов, программ по развитию гражданственности и патриотизма молодежи. В настоящее время активизируется деятельность поисковых объединений молодежи. Более систематизированной становится государственная поддержка деятельности молодежных объединений по поиску и захоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.

Важное звено в организации воспитательного процесса - военно-патриотические молодежные и детские общественные объединения, клубы юных десантников, пограничников, моряков, летчиков. Они работают в тесном взаимодействии с воинскими частями, военкоматами, органами внутренних дел, общественными организациями, ветеранами. Многие клубы проводят летние военно-спортивные сборы, соревнования на базе воинских частей, которые выделяют технику, оборудование и высококвалифицированных специалистов для проведения занятий.

Содействие занятости и предпринимательству молодежи. Мероприятия, осуществляемые как на федеральном, так и на региональном уровнях в сфере занятости молодежи, нацелены, прежде всего, на развитие инфраструктуры, профориентации и трудоустройства молодежи, совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективную занятость молодых граждан, информационно-методическую поддержку молодежных структур в субъектах Российской Федерации, а также на стимулирование творческих устремлений части молодежи к предпринимательской деятельности.

Решению этих задач способствуют меры, направленные на совершенствование трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования:

- контрактная система подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

- специализированные подразделения по работе с выпускниками, созданные в ряде образовательных учреждений;

- поддержка государственной службой занятости выпускников высших и средних учреждений профессионального образования, попавших в критическую ситуацию с трудоустройством и получивших статус безработных, реализация различных программ (трудоустройства, переподготовки, профориентации и психологической поддержки).

Однако масштабы принимаемых мер и эффективность проводимых мероприятий несопоставимы с размахом процессов по изменению структуры рабочих мест.

Одним из направлений комплексного решения проблемы обеспечения занятости молодежи является поддержка молодежного предпринимательства, отражающая стремления молодежи к самостоятельности, самореализации, экономической независимости. Привлечение молодежи к предпринимательству в сфере производства решает ряд социальных, экономических и политических задач. Для этого создаются системы региональных организационных структур поддержки и развития молодежного предпринимательства в сфере малого бизнеса (региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-палаты, центры делового консультирования и партнерства и т.д.), центры межрегиональной лизинговой компании системы молодежных бизнес-"инкубаторов".

Развитие научного, художественного творчества молодежи, системы детского, молодежного и семейного отдыха. В настоящее время отмечается рост интереса молодежи к участию в различных музыкальных, хореографических, вокальных, фольклорных объединениях при явном снижении интереса к техническим и прикладным видам творчества. Это вызвано ростом потребности молодежи в познании своих корней, стремлением следовать лучшим национальным традициям.

Художественное творчество молодежи должно восприниматься не только как средство отдыха, общения, развлечения молодых людей, но и как мощный воспитательный инструмент, основными функциями которого являются:

- обучающая функция - музыкальные занятия, занятия танцем, упражнения для дикции, сценическое движение, этюды по построению мизансцен, искусство диалога и экспромта, пантомима, мимика, сочинение сценариев;

- просветительская функция - стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению, радиопередачам, кинофильмам, телевидению;

- коммуникативная функция - объединение подростков и молодежи в группы и коллективы, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;

- релаксационная функция - снятие напряжения;

- развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

- развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.

Учитывая, что инфраструктура молодежного досуга все еще остается слабо приспособленной к задачам духовного и физического развития подрастающего поколения, специалисты социальных служб по работе с молодежью должны активно участвовать в:

- разработке и апробировании детских и молодежных федеральных программ различной направленности по государственному заказу;

- экспертизе существующих федеральных, региональных детских программ, анализе и оценке ситуации в детском и молодежном движении России;

- обсуждении и доработке законодательных актов, направленных на решение проблем молодежи в России;

- создании федерального кадрового центра по подготовке руководителей детских общественных и молодежных объединений, организаторов летнего отдыха и оздоровления детей и подростков;

- содействии решению проблем организации отдыха, досуга и оздоровления молодежи.

Содействие молодежному движению. В настоящий период наблюдается активный рост детских и молодежных формальных организаций. Они не стали массовыми, но их разнообразие, активная поддержка со стороны государства создали предпосылки для их дальнейшего роста.

Основными чертами эволюции молодежного общественного движения являются демонополизация и стабилизация. Активизировался процесс прекращения деятельности слабых, неустойчивых организаций и поступательного развития сильных организаций.

Пик формирования новых общероссийских молодежных и детских общественных объединений приходится на 1991 и 1992 гг., рост числа общероссийских организаций в последующие годы был незначительным.

Молодежное движение в России на сегодняшний день является реально существующим фактом.

Общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная направленность, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Деятельность более 50 % общественных объединений можно оценивать как разнонаправленную. Эти организации ведут работу по различным направлениям и объединяют представителей разных социальных групп подростков и молодежи. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.

Многие молодежные организации берут на себя защиту прав и интересов своих членов, заботу о создании условий для поддержки социальных инициатив, обеспечение развития лидерского и творческого потенциала личности, ориентированы на использование возможностей организаций как института социализации.

Рассмотрим наиболее крупные молодежные общественные объединения.

1. Общероссийская общественная организация "Российский Союз Молодежи" (РСМ). Эта организация создана 1 июня 1990 г. для решения уставной цели - создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации его потенциала, защиты интересов и прав членов РСМ.

Стратегия развития союза ориентирована на становление РСМ как организации, помогающей формированию в России гражданского общества и правового государства, способной определять основные приоритеты молодежной политики и общества, отстаивать интересы молодежи и молодежного движения, пользующейся авторитетом в обществе и среди молодежи. На сегодняшний день эта организация является самой крупной молодежной организацией в России.

2. Общероссийская общественная организация "Детские и молодежные социальные инициативы" (ДИМСИ). Эта организация была создана в 1995 г. Основные цели ее деятельности - выявление и поддержка социальных инициатив детских и молодежных общественных объединений; создание условий для реализации социально значимых проектов и программ в интересах детско-молодежной социально-демографической группы населения.

3. Общероссийская общественная организация "Союз молодежных жилых комплексов России" (Союз МЖК России). Этот Союз был образован в 1993 г. Основной целью его деятельности является всемерное содействие созданию и развитию молодежных жилых комплексов путем обеспечения правовых, экономических, социальных предпосылок и гарантий их самостоятельности.

4. Общероссийская общественная организация "Молодежный союз юристов Российской Федерации" (МСЮ РФ). Он был создан в 1995 г. для содействия становлению нового поколения российских

юристов, соответствующего запросам демократического правового государства. Для достижения своей цели МСЮ РФ решает ряд следующих задач, в числе которых: содействие правовой реформе, реформе и развитию юридического образования; распространение правовой информации среди молодежи; организации информационного обслуживания членов объединения; вовлечение молодых юристов в общественно-молодежное движение России; организация сотрудничества между молодыми юристами на международном уровне.

5. Общероссийская общественная организация "Национальная молодежная лига". Эта организация была создана в 1995 г. Цели ее деятельности - экономическое, духовное и нравственное возрождение России, развитие молодежного движения, оказание всесторонней помощи, защиту прав и интересов подростков и молодежи, формирование у них потребности в нравственном, духовном и физическом совершенствовании. Национальная молодежная лига сотрудничает с Департаментом по молодежной политике Министерства образования и науки России через реализацию разнообразных молодежных проектов творческой и спортивной направленности.

6. Общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи "Идущие вместе". Она была создана в 2001 г. Основная цель ее деятельности - содействие воспитанию молодежи духовно, нравственно и физически, способной обеспечить реальное возрождение России, содействие построению демократического общества - стала привлекательной для большого количества молодых граждан России. В своих акциях члены этой организации протестуют против наркотиков и пьянства, проводят благотворительные акции: собирают вещи для неимущих, проводят елки, сдают кровь для подростков, больных лейкемией, организуют свое свободное время.

7. Международный союз детских общественных объединений "Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций" {СПО- ФДО). Эта организация была создана в 1990 г. Основные цели ее деятельности - оказание помощи ребенку в познании и улучшении окружающего мира, развитии своих способностей; оказание помощи и поддержки членов СПО -ФДО в развитии детского движения гуманистической направленности в интересах детей и общества; укрепление межнациональных и международных связей.

8. Общероссийский союз общественных объединений Союз детских организаций России "Юная Россия". Дата ее создания 1992 г., отделения действуют в 51 субъекте Российской Федерации. Эта организация является партнером Департамента по молодежной политике и реализует свои проекты и программы для достижения целей содействия развитию детского движения в Российской Федерации в интересах детей и общества в целом, защите прав и интересов детей и подростков, а также взрослых, работающих с детьми.

Активизируется возродившееся в 90-е гг. XX в. скаутское движение, которое в Российской Федерации представлено общероссийской общественной организацией "Национальная организация скаутского движения России" (НОСД), созданной в 1993 г., общероссийской общественной организацией "Организация российских юных разведчиков" (ОРЮР), основанной в 1998 г., межрегиональной общественной детской и молодежной организацией "Русский Союз скаутов" (создана в 1999 г.) и детской межрегиональной общественной организацией "Ассоциация девочек-скаутов" (АДС), созданной в 1999 г.

Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах.

Одновременно в последние годы в ряде субъектов Российской Федерации произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений. Площадкой для формирования молодежных и детских общественных объединений служат учебные заведения всех типов и уровней, учреждения дополнительного воспитания и образования, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи и т.д. В Российской Федерации предпринимаются попытки консолидации общественного движения. Объединяющим началом для детского и молодежного движения России стало создание в 1992 г. ассоциации общественных объединений "Национальный совет молодежных и детских объединений России". Основная его цель состоит в координации деятельности молодежных и детских организаций России для защиты и реализации интересов, прав молодежи и детей.

Общероссийская ассоциация общественных объединений "Союз молодежных организаций Российской Федерации" (СОЮЗМОЛ), созданная в 2001 г., определила следующие цели и задачи своей деятельности:

- консолидация деятельности общественных объединений, государственных органов для создания условий патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности;

- активное участие в создании и совершенствовании законодательной базы, ориентированной на системное обеспечение правовых норм защиты и поддержки молодых россиян;

- создание системы социальной адаптации, занятости и профориентации молодежи, развитие предпринимательства в молодежной среде;

- отстаивание приоритетов в решении молодежных проблем в государственной политике, привлечение молодежи к участию в выработке и принятии управленческих решений от муниципального до государственного уровня.

Консолидация проявляется не только в общественном, но и в профсоюзном студенческом движении. Объединяющей структурой в этом движении стала общероссийская общественная организация "Российская ассоциация студенческих профсоюзных организаций высших учебных заведений" (РАПОС), созданная в 1991 г. Задача, которую ставит перед собой эта организация, состоит в координации и объединении усилий членов ассоциации для защиты и реализации социальных и экономических прав, социальных гарантий и интересов студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях), в целях создания условий для их полноценного обучения.

Тенденции к консолидации свидетельствуют о довольно высоком уровне развития самих общественных организаций, об осознании важности консолидации усилий, разумной интеграции в целях защиты интересов молодых граждан.

Возврат к модели единого и единственного союза молодежи (каким долгое время был комсомол) в обозримой перспективе маловероятен. Эта идея непопулярна среди молодежи и молодежных организаций и противоречит изменившимся общественным условиям.

Наиболее положительным признаком современного этапа развития молодежного и детского общественного движения является добровольность вступления в общественные организации. Это должно оставаться безусловной нормой их деятельности. Однако свобода выбора молодым человеком своей организации на данном этапе проявляется для большинства молодежи как свобода не выбирать ни одной из них, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с подрастающим поколением.

Наряду с организованным молодежным и детским движением активно проявляют себя спонтанные, неорганизованные формы объединения. Молодежь проявляет довольно большое внимание к их появлению и действию. Это связано с тем, что они воплощают в себе элементы молодежной субкультуры, близки к удовлетворению многообразных потребностей и интересов юношей и девушек, разнообразны в организационных структурах, не требуют обязательного регулярного действия.

Актуализировалась деятельность молодежных объединений, основанных на культурных стилях (реперы, байкеры, рейверы, нетчики и др.).

В то же время за пределами регламентируемой законом деятельности сформировались и действуют молодежные группы экстремистского и криминогенного характера.

Новые политические и экономические реалии, сложившиеся в России последних лет, актуализировали проблему функционирования молодежных и детских общественных объединений, активизации их роли в формировании гражданского общества. Государственная поддержка деятельности общественных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.06.1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".

Социальная работа в молодежных организациях крайне необходима и важна, так как способствует лучшей адаптации и социализации молодых людей в обществе и предоставляет им широкий выбор жизненных перспектив, что особенно актуально в настоящее время нестабильности и преобразований.

Профилактика потребления психотропных веществ среди молодежи. Это направление требуют неотложного, но дифференцированного подхода к решению указанной проблемы в различных социальных и возрастных группах молодежи, установления и преодоления причин, порождающих названные негативные тенденции.

Целевой группой осуществления работы в этой области является молодежь в возрасте 14 -19 лет. В этот период наиболее интенсивно идет приобщение к табаку, алкоголю, наркотикам, так как их употребление выступает атрибутом подростковой и молодежной субкультуры.

В процессе профилактической работы следует преодолеть деформацию ценностно-нормативной сферы у значительной части молодых (в сторону преобладания потребительски-досуговой мотивации в образе жизни), осуществить ее перестройку в сторону развития созидательной мотивации жизнедеятельности молодых людей, организации комплексной реабилитации на основе медико-психологической поддержки действий самой личности в преодолении зависимости. Особое значение в этой связи приобретает активизация физкультурно-спортивной, творческой, художественной деятельности в детской и молодежной среде.

Помощь в становлении молодой семьи. Институт молодой семьи в современных условиях характеризуется нестабильностью внутрисемейных отношений в связи с освоением каждым членом социальных ролей и своеобразием процесса становления, а также объективно недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности в силу низкой квалификации и сравнительно низкой заработной платы, отсутствием опыта семейной и социальной жизнедеятельности.

Помощь в становлении молодой семьи должна быть направлена на ее поддержку в решении жизненно важных для нее проблем, стимулировании репродуктивного поведения молодых и помощи в воспитании детей.

Специалист, работающий с молодыми семьями, должен придерживаться основных принципов, которые впервые были сформулированы В. В. Сталиным на материале семейного психологического консультирования. В их числе:

- принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями);

- принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе);

- принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более чем одной стороны);

- принцип системности (выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое);

- принцип уважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента);

- принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д.).

В настоящее время во многих регионах России действуют центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости (через "телефон доверия" и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т. п.

Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают консультативную помощь по всем вопросам полового воспитания подростков, а также лечебно-профилактическую.

В России формируются и интенсивно развиваются службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, планирование семьи - это такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.

Социальная помощь студенчеству. Социальная работа со студенчеством создает предпосылки для решения имеющихся у студенческой молодежи социальных, юридических, медицинских проблем.

Она является профилактическим средством асоциального поведения молодежи. Эффективность и результативность социальной работы с учащейся молодежью обеспечивается научно обоснованными целями, принципами, подходами, а также подбором оптимальных методов и средств социально-профессионального становления личности молодого человека. Отношения социального работника с учащейся молодежи должны носить открытый, деловой, доверительный характер, они рассматриваются как средство решения социально-педагогических проблем в конкретном случае с конкретным клиентом. Социально-педагогические методы и средства работы с учащейся молодежью: коллективистский метод, метод постоянной воспитательной коррекции, метод учета взаимовлияний отдельных компонентов реальной действительности, метод личного примера социального работника.

Результативность социальной работы с молодежью в значительной степени определяется привлечением в ее ряды разнообразных слоев населения и представителей других профессий - спортсменов, тренеров, военных, представителей творческой и технической интеллигенции, умеющих организовать молодежный досуг. Социально-педагогический аспект работы со студентами предполагает содействие воспитанию высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина новой России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые технико-технологические решения. Можно выделить ряд направлений социально-воспитательной работы со студентами, в числе которых:

- проведение культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительских мероприятий, организация досуга студентов;

- создание и организация работы творческих, физкультурных и спортивных, научных объединений и коллективов, объединений студентов и преподавателей по интересам;

- организация гражданского и патриотического воспитания студентов;

- организация работы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов;

- изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи;

- организация научно-исследовательской работы студентов во внеучебное время;

- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;

- содействие в работе студенческих общественных организаций, клубов и объединений;

- информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации;

- внедрение новых технологий, форм и методов воспитательной деятельности;

- развитие материально-технической базы и объектов, предназначенных для организации внеучебных мероприятий.

В реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях на всем протяжении ее осуществления широко используется программно-целевой подход.

Например, Федеральная целевая программа "Молодежь России" - это документ, определяющий содержание основных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, создающий правовые основы координации усилий органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также поддерживающий и стимулирующий управленческие и организационные действия местного самоуправления.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации целевой программы "Молодежь России" осуществляется в условиях наметившегося выхода из социального и экономического кризиса. Это накладывает определенный отпечаток как на содержание программы, включение в нее большого числа мероприятий, направленных как на преодоление негативных проявлений в молодежной среде, так и на развитие позитивного потенциала молодежи.

Концепция Федеральной целевой программы "Молодежь России (2006 - 2010 годы)" определяет принципиальную особенность данной программы, которая заключается в постановке и реализации опережающего характера молодежной политики. Это должно обеспечить активное включение молодежи в жизнь страны, что требует принципиально новых методов и технологий формирования и реализации Программы, а также соответствующего ресурсного обеспечения.

Согласно этому документу государственная молодежная политика рассматривается как внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. Являясь составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации, она представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, других народов, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Поддержка молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства - это инвестиции в развитие стратегических ресурсов государства.

Субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

Исключительно важное значение имеет участие самих молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, которые реализуются в отношении молодежи на следующих принципах:

- ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

- приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных сферах государственной и общественной жизни;

- единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях;

- обеспечения предоставления молодому гражданину гарантированного государством необходимого объема социальных услуг в сфере образования, воспитания, культурного, духовного и физического развития, в области охраны здоровья, трудоустройства, их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- признания молодежи в качестве равноправного партнера в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

- осуществления поддержки, координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

- преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

- возрождения России как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан;

- создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;

- содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

- воспитания и образования молодежи;

- реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

- использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;

- создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

- недопущения дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.

Приоритетами государственных интересов в отношении молодежи являются:

- воспитание патриота - гражданина, заботящегося о защите интересов Отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей;

- воспитание гражданина, знающего и обогащающего отечественные историю и культуру, достижения общества в экономике, науке, литературе и искусстве, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов правового государства и гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;

- воспитание гражданина-труженика, имеющего образование, соответствующее потребностям современного материального и духовного производства, обладающего качествами предприимчивости, добросовестности, ответственности, способного проявить себя квалифицированным специалистом, предпринимателем, грамотным потребителем;

- воспитание нравственного и физически развитого гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений.

Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации (далее - Концепция) представляет собой систему научных положений, принципов, приоритетных направлений и основных механизмов ее реализации. Она учитывает потребность активизации действий всех органов государственной власти, согласования государственных и общественных интересов в обеспечении поддержки молодежи на этапе ее социального становления.

Концепция базируется на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, на общепризнанных принципах и нормах международного права. Этот документ является основой для органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, участвующих в реализации государственной молодежной политики.

Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации исходит из:

- необходимости создания основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения достойной жизни народа, укрепления и развития генофонда, национальной безопасности государства;

- признания исключительной роли молодежи как стратегического ресурса развивающегося общества;

- понимания важности государственной поддержки молодых граждан в обеспечении их образования, воспитания и развития на этапе социального становления, в процессе включения в социально-профессиональную деятельность, создания семьи, проявления социальных, гражданских инициатив, реализации ими своих прав и обязанностей в ситуации социально-экономической трансформации общества;

- необходимости повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, активизации их взаимодействия на принципах сотрудничества и партнерства с организациями и физическими лицами по вопросам защиты прав и законных интересов молодых граждан, стимулированию их самостоятельности и созидательной активности.

Государственная молодежная политика проводится в отношении граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, что законодательно указывает на нормативно-временные рамки понятия "молодежь".

Выделяют следующие основные направления формирования и реализации государственной молодежной политики:

- государственную поддержку молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития;

- содействие и поддержку молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни,

- содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей;

- государственную поддержку молодых семей;

- государственную поддержку молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их социальное обслуживание, социальную реабилитацию и адаптацию;

- поддержку общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

Документом, который определяет совокупность приоритетных направлений и механизмов реализации государственной молодежной политики, является Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. "Стратегия государственной молодежной политики" (до 2016 г.).

В этом документе указывается на то, что государственная молодежная политика является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

В качестве приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выделяются:

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

- развитие созидательной активности молодежи;

- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены следующие проекты: Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"; "Доброволец России"; "Карьера"; "Молодая семья России".

Для реализации приоритетного направления, предполагающего развитие созидательной активности молодежи, разработаны проекты "Команда" и "Успех в твоих руках", а направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - проект "Шаг навстречу".

3.2. Необходимость Молодежной доктрины РФ для формирования и осуществления стратегических целей общегосударственной молодежной политики

Наличие Молодежной доктрины РФ позволит использовать подход, при котором все заинтересованные участники работы с молодежью в нашей стране придут к соглашению. И это соглашение должно быть претворено в жизнь общими усилиями. Данная доктрина может помочь преодолеть разобщенность и устранить межведомственные барьеры в молодежной политике. Кроме того, в этом случае создаются возможности для принятия согласованных решений, касающихся молодежи, их ответственной реализации и оценки социальной эффективности достигнутых результатов в сфере МП.

Основополагающий "молодежный" документ должен, по нашему мнению, называться именно "Молодежная доктрина Российской Федерации". Слово "молодежная" здесь не случайно стоит на первом месте. Это означает, что Молодежная доктрина РФ должна быть разработана с обязательным участием молодежи и широко обсуждена в молодежной среде. В доктрине должна быть четко прописана роль молодежи как субъекта МП, а не только как ее объекта.

Необходимость разработки, обсуждения и утверждения Молодежной доктрины РФ обусловлена следующими обстоятельствами:

1. Молодежную политику нельзя оценивать результатами только сегодняшнего дня. Нужен документ, рассчитанный на долгосрочную перспективу и представляющий собой систему научно обоснованных и официально признанных взглядов на молодежь как социальную группу, требующую особого внимания со стороны органов государства и структур гражданского общества, и включающий осуществление ими специфических мер по созданию условий для ее социального развития. Вероятно, в Молодежной доктрине РФ должны найти отражение и идеи утвержденной Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

2. В современной России до сих пор нет научно обоснованного доктринального документа в сфере молодежной политики, отвечающего требованиям времени и опирающегося на надежную нормативную правовую базу. Вопрос о его необходимости поднимался в 2002 г. в рамках Государственного совета РФ, был подготовлен и обсуждался соответствующий проект. Отказ от его принятия обусловлен разными причинами, но в большей степени тем, что его разработчиками за основу была взята государственная модель МП. Гражданское общество в нем рассматривалось как "помощник" линии государства в работе с молодежью, а не партнер. Сегодня же необходимо, чтобы государство сначала вместе с общественными структурами заявило о том, каким оно видит будущее поколение, и оценило современное положение российской молодежи, а потом на основе этого определило, куда оно намерено двигаться в работе с молодежью.

3. Наличие Молодежной доктрины РФ позволит более глубоко проникнуть в правовую природу и социальную сущность соответствующих государственных и негосударственных институтов, деятельность которых направлена на создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодых граждан России, качественное развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны, отдельного региона, муниципального образования. Молодежная доктрина РФ есть своеобразная общественная формула, выражающая основную установку деятельности органов государства и структур гражданского общества по отношению к нынешнему молодому поколению и будущим поколениям россиян. Предлагаемая Молодежная доктрина РФ должна содержать вопросы как государственной (федеральной и региональной) и муниципальной, так и общественной МП, обеспечить их определенное единство.

4. Утвержденная в декабре 2006 г. Правительством РФ Стратегия государственной молодежной политики в РФ является важным и значимым документом, но, вместе с тем, после ее введения в действие остаются нерешенными многие стратегические проблемы организации работы с молодежью в нашей стране31. Кроме того, данная Стратегия ни по своему статусу, ни по содержанию не может претендовать на роль документа доктриналъного характера и фактически является стратегией действий федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время нужен более высокий по статусу документ, утвержденный, по-видимому, Президентом РФ, который в соответствии с Конституцией России должен устанавливать приоритеты государственной политики, в том числе молодежной.

5. Отсутствие Молодежной доктрины РФ мешает развитию законодательства РФ в сфере молодежной политики. Его несовершенство в значительной степени обусловлено отсутствием единой линии в работе с молодежью на территории России. Поэтому не случайно порой принимаются противоречащие друг другу акты законодательства Российской Федерации, касающиеся молодежи и работы с ней. При этом негосударственные организации не влияют на процесс формирования и развития законодательной базы МП. В Молодежной доктрине РФ должны развиваться основные положения Конституции России и конкретизироваться применительно к сфере МП.

6. В российском обществе попытки выработки Молодежной доктрины России предпринимались не один раз. Делалось это как представителями науки, так и специалистами негосударственных организаций, работающих с молодежью. Из последних проектов, например, можно выделить проект Доктрины "Молодежь России", разработанный Российским государственным социальным университетом, и проект Доктрины "Молодое поколение России", подготовленный по инициативе Всемирного Русского Народного Собора. Но этим и другим попыткам создания молодежных доктринальных документов органами власти пока не уделено достаточного внимания, что вряд ли является оправданным.

7. Утверждение четкой и долгосрочной Молодежной доктрины РФ, касающейся развития потенциала молодого поколения в интересах Российского государства и общества в целом, могло бы стать логичным результатом или продолжением проведения Года молодежи в Российской Федерации. В этом случае введенная в действие Молодежная доктрина РФ станет основой для того, чтобы субъекты работы с молодежью совместными усилиями могли реализовывать эффективную молодежную политику. Сам факт наличия Молодежной доктрины РФ позволит обозначить и серьезное внимание к проблемам молодых граждан в нашей стране, и новый, согласованный с гражданским обществом курс в сфере МП.

Все перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что без документа, на который реально могли бы ориентироваться институты государства и гражданского общества, вряд ли можно вести речь о формировании действенной общественно-государственной модели МП в России. Утвержденная Молодежная доктрина РФ будет выступать в качестве ориентира для работы с молодежью как государственных и муниципальных органов, так и организаций, которые не относятся к властным структурам.

Как известно, на прошедшем в июле 2009 г. заседании Государственного совета РФ с повесткой дня "О молодежной политике в Российской Федерации" возвращения к разработанному проекту Доктрины МП не произошло. Вероятно, это обусловлено позицией ряда представителей федеральной власти, выражающейся в том, что доктринальный документ - это пройденный этап, есть Стратегия государственной молодежной политики в РФ, и более "доктри-нального" ничего не надо. Но данная Стратегия не решила главного - не объединила всех субъектов работы с молодежью и не предусмотрела формирование стройной системы управления этой работой в России, четкой и качественно функционирующей, способной принимать ответственные решения по вопросам молодежной политики на основе Конституции РФ и базового федерального закона в данной сфере.

Заключение

По результатам работы можно сделать ряд выводов.

В Российской Федерации не решены вопросы формирования системы законодательства РФ о молодежной политике. Она может рассматриваться лишь как один из шагов в направлении выработки основ единого общегосударственного подхода к работе с молодежью и определенный документ о намерениях, при этом далеко не совершенный. В лучшем случае Стратегию придется "доводить" до уровня Молодежной доктрины РФ в истинном понимании этого слова. И этот процесс уже пошел. Распоряжением Правительства РФ в Стратегию внесены изменения в части совершенствования государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности. Данные изменения, вероятно, не последние.

Подготовка Молодежной доктрины РФ должна опираться на комплексную оценку положения российской молодежи, объективную характеристику ее основных проблем. Необходим анализ состояния механизма разработки и реализации МП и стратегический прогноз его развития, научно обоснованное определение текущих и перспективных задач в данной сфере, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения законных интересов молодых граждан.

Важно определить все основные структуры, которые сегодня работают с молодежью, а также предварительно проанализировать имеющиеся на различных уровнях подходы органов власти к осуществлению МП, выявив в них основные тенденции и сравнив с соответствующим зарубежным опытом и нормами международного права. Требуется системное изучение опыта сотрудничества институтов гражданского общества между собой и с государством по вопросам работы с молодежью.

Молодежная доктрина РФ как основа общественно-государственной модели МП должна базироваться на твердом фундаменте права, главным источником которого является Конституция РФ, и ограничиваться им. Кроме того, доктрина призвана задать программу правотворчества в сфере МП, осуществляемого государством в интересах молодежи и общества в целом.

Разработка, обсуждение и утверждение Молодежной доктрины РФ следует рассматривать как начальный этап формирования общественно-государственной модели МП в нашей стране. Данная доктрина должна быть подкреплена принятием национального плана действий в сфере МП, соответствующих планов на региональном и местном уровнях.

Нужно создавать такие организационные формы, как общественные координационные советы по молодежной политике и молодежные советы при государственных и муниципальных органах, совершенствовать механизм их взаимодействия с молодежными общественными объединениями и технологии их грантовой поддержки, развивать систему молодежного парламентаризма, активизировать добровольческую деятельность молодежи. Следует предусмотреть системный подход к созданию и развитию сети государственных, муниципальных и иных учреждений для молодежи.

Требуется также обеспечить четкое распределение ответственности в работе с молодежью между государством, семьей (точнее, родителями или лицами, их заменяющими), трудовыми и учебными коллективами, бизнес-сообществом, политическими партиями, религиозными организациями, профсоюзами, молодежными, детскими, женскими, ветеранскими и иными общественными объединениями, средствами массовой информации. Необходимо усиление ответственного и активного участия молодых людей в решении собственных проблем и общественных задач развития.

Важно выработать единые подходы, показатели и критерии, отражающие эффективность МП. Необходимо развивать различные формы социального партнерства в МП - от реализации частных социальных инициатив до осуществления масштабных социальных проектов и целевых программ в этой сфере, создания общественно-государственных фондов поддержки молодежи.

В молодежной политике не следует делить ее участников на основных и второстепенных. Каждому из них должна отводиться активная роль и значимая позиция в работе с молодежью. Эффективное взаимодействие органов власти всех уровней со структурами гражданского общества в решении молодежных проблем предполагает объединение всех общей ответственностью и чувством взаимной поддержки. И основа такого взаимодействия - общенациональная, научно обоснованная и юридически выверенная Молодежная доктрина Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Европейская хартия об участии молодежи к жизни муниципальных и региональных образований. С. I. URL: http://www.pravoteka.ru/pst/41/20031 .html (новости от 21.12.2008).

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Российская газета. 2003, № 202. 8 окт.

3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

4. Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в РФ: Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р (в ред. от 28.02.2009 г.) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. III). Ст. 5622; 2008. № 11 (ч. II). Ст. 1059; 2009. № 10. Ст. 1257.

5. Решение Совета города Лермонтова "Об утверждении Положения об Общественной молодежной палате при Совете города Лермонтова" от 25.11.2008 г. № 102 // Лермонтовские известия. 2008. № 50 (136). 12 дек.

6. Решение Совета городского округа города-курорта Ессентуки "Об утверждении Положения об Общественной молодежной палате при Совете города Ессентуки" от 27.05.2009 г. № 49 // Документ опубликован не был // СПС "Консультант Плюс".

7. Решение Ставропольской городской Думы "Об утверждении Положения о Ставропольской городской молодежной палате" от 28.05.2008 г. № 9425 (в ред. решения Ставропольской городской Думы от 23.04.2009 г. № 40) // Вечерний Ставрополь. 2008. № 115. 21 июня.

8. Бородкин Ф. Ценности населения и возможности местного самоуправления//Социс. 1997. № I.

9. Бюллетень Министерства образования РФ. 2003. № 6. С. 38-51.

10. Вопросы молодежной политики и резерва кадров. Саратов, 2000.

11. Гончар Г., Кривуца П. Ставропольский край: молодежный рынок труда//Человек и труд. 2008. №11.

12. Департамент федеральной государственной службы занятости по Саратовской области. Саратов, 2005.

13. Дневник специалиста по делам молодежи/Саратов, 2007.

14. Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом процессе в России/М., 2006.

15. Климкина Е. В. Методы исследовательской работы в молодежной среде: Учеб. пособие/М.: РГГУ, 2008.

16. Кочетков А. В. Молодежная доктрина, как основа формирования общественно-государственной молодежной политики//Закон и право. 2009. №11.

17. Марченко А.Б. Молодежное движение крупного города (омыт социологических исследований) : автореф. дис. ... канд. социолог, наук/Саратов, 2001.

18. Медведев Д.А. Вступительное слово на заседании Государственного совета "О молодежной политике в РФ": http:// www.kremlin.ru/text/appears/2009/07/219771.shtml.

19. Местное самоуправление: теория и практика/М., 1997. С

20. Методические материалы к региональному семинару "Нормативно-правовая база деятельности бюджетных учреждений и организаций органов по делам молодежи"/Саратов, 1999.

21. Молодежная политика на территории Балаковского муниципального образования. Саратов, 2000.

22. Молодежная политика, спорт, физическая культура и туризм в Саратовской области/Саратов, 2002. С. 163.

23. Об итогах приема в учебные заведения профессионального образования области и трудоустройстве выпускников 2004 года. Саратов, 2004.

24. Петухов Н. Кто и как устраивался по дружбе // Труд. 2008. 30 июля.

25. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российском Федерации: 2000-2001 годы/М., 2002.

26. Улиско A.M. Российское муниципальное право. Ч. 2/Саратов, 1998.

27. Чекмарев Э. В. Муниципальные органы власти и молодежь в условиях модернизации политической системы региона//Государственная власть и местное самоуправление. 2009. №10.

28. Чертков А.Н., Артамонова Н.В. Региональный опыт функционирования молодежного парламентаризма как механизма развития правовой культуры российских избирателей // Ж-л рос. права. 2008. № 1 // СПС "Консультант Плюс".

29. Шапошников С. Р. Молодежная политика, как одна из функций социального государства//Государственная власть и местное самоуправление. 2009. №12.

30. Шестаков Д. А. Семейная криминология: Кримино-фамилистика/Спб.: Юридический цент Пресс, 2003

31. Шкаев Д. Г. Менталитет молодежи в постсоветский период: Аналитический обзор/РАН,ИНИОН, Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. Философии/М., 2009.

32. Юзефавичус Т. А. Проблемы социальной работы с молодежью: учебник для студ. Учреждений высшего проф. Образования/М.: Издательский центр "Академия", 2010.

1 Кочетков А. В. Молодежная доктрина, как основа формирования общественно-государственной молодежной политики//Закон и право. 2009. №11. С. 7

2 Медведев Д.А. Вступительное слово на заседании Государственного совета "О молодежной политике в РФ": http:// www.kremlin.ru/text/appears/2009/07/219771.shtml

3 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

4Шкаев Д. Г. Менталитет молодежи в постсоветский период: Аналитический обзор/РАН,ИНИОН, Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. Философии/М., 2009. С. 44

5 Климкина Е. В. Методы исследовательской работы в молодежной среде: Учеб. пособие/М.: РГГУ, 2008. С. 74

6 Чекмарев Э. В. Муниципальные органы власти и молодежь в условиях модернизации политической системы региона//Государственная власть и местное самоуправление. 2009. №10. С. 12

7 См.: Марченко А.Б. Молодежное движение крупного города (омыт социологических исследований) : автореф. дис. ... канд. социолог, наук/Саратов, 2001. С. 13.

8 См.: Европейская хартия об участии молодежи к жизни муниципальных и региональных образований. С. I. URL: http://www.pravoteka.ru/pst/41/20031 .html (новости от 21.12.2008).

9 См.: Местное самоуправление: теория и практика/М., 1997. С. 45.

10 См.: Улиско A.M. Российское муниципальное право. Ч. 2/Саратов, 1998. С. 4.

11 См.: Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российском Федерации: 2000-2001 годы/М., 2002. С. 9.

12 См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Российская газета. 2003, № 202. 8 окт.

13 См.: Бородкин Ф. Ценности населения и возможности местного самоуправления//Социс. 1997. № I.C. 98-111.

14 Шапошников С. Р. Молодежная политика, как одна из функций социального государства//Государственная власть и местное самоуправление. 2009. №12. С. 12

15 Шестаков Д. А. Семейная криминология: Кримино-фамилистика/Спб.: Юридический цент Пресс, 2003

16 См.: Методические материалы к региональному семинару "Нормативно-правовая база деятельности бюджетных учреждений и организаций органов по делам молодежи"/Саратов, 1999. С. 7.

17 См.: Молодежная политика, спорт, физическая культура и туризм в Саратовской области/Саратов, 2002. С. 163.

18 См.: Дневник специалиста по делам молодежи/Саратов, 2007. С. 18.

19 См.: Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом процессе в России/М., 2006. С. 41.

20 Об итогах приема в учебные заведения профессионального образования области и трудоустройстве выпускников 2004 года. Саратов, 2004. С. 15.

21 Департамент федеральной государственной службы занятости по Саратовской области. Саратов, 2005. С. 32.

22 Молодежная политика на территории Балаковского муниципального образования. Саратов, 2000. С. 3-4.

23 Вопросы молодежной политики и резерва кадров. Саратов, 2000. С. 3.

24 Дискуссии были организованы в марте-августе 2008 г. в рамках реализации программы "Дискуссионное пространство молодежи Саратовской области". В качестве партнеров реализации программы выступили Министерство образования Саратовской области и Фонд Фридриха Наумапна (ФРГ). Всего в дискуссиях приняли участие около 1000 молодых людей из 38 муниципальных образований Саратовской области, из них учащиеся школ - 45%, студенты - 20%, сотрудники администраций района - 5%, сотрудники бюджетных организаций - 30%.

25 Петухов Н. Кто и как устраивался по дружбе // Труд. 2008. 30 июля.

26 Гончар Г., Кривуца П. Ставропольский край: молодежный рынок труда//Человек и труд. 2008. №11. С. 14

27 Чертков А.Н., Артамонова Н.В. Региональный опыт функционирования молодежного парламентаризма как механизма развития правовой культуры российских избирателей // Ж-л рос. права. 2008. № 1 // СПС "Консультант Плюс".

28 Бюллетень Министерства образования РФ. 2003. № 6. С. 38-51.

29 Решение Совета города Лермонтова "Об утверждении Положения об Общественной молодежной палате при Совете города Лермонтова" от 25.11.2008 г. № 102 // Лермонтовские известия. 2008. № 50 (136). 12 дек.; Решение Совета городского округа города-курорта Ессентуки "Об утверждении Положения об Общественной молодежной палате при Совете города Ессентуки" от 27.05.2009 г. № 49 // Документ опубликован не был // СПС "Консультант Плюс"; Решение Ставропольской городской Думы "Об утверждении Положения о Ставропольской городской молодежной палате" от 28.05.2008 г. № 9425 (в ред. решения Ставропольской городской Думы от 23.04.2009 г. № 40) // Вечерний Ставрополь. 2008. № 115. 21 июня.

30 Юзефавичус Т. А. Проблемы социальной работы с молодежью: учебник для студ. Учреждений высшего проф. Образования/М.: Издательский центр "Академия", 2010. С. 148

31 Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в РФ: Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р (в ред. от 28.02.2009 г.) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. III). Ст. 5622; 2008. № 11 (ч. II). Ст. 1059; 2009. № 10. Ст. 1257.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

3

Показать полностью… https://vk.com/doc6785688_72114128
235 Кб, 5 апреля 2012 в 19:25 - Россия, Москва, МПСУ (бывш. МПСИ), 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении