Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 060702 из РГУП (бывш. РАП)

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Для студентов факультета непрерывного образования

Тема 1. Введение в психологию общения.

Психология и психология общения: основы, предмет, содержание. Психология: история, школы, направления, тенденции. Человек и общество в психологии. Психология личности; социальная психология; психология техники; психология труда и деятельности; психология отношений; психология общения.

Методы эмпирических и теоретических исследований в психологии. Интроспекция. Антропологизм. Психоанализ Фрейда и архетипы Юнга. Бихевиористский подход и необихевиоризм (Торндайк, Уотсон). Гештальтпсихология (Вертхеймер, Келер). Психология высшей нервной деятельности. Понимающая психология (Дильтей, Шютц).

Методы и способы управленческих, регулирующих и воспитательных воздействий в психологии.

Тема 2. Психология общения как наука и учебная дисциплина.

Деятельность и общение как основные составляющие социальной психологии. Деятельность и активность. Структура деятельности и структура общения: общее и различное. Взаимосвязь деятельности и общения. Ролевые и отношенческие законы, закономерности и механизм взаимодействия и общения.

Психология общения, ее структура, содержание и особенности изучения. Общение, коммуникации, интеграция и взаимодействие Направления, принципы, уровни и методы изучения общения. Перцепция, групповая динамика, социометрия, транзакции, их анализ, воздействие и применение. Эмпатия и антипатия. Когнитивность, социально-культурная сторона и организационная составляющая общения.

Тема 3. Общение, его основы и разновидности.

Понятие, и содержание общения. Определение, структура и составляющие общения, его особенности. Перцептивная составляющая общения. Коммуникативная составляющая общения. Интерактивная составляющая общения. Двусторонний характер, сочетание личного и общественного интересов, присутствие идей, ценностей, чувств, средств, технологий как свойства общения. Средства общения. Механизмы взаимопонимания в общении.

Типология общения, его формы, уровни, функции и роль. Императивное общение. Манипулятивное общение. Диалогическое общение. Виды и формы общения. Уровни общения. Предметность, направленность, единство общения и деятельности, системность и другие принципы и правила общения.

Тема 4. Вербальное и невербальное общение.

Вербальное общение, его составляющие и формы. Эмоциональность, яркость, логичность, образность речи. Целостность, системность в вербальном общении. Ретиальное общение. Особенности общения в группе и на группу. Прямое и косвенное общение. Архитектоника выступления. Фактический материал, логичность, разъяснение, детализация, конкретизация, аргументация, заключение, выводы. Пирамидальный, кульминационный, антикульминационный порядок подачи материала. Активность восприятия. Аксиальное общение. Специфика и приемы общения с другими людьми. Язык, акценты, эмоции и рациональность в вербальном общении. Учет собеседника. Самоподача в общении.

Невербальные составляющие и приемы общения, их эффективное использование. Невербальность как дополнение к вербальному общению и как самостоятельная форма. Кинесика, как невербальная форма общения. Взгляд, глаза, руки как невербальные средства. Динамика, поза, жестикуляция и их воздействие. Проксемика. Дистанция, резерв времени, место, взаимное расположение в общении. Такесика. Тактильность, прикосновение в общении.

Тема 5. Личность в общении.

Индивид, личность как объект и субъект общения и деятельности. Социально-психологические теории и анализ личности. Антропогенная составляющая. Психогенные характеристики личности и их учет в общении. Динамика психических процессов и личностное взаимодействие. Техногенные и организационные факторы воздействия на личность и ее поведение в процесс общения.

Мотивация, поведение и активность личности. Потребности, интерес, мотивация, активность личности. Статусно-ролевые и субъектно-деятельностные составляющие. Ролевые ожидания в общении. Эмоционально-чувственные и идеологические компоненты поведения и воздействия на личность. Конфликт интересов. Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

Тема 6. Межличностное и групповое общение.

Содержание и динамика межличностного общения и взаимодействия. Способы и механизм познания собеседников и участников общения. Восприятие других людей. Идентификация, рефлексия, подражание, заражение. Эмпатия и антипатия в общении. Убеждение и внушение. Кратковременное и длительное межличностное общение. Предметное, деловое, фрагментарное и стохастическое общение.

Общение в группе. Группа, ее структура, композиция и организация. Первичная и вторичная группы и специфика общения и взаимодействия в них. Виды социальных взаимодействий и проявления индивидуальности в группе. Групповое "мы-сознание" и субкультуры группы. Референтность и ее проявление в общении в группе. Проблема "коллективного бессознательного".

Тема 7. Деловое общение.

Психологические основы делового общения. Направленность, предметность, нормативность, ответственность участников как отличительные характеристики делового общения. Формы делового общения и особенности взаимодействия в них. Инструктивные и установочные формы. Деловая беседа. Совещания. Переговоры. Публичное выступление. Принятие решение. Механизм взаимопонимания участников.

Деловая беседа, ее организация, проведение, эффективность. Понятие и сущность деловой беседы. Существенные признаки и особенности деловой беседы как формы общения. Функции деловой беседы. Структура деловой беседы и ее композиция. Порядок ведения, поведение и взаимодействие сторон. Психологическое сопровождение деловой беседы. Аргументация и подкрепление. Влияние и воздействие на другую сторону. Завершение и принятие решения в итоге деловой беседы.

Тема 8. Конфликтные и неконфликтные формы и способы общения.

Спор, дискуссия, полемика в общении. Спор и взаимодействие сторон. Формы споров: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения и другие. Особенности применения вербальных и невербальных средств общения в спорах. Факторы воздействия на спорящие стороны. Приемы убеждения в споре. Компромиссы и приведение споров к единому мнению или консенсусу сторон. Способы и приемы перевода споров и конфликтных форм в сотрудничество.

Интегративные, активно-поисковые и доверительные формы общения. Механизм взаимопонимания в общении. Личностное восприятие. "Зеркальное" восприятие, идентификация и рефлексия. Факторы влияния: биогенетические, селективные, стереотипические, транзакционные. Взаимопонимание, формирование совместных интересов. Аттракция. Типы динамического взаимодействия: по содержанию; по процессу. Заражение, внушение, подражание.

Тема 9. Социология и психология конфликта.

Основы конфликтности личности и конфликт. Конфликтность личности и ее проявление в общении. Конфликт и его сущность. Структура и составляющие конфликта. Субъектность конфликта. Предмет конфликта. Истинный и ложный конфликты. Ценностно- и целеориентированные конфликты и острота противостояния сторон. Типология и особенности конфликтов. Личностные, межличностные, групповые, институциональные конфликты.

Динамика, эскалация и развитие конфликта. Напряженность в отношениях и общении. Латентная стадия как этап формирования конфликта. Манифестация конфликта. Мирный этап развития конфликта и особенности общения и взаимодействия (противодействия) в нем. Эскалация конфликта, соотношение конфликтных ситуаций и конфликтогенов. Активная фаза конфликта и его разрешение. Юридическая составляющая в конфликте. Итоги и последствия конфликта.

Тема 10. Регулирование и разрешение конфликтов.

Поведение и взаимодействие сторон в конфликте. Право на конфликт. Психогенность конфликта. Социальные факторы и их влияние на динамику и остроту конфликта. Техногенность конфликта. Мотивация поведения в конфликте. Вербальное общение в конфликте: язык и средства. Особенности восприятия и коммуникаций. Формы общения и воздействия сторон в конфликте. Третья сторона. Воздействие и регулирование в конфликте. Механизм управления конфликтом.

Способы и формы разрешения конфликтов. Деструктивное воздействие на конфликт. Проблема агрессии в конфликте и подавления конфликта. Способы ухода от конфликта в общении. Методы исключения конфликта и его направленного формирования. Конструктивное воздействие на развитие конфликта, способы и формы включения его в отношения и общение. Формы и способы снижения уровня напряженности и конфликтности в процессе общения и взаимодействия. Разрешение конфликта. Позитивно-ориентированные конфликты. Релаксация сторон. Общение постконфликтного свойства и его специфика.

Тема 11. Переговоры в общении.

Переговоры, их условия, функции и роль. Понимание, определение и содержание переговоров. Переговоры в условиях конфликта и конфронтации. Переговоры в условиях сотрудничества. Переговоры для принятия согласованных решений. Двусторонние и многосторонние переговоры. Функции переговоров. Информационная и коммуникативная функции. Функции регуляции, координации, контроля и другие. Психологические условия успеха на переговорах и факторы воздействия на них.

Переговорный процесс, его проведение и обеспечение. Согласование интересов и целей. Доверие в переговорном процессе. Рефлексия и Эмпатия в переговорном процессе. Баланс сил и возможности сторон. Динамика переговорного процесса. Этапы подготовки, ведения, анализа результатов. Способы подачи позиций и тактические приемы. Компромиссы. Посредничество, арбитраж, медиация в переговорах. Решение в переговорном процессе.

Тема 12. Правовые составляющие общения и взаимодействия.

Право в общении. Содержание и понимание права, его психологическое восприятие участниками общения. Суверенная составляющая права. Нормативная и регламентирующая составляющие общения. Нормативная база общения. Представительность, уполномоченность и правомочность субъекта общения. Право объекта воздействия в общении. Проблема ответственности и ее содержание. Санкции.

Нормативно-правовое регулирование различных форм общения. Формализация, нормативизация, институционализация общения. Присутствие и воздействие государства. Санкционирующая составляющая и санкции. Правовое поведение и право-ориентированное действие. Правовые последствия взаимодействия и общения.

Тема 13. Технологии эффективного воздействия и управления.

Технологии и приемы воздействия в общении. Паралингвистика и экстралингвистика как совокупность невербальных средств и приемов. Паралингвистика: качество и методы направленности речи. Лексика и богатство красноречия. Экстралингвистика. Экспромты, реакции и приспособление речевого свойства. Ассоциативность и способы ее направленного применения, формы воздействия. Убеждение и манипуляции в общении. Подражание и заражение. Нейролингвистическое программирование: психологическое и речевое воздействие и управление психикой. Речевые стратегии и приемы когнитивного плана.

Организационные, процедурные и динамические методы управления общением. Нормативные и процедурные факторы воздействия. Способы и формы перевода общения с неформального на нормативно-подчиняющее и наоборот. Система "Паблик релейшн", ее составляющие, использование, возможности. Рекламистика, технологии брендинга. Организационные формы направленного воздействия и реагирования. Скрытые формы управления общением. Защитные механизмы и приемы их использования в недобросовестном или криминально-ориентированном общении.

Тема 14. Имидж, стиль, культура, этикет в общении.

Имидж, стиль и модели поведения в общении. Имиджелогия и ее составляющие. Имидж, его понятие, элементы и роль в общении. Имидж и индивидуальность. Природные и социальные компоненты имиджа. Группы качеств в имидже. Опыт, профессионализм и их значение для имиджа.. Непосредственное общение: имидж "третьей стороны". Опосредованное общение и возможности имиджа. Этикетные и стратегические модели поведения. Внешний вид, "дресс-код", умение держаться как составляющие эффективного воздействия в общения. Тактика общения. Стиль и его составляющие. Контактные и неконтактные формы взаимодействия и стиль поведения. Авторитарный, коллегиальный и либеральный стиль. Ориентация на цель и на отношения. Лидерство в общении. Традиционные модели, харизматическое лидерство, компенсирующее и рационально-бюрократическое. Значение и проявление лидерства в процессе общение.

Культура общения и взаимодействия. Культура, ее понимание, содержание. Типы культур. Субкультуры и общение. Культурологические факторы общения. Культура делового человека. Культура речи и невербальных средств общения. Культура межличностных отношений и взаимодействия в общении. Культура и этикет. Культура гендерного, межвозрастного, этнически обусловленного общения. Нормативные, технологические и организационные факторы в культуре общения.

Тема 15. Социально-психологические исследования и тренинги.

Исследования, социометрия, тестирование и их использование. Исследования, их роль и значение в общении. Психологическое восприятие исследований объектом и субъектом, его учет и использование. Типология исследований. Наблюдение, опрос-беседа, контент-анализ, метод экспертов и экспертиза, моделирование, эксперимент. Социометрия как направление и форма получения данных статусной и социально-групповой направленности, ее основы и особенности. Социометрические критерии. Социометрические измерения и системотехника. Статистические, математические и собственно социометрические измерения. Социоматрицы и социограммы. Тестирование и тестовые модели. Мониторинг, систематизация, статистика. Институциональные формы исследований (переписи, выборы, опросы, т.п.). Неинституциональные формы исследований. Доверительные формы. Стратегия и тактика исследований. Правовые и этические составляющие исследований и использования информации. Ограничения в исследованиях и измерениях. "Кодекс исследователя".

Инструментарий, технологии, методики проведения исследований. Программа исследования, рабочий план, вспомогательные документы и нормативы исследования. Выборка в исследовании. Психогенные и технологические методы и приемы получения информации. Психологическое наблюдение. Контент-анализ информации о собеседнике и его использование в общении. Формирование благоприятной ситуации и положительного отношения к исследованию. Социологический опрос (интервью, анкетирование). Принципы организации и проведения тестовых исследований. Виды тестов. Закрытые и открытые формы. Составление тестов и тестовых заданий. Способы проведения тестовых измерений и исследований. Эксперимент и моделирование в общении. Методики социометрических измерений и тестирования. Обработка, анализ и обобщение информации. Оформление результатов исследования.

Тренинги. Назначение и виды тренингов в психологии и основы их применения. Принципы осуществления тренингов: персонификации, активности, акцентирования, доверительности, конфиденциальности. Виды тренингов. Специальные тренинги, проводимые специалистами. Тренинги в группе. Аутотренинги. Методики и приемы, используемые в тренингах.

Планы семинарских занятий

1. Семинар. Основы психологии общения

1. Течения, школы и опыт психологического знания.

А) антропологизм и его отражение в психологических исследованиях и социальной практике;

Б) психоанализ и проблема бессознательного в психологии. Фрейд и его учение. Неофрейдизм. Архетипическое в поведении и действии. Юнг;

В) бихевиоризм, его основы и социальная практика;

Г) "понимающая психология" (Дильтей, Шютц и др.);

Д) гештальпсихология и проблема целостного восприятия социальной действительности;

Е) социальная психология, ее содержание и особенности исследований.

Деятельность и общение как две составляющих социальной психологии. Содержание, общее и отличное.

2. Приемы и методы исследований в психологии общения:

А) общая характеристика методов исследования в психологии и особенности их использования;

Б) эмпирические методы исследований. Наблюдение, беседы, опросы, интервью, моделирование, эксперимент;

В) теоретические методы и их специфика в исследованиях;

Г) социометрия. Морено;

Д) проблема трансакций и трансакционный анализ;

Е) интеракции и интеракционный анализ;

Ж) методы управленческо-регулирующего воздействия.

Тема реферата: развитие психологии и направления социально-психологических исследований в современной России.

2. Семинар-практикум. Общение

1. Общение, его структура, содержание, разновидности. В форме фиксированного выступления.

2. Прямое общение:

А) приемы и способы учета психологии субъектов и участников;

Б) язык, лингвистика в вербальном общении;

В) проектирование динамики общения;

Г) способы и приемы взаимоперехода от формального к неформальному общению;

Д) ролевое и личностное общение.

3. Косвенное общение.

А) моделирование и учет психологического восприятия участниками;

Б) средства и механизм косвенного общения;

4. Отработка приемов невербального общения:

- кинесики; - проксемики; - такесики.

3. Семинар-практикум. Личностно-групповое общение

Проблемы для обсуждения и тренингов:

1. Индивидуальность в общении. Проявление, учет, воздействие:

- индивидуально-психологические особенности;

- мотивация и динамика в общении;

- напряженность, социальность в общении;

- направленность и ангажированность в общении.

2. Статусно-ролевые компоненты и их проявление в общении.

3. Проблемы перцепции и референтности общения в группе.

4. Межличностное влияние и воздействие.

5. Формальное и неформальное общение.

6. Подражание и заражение в межличностном и групповом общении.

7. Групповая идентификация и субкультура группы, их воздействие.

8. Проблема языка, средств коммуникации и невербальности.

4. Семинар-практикум. Анализ и диагностика конфликта

Проблемы и задания.

Теоретическая часть. Конфликт, его основы, структура, динамика. Эскалация конфликта и его завершение.

Практически-прикладная часть.

1. Исследование основ, факторов и проявлений конфликтности индивида, личности:

- психогенная конфликтность;

- ситуативная конфликтность;

- конфликтность поведения, общения и взаимодействия;

2. Осуществление экспертизы конфликтов:

- личностного уровня;

- уровня малой группы и референтных;

- групповых и межгрупповых;

- внешнемотивированных.

5. Деловая игра "Полемика". Спор, дискуссия, полемика в общении.

Деловая игра проводится в форме отработки кейс-заданий заранее выделенными малыми группами в составе 3 - 4 студентов. Впоследствии руководители групп докладывают замысел и проводят апробацию решений по своей проблеме, для чего привлекается вся учебная группа, часть студентов, либо группа выступает активным "фоном" спора. Кроме того, выделяется экспертная группа, подводящая квалифицированные итоги.

Примечание: проблематика кейс-заданий может меняться, в зависимости от актуальности, профессионального интереса группы и иных параметров обучения.

Кейс-задание 1 "Налоги". Обсуждение проблемы налогообложения. В России принята плоскостная шкала налогообложения, по которой все участники гражданских правоотношений выплачивают 13 % от всех видов доходов, вне зависимости от их суммы. Такой подход постоянно вызывает достаточно противоречивое отношение к нему со стороны предпринимателей и населения.

Подготовить и провести обсуждение проблемы, с представлением альтернативных мнений и аргументов сторонников и противников подобной политики в сфере налогообложения.

Кейс-задание 2. Принципиальный спор "Жилищная реформа". В Российской Федерации продолжается жилищная реформа, связанная с приватизацией жилья, разгосударствлением системы коммунального обслуживания, формированием товариществ собственников жилья и переходом к накопительной системе проведения капитального ремонта домов, с участием населения. Реформа продолжается достаточно длительное время, и пока результаты ее противоречивые, начиная от самой приватизации и заканчивая отношениями с руководством ТСЖ и управляющими компаниями. Особое беспокойство вызывает тенденция к коррупционным проявлениям в этой сфере.

Подготовить и провести полемику по указанному кругу проблем.

Кейс-задание 3. Полемика "История и память". Принципиальный спор-полемика по поводу ценностей. 7 ноября 2012 года исполнилось 95 лет со дня Великой Октябрьской революции. Это событие по прошествии целой эпохи, с ним непосредственно связанной и сказавшейся на судьбах практически всех россиян и людей бывшего СССР, воспринимается неоднозначно: от безоговорочного принятия и сожаления в связи с прекращением исторического развития в данном направлении, сохранения ценностей и памяти; до неприятия и утверждения, что "ничего исторического на деле не было" или "семидесятилетнего пути в никуда" и пожелания устранить "историческую ошибку".

Разбить выделенную группу на сторонников, противников и представителей "третьей стороны". Провести полемику. Попытаться свести воедино оценки и выработать компромиссное решение.

Кейс-задание 4. Дискуссия по поводу внешнего "раздражителя". В США в ноябре 2012 года завершились очередные выборы президента страны. На них победил кандидат от демократов, действующий президент. Другой кандидат проиграл незначительно. Разделить группу на сторонников перемен, в том числе и в связи с несостоявшимся избранием, конкурента победившего президента, усиления роли государства; и сторонников сохранения курса США в ходе второго президентского срока действующего президента. Что хорошего и что плохого для России в том и во втором вариантах?

Выделить группу, разбив ее на сторонников действующего президента и. Провести дискуссию, свести воедино позиции и выработать компромиссное решение, либо ограничиться аргументацией и фактом самой дискуссии.

Кейс-задание 5. "Спор "фанатов". Футбол в России в настоящее время построен по "стандартам" европейского, для которого нормой является привлечение иностранных легионеров, футболистов и тренеров и следование законам бизнеса. Болельщики, в прежнем привычном для старших поколений россиян значении, заменяются клубами "фанатов", группами поддержки, а сам футбол становится не формой привлечения к здоровому образу жизни, а зрелищем, шоу. Однако при этом, в отличие от западных образцов, спонсирование футбольных команд в России ведется при активном участии государства и его должностных лиц, с использованием "административного ресурса" по отношению к крупному и среднему бизнесу для выделения ими необходимых средств на трансферты и содержание игроков и тренеров. В итоге "игра миллионов" превращается в разновидность предпринимательства, со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе и коррупционного оттенка. Что для нас важно: и дальше втягиваться в "мировой футбол" с его покупкой игроков и тренеров и следованием "законам жанра", или все же налаживать собственную тренерскую и спортивную работу, особенно в преддверии проведения чемпионата Европы в своей стране и необходимости создания сборной из россиян?

Провести спор, приведя его к одному или сходному мнению. Активная группа "задает" направленность и темп спора, в котором участвует вся учебная группа.

6. Деловая игра-практикум. "Воздействие". Технологии эффективного воздействия в общении

Практикум проводится в интерактивной форме. Студенты выбирают кейс-задания и в течение определенного времени готовят альтернативные варианты технологического обеспечения эффективного воздействия, открытого или скрытого характера. При этом используются социокультурные, нормативные, процедурные, психологические методы воздействия, применяются технологии рекламистики и брендинга, приемы и средства системы "паблик-рилейшнз", внушение, кодирование, методы управляемого поведения, психоанализа и другие.

Обязательное условие: соотнесение предложенных форм и приемов воздействия с правом. Для этого выделяются малые группы или подготовленные студенты. Они участвуют в работе основной группы по типу супервизии, присутствуют на всех этапах выбора и отработки технологий и выводят суждение в форме арбитража или консалтинга.

Примечание: проблематика кейс-заданий и позиций может меняться, в зависимости от актуальности, профессионального интереса группы и иных параметров обучения.

Кейс-задание 1. В России наблюдается тенденция изменения правового и экономического статуса собственников жилья, покупающих его по системе ипотечного кредитования. Напомним, что при такой системе, кажем, группа компаний "Мортон" представляет жилье в ипотечный кредит, когда средства выделяет банк "ВТБ-24". Семья заселяется в приобретаемое жилье и выплачивает кредит в течение длительного срока, с соответствующими процентами. До окончательного расчета квартира остается собственностью банка, и при несвоевременной уплате взносов может быть отчуждена от проживающих в ней. В настоящее время банк заключает с будущим собственником договор залога, расширяющий права последнего, однако обязывающий его платить планируемый государством к введению с 2013 года достаточно внушительный налог на собственность, вместо банка. Таким образом, объем платежей увеличивается, хотя риски, связанные с ипотекой, и прежние платежи остаются. Ситуация неоднозначно может быть воспринята населением и, в особенности, - потенциальными собственниками жилья.

Позиция А. Сформулировать рекламную кампанию банка "ВТБ-24" по сохранению своей привлекательности и привлечению к ипотеке новых покупателей жилья, в рамках системы "Паблик-рилейшнз".

Позиция Б. Выработать приемы и способы обеспечения поддержки населением вводимого государством налога. Предложения осуществить в форме рекламистики.

Позиция В. Отработать технологии скрытого воздействия для обеспечения внутренне устойчивого психического состояния граждан, осознающих неизбежные потери и риски.

Кейс-задание 2. Ноябрь 2012 года для России ознаменовался коррупционными скандалами, связанными с реформой Вооруженных Сил, введением системы "ГЛОНАСС", строительством объектов к саммиту осени 2012 во Владивостоке. Стране нанесен колоссальный материальный и моральный ущерб. Очевидно, что выявленные факты являют собой только верхушку "айсберга" и не отражают истинный уровень коррупции. Кроме того, в общественном мнении может измениться отношение не только к государству и власти, но и к самим преобразованиям экономического, социального и политического свойства. К чести государства, проведены кадровые санкции, начаты расследования. Работа продолжается.

Позиция 1. Вам предстоит задача сохранить позитивное отношение населения и доверие к государству и власти в этой далеко не простой обстановке. Разработайте технологии имиджмейкерства для обеспечения поддержки гражданами мер государства и сохранения потенциала реформ.

Позиция 2. Выработать предложения по нормативному и процедурному воздействию на представителей власти и государства, чиновников для предотвращения новых попыток и случаев коррупции в системе государственного управления.

7. Семинар. Имидж, стиль, культура общения

Основные понятия и категории: Имидж, имиджмейкерство, стиль, лидер, харизматичность, бюрократия, лидерство, культура, культура общения, этика, этикет.

Вопросы для обсуждения.

1. Имидж в общении. Понимание, составляющие, формы. Модели поведения и взаимодействия.

2. Стиль общения. Особенности контактного и дистанционного стиля. Авторитарность, Коллегиальность, либерализм в общении.

3. Проблема лидерства в процессе общения. Традиционное, харизматическое, компенсирующее, бюрократическое лидерство и их особенности. Инициатива, творчество, ответственность в лидерстве.

4. Культура общения, ее составляющие, воздействие на участников общения, взаимодействия и деятельности. Типы культур. Этика и этикет. Проблема массовой культуры.

Практические задания.

1. Разработать модели имиджа: активно-поискового студента; юриста - специалиста по работе с населением (публичного и контактного свойства).

2. выделить сущностные свойства и черты культуры юриста.

8. Семинар-практикум "Исследователь". Исследования и тренинги в общении

1.Теоретическая часть.

Основные понятия и категории: исследование; конкретное социологическое исследование; социометрия; тестирование; тренинг; массив исследования; выборка; респондент; инструментарий исследования; социометрический индекс; социометрическая матрица; опросный лист; тестовое задание.

1. Конкретное социологическое исследование. Сущность, программа исследования, план, инструментарий, формирование выборки, методика проведения. Обработка результатов исследования.

- Наблюдение, опрос, интервью, анкетирование; - полевые, пробные исследования;

- временные исследования: панельные, когортные, трендовые.

2. Социометрия и методика ее проведения в малой группе.

3. Тестирование и его применение.

4. Тренинги и аутотренинги.

2. Исследовательская составляющая.

Выполнить задания: 1. Разработка программы конкретного социально-психологического исследования (по актуальной проблеме социально-личностного плана, характерной для периода обучения и предложенной преподавателем). Подготовка инструментария исследования, в вариантах: а) применительно к непосредственной б) применительно к опосредованной формам общения. 2. Выработка критериев социометрического измерения в группе (по избранной проблеме, актуальной на групповом уровне). Подготовка инструментария для социометрического обследования. 3. Разработка методик формирования психологической готовности респондентов к обследованию. 4. Проведение исследований и измерений с респондентами (массив - учебная группа). 5. Доклад, анализ и экспертиза исследований.

3. Тренинги. Аутотренинг. Отработка и апробация приемов самовоспитания и формирования устойчивости в процессе общения, в том числе в установленных формах, ситуативном общении, с учетом воздействия форс-мажорных обстоятельств. Приемы вербальности, невербальности, перцепции, интеракций.

Примечание. Конкретизация предметной составляющей исследований, уточнение алгоритма и позиций, формирование рабочих групп и подготовка инструментария осуществляется в ходе подготовки к занятию и консультативных согласований, в том числе с преподавателем.

Вопросы для повторения Основы, предмет, методы психологии общения как учебной дисциплины. Течения, школы и опыт социально-психологического знания. Общение в психологии, его понимание, структура, составляющие. Деятельность в психологии общения, ее структура, содержание, свойства. Эмпирические методы исследований в психологии общения. Теоретические методы исследований в психологии общения. Гештальпсихология и проблема целостного восприятия социальной действительности. Когнитивность в общении. Перцепция. Перцептивная составляющая общения. Коммуникация. Коммуникативная составляющая общения. Интерактивная составляющая общения. Типология общения, его уровни и формы. Императивное общение и его особенности. Манипулятивное общение и его особенности. Диалогическое общение и его особенности. Вербальное общение и его составляющие. Ретиальное общение и его особенности. Аксиальное общение и его особенности. Невербальное общение и его составляющие. Кинесика в невербальном общении. Такесика в невербальном общении. Проксемика в невербальном общении. Роли и ролевые ожидания в общении. Виды социальных взаимодействий. Механизмы взаимопонимания в общении. Техника и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения Статусно-ролевое и индивидуально-личностное общение. Способы и приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Проблемы референтности общения в группе. Межличностное влияние и воздействие. Подражание и заражение в межличностном и групповом общении. Групповая идентификация и субкультура группы, их воздействие. Проблема языка, средств коммуникации в общении. Интерактивное общение. Эмпатия и ее формирование в процессе общения. Деловое общение, его психологические составляющие и формы. Деловая беседа, ее организация, ведение, эффективность. Совещание как форма общения. Публичное выступление как форма общения. Доверительные способы и формы общения. Конфликтное и неконфликтное общение. Конфликт, его основы, структура, динамика. Эскалация конфликта, его развитие и разрешение. Основы, воздействующие факторы и проявления конфликтности индивида. Экспертиза и исследование личностных и групповых конфликтов. Переговоры в общении, их функции и роль. Переговорный процесс и взаимодействие сторон. Общение и право. Проблема ответственности. Нормативно-правовое регулирование общения. Технологии эффективного воздействия в общении Программирование психики (кодирование) и его слагаемые. Управление поведением: понимание, составляющие, алгоритм. Подражание и заражение в управлении поведении. Понятие нейролингвистического программирования (НЛП) и его содержание. Речевое воздействие и речевые стратегии в НЛП. Психологическое воздействие и противодействие в НЛП. Приемы когнитивного плана в НЛП. Имиджмейкерство, его основы, составляющие и факторы эффективности. Система "Паблик Рилейшнз" (PR): сущность, составляющие, формирование. Имидж и модели поведения в общении. Стиль поведения и воздействия, его разновидности и особенности. Основные стили общения и их особенности. Этика отношений и взаимодействия и деловой этикет. Лидерство в общении. Формы лидерства. Культура общения и взаимодействия. Исследования в общении. Социометрия в исследовании общения. Тестирование в исследовании общения и его участников. Тренинги и их использование в исследовании общения и его эффективности. Технологии, приемы и способы проведения социально-психологических исследований.

9. Литература Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М., 2011. Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М., 2003. Михалкин Н.В. Социальная психология. М., РАП. 2012. Самыгин, Руденко. Деловое общение. М., 2011. Слотина Г.В., Чернова Г.Р.. Психология общения. С/Пб., 2012. Рабочая книга социолога. Изд.5-е. /Под ред. Г.В. Осипова. М., 2009 .

Показать полностью… https://vk.com/doc-101443528_416697413
111 Кб, 3 сентября 2015 в 17:06 - Россия, Москва, РГУП (бывш. РАП), 2015 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении