Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 060864 из ГИТИС

Билет 15

1)Общая характеристика немецкого романтизма

Романтизм как направление возникает в конце 18 века сразу в нескольких странах. В самом общем виде можно говорит о трёх этапах развития романтизма в мировой культуре: ранний романтизм- конце 18- начало 19 века, развитые формы романтизма- 20 - 40- е года, поздний романтизм- после 1848 года и европейских революций.

Во Франции, где у истоков романтизма стояли Жермена де Сталь, Шатобриан, Сенанкур, Констан, достаточно полная система романтических жанров складывается лишь к началу 1830 х годов, т.е. к тому времени, когда в Германии и Англии романтизм себя в основном исчерпал. Особое значение для французских романтиков имела борьба за новую драму, так как в театре классицисты занимали наиболее прочные позиции. Крупнейшим реформатором драмы стал Гюго.

Романтики выработали особый стиль, основанный на контрасте и отличающийся повышенной эмоциональностью.

средства:

соединение различных жанров в одном произведении

необычные, исключительные герои

композиция фрагментарная, ретроспективная или игровая

романтическая символика

романтическое двоемирие

Писатели- романтики заимствуют средства других видов искусства: у музыки- музыкальность образов, у живописи- живописность, у театра- обнажённость конфликта, мелодраматичность.

В романтическом стиле велика роль фольклора.

Ядром романтической эстетики является концепция "романтической иронии".

Один из основоположников теории романтизма Фридрих Шлегель указывал три источника романтизма: Великую французскую революцию, философию Фихте и роман Гёте "Ученические годы Вильгельма Мейстера". Он, таким образом, выделил и социальные, и философские и литературно- эстетические предпосылки немецкого романтизма.

В немецком романтизме принято выделять три периода, получивших название йенский, гейдельбергский и берлинский по тем городам, где сформировались литературные кружки, определявшие специфику того или иного периода. Берлинский - условное название, так как в Берлине подобного объединения крупнейших романтиков не было.

Йенский романтизм. Охватывает 1795- 1805 гг. Несмотря на то, что это самая ранняя форма романтизма, йенские романтики детально разработали романтическую теорию и дали миру выдающиеся произведения, в которой она реализована.В кружок, сложившийся в Йене входили:

Фридрих Шлегель, основной теоретик йенцев, автор эстетических работ "Критические фрагменты", "Фрагменты", "Идеи", "Разговор о поэзии".

его старший брат Август Вильгельм Шлегель, писавший стихи и драму, но более известный как историк литературы, переводчик произведений Шекспира, Кальдерона, Петрарки.

Новалис- крупнейший писатель периода. Главное произведение Новалиса- незаконченный роман "Генрих фон Офтердингер". Романтический ответ на книгу Гёте "Ученические годы Вильгельма Мейстера".

Вильгельм Генрих Ваккенродер автор новелл и очерков, объединённых в сборник "Сердечные излияния монаха, любящего искусство". Иоганн Тик автор философского романа "Странствия Франаца Штернбальда". Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг автор "Философии искусства"

Особняком стоит творчество, не связанное с йенским кружком- Гёльдерлин. Может быть рассмотрен, как переход от "веймарского классицизма" к "йенскому романтизму". Автор трагедии "Смерть Эмпедокла".

Гейдельбергский романтизм. Этот период романтизма охватывает годы наполеоновского нашествия на Германию и связан с пробуждением немецкого национального самосознания. В Гейдельберге складывается кружок, главным делом которого стало не создание собственных произведений, а собирание и обработка немецкого фольклора, утверждение принципа народности в литературе.

Арним и Брентано- сборник песени баллад "Волшебный рог мальчика".

Братья Гримм "Детские семейные сказки". Впервые подошли к собиранию фольклора с научной точки зрения.

Клейст- его творчество стоит особняком. Драма "Пентесилея", комедия "Разбитый кувшин", историческая повесть "Михаэль Колькаас".

Берлинский романтизм

Поздний немецкий романтизм (с

середины 1810-х годов до конца 1820-х годов) условно называют

берлинским. К высшим достижениям периода относят творчество Э. Т.

А. Гофмана, раннюю поэзию Г. Гейне. Творчество Адель- берта фон

Шамиссо- также ярчайшая страница немецкого

романтизма этого времени. Шамиссо - французский дворянин,

эмигрировавший из революционной Франции, начал изучать немецкий

язык лишь в 1796 г., поселившись в Берлине, но это не помешало ему

стать классиком немецкой литературы. Особенно известны его повесть

"Необычайная история Петера Шлемиля" , где использован мотив

разделения человека и его тени, и поэтический цикл "Любовь и жизнь

женщины" , положенный на музыку Р. Шуманом .

Философия и эстетика немецкого романтизма. Немецкие романтики,

живущие в бюргерском обывательском окружении, которого почти не

коснулись грандиозные исторические события, подобно Великой

французской революции, вовлекшей французов в процесс полного

переустройства общества, как никто остро противопоставили идеал и

действительность, уделив особое внимание разработке концепции

идеала.

Идеал и действительность. Идеал - "это мистическое проявление предчувствие бесконечного в видимом и воображаемом и есть

романтическое", - писал в 1807 г. немецкий поэт Л.Уланд.

Действительность представляется немецким романтикам

низкой и преходящей, она - только "знак вечности"; идеальное,

духовное дано воспринять лишь человеку, но, воплотившись, оно

искажается.

Романтическая ирония. Ядром романтической эстетики является

концепция "романтической иронии", которую разработали йенские

романтики.

Ирония - это скрытая насмешка. Но Ф. Шлегель придал этому

литературному приему новое, более глубокое значение, превратил это

понятие в одну из основных категорий романтической концепции. Он

писал в "Идеях": "Ирония есть ясное осознание изменчивости,

бесконечно полного хаоса". Суть романтической иронии можно

изложить следующим образом: это двойная насмешка. С одной стороны,

это насмешка над действительностью, которая представляется

романтикам низкой и безобразной. С другой стороны, насмешка над

самим художественным произведением, которое, как только оно

написано, само становится частью действительности, утрачивая черты

чистой идеальности. Но ирония - насмешка скрытая. Это вовсе не

юмор или сатира.

Эрнст Теодор Амадей Гофман- крупнейший представитель немецкого романтизма. Биография Гофмана воплощает противоречия романтической личности,

вынужденной жить в чуждом ей обывательском мире. От природы он

был гениально одарен. Его величайшей страстью была музыка, не

случайно он заменил свое третье имя Вильгельм, данное ему

родителями, на второе имя Вольфганга Амадея Моцарта. Гофман

написал первую немецкую романтическую оперу "Ундина"

. Он был замечательным художником и великим писателем. Но

родился Гофман в чопорном и скучном Кёнигсберге в чиновничьей

семье, там же учился на юридическом факультете университета, затем

был на государственной службе в различных городах. Нашествие

французов, заставшее Гофмана в Варшаве , лишило его работы и

заработка. Гофман решает посвятить себя искусству, служит

дирижером, дает уроки музыки, пишет музыкальные рецензии. После

поражения Наполеона Гофман снова на государственной

службе в Берлине.

Образ Крейслера. Этот переходящий из произведения в произведение

романтический персонаж, наиболее близкий автору, его альтер эго,

впервые возникает в очерке-новелле "Музыкальные страдания

капельмейстера Иоганнеса Крейслера" , одном из первых

литературных произведений Гофмана. Автор ведет игру с читателем,

придумывая неожиданные композиционные ходы.

Другие произведения. Среди произведений Гофмана - роман

"Эликсиры дьявола" , повести-сказки "Крошка Ца- хес по

прозванию Циннобер" , "Повелитель блох", сборники

"Ночные рассказы" , "Серапионовы братья" , "Последние рассказы" . Повесть- сказка

"Щелкунчик, или М ы ш и н ы й король" стала, особенно

известной благодаря балету П. И. Чайковского "Щелкунчик" .

"Житейские воззрения кота Мурра". Последний, неоконченный

роман Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами

биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими

в макулатурных листах"- итог его писательской

деятельности, одно из наиболее глубоких его созданий.

Гейне "Книга песен". В 1827 г. Гейне издал свой первый поэтический

сборник "Книга песен". Он принес ему мировую славу, при жизни поэта

выдержал 13 изданий, был переведен на все европейские языки. На

стихи сборника написали романсы основатель музыкального романтизма

австрийский композитор Ф. Шуберт, немецкие композиторы-романтики

Р. Шуман, И. Брамс, позже - крупнейшие композиторы других стран

(П.И.Чайковский, Э.Григ и др.).

Главные темы сборника традиционны для романтизма, это любовь и

природа. Любовь - наиболее субъективное чувство, природа - то, что

существует объективно. Лирический герой стихов Гейне, подобно

самому поэту, взрослея, разрывает рамки субъективности и начинает

видеть окружающий мир. Этот путь взросления представлен в сборнике

хронологическим расположением циклов, включенных в него поэтом.

2)Художественный мир романов Диккенса( "Домби и сын")

Реализм развивается параллельно с романтизмом и в тесном

взаимодействии с ним. В 1820-е годы реалисты включаются в

романтическое движение. В 1830- 1840-е годы реализм окончательно

обретает свое лицо, но продолжает плодотворно взаимодействовать с

романтизмом. Их противостояние возникает в середине века.

Романтизм сыграл выдающуюся роль в формировании таких

фундаментальных принципов реалистического искусства, как

реалистический историзм, психологизм, принцип народности.

Огромную роль в развитии реализма сыграли

достижения науки XIX в., что подчеркивает культурные взаимосвязи

различных сфер духовной жизни европейцев. Сравнивая отношение

романтика и реалиста к какому-либо факту социальной

несправедливости, можно заметить, что романтик выразил бы свое

возмущение, а реалист прежде всего попытался бы раскрыть причины,

породившие этот факт, т.е. подошел бы к нему с позиций науки. Отсюда

критический характер реалистического искусства, нередкое обращение к

сатире, столь ярко проявившееся в "Ярмарке тщеславия" У. М.Теккерея

(с подзаголовком "Роман без героя"), в романах Ч.Диккенса, песнях П.Ж.

Беранже, стихах и поэмах Г. Гейне.

Чарлз Диккенс - один из самых значительных

представителей реализма в мировой литературе. Он с необычайной

глубиной отобразил жизнь всех слоев английского общества, менталитет

британца, раскрыл социальные конфликты, создал запоминающиеся

художественные образы, своеобразный диккенсовский мир.

Диккенс родился в предместье Портсмута

Лендпорт (остров Портси) в семье мелкого чиновника, впоследствии

переехавшего в Лондон. В детстве познал нужду, работал на фабрике по

производству ваксы, в то время как отец был заключен в тюрьму за

неуплату долгов (с ним в тюрьме проживали остальные члены семьи).

Потом до 15-летнего возраста учился в "Классической и коммерческой

академии", зарабатывал на жизнь, работая посыльным.

Диккенс начал публиковать свои рассказы

с 1833 г., подписывая их псевдонимом Боз. Позже эти рассказы

составили сборник "Очерки Боза" (1836-1837) - один из ранних

образцов раскрытия в литературе урбанистической темы (т.е. темы

большого города, мегаполиса).

Издатели Чэпмен и Холл

предложили Диккенсу сделать сопроводительный текст к серии рисунков

художника Роберта Сеймура о приключениях нескольких чудаковатых и

безалаберных охотников и рыболовов. Рисунки должны были выходить

отдельными брошюрами (4 рисунка и 24 страницы текста в каждой).

После смерти Сеймура, успевшего завершить л и ш ь первый выпуск, его

заменил художник Хэблот Браун, а инициатива в развитии сюжета и

характеров перешла к Диккенсу. Так в 1837 г. появился первый роман

Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба" - самая

замечательная комическая эпопея XIX в.

После "Посмертных записок Пиквикского клуба", принесших Диккенсу широкую известность, один за другим появляются его романы "Приключения Оливера Твиста" , "Жизнь и приключения Николаса Никльби" , "Лавка древностей"

, "Барнеби Радж" , "Жизнь и приключения Мартина

Чезлвита" , "Домби и сын" , а также "Рождественские

рассказы" , публицистические и очерковые сборники

"Американские заметки" , "Картины Италии" (.

В этих произведениях формируется диккенсовская тематика и

проблематика: несчастное детство (Оливер Твист, Нелли из "Лавки

древностей"), школа и воспитание, история злоключений и

формирования характера молодого человека (Николас Никльби, Мартин

Чезлвит). Эта тема приводит писателя к подробному реалистическому

описанию общества. Она отражается и в еще одной тематической группе,

связанной с образами чудаков - своего рода взрослых детей,

сохранивших изначально присущие человеку качества: доброту,

справедливость, стремление помочь другому, стоическое и даже

юмористическое восприятие жизненных невзгод. Если характеры

взрослых персонажей сформированы жестокостью социальных

обстоятельств, то дети и чудаки не подвластны этому основному закону

реалистического отображения действительности. И параллельно с миром,

где царят искаженные капиталистическим укладом отношения, они сами

создают иной мир - мир добра, красоты, истинной человечности.

"Домби и сын". В 1848 г. вышел один из лучших романов Диккенса -

"Домби и сын", в котором синтезированы основные достижения

произведений предыдущего периода. Его полное название Торговый дом Домби и Сын, торговля оптом, в розницу и на экспорт" - дает представление о доминанте в системе образов (вместо персонажей - капиталистическая фирма, чье функционирование

определяет судьбы основных героев).

Начиная с "Домби и сына" Диккенс обращается к более значительным

общественным вопросам:

Здесь впервые появляется присущая ему особая глубина в постижении мира

и человека.

Психология персонажей рассматривается не только путем внешней

характеристики и описания преобладающей черты.

Здесь же намечаются изменения, которые должны произойти с героями за

десять лет.

Смысл названия- "Торговый дом Домби и сын, торговля оптом, в розницу и на

экспорт" названием послужило наименование фирмы мистера Домби.

Фирма является средоточием его жизни, как потом выясняется, ложным.

Торговля оптом и в розницу превратила людей в своеобразный товар.

В центре повествования уже не один центральный герой и его личная судьба, но

фирма, с которой связаны так или иначе все персонажи, что создает целый ряд сюжетных

линий.

Фирма олицетворяет в миниатюре государственную систему и является ее

символом, смысл которого постепенно раскрывается на протяжении всего романа и

касается самых разных персонажей.

Система образов, социальные группы и сюжет подчинены воздействию фирмы.

Главные герои - это мистер Домби, его дочь Флоренс и сын Поль, а также вторая жена

мистера Домби Эдит. В фирме служат оба брата Каркера, об одном из них заботится их

сестра Хариет; Уолтер Гей только что поступил в ту же фирму. Дядя Уолтера Соль Джиле,

небогатый торговец-мечтатель, и его друг капитан Катль принимают непосредственное

участие в событиях, ибо зависят от фирмы либо морально, либо материально. Миссис

Пипчин и мистер Блимбер обучают и воспитывают маленького наследника фирмы Поля.

Мистер Туте объясняет последствия воспитания, при котором подавляются возможности

ребенка; именно так происходит с Полем Домби. "Добрая миссис Браун" и ее дочь Элис,

обитатели низов общества, связаны родственными отношениями со второй миссис Домби

- Эдит. Мать Эдит миссис Скьютон и ее кузен Финис представляют высший свет и его

воззрения: они находят жену-красавицу для Домби. Семья Тудлей вводит читателя в мир

рабочих: жена Тудля становится кормилицей маленького Поля Домби, а старший сын -

соглядатаем, служащим Каркеру.

Фирма приобретает в романе некий мистический смысл, накладывающий отпечаток

на всех персонажей. Сила фирмы в ее богатстве, деньги создают представление мистера

Домби о его всемогуществе и праве попирать всех от него зависящих.

Однако автор самим развитием сюжета разрушает представление о деньгах как

единственной ценности:

1. Красавица-жена Эдит презирает дорогие подарки, сделанные ей Домби, и

покидает его, ибо не терпит насилия над своими чувствами;

2. на вопрос ребенка, почему деньги, если они всемогущи, не спасли его маму,

Домби ответить не может; его сына деньги тоже не смогли спасти.

3. Благополучный конец, когда Домби морально перерождается

4. Эдит и Элис отказываются от мщения

5. Каркер сам карает себя, падая под проходящий поезд

Все это возникает, благодаря, любви и милосердию, которые несут в своих сердцах

Флоренс, Сьюзен Нипер, Уолтер Гей и ряд других, порой комических персонажей, как,

например, мистер Туте или капитан Катль.

Леймотивы образов: ( основная роль отводится предметам)

Чудовищен образ самого Домби: он похож на сказочного героя, от одного

взгляда которого падают листья с деревьев; автор говорит, что его можно было бы

выставить на ярмарке как "образчик замороженного джентльмена" (или "подобие

покойника". Само его присутствие замораживает всех окружающих. Дочь воспринимает

прежде всего "синий фрак и жесткий белый галстук, которые вместе с парой скрипящих

башмаков и громко тикающими часами воплощали ее представление об отце". Он

оценивает каждого по тому, какую пользу от него может получить фирма. Дочь он почти

не замечает: она для фирмы - фальшивая монета. Сын - прежде всего продолжатель дела фирмы; того, что он слабый и болезненный ребенок, отец не видит. Домби, желающий, чтобы ребенок скорее вырос и стал реально совладельцем предприятия, называемого "Домби и сын", становится, по существу, причиной ранней гибели мальчика.

Примечательно и то, что образ Домби, духовно переродившегося после разорения и

сумевшего оценить любовь к нему дочери и полюбить ее, утрачивает лейтмотив.

Чудовищен Каркер: "Кошка, обезьяна, гиена или череп не могли бы

показать... столько зубов сразу, сколько показал... мистер Каркер". При этом казалось,

"словно в каждом зубе и в деснах у него были глаза". Каркер не улыбается, но только

растягивает губы или вместо улыбки "обнажает зубы". Это хищник, считающий себя

вправе любыми способами достигать цели.

Одновременно жалок облик миссис Скьютон, матери Эдит.(второй жены

Домби) Она кокетничает даже со смертью: тяжело больная миссис Скьютон приказывает

сменить занавески в ее комнате на розовые, чтобы цвет ее лица казался лучше. На ее

трясущейся от старости и болезни голове все еще каким-то боком держится моднейшая

шляпка. Она постоянно говорит о чистосердечности, но в ней все фальшиво: локоны, брови, зубы, цвет лица - Диккенс окружает своего главного героя Домби монстрами разных типов, чтобы полнее раскрыть сущность этого человека, в котором нет ничего

человеческого.

Лейтмотивы имеют не только отрицательные персонажи:

Добрейшая Сьюзен Нипер постоянно уснащает свою речь придуманными ей

афоризмами;

Милейший Тутс во всех случаях жизни, чаще всего не к месту, произносит

одну фразу "благодарю вас, это не имеет никакого значения",

Капитан Катль немыслим без железного крюка, заменяющего ему кисть руки.

Здесь тоже используется гипербола, но основа ее - комические образы, а не зловещие, как в первом случае.

Любимые герои автора - Флоренс, Поль, Уолтер Гей - лейтмотивов не имеют.

Главная героиня романа - Флоренс - светлый, почти библейский образ

символизирующий душевную чистоту, любовь, способную растопить даже ледяное сердце ее отца. Общение с нею изменяет гордую неприступную Эдит, возрождая в ее душе тепло и ласку.

Элементы символизма

В "Домби и сыне" это образ моря как символа смерти и заповеданного бессмертия..

Мы чувствуем его могучую стихию, когда умирающий Поль спрашивает: "О чем говорят

волны?" Мы видим, как безучастно море к парализованной и умирающей миссис

Эдит, второй супруги мистера Домби.

Железная дорога - главенствующий символ в романе. Для индивидуалиста Домби,

боящегося всего нового, железная дорога - сама смерть, но и она же выступает как символ прогресса, который, по убеждению Диккенса, способен улучшить условия жизни народа. С другой, "эпической" стороны, железная дорога должна, по замыслу писателя, пониматься как символ возмездия: под колесами экспресса гибнет негодяй Каркер.

В романе есть и более мелкие, но значимые символы. Символичен обед у мистера

Домби, где все блюда подаются исключительно холодными. Диккенс

создает символ "холодного дома", где нет места душевному теплу.

Показать полностью… https://vk.com/doc14520403_440910979
73 Кб, 12 января 2017 в 20:20 - Россия, Москва, ГИТИС, 2017 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении