Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055823 из МПСУ (бывш. МПСИ)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО "МПСУ"

д.псх.н., профессор, академик РАО

С.К.Бондырева

"_____" _____________ 2012 г.

Учебная программа

дополнительного профессионального образования повышения квалификации :

"Технологии социально-психологического тренинга"

Цель обучения: Проактивное развитие профессиональных компетенций участников в области практической психологической помощи различным категориям населения на основе технологий социально-психологического тренинга Ожидаемые результаты 1. Развитие готовности к реализации интерактивных методов и приемов проведения социально-психологического тренинга.

2. Развитие навыков составления программы социально-психологического тренинга.

3. Совершенствование практических навыков эффективного применения различных технологий социально-психологического тренинга.

4. Развитие мотивации профессиональных достижений. Результативность обучения Определяется степенью согласованности целей каждого участника и приростом достигнутых результатов.

По итогам обучения участникам выдаются сертификат государственного образца Обучающие технологии деловые игры, ролевые игры, "case-study", дискуссии, психотехнические упражнения, фокус-группа, брейнсторминг, индивидуальное консультирование Категория обучаемых: Практические психологи, социальные педагоги, специалисты по организации работы с молодежью, социальной помощи населению, студенты психологических факультетов. Продолжительность и форма обучения: Всего 84 учебных часов из них 76 аудиторных занятий. Режим занятий: 1 раза в неделю по 8 учебных часов в день, отдельные учебные часы могут быть отработаны по индивидуальным формам обучения и дистанционно. Материалы обеспечения программы: учебная аудитория с возможностью групповой динамики; мультимедиаресурсы; флипчарт; маркеры, блокноты, ручки - по количеству участников, бумага А4; раздаточные материалы. Руководители программы Обучение проводится на базе кафедры социальной психологии НОУ ВПО "МПСУ"

Руководитель программы: к.псх.н.,доцент Курдюкова Н. А. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В результате изучения образовательной программы участники должны:

а) знать:

- специфику, основные принципы подбора и использования различных технологий социально-психологического тренинга;

б) уметь:

- подбирать и разрабатывать психотехнические упражнения, ролевые игры, кейсы, методику проведения групповой дискуссии с учётом целей, задач социально-психологического тренинга;

- оценивать и анализировать состояние участников группы для выбора эффективных интерактивных методов и приемов проведения социально-психологического тренинга;

- оценивать и анализировать эффективность собственных действий в качестве ведущего тренинга;

в) владеть навыками:

- проведения социально-психологического тренинга с различной целевой направленностью;

- оценки эффективности использования социально-психологических технологий с различными категориями населения.

Курс рассчитан на обучение без отрыва от основного места работы.

Обучение завершается индивидуальной разработкой программы социально-психологического тренинга с ее частичной реализацией.

По окончании обучения слушатели получают удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

2.Учебно-тематический план:

№ пп Наименование разделов и дисциплин Всего часов В том числе занятий: Самостоятельная работа Форма контроля аудиторных практических 1 Тренинг как социально-психологический феномен 8 8 8 самоотчет/ практическое применение 2 Технологии психотехнических упражнений 18 16 16 2 самоотчет/

практическое применение 3 Технологии ролевых игр 18 16 16 2 самоотчет/

практическое применение 4 Технологии групповой дискуссии 18 16 16 2 самоотчет/

практическое применение 5 Технологии "case-study" 18 16 16 2 разработка кейса/

практическое применение 6 Индивидуальные консультации 4 4 4 ИТОГО учебных часов 84 76 76 8

Количество: дисциплин - 6; тренингов - 9.

Итоговая аттестация включает в себя защиту программы социально-психологического тренинга

* Подготовку программы социально-психологического тренинга осуществляется факультативно за счет резервного времени отводимого на самостоятельную работу.

3. Содержание образовательной программы:

Тема 1. Тренинг как социально-психологический феномен

Сущность, основные характеристики и принципы проведения социально-психологического тренинга. Виды и основные направления социально-психологического тренинга и типы решаемых проблем в ходе проведения тренинга.

Специфика тренерской деятельности. Основные профессиональные компетенции тренера: убедительная коммуникация, управление групповыми процессами, гибкость, креативность, готовность к изменениям, установка на результат, стрессоустойчивость, саморазвитие.

Стили ведения группы социально-психологического тренинга. Анализ трудностей и проблемных ситуаций для ведущего.

Требования к комплектованию групп. Нормы и правила групповой работы (добровольность, активность, персонификация высказываний, конфиденциальность и т.д.). Основные стадии развития группы тренинга. Основные операции, обеспечивающие управление групповыми процессами. Понятие обратной связи. Временные рамки отдельного занятия и программы тренинга в целом. Пространственное расположение участников тренинга. Техники, используемые на начальном этапе реализации программы тренинга (процедура знакомства участников, снятие напряжения, мотивирование)

Оборудование: презентация, индивидуальные раздаточные материалы, флипчарт

Тема 2. Технологии психотехнических упражнений

Психотехнические упражнения как один из методов проведения СПТ, обеспечивающие активность участников и эффекты группового взаимодействия. Основные характеристики психотехнических упражнений как элемента программы СПТ: целевая отнесённость, тема, схема позиционирования участников, правила поведения, структура исходов, критерии оценки, ключи анализа. Диагностическая функция психотехнических упражнений. Деролинг. Шеринг. Обратная связь.

Общие требования к подбору психотехнических упражнений. Ориентация на цели и задачи социально-психологического тренинга. Виды психотехнических упражнений по различным основаниям: вербальные, невербальные; в зависимости от количества участников: упражнения в минигруппах, индивидуальные, групповые, в парах, метод "аквариума", техника "горячего стула". Тактильные упражнения: возможности и ограничения. Психогимнастика. Особенности психотехнических упражнений, проводившихся в начале социально-психологического тренинга. Упражнения на знакомство.

Упражнения с учётом возрастных особенностей участников. Упражнения на развитие умений и навыков общения, повышения коммуникативной компетентности, формирования навыков ассертивного поведения. Упражнения на развитие групповой сплочённости. Упражнения на развитие сенситивности, социальной чувствительности. Упражнения, ориентированные на личностный рост участников.

Тема 3. Технологии ролевых игр

Ролевая игра, специфика метода. Понятие роли и способы распределения ролей. Разыгрывание роли.

Стадии ролевой игры. Стадия разогрева. Специфические цели разогрева. Процесс разогрева. Методы и приемы разогрева. Стадия действия. Ввод в ситуацию ролевой игры. Структура стадии действия. Сцены и их постановка. Стадия завершения.

Ролевые игры для нахождения оптимального выхода из затруднительной ситуации взаимодействия, при разрешении конфликтов между взрослым и ребенком. "В кабинете психолога", "Обещание".

Функции ведущего. Функции вспомогательных лиц. Функции членов группы. Инструктаж зрителей.

Игра и переигровка.

Преимущества и ограничения ролевых игр. Сферы применения.

Ролевые игры для нахождения оптимального выхода из затруднительной ситуации взаимодействия, при разрешении конфликтов в профессиональной деятельности. "Очередь", "Внеурочная работа".

Тема 4. Технологии групповой дискуссии

Групповая дискуссия: цели применения, общая характеристика процесса. Этапы и фазы групповой дискуссии (ориентировка, оценка, завершающая фаза). Профессиональные умения, необходимые ведущему при проведении дискуссии.

Типы дискуссии. Формы проведения. Эффекты групповой дискуссии.

Метод фокус-групп: этапы и принципы проведения.

"Аквариум": принципы проведения

Дебаты этапы и принципы проведения

Мозговой штурм: этапы и принципы проведения

Тема 5. Технологии "case-study"

Кейс-метод: понятие, сущность, цели, область применения.

Классификация кейсов: "полевые", "кабинетные", структурированные, "маленькие наброски", большие неструктурированные, разбирающие, кино-кейс, практические, обучающие, научно-исследовательские.

Ключевые критерии кейса. Требования к содержанию кейса.

Модерация работы с кейсом: технические приемы модератора.

Методы анализа и принятия решения.

Правила морфологического и синектического анализа.

Представление результатов работы по темам.

Образовательные и развивающие цели кейсового метода

Характеристики успешного кейса

Сценарий организации социально-психологического тренинга с применением кейсового метода.

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Вачков И.В. Метафорический тренинг. - М.: "Ось-89", 2006.

2. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. - СПБ.: Речь, М.: Смысл, 2002.

3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

4. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. (Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии).

5. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004.

6. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: Уч. пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

7. Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Уч. пособие. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

8. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. - СПб.: Питер, 2000.

9. Смит Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности / Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2001.

10. Смит М. Тренинг уверенности в себе. - Пер. с англ., - СПб,: ООО "Речь", 2000.

11. Тренинг профессиональной идентичности: руководство для преподавателей ВУЗов и практикующих психологов / Автор - составитель Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2004. (Рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия).

б) дополнительная литература:

1. Багиев Г. Л. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода [Электронный ресурс] /Г. Л. Багиев, В. Н. Наумов // Энциклопедия маркетинга. - Режим доступа : http:// ww.marketing.spb.ru/read/m21/, свободный. - Загл. с экрана. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. - СПб, 1996.

2. Введение в практическую социальную психологию / А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др. / Под ред. Ю.М. Жукова. - М.: "Смысл", 1996. - 373 с.

3. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская М.В. Тренинг самосознания. - М.: Издательский центр "Академия", 1997.

4. Жуков Ю.М. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг. Учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2004.

5. Роджерс К. О групповой психотерапии / Пер. с англ. - М.: Гиль-Эстель, 1993.

6. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997.

7. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998.

8. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000.

9. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

10. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд. МГУ, 1989.

11. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. - М.: Академ. проект, 2000.

12. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина - Киев :

Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.

13. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Сост.: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2001.

Руководитель программы: Зав. кафедрой социальной психологии НОУ ВПО "МПСУ" к.псх.н., доцент Курдюкова Н. А.

Декан факультета ДПО НОУ ВПО "МПСУ" НОУ ВПО "МПСУ"

к.п.н., доцент Ахмедов В.Х.

Показать полностью… https://vk.com/doc-40306542_153288867
58 Кб, 31 января 2013 в 2:43 - Россия, Москва, МПСУ (бывш. МПСИ), 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении