Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 058256 из НИУ МЭИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ "МЭИ"

Кафедра философии, политологии и социологии имени Г. С. Арефьевой

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

по теме: "Философия Вольтера"

Студентка группы ЭР-16-15: Маругина К. А.

Преподаватель: к.с.н, доц. Ершов В. В.

Оценка за реферат: " "

Хорошо. В.В.

Москва 2016

Содержание

Введение.........................................................................................................3

Биография и жизнь Вольтера.....................................................................4-6

Основные положения философии Вольтера..................................7-12

Отношение Вольтера к религии и Богу.................................................13-17

Вольтер о свободе, равенстве и политике.............................................18-22

Список литературы.....................................................................................23

ВВЕДЕНИЕ

Франсуа Мари Вольтер относится к одним из известных мыслителей французского просвещения. Творчество Вольтера настолько сильно отражало основные устремления времени, что весь 18 век стали рассматривать с Вольтером, как единое целое. Вольтер оказал огромное влияние на проникновение французского просвещения в Россию в конце 18 века. Также Вольтер был в центре политических процессов в Европе, оказывая определённое влияние на политический строй.

Вольтер был не тoлько философoм, однако именно его философские взгляды представляют большой интерес. Это связано не только с тем, что они имели огромное влияние на претендовавших на "просвещённость монархов и их приближённых", но и с тем, что Вольтер находил свою подлинную аудиторию в среде прогрессивной общественности того времени.

БИОГРАФИЯ И ЖИЗНЬ ВОЛЬТЕРА

Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778), сын парижского нотариуса и чиновника Франсуа Мари Аруэ, известный миру под литературным именем Вольтер, учился в иезуитском колледже.

Вольтер очень рано начал беспокоить парижские власти дерзкими эпиграммами на влиятельных лиц. За стихи, обличавшие принца-регента Филиппа Орлеанского, его одиннадцать месяцев продержали за решетками Бастилии. Зрелый Вольтер - это первый поэт Франции, первый драматург и к тому же историк, философ, великий насмешник, непримиримый противник церкви, фанатизма, закоснелого догматического мышления, - в конце концов, властитель дум своего века, "умов и моды вождь" (Пушкин).

Работоспособность его колоссальна. Он проявил себя во всех областях литературного творчества, нарушая устоявшиеся каноны, заявляя при этом, что "все жанры хороши, кроме скучного". "Он наводнил Европу прелестными безделками, в которых философия заговорила общедоступным и шутливым языком"1, - писал о нем Пушкин. Коронованные особы ухаживают за Вольтером. Правда, Людовик XV ненавидит его и побаивается, но папа Бенедикт XIV шлет ему лестное послание, императрица Екатерина II вступает с ним в длительную переписку, Фридрих II, король Пруссии, осыпает его милостями. Однако в родной Франции Вольтер всегда начеку. И не без основания. Один из его читателей, 19-летний Де ла Бар, в 1766 году казнен за безбожие: уликой послужил найденный у него "Философский словарь" Вольтера. В течение шестидесяти лет, с первого представления трагедии "Эдип" (1718) и до самой смерти, он неутомимо расшатывал духовные основы феодализма, совершая революцию в умах своих современников.

Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием "Философские письма"; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатле (с которой прожил 15 лет). Будучи обвинён в издевательстве над религией (в поэме "Светский человек"), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды.

Вольтер поселился в Швейцарии (1753). Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в "Отрадное" (Delices), приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и - на границе с Францией - Ферне (1758), где жил почти до самой смерти. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер - "фернейский патриарх" - мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своём лице "общественное мнение", всемогущее мнение, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка.

Ферне стало местом паломничества для новой интеллигенции; дружбой с Вольтером гордились такие "просвещённые" монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III шведский. В 1774 году Людовика XV сменил Людовик XVI, а в 1778 году Вольтер - восьмидесятитрёхлетний старик - вернулся в Париж, где ему устроена была - восторженная встреча. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией "Агафокл".

Постановка его последней пьесы "Ирен" превратилась в его апофеоз. Назначенный директором Академии, Вольтер приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря. Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. В начале мая, после обострения болезни, доктор медицины Троншен поставил неутешительный диагноз: рак предстательной железы. Вольтер ещё крепился, порою даже шутил, но зачастую шутку прерывала гримаса боли.

Очередной врачебный консилиум, состоявшийся 25 мая, предрёк скорый летальный исход. Каждый день приносил больному всё бо?льшие мучения. Порой не помогал даже опиум.

Вольтер

Дом Вольтера в поместье Ферне

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ВОЛЬТЕРА

В вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли - в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму.

Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в "Энциклопедии" и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием "Карманный философский словарь" (фр. Dictionnaire philosophique portatif, 1764). В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью.

Вольтер, как представитель школы естественного права, признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство.

Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что "люди злы". Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.

Свободолюбив был Вольтер, взгляды и идеи считались смелыми и дерзкими. Вольтер был изгнан из Франции и несколько лет провёл в Англии(1726-1729), где и сложилось его мировоззрение. Когда он вернулся в родные края, то написал "Философские письма", благодаря чему и обрёл известность. Идеи просвещения, которые сквозили в вышеупомянутом произведении, впоследствии были развиты многими в исторических и философских трудах. Феодальные порядки Франсуа критиковал с позиции рационализма. Он желал свободы для всех людей. Основные идеи свободы сводились к тому, чтобы зависеть только от законов, это было бы идеальным, как считал сам философ. Однако он не признавал равенства. Вольтер говорил, что не может не быть деления на богатых и бедных, это недостижимо. Лучшей формой правления он считал республику.

Идеи Вольтера

· Главным объектом критического мышления был религиозный фанатизм (смелая вера в авторитеты и догмы).

· Бог есть некий сверхъестественный механизм, запустивший всемирный механизм.

· Человек - это произведение природы, венец ее эволюции, что человек, несмотря на свою биологическую телесность, в большей степени является существом социальным.

Вольтеру принадлежат и следующие строки: "Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный - это деспотизм священников; а из всех жреческих владычеств самое преступное - это, без сомнения, владычество священников христианской церкви"2.

В своих суждениях о душе Вольтер недалеко ушёл от материалистов: он не согласен с утверждением о том, что человек состоит из двух сущностей - материи и духа, не имеющих ничего общего между собой и соединённых только благодаря воле Бога. По Вольтеру человек мыслит не душой, а телом, следовательно, душа смертна и не является субстанцией. Душа - это способность, свойства нашего организма. Вообще, в своих рассуждениях о душе Вольтер близок к материалистам. "Способность чувствовать, припоминать, сочетать идеи - и есть то, что именуют душой.3" Однако Вольтер не отрицает возможности существования неразрушимой души. Он пишет: "Я не могу познать их (Бога и души) субстанцию. " Вряд ли он случайно употребляет здесь термин "субстанция" для души. Раньше он это категорически отвергал. Душа, по мнению Вольтера, - это не шестое чувство, так как во сне мы не имеем идей и чувств, следовательно, она не материальна. Материя имеет протяжённость и плотность и должна была бы мыслить и чувствовать постоянно. Душа - не часть вселенской души, так как вселенская душа это Бог, а часть Бога - тоже божество, но человек со своей душой слишком слаб и неразумен.

Души не может быть, так как все наши способности к движению, мышлению, волеизлиянию даны нам Богом.

Вольтер считает, что душа смертна, хотя и признаёт, что не может этого доказать, что не мешает ему из-за отсутствия доказательств не верить в переселение душ. Вольтер не знает, сделал ли бог так, что душа человека бессмертна. А этого не происходит, следовательно, бессмертие нереально. Таким образом, видно, что по своим размышлениям о душе и материи Вольтер находится где-то между идеалистами и материалистами. Его точка зрения не может быть отнесена ни к одному, ни к другому направлению, многие от приведённых высказываний существенно отличаются от общепринятого мнения.

Можно сказать, что Вольтер, пытаясь осмыслить для себя такие философские понятия, как душа, материя, движение и т.п., довольно-таки близок к материалистам, хотя он и считает душу и мышление даром Божьим: "Бог устроил тело для мышления точно также, как устроил его для еды и переваривания пищи. Мысли и чувства - тоже божий дар, так как мы мыслим и чувствуем во сне, когда не контролируем своё поведение. 4" "Мои мысли не идут от меня... и я преклоняюсь перед Богом, помогающим мне мыслить, не зная при этом, каким образом я мыслю. " Мысль у Вольтера - не творение материи, так как она не обладает её свойствами (дробиться, например,) , следовательно это не есть сложная материя, она - творение Бога. Все части человеческого тела способны на ощущения, и незачем искать в нём субстанцию, которая бы чувствовала вместо него.

Разнообразие человеческих чувств, как считает Вольтер, - это вовсе не следствие того, что у нас несколько душ, каждой из которых мы способны чувствовать что-то одно, а следствие того, что человек попадает в различные обстоятельства.

Вообще, чувства у Вольтера занимают далеко не последнее место в его рассуждениях об основных философских понятиях, таких как "идеи", "принципы", "добро", "свобода". Например, он пишет, что все идеи мы получаем при помощи чувств от внешних объектов, то есть, у нас нет ни врождённых идей, ни врождённых принципов.

Несмотря на важную роль, отводимую Вольтером чувствам, он, судя по всему, ставит мысль выше: "Я признаю, что не льщу себе мыслью, будто бы я имел идеи в том случае, если бы всегда был лишён всех моих пяти чувств; но меня не убедят в том, что моя мысленная способность следствие пяти объединённых потенций, поскольку я продолжаю думать и тогда, когда теряю их одну за другой."5

Нашими первыми идеями являются наши ощущения, потом появляются сложные идеи из ощущений и памяти (память способность увязывать понятия и образы "и связывать с ними поначалу какой-то небольшой смысл"), затем мы подчиняем их общим идеям.

Как уже говорилось, основная цель Вольтера - изучать то, что ему доступно. Поэтому, изучая идеи, чувства, мышление, он только делает попытку объяснить как они взаимосвязаны и, по возможности, установить их источник, но он считает, что "задаваться вопросом, каким образом мы мыслим и чувствуем, и как наши движения подчиняются нашей воле", то есть механизмы возникновения идей и чувств, - "значит выпытывать у Творца его тайну."6 Большой интерес представляют вольтеровские размышления о жизни, об основных принципах её устройства, о человеке и обществе. Здесь его взгляды весьма прогрессивны (естественно, для того времени, так как сейчас известны и более смелые идеи) .

Вся наша жизнь - "удовольствие и страдание", которые даны нам от Бога, так как мы сами не можем быть причиной собственных страданий.

Все поступки людей Вольтер объясняет любовью к себе, которая "столь же необходима человеку, сколь кровь, текущая в его жилах"7, а соблюдение собственных интересов он считает двигателем жизни.

Наше самолюбие "подсказывает нам уважение к самолюбию других людей. Закон направляет эту любовь к себе, религия её совершенствует. " Может показаться, что Вольтер, вообще говоря, невысокого мнения о людях, так как все их поступки он объясняет низменными причинами, но, по-моему, он всё-таки прав. Ведь объясняя наши поступки стремлением к удовольствию, он не ставит его целью всей жизни. К тому же, Вольтер убеждён, что в каждом человеке заложено чувство порядочности, а чтобы быть счастливым, вовсе не обязательно предаваться порокам, скорее, наоборот, "подавляя свои пороки мы достигаем спокойствия, утешительного свидетельства собственной совести; отдаваясь порокам, мы утрачиваем покой и здоровье. 8

Рассматривая человека, как общественное существо, Вольтер пишет, что "человек не походит на других животных, имеющих лишь инстинкт любви к себе", для человека "характерна и естественная благожелательность, не замеченная у животных".9

Ни одно человеческое общество не может существовать ни единого дня без правил. Ему необходимы законы, так как Вольтер считает, что благо общества является единственной мерой нравственного добра и зла, и удержать человека от совершения антиобщественных поступков может только боязнь кары законов. Тем не менее, Вольтер считает, что помимо законов необходима вера в Бога. Существование общества атеистов маловероятно потому, что люди, не имеющие узды не способны к сосуществованию: законы бессильны против тайных преступлений, и нужно, чтобы "бог-мститель" карал тех, кто ускользнул от человеческого правосудия. При этом необходимость веры не означает необходимость религии (вспомним, что Вольтер всегда разделял веру и религию).

ОТНОШЕНИЕ ВОЛЬТЕРА К РЕЛИГИИ И БОГУ

Важное место в философии Вольтера занимает его отношение к религии и к богу. Формально Вольтера можно отнести к деистам, так как он писал, что верит в бога, но при этом бог рассматривался только как разум, сконструировавший целесообразную "машину природы" и давший ей законы и движение. Бог не пускает в ход механизмы деятельности мира постоянно. "Бог однажды повелел, Вселенная же подчиняется вечно."10 Вольтер определяет бога как "необходимое бытие, существующее само по себе, в силу своей разумной, благой и могущественной природы, разум, во много раз превосходящий нас, ибо он совершает вещи, которые едва ли мы можем понять." Хотя Вольтер и пишет, что существование бога не требует доказательств ("разум вынуждает нас его признать и лишь безумие отрешится к его определению"), сам он всё же пытается их привести. Вольтер считает, что абсурдно, если "всё - движение, порядок, жизнь - образовалась сама собой, вне какого бы то ни было замысла", чтобы "одно лишь движение создало разум", следовательно Бог есть.

Но чем дальше идёт Вольтер в подобных рассуждениях, тем больше можно найти в них противоречий. Например, сначала он говорит, что Бог создал всё, в том числе и материю, а чуть дальше уже пишет, что "Бог и материя существуют в силу вещей." Вообще, чем больше пишет Вольтер о боге, тем больше веры и меньше аргументов: "...давайте поклоняться Богу, не стремясь проникнуть во мрак его таинств." Вольтер пишет, что он сам будет "поклоняться ему пока жив, не доверяя никакой школе и не устремляя полёт своего ума в пределы, коих не способен достичь ни один смертный." Большинство доводов Вольтера в пользу существования Бога не могут быть приняты во внимание из-за своей противоречивости.

Вольтер считает, что Бог - "единственный, кто могущественен, ибо это он все создал, но не в сверх мере могущественен", так как "каждое существо ограничено своей природой" и "существуют вещи, коим верховный интеллект не в силах воспрепятствовать, например, воспрепятствовать тому, чтобы прошлое не существовало, чтобы настоящее не было подвержено постоянной текучести. чтобы будущее не вытекало из настоящего." Верховное бытие "всё сделало в силу необходимости, ибо, если бы его творения не были бы необходимы, они были бы бесполезны."11 Но эта необходимость не лишает его воли и свободы, потому что свобода - это возможность действовать, а Бог - очень могущественен и поэтому самый свободный. Таким образом, по Вольтеру - Бог не всемогущий, а просто самый могущественный; не абсолютно, а самый свободный.

Такова вольтеровская концепция Бога, и если судить по ней о взглядах философа, то его можно отнести к деистам. Но деизм Вольтера есть по сути своей замаскированный атеизм и материализм, так как Бог Вольтеру нужен, чтобы жить в мире с самим собой и иметь отправную точку для размышлений.

1 2 3 " Вольтер писал: "Утешимся в том, что мы не знаем соотношений между паутиной и кольцом Сатурна, и будем продолжать исследовать то, что нам доступно".12 И, считая дальнейшее изучения бытия недоступным, Вольтер переходит к рассуждениям на тему религии. Здесь надо отметить, что Вольтер всегда чётко разделял философию и религию: "Никогда не надо впутывать Священное писание в философские споры: это совершенно разнородные вещи, не имеющие между собой ничего общего".13

Когда же спор идёт о первичных принципах, обращение к Богу становится необходимым, так как, если бы мы познали наше первичное начало, мы бы всё знали о будущем и стали бы богами для себя. Вольтер считает, что философия не повредит религии, так как человек не способен разгадать что есть Бог.

Что же понимает Вольтер под словом "религия" ?

Во-первых, Вольтер в своих работах развенчивает официальную религию, так как, по его мнению, официальная религия сильно отличается от истинной, а идеальная религия (которая и является истинной) - это религия, единящая нас с богом в награду за добро и разъединяющая за преступления, "религия служения своему ближнему во имя любви к Богу, вместо преследования его и убиения его во имя Бога".14

Вольтер всегда крайне негативно относился к религиозным фанатикам, считая, что они способны принести гораздо больше вреда, чем все атеисты. Вольтер - решительный противник религиозной нетерпимости. "Всякий, кто скажет мне: "Думай как я или Бог тебя покарает", говорит мне: "думай как я или я тебя убью".15 Источником же фанатизма является суеверие, хотя само по себе оно может быть безвредным патриотическим энтузиазмом, но не опасным фанатизмом. Если закон преступают верующий и неверующий, то первый из них остаётся всю жизнь монстром, второй же впадает в варварство лишь на мгновение, потому что "последний имеет узду, первого же ничто не удерживает".16

"Наиболее глуп и зол тот народ, который "более других суеверен", так как суеверные считают, будто они выполняют из чувства долга то, что другие делают по привычке или в припадке безумия." Суеверие для Вольтера - смесь фанатизма с мракобесием. Фанатизм же Вольтер считал злом большим, чем атеизм: "Фанатизм тысяче крат гибельнее, ибо атеизм вообще не внушает кровавых страстей, фанатизм же их провоцирует; атеизм противостоит преступлениям, но фанатизм их вызывает".17 Атеизм, - считает Вольтер, - это порок некоторых умных людей, суеверие и фанатизм - порок глупцов. Вообще, атеисты - большей частью смелые и заблуждающиеся учёные.

Вообще-то, Вольтер неоднозначно относился к атеизму: в чём- то он его оправдывал (атеисты "попирали ногами истину, ибо она была окружена ложью"), а в чём-то, наоборот, обвиняет ("он почти всегда оказывается гибельным для добродетели"). Но все же, как мне кажется, Вольтер был больше атеистом, нежели верующим.

Вольтер явно симпатизирует атеистам и убеждён, что общество, состоящее из атеистов возможно, так как общество формирует законы. Атеисты, будучи притом и философами, могут вести очень мудрую и счастливую жизнь под сенью законов, во всяком случае, они жили бы в обществе с большей лёгкостью, чем религиозные фанатики. Вольтер всё время сравнивает атеизм и суеверие, и предлагает читателю избрать меньшее зло, в то время как сам он сделал свой выбор в пользу атеизма.

Конечно, несмотря на это, нельзя назвать Вольтера поборником атеистических идей, но его отношение к Богу и религии таково, что Вольтера можно отнести к тем мыслителям, которые так до конца и не определились в своём отношении к вере. Тем не менее, можно сказать, что Вольтер строго разграничивает веру в Бога и религию. Он считает, что атеизм лучше слепой веры, способной породить не просто суеверие, а предрассудки, доведённые до абсурда, а именно фанатизм и религиозную нетерпимость.

"Атеизм и фанатизм - два чудища, способные разодрать на части и пожрать общество, однако атеизм в своём заблуждении сохраняет свой разум, вырывающий зубы из его пасти, фанатизм же поражён безумием, эти зубы оттачивающим".18 Атеизм может, самое большее, позволить существовать общественным добродетелям в спокойной частной жизни, однако, среди бурь жизни общественной он должен приводить к всевозможным злодействам. "Атеисты, держащие в своих руках власть, были бы столь же зловещи для человечества, как и суеверные люди. Разум протягивает нам спасительную руку в выборе между двумя этими чудищами".19 Вывод очевиден, так как известно, что Вольтер превыше всего ценил разум и именно его считал основой всего.

Таким образом, атеизм Вольтера - это не привычный наш атеизм, категорически отрицающий существование Бога и всего того, что недоступно человеческому разуму, а скорее просто выбор из двух зол меньшего, причём выбор этот Вольтер сопровождает довольно-таки убедительными доказательствами того, что именно это зло является меньшим.

Ф. Вольтер, ярый противник религии и в частности христианства. Он посвятил свою жизнь борьбе против религии, однако, когда это было связано с личной выгодой, Вольтер доказывал, что Бог есть. "Когда, однажды, его гости стали защищать атеизм, он поспешно удалил присутствующую при этом прислугу и сказал: "Теперь, господа, вы можете продолжить ваши речи против Бога. Я не желаю, чтобы мои слуги зарезали и обокрали меня нынешней же ночью, поэтому я предпочитаю, чтобы они вас не слушали"20.

ВОЛЬТЕР О СВОБОДЕ И РАВЕНСТВЕ 1 2 3 " Мировоззрeние Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провел в изгнании. По возвращении на родину им были написаны Философские письма пeрвоначальное название "Письма об англичанах", стяжавшие ему европейскую известность. В Письмах oн писал про передовые английские учения Дж. Локка, а также либеральные порядки и государственное устройство Англии. Философские письма явились первым набрoском программы фрaнцузского Просвещения. Содержащиеся в них положения впоследствии были развиты и конкретизированы мыслителем в исторических и философских трудах, произведениях художественной литературы и в многочисленных памфлетах. Корень существующих сoциальных зол, котoрые могут и должны быть уничтожены, Вoльтер видел прежде всего в засилье невeжества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума.

Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. Вольтер был сторонником философии деизма. Христианство и разум не могут существовать одновременно, писал Вольтер.

Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права: право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода пeчати, свобода совести и др. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его чaстнопредпринимательскую дeятельность.

Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола. Свобода состоит в том, чтобы быть зависимым только от законов. Свобода у него, прежде всего, свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Основой личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. Вольтер выдeляет свободу совести в качестве антипода удручающей католической нетерпимости.

Свобода представляет собой право каждого продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности. Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга. Это совсем не равносильно воцарению хаоса в обществе, возникновению беспорядочных столкновений в нем автономных воль.

Так прорастала на французской почве ставшая позже весьма известной и популярной на Западе идея господства права. Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению Вольтера, освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп.

В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось его стремление к компромиссу с дворянством. Вольтера очень трудно заподозрить в демократизме. Идеи Просвещения, его принципы, по Вольтеру, это не для портных и сапожников. Мыслитель, столь высоко ценивший знания, интеллект, умение мыслить, всерьез полагает, что если чернь начнет думать, то все погибло. Люди физического труда сами по себе не являлись у Вольтера объектом его трепетного почитания.

Завидным считал он положение, при котором свобода дополняется и подкрепляется равенством. Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека.

Равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом. Такое равенство в его трактовке весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущественного равенства эгалитаристом и общности имуществ Вольтер не был. Обладание имуществом либо отсутствие такового должно, согласно Вольтеру, сказываться на положении человека в обществе.

В частности, право голоса в вопросах общественного блага могут иметь, по мнению Вольтера, не любой и каждый, а лишь собственники. Эти представления о свободе и равенстве Вольтер использовал в своих предложениях по реформированию феодального общества, неизменно вызывавшего его протест. С таких позиций он выступал за уничтожение сословных привилегий и за упразднение церковных судов. Аристократию, занявшую почти все ключевые должности в системе управления государством, следует, по Вольтеру, заменить бюрократией. Он настаивал на необходимости устранить партикуляризм действующего законодательства, добиться справедливого судопроизводства с широким участием адвокатов в процессе, отменить пытки и т. п.

Надежды на проведение таких реформ он возлагал на сильную и просвещенную государственную власть. В разных ситуациях и в разные периоды государство может, по мнению Вольтера, выступать в различных организационных формах. Вольтер отдает сложившейся в его стране абсолютной монархии.

Менее всего ему по душе революционные потрясения, ломка уже существующей государственности. Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей XVIII в. В идеологии либеральной буржуазии к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. Просветители возлагали надежды на постепенные реформы сверху. Но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал просвещенным.

Таковым наличный политический строй будет, если на королевском троне окажется просвещенный монарх. Самое счастливое время, когда государь философ. Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых просвещенному монарху. Он должен быть также государем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих подданных.

Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле. Вольтеру хотелось верить в то, что институты абсолютистского государства себя не изжили и могут сами преодолеть собственные социально-экономические, правовые и идеологические устои, как только страной начнет управлять высокоученый нравственный самодержец. Однако Вольтер знает и ценит достоинства и других государственных форм. Так, он замечает, что первоначально государство возникает в форме республики, образующейся из соединения семей.

Ее возникновение итог естественного хода развития. Республика, согласно Вольтеру, вообще более всего приближает людей к их естественному состоянию. Власть в ней направляется волею всех. Осуществляет же эту власть один человек либо группа лиц на основе законов, выносимых всеми. Наряду с этим Вольтер чтит форму правления, которая установилась в Англии в результате происшедшей в стране революции, т. е. конституционную монархию. Английская нация единственная на Земле, добившаяся ограничения королевской власти путем сопротивления, а также учредившая с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь всемогущий, когда речь идет о благих делах, оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло при котором вельможи являются грандами без надменности и вассалов, а народ без смут принимает участие в управлении.

В превосходной степени характеризуется Вольтером вся английская политико-правовая система.

Наилучшие законы в Англии правосудие, отсутствие произвола, ответственность должностных лиц за нарушение свободы граждан, право каждого высказывать свое мнение устно и письменно. Две партии следят одна за другой и оспаривают честь охраны общественной свободы.

Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур.

Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность. Политическую организацию будущего царства разума Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно управлять государством должны только собственники.

Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса один класс богатых, которые приказывают, другой бедных, которые служат. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей.Грядущие преобразования в обществе философ связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ.

Стремясь направить государей на путь истины, он предпринял поездку к Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатериной II. V. Историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французской буржуазии.

По своему объективному значению его идеи имели революционный характер, они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вольтер#

2. Ахимова А. А. Вольтер. М., 1970.

3. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1989.

4. Артамонов С. Д. Вольтер и его век. М.: Просвещение, 1980

5. http://coollib.net/b/95108/read

6. http://www.liveinternet.ru/users/famar/post320835315/

1 А. С. Пушкин, "О ничтожестве литературы русской", Статья, 1855 год (1834 год написания).

2Вольтер, Философские сочинения, Поэма "Магомет", 1741 год, Издательство: М.: Наука, 1996.

3Вольтер , Философские сочинения, "Диалоги Эвгемера", 1777 г., Ин-т философии. - М.: Наука, 1996.

4 Вольтер, Философские сочинения , "Метафизический трактат", (3, с. 255), Издательство: М.: Наука, 1996.

5Вольтер, "Философские письма" (1733, впечатления об Англии); Букинистическое издание (1987).

6Вольтер, Философские сочинения, Метафизический трактат", Издательство: М.: Наука, 1996.

7Вольтер, Философские сочинения, "Назидательные проповеди", 1765; Ин-т философии. - М.: Наука, 1996.

8Вольтер, Статьи из "Философского словаря", Ин-т философии. - М.: Наука, 1996.

9Вольтер, Философские сочинения, "Назидательные проповеди", 1765; Ин-т философии. - М.: Наука, 1996.

10Вольтер, Философские сочинения, "Диалоги Эвгемера", 1777 г., Ин-т философии. - М.: Наука, 1996.

11 Вольтер, Философские сочинения, "Назидательные проповеди", 1765; Ин-т философии. - М.: Наука, 1996.

12Вольтер, "Философские письма" , (1733, впечатления об Англии)

13Вольтер, Философские сочинения, "Назидательные проповеди", 1765; Ин-т философии. - М.: Наука, 1996.

14Вольтер, Статьи из "Философского словаря" - Религия, Ин-т философии. - М.: Наука, 1996.

15 Вольтер, Назидательные проповеди, прочитанные в приватном собрании в Лондоне в 1765 году. Пр.2

16Вольтер, Философские сочинения, "Диалоги Эвгемера", 1777 г., Ин-т философии. - М.: Наука, 1996.

17Вольтер, Статьи из "Философского словаря", Ин-т философии. - М.: Наука, 1996.

18Вольтер, Статьи из "Философского словаря", Ин-т философии. - М.: Наука, 1996.

19Вольтер, Назидательные проповеди, прочитанные в приватном собрании в Лондоне в 1765 году

20 Вольтер ????????????????????

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

2

Показать полностью…
2 Мб, 7 февраля 2017 в 0:00 - Россия, Москва, НИУ МЭИ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении