Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 060703 из РГУП (бывш. РАП)

Разделы, темы ФНО Право и организация социальной работы. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.

Содержание учебного материала, лекции и практические занятия, самостоятельная работа Часы Раздел 1. Введение в психологию общения 16

Тема 1.1.

Введение в психологию общения.

Тема 1.2.

Личность в психологии.

1

2 Социальная психология, ее основы, предмет, содержание. История, школы, направления психологического знания. Антропология и "психология жизни". Психоанализ. Бихевиористский подход. Гештальтпсихология. Понимающая психология. Психология техники и технологий. Психология труда, деятельности, предпринимательства, госслужбы. Психология отношений. Психология досуга и отдыха. Психология общения. Клиническая психология и др. Методы эмпирических и теоретических исследований в психологии. Наблюдение и его виды. Опрос. Интервью. Моделирование. Эксперимент. Контент-анализ. Метод экспертов и др. Активные формы (мозговая атака, транзакции и т.п.). Транзакционный анализ. Интеракционный анализ. 2 Практическое занятие 1. Семинар-собеседование. Подходы, направления и методы исследований в психологии и психологии общения. 1. Развитие психологии и ее содержание. 2. Течения, школы и опыт психологического знания: - антропология и ее отражение в психологических исследованиях и социальной практике; - психоанализ и проблема бессознательного в психологии. Фрейд и его учение. Архетипическое в поведении и действии. Юнг; - бихевиоризм, его основы и социальная практика; - "понимающая психология" (Дильтей, Шютц и др.); - гештальтпсихология и проблема целостного восприятия социальной действительности; - социальная психология, ее содержание и особенности исследований; отечественная школа. Павлов, Сеченов, Рубинштейн, Выготский.

Приемы и методы исследований в психологии общения: - общая характеристика методов исследования в психологии и особенности их использования; - эмпирические методы исследований. Наблюдение. Беседы, опросы, интервью. Моделирование, эксперимент; - теоретические методы и их специфика в исследованиях; - социометрия; - транзакционный анализ; - интеракционный анализ. 2 Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:

1. Изучить и дополнить конспект лекция материалами, раскрывающими направления психологического знания. 2. Подготовить мультимедийные материалы и аргументы к ним по истории психологии и школам психологического знания. 3. Подготовить один из приемов исследования (на примере). 2 1

2 Индивид, личность как объект и субъект общения и деятельности. Человек, группа, социум, общество в социальной психологии. Социально-психологические теории и анализ личности. Структура психики человека. Основные психические процессы. Структура сознания. Психогенные характеристики личности. Ощущение, восприятие, рефлексия. Внимание. Эмоции и чувства. Психология высшей нервной деятельности. Мышление и интеллект. Творчество. Динамика психических процессов и психические состояния.

Мотивация, поведение и активность личности. Потребности, интерес, мотивация, активность личности. Статусно-ролевые и субъектно-деятельностные составляющие. Ролевые ожидания в общении. Эмоционально-чувственные и идеологические компоненты поведения и воздействия на личность. Конфликт интересов. Психическая саморегуляция поведения и деятельности. 2+2 Практическое занятие 2. Практикум. Мотивация поведения и общения личности. Фиксированное выступление. 1. Социально-психологические свойства и качества личности. Врожденные и приобретенные свойства. Психика и сознание человека. Эмоции, чувства, мышление, разум, язык. 2. Динамические показатели психологии личности. Поведение и активность. Деятельность и общение как две составляющих социально-психологической характеристики личности. 2 Самостоятельная работа обучающихся. 1. Подготовить презентацию "Психология личности". 2. Отработать и записать в конспект содержание основных психологических концепций человека, его качеств, свойств и активности. 3. Подготовить фиксированное выступление "Психология высшей нервной деятельности". 4 Раздел 2. Основы общения 20 Тема 2.3.

Общение, его содержание и разновидности.

Тема 2.4.

Вербальное и невербальное общение.

1 2 Общение, его основы, структура, содержание. Понятие, содержание и процесс общения. Перцептивная составляющая общения. Идентификация. Эмпатия. Аттракция. Рефлексия. Каузальная атрибуция. Коммуникативная составляющая общения. Информация, ее содержание и значимость. Интерактивная составляющая общения. Типология общения, его формы, уровни, функции и роль. Императивное общение. Манипулятивное общение. Диалогическое общение. Виды и формы общения. Уровни общения. Предметность, направленность, единство общения и деятельности, системность и другие принципы и правила общения. 4 1

2 Вербальное общение, его составляющие и формы. Средства вербальности. Язык общения. Паралингвистика и экстралингвистика. Ретиальное и аксиальное общение. Прямое и косвенное общение. Устное и письменное общение. Невербальные составляющие и приемы общения, их эффективное использование. Невербальность как дополнение к вербальному общению и как самостоятельная форма. Кинесика. Мимика, глаза, жесты, динамика, поза и их воздействие. Проксемика. Дистанция, время, место, взаимное расположение в общении. Интимно-личное, дружеское, социальное и публичное виды общения. Такесика. Тактильность в общении. 6 Практическое занятие 3. Семинар-практикум. Общение. Значимость общения в экономической и управленческой деятельности. В форме фиксированного выступления. 1. Отработка приемов и технологий прямого вербального общения: А) учета психологии субъектов и участников; Б) языка, лингвистики в вербальном общении; В) проектирование динамики общения; Г) способов и приемов взаимопереходов от формального к неформальному общению; Д) ролевого и личного общения. 3. Анализ методик косвенного общения: А) моделирование и учет психологического восприятия участниками; Б) средства и механизм косвенного общения; 4. Отработка приемов невербального общения: - кинесики ("прочтения" жестов, мимики, глаз, поз); - проксемики (обоснования дистанции, времени и пространства); - такесики (рукопожатий, прикосновений, поддерживающих, дружеских, чувственных форм). 2+2 Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:

1. Подготовить ответ на первый и второй вопрос семинара, используя рекомендованную литературу по теме, краткие ответы записать в конспект. 2. Подготовить фиксированное выступление на тему: "Общение, его значимость в деятельности юриста". 3. Подготовить игровые формы отработки приемов и технологий общения. 6 Раздел 3. Эффективность общения 10

Тема 3.5.

Затрудненное общение.

Тема 3.6.

Эффективное общение.

1

2 Барьеры и затруднения в общении. Личностно-обусловленные, социально-мотивированные и деятельностно-отношенческие трудности общения. Барьеры в общении. Лингвистические барьеры и барьеры непонимания. Психические свойства и состояния как факторы трудностей общения. Трудности общения в сфере права.

Затрудненное и дефицитное общение. Аномия, депривация, фрустрация и их воздействие на индивидов, на процесс общения и его эффективность. Одиночество, отчужденность, аутизм как виды дефицитного общения, способы их учета и преодоления. 2 1

2 Эффективность общения. Понимание, подходы, методики эффективного общения. Коммуникативность и коммуникабельность. Доброжелательность, компенсация идентичности. Предметность и сотрудничество.

Принципы, правила и приемы эффективного общения. Принципы позитивного общения. Правила слушания и внимательности к собеседнику. Неконфликтные и позитивно-конфликтные формы эффективного общения. 2 Практическое занятие 4. Учебная дискуссия "Эффективность общения юриста".

Вопросы, выносимые на обсуждение. 1. Барьеры общения: когнитивные, культурные, статусно-ролевые, демографические и др. Их анализ, учет, преодоление. 2. Проблемы личностного, социально-психологического свойства, качества личности, вызывающие дефицитное общение и их профилактика. 3. Способы и формы эффективного общения в деятельности юриста. Сообщение на тему: "Виртуализация социально-психологического пространства и трудности общения". 2 Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:

1. Ознакомиться с содержанием материала, отражающего тематику дискуссии в учебниках по Психологии общения.

2. Подготовить ролевые и игровые ситуации, связанные: а) с врожденными и приобретенными психологическими качествами, затрудняющими общение; б) с девиантностью (отклоняющимся поведением) индивидов.

3. Подготовить сообщение на тему: "Виртуализация социально-психологического пространства в постиндустриальном обществе и трудности общения". 4 Раздел 4. Деловое общение 26 Тема 4.7.

Основы делового общения.

Тема 4.8. Конвенциональное общение. 1

2 Психологические основы делового общения. Направленность, предметность, нормативность, ответственность участников. Связь в деятельностью. Формы делового общения и особенности взаимодействия в них. Принятие решений. Деловая беседа. Организация, проведение, эффективность. Существенные признаки и особенности. Функции и структура деловой беседы, ее композиция. Подготовка, ведение. Механизм взаимопонимания участников. Аргументация и подкрепление. Вариативность решений и способы их принятия 6 1

2 Нормативно-правовое общение. Содержание и понимание права, его психологическое восприятие участниками общения. Общение в гражданско-правовой и публично-правовой сфере. Нормативная база общения. Представительность, уполномоченность и правомочность субъектов общения. Компромиссность. Проблема ответственности. Юридические аспекты делового общения. Содержательная, нормативная, вербальная составляющие. Формализация, нормативизация, институционализация общения. Устное и письменное общение. Документальность. Внешняя мотивация и присутствие государства. Санкционирующая составляющая. 2 Практическое занятое 5. Практикум. Деловое общение. Проблемы для обсуждения и тренингов: 1. Деловое общение, его специфические черты, формы, характеристики. 2. Психологическое восприятие деловых форм общения и поведение в них. 3. Организация и ведение деловой беседы. Стиль общения. Особенности контактного и дистанционного стиля. Авторитарность, Коллегиальность, либерализм в общении. Проблема лидерства в процессе общения. Традиционное, харизматическое, компенсирующее, бюрократическое лидерство и их особенности. Инициатива, творчество, ответственность в лидерстве. 2+2 Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:

1. Ознакомиться с содержанием в профессиональной деятельности личностно-группового общения и общения в группе, составить конспект. 2. Опираясь на материалы лекций и в соответствии с вопросами практикума подготовить свое видение и примеры делового и конвенционального общения. Отразить юридическую составляющую. 4

Тема 4.9 Межличностное и групповое общение.

Тема 4.10. Психология организации.

1 2 Содержание и динамика межличностного общения и взаимодействия. Способы и механизм познания собеседников и участников общения. Восприятие других людей. Проблема контактности и коммуникабельности. Адаптация и интериоризация. Кратковременное и длительное межличностное общение. Предметное, деловое, фрагментарное и стохастическое общение. Общение в группе. Группа, ее структура, композиция и организация. Понятия "группа", "коллектив", "ассоциация" и особенности общения. Виды групп. Первичная и вторичная группы и специфика общения и взаимодействия в них. Виды социальных взаимодействий и проявления индивидуальности в группе. Групповое "мы-сознание" и субкультуры группы. Референтность и ее проявление. 4 1

2 Организация, ее структура, функционирование, общение участников. Понятие, содержание, структура и функционирование организации. Организационное поведение. Организационные построения, их обоснованность и восприятие. Отношения, взаимодействие и общение в деловых, функциональных, творческих, ассоциативных организациях. Иерархия, карьера, общение и взаимодействие. Психологический климат в организациях. Организационные изменения и взаимодействие. 2 Практическое занятие 6. Семинар. Личностно-групповое общение и общение в организации. Проблемы для обсуждения и тренингов: 1. Индивидуальность в общении. Проявление, учет, воздействие: - индивидуально-психологические особенности; - мотивация и динамика в общении; - напряженность, социальность в общении; - направленность общения. 2. Групповое общение: - статусно-ролевые компоненты и их проявление в общении формального уровня; - перцепция и референтность общения в группе, коллективе; - влияние экономических, организационных и отношенческих факторов; - групповая идентификация и субкультура группы.3. Организация, ее экономическая, производственная, социальная, отношенческая составляющие. Отношения руководящего и исполнительного звеньев. 2 Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:

1. Разобраться и записать в конспект особенности и формы организационного поведения индивида. 2. Подготовить презентацию "Личностная и групповая идентификация". 3. Самостоятельно исследовать характер, формы и содержание общения в различных организационных построениях. 2 Раздел 5. Конфликтное общение 12

Тема 5.11.

Конфликт в общении.

Тема 5.12.

Регулирование и разрешение конфликтов.

1

2 Конфликтность личности и ее проявление в общении. Конфликтные типы личности и общение. Конфликт потребностей и социально-мотивированные конфликты личностного свойства. Конфликт и его сущность. Структура и составляющие конфликта. Субъектность конфликта. Предмет конфликта. Истинный и ложный конфликты. Ценностно- и целеориентированные конфликты и острота противостояния сторон. Типология и особенности конфликтов. Личностные, межличностные, групповые, институциональные конфликты. 2+2 1

2 Поведение и взаимодействие сторон в конфликте. Социальные факторы и их влияние на эскалацию и остроту конфликта. Мотивация поведения в конфликте. Общение в конфликте: язык и средства. Особенности восприятия и коммуникаций. Взаимодействие сторон. Способы и формы разрешения конфликтов. Воздействие на конфликт. Проблема агрессии в конфликте. Способы ухода от конфликта. Способы и формы включения конфликта в отношения и общение. Способы снижения уровня напряженности и конфликтности в процессе общения и взаимодействия. Государство и право в конфликте. Разрешение конфликта. 2 Практическое занятие 7. Деловая игра "Конфликт". Конфликт, его основы, структура, динамика. Эскалация конфликта и его завершение. Психология поведения в конфликте и отношений сторон. Релаксация участников конфликта и изменения социально-психологического климата. Конвенциональные изменения. Модели конфликтного поведения, отношений. Общение в конфликте и при разрешении конфликта. Переговоры и посредничество. 2 Самостоятельная работа обучающихся. При подготовке к деловой игре студенты отрабатывают игровые модели конфликтов по актуальной проблематике. Модели конфликтов должны охватывать социальную сферу, сферу межличностного общения, организационную сферу. В ходе деловой игры выделяются конфликтующие стороны, третейская сторона, эксперты. Проводится анализ и оценка уровня подготовленности, эффективности участия, характера использования вербальных и невербальных средств. 4 Раздел 6. Активные формы общения 12 Тема 6.13. Неконфликтные и активные формы общения.

Тема 6.14. Переговоры диалогические формы сотрудничества.

1

2 Интегративные, активно-поисковые и доверительные формы общения. Механизм взаимопонимания. Факторы влияния: биогенетические, селективные, стереотипические, транзакционные. Формирование совместных интересов. Спор, дискуссия, полемика в общении. Формы споров: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения и другие. Маргинальные и экстремальные формы. Факторы воздействия на спорящие стороны. Приемы убеждения в споре. Компромиссы и консенсус. 2+2 1

2 Понимание и содержание переговоров. Переговоры в условиях конфликта и конфронтации. Переговоры в условиях сотрудничества. Переговоры для принятия согласованных решений. Двусторонние и многосторонние переговоры. Переговорный процесс, его проведение и обеспечение. Согласование интересов и целей. Доверие в переговорном процессе. Компромиссы. Посредничество, арбитраж, медиация. 2 Деловая игра "Переговоры". Спор, дискуссия, переговоры в конвенциональном и интерактивном общении. Деловая игра проводится в форме модели переговоров экономического характера выделенными малыми группами в составе 3 - 5 студентов, с выделением экспертов, консалтинга, оппонентов. Руководители и состав групп докладывают замысел и проводят апробацию подготовленных решений по своей проблеме, для чего привлекается вся учебная группа, выступающая активным "фоном" переговоров. Кроме того, выделяется экспертная группа, подводящая квалифицированные итоги. 2 Самостоятельная работа обучаемых. Осуществляется в форме отработки кейс-заданий, моделей поведения и управления переговорным процессов. По избранной и согласованной актуальной проблеме экономического характера. Примечание: проблематика кейс-заданий может меняться, в зависимости от актуальности, профессионального интереса группы и иных параметров обучения. 4 Раздел 7. Управление общением 12 Тема 7.15. Технологии скрытого воздействия и управления.

Тема 7.16. Авторитетность, имидж, стиль. Культура общения.

1

2 Скрытые формы управления общением. Убеждение и манипуляции в общении. Подражание и заражение. Нейролингвистическое программирование: психологическое и речевое воздействие и управление психикой. Речевые стратегии и приемы когнитивного плана. Способы и формы перевода общения с неформального на нормативно-подчиняющее и наоборот. Система "Паблик рилейшн", ее составляющие, использование, возможности. Рекламистика, технологии брендинга. Защитные механизмы. 2+2 1

2 1. Стиль и модели поведения в общении. Имиджелогия и ее составляющие. Имидж, его понятие, элементы и роль в общении. Этикетные и стратегические модели поведения. Стиль и его составляющие. Контактные и неконтактные формы взаимодействия и стиль поведения. Авторитарный, коллегиальный и либеральный стиль. Лидерство в общении. Традиционные модели, харизматическое лидерство, компенсирующее и рационально-бюрократическое. Культура общения и взаимодействия. Культура делового человека. 2 Семинар 8. Деловая игра "Эффект". Нейролингвистические, психо-физиологические, манипулятивные формы и способы скрытого воздействия в общении. Кейс-задание 1. Сформулировать рекламную кампанию банка по сохранению привлекательности и привлечению к ипотеке новых покупателей жилья, в рамках системы "Паблик-рилейшнз", в связи с изменениями правового и экономического статуса собственников жилья, покупающих его по системе ипотечного кредитования. Кейс-задание 2. Отработать технологии скрытого воздействия для обеспечения внутренне устойчивого психического состояния граждан, осознающих риски в связи с реформой медицинского обеспечения (вариант - в связи с кризисными явлениями в экономике). 2+2 Самостоятельная работа обучаемых. Студенты выбирают кейс-задания и в ходе подготовки к игре готовят альтернативные варианты технологического обеспечения эффективного воздействия, открытого или скрытого характера. При этом используются социокультурные, нормативные, процедурные, психологические методы воздействия, применяются технологии рекламистики и брендинга, приемы и средства системы "паблик-рилейшнз", внушение, кодирование, методы управляемого поведения, психоанализа и другие. 4 Всего 108

Основная литература: Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М., 2011. Станкин М.И. Психология общения. Курс лекций. М., 2003. Михалкин Н.В. Социальная психология. М., РАП. 2012. Самыгин, Руденко. Деловое общение. М., 2011. Слотина Г.В., Чернова Г.Р.. Психология общения. С/Пб., 2012. Рабочая книга социолога. Изд.5-е. /Под ред. Г.В. Осипова. М., 2009.

Вопросы для повторения

1. Основы, предмет, методы психологии общения как учебной дисциплины. 2. Течения, школы и опыт социально-психологического знания. 3. Общение в психологии, его понимание, структура, составляющие. 4. Деятельность в психологии общения, ее структура, содержание, свойства. 5. Эмпирические методы исследований в психологии общения. 6. Теоретические методы исследований в психологии общения. 7. Гештальпсихология и проблема целостного восприятия социальной действительности. 8. Когнитивность в общении. 9. Перцепция. Перцептивная составляющая общения. 10. Коммуникация. Коммуникативная составляющая общения. 11. Интерактивная составляющая общения. 12. Типология общения, его уровни и формы. 13. Императивное общение и его особенности. 14. Манипулятивное общение и его особенности. 15. Диалогическое общение и его особенности. 16. Вербальное общение и его составляющие. 17. Ретиальное общение и его особенности. 18. Аксиальное общение и его особенности. 19. Невербальное общение и его составляющие. 20. Кинесика в невербальном общении. 21. Такесика в невербальном общении. 22. Проксемика в невербальном общении. 23. Роли и ролевые ожидания в общении. 24. Виды социальных взаимодействий. 25. Механизмы взаимопонимания в общении. 26. Техника и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения 27. Статусно-ролевое и индивидуально-личностное общение. 28. Способы и приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения 29. Проблемы референтности общения в группе. 30. Межличностное влияние и воздействие. 31. Подражание и заражение в межличностном и групповом общении. 32. Групповая идентификация и субкультура группы, их воздействие. 33. Проблема языка, средств коммуникации в общении. 34. Интерактивное общение. 35. Эмпатия и ее формирование в процессе общения. 36. Деловое общение, его психологические составляющие и формы. 37. Деловая беседа, ее организация, ведение, эффективность. 38. Совещание как форма общения. 39. Публичное выступление как форма общения. 40. Доверительные способы и формы общения. 41. Конфликтное и неконфликтное общение. 42. Конфликт, его основы, структура, динамика. 43. Эскалация конфликта, его развитие и разрешение. 44. Основы, воздействующие факторы и проявления конфликтности индивида 45. Экспертиза и исследование личностных и групповых конфликтов. 46. Переговоры в общении, их функции и роль. 47. Переговорный процесс и взаимодействие сторон. 48. Общение и право. Проблема ответственности. 49. Нормативно-правовое регулирование общения. 50. Технологии эффективного воздействия в общении 51. Программирование психики (кодирование) и его слагаемые. 52. Управление поведением: понимание, составляющие, алгоритм. 53. Подражание и заражение в управлении поведении. 54. Понятие нейролингвистического программирования (НЛП) и его содержание. 55. Речевое воздействие и речевые стратегии в НЛП. 56. Психологическое воздействие и противодействие в НЛП. 57. Приемы когнитивного плана в НЛП. 58. Имиджмейкерство, его основы, составляющие и факторы эффективности. 59. Система "Паблик Рилейшнз" ( PR): сущность, составляющие, формирование. 60. Имидж и модели поведения в общении. 61. Стиль поведения и воздействия, его разновидности и особенности. 62. Основные стили общения и их особенности. 63. Этика отношений и взаимодействия и деловой этикет. 64. Лидерство в общении. Формы лидерства. 65. Культура общения и взаимодействия. 66. Исследования в общении. 67. Социометрия в исследовании общения. 68. Тестирование в исследовании общения и его участников. 69. Тренинги и их использование в исследовании общения и его эффективности. 70. Технологии, приемы и способы проведения социально-психологических исследований.

Показать полностью… https://vk.com/doc-101443528_416697493
144 Кб, 3 сентября 2015 в 17:07 - Россия, Москва, РГУП (бывш. РАП), 2015 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении