Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055872 из МПСУ (бывш. МПСИ)

1. Проблема определения предмета психологической науки.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний.

2. Предмет и задачи психологии.

Психология - это наука о психике и психических явлениях.

Психика - это свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), заключающаяся в активном отражении объективного мира, в построении картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В качестве объективного критерия психики выступает способность живых организмов реагировать на нейтральные раздражители (в засуху животные передвигаются поближе к водоему, слыша звук машин, они отодвигаются, уходят от шума)

Предмет общей психологии - закономерности развития и проявления психических процессов, психических состояний, психических свойств, психических образований.

- психические процессы - познавательные, эмоциональные, волевые;

- психические состояния - бодрость, усталость, эйфория, стресс, паника и др.;

- психические образования - знания, умения, навыки, привычки;

- психические свойства (свойства личности) - темперамент, характер, способности, потребности, интересы, направленность.

Основой задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека.

Законы психологии показывают:

- как человек познает окружающий его объективный мир, как он отражается в мозгу человека;

-как развивается психическая деятельность человека;

-как формируются психические свойства личности.

Они необходимы для формирования у людей высоких человеческих качеств. Главный объект исследования - это человек, его психические процессы, состояния и свойства.

3. Отличия житейской и научной психологии

Научными называют такие знания о психологии людей, которые считаются достаточно правильными и точными, причем их правильность можно доказать, пользуясь достоверными фактами и

современной логикой научного доказательства, а точность обеспечить за счет применения соответствующих математических расчетов. Научные знания о психологии человека представлены в

современной научной литературе, в выступлениях ученых на различных научных собраниях.

Житейскими называют знания, которые научно не проверены, получены путем жизненного опыта. Их имеет каждый человек, однако они недостаточно надежны и достоверны.Эти знания неискушенный в психологии человек может получить, наблюдая и сравнивая с тем, что происходит в его

собственном сознании или в душе. В таком наблюдении много субъективности

. 4. Место психологии в системе наук.

Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

Прежде всего необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. Сегодня существуют научные проблемы и понятия, которые рассматриваются как с позиции психологии, так и философии, например смысл и цель жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности, и др.

Другой наукой, которая так же, как и психология, изучает проблемы, связанные с личностью и обществом, является социология. В то же время психология широко использует в своих исследованиях традиционные социологические приемы сбора информации, например опрос и анкетирование. Есть проблемы, которые совместно изучают психологи и социологи, такие как взаимоотношения между людьми, психология экономики и политики государства, социализация личности, формирование и преобразование социальных установок и др. Социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов.

Еще одной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Психология тесно связана с историей. Одним из примеров глубокого синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выгодским, суть которой заключается в том, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед фило- и онтогенетическое развитие людей.

Отличительной особенностью психологии является ее связь не только с общественными, но и с техническими науками. Это обусловлено тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Эта связь обусловлена двойственной природой человека - как социального, так и биологического существа.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.

5. Психология и естественные науки.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются.

.В современное время также наблюдается связь психологии с естественными науками. С одной стороны, психология - естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов.

Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа.

Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены.

6. Психология и общественные науки.

В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология,политология) - заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие.

Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.

На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений.

Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.

Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками...

7. Основные отрасли психологии.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это - эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.Три следующие отрасли психологии - медицинская и патопсихология, а также психотерапия - имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки - объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

8. Естественно-научный и гуманитарный подходы в психологии

Естественнонаучный подход

В основе классического естествознания и связанной с ним рационалистической гносеологии заложено необходимое различение субъекта и объекта познания. Отношение познающего к познаваемому мыслится как субъект-объектная оппозиция, в пределах которой субъект активен и деятелен. Он задаёт начальные условия и устанавливает принципы исследования, при этом, личностно не вовлекаясь в него, как бы нивелируя свою "субъективность" и оставаясь по возможности беспристрастным. В то же время объект предстаёт здесь пассивным и лишь подлежит изучению, формированию или преобразованию, не оказывая на субъекта и на весь процесс познания в целом сколько-нибудь существенного влияния. Такое соотношение является идеальной конструкцией, едва ли воплотимой в действительности, но вместе с тем определяющей первичную исследовательскую установку, характерную для естественнонаучных дисциплин. Психологи, тяготеющие к полюсу естественнонаучной парадигмы, стремятся внедрить в психологию "объективные" методы исследования, сделав её, таким образом, строгой наукой.

С естественнонаучным походом в психологии связана каузальная перспектива, предполагающая поиск внешних по отношению к бытию конкретного субъекта первопричин и факторов, обуславливающих его поведение и развитие. Таким образом, восстанавливается связь психологии с естественными науками о физическом и биологическом мире и обеспечивается интеграция данных психологических исследований в единую объективно-научную систему антропологических знаний.

Гуманитарный подход

Неповторимую и уникальную душевную организацию конкретной личности невозможно исчерпывающим образом объяснить и описать с помощью естественных наук, превратив её в пассивный объект изучения; но есть возможность понять её в процессе равноправного диалога и взаимопонимания, т.е. на уровне субъект-субъектного отношения.

Сторонники гуманитарного подхода в психологии стремятся выявлять и фиксировать посредством неформализованных процедур индивидуальные особенности и субъективные смыслы испытуемого, его переживания и жизненные цели, видя в нём полноправного субъекта, но не дистанцируясь от этой субъективности, а, напротив, подчёркивая её непреходящую ценность. В фокусе исследовательского внимания оказываются конкретные биографические факты, тексты, разнообразные продукты творческой деятельности и диалогические методы исследования, которые предполагают истолкование, интерпретацию, проясняющую внутренние смысловые связи.

9. Методы психологии

Методы психологии - основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.

Организационные методы: сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный.

Сравнительный метод - сопоставление групп испытуемых с целью найти сходство и различия между ними.

Сравнительно-возрастной метод - сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

Лонгитюдный метод - многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

Комплексный метод предполагает реализацию исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных наук, такого рода исследования позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного рода (физическими, физиологическими, психическими, социальными и т. п.).

Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрический метод, интервью и беседа); анализ процесса и продуктов деятельности; биографические методы.

Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание типичных случаев, описание исключений и т. п.).

Интерпретационные методы: генетический и структурный.

Генетический метод - интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает "горизонтальные" структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов. Подготовительный этап - на этом этапе собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу - предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе. Собственно исследование - на втором этапе с использованием конкретных методик получают данные, которые зависят от поставленной задачи. Для сбора психологических фактов применяется, как правило, несколько методов в их сочетании. Обработка полученных данных - на этом этапе проводится количественный и качественный анализ полученных данных, который дает возможность выявить существующие связи и закономерности.

Обработка материала включает следующие стадии:

- первичный анализ - анализ каждого отдельно зафиксированного факта;

- первичный синтез - установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой;

- сравнительный (вторичный) анализ - выделение фактов, которые устойчиво повторяются;

- вторичный синтез - объединение фактов, сопоставление их с гипотезой и установление существенных закономерностей. Интерпретация результатов. На этом этапе дается объяснение полученных данных на основе той или иной психологической теории, выявляется правильность или ошибочность выдвинутой гипотезы исследования.

10. Самонаблюдение и его разновидности

Существуют следующие разновидности методов наблюдения: самонаблюдение, наблюдение со стороны, свободное наблюдение, стандартизированное наблюдение и включенное

наблюдение. Самонаблюдение - это наблюдение человека за самим собой, наблюдение со стороны - это наблюдение за другими людьми. Свободное наблюдение обычно проводится

без заранее заданного плана или предварительно продуманной программы. При этом в ходе самого наблюдения наблюдателем принимаются решения о том, что наблюдать, как наблюдать, как записывать и обрабатывать результаты. В так называемом стандартизированном наблюдении все это заранее продумано, и само такое наблюдение ведется по вполне определенному плану. Включенным называют наблюдение, при котором наблюдатель не только наблюдает, но и сам является участником того процесса, за которым он наблюдает и в который включены наблюдаемые им люди. К примеру, можно наблюдать за игрой детей, играя вместе с ними.

11. Психологический эксперимент и его виды

Обычно в психологии выделяют два вида экспериментов: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент. Основное достоинство метода - активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:

- оперативность: исследователь не ждет проявления необходимых фактов, а сам создает ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый психический процесс;

- повторяемость: высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры;

- однотипность данных и, как следствие, более простой анализ.

Однако лабораторный эксперимент имеет и свои недостатки, которые можно свести к главному: испытуемый знает, что он является объектом изучения, и тем самым теряется естественность протекания психических процессов. Поэтому получаемые в результате лабораторного эксперимента данные должны проверяться в естественных условиях деятельности людей.

Естественный эксперимент. С целью устранения основного недостатка лабораторного эксперимента - неестественности протекания психических процессов - был разработан естественный эксперимент. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые психологические особенности и качества. Разновидность естественного эксперимента - психолого-педагогический эксперимент, когда в ходе эксперимента решаются обучающие или воспитательные задачи.

12. Проблема измерения в психологии

Измерение - приписывание числовых форм объектам\событиям в соответствии с определенными правилами. Это правило устанавливает соответствие между измеряемым свойством объекта и результатом измерения признака.

Виды измерений:

1 Нормативное - результат испытуемого сравнивается с результатом других людей (эталонной группой лиц)

2 Критериальное - результат испытуемого сравнивается с каким-то критерием; определяется не относительный, а абсолютный статус

3 Ипсативное - результат испытуемого сравнивается с его предыдущим уровнем

Проблема измерения в психологии связана с:

-объектом измерения (человеком)

- методами измерения (тест)

- исследователем, испытателем, эксперементатором.

Измерения в психологии - процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некое множество позиций, поставленных в некое соответствие с психологическими элементами.

13. Этапы развития научно-психологического знания

I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе -- ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

14. Представление о душе в античной философской психологии

Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи -- вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе; первичная познавательная способность человека -- ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений -- образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей -- ассоциации психических явлений.

15. Проблемы психологии в творчестве Р.Декарта

Автором психофизической проблемы (т.е. проблемы соотношения психического, духовного и телесного, физического) считается Р.Декарт. Он поставил ее как проблему соотношения двух субстанций (мыслящей субстанции - души - и протяженной субстанции - тела), не имеющих между собой никаких общих свойств. Никто из предшествующих мыслителей не доходил до такого противопоставления физического и психического, и поэтому в его творчестве тут же встала проблема соотнесения между собой этих разделенных миров, которые тем не менее каким-то образом в человеке взаимодействуют1. Взаимодействие двух названных субстанций, по Р.Декарту,

1 Тем самым Р.Декарт противоречит сам себе: взаимодействовать могут лишь вещи (субстанции), имеющие хотя бы одно общее свойство. Субстанции, не имеющие никаких общих свойств, взаимодействовать не могут.

Можно наблюдать при возникновении в человеке страстей, т.е. эмоциональных явлений. С одной стороны, это страсти именно души (т.е. чувствует и страдает душа), однако, с другой - при возникновении любой из страстей как страдательных состояний души огромную роль играют сугубо телесные процессы (мельчайшие частицы крови - "животные духи"1), которые, пробегая мимо "шишковидной железы" (эпифиз), где в наибольшей степени, по мнению Р.Декарта, проявляет свое действие душа, раскачивают ее и заставляют душу чувствовать страсти. Впрочем, и сама душа заставляет двигаться эту самую железу и направляет тем самым духи "куда ей нужно". Значит, при возникновении душевных состояний, подобных страстям, душа главным образом пассивна, а их возникновение объясняется практически полностью порождающими их действиями тела; наоборот, во втором случае речь идет об активных действиях души, называемых Р.Декартом волевыми, которые практически полностью могут быть объяснены только "свободной волей", которая до такой степени свободна, что ее никогда нельзя принудить [26].

Таким образом, решая психофизическую проблему в духе психофизического взаимодействия, Р.Декарт тем самым считает психическое (к тому же отождествляемое им с сознанием) находящимся "по ту сторону" материального мира, никак с ним не связанным, разве что провоцируемым в душе "животными духами" (причем в этом последнем случае речь идет о самых примитивных психических, т. е. душевных, процессах - восприятиях и страстях). Высшие же психические процессы истоком своим имеют только саму душу и ведут себя согласно свободе воли души, т.е. непредсказуемо и необъяснимо с позиций детерминизма, который, как мы говорили, является принципом научного познания мира. Тем не менее в позиции Р.Декарта есть своя "правда": он справедливо полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним (отождествлены с ними).

16. Психофизическая проблема в историческом контексте: основные варианты ее решения

Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать влияние на физические явления? В узком смысле: как связаны идеальное сознание и материальные процессы человеческого мозга?

Само наличие связи между физиологическими процессами в нервной системе и изменениями в психике человека известно с древности. Но главная трудность состоит в том, чтобы объяснить, как идеальные явления психики (образы, мысли, желания, фантазии, не обладающие ни массой, ни энергией) могут вызвать в нашем теле материальные (физические, химические, физиологические) изменения? Например, интоксикация мозга алкоголем, наркотиками вызывает изменения в сознании и наоборот, идеальный образ (любимой) может вызвать покраснение кожи, учащенное сердцебиение, расширение зрачков и т.п.

Взаимосвязь мозга и сознания давно обсуждается в философии:

1. Один из вариантов решения психофизической проблемы был предложен в ХVII в. Рене Декартом. Согласно его концепции психофизического взаимодействия сознание и тело существуют в двух различных сферах - духовной и материальной. Тело - своеобразная машина, сознание через особый участок мозга может управлять этой машиной при волевом усилии и само ощущать воздействие тела.

2. Иной вариант предложил Г.В. Лейбниц (1646-1716), сформулировавший концепцию психофизического параллелизма. Он утверждал, что в силу своего духовного и внепространственного характера психические явления не могут быть причиной физических и наоборот. Психические и физические процессы протекают параллельно, независимо друг от друга, а соответствие между ними устанавливается благодаря "предустановленной гармонии". Некоторые современные ученые (например, канадский нейрохирург У.Пенфилд) считают, что разум развивается независимо от нейронных процессов внутри мозга. Мозг является, с их точки зрения, всего лишь сложным биокомпьютером, управляемым Разумом.

3. Однако в указанных концепциях не объясняется реально наблюдаемая связь между психикой и телом. Поэтому некоторые современные ученые и философы пытаются доказать материальность мысли. "Вульгарные" материалисты XIX века Бюхнер, Фохт, Молешотт считали, что мозг выделяет мысль, как печень - желчь.

17. Проблемы психологии в творчестве Дж.Локка

Настоящим "отцом" эмпирической психологии является Джон Локк. Эмпирическая психология считала, что психические процессы по своей природе недоступны объективному наблюдению, являющемуся методом научного исследования в естествознании, что в психологии возможно только внутреннее наблюдение, или интроспекция, в процессе которой человек может наблюдать только свои собственные психические переживания. Естественно, что метод самонаблюдения вследствие своего субъективного характера не мог обеспечить построение действительно научной психологии.

Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицал природных наклонностей, задатков, конституциональных различий между людьми. Источником знаний является опыт. Опыт имеет два источника. Первый источник Локк назвал ощущением. Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом - внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом - идеи.

Вторым источником является рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) - деятельности (способности, по терминологии Локка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и вся многообразная деятельность нашего ума); продуктом - идеи. Все идеи происходят или из одного или из другого источника.

Идеи, по Локку, бывают простые и сложные.

18. Общая характеристика ассоцианизма

АССОЦИАНИЗМ - ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. Ассоциации выступало как главный объяснительный п ринцип всей психической жизни;

Затем, уже в Новое время, это понятие вернулось в психологию, однако ассоциации Декарт и Лейбниц трактовали, в отличие от Аристотеля, не столько как механизмы переработки информации, сколько как мешающие истинному пониманию вещей феномены.

Некоторые вопросы ассоциативной психологии разрабатывались в трудах Бонне, Беркли и Юма, однако появление ассоцианизма как психологической школы связано с именем Д. Гартли, построившего на механизме ассоциативной переработки свою психологическую теорию.

19. Программа построения психологии по В.Вундту

Психология как наука о непосредственном опыте Наибольший успех имела первоначально программа, разработанная В.Вундтом.

Он излагает программу построения двух ветвей психологии - физиологической, или экспериментальной (основной метод получения данных), и социальной, или культурно-исторической (основным методом которой является анализ продуктов человеческого духа). Тем самым были заложены основы одной из первых научных программ развития психологии как самостоятельной области знания.

По мнению Вундта, предметом психологии должны выступать только те процессы и явления, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению, имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, в силу этого, не могут быть объяснены только с позиций физиологии или чистой психологии (т. е. классической психологии сознания). К таким явлениям ученый относил сначала ощущения и представления, а затем добавил к ним и простейшие чувствования. Вундт критически переоценил прежние понимания предмета психологии (как науки о душе и как науки о внутреннем опыте) и предложил рассматривать в качестве такого предмета непосредственный опыт субъекта (т. е. непосредственно данные субъекту явления сознания), постигаемый путем самонаблюдения и интроспекции. Тем самым в конечном итоге признается первичность сознания человека по отношению к объективному миру.

Понимая бесперспективность традиционного интроспекционизма для познания психических явлений, он совершенствует метод интроспекции (субъективный, бесконтрольный и неупорядоченный по своей сути) путем введения в него экспериментальных процедур, наработанных в физиологии.

К изучению психического как оно представлено в сознании человека Вундт подходит с позиций его динамических характеристик. Для него психическое - это непрерывная череда сменяющих друг друга явлений, возникающих на основе ассоциативных или апперцептивных связей между ними. Психика есть лишь совокупность психических актов, протекающих или при пассивном сознании (ассоциативные связи), или при его активной роли (апперцептивные связи).

Тем самым в психике не оказывается более или менее стабильных элементов, поэтому в теории Вундта нет места для личности человека.

Выдвинутая Вундтом программа развития психологической науки была масштабной и охватывала практически вес проблемы психологии - от простейших ощущений до проблем культуры в их тесной связи с историей. Предметом психологии у него являются содержания сознания, поскольку только их можно наблюдать. Задача психологии - анализировать психические процессы в их собственной связи и поскольку они нам вообще даны как процессы, находящиеся во внутренней связи друг с другом.

Таким образом, самостоятельность психологии Вундт обосновывал принципиальным отличием сознания человека от всего внешнего и материального.

20. Сознание как предмет научной психологии

Представления человека о психических явлениях менялись в процессе исторического развития и вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа.

1.психология - наука о душе;

2.психология - наука о сознании;

3.психология - наука о поведении;

4.психология - наука о психике.

Сознание начали изучать давно и первые исследователи (Вундт, Локк) трактовали психологическую науку, как науку о "непосредственном опыте" и ставили перед собой задачу исследования и измерения сознания человека. Во второй половине 19 века возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Причем сознание можно было, по мнению психологов тех дней, изучать с помощью только одного метода - интроспекции. Идеологом метода интроспекции философ Дж. Локк. Два источника знаний: а) объекты внешнего мира (впечатления);б)деятельность собственного ума (рефлексия; наблюдения, которым ум подвергает свою деятельность. Рефлексии нет у детей и даже у взрослых, не склонных к размышлениям о самом себе). ознание - внутренний субъективный опыт, данный нам непосредственно. Метод интроспекции - метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

Сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

21. Функционализм и структурализм в психологии

Структурализм в психологии ставит своей целью изучение структуры разума, анализируя составляющие перцептивного процесса. При анализе структуры разума применяется метод индивидуального чувственного опыта - интроспекция или самонаблюдение. Одним из основателей структурализма считается немецкий психолог Вильгельм Вундт, разработавший метод интроспекции в психологии. Видным представителем структурализма в психологии был ученик Вундта Эдвард Титченер считавший, что сознание может быть сведено к трем элементарным состояниям: ощущения, представление, аффекция.

Функционали?зм - подход в психологии, сложившийся в конце XIX - начале XX века, прежде всего в американской экспериментальной психологии (Вудвортс, Герберт Спенсер). Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию однако с тех пор представления функционалистов подверглись коренному пересмотру в связи с развитием когнитивной психологии.

Главная идея функционализма - данное психическое состояние может быть определено в терминах причинных связей существующих между психическим состоянием, условиями среды , поведением организма, и другими психическими состояниями. Подход функционализма сходен с анализом информационных процессов, он стал философской основой вычислительной теории разума.

22. Причины и проявления кризиса психологии в 1-й трети ХХ в.

К началу XX в. в психологии сложился целый ряд направлений, несовместимых между собой, и это составляло своеобразную форму выражения теоретического кризиса психологической науки. Несмотря на это, психологическая наука продолжала очень активное накопление важных психологических фактов, продолжалось изучение физиологических процессов, которые соответствуют психологическим явлениям и процессам. Словом, нельзя представить себе этот первоначальный период существования психологической науки как период, характеризующийся только теоретическими трудностями, которые создавали картину общего кризиса психологии, так как в то же самое время шло серьезное обогащение психологических знаний.

С другой стороны, само столкновение идей в психологии, различных подходов и отдельных научных школ, конечно, тоже нельзя понимать как историю простого столкновения одних заблуждений с другими заблуждениями. В ходе этой борьбы в столкновении различных направлений и школ в психологии формировались важные теоретические положения, которые в значительной степени обусловили дальнейшее развитие психологической науки. Поэтому, хотя в начале века и прозвучали очень сильно слова одного из выдающихся русских психологов Н.Н. Ланге о том, что психолог в настоящее время похож на Приама, сидящего на развалинах Трои, в них содержится лишь доля истины. Они справедливы в отношении общекризисной ситуации в психологии, но все же то, что Ланге называл развалинами, было в действительности строительным материалом, без которого, конечно, не могло продолжаться развитие психологии.

Причины кризиса

Почему же возникла кризисная ситуация, несмотря на явные успехи в развитии психологических знаний? Потому, что конкретная психологическая наука не могла разрешить ряд фундаментальных психологических вопросов, так как попытка их решения велась с неверных общетеоретических, методологических и, можно даже сказать, философских позиций.

Психология не могла развиваться теоретически ни в рамках идеалистических представлений о психике, о психических явлениях как явлениях, принадлежащих вообще особому духовному миру и, так сказать, не подвластных конкретному научному исследованию; ни в рамках наивно-материалистических, механистических по своему происхождению представлений, видящих в психических феноменах лишь косвенные проявления, "призраки", создаваемые работой органов чувств и мозга человека, хорошо изучаемой объективными методами.

В итоге идеалистические представления о человеческой психике, о сознании фактически обосабливали эти явления, отделяли их от круга материальных явлений, которыми занимаются естественные науки: физиология, биология, химия, физика.

С другой стороны, ограничение исследуемых вопросов только рамками изучения соответствующих мозговых процессов приводило к невозможности раскрыть особенности собственно психических явлений. Потому что, когда для познания психических явлений обращаются к тем механизмам, которые при этом функционируют, т. е. к физиологическим (нервным) механизмам, то видят процессы возбуждения, распространения этого возбуждения, торможения, индукции и т. д., т. е. процессы, которые сами по себе объективно физиологические, а не психические.

23. Основные положения классического психоанализа.

Психоана?лиз - психологическая теория, разработанная в конце XIX начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

* человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

* эти влечения преимущественно бессознательны;

* попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

* помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

* конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким какневроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

* освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке.

24. Основные положения бихевиоризма и необихевиоризма.

Бихевиоризм - одно из ведущих направлений в психологии, предметом изучения которого является поведение как совокупность отношений "стимул - реакция". Классический бихевиоризм сводил психику к различным, преимущественно двигательным, формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Предмет бихевиоризма - это поведение человека - это все поступки, слова, действия, как приобретенные, так и врожденные.

Поведение с точки зрения бихевиористов - это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Это любая реакция, в том числе и сосудистая и выделение секрета железой.

С точки зрения бихевиоризма личность - это опыт, который человек приобретает в течение жизни, - это набор изучаемых моделей поведения.

Необихевиоризм - психологическое направление, которое берет свое начало в бихевиоризме и основано на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты.

Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты - в схеме S - R появились "промежуточные переменные". Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех - неуспех, которые являются феноменами поля сознания. К необихевиоризму относятся концепции американских психологов Б.Скиннера, К.Халла, Э.Толмена.

25. Основные положения гештальтпсихологии.

Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания - характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое.

Гештальт-психология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

26. Основные положения экзистенциально-гуманистической психологии.

Новая ситуация, сложившаяся в мире в связи с последствиями первой и в особенности второй мировой войн, безумие фашизма обратили психологическую мысль запада к новой проблематике - смысла (или бессмысленности?) бытия, свободы (или несвободы?) личности, его ответственности, жизни и смерти - к проблемам, разрабатывавшимся в философии экзистенциализма.

Это направление в целом часто обозначается как экзистенциально-гуманистическая психология.

Возникновение названия и формулирование основных принципов связано в первую очередь с именем американского психолога Абрахама Маслоу. В центре гуманистической психологии - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

Прежде всего, гуманистическая психология подчеркивает, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к покою и определенности, то есть равновесному состоянию, но и к нарушению равновесия.

В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, то есть творческая направленность.

Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности; прежде чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный; по словам Маслоу, Фрейд показал на больную сторону психики; пора показать здоровую). Подлинное же здоровье - не в медицинском, а экзистенциальном смысле - означает творческий рост и саморазвитие.

27. Основные положения теории Л.С.Выготского.

Л.С. Выготский является создателем культурно-исторической теории психического развития человека.

Исходный пункт теории составляет идея о соотношении реальной и идеальной формы. В онтогенетическом развитии человека изначально существует идеальная форма, взаимодействующая с реальной: с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребенка. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития.

Для приобщения к идеальным формам необходим посредник. Для Выготского таким посредником выступает знак - естественный язык, искусственные знаковые системы, символ, миф и т.п. Психическое развитие в культурно-исторической традиции - это многообразие форм знаково-символического опосредствования, "окультуривания натуры".

Механизмом преобразования культуры в мир личности, становления у ребенка культурных форм поведения для Л.С.Выготского выступил открытый во французской социологической школе механизм интериоризации - превращения внешнего во внутреннее. Он полагал, что каждая культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание другому или обращение к взрослому; только на следующем шаге эта форма становится индивидуальной функцией самого ребенка [5].

Движущую силу психического развития составляет обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Для объяснения внутренней связи обучения и развития Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития.

Л.С.Выготским сформулировано три основных закона развития высших (опосредованных) психологических процессов человека.

Первый: само возникновение этих процессов у человека "есть продукт его деятельности, как общественного человека. Первоначально социальная и внешне опосредованная, она лишь в дальнейшем превращается в индивидуально-психологическую и внутреннюю, сохраняя вместе с тем свою принципиальную структуру.

Второй: идея функциональных психологических систем.

Третий: основной закон, открывающий место и роль речи, как функции, составляющей условия возникновения сознательной, интеллектуальной и волевой деятельности человека. В движении значений конкретизируется обобщающая деятельность человеческого сознания.

Суть концепции Выготского - учение о системном и смысловом строении сознания, "учение ... о сознании действующем", "конкретная теория осознания человеком своего - человеческого - бытия . - Формой этого осознания и является значение

28. Основные положения теории А.Н.Леонтьева.

В основу теории был положен диалектический принцип марксистской философии: "Бытие порождает сознание". Он утверждал первичность материи и вторичность сознания. Леонтьев на основе этого считал, что психика это особый вид деятельности. Деятельность понималась как такое взаимодействие со средой, в результате которого возникает идеальный образ этой среды, который затем начинает регулировать поведением.

Основные положения: - основной характеристикой человеческой деятельности является её предмет, т.е. начало взаимодействия с предметом, а потом с его образом. Предмет деятельности это то, на что направлена активность. В качестве предмета может выступать материальный предмет или идеальный предмет (мысли, чувства, переживания). - генетически исходной является предметная практическая деятельность человека. От неё возникают все другие виды психической деятельности, познавательной, интеллектуальной, мыслительной. Происходит это благодаря процессу интериоризации, при котором внешние практические действия становятся внутренними действиями, переходят во внутренний план сознания.

Основные принципы:

пр-п предметности - деятельность всегда имеет свой предмет

пр-п активности - положение об активности психического отражения, определяющего деятельность

пр-п неадаптивной природы предметной деятельности отражает специфическую характеристику человеческой деятельности - внутреннее действует через внешнее и преобразует само себя

пр-п интериоризации и эктериоризации

пр-п анализа деятельности по единицам

пр-п опосредованности

пр-п зависимости психического отражения

29. Основные положения теории С.Л.Рубинштейна

Разрабатывал деятельностный подход (принцип единства сознания и деятельности). При рассмотрении принципа "творческой самодеятельности" (любая деятельность является самостоятельной и творческой - одна из важнейших мыслей Рубинштейна): "...субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого". Выдвинул принцип единства сознания и деятельности.

Субъектно - деятельностный подход: личность, психика формируется в процессе деятельности

деятельность, действие и психическое как процесс, продукт и результат

Компоненты деятельности:

- реакция - раздражитель, внешняя причина

- операция - составная часть деятельности, неосознанна

- действие - специф. черта деят., наличие цели

- поступок - деят., в которой выражается отношение субъекта к объекту деятельности

Действие - это основная единица анализа деятельности. Это процесс, направленный на реализацию цели (цель - образ желаемого результата).

Характеризуя понятие "действие", можно выделить 4 момента:

Действие содержит в себе акт сознания. Действие направлено на достижение цели, цель всегда сознательна, образ результата удерживается в сознании, пока осуществляется действие.

Действие - это акт поведения. Внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием.

Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Эти принципы различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма.

Понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Цель может быть любой, не только биологической (получение пищи, избегание опасности), но и производством какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний.

30. Основные положения теории Д.Н.Узнадзе

Д.Н. Узнадзе Один из представителей советской психологической науки, который был основателем школы психологии в Грузии. Основным предметом изучения Д.Н. Узнадзе была установка.

Установка - это готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении, обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, это готовность к определенной активности.

Формирование установки зависит от наличия 2х основных условий:

1. наличие какой-либо потребности

2. ситуация, в которой эта потребность могла бы быть удовлетворена

Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнить соответственное действие.( Но иногда механизмы установки могут ввести в заблуждение).

Функции установки:

позволяет подготовиться к наступлению события

освобождает субъект от необходимости принимать решения и контролировать протекание деятельности в стандартных условиях

позволяет обеспечить стабильность в изменяющихся событиях

Выделяют 3 иерархических уровня регуляции деятельности - уровни установок смысловых, целевых и операциональных.

Установки смысловые выражают отношение субъекта к объектам. Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. Операциональные - фиксированные установки, появляются в ходе решения задачи. Низший уровень - это готовность мышечного аппарата, на физиологическом уровне.

31. Концепция А.Н.Леонтьева о происхождении и развитии психики в филогенезе.

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи головного мозга субъективно отражать объективную действительность, строить на этой основе не отчуждаемые от субъекта образ этого мира, с помощью которого он регулирует свое поведение и деятельность. Психика возникла на определенном этапе развития органического мира как механизм адаптации живых существ к окружающей среде. Развитие психики -закономерное изменение психических процессов во времени, выраж-ное в их кол-ных и кач-ных структурных преобразованиях. Развитие психики хар-ся способ-тью к накапливанию изменений, каждая ступень псих раз-я начинается с осложнения деятельности, новая форма псих отражения дает возм-ть в дальнейшем усложнять эту деят-ть. Для объясн-я возникновения психики в филогенезе Алексей Николаевич Леонтьев предлагает теорию деятельности. Деят-ть - процессы осущ-щие активное отнош-е субъекта к дейст-ти. Объективным критерием появления психики он считал чувствительность, т.е способность организма реагировать на биологически нейтральные, абиотические свойства среды(н-р шорох в кустах). Где есть чувствительность, там есть психика. Чувствительность - это раздражимость на такие условия в которых не участвуют процессы ассимиляции- диссимиляции. Раздражимость-способность живого организма реагировать на биотические свойства среды (где задействованы процессы ассимиляции- диссимиляции).

Факторы влияния на развития филогенеза (усложнение психики):

1. Внешние факторы - переход из жизни в гомогенной среде к наземному образу жизни;

2.Внутренние факторы - усложнения анатомического строения - конечностей, появление и развитие нервной системы и головного мозга. Чем сложнее форма психического отражения, тем сложнее поведение.

32. Проблема критерия психического. Раздражимость и чувствительность.

По А.Н.Леонтьеву, граница между миром психического и миром непсихического проходит между двумя типами реагирования организма: раздражимостью и чувствительностью.

Раздражимость - это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия (например подсолнух двигается вслед за солнцем, поглощая таким образом максимальное количество солнечной энергии, необходимой для успешного протекания процесса фотосинтеза (такие движения называют тропизмами). Однако, по Леонтьеву, подсолнух не обладает психикой, т.к. он может реагировать исключительно на раздражители (свет), которые удовлетворяют его биологическую потребность в энергии света. Класс раздражителей, которые напрямую удовлетворяют биологическую потребность, называют биотическими. Однако подсолнух не может научиться реагировать на другой класс раздражителей, которые сами по себе не удовлетворяют потребность, но сигнализируют о биологически значимых объектах. Даже если вы много раз будете сочетать освещение цветка с определенным звуком, вам не удастся научить его заранее поворачиваться в сторону звука, за которым последует освещение.)

В качестве объективного критерия возникновения психики Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия. Эта способность открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые не были запрограммированы генетически, т.е. к прижизненному научению. Эта способность, в отличие от раздражимости, была названа чувствительностью. Т.о., психика появляется тогда, когда появляется минимальная возможность научения.

33. Основные стадии развития психики в филогенезе.

Фабри выделил две стадии развития психики в филогенезе:

1.Стадия сенсорной психики, которая подразделялась на низший (животные обладают развитой раздражимостью и элементарной чувствительностью - простейшие) и высший уровни (появляются ощущения, важные орган - челюсти и способность к формированию простейших рефлексов).

2.Стадия перцептивной психики, которая подразделялась на низшие ( отражение происходит в форме образа предметов, формирование двигательных навыков - рыбы, насекомые), высшие (элементарные формы мышления, решение задач, хорошая способность к научению - птицы, млекопитающие) и наивысшие (для приматов, собак, дельфинов - фаза интеллекта) уровни.

34. Основные характеристики сенсорной психики.

Элементарная сенсорная психика - первичная, наиболее примитивная. Свойственна от простейших насекомых до некоторых позвоночных. Животные реагируют на отдельные абиотические свойства объекта. Активность носит нерасчлененный, целостный характер. Однофазный акт: ощущение a результат.

Стадия элементарной сенсорной психики. Отражение отдельных свойств среды в силу их связи с жизненно важными воздействиями. Инстинкт - жесткая последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на воздействие определенного свойства среды. Имеет врожденную основу, но достраивается при жизни - это некая предрасположенность, которая доопределяется в первые часы жизни (импринтинг). Это квинтэссенция видового опыта. В инстинкте жестко задан результат, а не путь его достижения, это адаптивное, целенаправленное поведение.

Генетически передается предрасположенность к инстинктивному поведению, но содержание инстинкта меняется.

Низший уровень - простейшие. Строение: ядро, пищеварительные и выделительные вакуоли, протоплазматическая нить. Нет преследования пищи. Нет активного поиска и избегания раздражителя, низкая пластичность, низкие адаптивные возможности - сторожевая функция психики. Низшая форма научения (неассоциативное) - привыкание (вибрации для инфузории). Надо отличать от утомления (у растений). Для проверки - изменить характер раздражителя. Слитность чувствительности и раздражимости. Зачатки ассоциативного научения.

Высший - кишечнополостные, высшие черви, брюхоногие моллюски (улитки). Появление органов и тканей, нервной системы. Симметричные органы чувств, нервная система. Таксис - направленность на абиотический фактор, не может осуществляться без психики.

35. Основные характеристики перцептивной психики.

Перцептивная стадия. Низший уровень - членистоногие, насекомые, головоногие моллюски. Сложная мускулатура и нервная система, фасеточное зрение. Специализация органов чувств. Ориентация на отдельные свойства среды, сложная локомоция, появления манипулятивнои активности. Различение форм (эксперимент со стрекозами). Замечают изменение обстановки и проявляют к ним исследовательское поведение. Появление мнемотаксисов - передвижение по индивидуально выученным ориентирам (научение). Территориальное поведение, ритуалы, бескорыстное любопытство. Групповое поведение (сигнальные действия), научение - пищедобывание и избегание. Два вида научения: облигатное (видовое) и факультативное. Высший уровень - птицы, рыбы, млекопитающие - все позвоночные (по Фабри). Целостные образы - в пространстве и во времени (экстраполяция, поиск обходных путей). Манипулирование, общение, научение. Пластичность, перенос навыка. Млекопитающие - иерархии, традиции, орудийная деятельность. Тенденция к увеличению детства.

Навык - это форма индивидуально изменчивого опыта, формируется при жизни. Операция - составная часть навыка, конкретный способ поведения. Операции могут возникать только на перцептивной стадии, так как необходимо различать предметы (цель и условия).

36. Основные характеристики интеллектуального поведения животных.

Предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование, причём прежде всего с биологически "нейтральными" объектами. В ходе манипулирования происходит наиболее глубокое и всестороннее ознакомление с новыми предметами или новыми свойствами уже известных животному объектов, формируются обобщённые знания о предметных компонентах окружающей среды. "Бескорыстная любознательность". Отличительная особенность интеллекта животных состоит в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей возникает отражение их отношений и связей. По мере развития интеллектуальных форм поведения фазы решения задачи приобретают разнокачественность: прежде слитая в единый процесс деятельность дифференцируется на фазу подготовления и фазу осуществления.

Развитие научных взглядов на интеллект животных:

· Антропоморфические теории. Приписывали животному взгляды, мысли и намерения человека.

· Бихевиоризм. Торндайк ставил много опытов по выработке сложных форм поведения путём дрессировки. Показал, что животные, будучи поставлены в ситуацию, в которой человек бы размышлял, обнаруживают глупость, неразумное поведение, не имеющее ничего общего с поведением человека, следовательно, для объяснения этого поведения нет нужды приписывать животным разум. Негативистическая тенденция, доказательство "нечеловекоподобности".

· Обоснование дарвинизма. Кёлер показал, что высшие обезьяны по уровню психического развития стоят ближе всех к человеку.

Кёлер для исследования интеллекта человекоподобных обезьян использовал метод обходного пути, в котором достижение цели становилось возможным при употреблении орудий. Поскольку инстинкт - это иннервация, движения палкой не являются инстинктивными и мы можем говорить об интеллектуальном поведении. Вообще, главный метод - это метод двухфазных задач, а обходной путь - это разновидность двухфазной задачи.

Три критерия интеллектуального поведения животного:

· Когда движения органов сменяются движениями орудий и становятся опосредованными

· Употребление орудий, предполагающее понимание объективных свойств вещей

· Структурный(целостный, оформленный) характер всей операции. Операция шимпанзе не возникает из отдельных элементов, как при дрессировке крыс; интеллектуальная операция возникает сразу как целое, которое определяет свойства и функциональные значения своих составных частей.

37. Отличия психики человека от психики животных.

Психика даже высших животных способна отражать лишь пространственно-временные связи и отношения меж­ду предметными компонентами среды, но не глубокие причинно-следственные связи. Психика же человека пря­мо или косвенно отражает также и общественные связи и отношения, деятельность других людей, равно как ее ре­зультаты, и это позволило человеку постигнуть даже недо­ступные наблюдению причинно-следственные связи. На этой основе стало возможным отражение в мозгу человека предметной действительности вне непосредственного от­ношения к ней субъекта, т.е. в сознании человека образ действительности уже не сливается с переживанием субъекта, а отражаются объективные, устойчивые свойства этой действительности.

Определяя человеческое мышление как общественно обусловленную познавательную деятельность, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что "мышление, в собственном смысле слова, без языка невозможно. Абстрактное мышление - это языковое, словесное мышление... Человеческое познание есть историческая категория. Оно не сводимо к моментальному акту, в котором знание возникает, чтобы тут же угаснуть. Познание в собственном смысле слова предполагает преемственность приобретаемых познаний и, значит, возможность их фиксации, осуществляемой посредством слова"8. Животные лишены возможности словесного общения, а тем более словесной фиксации приобретаемых познаний и их передачи потомству с помощью языка. Этим определяется предел мышления животных, равно как их коммуникативных возможностей, и одновременно характеризуется биологическая, чисто приспособительная роль их общения. Ведь для осуществления этой роли не нужны слова, благодаря которым "впер­вые появляются абстрагируемые от вещей идеальные объекты мышления как "теоретической" деятельности и вместе с ними и эта последняя"9.

Итак, мы подошли к тому рубежу, когда на фоне филогенетической общности происхождения четко вырисовывается коренное различие между интеллектом животных и сознанием человека, а тем самым и грань между животным и человеком вообще. Переход через эту грань стал возможен и необходим в результате активного, в корне иного воздействия на природу при осуществлении трудовой деятельности. Осуществляемая с помощью орудий труда, эта деятельность опосредовала отношения ее исполнителя к природе, а это послужило важнейшей предпосылкой для преобразования досознательной психики в сознание.

Элементы опосредованного отношения к природе, к ее предметным компонентам встречаются уже в манипуляционной активности обезьян, особенно при компенсаторном манипулировании и в орудийных действиях, а также при демонстрационном манипулировании. Однако, как уже отмечалось, при сложном манипулировании, когда обезьяна воздействует одним объектом на другой, ее внимание направлено лишь на изменения, происходящие в аналоге орудия ("первом объекте"), но не в объекте воздействия ("втором объекте"). Подлинные же орудийные действия ситуационно обусловлены, и соответственно их познавательная ценность предельно ограничена конкретным, чи­сто приспособительным значением этих действий, как об этом свидетельствуют и приведенные раньше примеры. Свое всемерное развитие и полноценное познавательное значение опосредованные действия получают только тогда, когда после слияния компенсаторного манипулирования с ору­дийными действиями внимание переключается на обраба­тываемый ("второй") объект, что с необходимостью и происходит при трудовой деятельности. Именно такое и только такое опосредованное отношение к природе позволило человеку вскрыть недоступные непосредственному наблюдению существенные, внутренние взаимозависимости и закономерности природы.

Не менее существенным для преобразования досознательной психики в сознание являлось то, что опосредо­ванное отношение к природе формировалось в ходе установления трудовых связей между работающими, через их общение друг с другом при выполнении трудовых опе­раций. Именно таким образом возникала одновременно с сознанием в процессе трудовой деятельности членораздельная речь, послужившая средством обусловливания индивидуального сознания общественным.

Как указывал К. Маркс, сознание людей было первоначально непосредственно вплетено в их материальную деятельность и материальное общение.

О коренном отличии исторического развития человечества от биологической эволюции животных, куль­турного типа развития поведения от биологического Л.С.Выготский писал, что "развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, в то время как изменения биологического типа являются основой эволюционного типа развития. Как известно и как неоднократно указывалось, эта черта составляет и общее отличие исторического развития человека". У человека, продолжает Выготский, "на первый план выступает развитие его искусственных органов -орудий, а не изменение органов и строения тела"

Но именно биологическая эволюция животных, весь ход филогенеза позвоночных, а еще ниже - беспозвоночных создали биологическую основу и предпосылки для этого небывалого в истории органического мира перехода на совершенно новый уровень развития.

38. Происхождение сознания в филогенезе.

Леонтьев выделяет 3 стадии развития психики. Согласно Фарби, в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший и наивысший.

3 стадии развития психики:

элементарная чувствительность - животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира;

предметное восприятие - Деятельности животного определяется воздействием уже не отдельных свойств, а вещами в целом;

интеллект - характеризуется еще более сложной Деятельностью и сложными формами отражения действительности. Появляется возможность... подготовительных действий для своего решения.

Возникновение сознания - это качественно новый этап в развитии психики.

Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание носит всегда целенаправленный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление сознания - процесс очень длительный, связанный с общественно-трудовой Деятельностью. Возникновение трудовой Деятельности в корне изменило отношение человека к окружающей среде. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Основой перехода к сознанию человека явился совместный труд людей, направленный на общую цель. В процессе трудовой Деятельности развивались и закреплялись функции руки, которые все совершенствовалась и изменялась, превратившись в орган познания.

Сознание является высшим уровнем психического отражения.

Развитие психического отражения на шаг отстает от развития Деятельности.

Леонтьев:

сенсорная Деятельность направлена на объект. Психическое отражение отражает отдельные свойства;

перцептивная Деятельность (психическое отражение) направлена на отношение объектов:

- отдельные объекты;

- появление операции (условия, в которых дан предмет Деятельности).

интеллектуальная Деятельность: психическое отражение - отношения между объектами.

39. Проблема активности в физиологии и психологии.

40. Определение сознания. Свойства сознания.

Сознание - это прежде всего совокупность знаний. "Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, - это знание" (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. "Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано" (С. Л. Рубинштейн).

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

41. Структура сознания.

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

П. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

42. Культурно-историческая концепция развития психики человека.

43. Строение и генез высших психических функций.

44. Проблема личности в психологии.

45. Индивидуально-психологические свойства человека.

46. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии и основные варианты их решения.

47. Проблема соотношения биологического и социального в развитии психики.

48. Проблема соотношения врожденного и приобретенного в психике.

49. Мозг и психика.

50 Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым.

Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие "индивид" имеет несколько толкований. Прежде всего индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - "личность". Данное понятие, как и понятие "индивид", имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие "личность" характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства - конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства - структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст.

Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев при изучении человека, - "субъект деятельности". Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями "индивид" и "личность". Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, - преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо.

Показать полностью… https://vk.com/doc135423791_437299220
404 Кб, 24 февраля 2016 в 14:35 - Россия, Москва, МПСУ (бывш. МПСИ), 2016 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении