Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 060878 из ГИТИС

РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ГИТИС

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

История театрально-декорационного искусства

Тадеуш Кантор

"Изобразительная режиссура или Театр художника"

Выполнила:

студентка V курса

Шульц Татьяна Сергеевна

Факультет: сценографии

Отделение: сценического костюма

Руководитель:

Лупандина Анастасия Германовна

Кандидат искусствоведения, доцент

Москва - 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. "Изобразительная режиссура" 20-го века

II. Тадеуш Кантор. Первое открытие художника-режиссера

III. Работа с предметами

IV. "Био-объект" - симбиоз живого и неживого

V. Итоги творчества Тадеуша Кантора

Заключение

Список использованной литературы и фильмография

Введение

"Изведав в театральном деле все пути и средства творческой работы... изучив формы постановок различных художественных направлений и принципов - реализма, натурализма, футуризма, статуарности, схематизации... Я пришел к убеждению, что все эти средства не являются тем фоном для актера, который лучше всего выделяет его творчество... Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист. Но мне так и не удалось найти для него тот сценический фон, который бы не мешал, а помогал его сложной художественной работе... Остается надеяться, что родится какой-нибудь великий художник и разрешит эту труднейшую сценическую задачу, создав для актера простой, но художественно насыщенный фон." (К.С. Станиславский "Моя жизнь в искусстве" - Артистическая зрелость, Итоги и будущее).

Великий русский актер, режиссер и писатель, Константин Сергеевич Станиславский, чье имя известно во всем мире благодаря его открытиям в области театрального искусства, всю жизнь занимался изучением выразительных средств режиссуры и поиском сценических приемов, без которых не смог бы родиться новый режиссерский театр 20-го века. Но, подводя итоги своим исканиям в области театрально-декорационного искусства, он ставит многоточие, завещая будущим талантам продолжать экспериментировать со сценическим пространством, дабы найти художественные приемы, которые поддержали бы его идею психологического театра. Задача не из простых: "Нужен простой фон, - и эта простота должна идти от богатой, а не от бедной фантазии.". Впоследствии многие художники и режиссеры пытались решить ее, у кого-то это получилось в большей, у кого-то - в меньшей, степени. На мой взгляд, ближе всего подошел к сути художник, в широком смысле этого слова - Тадеуш Кантор. О его творческих исканиях, открытиях и мировой значимости в театральном искусстве я попытаюсь рассказать в своей работе.

Хочу предупредить читателя о том, что моя работа будет в большей степени связана с анализом творчества этого деятеля в историческом контексте, нежели рассказом о личной жизни и прочей доступной всем информации.

I. "Изобразительная режиссура" 20-го века.

Любое искусство имеет свойство цикличности. Если рассматривать историю костюма сквозь века, отчетливо видна тенденция волнообразного перетекания силуэта от струящегося прямого к пышному объему и наоборот. Постоянная борьба между реализмом и метафоричной образностью происходит в литературе, живописи и драматургии. Наверное, только музыка развивается более-менее линейно, двигаясь в одном направлении - к усложнению. Именно поэтому, как правильно заметил итальянский социолог Вильфредо Парето, "всякое искусство постоянно стремится стать подобным музыке". Уподобиться музыке значит обрести гармонию, найти золотую середину и утвердиться в ней. Театр - синтетическое творчество, которое включает в себя и объединяет несколько видов искусства: литературное, актерское, изобразительное, музыкальное, хореографическое, цирковое и т.д.

Говоря о театрально-декорационном искусстве и его значении в театре, можно также заметить волнообразную цикличность преобладания изобразительной составляющей над игрой актера и, напротив, его подавленность артистическим существованием. К этому выводу я пришла, изучая различные виды искусства через призму мировосприятия и философии человека на протяжении всей истории - от древних времен до нашего времени. Чтобы сузить тему моего исследования, я буду рассматривать конкретный исторический период, а объектом моего изучения станет режиссерский театр, возникший на рубеже 19-го и 20-го веков.

Стоит еще раз повторить, что именно с возникновением режиссерского, психологического театра такие деятели, как Станиславский, Мейерхольд, Таиров и др. пытались решить проблему взаимодействия актера, как главного участника театрального действа, с не менее важной окружающей средой, в которой он должен органично существовать. До 20-ых гг. все-таки, на мой взгляд, на актерское мастерство была возложена основная функция в спектакле, хотя, конечно, везде имеют место быть исключения. После же 20-ых гг. и до начала Великой Отечественной войны, в период, когда начинают запрещаться и изгоняться все авангардные течения, устанавливается жесткая цензура и нормативность, целью спектакля становится пересказ сюжета, а не донесение режиссерской идеи до зрителя. Язык один - изобразительное искусство. Именно в этот период появляется понятие "Театр художника", когда актер становится частью декорации. Начало войны искусственным образом приостановила эту тенденцию и тем самым спасла этот вид искусства, иначе он бы изжил себя. Большое количество населения СССР оказалось на фронте войны в Европе. Увидев там немного другую жизнь, они вернулись домой с новыми идеями. Но воплотить их в жизнь удалось только после смерти Вождя народа, с началом "оттепели". 1949-53 - самые темные годы в искусстве из-за усиленной властью цензуры, не позволявшей художникам свободно творить. Конечно, события тех лет оставили ужасный кровавый отпечаток в истории, но в то же время, как это обычно бывает, на пике трагедии произошел подъем в театральном искусстве. И, на мой взгляд это приблизило художников и режиссеров к решению проблемы взаимодействия актера и театрально-декорационного оформления.

II. Тадеуш Кантор. Первое открытие художника-режиссера.

Одним из них был Тадеуш Кантор. История жизни этого человека весьма необычна и загадочна, как и его творчество. Это уникальный случай в истории, когда художник стал режиссером и создал свой театр, играя как актер практически во всех своих постановках.

Родился Кантор 6 апреля 1915 в польском городке Велополе. В 1933-1939 учился в краковской Академии художеств на факультете сценографии у профессора К.Фриша. Еще в стенах Академии Кантор впервые проявил себя как режиссер, сделав свою дипломную работу не просто художественным оформлением, а настоящим спектаклем по мотивам пьесы "Смерть Тентанжиля" М.Метерлинка. И хотя сыграна она была всего один раз, для Тадеуша это было важное открытие, которое во многом определило его дальнейшую деятельность.

В этой первой режиссерской работе он нашел художественно-театральный прием, который использовал в последующих постановках. Действующими лицами стали куклы-манекены, на которых режиссер возложил функцию актера. Поэтому Тадеуша Кантора принято считать одним из создателей "Театра художника" в России. В дальнейшем, он часто будет обращаться к этому приему. Самым ярким примером станет спектакль "Умерший класс", поставленный в 1975 г., где для каждого актера будет создана кукла-копия.

Для Тадеуша Кантора в театре не существовало грани между живым и неживым, и герой играл свою роль на сцене наравне с бездвижным манекеном. При этом актер не терял своей главной функции, а декорации не терялись на его фоне, напротив, они взаимодействовали, дополняли и помогали друг другу.

II. Работа с предметами.

Еще одним из важнейших открытий польского художника стала работа с предметами. Сначала Тадеуш научился оправдывать предметы в предлагаемых обстоятельствах. В страшные годы немецкой оккупации в Польше Кантор создал свой Независимый театр. Этот театр не имел сцены. Спектакли игрались в домах мирных жителей, которых во время репрессий забирали "люди в черном", а все понимали, что эти люди вряд ли вернутся в свои жилища.

Каждый раз актеры попадали в новую обстановку, и, хотя сюжет пьесы не менялся, каждый спектакль был сыгран по-новому, в соответствии с той "декорацией", в которой они оказывались. Это были спектакли памяти безвозвратно ушедших из своих домов людей.

В дальнейшем такое отношение к предметам в сценическом пространстве позволило художнику создавать декорационное оформление, в котором не могло оказаться случайных вещей. Предмет на сцене перестал выполнять функцию вспомогательного реквизита, а "был существом, наравне с актером, был актером".

III. "Био-объект" - симбиоз живого и неживого.

Следующая попытка оживить декорации выразилась у Кантора в его "хеппенингах", которые он создавал уже после окончания войны, будучи режиссером театра Крико 2. Эти спектакли скорее больше напоминали современные перфомансы, так как зачастую носили импровизационный характер, а их развитие во многом зависело от реакции зрителя.

Но самой важной с точки зрения сценографии была идея слияния предмета с фигурой актера. Сам Кантор называл такие странные симбиозы "био-объектами". Человек с чемоданом, девушка с ложками, мужчина со стулом - все это придуманные автором единые сценические образы. Причем нельзя сказать, что актер, игравший такую роль переставал быть объектом внимания зрителя, напротив, он настолько органично существовал с предметом, перенимая его характер, и в то же время наделял своего "партнера" главным качеством, которое его отличало, - жизнью.

IV. Итоги творчества Тадеуша Кантора.

Итогом всех поисков Тадеуша стал цикл спектаклей под общим названием "Театр Смерти". Цикл образовали пять постановок: "Умерший класс" (1975), "Велополе, Велополе" (1980), "Пусть сгинут артисты" (1985), "Я сюда уже никогда не вернусь" (1988) и "Сегодня мой день рождения" (1990). Каждое произведение цикла являлось сложной драматической композицией не только по их визуальному содержанию, но и по вербальной и музыкальной структуре. Автор назвал эти творения "персональной исповедью", в которой соединил все найденные им художественные и режиссерские приемы и средства выразительности и наполнил каждый спектакль глубоким смыслом трагедии уходящего поколения, пережившего страшную, кровопролитную, бессмысленную войну.

Тадеуш Кантор скончался в 1990 году, в Кракове, во время репетиции спектакля "Сегодня мой день рождения", которая, по иронии судьбы, несмотря на название, стала для него последней.

Заключение

Есть мнение, что Тадеуш Кантор - художник, который исключил психологическую функцию актера, сделав театр представлением своей художественной работы, а предметы - главным действующим лицом спектакля, но, на мой взгляд, он, напротив, продолжил дело Станиславского и наполнил смыслом существование театрально-декорационного оформления в условиях современного психологического театра.

Считаю важным закончить свое небольшое сочинение словами, точно выражающими суть проделанной работы Тадеушем Кантором в театральном искусстве, произнесенные самим автором:

"Театр - самое прекрасное из искусств, ибо он находится между искусством и жизнью"

Список использованной литературы и фильмография:

К.С. Станиславский "Моя жизнь в искусстве"

М. Кнебель "Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли"

М.А. Чехов "О технике актера"

В.И. Березкин "Польский театр художника: Кантор, Шайна, Мондзик"

Тадеуш Кантор манифест "Нулевой театр"

Видеозаписи спектаклей Тадеуша Кантора

Статья Culture.pl, opr. PZ 29/12/2014 "5 основных хеппеннингов Кантора"

Лекции по истории театрально-декорационного искусства В. Куприной и Т. Круковской

1

Показать полностью… https://vk.com/doc3320515_438477096
27 Кб, 26 октября 2016 в 14:47 - Россия, Москва, ГИТИС, 2016 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении