Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055890 из МПСУ (бывш. МПСИ)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра клинической психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

проф. А.И. Данилов

______________________

"_____" __________2010 г.

Цветков А.В.

Методические указания по написанию дипломной работы

по специализации "Клиническая психология"

для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 Психология, специализация "Клиническая психология"

Москва 2010

УДК

ББК ОМОУП

Цветков А.В. Методические указания по написанию дипломной работы по специализации "Клиническая психология". Учебное издание предназначено для студентов, обучающихся по специальности "Психология", специализация "Клиническая психология" 5 курса. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. - с.

Рецензент: Федорова Т.М. к. психол. н., доцент

Дипломная работа выполняется на 5 курсе и является элементом итоговой аттестации студента. В методических указаниях представлены: примерный план дипломной работы, требования к работе студента, обязанности руководителя, критерии оценки работы, приведены примерные темы работ, одобренные кафедрой клинической психологии.

Цветков Андрей Владимирович

Компьютерный набор автора

Компьютерная верстка автора

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл п.л. Изд. № 00.00-200. Тираж... экз.

Отпечатано в Московском психолого-социальном институте.

? "Московский психолого-социальный институт", 2010

I. Организационно-методический раздел

1.3. Цели и задачи и место дисциплины в образовательной программе

Дипломная работа представляет собой самостоятельное, завершенное теоретическое (в особо оговоренных случаях!), экспериментальное или эмпирическое исследование в области клинической психологии, которое систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические знания и практические умения студента при решении конкретной научной задачи, развивает навыки научной работы. Выполнение дипломной работы совершенствует владение эмпирическими, экспериментально-диагностическими и другими методами, используемыми при решении поставленных в работе проблем и вопросов, выявляет научные интересы, способности и творческие возможности студента, характеризующие итоговый уровень его квалификации как выпускника НОУ ВПО "МПСИ". Дипломная работа должна подтвердить способность автора к самостоятельным научным исследованиям. Ее смысл состоит в приобретении навыков не только творческого решения проблем с научных позиций, но и обработки, интерпретации и письменного изложения полученных результатов. Такие навыки являются необходимыми не только академическим ученым и исследователям, но и всем, кто желает посвятить себя профессии психолога.

Дипломная работа - результат, итог выполнения тех задач, которые решает студент в учебном процессе. Поэтому значение дипломной работы определяется в первую очередь тем, в какой степени студент научился самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность на всех ее этапах - от планирования научного исследования, его организационно-методической подготовки и выполнения, до не менее важного, чем остальные, конечного этапа - представления результатов в виде текста.

Дипломная работа по клинической психологии чаще всего является эмпирическим исследованием. Однако, в некоторых случаях, она может быть и чисто теоретической, при условии, что одна из курсовых работ, связанных с дипломом общей проблематикой, была эмпирической. В таком случае результаты указанной курсовой работы или излагаются в дипломе отдельной главой в качестве иллюстрации выводимых теоретических положений, или прикладываются в виде приложения. Однако стоит отметить, что теоретическое исследование в области клинической психологии является достаточно редким жанром, поэтому студент (и его научный руководитель!) должны быть готовы защитить замысел работы еще на стадии утверждения ее на заседании кафедры по утверждению тем дипломных работ.

Целью дипломной работы по "Клинической психологии", таким образом, является подтверждение студентом всей совокупности навыков учебной деятельности с ее продуктивной стороны - проведение самостоятельного исследования от выбора темы и постановки задачи, до представления результатов комиссии ученых, специалистов в области клинической психологии.

Задачи "Дипломной работы по клинической психологии":

* развитие способности к самостоятельной научной деятельности,

* развитие навыков теоретико-методологического мышления,

* развитие навыков постановки эксперимента или проведения эмпирического исследования,

* развитие умений и навыков написания научного текста,

* формирование навыков представления результатов собственных научных изысканий.

Дипломная работа выполняется уже после того, как студент приобретает базовые навыки самостоятельной научной деятельности в ходе написания курсовых работ по "Общей психологии", "Психологии развития", "Клинической психологии".

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Объем дисциплины 1 2 Общая трудоемкость дисциплины, всего 158 в том числе: Аудиторные занятия, всего, 18 из них: Консультации (К) 15 С Проверка работы (П) 3 Самостоятельная работа 140 Форма итогового контроля Защита

2. Рекомендации по выполнению дипломной работы.

1. Примерные темы дипломных работ, одобренные кафедрой клинической психологии.

Вниманию студентов! Выбор конкретной темы производится студентом во взаимодействии с научным руководителем. Приведенные ниже темы являются примерными, т.е. отражающими круг научных проблем, которыми занимается тот или иной преподаватель. Конкретная научная проблема, разработка которой будет положена в основу дипломного проекта, может отличаться от примерной темы.

Сергиенко Алексей Анатольевич, к.псх.н., доцент:

1. Особенности развития слухо-речевой и зрительно-предметной памяти у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

2. Особенности развития восприятия у детей с СДВГ.

3. Особенности развития мышления разных форм у детей с СДВГ.

4. Особенности развития двигательной сферы при разных формах дизонтогенеза.

5. Формирующее и коррекционное обучение детей с СДВГ.

6. Нейропсихологическое сопровождение детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (тематика исследований аналогична таковой в исследованиях СДВГ).

7. Формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста.

Косинова Виктория Владимировна, к.псх.н., доцент:

1. Особенности использования проективных методов в патопсихологической диагностике самосознания подростков.

2. Особенности суицидального поведения подростков (и варианты психологической помощи).

3. Особенности групповой психотерапии подростков с реакциями на тяжелый стресс и расстройствами адаптации.

Цветкова Наталья Афанасьевна, к.псх.н., доцент:

1. Особенности внутрисемейных отношений при пограничной психической патологии.

2. Особенности отношения к родителям у подростков, имеющих проблемы в поведении и развитии (примеры: злоупотребление алкоголем; агрессивное поведение).

3. Особенности межличностных отношений в семьях с нарушениями репродуктивной функции.

4. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в психическом развитии.

5. Особенности семейных установок лиц нетрадиционной сексуальной ориентации.

Филякова Елена Геннадьевна, к.псх.н., доцент:

1. Особенности внутренней картины болезни при различных хронических заболеваниях (болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д.).

2. Особенности влияния различных заболеваний на эмоциональную сферу взрослых и детей (сравнительный анализ).

3. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в психофизиологическом развитии.

Шипкова Карина Маратовна, к.псх.н., доцент:

1. Особенности нарушений письма и чтения при афазии.

2. Музыкотерапия при нарушениях речи и познавательных процессов.

3. Эмоциональные расстройства у больных афазией.

4. Особенности спонтанного восстановления психических процессов у больных с локальными поражениями мозга.

5. Особенности зрительной и слухо-речевой памяти у левшей и правшей.

6. Нарушения межполушарного взаимодействия при локальных поражениях мозга.

Рощина Ирина Федоровна, к.псх.н., доцент:

1. Особенности формирования межполушарной асимметрии в онтогенезе.

2. Роль функциональной межполушарной асимметрии в протекании эмоций.

3. Нейропсихологический анализ позднего онтогенеза.

4. Апробация методов нейропсихологической диагностики и коррекции для разных возрастных групп.

5. Нейропсихологический анализ мнестических процессов на разных этапах онтогенеза.

Зверева Наталья Владимировна, к.псх.н., доцент:

1. Особенности нарушения познавательных психических процессов у детей и подростков, больных шизофренией (детским аутизмом).

2. Особенности вербальных ассоциаций у психически больных.

3. Особенности выполнения методики "Пиктограмма" разными группами психически больных.

4. Особенности детско-родительских отношений в семьях больных нервной анорексией.

5. Особенности нарушений общения и эмоций при психических заболеваниях.

Цветков Андрей Владимирович, к.псх.н., доцент:

1. Особенности самосознания при девиантном и аддиктивном поведении.

2. Нейропсихологический анализ психического развития детей-билингвов.

3. Особенности личностного отреагирования критических ситуаций.

4. Апробация методов изучения произвольной регуляции деятельности для разных возрастных групп.

Цветкова Любовь Семеновна, д.псх.н., профессор:

1. Особенности нарушений речи при поражении глубинных структур мозга.

2. Внутренняя картина болезни у больных с поражениями мозга.

3. Особенности формирования речи и эмоциональных процессов у детей с трудностями психического развития.

4. Апробация методов формирующего обучения для детей разных возрастных групп.

Котягина Светлана Николаевна, к.псх.н., доцент:

1. Особенности развития познавательных (моторных) процессов у детей с трудностями развития психики/ослабленным здоровьем.

2. Особенности эмоциональной сферы (мышления) у детей и подростков с левосторонним профилем межполушарной асимметрии.

3. Особенности развития высших психических функций у детей с признаками интеллектуальной одаренности.

2. Этапы работы над дипломной работой.

1. Формулировка темы и составление индивидуального плана.

2. Информационный поиск и проведение эмпирического исследования.

3. Систематизация и осмысление материала как результат работы над литературными источниками, проведения эмпирического исследования и анализа полученных данных.

4. Подготовка текста, его техническое оформление и представление работы научному руководителю.

5. Доработка текста по замечаниям научного руководителя и представление окончательного варианта текста на кафедру.

6. Подготовка к защите (составление текста вступительного слова, оформление компьютерной презентации, изучение замечаний рецензента, получение допуска к защите).

7. Процедура защиты.

3. Обязанности студента и научного руководителя при написании дипломной работы.

Обязанности студента:

* своевременно осуществить выбор темы, выбор научного руководителя и подачу заявления на кафедру;

* обращаться к научному руководителю по возникающим вопросам относительно научной части дипломной работы;

* самостоятельно провести теоретико-изыскательскую и эмпирическую часть исследования;

* своевременно предоставить руководителю материалы дипломной работы для проверки;

* подготовить дипломную работу в установленные сроки для ее рецензирования и допуска;

* подготовить проект доклада, презентации, согласовать их с руководителем.

Обязанности научного руководителя:

* помочь студенту в формулировке темы дипломной работы (или адаптации примерной темы к его научным интересам);

* помочь студенту в формулировке цели, задач, гипотез и других формальных моментов дипломной работы;

* указать студенту основных авторов, на работы которых следует опереться в концептуальном разделе диплома;

* своевременно проверять предоставляемые студентом материалы, четко указывая как на формальные, так и на содержательные недочеты;

* оказывать студенты консультации по текущим вопросам (в пределах лимита учебного времени, выделенного на руководство дипломной работой);

* оказать содействие в подборе рецензента;

* своевременно проверить предоствленную дипломную работу и при соответствии ее формальным и содержательным требованиям рекомендовать кафедре допустить к защите.

4. Структура дипломной работы.

Наиболее адекватной формой дипломной работы можно считать трехчастную форму. В работе должны присутствовать три одинаково важных основных раздела:

1) введение в проблему исследования с постановкой целей и задач, кратким описанием программы исследования;

2) описание и анализ основной литературы, имеющейся по исследуемой проблеме;

3) описание эмпирического исследования: цели, задачи, характеристика выборки, используемые методы, полученные результаты. Иногда в этой же главе дается обсуждение результатов в соответствии с исходными целями и задачами. Такая композиция структурирует изложение материала в логике, удобной для понимания сути исследования. Таким образом, в дипломной работе должны быть представлены данные исследований, полученные ранее другими учеными, результаты полученные непосредственно автором диплома и то, как новые, полученные автором результаты изменяют состояние исследуемой области клинической психологии, как данная проблема может изучаться в дальнейшем и т.п.

Остановимся подробнее на структуре и содержании всех частей работы.

Введение (1-3 стр.), где должны быть кратко сформулированы: клинико-психологическая проблема, которой посвящена работа, ее актуальность, основные гипотезы, предмет, объект, цель и задачи исследования, его научная новизна, основные методы, краткая характеристика выборки и базы исследования. Актуальность дипломной работы - это ее современность, необходимость на данном этапе развития науки и практики. Объект работы - это научная область, которую вы рассматриваете. Предмет дипломной работы - это сторона или связи внутри объекта. Например, если объектом работы выступает "личность ребенка 6-7 лет, больного ранним детским аутизмом", то предметом работы могут быть "особенности нарушений личности у ребенка 6-7 лет, больного РДА". Цель работы выдвигается одна и начинается с глагола "выявить", "изучить", "исследовать". Цель должна быть однозначна и не допускает формулировок типа "разработать и выявить". Должно быть что-то одно - или "разработать" или "выявить". Задачи - это конкретизация цели работы. Допустим, если цель: "выявить структуру Образа я у младших школьников", то в задачи включается и теоретическая разработка данной проблемы, и подбор методов, и психологическое обследование младших школьников, и подведение итогов исследования. Задач обычно бывает 4-5 штук. Они записываются последовательно - от "изучить научную литературу по теме" до "сделать необходимые выводы". Гипотеза исследования - это то предположение, которое проверяется, верифицируется всей дипломной работой по клинической психологии. Гипотеза формулируется однозначно и в утвердительной форме. Например, "преодоление посттравматического стрессового синдрома возможно через личностный рост пострадавшего".

Эта часть текста наиболее формализована, поскольку служит задаче быстрой ориентации читателя в содержании текста на основании определенных формальных параметров. Хотя даже очень опытные исследователи сталкиваются с проблемой вписывания характеристики своего исследования в столь жесткие рамки, с дидактической точки зрения написание данного раздела - весьма полезная для самого дипломника процедура, поскольку требует от него методологической рефлексии, логичного структурирования материала, умения формулировать свои результаты в максимально компактном и формализованном виде.

Проблема, избранная автором, обосновывается с точки зрения ее теоретической и практической актуальности для клинической психологии. Необходимо кратко сформулировать: зачем и почему нужно решать эту проблему, в чем именно она состоит, как она соотносится с данными литературного обзора.

Обзор литературы (современное состояние проблемы). Его общий объем не должен быть более 1/2 всего объема работы, т.е. порядка 25-30 стр. В задачу данного раздела входит ознакомление читателя с "положением дел" в области, соответствующей проблеме исследования, как это представляется с позиции автора. Кроме краткой истории вопроса, здесь необходимо осветить наиболее известные точки зрения и подходы к постановке и решению проблемы. Должно быть также проанализировано со-

временное (за последние 5 лет! многие дипломные работы грешат отсутствием ссылок на современную литературу) состояние исследований в этой области. Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать связный авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов, структурировать материал, обозначать соответствующие подразделы, исходя из логики раскрытия проблемы исследования. В данном разделе автор должен продемонстрировать свое понимание исторической и научной логики развития исследований в данной области и подвести читателя к пониманию актуальности, значимости и обоснованности авторской постановки проблемы исследования. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированным резюме, содержание которого объясняет необходимость обращения автора дипломной работы к продолжению исследований в данной проблемной области. Данное резюме может быть сформулировано в виде списка выводов по теоретической главе.

Постановка проблемы и описание программы исследования (1-3 стр.). Здесь необходимо четко изложить проблему исследования, логически связанную с литературным обзором, перечислить вытекающие из нее научные задачи, кратко сформулировать предмет и объект исследования, обосновать выбор определенных групп испытуемых, описать план и основные методические особенности эксперимента, его процедуру. В этой части работы должна быть продемонстрирована преемственность проводимого исследования, его место в разработке изучаемой проблемы.

Эмпирическое исследование:

а) методы, методики и материалы исследования (1-5 стр.). В этом разделе, прежде всего, должны быть кратко, но исчерпывающе описаны:

1. Испытуемые (респонденты), которые участвовали в исследовании. Должна быть дана по возможности полная характеристика испытуемых (пол, возраст, образование, социальное положение и другие, важные с точки зрения данного исследования сведения), с указанием их количества, принципов включения и исключения из исследования и пр. При характеристике испытуемых особое внимание необходимо уделять соблюдению этики научного исследования - если используются индивидуальные данные и требуется обозначать испытуемых, то все упоминания и ссылки на них необходимо давать в закодированном виде, сохраняя анонимность респондентов, корректно сообщая сведения о клинических диагнозах и фактах из истории болезни и личной жизни конкретных пациентов.

2. Если при выполнении дипломной работы использовались какие-либо технические приборы или экспериментальные установки, их названия и основные характеристики также должны быть упомянуты в настоящем разделе.

3. В данном разделе необходимо охарактеризовать используемые психологические тесты или методики, дать их краткое описание, достаточное для понимания сути используемых методов, и принципов обработки результатов. Необходимо указать, для решения какой именно из поставленных ранее задач используется та или иная конкретная методика, обосновать ее возможные авторские модификации, уточнить, какие результаты могут быть получены. В случае каких-либо модификаций оригинальных методик или при создании новых авторских методик в данном разделе важно точно привести даваемые испытуемым инструкции, последовательность выполнения заданий и т.п.

4. В случае разработки, перевода или адаптации автором новой методики, обязательно обоснование правомерности ее применения, валидности, надежности полученных с ее помощью результатов. Нужно указать, что использовалось в качестве нормативных результатов: самостоятельно полученные или литературные данные. Подобное обоснование может являться самостоятельной (возможно, даже единственной) научной задачей клинико-психологического исследования.

5. Параметры анализа и описания полученных данных (типы ошибок, балльная оценка и т.п.).

6. При описании способов количественной обработки результатов кратко описываются используемые методы математической обработки и анализа данных (по возможности приводятся точные формулы) со ссылками на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы. Обосновывается выбор именно этих методов обработки и анализа данных, адекватность размера выборки и использованного метода. Данный раздел очень важен, поскольку он должен дать читателю полную информацию, необходимую как для проверки достоверности и надежности полученных результатов, так и для их интерпретации, которая может отличаться от авторской, но иметь большое значение для развития научных представлений и перспектив использования полученных данных.

б) Результаты (общий объем не менее 1/3 всего объема работы, т.е. около 15-20 стр.). В данном разделе подробно описываются и предварительно анализируются все полученные данные и выявленные закономерности. Изложение материала структурируется, исходя из логики решения проблемы и в соответствии с экспериментальным планом. Данные приводятся не только в виде текста, но и обобщаются в виде схем, графиков и таблиц. Результаты излагаются последовательно. Возможно представление результатов по каждой из использованных методик, или специальный подбор данных разных методик в соответствии с поставленными задачами и гипотезами исследования (например, по выделенным "клиническим группам" - синдромам, и т.д.). В целом данный раздел должен предоставить читателю исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы.

в)Обсуждение результатов (общий объем не менее 5-7 страниц, но не более 1/3 всего объема работы, т.е. около 10-20 стр.). Раздел содержит детальный анализ полученных результатов в сопоставлении с другими (в частности, освещенными ранее в литературном обзоре) точками зрения и ранее известными фактами. В нем обязательно должно присутствовать сравнение результатов разных методик между собой, поиск согласований, противоречий и взаимных дополнений в эмпирическом материале. Структура данного раздела должна также быть основана на логике исследуемого предмета. В нем нужно обсудить все главные результаты и выявленные закономерности, в особенности те, которые выносятся в заключение и в выводы. В целом данный раздел должен предоставить читателю информацию о степени надежности сделанных в итоге выводов, о согласованности полученных результатов с известными теориями и фактами, об их научной новизне и перспективах практического применения. Однако необходимо помнить, что главной целью любой научной работы является поиск истины и новых знаний, а не доказательство "любой ценой" выдвинутых гипотез, Отрицательный результат - тоже результат. Помимо самостоятельной научной ценности, он убедительно свидетельствует о непредвзятости и профессиональной научной компетенции автора. Разделы "Результаты" и "Обсуждение результатов" могут быть объединены, если это представляется автору и научному руководителю дипломной работы целесообразным.

В Заключении (объем не более 1 стр.) кратко подводятся основные результаты исследования и обсуждаются их перспективы или ограничения. Заключение является необходимой частью дипломной работы, ее завершением по содержанию и по форме. Если отдельные главы и параграфы посвящены относительно подробному изложению частных вопросов, то в заключении следует еще раз пояснить их связь друг с другом и сформулировать важнейшие результаты работы в отношении общей проблемы исследования и его конкретных аспектов, заявленных во введении. Структура заключения является обратной по отношению к структуре введения. Если во введении из всей проблемной области выделяется отдельная проблема, лежащая в основе темы работы, то при написании заключения используется противоположный прием: оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью. Фактически здесь еще раз заходит речь об актуальности темы, но под новым углом зрения. В заключении говорится о перспективах дальнейших исследований. Поэтому в данном разделе помимо формулировки результатов кратко говорится о том, какие важные вопросы остались не изученными, какие новые аспекты рассмотрения проблемы возникли в результате работы и каковы перспективы дальнейших исследований.

Выводы (объем 1-1,5 стр.). В качестве выводов кратко характеризуются самые главные результаты и выявленные закономерности; выводы должны соответствовать поставленным целям и задачам работы, проверяемым гипотезам. Большое число выводов или их чрезмерно подробное описание свидетельствует о неумении автора выделить главное в своих результатах. Выводы приводятся в виде кратко сформулированных положений, данных списком.

Список литературы (рекомендуемый объем не менее 40-45 источников).

Приложения (необязательный раздел, объем которого не входит в общий объем работы). В этот раздел могут частично выноситься полученные данные, описание отдельных исследовательских процедур и т.п. Если данный раздел есть, он должен быть корректно структурирован и оформлен. Каждая страница приложения должна сопровождаться не только номером и названием, но и необходимыми комментариями (подписями). Читатель должен иметь всю необходимую информацию, чтобы самостоятельно разобраться в материалах приложения. Не исключена ситуация, когда объем приложений сопоставим с объемом самой работы.

5. Оформление дипломной работы.

Дипломная работа включает в себя следующие обязательные элементы:

а) титульный лист (см. в приложении);

б) оглавление с нумерацией страниц;

в) "тело" дипломной работы (от введения до заключения);

г) ссылки на литературу и список литературы.

Ссылки оформляются следующим образом:

в тексте в квадратных скобках ставится [№ источника, №Страницы]. В Списке литературы источники приводятся в алфавитном порядке следующим образом:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Сб. статей. Ред. Л.С. Цветкова. - М.: МПСИ, 2001. - 308 с.

2. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М.: Наука, 1991.-244 с.

3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Изд-во Инс-т практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 768 с.

При распечатывании работа оформляется следующим образом: шрифт Таймс нью роман, 14; интервал 1,5; поля - слева 3, справа - 2, сверху и снизу - по 2,5.

Оптимальный объем дипломной работы - 55-65 страниц, не включая список литературы и приложения.

Существует несколько формальных систем структурирования текста в главы и параграфы, из которых наиболее подходящими для дипломной работы являются две.

Первая называется десятичной системой. В десятичной системе применяются только арабские цифры для глав, а нумерация параграфов образуется путем приписывания к номеру главы номера параграфа, которые разделяют точкой. Таким образом, цифры "2.1" и "2.2" обозначают номера параграфов главы 2.

Распространенной является и другая система, в которой главы обозначаются словом "глава" с номером, а параграфы соответствующим значком § с указанием порядкового номера данного параграфа в главе.

6. Содержание дипломной работы.

1. Обзор литературы

Научный руководитель указывает студенту лишь основную литературу по теме, чтением которой, конечно, нельзя ограничиваться.

Источниками информации должны служить статьи в психологических журналах (Мир психологии, Вопросы психологии, Психологический журнал и другие, список наиболее авторитетных журналов можно посмотреть в "Списке ВАК"), монографии, диссертации, материалы конференций и симпозиумов. В качестве вспомогательных источников информации могут выступать реферативные журналы и библиографии (списки литературы, содержащиеся, как правило, в конце монографий и учебников). Основным источником информации являются библиотеки, а также электронные библиотеки, такие как questia com, psylib.com и др..

Важно отметить: чтобы литературный обзор не производил на рецензентов и государственную комиссию впечатление устаревшего, не менее половины упоминаемых в нем источников должны быть изданы в последние 10 лет.

Хорошо подготовленный литературный обзор позволяет провести выявить нерешенные проблемы в конкретной предметной области, более четко поставить задачи эмпирического исследования, подобрать методы и провести обсуждение полученных результатов.

2. Эмпирическое исследование.

Эксперимент (или эмпирическое исследование) направлен на проверку выдвинутой гипотезы (или гипотез).

Перед началом эксперимента необходимо тщательным образом спланировать его методическое обеспечение. В этом сложном вопросе желательна активная позиция самого студента. При выборе методик студенты могут пользоваться знаниями, полученными в курсе общей и экспериментальной психологии, психодиагностики, психологических практикумов, специальных дисциплин.

Для фиксации результатов исследования полезно разработать стандартный протокол, который позволит в процессе эксперимента, обследования испытуемых экономить время и не распылять внимание экспериментатора. Стандартные протоколы позволяют четко фиксировать результаты и облегчают их дальнейшую обработку.

Как правило, окончательное утверждение методического комплекса и формы протокола происходит после так называемого "пилотажного исследования" - пробного эксперимента на небольшой группе испытуемых. Например, если в основной части эксперимента планируется участие 20-30 испытуемых, то для пилотажного исследования достаточно обследовать 3-4 человека. Подобная практика позволяет уточнить выбор методического обеспечения эксперимента, форму протокола, своевременно внести необходимые изменения.

Выбор методического комплекса зависит от целого ряда факторов: цели исследования, трудоемкости обследования и необходимости уложиться в поставленные сроки, количества испытуемых, материально-технического обеспечения эксперимента.

Научный руководитель помогает студенту как на этапе первоначального формирования методического комплекса, так и при его окончательной "доводке" после пилотажного исследования.

Следующая часть работы - основной этап сбора эмпирических данных. Здесь следует напомнить о необходимости аккуратного ведения научной документации. Все протоколы должны заполняться ручкой (не карандашом) - это общее правило и для психолога, и для его испытуемых. Исключение составляют рисуночные и графические методики (проективные рисунки выполняются испытуемыми простым или цветными карандашами). Все протоколы обязательно подписываются, на них указываются паспортные данные испытуемого (если обследование не анонимное), необходимые объективные данные о нем, ставится дата обследования. Если в протоколе несколько страниц, они нумеруются, и фамилия (или номер) испытуемого ставится на каждой странице.

Последующие обследования и протоколы становятся для исследователя мощным интерферирующим фактором, вытесняющим из памяти предшествующую информацию, поэтому неподписанный протокол очень скоро теряет всякий смысл. Ведь в научном эксперименте, как правило, важны не результаты обследования конкретного испытуемого сами по себе, а их сопоставление с некими внешними факторами (возрастом, социальным положением, успешностью обучения и т.п. - в зависимости от цели проводимого исследования).

Вопрос о том, насколько большую группу испытуемым следует обследовать, весьма индивидуален. С одной стороны, группа должна быть достаточно велика, чтобы ее обследование позволило сделать обоснованные выводы. С другой стороны, ее нельзя чрезмерно увеличивать, чтобы не выйти за отведенные временные рамки. Объем обследуемой выборки испытуемых должен согласовываться с научным руководителем. Следует помнить, что главным критерием при оценке дипломной работы - это не только численность группы, но качество всего исследования, включающее и обоснованность методического комплекса, и обоснованность конечных выводов, которые зависят прежде всего от экспериментального мастерства автора, и только во вторую очередь - от численности исследованной группы (хотя конечно делать диплом на одном человеке тоже не стоит!).

7. Критерии оценки дипломной работы.

В соответствии с главной целью - обучения студента самостоятельному осуществлению научно-исследовательской деятельности на всех ее этапах - от выбора темы научного исследования до представления результатов в виде научного доклада перед коллегами-профессионалами в избранной предметной области, кафедрой разработаны следующие критерии оценки дипломных работ, которые рекомендованы как руководителям и рецензентам, так и членам ГАК в качестве ориентиров при работе.

Общие требования:

* Актуальность и обоснование программы исследования.

* Обращение к литературным источникам по теме работы за последние 5-10 лет.

* Аргументрованный выбор проблемы исследования, полнота литературного обзора, обсуждение отечественных, и зарубежных, классических и современных традиций исследования проблемы.

* Вклад автора в изучение проблемы и обоснование авторской позиции.

Исследовательская компетентность автора:

• Соответствие названия общему содержанию работы.

• Степень согласованности замысла работы и его реализации.

• Корректность в постановке проблемы, грамотное выделение объекта и предмета исследования, четкие формулировки цели и задач работы.

• Логика изложения, соотношение и взаимосвязь теоретического и эмпирического материала.

• Полнота и качество описания и обоснования программы исследования (обоснование выбора методического обеспечения, его соответствие задачам исследования, обоснование выборки/ экспериментальной группы).

• Полнота описания, глубина обсуждения и качество интерпретации результатов.

• Корректность статистического и качественного анализа полученных данных.

• Корректность авторских обобщений, содержательность и обоснованность выводов.

• Рефлексия собственных результатов и сравнение их с результатами других исследований.

• Соблюдение профессиональных этических принципов на каждом

этапе исследования.

Трудоемкость организации и проведения исследования:

• Специфика испытуемых, количество испытуемых/ групп.

• Сложность и длительность методической процедуры, обработки и интерпретации данных.

• Личный вклад (степень участия) автора в проведенное исследование.

Оформление дипломной работы:

• Рекомендуемый объем работы, не включающий список литературы, - не более 55-65 страниц (около 1800 знаков с пробелами на странице).

• Работа должна содержать оглавление, введение, основную часть, выводы, заключение, список использованной литературы, при необходимости - приложения.

• Необходимо соблюдение принятых правил цитирования и оформления ссылок, библиографии.

• Рисунки, таблицы должны сопровождаться названиями, нумерацией и расшифровкой условных обозначений.

• Содержание выполненной работы должно быть изложено связно и аргументировано, без ошибок и опечаток в тексте.

Презентация работы в ГАК:

• Профессионализм дипломника в представлении результатов и реального объема проведенной работы, а также его профессионально-этической позиции.

• Адекватная и квалифицированная устная презентация работы ка защите (слайды, схемы и пр.)

• Профессионализм автора в ответах на вопросы членов ГАК

8. Типичные ошибки, снижающие оценку при защите дипломной работы.

1. Оформление:

1.1. В работе отсутствуют необходимые структурные части или их соотношение характеризуется значительной диспропорцией (зачастую студенты чрезмерно увлекаются теоретической частью, как результат, их работа выглядит скорее как хороший реферат на 40-45 страниц с куцей 15 страничной эмпирической частью).

1.2. Присутствует большое количество неисправленных опечаток и описок.

1.3. Отсутствуют названия таблиц, графиков, рисунков.

1.4. В таблицах и графиках нет необходимых пояснений и условных обозначений.

1.5. Отсутствует авторский комментарий к содержанию таблиц и графиков и / или ссылки на таблицы и графики в тексте.

1.6. Ошибки в оформлении библиографии, много случаев "глухих" сносок (когда в тексте есть упоминание автора идеи, но нет ссылки на его работу), в библиографии отсутствуют ссылки на использованные источники (например, не указаны страницы при цитировании; не указана конкретная работа исследователя, на чьи идеи ссылается дипломник и т.п.).

1.7. В оглавлении не указаны отдельные структурные части работы и/или отсутствует их содержательное название.

2. Содержание теоретической части работы:

2.1. Название работы не соответствует ее реальному содержанию.

2.2. Отсутствие упоминания важных источников, имеющих прямое отношение к решаемой проблеме и опубликованных в доступной для студента литературе.

2.3. Использование целых кусков (абзацев, страниц) чужих текстов без указания на источники (на дипломы других студентов, в том числе). Это один из наиболее часто встречающихся "дефектов" дипломных работ - студенты часто "увлекаются" Л.С. Выготским, А.Р. Лурия и др. классиками, забывая, что их замечательные мысли - это, все же, не мысли автора диплома, их надо давать или в кавычках, как цитату, или хотя бы ссылаться четко и постранично.

2.4. Безапелляционная критика взглядов предшественников с одновременным использованием их идей и методов в собственном исследовании. В обсуждении проигнорированы, даже не упоминаются те авторы и работы, чья позиция и / или результаты противоречат позиции автора исследования.

2.5. Отсутствует обсуждение зарубежной и отечественной традиции в анализе проблемы исследования.

2.6. Недостаточное количество или отсутствие в литературном обзоре современных (за последние 5 лет) работ, посвященных изучаемой проблеме. Также весьма частая "беда", свойственная дипломам, обратите пожалуйста на нее внимание! Ведь сейчас, благодаря электронным средствам массовой информации, есть доступ к новейшим статья в журналах, книгам в электронном виде и т.д.

2.7. Текст создает ощущение дефицита общей и профессиональной эрудиции автора, содержит значительное количество повторов и банальных рассуждений, не имеющих отношения к проблеме исследования, или является простой компиляцией.

2.8. Текст настолько формален и лаконичен, что напоминает скорее написанный в спешке краткий отчет или конспект; в нем опущены важные смысловые связки.

2.9. Теоретическая часть не завершается резюме и формулировкой предмета собственного исследования или постановкой задачи.

3. Содержание эмпирической части исследования:

3.1. В программе исследования не разведены формулировки проблемы, предмета, объекта, цели, задач и выборки испытуемых.

3.2. Работа построена на основе чужой методики (модифицированной или сокращенной автором) без ссылки на первоисточник и без проверки качества модификации.

3.3. Дипломник использует в работе собственные методики без указания результатов их апробации.

3.4. В работе нет характеристики выборки, ее необходимой клинико-психологической квалификации; отсутствует описание процедуры, времени и места проведения исследования, а также других деталей, от которых во многом зависит надежность результатов.

3.5. Представленные результаты перегружены излишними графиками, таблицами, схемами и др., второстепенными данными.

3.6. В работе отсутствует содержательная интерпретация данных, выводы построены как констатация фактов. Отсутствует сопоставление между собой данных, полученных разными методами, сопоставление результатов различных клинических групп, сравнение результатов клинических групп с результатами психически здоровых испытуемых.

3.7. Автор работы демонстрирует слишком высокую заинтересованность в доказательстве выдвинутой гипотезы, заботясь не о поиске истины, а о собственных амбициях. Он "не замечает" тех результатов своего исследования, которые противоречат выдвинутой гипотезе.

3.8. Общая гипотеза исследования сформулирована абстрактно, недостаточно конкретизирована.

3.9. При описании результатов своего исследования, выявившего корреляционные связи, автор подменяет их причинно-следственными интерпретациями. Следует помнить, что "корреляция" обозначает "связь", а о причинных связях мы можем говорить, только применив гораздо более сильные математические процедуры, кроме того, "причинные связи" требуют и более объемного и строгого психологического исследования!

3.10. Автор не пытается соотнести полученные результаты с результатами других исследователей, чьи работы обсуждались в теоретической части; выводы носят исключительно констатирующий характер или являются банальными.

3.11. Выводы недостаточно четко структурированы или слишком громоздки.

3.12. В Заключении не указаны перспективы дальнейших исследований, не отрефлексированы возможные ограничения, погрешности и изъяны работы.

4. Этические аспекты дипломного исследования:

4.1. Нарушены значимые профессионально-этические требования к психологическому исследованию (например, принцип конфиденциальности).

4.2. Автор формулирует практические рекомендации и/или включает в работу материалы, которые могут нанести ущерб психологическому благополучию респондентов.

4.3. Дипломник формулирует практические рекомендации, предлагая конкретные решения, выходящие за пределы его профессиональной компетентности.

4.4. Автор использует чужие данные, части текста или методики

без ссылки на источник их получения или их автора.

5. Устная презентация дипломной работы на защите:

5.5. Доклад значительно превышает установленное регламентом время.

5.2. Доклад читается с листа без остановок, монотонно, не выделяются разные смысловые блоки.

5.3. Различные части доклада не сбалансированы по времени.

5.4. Не дается ответов по существу на задаваемые вопросы и высказанные в процессе обсуждения работы замечания.

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Факультет психологии

Кафедра Клинической психологии

Допущена к защите

Заведующий кафедрой

________________/ Цветков А.В./

(подпись)............. (Фамилия И.О.)

Выпускная квалификационная работа

по специальности 030301.65 "Психология"

специализация "Клиническая психология"

На тему:

"Апробация теста диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников"

Студент группы ХХХ/ххх

Иванова Ирина Ивановна

Научный руководитель

к.псх.н. Цветков Андрей Владимирович

Москва, 2010 г.

Показать полностью… https://vk.com/doc-25587381_297121255
142 Кб, 12 мая 2014 в 19:34 - Россия, Москва, МПСУ (бывш. МПСИ), 2014 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении