Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 055795 из МПСУ (бывш. МПСИ)

1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии.

2. Основные понятия нейропсихологии (2 класса понятий).

3. ВПФ (высшие психические функции). Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Развитие ВПФ в процессе онтогенеза.

4. Теория системной динамической организации ВПФ и проблема локализации ВПФ.

5. 3 функциональных блока мозга. Нарушения ВПФ, наблюдающиеся при поражении того или иного блока.

6. Причины поражений мозга. Виды опухолей, черепно-мозговых травм.

7. Проблема межполушарной ассиметрии. Межполушарные взаимодействия.

8. Сенсорные и гностические расстройства (зрительные) при локальных поражениях мозга.

9. Сенсорные и гностические расстройства (слуховые) при локальных поражениях мозга.

10. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства при локальных поражениях мозга.

11. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Амнезии.

12. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий.

13. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга.

14. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.

15. Нарушения эмоций при локальных поражениях.

16. Произвольные движения. Уровни построения движений по Бернштейну. Экстрапирамидная и пирамидные системы. Виды апраксий.

17. Произвольная регуляция поведения, развитие произвольности в процессе онтогенеза. Нарушения произвольной регуляции ВПФ и поведения в целом при локальных поражениях мозга.

18. Нейропсихологические синдромы полимодального генеза.

19. Синдромный (факторный) анализ нарушений ВПФ. Проблема факторов в нейропсихологии.

20. Специфика нарушений ВПФ у детей; их диагностика. Отечественные и зарубежные (США) подходы к диагностике нарушений ВПФ.

21. Нейропсихологическая коррекция ВПФ у детей. Принципы и этапы коррекционной работы.

22. Нейропсихологическая коррекция ВПФ у взрослых. Принципы и этапы коррекционной работы.

23. Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.

24. Функциональная несформированность левой височной доли.

25. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)

26. Функциональная несформированность правого полушария.

27. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга

28. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.

1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии.

Нейро?? - отрасль клинической ??, кот изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локал поражений мозга. Предметом нейро?? является изучение мозговой организации психич процессов, эмоциональных состояний и Личн на материале патологии и прежде всего - на материале локал поражений ГМ.

Основные задачи нейро??.

1.Изучение изменения психич процессов при локал поражениях мозга, что позволяет увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психич д-сти.

2.Нейропсихолог анализ дает возможность выявить те общие структуры, кот имеются в совершенно разных психич процессах.

3.Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Все многообразие методов, используемых нейро?? можно разделить на 2 группы. К 1й следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко 2й - методы, которые используются нейропсихологами в практической д-сти.

1я группа: сравнительно-анатомич метод исслед-ния, метод раздражения и метод разрушения. Сравнительно-анатомич метод исслед-ния позволяет выяснять зависимость способов жизни, повед животн от особенностей строения их НС. С помощью данного метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий. Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ в рез-те воздействия на мозг. Выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Первое предполагает непосредств воздействие на отдел участки коры с помощью электр тока. Однако непосредств воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отнош чел-ка. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изуч функций ГМ - непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры, кот предполагает выявл изменения электрич активности тех или иных участков мозга в рез-те воздействия естеств факторов (метод вызванных потенциалов).

Основную роль в становлении нейро?? как науки сыграл метод разрушения (выключения). Метод заключается в наблюд над больным после нейрохирургич операций или ранений в обл мозга. Можно выделить необратимые разрушения (хирургич удаление тех или иных участков мозга) и обратимые нарушения работы отдел участков мозга (временное отключение отдел участка мозга с последующим восстановлением функций)- метод Вада, предполагающий введение в сонную артерию спец препарата и отключение соответствующего полушария мозга.

2я группа. В практической д-сти нейропсихологов используется предложенный А.Р. Лурия метод синдромного анализа, или "батарея Луриевских методов". Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в батарею, кот позволяет оценить состояние всех основных ВПФ (по параметрам). Изменение сложности задач и темпа их предъявления дает возможность с большой точностью выявить тонкие формы нарушения (поставить топический диагноз).

Спец область применения нейропсихол методов составляет проблема школьной дезадаптации. С помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозгов дисфункций у детей с трудностями обуч, раскрыть мех-змы, лежащие в основе этих затруднений, и понять первичный дефект, определивший их возникновение.

2. Основные понятия нейропсихологии. (2 класса)

В понятийном аппарате нейро?? можно выделить 2 класса понятий. 1ый - это понятия, общие для нейро?? и общей ??, такие как "ВПФ", "психич д-сть", "психологич система", "психич процесс", "речевое опосредование", "значение" и др.

Все вместе эти понятия составляют определ сист знаний или теорию, объясняющую закон-сти нарушен и восстановл ВПФ при локал поражениях мозга и обосновывающую представл об их мозговой организации.

Общепсихолог основу этой теории составляет положение о системном строении ВПФ и их мозговой организации. Понятие "ВПФ" было введено в общ ?? и в нейро?? Л.С. Выготским, а затем подробно разработано А.Р. Лурией и другими авторами. Под ВПФ понимаются сложные формы сознат психич д-сти, осуществляемые на основе соответствующ мотивов, регулируемые соответствующ целями и подчиняющиеся всем закон-стям психич д-сти. По А.Р. Лурия ВПФ обладают 3 основными хар-ками: *формир-ся прижизненно, под влиянием соц факторов, *опосредованы по своему психолог строению (с помощью речевой системы) и *произвольны по способу осуществления.

Представления о ВПФ как сложных психолог сист было дополнено Лурией представл о них как о функционал сист (ФС). Лурия отмечал, что особенностью ФС является их сложный состав, включающ набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов.

Данные положения являются централ для теории сист динамич локализации ВПФ - теоретической основы соврем отечеств нейро??.

Ко 2му классу понятий - собственно нейропсихолог - можно отнести следующие:

Функцион сист (ФС)- морфофизиологич понятие, заимствованное из конц ФС Анохина для объяснения мозгов мех-мов ВПФ; совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в единую сист для достижения конечного результата. Различные по содерж ВПФ (гностич, мнестич, интеллектуальн и др.) обеспечиваются качественно разными ФС.

Нейропсихологичй симптом - наруш психич функции, возникающее =>локал поражения ГМ (=> иных патологич причин, приводящих к локал изменениям в работе мозга).

Нейропсихологич синдром - закономерное сочетание нейропсихологич симптомов, обусловл поражением (выпадением) определенного фактора (или неск факторов).

Нейропсихологич фактор - структурно-функционал единица работы мозга, хар-ся определ принципом физиолог д-сти, наруш кот ведет к появл нейропсихологич синдрома.

Непосредственно с мозгов структурами (факторами) следует соотносить не всю психич функцию, а те физиологич процессы, кот обеспечивают реализацию определ параметров функции. Наруш этих физиолог процессов ведет к появл первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов, составляющ в целом сочетание нарушений ВПФ - определен нейропсихологический синдром.

3. ВПФ. Культурно-историч теория Выготского. Разв ВПФ в процессе онтогенеза.

ВПФ- теоретическое понятие, обозначающее сложные психич процессы, социал по своему формированию, кот опосредованы и за счет этого произвольны.

Фундаментал теория происхождения и разв ВПФ была разработана Л.С.Выготским. У человека есть 2 линии разв: 1) натурал (физич, естестве разв ребенка с момента рожд); 2) культурн (историч) возникает при появлении общения с окруж миром.

Знак - орудие психич д-сти. Это созданный человеком стимул, средство для управления своим повед и повед других. ВПФ возникли при помощи знака. Применение знака, слова как специфически чел психич регулятора перестраивает все ВПФ человека.

История развития человечества - это история развития знака. Чем более мощное разв знаков в поколениях, тем более развита ВПФ.

Выг впервые перешел к выявлению конкр мех-зма влияния среды, кот собственно и изменяет ? ребенка, приводя к появлению специфич для человека ВПФ. Таким механизмом Выг считал интериоризацию знаков - созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим повед. Знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Т.о., знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем, переходит во внутренний план, план сознания.

Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция созн, происходит становл таких психич процессов, как логическое мышл, воля, речь.

Созн необходимо изучать экспериментал путем, => надо сблизить ВПФ, культурное развитие поведения, овладение собственными процессами поведения.

Одной из важнейш хар-к ВПФ является опосредствованность, т.е. наличие ср-ва, при помощи кот они организуются. Для ВПФ принципиально наличие внутр средства.

ВПФ в своем разв проходит 2 стадии. Первоначально она существует как форма взаимод-вия между людьми, и лишь позже - как полностью внутр процесс. Это обозначается как переход от интерпсихического (внешн) к интрапсихическому (внутр).

Выг утверждал, что психич разв идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайш психич разв. Движущая сила психич разв - обучение. Разв - процесс формир-ния человека или личн путем возникновения на каждой ступени новых качеств. Обуч - внутренне необходимый момент в процессе развитая у ребенка исторических особенностей человечества.

Он считает, что обуч должно "вести за собой" разв. Общение со взрослым, овладение способами интеллект д-сти под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу разв ребенка: она и называется зоной ближайш разв, в отличие от актуального уровня разв. Действенным оказывается то обуч, кот "забегает вперед" разв.

4. Теория системной динамич организации ВПФ и проблема локализации ВПФ.

Проблема локализации ВПФ принадлежит к числу важнейших проблем. Она лежит в сфере интересов многих наук, кот рассматривают проблему "мозг и ?" с разных позиций. Нейро?? исследует особенности нарушений психич процессов у больных с локал поражениями ГМ. Основу нейропсихологич подхода к проблеме составляет теория системной динамической локализации ВПФ, кот сложилась в ходе борьбы 2х идей:

*узкого локализационизма; *антилокализационизма.

1я конц в основу ставит утверждение о том, что каждая психич функция является неделимой психич "способностью" и мб соотнесена с конкр отдельной структурой мозга.

(Брока, Вернике, Галль, Шарко, Кляйст.)

2я конц утверждает неделимость психич функции на отдел составляющие, но мозг, его кора рассматр-ся как однородное целое для всех психич функций. Выходит, что психич функции связаны со всем мозгом, а любое поражение мозга приводит к одноврем наруш всех психич функций. (Флуранс, Лешли, Гольц, Бергсон)

Отечеств нейро??, опираясь на фундаментал труды Сеченова, Павлова, Бехтерева, Анохина, Бернштейна и др физиологов, рассматривает психич функции как рез-тат сложной рефлекторной д-сти, детерминирован внешними стимулами, как сложные формы приспособительной д-сти организма, направленной на решение каких-либо психолог задач. Теория сист динамич локализации ВПФ наиболее продуктивна, т.к. позволяет не только объяснять многочисл клинич феномены, но и предсказывать новые факты, планировать новые исследования. Согласно этой теории с мозговыми структурами следует соотносить не всю психич функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологич процессы, кот осуществляются в соответствующих структурах. Нарушение этих физиологич процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психич функций.

Основные положения теории системной динамич локализации ВПФ человека звучат так:

1. Каждая психич функция, представляющая собой сложную ФС, осущ-ся мозгом как единым целым. При этом разл мозговые структуры вносят свой специфич вклад в реализацию этой функции.

2. Различные звенья психолог системы размещены в различных корковых и подкорковых структурах и многие из них могут замещать друг друга.

3. При повреждении определёно участка мозга (вторичных и третичных областей коры больших полушарий) возникает "первичный" дефект - нарушение определён физиологич принципа работы, свойственного данной мозговой структуре (фактору).

4. В то же время в виде системного следствия возникают "вторичные" дефекты как результат поражения общего звена, входящего в различные функцион системы.

5. Каждое звено психолог функцион сист обеспечивается определённым фактором.

5. 3 функционал блока мозга. Наруш ВПФ, наблюдающ при пораж того или иного блока.

Общая структурно-функционал модель работы мозга, предложен А.Р.Лурией, характеризует общие закон-сти работы мозга как единого целого. Согласно данной модели, весь мозг разделен на 3 структурно-функционал блока.

1й блок- энергетич (блок регуляции активности мозга) - включает неспецифич структуры разных уровней: ретик формацию ствола мозга, неспецифич структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Функциональное значение 1го блока состоит в регуляции процессов активации, в обеспеч общего активацион фона, на кот осуществляются все психич функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психич д-сти. 1й блок мозга участвует в осуществлении любой психич д-сти и особенно - в процессах внимания, памяти, регуляции эмоционал состояний и созн в целом.

2й блок - блок приема, переработки и хранения экстероцептивной ( исходящей из внешней среды) инфо - включает основные анализаторные сист: зрител, слуховую и кожно-кинестетич, корковые зоны кот расположены в задних отделах больш полушарий ГМ. Кора задних отделов больш полуш обладает рядом общих особенностей, позволяющих объединить в единый блок мозга. В ней выделяют первичные, вторичные и третичные поля. Первичные корковые поля связаны с соответствующ релеядрами таламуса. Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных физич параметров стимулов определен модальности.

Вторичные поля коры получают более сложную, переработанную инфо, чем первичные. Они функционально объединяют разные анализаторные зоны, осуществляя синтез раздражений и принимая непосредственное участие в обеспечении различных видов психич д-сти. К третичным полям коры относятся верхнетеменная область, нижнетеменная область, средневисочная область. Третичные поля коры многофункциональны. С их участием осуществляются сложные надмодальностные виды психической Деятельности - символической, речевой, интеллектуальной.

3й блок - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психич д-сти - включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Анатомич строение 3го блока мозга обусловливает его ведущ роль в программировании замыслов и целей психич д-сти, в регуляции и осуществлении контроля за рез-тами отдельных действий, а также всего повед в целом.

В начальной стадии формирования мотивов в любой сознат психич д-сти принимает участие преимущественно 1 блок мозга. Он обеспечивает также оптимал общий уровень активности мозга, необходимых для протекания конкр видов психич д-сти. 1 блок мозга преимущественно ответствен и за эмоционал "подкрепление" психич д-сти (переживание успеха - неуспеха). Стадия формирования целей, программ д-сти связана преимущественно с работой 3 блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия Д-сти реализуется преимущественно с помощью 2 блока мозга. Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психич д-сти, т.к. приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.

6. Причины поражений мозга. Виды опухолей, черепно-мозговых травм.

Пораж ГМ - аномальные области тканей мозга анатомически или физиологически. Семейные истории поражений ГМ является одним из факторов риска развития поражений ГМ. Механич или внутр повреждения ГМ также рассматривается как пораж ГМ.

Причины поражений головного мозга:

* Нестабильное давление. * Предыдущие травмы головы, * Генетические мутации.

* Накопл смерти нервных клеток приводит к микро-повреждениям людей в пожилом возр. * Травмы головы с неполными заживлениями, * Мозговой инсульт

* Опухоли головного мозга. * Внутренние мозговые кровотечения, * Склероз

* Мозговые травмы. * Врожденные аномалии мозга, такие как гидроцефалия

*Тяжелые мигрени.

О?пухоли ГМ -группа разл внутричерепн новообразований, доброкачеств или злокачеств, возникающ вследствие запуска процесса аномального неконтролируемого деления клеток или возникающих вследствие метастазирования первичной опухоли, находящейся в другом органе.

Опухоли мозга можно разделить на группы по следующим признакам.

*По первичному очагу

-Непосредственно в головном мозге.

-За пределами головного мозга (метастазирование опухоли)

*По клеточному составу

-Нейроэпителиальные опухоли (эпендимома, глиома, астроцитома). Развиваются непосредственно из мозговой ткани.

-Оболочечные опухоли (менингиома). Развиваются из тканей мозговых оболочек.

-Опухоли гипофиза (аденома гипофиза). Формируются из клеток гипофиза.

-Опухоли черепных нервов (невриномы). Возникают по ходу черепных нервов.

-Метастазы из внемозговых очагов. Попадают в мозг из других очагов.

-Дизэмбриогенетич опухоли. Возникают в процессе эмбриогенеза.

Черепно-мозговая травма - механическое повреждение черепа и внутричерепных образований - головного мозга, сосудов, черепных нервов, мозговых оболочек.

Выделяют открытую черепно-мозговую травму, при кот имеется сообщение полости черепа с внешней средой, и закрытую. Основными клиническими факторами, определяющими степень тяжести травмы, являются: продолжительность утраты сознания и амнезии, степень угнетения сознания на момент госпитализации, наличие стволовой неврологической симптоматики.

7. Проблема межполушарной ассиметрии. Межполушарные взаимодействия.

Пробл межполушарн асимметрии и межполушарн взаимод-вия - 1а из наиболее актуальн проблем. 1ые данные о латерализации функций относятся к школе Гиппократа, когда наблюдались и описывались связи между односторон ранениями головы. К нач 19в. накопилось много фактов о неравнозначности левого и правого полуш мозга. Более убедительны физиологич данные: при регистрации вызван потенциалов они сначала отмечаются в правом полушарии, а потом постепенно охватывают левое. Предполагают, что это связано с разными способами переработки инфо (правое осуществляет ее целостно и одновременно, а левое - аналитически и последовательно). Клинич наблюдения подтверждают получен факты: речевые наруш возникают преимущественно при поражении левого полуш, поражение правого приводит к появлению своеобразного симптомокомплекса, включающ нарушение схемы тела, выпадение поля зрения, нарушение пространственной ориентировки и т. д. Все эти данные убедительно свидетельствуют о неравнозначности структур и функций левого и правого полушарий.

В основе 1ой классич конц функционал асимметрии лежало положение об абсолютной противоположности функций правого и левого полуш. Считалось, что левое полушарие полностью доминантно по речи и всем психич процессам, а правому отводилась подчиненная роль в организации психич активности.

К середине 19в. интерес исследователей переместился с изучения левого полуш мозга на правое. Теория функционал асимметрии получила название - "концепция относит доминантности". Для этого подхода характерна идея глобал асимметрии, предполагающая взаимосвязь между большей активностью одного полушария и доминированием контралатеральной руки, ноги, глаза и т. д.

В наст время пробл межполушарной асимметрий рассматривается как пробл функционал специфичности полуш, как пробл своеобразия того вклада, который вносит каждое полушарие в организацию любой психич функции. Как левое, так и правое полушарие вносит свой специфич вклад. Под функционал асимметрией понимается различное по хар-ру и неравное по значимости участие левого или правого полушария мозга в осуществлении психич функций.

2ой аспект пробл межполушарн асимметрии - это вопрос межполушарн взаимод-вия. Долгое время считалось, что оба полушария мозга абсолютно самостоятельны. Но работы Роджера Уолкотта Сперри по перерезке мозолист тела показали, что при наруш взаимосвязи между левым и правым полушар возникают серьезные наруш психич функций. Это связано с тем, что мозолист тело представляет собой дифференцирован систему, разл участки кот выполняют разные функции в механизмах межполушарн взаимод-вия. При частичной перерезке отдельных участков мозолист тела возникают наруш только одной модальности,также отмечается сравнительно быстрое восстановл психич функций.

Работы Симерницкой показали, что процессы межполушарн взаимодействия у детей протекают иначе, чем у взросл. У детей синдрома расщепленного мозга не наблюдается, поскольку мозолист тело созревает достаточно поздно ( к 20и годам).

Системн хар-р психич д-сти состоит в дифференцирован участии различн мозговых образований и полуш мозга в организации ВПФ. Т.о., межполушарн организация психич процессов основана на единстве 2х факторов: функционал асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в психич д-сти человека.

8.Сенсорные и гностич расстройства (зрительные) при локал поражениях мозга.

Зрит ощущ и воспр связаны в 1ю очередь с функционированием зрит анализатора. Затылочные отделы новой коры представляют собой корковый конец зрит анализатора, т.к. здесь заканчиваются волокна, идущие от сетчатки глаза.

Первичные зоны затылочной коры расположены главн образом на медиальной поверхности мозга в виде треугольника. Они обладают модальной специфичностью и выполняют функцию приема и анализа зрит инфо, обеспечивая элементарные зрит функции (остроту зрения и цветоощущение). Поражение первичных зон затылочной коры 1го полуш приводит к частичным наруш полей зрения (гемеанопсиям или скотомам), кот затрудняют зрит воспр, но хорошо компенсируются как функционал перестройкой сетчатки, так и движением глаз. Исключение составляет пораж первичных зон затылочной коры правого полушария (для правшей). В этом случае больной не замечает дефектов полей зрения и никак не компенсирует их движением глаз (правосторон фиксированная гемеанопсия).

Вторичные отделы затылочной коры надстроены над первичными. Они сохраняют модальную специфичность и осуществляют интегрирующ функцию, обеспечивая синтез зрит раздражений в целостный зрительный образ. Рез-ты клинич наблюдений показали, что при пораж вторичных зон затылочной коры нарушается интегральность восприятия целых зрительных комплексов, что приводит к возникновению феномена неузнавания реальных предметов и их изображений. Такое нарушение зрит воспр при пораж вторичных отделов затылочной коры называется "зрит агнозия". Этот термин был предложен З. Фрейдом. Существующ классификация зрит агнозий основана на том, что именно не воспр-ет больной.

Предм агнозия - при пораж нижней части вторичных зон затылочной коры. Больной может описать все признаки предмета, но не понимает смысл изображения в целом, не узнает предмет. В такой грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при одновременном поражении нижних отделов вторичных зон височной обл левого и правого полуш. В этом случае больной ведет себя как слепой, хотя и видит предметы.

Лицев агнозия при пораж нижних отделов вторичн зон затылочн коры правого полуш. Больные не могут различать чел лица или их фото. При грубой форме лицев агнозии не узнают муж и жен лица, детские и взрослые, лица своих родных и близких.

Буквен агнозия при пораж нижних отделов вторичн зон затылочн коры левого полуш. Больные правильно копируют буквы, но не могут их узнать и назвать, в рез-те распадается навык чтения (первичн алексия).

Оптико-пространств агнозия при пораж верхних отделов вторичн зон затылочн коры и сопровождается нарушением ориентировки в пространств признаках окр среды (лево-право) и изображен объектов.

Симультан агнозия хар-ся сужением объема зрит воспр, больной не может одновременно воспринимать 2 предмета, воспр-ет только отдел фрагменты изображ. Он не в сост поставить карандашом точку в центр круга, т.к. видит или круг, или карандаш.

Цветов агнозия - больные различают цвета, но не говорят, в какой цвет окрашены предм. Они не могут назвать предметы определен цвета, у них отсутствует обобщен представление о цвете.

Согласно теории сист динамич локализации ВПФ, зрит воспр представляет собой сложную функционал сист, опирающуюся на совм работу целого комплекса корковых зон, каждая из кот вносит собств вклад в построение активной перцепторной д-сти.

9.Сенсорные и гностические расстройства (слуховые) при локальных поражениях мозга.

В основе слухов воспр лежит работа слухов анализатора. Периферич конец слухового анализатора начинается в кортиевом органе, расположенном в улитке внутр уха. Корковый конец слухов анализатора (первичные зоны височн коры) обеспечивает такие элементарн функции, как острота слуха и восприятие тон-шкалы (воспр звуков определен высоты).

При односторон пораж первичн зон височной шкалы нет выпадения слуха, но наблюдается повыш порогов слухов ощущ в условиях затрудненного воспр (на противоположном ухе).

Вторичные зоны височной коры расположены в наружн отделах височной доли, обеспечивают синтез слуховых раздраж в целостный слухов образ. На базе слухов сист формируется чел речь, поэтому внутри выделяют 2 самост подсист. 1я дает возможность ориентироваться в неречев звуках, 2я - слышать и анализировать звуки речи.

Пораж вторичн зон височной области приводит к наруш интегративности слухов воспр. В зависимости от места пораж выделяют следующ наруш слухового восприятия.

Слухов агнозия при поражении как левого, так и правого полуш. Проявляется в том, что страдает понимание предм звуков. Больной слышит звуки, может отличить один от др, но не может назвать их источник.

Сенсорн амузия при пораж верхних отделов вторичн зон височной обл правого полуш. Нарушается способн узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, кот человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. При грубых нарушениях могут возникать болевые ощущения при восприятии мелодий.

Аритмия - наруш состоит в том, что больной не может правильно оценивать и воспроизводить наборы звуков, чередующиеся через разные промежутки времени.

Речев акустич агнозия (сенсорн афазия) при пораж верхних отделов вторичн зон височно обл левого полуш. Сохранна острота слуха, но больные не различают фонематич признаки речи (путают "Б - П" При массивных пораж вместо речи слышат неречев шум (шум моря, шорох листьев и т. п.).

Акустико-мнестич афазия (наруш слухо-речевой памяти) при пораж средних отделов вторичных зон височной обл левого полуш. Дефект в том, что больной не может удержать в памяти даже небольш серию звуков. При повторен 1ое слово уже забывается.

Нарушение интонационной стороны речи связано с поражением правой височной области. Больные не различают речевые интонации, не выразительны в своей речи, плохо различают мужские и женские голоса, не узнают знакомые голоса.

Все эти нарушения возникают при поражении верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария (у правшей).

10. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства при локальных поражениях мозга.

Кожно-кинестетич или общ чувствительность занимает особое место среди разн видов чувствит-сти, т.к. ее отсутствие несовместимо с жизнью. Не чувствуя порезов, охлаждения или ожогов, человек может легко погибнуть от кровопотери, переохлаждения и пр. Нарушение кинестетич ощущ приводит к расстройству движений. К кожной относят ощущ от рецепторов, расположен в коже: тепловые, холодовые, тактильные, болевые и др.

В итоге кожа и опорно-мышечный аппарат представляют собой периферич отдел кожно-кинестетич анализатора. Рецепторы в этом анализаторе расположены неравномерно: максимальное количество - на ладони, в коже вокруг рта, на языке, минимальное - в средней зоне спины. При этом на каждом участке кожи одновременно представлены все виды кожной чувствит-сти.

Корковый конец кожно-кинестетич анализатора представляет собой первичн зоны теменной коры,они выполняют функцию приема и анализа кожно-кинестетич раздражен.

При пораж первичн зон теменной коры возникает явление анестезии - снижение или потеря чувствительности на всей половине тела или в его отдел участках.

Вторичные зоны теменной коры обеспечивают синтез кожно-кинестетич ощущ. При их пораж возникают тактильные агнозии -наруш узнавания формы объектов при относит сохранности поверхностной и глубокой чувствительности). Вторичные зоны занимают большую площадь, и, в зависимости от локализации очага поражения, выделяют 2 синдрома: нижнетеменной и верхнетеменной.

Нижнетеменной синдром возникает при пораж нижних обл коры, кот граничат с зонами представительства руки и лица. Он включает в себя следующие симптомы.

Астериогноз (тактильная предметная агнозия) - больной не узнает предметы на ощупь при сохранной сенсорной основе восприятия. При грубых нарушениях может сопровождаться агнозией текстуры объекта.

Тактильная агнозия текстуры объекта - больной не узнает качество материала (шероховатость, гладкость, мягкость и т. п.).

Пальцевая агнозия (синдром Герштмана) - нарушается возможность узнать и назвать пальцы рук на противоположной руке (с закрытыми глазами).

Тактильная алексия (при поражении левого полушария) - с трудом узнают цифры или буквы, написанные на кисти руки. Эта способность тактильного опознания букв появляется после обучения грамоте.

Верхнетеменной синдром возникает при пораж вторичных зон теменной коры, примыкающих к первичн зонам, куда поступает инфо от всего тела. Для него характерна соматоагнозия (наруш схемы тела), кот проявляется в расстройстве узнавания частей тела, их расположения по отнош друг к другу, особенно при пораж правого полушария.

11. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Амнезии.

В нейро?? память рассматривают как сложную функционал сист, в организации кот принимает участие целая сист совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из кот вносит свой специфич вклад в организацию мнестич процессов. Наруш памяти бывают самые разнообразные. Выделяют гипомнезию, гипермнезию, парамнезию и амнезию. Гипомнезия проявляется в ослаблении всех видов памяти. Она мб связана с возрастн изменениями либо является следствием каких-либо заболеваний. Для гипермнезии характерно резкое увеличение объема и прочности запечатления материала. Парамнезия - это особое состояние, когда человек испытывает ощущ "знакомости" при встрече с незнакомыми объектами. Эти обманы памяти связаны с измененными состояниями созн. И, наконец, амнезии, особый тип аномалий памяти, проявляющийся в значит отсутствии или ослаблении памяти. Лурия выделил 2 типа наруш памяти при локал пораж мозга - модально-специфиче и модально-неспецифич.

Под модально-неспецифич наруш памяти в нейро?? понимают такие патологич явления, кот проявляются во всех видах, формах и процессах памяти. Основным условием запечатления всех следов инфо является сохр оптимального тонуса коры больших полуш. Снижение коркового тонуса является основным фактором, кот приводит к модально-неспецифич наруш памяти (снижение продуктивности процессов запечатления, сохр и воспроизведения инфо). Для всех модально-неспецифич наруш памяти характерно то, что их можно выделить в любой сфере д-сти больного (забывание намерений, выполненных действий и т. п.). При массивных пораж данных структур возникают грубые наруш сознания (симптомы растерянности и спутанности).

Модально-специфич наруш памяти составляют 2ой тип мнестич дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений ГМ. Они возникают при пораж аппаратов 2го и 3го функционал блоков, связаны со стимулами определен модальности и распространяются только на раздражители, кот адресуются лишь к 1му анализатору. Они отличаются тем, что эти дефекты не бывают глобальными, никогда не вызывают нарушения расстройств созн.

Выделяют следующие модально-специфические нарушения памяти:

- при пораж средних отделов вторичн зон височной обл левого полуш возникают нарушения слухоречев памяти (акустико-мнестич афазия), заключающиеся в невозможности удержать в памяти даже несколько слов.

- при пораж теменно-затылочной обл левого полуш возникает амнестическая афазия, проявляющаяся в невозможности удержать в памяти зрительные структуры, включающие пространственные отношения. У этих больных нарушаются зрительные представления объектов, но нет никаких гностических зрительных расстройств.

Активная мнестич д-сть, как любая психич д-сть, всегда опирается на цель, мотив, задачи запоминания, определен программу, длительность удержания. Иными словами, она носит активный, целенаправл, осознан характер, а любая целенаправл д-сть связана с активностью лобных отделов мозга.

12. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий.

Нейро?? занимается изучением различных форм нарушения речи при локальных поражениях мозга, опираясь на теоретич положения, разработанные Лурия, Хомской. Речь рассматривается как речевая система, как совокупность речевых функций, объединенных в единое целое. В качестве 2х самост видов речи в нейро?? выделяют импрессивную (понимающую) и экспрессивную (выражающую) речь, кот имеют разное психологич строение.

В речи выделяют следующ единицы - фонемы, лексемы и семантич единицы. Под фонемами понимают смыслоразличительные звуки речи. Лексемы - это слова или фразеологические сочетания, обозначающие отдельные предметы или явления. Семантич единицы представляют собой обобщения в виде системы слов, обозначающих понятия.

По утверждению Лурия, для организации импрессивной речи необходимо соблюдение следующих условий:

- четкое выделение фонематических признаков речи. - понимание слова.

- понимание значения целой фразы или связного речевого высказывания.

Основными звеньями экспрессивной речи, по мнению Лурия, являются простейшая повторная речь (повторение звука, слога, слова) и называние. Экспрессивная речь имеет сложную структуру, которая обеспечивается совместной работой разных отделов мозга.

Исследование речевых нарушений в нейро?? идет по пути изучения афазий. Под афазиями понимают нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. В зависимости от нарушения одного из факторов, на которых основана речевая система при локальных поражениях мозга, Лурия разработал классификацию афазий.

Сенсорнафазия возникает при пораж верхних отделов височной области левого полуш (зона Вернике). В ее основе лежит нарушение фонематич слуха, т.е. способн различать звуковой состав слова. Больной путает близкие по звучанию фонемы (б - п). В тяжелых случаях он воспринимает родную речь как иностранную.Наруш фонематич слуха приводит к дезорганизации всей речевой системы, дефектам понимания устной речи, непониманию речи в усложненных условиях.

Акустико-мнестич афазия наблюдается при пораж средних отделов височн области левого полуш. Больной правильно понимает обращенную к нему речь, но не способен запомнить даже самую короткую фразу. Объем слухоречевой памяти снижается, что приводит к вторичному непониманию устной речи, а также к трудностям в активной устной речи (скудная речь, частый пропуск слов).

Оптико-мнестич афазия имеет место при пораж задненижних отделов височной области левого полуш (у правшей). В основе лежит слабость зрит представлений, зрит образов слов, в силу чего больной не может правильно назвать предмет. У больных нарушается способн изображ объекта, в их описаниях отсутствуют зрительные образы.

Афферентн моторн афазия при пораж нижних отделов вторичных зон теменной области левого полушария. Нарушается возможность появления четких ощущений во время речевого акта, больной путает близкие звуки ("д" - "л" - "н"), например: "халат" - "хадат" и т. д. Больной не может надуть щеки, высунуть язык и т. п.

Семантич афазия связана с третичными зонами коры. А. Р. Лурия установил, что у таких больных нарушается понимание пространств отнош, выражен с помощью предлогов, слова с суффиксами, сравнит отношения, конструкции родительного падежа, временные конструкции, пространств конструкции.

Эфферентн моторн афазия связана с пораж нижних отделов премоторной обл (зона Брока). Распадается двигат сторона речевого акта, нарушается четкая временная последоват-ть речевых движений, больной не может переключиться с одного слова на другое. Слияние отдельных слов в плавную речь у таких больных невозможно.

Динамич афазия связана с пораж средне- и заднелобных отделов коры левого полуш. Наблюдаются дефекты и внешней, и внутренней речи. Имеются трудности в построении высказывания, встречаются аграмматизмы в виде пропуска глаголов, предлогов, встречается употребление шаблонных фраз.

Афазии возникают при поражении разных уровней организации речи, связаны с состоянием других психических процессов (восприятия, памяти, представлений), а также с эмоционально-волевой сферой личности. Поэтому возникновение афазий приводит к дезинтеграции всей психической сферы.

13. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга.

В ?? не существует единой т. зр. на проблему внимания. Хомская считает, что всякая организованная психич д-сть человека хар-ся определенной избирательностью: из всей инфо человек выбирает соответствующую интересам и намерениям. Эту избирательность принято называть вним, понимая под ним тот фактор, кот выделяет существ для психич д-сти элементы. Существует произвольное и непроизвольное внимание. Хомская утверждает, что нейропсихологич исследование разл форм наруш внимания может дать многое для выявления как общих закономерностей, свойственных всем видам внимания, так и специфическим, характерным только для того или иного вида.

Лурия рассматривал вним как сложную функционал сист, в организации кот принимают участие различные структуры мозга, каждая из кот вносит свой вклад в обеспечение данной функции.

Нейропсихологич исследования позволили выделить 2 типа наруш вним - модально-неспецифич и модально-специфич. 1е характерны для больных с поражением неспецифических структур мозга.

Выделяют следующие дефекты внимания:

- при пораж ретикул формации ухудшаются все свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение).

- при пораж гиппокампа наблюдаются выраженные наруш избирательности. Они проявляется в повышенной отвлекаемости больного, быстром прекращении активной д-сти, легком всплывании ассоциаций;

- при поражении лобных отделов мозга ориентировочные реакции могут быть сохранны и даже патологически усилены. У такого больного нельзя вызвать устойчивое произвольное внимание по речевым инструкциям.

2й аспект наруш внимания - модально-специфич патология внимания, кот проявляется только по отношению к стимулам одной модальности (в зрительной, слуховой, тактильной сфере) и заключается в игнорировании тех или иных стимулов (специфические для данной модальности). Выделяют зрит невнимание, слуховое невнимание, двигательное невнимание. В их основе лежит изменение локальных активационных процессов, кот развиваются в корковых зонах соответствующ анализатора. Модально-специфич внимание может избирательно нарушаться при локализации очага поражения в корковых зонах определенных анализаторных систем.

14. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.

Нейро?? мышл относится к числу мало разработанных разделов нейро??. Соврем ?? рассматривает мышл как активную психич д-сть, направл на решение определен задачи.

А. Р. Лурия, описывая нейропсихологич синдромы поражения различных отделов левого полуш мозга (у правшей), выделяет неск типов наруш интеллектуал процессов при пораж височных, теменно-затылочных, премоторных и префронтальных отделов мозга.

При пораж левой височной области нарушается звуков структура речи. Поэтому у больных страдает способность выполнять последовател вербал операции, для осуществления кот необходима опора на речевые связи. Как указывает Хомская, у них сохраняется непосредств понимание наглядно-образных и логич отношений. Они могут правильно оперировать пространств отношен элементов, выполнять арифметич операции (в письм виде), решать задачи на поиск последоват-сти наглядно развертывающегося сюжета (серии сюжетных картин).

При пораж теменно-затылочных отделов мозга страдает комплексный синтез элементов в группы. В данном случае дефект интеллектуал д-сти связан с наруш наглядно-образного мышл, требующего выполнения операций на пространств анализ и синтез. У больных сохранно намерение выполнить ту или иную задачу, они могут составить план действий, но не могут выделить наглядные признаки и их пространств отнош (например, кубики Коса). В этих задачах элементы, на кот распадается модель, не соответствуют тем элементам, из кот мб составлена конструкция. Кроме того, у больных нарушено выполнение арифметич действий.

Пораж премоторных отделов левого полуш ГМ приводит к изменению динамики мыслит процесса. В основе лежит дефект внутр речи: нарушен процесс "развертывания" речевого замысла и процесс "свертывания" речевых структур, необходимый для понимания смысла текста. В обоих случаях наблюдается изменение последоват-сти речевых процессов и, как следствие, наруш динамики вербально-логич мышл, распад свернутых "умств действий" (арифметич, вербал и т. п.). Но у таких больных сохранны пространств операции и понимание логико-грамматич конструкций, отражающих пространств отношения.

При пораж префронтал отделов мозга расстройства интеллектуал д-сти носят сложный характер. Во-первых, они возникают => наруш ее структуры: у больных выпадает стадия ориентировки в условиях задачи, они импульсивно начинают выполнять случайные действия, не сличая их с исходными целями. Во-вторых, нарушаются операции с понятиями и логич отнош, страдает избирательность семантич связей. В-третьих, для лобных больных характерна общая интеллектуал инактивность.

Т.о. решение разл умств задач, любая интеллектуал д-сть сопровождается активацией разл корковых и подкорковых структур.

29. 15. Нарушения эмоций при локальных поражениях.

Нарушения эмоций при поражении лобных долей мозга описываются как "эмоциональное безразличие", "благодушие", "эйфория" или даже "эмоциональный паралич". Эти эмоциональные нарушения у "лобных" больных сочетаются с личностными изменениями в виде "некритичности", "исчезновения чувства ответственности", "нарушения системы отношений" и т. д.

При поражении левого полушария возникают депрессивные состояния в виде приступов тревоги, беспокойства, страха.

Т. А. Доброхотова пишет о том, что при локальных поражениях мозга возможны как постоянные эмоциональные расстройства (депрессивные синдромы; гипоманиакальные синдромы; маниакально-подобные синдромы; эмоциональные изменения в виде аспонтанности; обеднения эмоций вплоть до "эмоционального паралича"), так и пароксизмальные аффективные нарушения (спонтанно возникающие аффекты, не имеющие реального повода, аффекты, возникающие в ответ на реальную причину, но неадекватные ей)

Доброхотова выделяет три основные локализации поражения мозга:

1.Поражения гипофизарно-гипоталамической области мозга:постепенное обеднение эмоций, исчезновение выразительных средств (мимики и пр.) на фоне изменений психики в целом.

2.Поражения височной области мозга: устойчивые депрессии и яркие пароксизмальные аффекты на фоне сохранных личностных свойств.

3.Поражения лобной области мозг: обеднение эмоций, появление "эмоциональных параличей" или эйфории в сочетании с грубыми изменениями всех психических процессов и личности больного.

А.Р.Лурия рассматривал эмоционально-личностные изменения в виде эмоционального безразличия, тупости, эйфории, благодушия в качестве важнейшего симптома поражения лобных долей мозга. Он выделял различные нарушения эмоционально-личностной сферы при разных вариантах "лобного" синдрома. Наиболее выраженные эмоционально-личностные изменения возникают при массивных поражениях лобных долей мозга, сопровождающиеся грубыми изменениями поведения. При менее грубых "лобных" синдромах эмоционально-личностные изменения более отчетливы при поражении медиобазальных отделов лобных долей мозга. При поражении одних базальных структур лобных долей эмоциональные нарушения приобретают иной характер в виде повышенной раздражительности. Даже легким "лобным" больным свойственны нарушения высоко-дифференцированных социально-детерминированных эмоций, например, нарушение чувства юмора.

16. Произвольные движения. Уровни построения движений по Бернштейну. Экстрапирамидная и пирамидные системы. Виды апраксий.

Произвольные движен - внешние и внутренние телесные двигательные акты, сознательно регулируемые субъектом на основе имеющейся у него потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата

Н.А. Бернштейн выделил 5 основных ур построения движений:

Ур. А - ур тонуса, расположен в спин мозге и группе красного ядра, полностью определяет тонус мышц туловища и шеи, отвечает за возбудимость мышц конечностей.

Ур В - ур мышечно-суставных увязок, базируется в паллидумах и таламусах, обеспечивает способность: вести высокослаженные движения всего тела; стройно и налаженно вести движение во времени; к штампам, к чеканной повторяемости движений.

Ур С - ур пространства, обеспечивает целевые перемещения в пространстве: спортивно-гимнастические перемещения, точные, целенаправленные движения рук и других органов.

Ур D - ур действий обеспечивает выполнение действий - целые цепочки последовательных движений, которые все вместе решают ту или другую двигательную задачу.

Ур Е - ур, лежащие выше ур действий D, обеспечивает речь и письмо;движения, изображающие предметное действие.

У чел сущ 3 системы, кот регулируют произвольн движен: пирамидная сист, экстрапирамидная сист и мозжечок. Пирам сист ответственна за сознательно осуществляемые движения.Целенаправленное движение осуществляется за счет импульсов,формирующ в коре и по проводящим путям поступающ к скелетной мускулатуре, это кортико-мускулярн путь состовляющ пирамид сист. Экстрапирам сист, вкл в себя подкорковые ганглии и образования ствола мозга, определяет исходный тонус скелетной мускулатуры, готовность к выполнению целенаправленных движений.

Апраксия - нарушение произвольных целенаправленных действий, не связанное с элементарными двигательными расстройствами, грубыми нарушениями мышечного тонуса и тремора. Лурия предложил 4 формы апраксий: 1Кинестетическая - возникает при поражении нижних отделов постцентральной области - движения становятся недифференцированными, плохо управляемыми.2 Пространственная - возникает при поражении теменно-затылочных отделов, наблюд апраксия позы, ухудшается выполнение сложных действий. 3Кинетическая - поражаются нижние отделы премоторной области, нарушения последовательности выполнения элементов движений.4 Регуляторная - поражен конвекситальной префронтальной коры, отключение сознательного контроля за выполнением действий, в результате чего нужные движения заменяются на шаблонные.

17. Произвольная регуляция поведения, развитие произвольности в процессе онтогенеза. Нарушения произвольной регуляции ВПФ и поведения в целом при локальных поражениях мозга.

У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, дети учатся управлять своим поведением. Параметры развития произвольности, выделенные Д.Б. Элькониным: умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Произвольность ВПФ означает возможность сознательного управления; наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция; постоянный контроль за ее выполнением и контроль за окончательным результатом деятельности. Поражение конвекситальных отделов коры лобных долей мозга ведет к нарушениям произвольной регуляции двигательных функций - к регуляторной апраксии, проявляющейся при ее крайних степенях в виде эхопраксии (подражательных движений), а также в виде эхолалии (повторения услышанных слов).

Исследования произвольных движений у больных с поражением лобных долей мозга показали, что и в условиях эксперимента у них можно обнаружить признаки ослабления или нарушения речевой регуляции двигательных актов. Нарушения произвольной регуляции движений проявляются и в таких сложных двигательных актах, как рисование и письмо. Имеются трудности и при выполнении зрительных гностических задач

(сравнить два похожих изображения и найти, в чем их отличие). В слуховом восприятии дефекты произвольной регуляции выступают в виде трудностей оценки и воспроизведения звуков (например, ритмов). В тактильном восприятии нарушения произвольной регуляции проявляются в трудностях опознания на ощупь серии тактильных образцов (фигур доски Сегена и т. п.); в этом случае у больных появляются ошибочные персевераторные ответы, не коррегируемые ими самими (по типу тактильной псевдоагнозии). Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга приводит к генеральному нарушению механизмов произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и сознательного целесообразного поведения. Страдает произвольное, сознательное, опосредованное речью подчинение психических процессов и поведения в целом различным программам - не только сложным или только что заданным в инструкции, но и относительно простым и часто встречавшимся в прошлом опыте.

30. 18. Нейропсихологические синдромы полимодального генеза.

31. Алексия/дислексия- расстройство чтения; у детей - стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения при достаточном уровне интеллектуального и речевого развития в оптимальных условиях обучения и при отсутствии нарушений слухового и зрительного анализаторов. Основным нарушением является неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целых слов, что может сопровождаться недостаточным пониманием прочитанного.

32. Агностическая алексия - больн. путают буквы, сходные по начертанию, затрудняются в подборе одинаковых букв разных шрифтов, утрачивают способность к обобщенному восприятию буквы. Вербальная алексия - узнавание отдельных букв сохранено или нарушено мало, но утрачено чтение слогов, целых слов и фраз.

33. Аграфия - нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.

34. "Чистая" аграфия - перепутывании порядка букв в словах, в пропуске букв, слов, знаков препинания или заменой их другими. Грубые расстройства такого рода проявляются при самостоятельном письме или при письме слов и предложений под диктовку. Списывание остается более сохранным.

35. Апрактическая аграфия - больн не знают, как придать руке положение, необходимое для письма, либо в нужной последовательности осуществить письменные двигательные акты. В результате искажаются или неправильно соотносятся в пространстве различные фрагменты букв или буквы изображаются зеркально.

36. Акалькулия - нарушение счетных операций и может возникать при различных локализациях очага поражения.

19. Синдромный (факторный) анализ нарушений ВПФ. Проблема факторов в нейропсихологии.

Пересмотр понятия "симптом" позволил А. Р. Лурия разработать основной метод нейропсихологии - метод синдромного анализа. Под симптомом традиционно понимали признак нарушения функции. Узкие локализационисты полагали, что нарушение функции, наступающее в результате разрушения определенного участка мозга, является прямым доказательством того, что данная функция локализована в разрушенном участке мозга. Если же рассматривать функцию как сложную функциональную систему, в организации которой принимают участие разные отделы мозга, то поражение любого из них приводит к нарушению функции в целом. Следовательно, "симптом" еще ничего не говорит о ее локализации. Поэтому А. Р. Лурия счел возможным перейти от симптомного анализа к синдромному.

37. Под синдромом понимают совокупность симптомов или симптомокопмлекс. Синдромный анализ предполагает с одной стороны, сопоставление всех симптомов, возникших в результате одного, строго ограниченного очага поражения мозга, а с другой - тщательный анализ нарушений данной функциональной системы при различных по локализации очагах поражения. При разработке синдромного анализа А. Р. Лурия опирался на принцип двойной диссоциации Тэйбера, согласно которому любой ограниченный корковый очаг поражения нарушает протекание одних психических процессов, оставляя в сохранности другие. Тщательный нейропсихологический анализ синдрома и двойной диссоциации, возникающих при локальных поражениях мозга, позволяет приблизиться к структурному анализу самих психических процессов.

38. Нейропсихологический фактор - принцип физиологической деятельности определенного мозговой структуры, нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома. Фактор - это, те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах. Проблема: нет точных конкретных знаний о природе, типах факторов.

20. Специфика нарушений ВПФ у детей; их диагностика. Отечественные и зарубежные (США) подходы к диагностике нарушений ВПФ.

У детей младше 10л клинико-психолоигч проявления очаговых поражен ГМ слабо выражены и могут отстутсвовать..Возникшие нарушен психич.д-ти обычно в короткое время подвергаются обратному развит, особенно если поврежден острые (череп-мозгов травма) При хронич органич патологии мозга компенсаторные перестройки реализуются слабее. Выраженность поражен ГМ детей зависит от места повреждения. При корковых и левополушар очагах - она сильнее, при подкорковых и правополушарн - слабее. При поврежден корковых зон последствия проявляются в том возрасте, когда они активно участвую в регуляц психич.проц.

Степень атипичности протекания синдромов меняется с возрастом. Для лев.полуш с уменьшен возраста симптоматика становится более стертой, для правого наоборот. Ранние локал поражения коры ГМ компенсируются полнее и лучше, чем поражения подкороков.отделов.

Л. С. Выготский, рассматривая разные варианты диагностики, выделяет основные ее виды: 1 Нормативная возрастная диагностика - выяснение с помощью возрастных норм данного состояния развития, характеризуемого как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса. 2Клиническая диагностика - диагностика, стремящаяся к определению внутреннего состояния развития, обнаруживающегося во внешних признаках. 3Симптоматическая диагностика - изучение симптомов комплексов детского развития как внешних признаков.

Согласно подходу, принятому в США, нейропсихологическое обследование ребенка обязательно включает в себя детальное обследование: общий интеллект; школьная успеваемость; речевые процессы; зрительно-простраственные функции; сенсомоторный гнозис; праксис; внимание; память; научение; абстрактное мышление. Оцениваются психосоциальные условия жизни.

21. Нейропсихологическая коррекция ВПФ у детей. Принципы и этапы коррекционной работы.

Нейропсихология как наука изучает мозговое обеспечение высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, восприятие, двигательные функции, речь и т.д. Нейропсихологическая диагностики у детей дает функциональный диагноз, т.к. продолжается активное развитие мозга, в мозговом обеспечении психической деятельности происходят перестройки.

Нейропсихологическое обследование диагностир особенностей функционирования головного мозга детей и диагностики различных психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, произвольных движений и действий. Диагностика рекомендована для взрослых и детей старше 3-х лет. В ходе нейропсихологической диагностики (1-1,5часа) предлагается выполнить специальные упражнения, функциональные пробы. После обследования возможны различные варианты взаимодействия со специалистом: регулярные коррекционные занятия в центре, оказание психологической помощи. Программа нейропсихологич коррекции разрабатывается индивидуально, с учетом особенностей каждого ребенка, выявленных в ходе диагностики. Она помогает ребенку эффективно преодолеть трудности в обучении и позитивно влияет на общее развитие личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, нормализует самооценку, помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка.

Занятия с нейропсихологом состоят из 2-х этапов: 1-й используется эффективная гимнастика, каждое упражнение которой воздействует на определенный участок мозга, тем самым стимулируя и развивая его. Дыхательные упражнения направлены на снятие усталости, снижение утомляемости, повышение работоспособности ребенка. Методы телесно-ориентированной терапии, позволяют снять мышечные зажимы, гипертонус или гипотонус мышц. 2й этап - развивающие игры, упражнения, направленные на развитие конкретного познавательного процесса у конкретного ребенка (на повышение уровня активации, снижение гиперактивности, на развитие памяти, внимания, мышления и т.п.). Включены элементы игровой терапии, помогающие детям преодолеть неуверенность при ответах у доски или с места, повысить уверенность в собственных силах и знания.

Принципы: 1) принцип "нормативности" развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка; 2) принцип "коррекции сверху вниз" посредством создания зоны ближайшего развития ребенка; 3) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; 4) принцип единства диагностики и коррекции; 5) принцип приоритетности коррекции каузального типа; 6) деятельностный принцип коррекции; 7) принцип комплексности методов психологического воздействия; 8) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.

22. Нейропсихологическая коррекция ВПФ у взрослых. Принципы и этапы коррекционной работы.

Нету(((

23. Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.

Пример на ребенке. Он легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий, равнодушен практически ко всему, его не волнуют ни поощрения, ни наказания, быстро пресыщается подарками, особенно если это игры, требующие от него хоть минимальных усилий, уроки без присмотра могут выполняться часами. Упражнения по рус.яз выполняются наполовину, часты пропуски букв, а иногда и слов, недоступно понятие "красная строка". Арифметическая задача из 3 действий выполняется в 1; проверка решенной задачи и правильное написание ответа являются исключением. Чтение на уровне, но плохо интонировано, без смысловых ударений, страдает понимание прочитанного. Самостоятельн. пересказ невозможен, а пересказ по вопросам - достаточен.

Любая учебная программа усваивается ребенком с трудом, с отвращением, т.к. -необходимо соблюдение правил, что почти недоступно таким детям. В обследовании он медлителен, монотонен, вял, не всегда удерживает программу эксперимента. Его взгляд бездонен и равнодушен, что говорит об отсутствии эмоц. включенности в происходящее. Часто делает что-то не дослушав задание до конца, нет интереса в получении лучших результатов. Были проведены исследования, в течении которых было выявлено, если ускорить темп и не давать ребенку расслабиться, он выдержит его без особого труда.

Ребенок упрощает программу вне зависимости от конкретной задачи.

Внедрение внешних опор и контроль со стороны взрослого, дробление заданной программы на части повышают продуктивность.

Снижена обобщающая функция речи, почти невозможна активная развернутая самостоятельная речевая продукция. Основным патологическим фактором является недостаточность произвольного внимания, речевой саморегуляции, программирования, целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности.

24. Функциональная несформированность левой височной доли.

Отличительной чертой синдрома функциональной несформированности височных структур левого полушария являются изолированные трудности речевого звукоразличения.

Пример на ребенке: в жалобах ребенка часты ссылки на то, что учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, а в классе всегда очень шумно. Ребен. приходится окликать нескю раз, прежде чем он отзовется и поймет, что от него требуется. Воспринимая чужую речь как в чем-то незнакомую, иностранную, не "слышат" и свою собственную. Для такого ребенка близкие по звучанию слова (бочка-почка) могут звучать одинаково. Такая дефицитарность звуковой дифференцировки обращенной речи может приводить к снижению понимания ее смысла. Например, учитель просит написать: "Работа над ошибками". Ребенок пишет буквально: слово "работа" на верхней строчке, а слово "ошибками" строчкой ниже; с его точки зрения, он все правильно выполнил - написал слово "работа" над словом "ошибками".

В связи со слухо-речевой лабильностью расстраивается самоконтроль за собственной речью. Порой появляется компенсаторное многословие с выраженной жестикуляцией и мимическим сопровождением, но чаще - замкнутость, молчаливость. При чтении "проглатывание" окончаний, затруднения в расстановке ударений; оно плохо интонировано, не дифференцировано в соответствии со знаками препинания. В связи с этим затруднено понимание и запоминание прочитанного.

Страдает письмо, находящееся в прямой зависимости от состояния фонематического слуха и артикуляции. Слухо-речевая память страдает в звене избирательности в связи с обилием литеральных парафазии и новообразований (печь пирог с тмином, такой ребенок долго не может понять, зачем в пирог класть мину). При отсутствии специальных коррекционных мер это ведет к деформации и снижению развития практически всех функциональных звеньев речевой деятельности. Особенно процессов номинации, обобщения и способности разворачивать программу собственного речевого высказывания, что вторично приводит к интеллектуальной недостаточности, дефициту произвольной саморегуляции и искажению процессов коммуникации.

25. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).

Данный синдром актуализируется характерным набором специфических признаков "функциональной дезинтеграции" мозговых полушарий в детстве.

Пример на ребенке: накопление амбилатеральных черт, несформирован. доминантной руки, глаза, уха. Это не значит, что они левши или амбидекстры, доминантность проявляется только к 9-10 годам. Выявляется обилие реверсий (зеркальности) при восприятии, запоминании, написании букв и цифр, возникновение полных или системных реверсий (вычитание из нижнего числа верхнего/слева направо).

Имеет место отчетливая тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля и латеральные отличия при выполнении одного и того же задания правой и левой руками (рисунок, копирование, конструирование, письмо и т.д.).

Обнаруживается несформированность фонематического слуха, что особенно ярко проявляется на следах памяти и в письме (пишут"в кустах - вукстх", "полезный - лпознй")

Буквы не сформированы как вербальные знаки, не выстраивается гештальт, структура слова-образа, обилие перестановок, утраты гласных, чтение наугад.

При исследовании памяти здесь часты "краевые" эффекты: прежде всего воспроизводятся первый и последний эталоны, использование различных стратегий решения интеллектуальных задач, что производит впечатление одновременного сосуществования 2 систем мышления, поскольку в одном и том же эксперименте ребенок может использовать то одну из них, то другую. Это приводи к учебной дизадаптации и неправильным диагнозам. В то же время занятия, ориентированные на формирование межполушарных взаимодействий, доказывают, что все эти трудности удаляются достаточно быстро, если в ходе коррекции соблюдаются иерархические закономерности становления парной работы полушарий мозга.

26. Функциональная несформированность правого полушария.

При синдроме функциональной несформированности правого полушария мозга обнаруживает себя недостаточность пространственных представлений во всех формах.

Пример на ребенке: постоянны дефекты метрических синтезов: ошибки при оценке и воспроизведении расстояний, углов, пропорций. Достаточно часты дефекты сомато- и лицевого гнозиса, цветоразличения и дифференциации эмоций, что особенно ярко актуализируется при рассматривании сюжетных картин, в ходе интерпретации которых неверно опознается пол, возраст, настроение действующих лиц.

Ярко выражен дефицит удержания порядка мнестических эталонов. При этом характерно, что в слухо-речевой модальности нарушение порядка, имеет место наряду с правильным воспроизведением запоминаемых слов.

В зрительной памяти нарушение порядка сочетается с обилием параграфий и реверсий. Эталонные образы видоизменяются и трансформируются до неузнаваемости, что сказывается на процессах усвоения букв, цифр и иного учебного материала в той его части, которая базируется на оптико-гностическом факторе.

Речь и мышление при данном синдроме могут оставаться в пределах нормативных показателей.

Все это может ошибочно приниматься за недостаточность интеллектуальных операций. Например, ребенок отказывается решать задачу на исключение четвертого лишнего в наборе "зонт, фуражка, барабан, пистолет", при том, что остальные задания выполнялись верно; после некоторой неловкости выясняется, что фуражку он опознал как утюг...

Обильное фантазирование при просьба назвать общее и различное между парой "соловей-воробей" приводит к отличиям по типу: "у них глаза разные - у одного голубые, а у другого карие".

В процессе чтения такой ребенок может перескакивать через абзац или включать в решение математического примера числа из соседнего ряда. У него нередко наблюдаются вторичные погрешности развития тех психологических факторов, онтогенез которых с необходимостью требует отлаженных взаимодействий между правым и левым полушариями.

27. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга.

Пример на ребенке: отличаются выраженной эмоциональной лабильностью, быстрой пресыщаемостью, тенденцией к ригидности психических процессов, подчас просто неадекватными поведенческими реакциями на происходящее. Ребенок часто болеет вопспалит. заболеваниями (отит), отличается чувствительн, капризн, неуправляем. в поведении. Может быть излишняя полнота/ слишком худы по сравнению со сверстниками; энурез мб до 10-12 лет; изменяется аппетит и формула сна. Заметное излишество, нерасчетливость двигательных и жесто-мимических актов, вычурные позы, гримасничанье, иногда возникают тики, неожиданные реакции в виде вскриков, неконтролируемого смеха. Они быстро истощаются, легко отвлекаемы, скованны, малоподвижны, что чередуется с неожиданными взрывами гиперактивности.

Характерно первичное нарушение кинестетического праксиса (мануального и орального). Графическ деят (письмо, рисунки) затруднена, разобрать почерк иногда не может сам ребен. Дети в течение получаса могут не принимать полноценного участия в эксперименте (уроке), кривляясь и ерничая успехи в школе становятся неразрешимой проблемой.

Речь этих детей хорошо развита, иногда кажется вычурной, в беседе пытаются блеснуть всеми своими достаточно обширными познаниями. Речь мб с заиканием, с шумного преддыханием, монотонна.

Показатели мнестической и интеллектуальной деят в рамках возрастных нормативов или даже превосходят их; хорошо читают, считают и грамотно пишут. Недостаточная плавность, переключаемость.

Основная проблема детей является в несбалансированность тонизирования поведения за счет внешних социальных условий и внутренней аутостимуляции. Оптимальный вариант психологической помощи в данном случае - сознательно "отпустить" ребенка на уровень, адекватный его более низким возможностям, и начинать выстраивать линии его поведения, минимально опираясь на речь и максимально привлекая широкий спектр двигательных, изобразительных, паралингвистических средств. Необходимо внедрение в коррекционный процесс комплекса приемов, ориентированных на присвоение ребенком правил, ритуалов, ролей; то есть социально ориентированных алгоритмов поведения.

28. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.

Пример на ребенке: В настоящее время прогрессирует нарастание числа детей с данным отклонением.Для этих детей характерны лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, неправильный рост зубов, дистонии, глазодвигательные дисфункции: неравномерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции. Именно эта категория детей является группой риска по отношению к различного рода токсикоманиям, включая психологические, психосексуальным девиациям.

Дисгенетический синдром включает латеральные (лево- и правополутарные) и межполушарные патологические стигматы, которые актуализируются на всех уровнях функционирования вербальных и невербальных психических процессов.

Данный синдром, корни которого - в раннем пре- и/или перинатальном периоде развития ребенка, патологическим образом сказывается на процессах обучения и социальной адаптации вне зависимости от их конкретного содержания.Эти дети демонстрируют наиболее грубые и труднокорригируемые феномены в поведении, при овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

В двигательной сфере у этой категории детей прослеживается накопление амбилатеральных черт и псевдо-леворукости.

В оптико-гностической сфере - фрагментарность восприятия при сканировании большого перцептивного поля с тенденцией к левостороннему игнорированию.

В мнестической сфере дефекты избирательности памяти вне зависимости от ее модальности при относительно сохранном объеме и прочности.

В речевой функции - задержка формирования доминантного по речи полушария вплоть до 10-12 лет,что связано с задержкой речевого развития, дисграфией и дизлексией.

Несформированность и обеднение самостоятельной речевой продукции с обилием вербальных "штампов" и аграмматизмов. Имеет место задержка становления обобщающей и регулирующей функции слова. Одно и то же графическое задание правой рукой выполняется как реалистический рисунок, а левой - как абстрактная живопись и т.п.

Пример функционального разобщения полушарий мозга от стволового уровня являются случаи, когда активность руки определяется тем, в какую часть зрительного поля подается образец, например, для копирования. Если стимул в левой половине перцептивного, ребенок начинает выполнять задание левой рукой, в правой - используется правая рука.

Показать полностью… https://vk.com/doc220051657_437549604
71 Кб, 1 июня 2016 в 22:55 - Россия, Москва, МПСУ (бывш. МПСИ), 2016 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении