Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 060843 из ГИТИС

РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО

ИСКУССТВА-ГИТИС

БАЛЕТМЕЙСТЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра хореографии

Профиль: Педагогика балета

Реферат

По дисциплине: Теория и Методика ведения классического танца.

Тема: "Павел Андреевич Гердт"

Выполнил:

Студент IV курса

Петров А.В.

Преподаватель:

Валукин М.Е.

Москва 2017

Оглавление.

Введение.......................................................................................3

1. Творческая характеристика........................................................4

1.1 Биография........................................................................4

1.2 Исполненные партии и постановки.........................................7

2. Педагогическая деятельность...................................................10

3. Заключение

Введение.

Па?вел (Фри?дрих) Андре?евич Ге?рдт - Русский артист балета и педагог, с 1865 года ведущий танцовщик Мариинского театра. Также выступал как балетмейстер.

Первый принц Зигфрид в "Лебедином озере", первый принц Дезире в "Спящей красавице", самый галантный балетный кавалер и долгожитель Мариинского театра, за пятьдесят с лишним лет своей сценической деятельности станцевавший огромное количество партий, - это уже не человек, это целая эпоха в истории балета.

Создал различные по характеру образы - от напряжённо-драматических и лирико-романтичных до острокомедийных: Конрад ("Корсар" А. Адана), Оберон ("Сон в летнюю ночь" на музыку Ф. Мендельсона), Абдерахман, Вакх ("Раймонда", "Времена года" А. К. Глазунова). Первый исполнитель партий в балетах П. И. Чайковского - Дезире ("Спящая красавица"), Принц Коклюш ("Щелкунчик"), Зигфрид ("Лебединое озеро"). Был участником антрепризы С. П. Дягилева Русские сезоны (1909, 1910). Выступал как хореограф: "Мнимые дриады" Ч. Пуньи (1899), "Искры Любви" И. И. Чекрыгина (1900), "Жавотта" К. Сен-Санса (1902). В 1901 году получил звание "солист Его Императорского Величества". Закончил начатую Л. И. Ивановым постановку балета "Сильвия" Л. Делиба (1901). Работал в Мариинском театре до конца жизни, постепенно переходя на мимические и характерные роли (Гамаш - "Дон Кихот" Л. Минкуса). В 1880-1904 годах преподавал в Санкт-Петербургском театральном училище.

1. Творческая характеристика

1.1 Биография

Павел Андреевич Гердт появился на свет 22 ноября 1844 года. Он родился в семье обрусевшего немца, мастера булавочного цеха Иоганна Генриха Гердта. Крестным отцом стал граф Павел Андреевич Шувалов, в чью честь и назвали мальчика.

Закончив в 1864 году Петербургское театральное училище, где его педагогами были Мариус Петипа и Христиан Иогансон, Гердт вступил на театральную сцену Петербурга. В то время там недоставало первых танцовщиков - чуть ли не единственным исполнителем, чей талант находился в самом расцвете сил, был Лев Иванович Иванов. А Христиан Иогансон и Мариус Петипа уже перешагнули порог творческой зрелости, время наивысшего взлета их танцевального мастерства осталось позади.

Перед глазами публики впервые предстал молодой артист, словно созданный природой для того, чтобы воплощать на сцене партии благородных балетных героев: высокий рост, отличное телосложение, красивое лицо, обрамленное светлыми волосами. А грация, а галантность? "Танцевать с ним было заветной мечтой всех солисток, - вспоминала одна из партнерш Павла Гердта, Екатерина Вазем, - он был превосходным партнером балерин. С ним можно было безбоязненно пускаться на самые разнообразные виртуозные приемы, так как была полная уверенность в том, что он всегда вовремя подхватит, поможет и выдвинет наиболее эффектные моменты".

Мариус Петипа заметил Гердта еще в балетном училище. В начале своей творческой карьеры Гердт выступал в партиях второго танцовщика, нередко подменял кого-то из партнеров-мимистов в танце, поскольку в балетном театре того времени зачастую роли героев отдавались артистам пантомимного плана, а в больших хореографических композициях их заменяли персонажи с чисто танцевальной функцией. В балетах Петипа это традиция - разделять мужскую партию на игровую и танцевальную - обычно соблюдалась. Сейчас трудно представить, что па-де-де с Одиллией вместо принца Зигфрида танцевал его оруженосец, однако это именно так и было.

Основным исполнителем главных партий оставался Лев Иванов, а Гердту доводилось заменять его. В газетах появлялись заметки, делающие честь исполнительскому таланту молодого Павла Гердта. Базиль из "Дон Кихота", Гренгуар из "Эсмеральды" - эти и некоторые другие роли дали основания называть исполнителя "первым во всех отношениях".

Однако со временем образы, которые воплощал на сцене исполнитель, наполнялись все большим драматизмом, а его мастерство мимического исполнителя выросло до такого уровня, который позволил Павлу Гердту войти в историю балета как одному из самых талантливых артистов.

Федор Лопухов, автор книги "Шестьдесят лет в балете", выдающийся хореограф, много лет спустя вспоминал, как он восторгался Павлом Андреевичем Гердтом: "Я любовался его диким воином-сарацином, французским маркизом и принцем, венгерским полковником, римским патрицием - разнообразными мимическими ролями, к тому времени он уже не танцевал главные мужские классические партии. Выглядел он очень молодо и на вопрос о возрасте отвечал, что ему "дважды тридцать три". Никто лучше его не танцевал мазурку, мы видели блестящего польского пана, хотя и через "французские очки"".

Балеты Мариуса Петипа, в которых грань между танцем и мимикой была строго проведена, поскольку роли того и другого плана распределялись между разными исполнителями, не устраивали Гердта, потому что не позволяли ему полностью себя раскрыть. Его привлекали образы героев романтического балета, в которых он получал возможность продемонстрировать не только свое мимическое мастерство, но и танцевальную виртуозность. Одной из таких была роль Альберта в "Жизели", полученная им в 1870 году.

В пору своей творческой зрелости Павел Гердт прославился исполнением главных партий в балетах Чайковского. Принц Дезире в "Спящей красавице" (1890), Зигфрид в "Лебедином озере" (1895) - два образа, которые обязаны своим великолепным сценическим воплощением таланту Гердта. Время, в котором они были рождены, не позволило исполнителю в полной мере продемонстрировать собственные танцевальные возможности - согласно господствовавшему положению, центральная роль в балете отдавалась балерине, а партнер, несмотря на значимость собственного образа в общем контексте драматического сюжета, оставался всего лишь ее "кавалером".

Но манера исполнения, заложенная им еще в конце девятнадцатого века, стала образцом танцевального стиля для многих "титанов" балета в последующие десятилетия и остается таковым вплоть до наших дней.

Зрители не могли остаться равнодушными к его героям. Особенно удачным в его исполнении был принц Дезире - одновременно меланхоличный и порывистый, благоговейно преклоняющийся перед счастьем, которое сумел завоевать. Его редкое чувство стиля и способность передать дух эпохи развернулись тут во всем блеске. Финальная вариация в третьем акте длилась меньше минуты - и в эти секунды Гердт вмещал все обаяние века Людовика XV. После него никто уже не мог так исполнить эту вариацию, и в конце концов музыку использовали для танца солистки.

По своей художественной ценности роли принца Дезире не уступает роль Абдеррахмана в балете Глазунова "Раймонда", исполненная Павлом Гердтом спустя восемь лет. Эта роль была настолько драматична и живописна, что дала основание Сергею Дягилеву пригласить Гердта для участия в одном из "Русских сезонов" 1908 года.

Творческое долголетие Павла Андреевича Гердта по праву принесло ему титул "неувядающего".

1. Творческая характеристика

1.2 Исполненные партии и постановки

* 23 января 1877 в Мариинском театре - Солор в "Баядерке", Л. Ф. Минкуса (балетмейстер М. Петипа, Никия - Вазем).

* 1880 - "Дева Дуная" в постановке Мариуса Петипа - партия: Рудольф

* 1881 - Люсьен в "Пахите" Э. Дельдевеза и Минкуса (балетмейстер М. Петипа, Пахита - Вазем).

* 1884 в Мариинском театре - Франц в "Коппелия" Л. Делиба (балетмейстер М. Петипа Сванильда - В. А. Никитина, Коппелиус - Л. П. Стуколкин).

* 1885 в Мариинском театре - Колен в балете "Тщетная предосторожность" на музыку П. Гертеля.

* 25 сентября 1894 в Александринском театре Колен в "Тщетная предосторожность" на музыку П. Л. Гертеля (балетмейстер Иванов, Лиза - Гантенберг, Никез - Горский, Воронков, Марцелина - Э. Чеккетти).

* 3 января 1890 в Мариинском театре - Дезире в "Спящей красавице" П. И. Чайковского (балетмейстер М. И. Петипа, дирижёр Дриго, художники М. И. Бочаров, Левот, Андреев и М. А. Шишков, костюмы И. А. Всеволожского, Аврора - Брианца, фея Сирени - М. М. Петипа, фея Карабос - Э. Чеккетти).

* 6 декабря 1892 в Мариинском театре - принц Коклюш в "Щелкунчике" П. И. Чайковского (балетмейстер Иванов, дирижёр Дриго, художники Бочаров и К. Иванов, костюмы - Всеволожский и Пономарёв, Клара - Белинская, Фриц - В. Стуколкин, Щелкунчик - С. Легат, фея Драже - Дель-Эра, Дроссельмейер - Т. Стуколкин)

* 1894 - "Пробуждение Флоры" Риккардо Дриго, балетмейстеры Мариус Петипа, Лев Иванов - Аполлон (Петергофский дворцовый театр)

* 15 января 1895 в Мариинском театре Зигфрид в "Лебедином озере" П. И. Чайковского (балетмейстеры Иванов и М. Петипа, дирижёр Дриго, художник Андреев, Бочаров, Левот, костюмы Пономарёва, Одетта-Одиллия - П. Леньяни, Ротбарт - Булгаков).

* 7 января 1898 в Мариинском театре - Абдерахман в "Раймонде" А. К. Глазунова (балетмейстер М. Петипа, дирижёр - Дриго, Раймонда - Леньяни, Жан дё Бриен - С. Легат, Генриетта - Преображенская, Клеманс - Куличевская)

* 7 февраля 1900 в Эрмитажном театре Зимнего дворца - Вакх в одноактном балете А. К. Глазунова "Времена года" (балетмейстер Петипа, дирижёр Дриго, художник Ламбин; Колос - М. Кшесинская, Иней - А. Павлова, Роза - Преображенская, Зефир - Легат, Зима - Булгаков, Вакханка - Петипа, Фавн - Горский, Ласточка - Рыхлякова).

* 1902 в Мариинском театре - Гамаш в "Дон Кихоте" (балетмейстер - Горский, дирижёр Дриго, художники Коровин, Клодт; Китри - Кшесинская, Базиль - Легат, Дон Кихот - Булгаков, Мерседес - М. Петипа).

* 10 февраля 1907 в Мариинском театре - мазурка (в паре с Седовой) в "Шопениане" - на музыку Ф. Шопена в оркестровке А. К. Глазунова поставленной М. М. Фокиным .

* 16 декабря 1912 - Хан в балете Ц. Пуни "Конёк-Горбунок" (балетмейстер - Горский, художник - Коровин, дирижёр - Дриго, Царь-Девица - М. Кшесинская, Иванушка - Стуколкин).

Постановки:

* 1902 "Жавотта" на музыку Сен-Санса

* 1899 "Мнимые дриады" Ц. Пуни

* 1900 "Искра любви" Маржецкого и Чекрыгина

* Завершил постановку балета "Сильвии" Л. Делиба, начатую Л. И. Ивановым, которая была не закончена из-за его смерти (1901).

2. Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность Павла Гердта была не менее успешной, чем сценическая. Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать имена его учеников: Анна Павлова, Михаил Фокин, Тамара Карсавина, Агриппина Ваганова, Сергей Легат, Лидия Кякшт - целое "созвездие" выдающихся деятелей отечественного балета той эпохи. Всем им педагог прививал артистизм, художественный вкус - эти неотъемлемые качества русских исполнителей. Работая с учениками, он никогда не вел себя как педант, охотно показывал им все движения, а главное - стремился в каждом раскрыть индивидуальность, никогда не настраивая на подражание кому-либо.

Любимой ученицей Павла Гердта была Анна Павлова, для которой он стал не только наставником, но и партнером. В частности, он исполнял в дуэте с нею "уральские пляски" в балете "Конек-горбунок". В 1907 году он выступил в балете, поставленном другим его учеником - Михаилом Фокиным. Речь идет о "Шопениане", Павел Гердт в паре с Юлией Седовой исполнил мазурку.

Как это ни парадоксально, в 1904 году Павел Гердт завершает педагогическую деятельность, продолжая выступать на сцене в мимических ролях. Последний раз он вышел на балетную сцену в 1916 году - всего за год до смерти. 72-летний артист выступил в роли Гамаша в балете "Дон-Кихот". В этом спектакле принимала участие одна из его учениц - Тамара Карсавина, она исполняла партию Китри.

Павел Гердт ушел из жизни в августе 1917 года. Его дочь Елизавета пошла по стопам отца, а ее наставником в балетном искусстве стал один из учеников Павла Андреевича - Михаил Фокин

3. Заключение

Павел Андреевич Гердт скончался 12 августа 1917 года. Танцовщик, обладавший редкостным артистизмом, энергией, художественным вкусом, чистотой исполнения, передал эти качества своей дочери, Елизавете Павловне Гердт, продолжившей традиции своего отца на петербургской сцене.

1

Показать полностью… https://vk.com/doc63527696_446421211
35 Кб, 4 июня 2017 в 20:00 - Россия, Москва, ГИТИС, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении