Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 060729 из РГУП (бывш. РАП)

Частное учреждение профессиональная

образовательная организация

"Русско-Азиатский экономико-правовой колледж"

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: право социального обеспечения

На тему: Негосударственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

Выполнено студентом: Ерофеевым А.А.

___ЮК/-14____

(номер группы)

Основная профессиональная образовательная программа по специальности

40.02.01 "Право и организация социального обеспечения"

Форма обучения: Очная

Руководитель: преподаватель юридических дисциплин, Федоренко К.А.

______________________________________________________________

(подпись, дата)

г. Иркутск 2015 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОНОЙ СИСТЕМЫ 4

1.1. Понятие и виды пенсионных систем 4

1.2. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования 10

1.3. Правовые основы функционирования пенсионной системы России 14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 16

2.1 Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в России 16

2.2 Анализ роли негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования 18

2.3 Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы обуславливается тем, что рыночные отношения по мере своего развития порождают собственную противоположность - гарантированную социальную защиту нетрудоспособных категорий населения.

Пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.

В научной литературе недостаточно уделено внимания таким понятиям, как "пенсия", "пенсионное обеспечение", "пенсионная система". Во многих случаях они приводятся как идентичные по содержанию1.

Разумеется, с этим нельзя согласиться, потому что материальная поддержка в денежной форме может быть оказана любому лицу, потерявшему трудоспособность, любым другим лицом, желающим это сделать. Но это уже не пенсионное обеспечение, а разовая, гуманитарная или спонсорская материальная поддержка.

Пенсионное обеспечение - это непосредственно связанный с трудовой деятельностью индивида процесс материальной поддержки, размеры, сроки и условия которого являются производными от размера заработной платы, условий труда, стажа работы и др. Более того, пенсионное обеспечение базируется на экономических интересах разных поколений с разными уровнями доходов и разными уровнями экономического развития.

Объектом исследования курсовой работы является негосударственные пенсионные фонды. Предметом исследования - деятельность негосударственных пенсионных фондов. Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть негосударственные пенсионные фонды и их роль в реализации задач пенсионного страхования в России.

В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:

* определить понятие и виды пенсионных систем;

* охарактеризовать сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования;

* рассмотреть правовые основы функционирования пенсионной системы России;

* проанализировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;

* проанализировать роль негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования;

* охарактеризовать перспективы развития в деятельности негосударственных пенсионных фондов в России.

Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, научно-практические комментарии к нормативным актам, специальная литература и периодика.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Понятие и виды пенсионных систем

В "Новом энциклопедическом словаре" дается такое определение: "Пенсия - денежное обеспечение, получаемое гражданином из пенсионных и иных фондов по окончании работы, при достижении пенсионного возраста или в иных случаях, предусмотренных законом" 2.

Это понятие неопределенное во времени и пространстве, оно не связано с трудовым началом содержания и происхождения пенсии. Оно сформулировано или, что еще хуже, механически переписано из советских источников, которые отождествляют пенсию с некоей "подачкой" государства после выхода работника по возрасту или по другим причинам на пенсию.

Исходя из этого понятия, можно определить сущность самого понятия "пенсионная система" и "пенсионное обеспечение", которые не являются тождественными по значимости.

Понятие "пенсионная система государства" - это экономический механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность3. Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования. Поэтому было бы целесообразно, констатировать исходя из этого более правильное определение понятия "пенсионное обеспечение", которое нельзя понимать идентично понятию "пенсионная система".

Итак, пенсионное обеспечение - это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите лиц от материальной необеспеченности вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца. Посредством этой государственной системы действительно обеспечиваются (а не устанавливаются) выплаты пенсий, условия их исчисления исходя из полученных в период трудовой деятельности реальных размеров отчислений обязательных или добровольных пенсионных взносов. А в накопительных пенсионных системах могут применяться еще и условия продолжительности страхового стажа, то есть продолжительности периода накоплений страховых взносов, которые также существенно влияют на размер пенсий 4.

Структурная и функциональная характеристики пенсионного обеспечения государства принципиально отличаются друг от друга только источниками финансирования. В этом аспекте солидарная система, являющаяся государственной, в сущности, имеет три основных источника5:

* отчисления работников;

* обязательное отчисление от фонда заработной платы;

* государственные дотации.

В накопительной системе два источника:

* обязательные или добровольные взносы работников;

* проценты от инвестиции накоплений.

В частных накопительных пенсионных фондах:

* отчисления в виде взносов работников;

* проценты от капитализации взносов;

* переброска дополнительных средств из других социальных фондов по просьбе работников.

Останавливаясь на сущности пенсионного обеспечения как на экономической категории, можно его квалифицировать как обособленную часть национального дохода, которая имеет свою специфику в отличие от других разделов - тем, что оно направляется на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества6.

Объектом отношений между ними является часть созданного продукта, которая выделяется из общей структуры национального дохода и направляется на покрытие нужд нетрудоспособных. На эту часть национального дохода, именуемого финансовым активом Пенсионного фонда, претендуют различные категории нетрудоспособных, которых по их трудовому вкладу можно разделить на три группы7:

1. лица, которые производительно отработали требуемый трудовой стаж и благополучно дожили до пенсионного возраста;

2. лица, которые потеряли свою трудоспособность в процессе трудовой деятельности;

3. лица, не работавшие по различным причинам (инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильцев).

Общее между ними - это то, что они все нуждаются в пенсионном обеспечении как субъекты. Различия между ними - представитель каждой группы имеет разную долю в общем объеме пенсионного обеспечения, которая предопределяется долей его участия в создании национального продукта. Это противоречие между различными группами субъектов путем дифференциации в распределении пенсионных выплат осуществляет пенсионное обеспечение. Причем каждая группа субъектов пенсионного обеспечения должна получить от общества то, что предопределяется в общем объеме средств, а именно:

Определяющим инструментом в распределении и перераспределении денежных средств между различными категориями населения являются разного рода фонды, которые созданы для этих целей. Фонды образуются в процессе перераспределения национального дохода как самостоятельная финансовая или общественная структура8.

При рассмотрении теоретических аспектов пенсионного обеспечения важное место занимает вопрос о том, как распределяется пенсионное обеспечение. Здесь главенствуют два направления9.

Первое - это когда пенсионное обеспечение распределяется на трудовой основе, а размеры и условия пенсий полностью являются производными от заработной платы будущего пенсионера.

Второе направление - когда пенсионные обеспечения строятся на потребности нетрудоспособных.

В этом проявляется двойственность характера пенсионного обеспечения, которая состоит в том, что наряду со свойствами продукта, распределяемого в соответствии с количеством и качеством прошлого труда, оно обладает и свойствами продукта, распределяемого в соответствии с потребностями трудоспособных. Поэтому пенсионное обеспечение, базируясь на законе о труде, несет в себе характер распределения по затратам за прошлый труд.

Что касается пенсии по инвалидности, то она носит, скорее всего, характер страхования возможных потерь и должна исходить из того, сколько мог бы получать работник, если бы он не потерял трудоспособности. И эту часть страховой возможности должно платить не общество, а конкретный виновный (предприятие или лицо, виновные в этом).

Пенсии для лиц, не имеющих трудового стажа, являются той частью общественного продукта, которая имеет характер обеспечения минимальных потребностей, и они должны расти по мере роста экономических возможностей государства.

Исходя из двойственного характера пенсионного обеспечения, можно сделать вывод, что есть отличия пенсий от других выплат социального характера.

Во-первых, пенсии предусматриваются исключительно для нетрудоспособных и устанавливаются строго при наступлении условий, дающих право получать пенсию.

Во-вторых, пенсия базируется на трудовом вкладе будущего пенсионера и строго регламентируется исходя объема и качества этого вклада.

В-третьих, пенсии назначаются только в денежной форме, что подтверждает мнение о том, что пенсия - это часть отложенной заработанной платы.

В-четвертых, пенсии выплачиваются для индивидуальных целей конкретному пенсионеру.

В-пятых, пенсия выплачивается пожизненно и носит постоянный характер. Она может пересматриваться только в тех случаях, когда появляются основания или дополнительные сведения об участии или неучастии в трудовой деятельности пенсионера.

Подводя итоги данному разделу исследования, можно сделать вывод о том, что пенсионное обеспечение как экономическая категория - это совокупность экономических отношений по поводу производства и распределения в денежной форме части вновь созданного продукта, необходимого для удовлетворения потребностей нетрудоспособных категорий населения общества.

1.2. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования

Одной из составляющих комплекса проводимых в настоящее время экономических реформ является пенсионная реформа. В настоящее время пенсионная реформа направлена на изменение распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему10.

Цель реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Одной из основных задач, которую должна решить данная реформа - обеспечить прозрачность пенсионной системы. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы11.

С 2002 года, когда был дан старт пенсионной реформе, каждый может решить, куда направить накопительную часть - в частную или государственную управляющую компанию. Для тех, кто не знает о выборе или не решается его сделать, принимает решение государство, т.е. автоматически отправляет деньги в государственную компанию Внешэкономбанк. Однако в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании" указано, что страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты, поэтому любой гражданин России, может перевести свою накопительную часть по собственному желанию из Внешэкономбанка в любой негосударственный пенсионный фонд и частную управляющую компанию, независимо от их местоположения. Для этого необходимо заключить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ и подать в пенсионный фонд заявление о переходе12.

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая финансовая организация социального обеспечения, действующая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению гражданином пенсионного возраста. Деятельность Негосударственного пенсионного фонда очень похожа на деятельность пенсионного фонда. Также как и пенсионный фонд НПФ аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Целью создания НПФ являются:

* повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;

* повышение эффективности пенсионной системы.

Под деятельностью негосударственного пенсионного фонда понимается некоммерческая деятельность по формированию активов, путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами13.

По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в России зарегистрировано 247 негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ), причем лишь 218 фондов реально осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Только 187 фондов имеют численность участников, превышающую 1000 чел. 127 фондов зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и в соответствии с заявительным порядком вправе осуществлять эту деятельность. Однако реально функции страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, т.е. заключение соответствующих договоров, аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и т.п., выполняют лишь 106 фондов, причем только у 72 из них численность застрахованных лиц превышает 1000 чел 14.

Объем собственных средств, которыми располагает система НПФ, составляет 628,5 млрд. руб., причем средства имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, составляют 96,1 млрд. руб., средства пенсионных резервов - 484,9 млрд. руб., средства пенсионных накоплений - 42,6 млрд. руб. Объемы этих средств в сравнении с показателями бюджета Пенсионного фонда РФ, только доходная часть которого в 2008г. предполагалась в размере 2,6 трлн. руб., представляются явно недостаточными. Очевидно, что говорить о паритетном формировании пенсии граждан из государственных и частных источников пока еще рано 15.

Проблематичность увеличения вкладов учредителей в НПФ связана еще и с тем обстоятельством, что в соответствии с законом эти вклады передаются в НПФ без права отзыва и без возможности их компенсирования учредителям в какой-либо иной форме (в отличие от управляющих компаний, которые являются коммерческими организациями и в качестве таковых учреждаются именно с целью извлечения прибыли)16.

Неразрешимость этой проблемы при создании новых и усилении ресурсной базы действующих фондов настолько очевидна и значима, что в связи с ее существованием в среде специалистов пенсионной сферы возникло мнение о допустимости коммерциализации деятельности НПФ, необходимости изменения организационно-правовой формы организаций пенсионного обеспечения и страхования и т.д. Эта позиция, безусловно, отражает интересы юридических лиц - учредителей фондов, и реализация этих идей могла бы способствовать дальнейшему развитию негосударственной пенсионной системы, но в совершенно ином качестве. С учетом изначально социальной направленности создания и деятельности НПФ вопрос об их коммерциализации является чрезвычайно спорным. Гораздо более целесообразным представлялось бы применение более гибкого подхода при предъявлении формальных требований к финансовым показателям фондов, введение различных уровней этих требований к НПФ различного назначения, усиление устойчивости негосударственной пенсионной системы в большей мере за счет повышения надежности управляющих компаний и т.д.

И, наконец, нельзя не отметить, что наращивать ресурсную базу системе НПФ приходится в условиях мирового финансового кризиса. В связи с экспортной ориентацией российской экономики и недостаточной развитостью ее финансовых рынков состояние экономик ведущих государств мира не могло не оказать сильного влияния на Россию.

1.3. Правовые основы функционирования пенсионной системы России

С 1 января 2002г. в Российской Федерации проводится пенсионная реформа, суть которой заключается в переходе на страховые принципы пенсионного обеспечения. Право на трудовую пенсию и размер пенсии зависят от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за конкретного работника, который является застрахованным лицом.

Принципы пенсионного страхования закреплены в ряде принятых в декабре 2001г. и вступивших в законную силу Федеральных законах.

Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые принципы, которые гарантируют застрахованному лицу при наступлении страхового случая выплату пенсионного обеспечения в размере, зависящем от размера уплаченных за него страхователем страховых взносов17.

Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установил, что размер трудовой пенсии состоит из трех частей18: базовой, страховой, накопительной.

При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.

Инвестирование средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды регулируется Федеральными законами от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменен порядок предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении. Выплату ежемесячных денежных выплат осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда РФ19.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

2.1. Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в России

Проходящая в РФ пенсионная реформа послужила стимулом для развития негосударственных пенсионных фондов, чья деятельность сопряжена с рисками, сходными с рисками компаний страхования жизни. В рамках обязательного пенсионного страхования НПФ реализуют программы управления накопительной частью трудовой пенсии. Дополнительное пенсионное обеспечение предполагает пенсионные программы с установленными взносами и выплатами, срочные и пожизненные, с полной или частичной капитализацией.

Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 253 фондами, имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Сформирована и успешно действует система государственного контроля за деятельностью фондов, включающая в себя их лицензирование, обязательные ежегодные аудиторскую проверку и актуарное оценивание фондов, а также отчетность пенсионных фондов перед Уполномоченным федеральным органом (ФСФР России)20.

Наряду с Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов действует сеть региональных общественных объединений фондов.

На постоянной основе в фондах работает свыше пяти тысяч специалистов.

Негосударственные пенсионные фонды расположены в 47 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве - 127 фондов, в Санкт-Петербурге - 22, в Свердловской области - 8, Самарской области и Республике Татарстан, Нижегородской, Пермской, Ростовской, Самарской областях и Ханты-Мансийском автономном округе - по 621.

В то же время в 23 регионах России до настоящего времени отсутствуют филиалы и представительства НПФ, хотя участники фондов проживают более чем в 80 субъектах Российской Федерации.

2.2. Анализ роли негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования

Негосударственные пенсионные фонды заняли пока сравнительно скромное, но важное место, как в пенсионной системе РФ, так и на ее финансовом рынке. Основные показатели деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению по итогам 2008 года представлены в Приложении 1.

Участниками НПФ являются свыше 6,75 млн. человек, что составляет 9,6% занятого в экономике России населения. Распределение участников в зависимости от размера организаций крайне неравномерно. Точные данные отсутствуют, но можно с уверенностью говорить, что в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства (а в них по данным Госкомстата работает 47,7% занятых), негосударственное пенсионное обеспечение отсутствует. С учетом этого обстоятельства уровень охвата негосударственным пенсионным обеспечением работников организаций, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, в среднем по России составляет 18%.

Еще выше охват работников таких организаций и предприятий на отдельных территориях и в отраслях хозяйства. В Республике Татарстан, например, в негосударственном пенсионном обеспечении участвует 50,7%. В таких отраслях как нефтяная и газовая промышленность, транспорт и электроэнергетика негосударственным пенсионным обеспечением охвачено более 60% работающих22.

В 2008 году в негосударственные пенсионные фонды поступили пенсионные взносы на общую сумму 56397,2 млн. рублей. Из них 46676,5 млн. рублей - от юридических лиц (82,8%) и 9720,7 млн. рублей - от физических лиц (17,2%). Фонды - члены НАПФ аккумулировали 48544,4 млн. рублей (86,1% от общего числа фондов). При этом в фонды-члены НАПФ поступило 40630,2 млн. рублей взносов от юридических лиц и 7914,2 млн. рублей взносов от физических лиц (85,7% и 16,3% соответственно).

Приведенные показатели свидетельствуют о росте заинтересованности граждан в формировании своей пенсии. Существенную роль в этом росте сыграло широкое распространение пенсионных схем с совместным финансированием. В 2002 году (год начала пенсионной реформы) доля взносов физических лиц составляла только 5,9%, а к 2008 году она достигла 16,7%. При этом если по сравнению с 2002 годом общая сумма взносов в НПФ выросла в 4,88 раза, то сумма взносов физических лиц - в 14,3 раза.

Важнейшей задачей деятельности негосударственных пенсионных фондов является сохранение пенсионных сбережений граждан - то есть обеспечение дохода, превышающего уровень инфляции.

Средний процент начислений на счета негосударственного пенсионного обеспечения (взвешенный по величине пенсионных резервов фонда) составил по итогам 2008 года - 12,55%. При этом процент начислений в различных фондах находился в диапазоне от 7,25% до 17,0%. Официальный уровень инфляции в 2008 году составил 10,9% Дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах получают 1026,2 тыс. человек (в среднем по России это каждый 30 пенсионер, получающий трудовую пенсию по старости)23.

Действенность накопительных принципов формирования пенсии, реализуемых негосударственными пенсионными фондами, может быть в наибольшей степени продемонстрирована при длительных сроках накопления, но уже сейчас в тех отраслях, которые охвачены негосударственным пенсионным обеспечением, удается обеспечить с учетом всех видов пенсий средний коэффициент замещения, превышающий 40%, в то время как только трудовая пенсия обеспечивает (в среднем по стране) коэффициент замещения менее 28%.

Степень концентрации деятельности по ОПС несколько ниже концентрации по негосударственному пенсионному обеспечению: в 25 фондах (23,5% от числа фондов, имеющих договоры) сосредоточено 90% всех застрахованных лиц. 90% пенсионных накоплений сосредоточено в 26 фондах (24,5%).

Для сравнения: 90% участников по НПО сосредоточено в 34 фондах (13,9% фондов, занимающихся негосударственным пенсионным обеспечением); а 90% пенсионных резервов накоплено в 5 НПФ (2,1% фондов).

Не следует считать такие уровни концентрации особенностью пенсионной системы. Данные по другим отраслям хозяйства (например, по распределению капитала в банковской сфере, по поступлению средств в ПФР от отдельных предприятий, поступлению налогов от отдельных предприятий) говорят о том, что и в этих отраслях существует примерно такой же уровень концентрации - то есть это в определенной степени универсальная характеристика нынешнего "народного хозяйства" России24.

Средний процент начислений на счета обязательного пенсионного страхования (взвешенный по величине пенсионных накоплений фонда) составил по итогам 2008 года - 10,67%.

Процент начислений на счета ОПС в отдельных фондах находился в диапазоне от 5,42% до 16,15%, что во всех случаях, кроме трех фондов, превышает уровень доходности, полученной Государственной управляющей компанией (5,98%). Хотя средний процент начислений на счета ОПС по итогам 2008 года ниже официального уровня инфляции в 2008 году (10,9%), на большом промежутке времени суммарный доход, начисленный на счета застрахованных лиц, превысил суммарную инфляцию за это же время.

2.3. Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России

В настоящее время в России действует одна саморегулируемая организация НПФ - Некоммерческое партнерство "Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов".

Членами НАПФ являются 77 негосударственных пенсионных фондов (действительные члены НАПФ) и 33 организации, представляющие инфраструктуру, обеспечивающую деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию (ассоциированные члены).

87% всех застрахованных лиц, доверивших свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам, выбрали НПФ - члены НАПФ. Их пенсионные накопления составляют 88,2% от общей суммы пенсионных накоплений, размещенных в НПФ.

За истекший между Общими собраниями период произошли изменения в составе НАПФ:

Были приняты в состав действительных членов Ассоциации 4 НПФ: "Первый Русский Пенсионный Фонд", "Газпромбанк-Фонд", "КИТ-Финанс" и НПФ "Доверие" (Оренбург).

Приняты в ассоциированные члены НАПФ - Издательский дом "Пенсионные деньги", ООО "Управляющая компания Росбанка".

За систематическую неуплату членских взносов исключены из членов НАПФ НПФ "Капитан", "Московский городской пенсионный фонд" и НПФ "Объединенный профсоюзный"25.

За истекший между собраниями период проведены 12 заседаний Совета НАПФ, на которых были рассмотрены различные вопросы деятельности Партнерства, в том числе:

* определения направлений деятельности Ассоциации на ближайшие годы;

* подготовки нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность негосударственных пенсионных фондов,

* вопросы саморегулирования (построение системы стандартов, вопросы присвоения рейтингов членам НАПФ, контроль деятельности членов Ассоциации),

* формирования и реализации концепции информационной политики НАПФ;

* состав и планы работы комитетов НАПФ,

* организационные вопросы, в том числе прием новых членов и исключение из Ассоциации, проведение награждения;

* финансовые вопросы функционирования Ассоциации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие "пенсионная система государства" - это экономический механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность]. Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования.

Процесс организации и управления пенсионным обеспечением является важнейшей частью социальной задачи государства. Эта задача, состоящая из сбора пенсионных взносов, аккумуляции денежных средств в руках государства или компаний и своевременного распределения этих средств пенсионерам, является основной функцией государства по перераспределению национального дохода государства, следовательно, это считается объектом экономических отношений.

Одной из составляющих комплекса проводимых в настоящее время экономических реформ является пенсионная реформа. В настоящее время пенсионная реформа направлена на изменение распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая финансовая организация социального обеспечения, действующая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению гражданином пенсионного возраста. Деятельность Негосударственного пенсионного фонда очень похожа на деятельность пенсионного фонда. Также как и пенсионный фонд НПФ аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

Размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ. Число же самих фондов за этот период не только не увеличилось, а даже уменьшилось. Очевидно, что законодательные новации декабря 2007г. еще более затормозят развитие системы.

И, наконец, нельзя не отметить, что наращивать ресурсную базу системе НПФ приходится в условиях мирового финансового кризиса. В связи с экспортной ориентацией российской экономики и недостаточной развитостью ее финансовых рынков состояние экономик ведущих государств мира не могло не оказать сильного влияния на Россию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

I. Нормативно-правовые материалы:

1. Конституция Российской Федерации. - СПС "Гарант", 2015.

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. - СПС "Гарант", 2015.

3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - СПС "Гарант", 2015.

4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - СПС "Гарант", 2015.

5. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - СПС "Гарант", 2015.

6. Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" - СПС "Гарант", 2015.

7. Федеральный закон от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" - СПС "Гарант", 2015.

8. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" - СПС "Гарант", 2015.

9. Федеральный закон от 31.12.2002 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" - СПС "Гарант", 2015.

10. Федеральный закон от 10.01.2003 N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" - СПС "Гарант", 2015.

II. Специальная литература:

11. Барчук В.В. Реализация программы пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия, 2006. № 7, с.7 - 10

12. Булгакова Н.С., Попкова Т.А. О некоторых итогах реализации Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" // Пенсия, 2007. № 5, с.12 - 13

13. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт, 2005. 621 с.

14. Дмитриев М.Э. О программе пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия, 2006. № 5,с. 4 - 5

15. Карагодин В.Р. О реализации положений программы пенсионной реформы в части профессионального пенсионного обеспечения// Страховое ревю, 2005. № 3, с.35 - 38

16. Куртин А.В. О бюджетной политике Пенсионного фонда России // Вестник ПФР, 2008. №1, с.9 - 15

17. Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы, 2007. №8, с.11 - 16

18. Соловьев А.К. Основные проблемы и принципы формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год // Пенсия, 2007. №2, с. 30 - 35

19. Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития// Страховое ревю, 2006. №3, с.32 - 37

1Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия, 2008. № 3, с.20

2Барчук В.В. Реализация программы пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия, 2006. № 7, с.7 - 10

3Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития// Страховое ревю, 2006. №3, с.32 - 37

4Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика - 2005.

5Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт, 2005. 621 с.

6Барчук В.В. Реализация программы пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия, 2006. № 7, с.7 - 10

7Там же

8Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы, 2007. №8, с.11

9Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития// Страховое ревю, 2006. №3, с.32 - 37

10Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы, 2007. №8, с.11

11Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика - 2005.

12Барчук В.В. Реализация программы пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия, 2006. № 7, с.7 - 10

13Четыркин Принципы финансирования систем пенсионного обеспечения // МЭ и МО, 2005. №6, с.19

14Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ под. ред. проф. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, Юнити, 2007. 479 с.

15Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития// Страховое ревю, 2006. №3, с.32 - 37

16Куртин А.В. О бюджетной политике Пенсионного фонда России // Вестник ПФР, 2008. №1, с.11

17Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития// Страховое ревю, 2006. №3, с.32 - 37

18Барчук В.В. Реализация программы пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия, 2006. № 7, с.7 - 10

19Булгакова Н.С., Попкова Т.А. О некоторых итогах реализации Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" // Пенсия, 2007. № 5, с.12 - 13

20Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия, 2008. № 3, с.20

21Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика - 2005.

22Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия, 2008. № 3, с.20

23Карагодин В.Р. О реализации положений программы пенсионной реформы в части профессионального пенсионного обеспечения// Страховое ревю, 2005. № 3, с.35 - 38

24Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ под. ред. проф. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, Юнити, 2007. 479 с.

25Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия, 2008. № 3, с.20

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

26

Показать полностью… https://vk.com/doc154381007_437307215
111 Кб, 26 февраля 2016 в 9:25 - Россия, Москва, РГУП (бывш. РАП), 2016 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении