Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 055898 из МПСУ (бывш. МПСИ)

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования З., 1968 г.р., 2005 г.

При проведении психологического обследования испытуемая неохотно идет на сотрудничество, контакт носит неформальный характер только в том случае, если речь идет о болезни испытуемой (спонтанно и много рассказывает о своём заболевании). В остальном, активно в контакт не вступает, держится настороженно, тяготиться ситуацией обследования. Тем не менее, испытуемая высказывает заинтересованность в результатах исследования, мотив экспертизы сформирован В ходе беседы предъявляет многочисленные жалобы на своё болезненное состояние ("Я сегодня в безобразном состоянии", "Я очень плохо рисую", "Я вся напряженная, нехорошо себя чувствую", Ничего не понимаю..." и т.д.) В дальнейшем испытуемая становиться всё более раскрепощенной, речь сопровождается выраженной жестикуляцией. Высказывает жалобы на беспокойство, тревогу и чувство страха (смерти), а также на сердцебиения, приливы к голове, удушье и спазмы конечностей ("болит то ли душа, то ли сердце, пульс 130 ударов в минуту", "просыпаюсь с тревогой и день проходит на выживание"). Отмечает начало заболевания с 5 августа 2004 года (когда упала в обморок в метро) и с тех пор ежедневную слабость, вялость в руках и ногах ("кисти рук и икры будто немеют"). Также говорит о нарушениях семейных отношений в связи с заболеванием испытуемой и отсутствием половой жизни.

Во время эксперимента эмоциональные реакции адекватны ситуации, хорошо нюансированы, несколько гипертрофированы. Выполняет задания в среднем темпе. Уровень трудоспособности устойчивый, хотя часто говорит о невозможности и сомнительности успешного выполнения задания.

Целью экспериментально-психологического обследования явилось определение характера течения психических процессов (памяти, внимания, мышления) на предмет выявления признаков и выраженности органического симптомокомплекса, а также определение личностных особенностей и конфликтных сфер отношений.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

* Для исследования памяти: запоминание 10 слов, пиктограммы.

* Для исследования внимания: корректурная проба (буквенный вариант), таблицы Шульте, счёт по Крепелину.

* Для исследования мышления: методика пиктограмм, исключение лишнего (вербальный вариант), классификация предметов.

* Для исследования личности: Многопрофильный личностный опросник MMPI, методика незаконченных предложений Сакса и Леви, Hand-test.

В результате применения перечисленных методик были получены следующие данные:

Внимание. Время выполнения проб на внимание не превышает среднестатистическую норму (время по таблицам Шульте в диапазоне 41-54 секунд). Задания выполняла в среднем темпе. Допускала небольшое количество ошибок. Утомляемость на данном этапе обследования была незначительной, коэффициенты работоспособности в корректурной пробе и счёте по Крепелину свидетельствуют об отсутствии истощаемости, о достаточно хорошем функциональном состоянии, о врабатываемости, тренируемости, улучшении качества выполнения к концу методик (общее время в корректурной пробе - 6 минут 54 секунды, коэффициенты работоспособности К=1,4 и К=0,9 соответственно, коэффициент ошибок равен 0,5). Обнаружено снижение объема внимания (3-5 единиц при норме 5-7), недостаточная способность к концентрации внимания за счёт дезорганизующего влияния эмоциональных факторов (данная характеристика внимания была нарушена только в моменты волнений, при наличии тревоги у испытуемой). Внимание устойчивое, процесс переключения с одного элемента на другой не затруднен.

Память. Выявлены несколько сниженные показатели течения мнестической деятельности. В методиках на непосредственное произвольное запоминание кривая запоминания имеет слабовыраженный гиперстенический (неустойчивый) характер, 3, 5, 8, 6, 9, 9, 9, 8 и 10 слов из 10 предложенных, но ослабления кратковременной (механической) памяти не отмечается. Продуктивность долговременной памяти составила 7 слов из 10 (процессы ретенции - удержания информации и воспроизведения не нарушены). При исследовании процессов опосредованного произвольного запоминания также допускала ошибки. Эффективность составила 70% при норме 80%. Мотивационный компонент памяти и динамика мнестической деятельности не нарушены.

Мышление. Психомоторный темп и продуктивность интеллектуальной деятельности резко не снижены. В первую очередь отмечается примитивность и бедность ассоциативного ряда (методика пиктограмм, сложность вербализации ответов), ослабление ассоциативной стороны мышления в виде сниженной способности к абстрагированию (в методике пиктограмм наблюдались интеллектуальные затруднения при выборе образов на абстрактные понятия). Мыслительная деятельность осуществляется без выраженных затруднений, но с ошибками по типу снижения процесса обобщения, при этом соскальзывания на конкретный уровень суждений не зависят от сложности заданий. Мотивационный компонент не нарушен. Такие нарушения операциональной стороны мышления могут быть обусловлены низким уровнем интеллекта, что косвенно подтверждается данными других методик (пиктограммы, классификация предметов). Рисунки в пиктограммах просты, примитивны, но адекватны и эмоционально насыщенны.

Профиль личности испытуемой следует рассматривать в свете выявленной установки к обследованию - стремления приукрасить свой психологической портрет, продемонстрировать себя в более выгодном свете (повышенные показатели шкалы лжи L=8). Это также свидетельство низкого уровня "социального" интеллекта, примитивности внутреннего мира и узости кругозора, недостаточности интерперсонального жизненного опыта и самопонимания. Рассматривая оценочные шкалы, можно заметить, что испытуемая склонна придерживаться мнения и норм поведения большинства, отрицать проблемы контроля собственного поведения и осуждать других за противоположные формы поведения (от принятых большинством и присвоенных ею). Код профиля 4 8 3 7 2 1/.

Ведущий пик (выраженное повышение) по шкале 4 (шк. психопатии) отражает низкую способность совладания со своими импульсами, конфликтность, поверхностность притязаний и интересов, снижение способности извлекать пользу из негативного опыта. С большой вероятностью можно говорить об асоциальных тенденциях, неспособности организовывать поведение в соответствии с устойчивыми мнениями, интересами и целями, что делает поведение данной личности плохо предсказуемым. Сочетание пика по шкале 4 с повышением по шкале 8 (шкала аутизации) указывает на выраженные затруднения социальной адаптации, в результате недоразумений, неприспособленности к тем или иным условиям, неспособности осознать социальную норму и своеобразного подхода к ситуации. Сочетание подъемов на 4 и 3 шкалах (шкала истерии) типично для эмоционально незрелых личностей, для которых характерна демонстративность и ориентировка на внешнюю оценку. В поведении это может проявляться протестом, неспособностью и нежеланием считаться с интересами окружающих, что как правило обнаруживается в отношениях с близкими людьми (может возникать узконаправленная "канализированная" враждебность по отношению к кому-либо из ближайшего окружения). Обычно такая враждебность рационально обосновывается, что позволяет данной личности сохранять и демонстрировать внешнюю конформность. Для обследуемой характерно соотносить свои переживания с мнением большинства и ориентироваться на внешнего наблюдателя, что указывает на выраженные демонстративные черты в структуре личности. Следует заметить, что повышение уровня шкалы коррекции К в сочетании с пиком по шкале истерии делает проявления демонстративности тоньше, при которых редко встречается грубая конверсионная симптоматика. В данном случае все вышеназванные черты осложняются выраженной тревогой испытуемой по типу гипостенических психастенических реакций (несмотря на ограничительные действия, тревога сохраняется). Выраженная тревога может приводить к дезорганизации психической деятельности, к частичной (кратковременной) утрате критики и чувства реальности. Устранение тревоги может достигаться главным образом за счёт вытеснения из сознания обусловливающих её факторов. Испытуемую отличает тенденция предъявлять соматические жалобы (ипохондрические тенденции) и одновременно отрицать наличие эмоциональных затруднений и напряженности в межличностных контактах. Сочетание пиков по шкале депрессии 2 и по шкале истерии 3 указывает на выраженную дисгармонию, так как оно отражает одновременное существование в личностной структуре демонстративных и тревожных тенденций, при котором свойственное демонстративным личностям вытеснение никогда не бывает достаточно полным. С другой стороны, построению ограничительного поведения, позволяющего сузить круг вызывающих тревогу стимулов и ситуаций, препятствует склонность к демонстративному поведению с поисками признания, стремлением расширять контакты, быть в центре внимания.

Результаты методики Hand-test также указывают на демонстративный радикал в структуре личности испытуемой, который обуславливается личностной незрелостью и "простотой" внутреннего мира. Наблюдается средний диапазон существующего запаса к действию, средний энергетический потенциал и степень активированности личности. Наличие грубой психопатологии не выявлено. Данные этой методики отражают, что вероятность проявления агрессивного поведения высока, но только в особо значимых ситуациях (преобладающий способ реагирования характеризуется перевесом установок на кооперацию). Данные Hand-testа показывают достаточное знание и понимание установок социального сотрудничества, хотя профиль личности отражает поведенческие реакции обследуемой, которые могут быть в корне противоположными (конфликтность, несговорчивость, асоциальные тенденции).

Основные области конфликта и неблагополучия в системе отношений: сотрудники, подчиненные и вышестоящие (вероятна проблема конкуренции, лидерства и подчинения), страхи и опасения (тревожность), прошлое и чувство вины. Привычными (осознанными) конфликтными сферами являются отношение к себе и чувство вины. Мысли и чувства, касающиеся остальных сфер, подвергаются частичному или полному вытеснению. Следует отметить взаимосвязь между страхами и опасениями и темой смерти ("Хотелось бы мне перестать бояться ...смерти, того, чего не существует", "Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь...смерти"). Тесная взаимосвязь также существует между темой жизненных целей, чувством вины и болезнью ("Я могла бы быть очень счастливой, если...не болезни", "Сделала бы всё, чтобы забыть ...о болезнях"). Наибольший психологический вес в структуре установок испытуемой имеет сфера семьи, которая сама по себе не является проблемной, но имеет выраженную смысловую связь с таким конфликтными сферами как чувство вины, отношение к половой жизни и отношение к будущему.

Медицинский психолог

Показать полностью… https://vk.com/doc-25587381_174294143
43 Кб, 18 апреля 2013 в 18:03 - Россия, Москва, МПСУ (бывш. МПСИ), 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении