Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 060768 из РГУП (бывш. РАП)

Утверждено на заседании

кафедры языкознания и

иностранных языков

30.08.2015г. (протокол № 1)

Зав. кафедрой _____________ Н.В. Землякова

Контрольное задание по дисциплине

"Риторика"

Для студентов ЗФО

1 вариант А-Г

2 вариант Д-З

3 вариант З-М

4 вариант Н-Р

5 вариант С-У

6 вариант Ф-Ш

7 вариант Щ-Я

Контрольная работа выполняется ПИСЬМЕННО!

В тетради 12-18 листов.

Сдается тетрадь на кафедру.

Вариант 1.

Задание 1.

Подумайте, какими чувствами проникнуты отрывки из судебных речей Ф.Н. Плевако. Отметьте приемы привлечения внимания.

1) Путник, идущий мимо высоких стен Владычного монастыря, вверенного нравственному руководительству этой женщины, набожно крестится на золотые кресты храмов и думает, что идет мимо дома Божьего, а в этом доме утренний звон подымает настоятельницу и ее слуг не на молитву, а на темные дела! Вместо храма - биржа, вместо молящегося люда - аферисты и скупщики поддельных документов, вместо подвигов добра - приготовление к лживым показаниям - вот что складывалось за стенами. Выше, выше стройте стены вверенных вам общин, чтобы миру не видно было дел, которые вы творите под покровом рясы и обители!

2) Товарищи судьи! Какие только люди не проходят перед вами! Какие только конфликты вам не приходится разрешать! Ведь каждый человек, стоящий перед судом будь он подсудимым или ответчиком по гражданскому делу, приходит в суд своим особым и, как правило, неповторимым путем, обусловленным сложнейшим переплетением самых разнообразных обстоятельств в его личной жизни и в его отношениях с окружающими его людьми.

И кем, как не подлинными инженерами человеческих душ, надо вам быть, чтобы в течение непродолжительного общения со стоящими перед вами людьми суметь проникнуть в души этих людей, разглядеть и постигнуть их истинный характер, моральный облик и вынести свое безошибочное суждение.

(Ф.Н. Плевако)

Задание 2

Прочитайте текст. Выберите и подчеркните правильный вариант.

О малом бизнесе (Речь на съезде предпринимателей)

Дамы и господа!

Экономическая реформа, которую мы так долго ждали и, наконец, дождались, не успев начаться, стала (буксовать - буксировать). Об этом нам пишут миллионы (адресантов - адресатов) со всей России.

Мы считаем, что необходимо (апробировать - опробовать) все пути решения проблемы. (Архаические - архаичные) методы должны быть заменены современными. ( Ассортимент - сортимент) товаров должен быть расширен. (Рабочие - работники) разных профессий предложили нам свои рекомендации. Среди наших (адресантов - адресатов) были ( газовики - газовщики), (фабриканты - фабрикаты), (дипломанты - дипломаты), составители (японо - японско)-финских и (финно - финско)-японских словарей, а так же ученые - (атомники - атомщики). Все они - представители ( антагонистических - антагонистичных) направлений, их территории полны ( антагонистических - антагонистичных) противоречий, и поэтому они испытывают по отношению друг к другу глубоко (антипатические - антипатичные) чувства.

Я считаю, что (база - базис) для реформ - малые предприятия. Вы скажите, что малые предприятия это - (безделица - безделушка). Нет, это не так. Малый бизнес несправедливо забыт авторами реформы. Только подход является (безответным - безответственным). Только (бережливое - бережное) отношение к малому бизнесу помешает сделать реформу (бесплотной - бесплодной). Мы не можем (бесстрастно - бесстрашно) смотреть на то, что происходит.

Поддержим малые предприятия, и тогда (благодарные - благодатные) потомки скажут нам все спасибо. (Развитие - развитость) малого бизнеса (благотворно - плодотворно) отразится на нашей экономике. Мы перестанем (боязливо - боязно) смотреть в будущее и (бракованный - браковочный) товар навсегда уйдет с наших прилавков. Мы хотим (верить - веровать), что с (ростом - возрастом) объемов малого бизнеса начнется (воскресение - воскрешение) нашей экономики.

Задание 3

Заполните таблицу, разделив следующие виды аргументов на сильные, слабые и несостоятельные.

1 a) Суждения на основе подтасованных фактов;

b) точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них;

c) умозаключения, основанные на двух или более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего; доводы личного характера.

2 a) Ссылки на законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни;

b) cсылки на потерявшие силу решения;

c) cсылки на сомнительные, непроверенные источники.

3 a) Аналоги и непоказательные примеры; доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений;

b) экспериментально проверенные выводы; заключения экспертов;

c) доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество; выдаваемые авансом посулы и обещания.

4 a) Тенденциозно подобранные отступления, афоризмы;

b) цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в той или иной сфере авторитетов;

c) уловки и суждения, построенные на алогизмах, ссылках на малоизвестные или неизвестные слушателям авторитеты.

5 a) Показания свидетелей и очевидцев событий;

b) подлог и фальсификация того, о чем говорится;

c) ложные заявления и показания.

6 a) Выводы, сделанные на основании фиктивных документов;

b) выводы из неполных статистических данных;

c) статистическая информация, собранная и обработанная профессионалами-статистами.

Сильные аргументы Слабые аргументы Несостоятельные аргументы

Задание 4

Заполните таблицу.

Приемы начала выступления

Во вступлении (после обращения) можно использовать следующие приемы Цель Нельзя

Задание 5

Найдите предложения, в которых нарушена уместность речи, определите тип нарушения. Предложите свой вариант правки предложений.

1. Телевидение - последыш лингвотехнической революции в области устной речи. 2. Резко взяли свои пятые точки в руки и начали сдавать зачеты.3. Настя, урок уже начался, прижми свой зад! 4. На медосмотре вожатому не надо выпендриваться, чтобы произвести впечатление на детей и их родителей. 5. Недавно встречаю одного знакомого по турклубу. Подбегает ко мне радостно: "Поехали с нами летом на Урал! В прошлом году так здорово отдохнули! Всего два человека погибло!" 6. С одной стороны, это забава, с другой - эпизод потребовал больших усилий, доселе не ведомых мне. 7. Почему-то совершенно уверена, что во времена "примадонн" "звездой эпохи" не могла стать коза прыгучая, сыгранная Мариной Александровой. 8. Я, конечно, в последнее время ограничиваю себя немного в трапезе. 9. Ваша честь, я не виноват и не буду выплачивать деньги ее мамаше. 10. Если ты будешь упорствовать в своем заблуждении, я тебе глаз на лоб натяну и моргать заставлю (учитель на уроке).

Задание 6.

Составьте фрагмент защитительной речи, в которой увяжите положительную характеристику личности подзащитного с мыслями о необходимости его оправдания или смягчения наказания.

Вариант 2

Задание 1.

Сопоставьте точки зрения дореволюционных адвокатов В.Д.. Спасовича, М.Г. Казаринова, дореволюционного професора-процессуалиста Л.Е. Владимирова, советского адвоката Д.П. Ватмана и известного современного адвоката Г.М. Резника. Выразите свое согласие или несогласие с авторами.

1. В.Д. Спасович в речи по делу Крестовского подчеркивал, что выбор адвокатом средств защиты должен быть предельно добросовестным, свободным от выбора клиента. В средствах защиты не должно быть места сомнительным доказательствам, предоставленным клиентом.

2. "...Если, защищая шахматного коня, я буду доказывать, что конь ходит прямо, .а доска крива и что конь не черен, а бел, и, чтобы создать иллюзию белизны, стану усердно чернить все окружающее, то такая защита моя, как построенная на началах фальши и обмана, будет достойна только осуждения..." (Казаринов М.Г. Речь по делу Ушкинскому).

3. "...судебный бой не есть академический спор, и здесь целесообразно быть односторонним и пристрастным... Будьте постоянно и неуклонно несправедливы к противнику... Рвите речь противника в клочки и клочки эти с хохотом бросайте на ветер, противник должен быть уничтожен весь без остатка... Нужно осмеять соображения обвинителя, осмеивайте их! Будьте беспощадны. Придирайтесь к словам, к описке, к ошибке в слове... Это ведь не умственный диспут, а потасовка словами, доводами, потасовка грубая, как сама общественная жизнь людей". (Владимиров Л.Е. Пособие для уголовной защиты. СПб., 1911).

4. "Взаимное уважение адвокатов друг к другу в ходе судебных прений, внимание к доводам своего процессуального противника, деловая товарищеская полемика, исключающая некорректные выпады, пренебрежительный тон и тому подобные недостойные приемы, должны быть нерушимым правилом поведения на судебной трибуне" (Ватман Д.П. Адвокатская этика. М., 1977).

5. "Не будем предаваться самообману: права и законные интересы клиента для адвоката превыше всего" (Г.М. Резник; цит. по: Барщевский М.Ю. Адвокатская этика.М., 2000. С. 14).

Задание 2

Прочитайте начало и конец речи П.Л. Капицы. Определите, какие приемы он использует.

Наш традиционный вечер, где собираются окончившие Московский физико-технический институт и те, которые предполагают его окончить, разделяется на две части. Первая часть называется торжественной и посвящена жизни и деятельности нашего института. Во втором отделении мы смотрим нашу замечательную самодеятельность, встречаемся со старыми друзьями и веселимся. Мне приходится принимать участие в первой части этой программы, которая менее привлекательна, чем вторая часть, но следует помнить, товарищи, что хороший обед всегда состоит из сытного жаркого и только после него сладкое блюдо доставляет нам удовольствие, и вот этим жарким нельзя пренебрегать, надо относиться к нему со всей серьезностью. Конечно, для меня, как повара, не такая это легкая задача - сделать вам вкусное жаркое за 15-20 минут, которые даются на выступление, и поговорить о наших делах так, чтобы это было серьезно и чтобы вы не заснули. У нас есть, однако, целый ряд вопросов, связанных с работой нашего института, которые должны заинтересовать всех нас. Вот об этих вопросах мне и хотелось бы с вами поговорить.

Я вам рассказал об этом, потому что всем вам, молодым ученым, в ближайшее время предстоит покинуть физтех и в том или ином виде заниматься в научно-исследовательских институтах. Если вы хотите продолжать расти как ученые, не стареть и развивать свои знания, вам необходимо не терять контакты со следующим подрастающим поколением. Учить это подрастающее поколение и учиться у него, развивать свои знания. Если вы оторветесь от обучения молодежи, вы сразу начнете стареть и сразу начнете отставать от науки.

Вот этот маленький завет я вам хочу передать от себя, так как считаю его очень важным.

Задание 3

Проанализируйте самую короткую речь Цицерона:

"Долго я хранил молчание. Но не из-за страха". "Мешала боль за друга". "Пока существует сострадание, нет места клевете". "Истина всегда торжествует".

Задание 4

Изучите этапы подготовки к выступлению и сравните их с этапами, которые выделяет немецкий специалист по риторике Х.Леммерман. Соедините линией сходные этапы. Какие этапы отсутствуют в схеме Леммермана? Какие дополнительные этапы он выделяет?

Этапы подготовки к выступлению Этапы подготовки к выступлению

(по Х.Леммерману) 1. Выбор темы и формулирование "рабочего" названия выступления 1. Сбор материала 2. Сбор материала 2. Отбор материала и его организация 3. Составление рабочего плана 3. Обдумывание материала (связка деталей, комментирование материала) 4. Написание основной части текста выступления с одновременным уточнением рабочего плана 4. Первая редакция ключевых слов (предварительная редакция) 5. Написание вступления и заключения 5. Стилистическое оформление главной части (упражнение в словесном оформлении) 6. Редактирование текста выступления 6. Формулирование вступления и заключения 7. Запоминание основного плана выступления 7. Общий контроль 8. Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись на магнитофон и т.п.) 8. Вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция) 9. Мысленное освоение 10. Риторическое освоение (проба речи)

Задание 5

Раскрывая скобки, выберите подходящие слова; свой выбор мотивируйте, при наличии вариантов укажите различия.

1.Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них (особое значение, особенную значимость, особенную значительность). 2. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное. 3. Автор брошюры не приводит никаких (оснований, обоснований) для своих выводов. 4. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени. 5. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки). 6. Редактор прочитал рукопись и внес некоторые (стилевые, стилистические) поправки. 7. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь. 8. На девочке (одето, надето) зимнее пальто. 9. Окружность и диаметр (несоизмеримые, неизмеримые) величины. 10. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 11. (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но очень полезно. 12.(Лесистые, лесные) озера очень красивы. 13. Мой брат - человек (практичный, практический), он не выбрасывает старые вещи. 14.Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виновным, виноватым) видом. 15.(Болотистый, болотный) ил является отличным удобрением. 16. Были проведены (отборные, отборочные) соревнования по гимнастике. 17. Она пришла в (цветистом, цветастом, цветном) платье.

Задание 6.

Составьте фрагмент обвинительной речи на суде или политической речи на митинге, увязав отрицательную характеристику чьей-то личности (подсудимого, политического противника) с существом рассматриваемого судебного дела или политической позицией оппонента.

Вариант 3

Задание 1

Найдите изобразительно-выразительные средства, используемые Ф. Н. Плевако в речи по делу Прасковьи Качки.

ДЕЛО ПРАСКОВЬИ КАЧКИ

Она почувствовала горе. Она узнала его. В словах, которые мы теперь воспроизвести не можем, было изложено, каким ударом было для покинутой ее горе. Кратковременное счастье только больнее, жгучее сделало для нее ее пустую, бесприютную, одинокую долю. Будущее с того шага, как захлопнется навсегда дверь в покой ее друга, представлялось темным, далеким, не озаренным ни на одну минуту, неизвестным. И она услыхала первые приступы мысли об уничтожении. Кого? Себя или его - она сама не знала. Жить и не видеть его, знать, что он есть, и не мочь подойти к нему - это какой-то неестественный факт, невозможность. И вот, любя его и ненавидя, она борется с этими чувствами и не может дать преобладание одному над другим.

Он поехал в Москву, она, как ягненок за маткой, за ним, не размышляя, не соображая. Здесь ее не узнали. Она вела себя странно... Она собирается убить себя. Ее берегут, остаются с ней, убирают у ней револьвер. Порыв убить себя сменяется порывом убить милого... Наступил последний день. К чему-то страшному она готовилась. Она отдала первой встречной все свои вещи. Видимо, мысль самоубийства охватила ее. Но ей еще раз захотелось взглянуть на Байрашевского. Она пошла. Точно злой дух шепнул ему новым ударом поразить грудь полуребенка, страдалицы: он сказал ей, что приехала та, которую он любит, что он встретил ее, был с ней, может быть, огнем горели его глаза, когда он передавал, не щадя чужой муки, о часах своей радости. И представилось - в разрезе с ее горем, ее покинутой и осмеянной любовью, молодое чужое счастье. Как в вине и разгуле пытается иной забыть горе, пыталась она в песнях размыкать свое; но песни или не давались ей, или будили в ней воспоминания прошлого утраченного счастья и надрывали душу. Она пела как никогда; голос ее был, по выражению юноши Малышева, страшен. В нем звучали такие ноты, что он, мужчина молодой, крепкий, волновался и плакал. На беду попросили ее запеть ее любимую песню из Некрасова "Еду ль ночью по улице темной". Кто не знает могучих сил этого певца страданий; кто не находил в его звучных аккордах отражения своего собственного горя, своих собственных невзгод? И она запела... и каждая строка поднимала перед ней ее прошлое со всем его безобразием и со всем гнетом, надломившим молодую жизнь... "С детства тебя невзлюбила судьба; суров был отец твой угрюмый" - лепетал язык, а память подымала из прошлого образы страшнее, чем говорилось в песне. "Да не на радость сошлась и со мной..." - поспевала песня за новой волной представлений, воспроизводивших ее московскую жизнь, минутное счастье и безграничное горе, сменившее короткие минуты света, душа ее надрывалась, а песня не щадила, рисуя и гроб, и падение, и проклятия толпы. И под финальные слова: "Или пошла ты дорогой обычной и роковая свершилась судьба" - преступление было сделано...

Но присмотритесь к этой, тогда 18-летней женщине и скажите мне, что она? Зараза, которую нужно уничтожить, или зараженная, которую надо пощадить? Не вся ли жизнь ее отвечает, что она - последняя? Нравственно гнилы были те, кто дал ей жизнь. Росла она как будто бы между своими, но у ней были родственники, а не было родных, были производители, но не было родителей... Не с ненавистью, а с любовью судите, если хотите правды. Пусть, по счастливому выражению псалмопевца, правда и милость встретятся в вашем решении, истина и любовь облобызаются... Пусть воскреснет она, пусть зло, навеянное на нее извне, как пелена гробовая, спадет с нее, пусть правда и ныне, как и прежде, живит и чудодействует! И она оживет.

Вердикт: "Окружной суд определил подсудимую, Прасковью Качку, дочь потомственного дворянина, девятнадцати лет, отдать для лечения ее и присмотра за ней в больницу, где и оставить до совершенного ее выздоровления".

Задание 2.

Сравните синтаксический строй речей Демосфена и Исократа.

1. Из третьей речи "Против Филиппа, Царя Македонии"

...Впрочем, чего еще недостает до крайней его надменности? Не предписывает ли он Фессалийцам, каким образом должны они управляться? Не посылает ли он войска - одни в Портмос, чтобы изгнать Эретрийских демократов, другие в Ореос, чтобы поставить тирана Филистида? Но тем не менее Эллины, видя это, терпят и, мне кажется, смотрят таким же образом на него, как смотрят на град, - всякий молится, чтобы этого не было, но никто не старается этому препятствовать. И не только никто не отражает то, благодаря чему вся Эллада им посрамляется, но не отражает и то, вследствие чего каждая греческая народность в отдельности от него терпит оскорбление. Дальше этого уже идти некуда! Не дошел ли до Амбраки и Левкады - колоний коринфских? Не поклялся ли передать ахейский город Навпакт Этолийцам? Не отнял ли он Эхин у Фиванцев? И теперь не идет ли он на Византийцев, его союзников? Не присвоил ли он - не от нас, я умалчиваю о прочем, - но от Херсонеса - его главный город Кардию? И вот, терпя это, все мы медлим, нежимся, смотрим на соседей, не доверяем друг другу, а не ему, который наносит нам оскорбление. Так, если он сейчас нагло обращается со всеми, как, думаете вы, он поступит, когда станет господином над каждым из нас в отдельности.

Что же за причина настоящего положения? Ведь не без основания и не без причины тот факт, что тогда Эллины так рвались к свободе, и теперь так расположены к рабству. Было тогда, было, Афиняне, нечто такое в образе мыслей большинства, чего теперь нет, что и одержало верх над богатством Персов и вело к свободе Элладу, которая не уступала никому ни в морском, ни в пешем сражении. Теперь же все потеряно, все расстроилось и во всех делах низ стал верхом.

(Демосфен, ок. 384 - 322 г. До н. э.)

2. Панегирик. Речь прочтена на Олимпийском празднике.

Часто удивлялся я на организаторов всенародных праздничных собраний, что они выдающиеся физические качества таких больших наград удостаивали, а тем, которые индивидуально потрудились для общего блага и все стремления направили к тому, чтобы и всем другим быть в состоянии оказать пользу, этим людям никакого почета не воздавали; об этих последних людях им естественнее было бы больше проявить заботы; ведь что касается атлетов, то, если бы даже они получили двое больше силы, ничего не прибавилось бы всем прочим, а от умно мыслящего даже одного человека все извлекли бы пользу, желающие приобщаться ею образу мыслей. Однако я не пал духом и не предпочел безразличное отношение, но, признав достаточной наградой для себя будущую славу благодаря этой речи, выступаю с советом и относительно войны против варваров, и относительно согласия среди нас самих: причем мне небезызвестно, что многие из выдававших себя мудрецами уже набросились на эту тему; но я надеюсь превзойти прочих, благодаря чему всем другим покажется, что ничего никогда не было сказано об этих вещах, а вместе с тем я признал, что самые лучшие из речей - те, которые трактуют о важнейших вопросах, речи, которые и ораторов больше других на вид выдвигают, и слушателям больше других пользу приносят; одна из таких речей и эта. Да и удобный момент еще не миновал, когда было бы уже напрасно и напоминать об этом; ведь тогда следует прекращать речь, тогда или данные события не будут иметь места и больше не явится необходимость обсуждать их, или если речь покажется такой совершенной, что не оставит возможностей другим ораторам что-нибудь прибавить. А пока события находятся в прежнем состоянии, сказанное же по этому поводу слабо, как после этого глубоко не обдумать эту мою речь, которая, если будет иметь успех, и от междоусобной войны, и от настоящего тревожного положения, и от величайших бед нас избавит? Кроме того, если никоим образом иначе нельзя было бы освещать одни и те же события, как только в одной форме, то могло бы прийти кому-нибудь в голову, что излишне, говоря в той же форме, в какой говорили другие, снова надоедать слушателям; но так как природа речей такова, что является возможность об одних и тех же предметах трактовать на разные лады, важные вещи делать маловажными, незначительным придавать значение, старое представлять по-новому, а о недавно происшедшем сказать по-старому, в таком случае больше нельзя избегать говорить о том, о чем раньше сказали другие, но лучше их следует попытаться сказать.

(Исократ, 436 -338 гг. до н. э.)

Задание 3

Приведите примеры слабых и сильных аргументов. Что создает помехи в восприятии аргументации?

Задание 4

Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улучшено за счёт некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 2. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес студент. 8. В конце книги был приведён список (рекомендательной, рекомендуемой) литературы. 9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы ещё не начиналась. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.

Задание 5

Сопоставьте рекомендации по ведению спора, предложенные Д. Карнеги ("Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей") и С.И. Поварниным ("Спор. О теории и практике спора").

Вариант 4

Задание 1

Подготовьте обвинительную речь по материалам, приведенным в заметке "Страшная месть".

"Страшная месть".

Татьяна Спиридонова прощалась, уходя с заседания суда, с мальчиками-сыновьями. Они рыдали горько, не в состоянии по малолетству понять всю трагедию случившегося, но чувствующие и осязающие дыхание большой беды. Им еще предстоит мыкать горе. Очень рано судьба столкнула их со страшной стороной взрослой непонятной, жестокой жизни.

Мать Татьяны не смогла сказать дочери на прощанье ни слова: после оглашения приговора ее, бесчувственную, вынесли из зала суда.

Татьяна прошла мимо односельчан, мимо просто любопытных, пришедших взглянуть на женщину, лишившую жизни мужа, шагнула в ту, другую жизнь. Годы и годы ей придется провести за колючей проволокой. Шагнула, говоря словами характеристики, хорошей матерью.

Такого ЧП не припомнят и старожилы Переясловки. Жена руками задушила своего родного мужа. Следствие, а затем и народный суд содеянное признали умышленным.

Материалы подобного разбирательства свидетельствуют о том, что на протяжении ряда лет В. Спиридонов увлекался спиртными напитками, наносил оскорбления жене, проявлял агрессивность не только по отношению к супруге, но и к теще. Из-за пьянок в семье часто возникали ссоры. То же самое произошло и 28-го декабря минувшего года. Не станем вдаваться во все тонкости семейной жизни и последнего его дня. Только скажу: пьянка и ссора с женой была роковой. Произошла страшная месть за все то, что пришлось терпеть во время супружеской жизни.

Сегодня вдова пояснила суду, что она не имела умысла на убийство мужа. Она хотела успокоить его буйство, как это не раз делала раньше. Оградить свою мать и детей от нападок мужа. Однако сдавливание горла оказалось настолько сильным, что привело к смерти.

Совершив тяжкое преступление, жена решила скрыть это. Своей матери, которая в этот день была в семье, сказала, что муж уехал, а куда, не знает. То же самое говорила и сельчанам, кто интересовался. Люди верили ей. А верили потому, что у покойного при жизни были выезды к брату в село соседнего района.

О случившемся Татьяна не заявила ни в сельсовет, ни в правоохранительные органы, а попросила одного молодого человека съездить в Красноярск и сообщить ее брату. Просьба женщины была выполнена. Брат посоветовал сестре увезти труп ее мужа в поле и сжечь. 30-го декабря брат с гонцом труп, завернутый в ткань, из сарая погрузили в сани и увезли в поле. Обложив его сеном и облив бензином, красноярец поджег труп. Посидев несколько минут у необычного костра, люди вернулись в село.

На следующий день они решили снова навестить усопшего и посмотреть плоды своей работы. На всякий случай прихватили канистру солярки. Останки Спиридонова обильно полили соляровым топливом и снова подожгли...

Как и в других, в этой семье тоже встречали Новый год. Только в отсутствие хозяина. Бывший глава семьи, обгоревший, две недели лежал на доске у одного колка. Никому не нужный и всеми забытый. И сколько бы он почивал на снежной "перине", если бы не случайная находка "уехавшего" человека. Итак, тайна стала явной. Состоялось судебное заседание по рассмотрению дела об убийстве B.C. Спиридонова. Все виновные понесли соответствующее наказание. Татьяна чуть ли не до конца 2000-го года будет находиться в заключении, в разлуке с сыновьями, матерью и братьями

Татьяна по-своему выбрала путь спасения детей. Но он ложный. Куда легче были бы сделать развод с бывшим мужем и остаться с сыновьями. Об этом ей говорили и родные. Но она верила раскаяниям мужа и прощала ему нанесенные ей обиды, оскорбления и побои. Но пришла пора: чаша терпения переполнилась. Союз супругов расторгнут. Но как? Один в могиле, другая в казенном доме, а дети где? Кто им заменит мать, отца?

Если Спиридонов характеризуется больше с отрицательной стороны, то Татьяна - с положительной. Она спокойная, общительная, подтянутая, трезвенница, добросовестно относилась к труду, хорошая мать.

Как хочется пожелать ей не озлобиться, найти в себе силы, выстоять, искупить вину перед людьми, убиенным, детьми, матерью, совестью. Мне жаль эту женщину. За то, что не цвела в замужестве. За то, что не смогла найти выход из своего нескладного существования.

Задание 2

Заполните таблицу и запомните особенности аргументации в аудиториях различного типа

Тип аудитории Способ аргументации Расположение главного тезиса Эмоциональность/ рациональность Количество рассматриваемых вопросов Темп речи Опор на наглядность Молодежная Среднего возраста Старшего возраста Доброжелательная Критически настроенная Подготовленная Неподготовленная Образованная Малообразованная Гуманитарная Техническая Заинтересованная Нейтральная Враждебная

Задание 3

Раскройте стратегию и тактику речевого поведения какого-либо современного оратора (по материалам средств массовой информации).

Задание 4

Докажите или опровергните приведенное ниже мнение П. С. Пороховщикова ("Искусство речи на суде").

..У искусных ораторов они (цитаты и афоризмы. - Сост.) служат как бы заглавием или эпиграфом каждого отдела речи... Люди малоразвитые так боятся парадоксов... Общие мысли привлекательны для слушателей еще и тем, что в них сказывается личность оратора;

Кто говорит... промедление смерти безвозвратной подобно, тот выдает себе свидетельство о бедности: он знает в истории только то, что слышал от других, а хочет показаться ученым;

Не называйте ни Толстого, ни Достоевского: говорите от себя... Им (Кони, Андреевскому. - Сост.) это можно, а нам с вами нельзя..."

Задание 5

Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые прокурором Н.В. Муравьевым.

"При одном имени каждого из дел разом всплывают своеобразные, драгоценные своею жизненностью яркие типы зла, поднятые ими из мутной воды современного общества";

"Действительно. Показания подсудимых, их сознание, их запирательство и ложь, их недомолвки и молчание, показания потерпевших и простых свидетелей под присягой и без присяги, и протоколы обысков и осмотров, и вещественные доказательства самых разнообразнейших разрядов и значений - всё безграничной вереницей проходило перед вами на судебном следствии.

Таковы доказательства, такова твердая почва, на которой стоит обвинение. Обратимся же к обозрению возведенного на этой почве колоссального здания преступлений. От фундамента до вершины, от деталей до целого, камень за камнем мы должны рассмотреть его. Только тогда будем мы в силах разрушить его, только тогда, обращенные в прах, скоро изгладятся самые следы его темного существования"

Вариант 5

Задание 1

Подготовьте защитительную речь по материалам, приведенным в заметке "Страшная месть".

"Страшная месть".

Татьяна Спиридонова прощалась, уходя с заседания суда, с мальчиками-сыновьями. Они рыдали горько, не в состоянии по малолетству понять всю трагедию случившегося, но чувствующие и осязающие дыхание большой беды. Им еще предстоит мыкать горе. Очень рано судьба столкнула их со страшной стороной взрослой непонятной, жестокой жизни.

Мать Татьяны не смогла сказать дочери на прощанье ни слова: после оглашения приговора ее, бесчувственную, вынесли из зала суда.

Татьяна прошла мимо односельчан, мимо просто любопытных, пришедших взглянуть на женщину, лишившую жизни мужа, шагнула в ту, другую жизнь. Годы и годы ей придется провести за колючей проволокой. Шагнула, говоря словами характеристики, хорошей матерью.

Такого ЧП не припомнят и старожилы Переясловки. Жена руками задушила своего родного мужа. Следствие, а затем и народный суд содеянное признали умышленным.

Материалы подобного разбирательства свидетельствуют о том, что на протяжении ряда лет В. Спиридонов увлекался спиртными напитками, наносил оскорбления жене, проявлял агрессивность не только по отношению к супруге, но и к теще. Из-за пьянок в семье часто возникали ссоры. То же самое произошло и 28-го декабря минувшего года. Не станем вдаваться во все тонкости семейной жизни и последнего его дня. Только скажу: пьянка и ссора с женой была роковой. Произошла страшная месть за все то, что пришлось терпеть во время супружеской жизни.

Сегодня вдова пояснила суду, что она не имела умысла на убийство мужа. Она хотела успокоить его буйство, как это не раз делала раньше. Оградить свою мать и детей от нападок мужа. Однако сдавливание горла оказалось настолько сильным, что привело к смерти.

Совершив тяжкое преступление, жена решила скрыть это. Своей матери, которая в этот день была в семье, сказала, что муж уехал, а куда, не знает. То же самое говорила и сельчанам, кто интересовался. Люди верили ей. А верили потому, что у покойного при жизни были выезды к брату в село соседнего района.

О случившемся Татьяна не заявила ни в сельсовет, ни в правоохранительные органы, а попросила одного молодого человека съездить в Красноярск и сообщить ее брату. Просьба женщины была выполнена. Брат посоветовал сестре увезти труп ее мужа в поле и сжечь. 30-го декабря брат с гонцом труп, завернутый в ткань, из сарая погрузили в сани и увезли в поле. Обложив его сеном и облив бензином, красноярец поджег труп. Посидев несколько минут у необычного костра, люди вернулись в село.

На следующий день они решили снова навестить усопшего и посмотреть плоды своей работы. На всякий случай прихватили канистру солярки. Останки Спиридонова обильно полили соляровым топливом и снова подожгли...

Как и в других, в этой семье тоже встречали Новый год. Только в отсутствие хозяина. Бывший глава семьи, обгоревший, две недели лежал на доске у одного колка. Никому не нужный и всеми забытый. И сколько бы он почивал на снежной "перине", если бы не случайная находка "уехавшего" человека. Итак, тайна стала явной. Состоялось судебное заседание по рассмотрению дела об убийстве B.C. Спиридонова. Все виновные понесли соответствующее наказание. Татьяна чуть ли не до конца 2000-го года будет находиться в заключении, в разлуке с сыновьями, матерью и братьями

Татьяна по-своему выбрала путь спасения детей. Но он ложный. Куда легче были бы сделать развод с бывшим мужем и остаться с сыновьями. Об этом ей говорили и родные. Но она верила раскаяниям мужа и прощала ему нанесенные ей обиды, оскорбления и побои. Но пришла пора: чаша терпения переполнилась. Союз супругов расторгнут. Но как? Один в могиле, другая в казенном доме, а дети где? Кто им заменит мать, отца?

Если Спиридонов характеризуется больше с отрицательной стороны, то Татьяна - с положительной. Она спокойная, общительная, подтянутая, трезвенница, добросовестно относилась к труду, хорошая мать.

Как хочется пожелать ей не озлобиться, найти в себе силы, выстоять, искупить вину перед людьми, убиенным, детьми, матерью, совестью. Мне жаль эту женщину. За то, что не цвела в замужестве. За то, что не смогла найти выход из своего нескладного существования.

Задание 2

Выберите дискуссионную статью из газеты или журнала. Подчеркните в ней аргументы и определите их типы. Докажите, ссылаясь на характер аргументов, что все написанное в статье: а)правда, б)ложь, в)полуправда-полуложь.

Задание 3

Прочитайте варианты текста лекции и определите способ изложения материала в каждом из них (индуктивный или дедуктивный)

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге "Этногенез и биосфера Земли", давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда шокирует, - это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров этому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т.д.

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге "Этногенез и биосфера Земли" привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т.д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л.Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения.

Задание 4

Заполните таблицу.

Приемы начала выступления

Во вступлении (после обращения) можно использовать следующие приемы Цель Нельзя

Задание 5

Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, эксклюзивный, апеллировать, мораторий, менталитет, вердикт, адекватный, идентичный, инфантильный, амбиция, лексикон, мемуары, пунктуальный, фауна, флора, реставрация.

Задание 6.

Составьте речь на тему "Терроризм - тяжелое социальное зло нашего времени". Введите в срединную (основную) часть речи рассуждение, описание, повествование, разделение, отступление (в любом порядке).

Вариант 6

Задание 1

Прочитайте фрагмент речи П.Л.Капицы "Профессор и студент". Сформулируйте тезис, который доказывает оратор. Назовите аргументы, которые приводит оратор в доказательство своего тезиса, и определите их вид.

Как обеспечить, чтобы в вузе читали курс лучшие профессора, лучшие преподаватели, лучшие ученые? Казалось бы, можно было бы использовать современную технику, скажем, сделать кинофильм, в котором лектор, самый крупный ученый в данной области (или даже группа ученых), будет рассказывать студентам физику, или химию, или математику.

Конечно, это привлечет лучших профессоров к преподаванию студентам. Но посмотрим, что из этого получится на самом деле...

...Такая система, конечно, нелепа. Вы представьте себе, что в институте вместо профессуры стоят одни киноаппараты и ходят только студенты и киномеханики. Это будет исключительно скучное и темное заведение, к которому вы не будете относиться как к своей альма-матер. Не в этом, однако, дело. Говорят, студенты рано или поздно как-нибудь к этому приспособятся, как-нибудь это переживут. Гораздо хуже отнесутся к этому изменению сами преподаватели. Дело в том, что совершенно забывают о другой функции высшего учебного заведения - учить не только студентов, но учить и самих профессоров и преподавателей.

Хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые вопросы, которые задают студенты после лекции, исключительно стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить.

И, наконец, студенты лучше знают, шире знают вопросы физики, чем преподаватель. Преподаватель, как специалист, подходит узко, у него нет широкого подхода. У студентов гораздо шире подход. И когда студент беседует с преподавателем, преподаватель очень много узнает от студента.

Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью. Хороший вуз - это тот вуз, который дает возможность развиваться талантам преподавателей так же широко, как и талантам их учеников.

(Выступление на вечере выпускников Московского физико-технического института в 1964 году)

Задание 2

Исправьте высказывания, в которых нарушена логика изложения или логика рассуждения. Определите тип ошибки.

1. Детство Леонида Леонтьевича было полуголодным, наполненным тяготами войны, к счастью, в детстве он много и жадно читал. 2. По мнению И.О.Валентиновой, обязательными конструктами текста является высказывание, субъект высказывания, значение высказывания. Если текст организуется таким образом, чтобы обеспечить одновременную актуализацию большого количества значений, которые стоят за каждым концептуально значимым высказыванием, то происходит разрушение связей между конструктами. Такой текст является полифоническим и связан с таким аспектом, как полиинтерпретируемость. Итак, выделим следующие основные текстовые категории при традиционном подходе к определению текста: целостность, связность, информативность, модальность, темпоральность, локативность. 3. Всегда хотелось есть, но учился Леонид Ермолинский с огромным желанием.

Задание 3

Найдите изобразительно-выразительные средства, используемые прокурором Н.В. Муравьевым.

"Как постепенно подготовлялось и совершалось их личное нравственное падение. В разных местах: и в самой Москве, и вне ее, и в Петербурге, и в провинции, и в глуши, и в деревне затаились будущие друзья и соучастники; еще далеко не все между собою знакомые, еще не спевшиеся, они уже были невидимо друг с другом связаны одним общим своим положением, безденежьем, с одной стороны, разгульными эпикурейскими вкусами, с другой. Люди, такого сомнительного достоинства, как Андреев, люди, разорившиеся, почерпнувшие все свойства старой помещичьей среды, как Давидовский, Массари, люди, давно уже удивлявшие порядочных людей своею наглостью и скандальным образом жизни, как Шпейер и Топорков, - все, каждый на своей дорожке, когда не доставало денег, смело обратились к преступлениям.

Впечатление, которое произвела эта старуха, врезалось в нашей памяти: то была мать, опечаленная положением сына, но мать, этим сыном обобранная, дошедшая до нищеты; то была мать, не сказавшая слова в укор сыну";

"Перед судом нет ни богатых, ни бедных, ни сильных, ни слабых людей".

Задание 4

Из слов, заключённых в скобках, выберите нужное.

1. Никогда не забудет наш народ (геройские - героические) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести стала (драматичная -драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных - командировочных) состоится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться - разместиться) четыре "Москвича". 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять - предпринять) (эффективные -эффектные) меры.

Задание 5

Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов.

1. Десять лет назад постановка такой проблемы была совершенной

новизной. 2. За бесплатный проезд штраф 8 рублей. 3. Он долго не навещал свою мать. 4. Не будем уточнять возраст актрисы: время ей неподвластно. 5. Страна должна знать по именам своих лучших профессионалов. 6. Миклухо-Маклай заслужил широкую известность как замечательный путешественник и как ученый-гуманист. 7. Нельзя предаваться беспечности в этой ситуации. 8. Данный вопрос не входит в нашу миссию. 9. Скрутившись клубком, в своем гнезде спит белка. 10. После катка я иду домой радостная с веселыми впечатлениями. 11. Роль книги в жизни человека велика: ведь он должен пополнять свой кругозор. 12.Задача, поставленная нами, достигнута. 13.Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде. 14. Древние наши города являлись цитаделью русского национального искусства. 15. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи. 16. Здесь заслуженные ветераны и молодые корифеи МХАТа. 17. В эти дни в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение. 18. При патриархате женщина играла главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни. 19. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение. 20. Учиться он никак не хотел, вот и вырос невежей.

Вариант 7

Задание 1

Охарактеризуйте данные высказывания с точки зрения соблюдения / нарушения богатства речи. Там, где это необходимо, предложите свой вариант правки.

1. По лугу галопом неслись всадники: впереди, на мощном вороном жеребце, по-жокейски оттопырив локти, скакал, а точнее, летел по воздуху некто в широкополой американской шляпе; следом догонял иноходью белый мундир с золотыми плечами; потом дружной стаей поспешал на рысях десяток казаков, а позади всех, порядочно отстав, подпрыгивал в седле какой-то несусветный господин в котелке и длинном рединготе (Б.Акунин). 2. За прошедшие сутки в городе, особенно в городских садоводствах, на удивление горожанам произошло много пожаров. 3. Об этом (о заимствовании новых слов) писал Владимир Даль, сокрушаясь о том, что за французским словом "серьезный" исчезают оттенки русского восприятия серьезности: чинный, степенный, дельный, внимательный, озабоченный, вдумчивый, нешуточный и еще десятки других. 4. От людей, которых я считаю выдающимися аналитиками, я получил едва ли не упрек в том, что, предлагая такую версию развития событий, этим могу надоумить неких недоумков из числа наших врагов... 5. Мы взяли на себя эту ответственность и за эту ответственность мы будем отвечать. 6. 3 этаж! Вымойте свой этаж! Как не стыдно???!!! (объявление в подъезде). 7. Не держи камень за пазухой, лучше сделай из него картину (о картинах из камня). 8. Он сотворил эту тварь, чтобы претворить в жизнь свои идеи. 9. На смене веков сменилось государственное устройство, радикально пересмотрены и приняты новые экономические и социальные отношения, нам пришлось учиться тому, что многие годы попросту отрицалось как неприемлемое. 10. А ведь человечность, высокий дух, говорят нам письма, одно и, быть может, главное составляющее Победы. Победы, в которой мы, часто зараженные пораженческим настроением, и сегодня нуждаемся.

Задание 2

Найдите изобразительно-выразительные средства, используемые прокурором Н.В. Муравьевым.

"Он едет в Питер. Она - туда. Здесь роман пошел к развязке. Юноша приласкал девушку, может быть, сам увлекаясь, сам себе веря, что она ему по душе пришлась. Началось счастье. Но оно было кратковременно. Легко загоревшаяся страсть легко и потухла у Байрашевского. Другая женщина приглянулась, другую стало жаль, другое состояние он смешал с любовью, и легко и без борьбы он пошел на новое наслаждение.

Она почувствовала горе. Она узнала его";

"Пусть воскреснет она, пусть зло, навеянное на нее извне. как пелена гробовая впадает с нее, пусть правда и ныне, как и прежде, живет и чудодействует! И она оживет".

Задание 3

Заполните таблицу, разделив следующие виды аргументов на сильные, слабые и несостоятельные.

1 d) Суждения на основе подтасованных фактов;

e) точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них;

f) умозаключения, основанные на двух или более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего; доводы личного характера.

2 d) Ссылки на законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни;

e) cсылки на потерявшие силу решения;

f) cсылки на сомнительные, непроверенные источники.

3 d) Аналоги и непоказательные примеры; доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений;

e) экспериментально проверенные выводы; заключения экспертов;

f) доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество; выдаваемые авансом посулы и обещания.

4 d) Тенденциозно подобранные отступления, афоризмы;

e) цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в той или иной сфере авторитетов;

f) уловки и суждения, построенные на алогизмах, ссылках на малоизвестные или неизвестные слушателям авторитеты.

5 d) Показания свидетелей и очевидцев событий;

e) подлог и фальсификация того, о чем говорится;

f) ложные заявления и показания.

6 d) Выводы, сделанные на основании фиктивных документов;

e) выводы из неполных статистических данных;

f) статистическая информация, собранная и обработанная профессионалами-статистами.

Сильные аргументы Слабые аргументы Несостоятельные аргументы

Задание 4

Справедлив ли, на ваш взгляд, афоризм "Доказать - не значит убедить"? Подкрепите свою точку зрения примерами.

Задание 5

Назовите средства, использованные в данных примерах для создания выразительности. Можно ли назвать данные высказывания примерами хорошей, выразительной речи?

1. И жители селения пошли за этим человеком, которого все в Макондо считали сумасшедшим, как шли воины за полководцем. 2. И начался новый творческий штурм, прорыв "Золотого Витязя", стройные ряды которого вторглись на театральную сцену. 3. И пусть та театральная лепта, которую вы собираетесь возложить на алтарь спасения Отчества, будет очищена от всякого честолюбия и корысти. 4. И будет год, и день будет, когда "Золотой Витязь" в полном своем рыцарском облачении и при всех своих сверкающих доспехах придет на берега Байкала. 5. Кто не поражался какой-то сверхъестественной его способности в самую гадкую эпоху буйнопомешанных, соорудивших из кино инструмент бесстыдства и пошлости, собрать воедино все самое чистое и здоровое, что тогда не сметено и не втоптано было в грязь окончательно, и вдруг солнышком, вырвавшимся из-за туч, показать зрителю и обогреть его, дать надежду? 6. Олигарх может потратить 2 млн. долларов на свой день рождения, но свыкнуться с мыслью о благотворительности ему сложно. Поскольку в этом процессе сакральная субстанция, жрецом которой он является, переходит в руки непосвященных профанов. 7. Здесь кроется то зерно, которое может привлечь на Московский кинофестиваль мировой кинематограф. 8. И наконец это просто глупости, обыкновенные пещерные глупости... 9. Всю жизнь ходить по сцене красивым сталактитом никому не хочется.10. Закрою глаза я и вижу цветы, и не фиалки, и не васильки, ромашки простые с большими глазами, их создал Господь для тебя и меня с ресницами белыми под небесами.

Задание 6.

Составьте фрагменты речи, которые могли бы вызвать возбуждение страстей.

1) О криминальной обстановке где-либо. 2) О тяжелой жизни бомжей. 3) О коррупции в каких-либо учреждениях.

Показать полностью… https://vk.com/doc288518196_437023943
172 Кб, 12 ноября 2015 в 17:36 - Россия, Москва, РГУП (бывш. РАП), 2015 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении