Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055867 из МПСУ (бывш. МПСИ)

1.Роль и место таможенной статистики

В научный обиход термин "статистика"1 ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса "Государствоведение", преподававшегося в университетах Германии, на "Статистику", положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

В настоящее время данный термин употребляется в 4 значениях:

наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием - учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях;

совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы;

отрасль практической деятельности ("статистический учет") по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни2;

некий параметр ряда случайных величин, получаемый по определенному алгоритму из результатов наблюдений, например, статистические критерии (критические статистики), применяющиеся при проверке различных гипотез (предположительных утверждений) относительно природы или значений отдельных показателей исследуемых данных, особенностей их распределения и пр.3

Как научное направление таможенная статистика характеризуется предметом, объектом, целью, задачами и методами исследования. Таможенная статистика имеет общие для всех статистических дисциплин предмет и методы.

Предметом таможенной статистики являются массовые явления (статистические совокупности), а также числовое выражение проявляющихся в них закономерностей, а в основе ее методов лежит закон больших чисел, что позволяет использовать в анализе данных таможенной статистики инструментарий теории статистики, а для оценки надежности статистических оценок и выводов - аппарат математической статистики.

В самостоятельную дисциплину таможенная статистика, как и другие отраслевые статистические дисциплины, выделяется благодаря обособленным объекту исследования, цели и задачам.

Объектом изучения таможенной статистики являются внешняя торговля РФ и деятельность таможенных органов.

Цель таможенной статистики - обеспечение руководства Федеральной таможенной службы (ФТС), органов законодательной и исполнительной власти информацией о состоянии и развитии внешней торговли Российской Федерации (РФ) и о деятельности таможенных органов. Соответственно определены 2 раздела таможенной статистики: таможенная статистика внешней торговли и специальная таможенная статистика (см. рис. 1).

Рис. 1. Разделы и подразделы таможенной статистики

Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.

Задачами таможенной статистики внешней торговли являются:

содействие развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД), расширению внешнеторговых связей, разработке внешнеторговой политики РФ;

разработка методологических принципов анализа и системы показателей, характеризующих размеры, динамику и структуру внешней торговли;

обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте РФ;

анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товарных потоков РФ в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации и конъюнктуры мировых рынков;

информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области таможенной политики РФ и государственного регулирования внешней торговли РФ;

представление данных таможенной статистики внешней торговли международным организациям;

представление данных таможенной статистики внешней торговли в целях контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, разработки платежного баланса РФ;

расчет различного рода индексных показателей (например, индексов цен и физического объема внешней торговли и т. д.);

подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса РФ;

обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между РФ и ее внешнеторговыми партнерами;

представление данных таможенной статистики внешней торговли РФ для анализа эффективности мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

решение иных задач, обусловленных таможенной политикой РФ.

В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется Федеральной таможенной службой (ФТС) России, являющейся центральным органом федеральной исполнительной власти.

2. Статистика как наука - это система дисциплин, изучающих закономерности массовых, случайных явлений и процессов.

К этим дисциплинам обычно относят общую теорию статистики математическую статистику и специальные статистические дисциплины в различных областях знаний. Все статистические дисциплины объединяются между собой общим предметом нсследовання и единой статистической методологией.

Будучи составной частью экономической статистики, таможенная статистика как элемент основ таможенного дела изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в различных направлениях оперативной и обеспечивающей деятельности таможенного ведомства, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, неторговым оборотом, валютным контролем и т.д

Предметом статистического исследования являются. как уже отмечалось, массовые, в том числе случайные, явления и процессы. Такие явления и процессы обычно имеют место в наиболее сложных областях познання, где тесно переплетается влияние большого числа факторов: в экономике, социологии, биологии, психологии, медицине и т.п. Именно при изучении объектов из этих областей знаний статистическая методология нашла наиболее широкое применение.

В этом разделе основное внимание будет сосредоточено на статистическом изучении экономики, в частности, экономических явлений и процессов, имеющих место во внешней торговле.

Общественная жизнь выражается в различного рода массовых явлениях и процессах. Каждое нз этих явлений состоит нз массы однородных элементов, которые в определенных границах времени и пространства образуют статистическую совокупность. Так, внешняя торговля представляется совокупностью партий товаров, перемещаемых через границу определенного государства в конкретный интервал времени.

Статистическая совокупность состоит из отдельных единиц (в нашем примере - отдельных партий товаров). Каждая единица совокупности может быть описана рядом свойств и особенностей. Так, товары, перемещаемые через границу, характеризуются наименованием, количеством, ценой, страной происхождения и т.д. Объединяет эти товары в статистическую совокупность их участие во внешней торговле. Но, образуя некоторое целое, по ряду своих свойств и особенностей единицы статистической совокупности отличаются друг от друга. Отдельные элементы совокупности, имея определенную качественную основу, объединяющую все элементы в статистическую совокупность, в то же время отнюдь не тождественны друг другу, а обнаруживают определенные раз-ЛИЧИЯ-

Выявление законов формирования характеристик в статистической совокупности и влияния на них особенностей, присущих отдельным единицам, является основной целью таможенной статистики (например, определение средней цены на некоторый товар и ее возможных вариаций в зависимости от определенных условий). Таможенная статистика изучает также методы получения данных, характеризующих всю статистическую совокупность (объем внешней торговли в стоимостном измерении, физический объем внешней торговли). Однако значение таможенной статистики этим не ограничивается. Она изучает также закономерности развития (исследует динамику внешней торговли и прогнозирует значение основных ее характеристик) и причинные взаимосвязи между характеристиками, процессами, явлениями. Все эти закономерности проявляются только на фоне случайных фактов, могут быть выявлены и изучены только статистическими методами н называются статистическими закономерностями.

Каким же образом таможенная статистика позволяет отыскивать закономерности? Для ответа на вопрос необходимо предварительно разобраться в причинах, определяющих то или иное значение характеристики (показателя) конкретной единицы совокупности.

У каждой единицы наблюдаются разный состав причин, определяющих значение характеристик, и различная интенсивность их воздействия. Это обстоятельство и создает такое разнообразие форм и видов единиц совокупности. Так, цена на один и тот же товар зависит от страны происхождения, условий поставки, цен на заменяющие товары и т.п. И даже при наличии одних и тех же причин последствия неодинаковы по степени своей интенсивности.

Таможенная статистика дает возможность определить влияние каждого из факторов, как бы исключая при этом влияние всех остальных.

В каждом конкретном случае влияние общего (в нашем примере - принадлежность к внешней торговле) сливается с влиянием остальных факторов и причин. Поэтому судить о степени влияния каждого фактора на основе отдельных единиц совокупности не представляется возможным, так как это может привести к ложным выводам. Ясно, что факт наличия множества причин не дает возможности получить представление о влиянии какой-то одной причины в каждом отдельном случае. Выделить же влияние одной причины из общей массы можно только при использовании специальных приемов обобщения, которые и предлагаются таможенной статистикой.

4.Организация там стат

Ведение и организация таможенной статистики являются одной из функций таможенных органов. Правовой основой ведения таможенной статистики является Таможенный кодекс ТС. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.

Задачами таможенной статистики внешней торговли являются:

- содействие развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД), расширению внешнеторговых связей, разработке внешнеторговой политики РФ;

- разработка методологических принципов анализа и системы показателей, характеризующих размеры, динамику и структуру внешней торговли;

- обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте РФ;

- анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товарных потоков РФ в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации и конъюнктуры мировых рынков;

- информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области таможенной политики РФ и государственного регулирования внешней торговли РФ;

- представление данных таможенной статистики внешней торговли международным организациям;

- представление данных таможенной статистики внешней торговли в целях контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, разработки платежного баланса РФ;

- расчет различного рода индексных показателей (например, индексов цен и физического объема внешней торговли и т. д.);

- подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса РФ;

- обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между РФ и ее внешнеторговыми партнерами;

- представление данных таможенной статистики внешней торговли РФ для анализа эффективности мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- решение иных задач, обусловленных таможенной политикой РФ.

В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется Федеральной таможенной службой (ФТС) России, являющейся центральным органом федеральной исполнительной власти. Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий создаются специальные таможенные органы, которые составляют единую систему, представленную на рисунках.

5.группировка

Статистическая группировка - это один из основных методов обработки и анализа первичной статистической информации, заключающийся в расчленении совокупностей на группы по существенным для данного исследования признакам.

Центральная задача группировки в том, чтобы на основе всестороннего анализа полученных в результате статистического наблюдения данных разбить их на качественно однородные виды или типы. Соблюдение принципа однородности исследуемых единиц - одно из важнейших требований теории статистики к научно обоснованному анализу. Необходимое условие однородности - однотипность явлений, устанавливаемая уже на первых шагах статистического исследования. Это очень важно, поскольку, как уже указывалось, в статистических исследованиях должно обеспечиваться единство анализа качественной и количественной сторон изучаемых явлений. Обеспечению этих задач и призвано построение рядов распределения и связанных с ними группировок.

Понятие статистической группировки в широком смысле слова охватывает целый комплекс статистических операций, направленных на объединение зарегистрированных при наблюдении единичных случаев в группы, категории, сходные в том или ином отношении, поскольку целостную картину совокупности необходимо сочетать с характеристикой основных ее частей, структур и т.д.

Метод группировок обеспечивает обобщение данных, представление их в компактном, обозримом виде; он создает основу для исчисления статистических показателей, применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых правовой статистикой явлений.

С помощью группировки можно обработать собранные сведения и получить сводные, обобщающие показатели, правильно отражающие действительность и позволяющие произвести углубленный анализ, выявить связи, характеризующие рассматриваемую совокупность фактов.

Правильная сводка и группировка первичного материала во многом определяют чистоту анализа и обоснованность его выводов.

Основная задача группировок в уголовно-правовой статистике в том, чтобы на их основе дать, с одной стороны, наиболее полную и всестороннюю количественно-качественную характеристику преступности, личности преступников, жертв преступлений, причин и условий, способствовавших совершению преступлений; с другой стороны, предложить меры социально-правового контроля над ними. С помощью группировок появляется возможность проследить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели.

6 роль методологии там стат

Важным направлением совершенствования статистики внешней торговли является улучшение международных сопоставлений. Решение этой проблемы, а также активизация усилий по интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи вызвали необходимость разработки унифицированной "Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации" (в дальнейшем - Методология).

Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли и порядок их учета, в том числе товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.

Правила и процедуры, изложенные в Методологии, базируются на положениях Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Основу методологических положений таможенной статистики внешней торговли составили также рекомендации Статистической комиссии ООН ("Статистика международной торговли. Концепция и определения", ООН, 1982 г.) и рекомендации, содержащиеся в "Руководстве для пользователей по статистике внешней торговли", разработанном Евростатом (изд. 3, 1990 г.).

В Методологии используются следующие основные термины:

1. Таможенная территория Российской Федерации - сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Расположенные на территории Российской Федерации свободные таможенные зоны и свободные склады рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.

2. Таможенная граница Российской Федерации - пределы таможенной территории Российской Федерации, а также параметры свободных таможенных зон и свободных складов.

3. Товары - движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров.

4. Российские товары - товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Российской Федерации.

5. Иностранные товары - товары, не указанные выше в п. 4.

6. Таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации для таможенных целей.

Основной принцип учета всех ввозимых и вывозимых товаров определяется используемыми в таможенной практике таможенными режимами. В таможенную статистику включаются товары 11 таможенных режимов из 15 (кроме режимов транзита, временного ввоза и вывоза товаров, уничтожения, а также отказа в пользу государства при экспорте).

Методологией прежде всего определяются объекты статистического наблюдения в таможенной статистике внешней торговли и порядок их учета, который в значительной степени зависит от применяемой системы учета экспорта и импорта.

В международной статистической практике существуют две общепринятые системы учета экспортно-импортных операций - специальная и общая системы учета торговли.

При специальной системе учета в импорт включаются товары, предназначенные для потребления внутри страны, а в экспорт - товары, произведенные, добытые, выращенные или переработанные в ней. Общая торговля распространяется на все коммерческие операции по ввозу и вывозу, включая в себя операции по реэкспорту.

8 единицы наблюдения там стат

Статистическое наблюдение - это научно-обоснованный планомерно-организованный и, как правило, систематический сбор данных о процессах и явлениях общественной жизни.

Основные категории в статистическом наблюдении:

1. Объект наблюдения - статистическая совокупность, о которой должны быть собраны интересующие исследователя данные.

2. Единица статистического наблюдения - это составной элемент объекта наблюдения, который подвергается исследованию. Каждая единица должна обладать набором признаков, которые регистрируются в процессе наблюдения.

3. Программа статистического наблюдения - перечень признаков подлежащих регистрации. Программа должна включать наиболее существенные признаки исходя из цели исследования и качественных особенностей объекта наблюдения. Программа должна быть предельно лаконична, так как включение каждого дополнительного признака увеличивает затраты на сбор и обработку информации прямо пропорционально числу единиц наблюдения. Для оставления программы необходимо хорошо знать специфику объекта наблюдения.

Единицы наблюдения в таможенной статистике внешней торговли согласно Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза:

Экспорт товаров, вывезенных с территории РФ и помещенные под таможенную процедуру - экспорта, переработки вне таможенной территории, реэкспорта, временного вывоза на срок один год и более, беспошлинной торговли и реализованные физическим лицам, выезжающим с территории РФ, а также товары, вывезенные с территории РФ после завершения действия таможенной процедуры - переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободного склада, свободной таможенной зоны.

Импорт товаров, ввезенных на территорию РФ и помещенных под таможенную процедуру - выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, таможенного склада, отказа в пользу государства, беспошлинной торговли, временного ввоза на срок один год и более, свободной таможенной зоны, свободного склада

9.Товары подлежащие учету

Определенные категории товаров, перечисленные ниже, имеют особенности перемещения товаров, которые необходимо учитывать при включении их в таможенную статистику внешней торговли государства - члена Таможенного союза.

7.1. В таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли среди прочих необходимо учитывать следующие категории товаров:

1) немонетарное золото, драгоценные металлы, которые не выступают в качестве платежного средства, ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении;

2) товары, реализуемые по счетам государства, которые включают товары гражданского и военного назначения, например, при осуществлении правительствами регулярных коммерческих операций; товары, поставляемые по линии государственных программ внешней помощи; военные репарации и реституции;

3) гуманитарная и техническая помощь;

4) товары, поступающие в качестве дара;

5) товары, временно ввезенные (вывезенные) на срок один год и более;

6) товары, ввезенные (вывезенные) по договору финансовой аренды (лизинга);

7) товары военного и двойного назначения;

8) товары, ввезенные (вывезенные) по консигнационным соглашениям;

9) товары, ввезенные (вывезенные) по бартерным соглашениям;

10) товары, ввезенные (вывезенные) с целью их переработки, а также продукты переработки;

11) товары, ввезенные (вывезенные) в качестве вкладов в уставные фонды;

12) товары собственного производства предприятий с иностранными инвестициями;

13) товары, используемые в качестве носителей информации и средств программного обеспечения, такие, как упакованные комплекты дискет или компакт-дисков с записанными на них компьютерными программами и (или) данными, аудио- и видеоматериалы, предназначенные для общего или коммерческого использования (но не разработанные по индивидуальному заказу);

14) возвращенные товары. Ранее экспортированные и учтенные в экспорте, а затем возвращенные товары учитываются как импорт. Аналогичным образом ранее импортированные и возвращенные товары учитываются как экспорт;

15) товары, ввезенные (вывезенные) в результате операций между головными корпорациями и предприятиями их прямого инвестирования (филиалы/отделения);

16) рыба, рыбопродукты, морепродукты, минералы с морского дна выловленные (добытые) и спасенный груз, сгруженные с иностранного судна в порту государства - члена Таможенного союза или приобретенные судном государства - члена Таможенного союза в открытом море у иностранного судна, а также проданные в открытом море;

17) бункерное топливо, балласт, бортовые запасы и иные материалы учитываются при продаже их иностранным водным и воздушным судам на территории государства - члена Таможенного союза, а также при покупке их водными и воздушными судами государства - члена Таможенного союза с иностранных водных и воздушных судов на территории государства - члена Таможенного союза или сгруженные с иностранных водных и воздушных судов в порту государства - члена Таможенного союза;

18) товары, отправленные международными почтовыми отправлениями;

19) транспортные средства, ввезенные физическими лицами государства - члена Таможенного союза в целях постоянного размещения.

10.

Товары, не подлежащие учету

8.1. В таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли не учитываются следующие категории товаров:

8.1.1. товары, стоимость которых не превышает статистического порога;

8.1.2. монетарное золото, национальная и иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), ценные бумаги, выпущенные в обращение;

8.1.3. товары, не являющиеся предметом коммерческих операций:

1) ввезенные (вывезенные) физическими лицами для собственного пользования, в количественном или стоимостном выражении не превышающие норм, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза;

2) периодические издания (газеты, журналы), рассылаемые по прямой подписке для физических лиц;

3) товары, приобретенные дипломатическими или другими представительствами иностранных государств, вооруженными силами, научными организациями на территории государства - члена Таможенного союза для собственных нужд;

4) товары, временно ввезенные (вывезенные) на срок менее одного года;

5) товары для обеспечения деятельности организаций государства - члена Таможенного союза за границей;

6) товары, перемещенные трубопроводным транспортом, необходимые для проведения его пусконаладочных работ;

7) припасы-товары для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов, осуществляющих международные перевозки, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей, а также предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей;

8) водные и воздушные суда, ввезенные (вывезенные) в целях технического обслуживания;

9) товары, ввезенные (вывезенные) в целях ремонта;

10) товары, предназначенные для демонстрации и (или) использования в ходе проведения выставочно-ярмарочных мероприятий, а также культурных, спортивных, зрелищных и других мероприятий;

11) товары, поставляемые в счет залога;

12) образцы товаров;

13) многооборотная транспортировочная тара;

14) товары, ввезенные (вывезенные) по рекламациям;

15) товары, вывезенные и учтенные в экспорте государства - члена Таможенного союза, при изменении таможенной процедуры в таможенной статистике внешней торговли повторно не учитываются (без изменения направления перемещения товара);

16) товары, ввезенные и учтенные в импорте государства - члена Таможенного союза, при изменении таможенной процедуры в таможенной статистике внешней торговли повторно не учитываются (без изменения направления перемещения товара).

11. ГТД и ее роль

Документальной основой ведения таможенной статистики является информация, содержащаяся в первичном документе - в ^ Грузовой таможенной декларации (ГТД).

Причем для целей таможенной статистики используется только та информация из ГТД, которая не относится к конфиденциальной, то есть не содержит сведений о конкретных внешнеторговых операциях и конкретных участниках внешнеэкономической деятельности.

ГТД представляется участником внешнеэкономических связей таможенному органу и включает официально декларированные данные о товаре, перемещаемом через таможенную границу страны, что позволяет учитывать всю совокупность внешнеторговых операций, каждая из которых с точки зрения таможенного контроля имеет свой конечный результат: вывоз товара за пределы таможенной территории страны (при экспорте) или его ввоз в пределы таможенной территории страны (при импорте).

ГТД заполняется на каждую партию товаров. При наличии в партии нескольких товарных наименований используются добавочные листы, каждый из которых дает возможность декларировать товары еще трех наименований.

Декларации бывают трех типов: экспортные, импортные и транзитные. Однако заполнение всех граф ГТД (около 50) осуществляется для режимов "Экспорт" и "Импорт", поскольку к ним применяются все меры экономической политики и для таможенного контроля в этих случаях требуется наиболее полная информация.

В декларациях содержатся такие сведения, как отчетный период, направление товарного потока (ввоз или вывоз), страна происхождения (при ввозе), страна назначения (при вывозе), статистическая стоимость, код и наименование товара по ТН ВЭД5, вес нетто, код и наименование дополнительных единиц измерения, количество по дополнительным единицам измерения, вид таможенного режима и т. п. На основе этих сведений и составляется информация о внешней торговле страны, поэтому при заполнении ГТД применяются единые способы учета, а также общепринятые международные или локальные классификаторы и номенклатуры. На основе данных, содержащихся в ГТД, можно анализировать географическое и номенклатурное распределение внешней торговли страны.

В соответствующих графах ГТД содержится характеристика товара: описание товара, вес, стоимость и др. В частности, указываются наименование товаров и их технические характеристики, включая номера моделей, типы, размеры, технические параметры и т.п., что позволяет однозначно классифицировать декларируемые товары в определенную 9-значную подсубпозицию ТН ВЭД. Правильное кодирование товаров является важным условием повышения достоверности данных таможенной статистики внешней торговли страны.

13.ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).[1]

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости договора, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

14.

Объем внешней торговли региона или страны в целом характеризуется системой показателей, которая включает:

• показатели в натуральном выражении - объем вывезенных (ввезенных) товаров по видам;

• стоимостные показатели : объем экспорта (импорта) - всего, в том числе по видам вывезенных (ввезенных) товаров; объем внешнеторгового оборота; сальдо внешней торговли (торгового баланса).

Все характеристики относятся к числу интервальных, исчисляемых за определенный период, как правило, за квартал или год.

В масштабе отдельной страны (региона) объем внешнеторгового оборота (ВТО) складывается из суммы стоимости экспорта (Э) и импорта (И).

Сальдо внешней торговли (торгового баланса) страны (региона) СВТпредставляет разницу между ценностью экспорта и импорта:

Если соотношение складывается в пользу экспорта, то сальдо внешней торговли страны (региона) будет положительным, а торговый баланс - активным. Если стоимость импорта превышает стоимость экспорта, то сальдо внешней торговли страны (региона) отрицательно, а торговый баланс пассивный. При равенстве ценности экспорта и импорта сальдо внешней торговли равняется нулю, а соотношение в торговом балансе называется нетго-балансом.

Сравнение экспорта с импортом может быть и относительным. Полученная от такого сравнения мера называется коэффициентом покрытия импорта экспортом - ЛГ(да1ф.

Данный показатель принадлежит к категории относительных величин координации и отвечает на вопрос, в какой степени объем экспорта превышает объем импорта или сколько на единицу ввезенных приходится единиц вывезенных товаров.

Помимо стоимостных показателей внешнеторгового оборота и сальдо торгового баланса, определяемых на уровне отдельных стран, в международной статистике внешней торговли исчисляют оборот и сальдо мировой торговли.

Оборот мировой торговли характеризует общий объем перемещаемых между странами товаров. Особенность зго статистической оценки состоит в том, что под ним понимают сумму стоимости экспорта всех стран, т.е. расчет осуществляют по формуле

где ОМТ - объем оборота мировой торговли;

п - число стран, осуществивших в отчетном периоде экспорт товаров.

Такая методика расчета этого показателя объясняется тем, что экспорт товаров из всех стран мира соответствует импорту в эти страны. Поэтому суммирование объемов мирового экспорта и импорта по аналогии с расчетом внешнеторгового оборота на уровне отдельной страны привело бы к двойному счету одних и тех же товаров.

За счет различий в базисных оценках экспорта и импорта (экспорт - в ценах ФОБ, импорт - в ценах СИФ) возникает величина, именуемая в международной статистике как сальдо мировой торговли. Оно рассчитывается как разница между суммой стоимости экспорта всех стран мира и суммой стоимости их импорта:

где m - число стран, импортировавших товары в отчетном периоде.

Сальдо мировой торговли показывает, во что мировому сообществу обходится доставка товаров до стран-импортеров. Учитывая, что цены СИФ на перемещаемые между странами товары всегда превышают цены ФОБ, сальдо бывает только отрицательным.

Рассмотрим на условном примере расчет показателей оборота и сальдо мировой торговли (млрд дол. США):

Показатель оборота мировой торговли в условиях базисного года определен в 3181,5 млрд дол. США. В отчетном году оборот мировой торговли возрос на 12,9% и составил 3590,8 млрд дол. США. Возросло и сальдо мировой торговли. Если в базисном году оно составляло (3181,5 - 3300,6)= -119,1 млрд дол. США, то в отчетном - (3590,8 - 3830,4)= -239,6 млрд дол. США. Таким образом, указанный выше прирост экспортного потенциала стран мирового сообщества обусловил увеличение вдвое затрат по доставке товаров до стран импортеров.

15.платежный баланас

В экономической теории понятие "платежный баланс" впервые стало употребляться в середине XVII века, когда в 1767 г. Джеймс Стюарт опубликовал работу "Исследование о принципах политической экономии". В термин платежного баланса первоначально вкладывалось только сальдо внешней торговли и связанного с ним движения золота.

Платежный баланс - это статистическая система, в которой отражаются все внешнеэкономические операции между экономикой данной страны и экономикой других стран, произошедшие в течение определенного периода времени (месяц, квартал или год).

Платежный баланс представляет собой отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период (обычно квартал и год). В свою очередь, резидент - это [[экономический агент, имеющий постоянное местопребывание в стране.

В России исходные данные для платежного баланса собирает прежде всего Федеральная служба государственной статистики, а составляет и публикует Центральный банк в своем периодическом издании "Вестник Банка России".

Платежный баланс характеризует развитие внешней торговли, уровень производства, занятости и потребления. Его данные позволяют проследить, в каких формах происходит привлечение иностранных инвестиций, погашение внешней задолженности страны, изменение международных резервов, состояние фискальной и монетарной политики, регулирования внутреннего рынка и валютного курса. Платежный баланс служит одним из источников данных для системы национальных счетов и непосредственно используется для расчета ВВП.

Одним из самых важных понятий в платежном балансе выступает понятие резидентности. По определению, экономическая единица является резидентом экономики, если она имеет центр экономического интереса на экономической территории страны. Это важно знать для того, чтобы определить степень интеграции данной единицы в экономику данной страны.

Все операции в платежном балансе отражаются в рыночных ценах, представляющих собой суммы денег, которые готовы заплатить покупатели для того, чтобы приобрести что-либо у продавцов, которые желали бы осуществить продажу за эту сумму при условии, что стороны являются независимыми, а в основе сделки лежат исключительно коммерческие соображения.

В платежном балансе четко фиксируется время регистрации операции, которое может отличаться от момента фактической оплаты. Ввиду того, что статистические системы служат источником данных для СНС, они составляются в национальной валюте. Тем не менее, если курс национальной валюты подвержен постоянной девальвации по отношению к иностранным валютам, то платежный баланс целесообразно составлять в стабильной валюте, например, в евро, в долларах США и т.д.

16.

Таможенные платежи - это таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации. Это законодательно закрепленное понятие (содержится в п. 18 ст. 18ТК РФ). Представляется, что определять его можно и несколько проще - как платежи, взимание которых в соответствии с действующим законодательством отнесено к компетенции таможенных органов.

Действующим Таможенным кодексом РФ (ст. 110) предусмотрены следующие виды таможенных платежей:

1) таможенная пошлина,

2) налог на добавленную стоимость,

3) акцизы,

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами и сборы за возобновление действия лицензии,

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и за возобновление действия аттестата,

6) таможенные сборы за таможенное оформление,

7) таможенные сборы за хранение товаров,

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров,

9) плата за информирование и консультирование,

10) плата за принятие предварительного решения,

11) плата за участие в таможенных аукционах.

И поскольку в Таможенном кодексе РФ нет упоминания о том, что приведенный в нем перечень таможенных платежей является исчерпывающим, то возможно отнесение также ряда иных платежей к категории таможенных. Так, например, в период с 1994 г по 1996 г в составе таможенных платежей присутствовал так называемый специальный налог, а с 1995 г и по настоящее время существуют такие виды таможенных платежей, как таможенные платежи, взимаемые с физических лиц по единым ставкам, а также таможенные сборы за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК России.

17.классификация там платежей

Таможенные пошлины - косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

Импортные (ввозные) пошлины - наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

Экспортные (вывозные) пошлины - встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

Транзитные пошлины - в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

Адвалорные - (от латинского ad valorem - от стоимости) - определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

Специфические - устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

Комбинированные - при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:

Фискальные - взимаются с целью получения дополнительных бюджетных доходов (импортные товары).

Протекционистские (защитные) - защищают внутренний рынок от проникновения иностранных товаров, конкурирующих с товарами отечественного производства ("+":способствует развитию национального производства; "-":чрезмерная защищенность не способствует созданию здоровой конкуренции).

Антидемпинговые - обеспечивают защиту внутреннего рынка от ввоза товаров по демпинговым (ниже цен мирового рынка) ценам (повышают цены на импортные товары на внутреннем рынке до нормального уровня).

Компенсационные - применяются в целях снижения конкурентоспособности импортных товаров на внутреннем рынке и играют протекционистскую роль (применяются, когда ввозят товары, напроизводство или экспорт которых применялись субсидии; призваны защитить от возможного ущерба отечественных производителей аналогичных или конкурирующих товаров).

Специальные - применяются в качестве:

- меры защиты (если на таможенную территорию страны ввозятся товары в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям);

- меры предупреждения в отношении участников внешнеэкономич. связей, нарушающих интересы страны;

- ответной меры на дискриминационные действия отдельных стран и их союзов;

- меры пресечения недобросовестной конкуренции.

Преференциальные (предпочтительные) - льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для одной или нескольких стран, для поощрения импорта определенных товаров (В мировой практике используется Генеральная система преференций для развивающихся стран, что способствует повышению конкурентоспособности их товаров на рынках импортирующих стран).

Особые виды таможенных пошлин:

Специальные

Антидемпинговые

Компенсационные

Сезонные - могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

18. Таможенный тариф: понятие, функции, виды

Таможенный тариф - это перечень товаров, при проведении таможенного оформления которых взимаются пошлины, с обязательным указанием размера действующих ставок таможенного налога, взимаемого с каждой принятой единицы данного товара.

Таможенный тариф - инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.

Основными функциями Таможенного тарифа, выступающего инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым рынком являются;

1) рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

2) поддержание рационального соотношение вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

4) защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

19. Индекснвый метод

В статистике под термином "индекс"53 понимается относительная величина, характеризующая соотношение изучаемого показателя во времени, пространстве, а также сравнение фактических данных с планом или иным нормативом. Однако чаще всего термин "индекс" ассоциируется с понятием относительного изменения какого-либо показателя во времени, то есть его динамики54.

В таможенной статистике индексы используются для изучения динамики товарооборота, физического объема экспорта и импорта, движения цен на товары, при определении "условий торговли". Индексные показатели позволяют установить и измерить связь между отдельными факторами и выявить их роль в общей динамике экспорта и импорта. Исходными величинами для таких подсчетов служат данные о ценах, количестве товаров, их реальной стоимости и оценках в сопоставимых ценах. Информационной базой при исчислении индексов являются данные таможенной статистики, содержащиеся в ГТД.

Основными индексами, используемыми в таможенной статистике внешней торговли, являются: индексы средних цен, физического объема, стоимости и условий торговли.

Каждый индекс имеет свои составные элементы: индексируемые величины, т.е. сравниваемые, и веса, служащие соизмерителями. Для расчета индекса физического объема внешней торговли индексируемыми величинами является количество товара, а их весами служат цены; для расчета индекса цен индексируются цены, а в качестве весов используется количество товаров.

Показать полностью… https://vk.com/doc12861690_262204385
120 Кб, 17 января 2014 в 19:29 - Россия, Москва, МПСУ (бывш. МПСИ), 2014 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении